План конспект занятия по теме внимание

Обновлено: 05.07.2024

а) словесные (использование объяснений, пояснений);
б) практические (выполнение практических заданий в виде игры);
в) диагностические (рефлексия, самооценивание,).

Принципы реализации урока

  1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста и возрастных особенностей, уровня общего состояния ребёнка.
  2. Принцип доступности – уровень психологических особенностей ребёнка.
  3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
  4. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья.

Оптимальное число учащихся: 10–12 человек.

Участники: ученики 1–х классов.

Продолжительность: 25 мин.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Все сидят по кругу на стульях. В кругу один стул лишний. Игрок, сидящий справа от пустого стула, пересаживается налево со словами "А я еду". На освободившийся стул пересаживается игрок, сидящий справа от него со словами: "А я рядом", за ним следующий – "А я зайцем". и последний – называет имя любого человека, присутствующего в кругу. Этот человек бежит и садится на этот стул. На освободившийся стул пересаживается сидящий справа игрок, и игра продолжается заново. В эту игру можно играть и на улице. для этого каждому и по кругу нужно отчертить территорию (кружками) и нарисовать один лишний кружок.

II. Правила работы в группе:

  • Взаимоуважение – Один говорит, все молчат.
  • Каждый говорит от своего имени, о себе, о своём мнении, о своих мыслях и чувствах ( здесь и сейчас).
  • Конфиденциальность.
  • Безоценочность.
  • Активное участие.
  • Искренность в общении.
  • Правила работы в группе.
  • Обобщение и систематизация знаний. Я напоминаю о понятии внимание.
  • В групповой и индивидуальной работе проведем упражнения с целью закрепления знаний по новому материалу.
  • Подведение итогов урока, саморефлексия (что узнали нового, воспользуетесь ли полученными знаниями.)

IV. Актуальность темы.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения с взрослыми начинает формироваться произвольное внимание.Оно требует от ребёнка волевых усилий для своего возникновения. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе игры, обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических процессов. Для учителя особенно важно знать особенности развития свойств внимания дошкольников и младших школьников.

Внимание делится на:

  • виды (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);
  • свойства (объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение).

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания– это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания– это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойствавнимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешанностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

Развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

V. Информационный блок.

  • Понятие о внимании
  • ВНИМАНИЕ, что мы знаем о внимании и внимательности

– Не отвлекайся, будь повнимательнее, – просит мама или учительница.

– Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.

А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого?

Как вы считаете, у всех ли есть внимание?

А оно одинаково?

Внимание есть у каждого, но развито оно по-разному, кто-то запоминает много, но всё подряд, а кто-то немножко, но самое основное.

Кто-то в большинстве своём запоминает только интересное увлекательное, а кто то ещё и важное и нужное.

  • Где нам пригодится хорошее внимание (в школе, в профессиях)
  • Похвалим друг друга. Аплодисменты. Тише – громче.

VI. Практический блок.

  • Попробуем с вами потренировать внимание

Повторяем игру 2 раза.

  • Похвалим друг друга. Аплодисменты. Тише – громче.

VII. Подвижная минутка.

Молодцы. Хорошо справились с заданием.

Приложение 1. Названия животных: обезьяна, пингвин, кенгуру, птица, медведь.

  • Похвалим друг друга. Аплодисменты. Тише – громче.

Садитесь в круг.

VIII. Продолжаем тренировать внимание.

  • Похвалим друг друга. Аплодисменты. Тише – громче.

IX. Рефлексия

– Итак, давайте вспомним, что такое внимание?

Внимание есть у всех?

А зачем оно человеку?

Внимание очень важное свойство, оно помогает нам и в жизни и в учёбе. Его обязательно нужно развивать, чтобы хорошо учиться, чувствовать себя уверенными и успешными.


Разработка факультативного занятия на тему "Внимание" курса "Введение в педагогическую профессию" в 10 классе.Содержит теорию и практические упражнения на диагностику и развитие внимания.

Содержимое разработки

План-конспект занятия

Автор: Козлова Валентина Викторовна

Форма проведения: Семинар-практикум

ЦЕЛЬ: рассмотреть внимание как познавательный процесс, помочь учащимся осознать роль внимания в жизни человека.

-определить функцию внимания как направленности сознания на объект;
— рассмотреть условия возникновения внимания;
— рассмотреть виды внимания;
— изучить его свойства;
— в практических заданиях определить индивидуальные особенности внимания учащихся;
— показать возможности повышения качества внимания.

Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно. Франц Кафка

Внимание – это подруга ума и мудрости. Мюнстерберг

… Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. К.Ушинский

Организационный момент

Добрый день! Садитесь. Дежурный доложите, пожалуйста, об отсутствующих.

Актуализация знаний

Прочтите высказывания на доске. Как вы их понимаете?

Объяснение нового материала

1. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Отвлечение внимания с неизбежностью приводит к разрушению деятельности. Столь же важно оно и для протекания общения. Например, умение непрерывно удерживать внимание на собеседнике и все время слушать и слышать его представляет один из основных факторов эффективности общения.

Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов. Например, можно быть внимательным при заучивании, внимательно слушать музыку и т. д. Внимание, как правило, проявляется в характерной позе, выражении лица, однако без должного опыта можно ошибиться.

Например, полная тишина в классе во время урока далеко не всегда означает, что школьники внимательно слушают объяснения учителя.

Виды внимания

Впервые вниманием занялся Аристотель. Затем внимание стали изучать только в конце 19 в. Аристотель выделил виды внимания. За основание классификации берется степень активности личности.

-Как видите, в результате непроизвольного внимания много информации ускользает от нас.

Произвольное внимание подчинено воле человека. Произвольное внимание – внимание, которое служит достижению поставленной ранее цели и позволяет осуществлять контроль за выполняемой деятельностью. Человек ставит перед собой цель, использует специальные приемы (технику внимания), прилагает определенные волевые усилия. Необходимость в произвольном внимании возникает в ситуациях, когда субъект должен выполнять деятельность, объект, которой не вызывает непосредственного интереса и не обладает свойствами, привлекающими непроизвольное внимание. Ситуация может значительно обостряться в связи с наличием конкурирующих объектов или деятельностей. Например, ситуация подготовки к экзамену по неинтересному предмету, в условиях, когда хочется отдохнуть, пообщаться с друзьями, посмотреть хороший фильм и т.д

Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:

1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;

2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;

4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.

Это внимание является более сложным, чем непроизвольное. Оно формируется у ребенка на протяжении младшего школьного возраста.

Н.Ф.Добрынин ввел послепроизвольное внимание, которое возникает на основе произвольного внимания. Произвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая интереса деятельность по мере углубления в нее захватывает и увлекает человека. Напряжение сразу исчезает, и он продолжает работать целенаправленно. Значение послепроизвольного внимания в процессе обучения очень велико, поскольку постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна.

Определите, какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях:

Редактор поручает корректору срочно проверить ошибки в напечатанной статье.

Читая книгу, студент слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

Начальник диктует текст выступления секретарю-машинистке, которая печатает его на машинке.

Студент следит за докладом преподавателя и задает ему в процессе лекции много вопросов.

Концентрация важна для видов деятельности, которые требуют предельной сосредоточенности на объекте, например, в деятельности диспетчеров, операторов, водителей и т.п.

2. Устойчивость – это длительность сосредоточения внимания на объекте. Противоположностью устойчивого внимания является неустойчивое внимание, колеблющееся. Внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Период 2-3с – 12с. Устойчивость внимания у разных людей различна. Устойчивость внимания может колебаться и у одного человека. Это зависит от значимости, интереса дела для человека, его здоровья, от внешних обстоятельств.

3. Объем внимания определяется количеством объектов, которые человек может одновременно удерживать в зоне повышенного внимания. Это число объектов, которое мы можем воспринимать одновременно 7±2. Такие объекты еще называют единицами информации.


4. Распределение внимания определяется способностью человека одновременно выполнять несколько действий (возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов). Когда человек читает интересную книгу, его внимание распределено по тексту и одновременно сконцентрировано на том предложении, которое он причитывает в настоящий момент. Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одновременно семь несвязных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако есть все основания предполагать, что одновременно протекает только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Если одно действий человек научился делать не задумываясь (то есть действие полностью автоматизировалось, стало навыком), а также если существует логическая взаимосвязь между выполняемыми действиями, тогда распределение внимания возможно.

В некоторых профессиях умение распределять внимание особенно важно. Это профессии летчика, шофера, педагога. Водитель должен одновременно следить за дорогой прямо-впереди и сбоку-сзади, не забывая вести машину. Учитель объясняет урок и следит за классом, нередко он еще и пишет что-то на доске.

5. Переключение – это процесс преднамеренного перемещения внимания с одного объекта на другой. Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. При этом перевод внимания с одного на другое всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием. При этом переключение всегда осознанно, а отвлекается внимание неосознанно. Чаще всего мы отвлекаемся из-за того, что утомились, и отвлечение помогает нам отдохнуть. Виды деятельности, связанные с динамичным выполнением множества последовательных действий и операций, предъявляют повышенные требования к переключению внимания.

Иногда человек, глубоко сконцентрированный на внутренней важной задаче, подсознательно пытается избежать усилий и не переключаться с этой задачи на внешние раздражители. Это явление – рассеянность, которая сводится к плохой переключаемости. Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых. Однако их рассеянность часто является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете интересов: они так погружены в свои мысли, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и могут оказаться в смешном положении.

Упражнение. Закройте глаза и отвечайте на мои вопросы с помощью пальцев руки, подняв ее над головой.

- Сколько стендов в классе? Сколько шкафов в классе? …

Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или ха­рактерно с какой-либо точки зрения.

Для тренировки наблюдательности проводите следующее упражнение – постоянно задавайте вопросы:

А) Вспомните, кто сегодня отвечал на уроке математики? А вчера?

Б) На какие вопросы отвечали ученики?

В) Что делал учитель?

Г) Сколько в вашем классе кареглазых?

Упражнение. Попробуем исследовать устойчивость, концентрацию и переключение внимания каждого из нас. Учителю потребуется один ассистент. Все остальные ученики кладут перед собой текст, вырезанный из любой газеты.

Обработка результатов. Обменяйтесь бланками со своим партнером и проверьте правильность выполнения задания. Ошибки отмечайте на полях: пропущенную букву — черточкой, неправильно зачеркнутую — галочкой. Подсчитайте количество ошибок в каждом временном промежутке (между вертикальными чертами).

IV. Проверка понимания и закрепление материала

Ответьте на вопросы:

Что такое внимание?

Какие виды внимания вы узнали?

Какие свойства существуют у внимания?

4. Каковы свойства внимания?
5. Как тренировать внимание?
6. Зачем тренировать внимание?

V. Заключение

Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М., 2004.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2003.

Дубровина И.В. и др. Психология./ Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2005.

Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М., 2001.

Рогов Е.И. Психология познания. – М., 2001.

Трофимова Н.М., Поленякина Е.В., Трофимова Н.Б. Общая психология: Практикум. – СПб., 2


-80%

Воспитательная - воспитывать у студентов интерес к проблемам психолого - педагогического знания.

ВложениеРазмер
plan-konspekt_vnimanie.docx 25.09 КБ

Предварительный просмотр:

план конспект учебного занятия

(предмет: педагогические основы преподавания творческих дисциплин)

преподаватель Гричановская Ольга Николаевна

Тема учебного занятия: внимание.

Цели учебного занятия:

Обучающая - дать представления учащимся о функции внимания, ее видах и свойствах; Развивающая - формировать у студентов способность проникать в сущность обозначенной проблемы, находить способы переноса теоретических знаний в решение практических задач; Воспитательная - воспитывать у студентов интерес к проблемам психолого - педагогического знания.

- определить функцию внимания как направленности сознания на объект;

- рассмотреть условия возникновения внимания;

- рассмотреть виды внимания;

- изучить его свойства;

- в практических заданиях определить индивидуальные особенности внимания учащихся;

- показать возможности повышения качества внимания.

Тип учебного занятия: лекция.

- технология адаптивной системы;

- технология проблемного обучения;

Формулирование темы и целей урока.

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.
  3. Ритуал прощания.

I. Введение в урок (Слайд 2.)

– Добрый день, ребята! Вначале урока я хочу вам рассказать индусскую притчу. Пожалуйста, прослушав ее, попробуйте определить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

– И так о чем у нас сегодня пойдет речь? (Выслушать все ответы учеников).

Формулирование темы и целей урока (Слайд 3.)

– Правильно, мы сегодня будем говорить о внимании.

II. Основная часть урока

Сейчас каждый из вас в своих тетрадях попробует самостоятельно создать определение внимания.

– Кто желает озвучить свое определение? (Выслушать желающих).

Определение (Слайд 4.)

Внимание – это направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, которые имеют для человека определенную значимость.

Признаки возникновения внимания (Слайд 5-9.)

Студенты разбиваются на пары, каждый в паре должен рассказать друг другу, интересную историю, которую он прочитал, увидел за последний месяц. Каждому человеку в группе дано по 1 минуте, для того чтобы рассказать свою историю. Два человека выходят к учителю. У каждого задание узнать, что интересного произошло у одного из однокурсников. За первым закрепляется один человек, за вторым другой. Через 2 минуты у каждого узнается, что они услышали. Вначале узнается, что они узнали об интересной истории того человека к кому они прислушивались. Второй раз, что слышали об истории любого другого однокурсника.

– Что вы заметили? (Выслушать желающих).

Вслушавшись в речь какого-то одного человека, слова, произносимые остальными, не воспринимаются.

Вывод: наше внимание избирательно. Мы всегда уделяем в окружающей обстановке больше внимания чему-либо одному. В ущерб остальному. Чему – зависит от нашего контроля над ситуацией, хотя при этом нельзя сказать, что мы полностью отключились от остального.

Виды внимания (Слайд 10-11.)

В зависимости от наличия или отсутствия сознательной цели человека сосредоточить свое внимание на чем-либо выделяют, соответственно произвольное и не произвольное внимание.

Внимание, появляющееся без специальных целенаправленных усилий, называют непроизвольным вниманием. Непроизвольное внимание у нас возникает из-за раздражителей, потребностей, значимости и эмоциональной привлекательности для нас.

Произвольным внимание становится тогда, когда человек управляет им. Обращает внимание на что-то, не яркое, что не кажется в данный момент интересным, или что стало настолько привычным, если бы не усилия воли, человек бы перестал это замечать. Например, вы собираетесь учить специальность и читать интересную книгу. Ваше внимание будет приковано к книге. Ведь она для вас интересна, чем занятия специальностей. Перейти к занятию на инструменте, можно будет только, при помощи воли включив произвольное внимание.

– Как вы думаете, а если бы наше внимание всегда было произвольным, хорошо бы было нам? (Выслушать мнение учащихся).

Вывод. Непроизвольное внимание нам необходимо оно помогает человеку ориентироваться во внешнем мире.

Есть еще один вид внимания – послепроизвольное. Этот термин введен отечественным психологом Н.Ф.Добрыниным. Часто бывает так, что деятельность, которая вначале требовала волевых усилий для сосредоточения внимания, становится затем интересной и увлекает нас. Например, с неохотой вы приступили к подготовке реферата по истории исполнительства. Сосредоточиться было трудно, но постепенно оказалось, что вам попалась интересная тема, и вот уже никакие телефонные звонки друзей, телевизионные передачи не могут оторвать вас от работы. В этом случае говорят о послепроизвольном внимании, возникшем из произвольного. (Слайд 12.)

Свойства внимания (Слайд 13.)

1) Попробуйте одновременно указательным пальцем левой руки стучать по столу, указательным пальцем правой руки делать вращательные движения и при этом громко читать книгу.

2) Попробуйте, одновременно написать левой рукой свое имя, а правой – свою фамилию.

После эксперимента вопросы студентам: у кого получился эксперимент? В чем, вы испытывали трудности? Как вы думаете, что помогает человеку делать насколько дел одновременно?

Вывод: выполнять одновременно несколько разных дел человеку помогает распределение внимания. Многочисленные исследования показывают, что мы можем делать два (или даже больше) дел одновременно, если все они (или за исключением одного из них) доведены до автоматизма. Одна из выполняемых деятельностей находится при этом в центре внимания, а остальные – на краях его. Если же два из них недостаточно усвоены, то одновременное их выполнение становится невозможным, так как в центре внимания может находиться только одна деятельность.

Эксперимент позволит вам установить вашу переключаемость.

Инструкция: В этом эксперименте на каждом этапе нужно фиксировать время, которое вам понадобится для выполнения задания. После окончания каждого этапа поднимите руку, я назову ваше потраченное время на выполнения работы.

Первый этап: укажите в таблице и назовите числа в убывающей последовательности (от 25 до 1).

Второй этап: укажите в таблице и назовите буквы по алфавиту (от А до Ц).

Третий этап: поочередно находите в таблице числа в убывающей последовательности и буквы по алфавиту.

Обработка полученных результатов.

Время переключения внимания (t)вычисляется по формуле:

t = t3 – (t1 + t2), где t1, t2, t3 – время выполнения задания на 1-м, 2-м и 3-м этапах.

- Ребята, вспомните о правильной посадке и проверьте свою, пожалуйста.

Устойчивость – это способность длительно сосредоточиться на объекте или выполняемой деятельности. Проверить свою устойчивость внимания вам поможет следующий эксперимент.

19 и более – отлично;

4- 9 – удовлетворительно;

3 и менее – неудовлетворительно.

5. Концентрация внимания

Данное свойство определяет, насколько сильно, интенсивно мы сосредоточиваемся на объекте.

В одной старинной притче некий ценитель книг придумал удивительный способ проверять, интересная книга или нет. Он выходил с этой книгой на крыльцо в трескучий мороз, и если чтение увлекало его настолько, что холод не мешал, то книга попадала на полку, а если сконцентрировать внимание не удавалось, то человек этот бросал книгу в огонь, вернувшись в дом и греясь у очага.

Вы можете проверить свою концентрацию более простым и менее жестоким по отношению к книгам способом.

6. Объем внимания

Это свойство зависит от количества объектов, которые могут быть охвачены вниманием человека одновременно (в пределах 0,1 секунды). Обычно при восприятии простых объектов (цифр, букв, фигурок и т. п.) объем внимания составляет 5 + 2 элементов.

Между объемом внимания и его концентрацией существует определенное соотношение: чем выше интенсивность или сила внимания, тем меньше его объем.

III. Подведение итогов (Слайд 15.)

– Что узнали нового на занятии? Что поняли на занятии

– Что понравилось на занятии? Что не понравилось?

IV. Домашнее задание (Слайд16.)

V. Ритуал прощания (Слайд 17.)

– Спасибо за ВНИМАНИЕ!

2. Немов Р.С..Общая психология. Учеб. Для студ. Образоват. Учреждений средн. Проф. Образования – ВЛАДОС, 2001.

3. Уколова М.Необыкновенное путешествие обыкновенного мальчика в страну психику.// Школьный психолог. – № 14 – 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУД 01,02 Русский язык и литература Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"

Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека" Цель занятия: -ознакомление обучающихся с одним из лучших произведений о Великой Отечест- венной войны, написанных в первые после.

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира.".

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.».

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства».

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.».

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5. Австралия.».

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.».

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект теоретического занятия

ЦЕЛЬ: рассмотреть внимание как познавательный процесс, осознание роли внимания в жизни человека.

сформировать у воспитанников представление о внимании;

познакомить воспитанников с видами и свойствами внимания;

сформировать потребность развития наблюдательности.

Организационный момент

Актуализация знаний

Прочтите высказывание на слайде. Как вы его понимаете?

Объяснение нового материала

3.1. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Отвлечение внимания с неизбежностью приводит к разрушению деятельности. Столь же важно оно и для протекания общения. Например , умение непрерывно удерживать внимание на собеседнике и все время слушать и слышать его представляет один из основных факторов эффективности общения.

Внимание – психический процесс, который состоит в направленности и сосредоточенности психической активности на чем–либо.

3.2. Виды внимания.

Впервые вниманием занялся Аристотель. Затем внимание стали изучать только в конце 19 в. Аристотель выделил виды внимания. За основание классификации берется степень активности личности.

1. Непроизвольное – внимание, которое вызывается особенностями воздействующих данных предметов без намерения быть к ним внимательным. Оно не связано с участием воли и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, контрастности, эмоциональной окраски, интереса к данному объекту. Громкий звук, яркий свет, начало и прекращение движения (звука, света) привлекают внимание помимо нашей воли. Мерцающий свет, прерывистые звуки, необычность, новизна предметов и явлений и т.п. Кроме того, каждый человек обращает внимание на, что связано с его профессиональным интересом. Милиционер обратит внимание на неправильно припаркованнную машину, а архитектор или художник – на красоту старинного здания.

2. Произвольное внимание подчинено воле человека. Произвольное внимание – внимание, которое служит достижению поставленной ранее цели и позволяет осуществлять контроль за выполняемой деятельностью. Человек ставит перед собой цель, использует специальные приемы (технику внимания), прилагает определенные волевые усилия. Необходимость в произвольном внимании возникает в ситуациях, когда субъект должен выполнять деятельность, объект, которой не вызывает непосредственного интереса и не обладает свойствами, привлекающими непроизвольное внимание. Ситуация может значительно обостряться в связи с наличием конкурирующих объектов или деятельностей. Например , ситуация подготовки к экзамену по неинтересному предмету, в условиях, когда хочется отдохнуть, пообщаться с друзьями, посмотреть хороший фильм и т.д. Произвольное внимание по происхождению и по сущности не природно, а социально. Это внимание является более сложным, чем непроизвольное. Оно формируется у ребенка напротяжении младшего школьного возраста.

3. Н.Ф.Добрынин ввел послепроизвольное внимание, которое возникает на основе произвольного внимания. Произвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая интереса деятельность по мере углубления в нее захватывает и увлекает человека. Напряжение сразу исчезает, и он продолжает работать целенаправленно. Значение послепроизвольного внимания в процессе обучения очень велико, поскольку постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна.

Определите, какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях:

Редактор поручает корректору срочно проверить ошибки в напечатанной статье.

Читая книгу, студент слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

Начальник диктует текст выступления секретарю-машинистке, которая печатает его на машинке.

Студент следит за докладом преподавателя и задает ему в процессе лекции много вопросов.

3.3. Свойства внимания

Концентрация важна для видов деятельности, которые требуют предельной сосредоточенности на объекте, например, в деятельности диспетчеров, операторов, водителей и т.п.

2. Устойчивость – это длительность сосредоточения внимания на объекте. Противопололожностью устойчивого внимания является неустойчивое внимание, колеблющееся. Внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Период 2-3с – 12с. Устойчивость внимания у разных людей различна. Устойчивость внимания может колебаться и у одного человека. Это зависит от значимости, интереса дела для человека, его здоровья, и, наконец от внешних обстоятельств.

3. Объем внимания определяется количеством объектов, которые человек может одновременно удерживать в зоне повышенного внимания. Это число объектов, которое мы можем воспринимать одновременно 7±2. Такие объекты еще называют единицами информации . Важно учитывать во многих областях жизни. Например , создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше 5 слов. Человек, находящийся у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов.

4. Распределение внимания определяется способностью человека одновременно выполнять несколько действий (возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов). Когда человек читает интересную книгу, его внимание распределено по тексту и одновременно сконцентрировано на том предложении, которое он причитывает в настоящий момент. Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одновременно семь несвязных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственнных дипломатических документов. Однако есть все основания предполагать, что одновременно протекает только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Если одно действий человек научился делать не задумываясь (то есть действие полностью автоматизировалось, стало навыком), а также если существует логическая взаимосвязь между выполняемыми действиями, тогда распределение внимания возможно. Важно для водителей, педагога и т.п.

5. Переключение – это процесс преднамеренного перемещения внимания с одного объекта на другой. Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. При этом перевод внимания с одного на другое всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием. При этом переключение всегда осознанно, а отвлекается внимание неосознанно. Чаще всего мы отвлекаемся из-за того, что утомились, и отвлечение помогает нам отдохнуть. Виды деятельности, связанные с динамичным выполнением множества последовательных действий и операций, предъявляют повышенные требования к переключению внимания.

Попробуйте найти универсальный способ запоминания этих свойств внимания. УКРОП.

Иногда человек, глубоко сконцентрированный на внутренней важной задаче, подсознательно пытается избежать усилий и не переключаться с этой задачи на внешние раздражители. Это явление – рассеянность, которая сводится к плохой переключаемости. Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых. Однако их рассеяность часто является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете интересов: они так погружены в свои мысли, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и могут оказаться в смешном положении.

3.4. Упражнение . Закройте глаза и отвечайте на мои вопросы с помощью пальцев руки, подняв ее над головой. Сколько окон в группе? Сколько выключателей в группе? …

Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения.

Для тренировки наблюдательности проводите следующее упражнение – постоянно задавайте вопросы:

А) вспомните, кто отвечал на занятии? А вчера?

Б) на какие вопросы отвечали воспитанники?

В) какие действия совершал воспитатель? Какую они имели цель?

Г) сколько в группе блондинок и т.д.

IV. Проверка понимания и закрепления материала

Ответьте на вопросы:

Что такое внимание?

Какие виды внимания вы узнали?

Какие свойства существуют у внимания? Вспомните слово – УКРОП!

V. Заключение

• способствовать формированию основных жизненных компетентностей.

Базовые понятия: Внимание.

Методы: рассказ, беседа, объяснение; демонстрация.

Тип урока : изучение новой темы.

Оборудование и материалы:

Продолжительность урока – 40 мин.

Ход урока

-Сегодня мы продолжим изучать познавательные процессы. Перед вами 2 картинки. Вам нужно найти отличия. (Картинка демонстрируется через проектор).

- Внимание - это сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности при отвлечении от всего остального. (подчеркнутый текст – под запись в тетрадь)

- Давайте рассмотрим, как осуществляется этот процесс?

1. Раздражение нервных клеток.

(схематичная зарисовка на доске)

-Предлагаю в этом разобраться.

- Как вы реагируете, если, играя в компьютер, у вас зазвонил телефон? (Переключаете свое внимание).

- Эта реакция зависит от вашей воли или сознания? (нет)

- Непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью или новизной раздражителя, его подвижностью, контрастом между раздражителями.

- Все, наверное, слышали о Шерлоке Холмсе. Во время расследования преступлений он находил такие доказательства, которые не замечали другие. Мы сейчас с вами поиграем в Шерлока Холмса. Вам нужно определить, где находится человек, который одет в, имеет голубые глаза, носит очки, … (это я)

- Что вам помогло отыскать этого человека?

- Вид внимания, которое зависит от нашей воли и сознания, возникает в результате сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется произвольным.

Внимание бывает произвольным и непроизвольным

-Когда человек лучше запоминает новую дорогу, если идёт один или со спутником, хорошо знающим дорогу? Почему?

-Пойдем дальше. Когда человек усердно думает и решает в уме какую-то задачу, его внимание направлено внутрь. А если оно направлено на окружающие объекты и явления?

Внимание может быть внешненаправленное и внутреннее.

Все люди отличаются друг от друга. Вот и познавательные процессы также имеют свои особенности. Для внимания характерны следующие свойства: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключаемость.

Сосредоточенность внимания - удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания - это длительность сосредоточения.

Объем внимания определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Численная характеристика среднего объема внимания 7 единиц информации.

Под распределением внимания понимается возможность одновременного выполнения двух или более видов деятельности.

-Докажи, что в профессиональной деятельности людей внимание играет важную роль (повар, учитель, водитель, инженер).

Итог урока

На стене вы видите выражение К. Д. Ушинского

-Как вы его понимаете?

-Что такое внимание?

-Какие различают виды внимания?

-Назовите свойства внимания?

-Какова роль внимания в нашей жизни?

В заключение урока выполним упражнения

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (размера, одинаковой формы, из одного материала и т. п., по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

Читайте также: