План конспект урока русской литературы 5 класс а майков колыбельная песня

Обновлено: 05.07.2024

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Метапредметные

развитие навыка постановки цели занятия, умение действовать по порядку, опираясь на цель, развитие умения соотносить цель и результат;

развитие умения грамотно излагать мысли, формирование умения сотрудничества с коллективом;

формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение необходимой информации из источника.

- знание особенностей жанра колыбельных песен;

- знание народных колыбельных песен;

- знание авторов известных колыбельных песен;

- знание отличительных черт народной и авторской колыбельной песни;

- знание краткой биографии А. Н. Майкова;

Организация образовательного пространства

Технология изучения темы

- Здравствуйте, ребята. Встаньте, пожалуйста. Пожалуйста, присаживайтесь.

- Проверьте свои рабочие места, все ли на месте, порядок ли на парте? У вас на парте должен быть учебник литературного чтения, пенал. Вспомним, правила посадки за партой. Следим за осанкой – спинка прямая. Ноги стоят на полу. Обе руки лежат на парте.

Проверяют готовность к уроку

Вспоминают правила посадки за партой

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- принятие и освоение социальной роли ученика

- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке литературного чтения?

- А что это такое?

- На какие две группы по происхождению мы разделили колыбельные песни? (Слайд 3)

Спрашивает одного ученика.

- А чем они отличаются? В чем их главное отличие?

- Спрашивать буду только тех, кто поднял руку.

Спрашивает 2-х учеников.

- Все согласны с тем, что сказали ребята? Если нет, то почему?

- А с колыбельной песней какого автора вы познакомились на прошлом уроке?

- Сейчас я предлагаю прослушать ее в исполнении, после чего вы попробуйте прочитать ее выразительно, соблюдая интонацию. (Слайд 4-5)

- Мы прослушали колыбельную песню. Какие эмоции, чувства она у вас вызвала?

- Откройте учебники на странице 75, найдите эту песню. Несколько раз прочитайте ее вполголоса.

- Следите за осанкой. Спинка прямая, обе ноги стоят на полу.

- Аня, прочитай, пожалуйста, выразительно это произведение.

Спрашивает еще 3-х учеников.

Поправляет ошибки в чтении у учеников.

- Я вижу, что вы постарались дома и выполнили домашнее задание.

- Отложите учебники на край парты.

(Теплота, радость, счастье и т.п.)

Вполголоса читают колыбельную песню

Несколько учеников выразительно читают, остальные следят пальцем и поправляют.

развитие умения грамотно излагать мысли

- знание особенностей жанра колыбельных песен;

- знание народных колыбельных песен;

- знание авторов известных колыбельных песен;

- знание отличительных черт народной и авторской колыбельной песни

формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение необходимой информации из источника

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Но, чтобы попасть в эту страну, нам нужно выполнить одно небольшое задание, а именно тест из 5 вопросов про колыбельные песни, которые мы уже изучили на прошлых уроках литературного чтения. Также есть вопросы про нашу сегодняшнюю гостью.

- Как вы считаете, сможете ли вы сейчас выполнить это задание? Почему?

- Я вам предлагаю попробовать это сделать и проверить ваши предположения. У вас на столах лежат белые карточки, переверните их. Вам необходимо решить тест, опираясь на раннее изученное. (Приложение 1)

- На эту работу вам дается 2 минуты.

- Не забываем про правильную посадку. Спинку держим ровно, обе ноги стоят на полу..

Знакомятся с заданием

(Да/нет; мы знаем это; мы этого еще не знаем)

Следят за посадкой

развитие умения грамотно излагать мысли

формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение необходимой информации из источника

Этап выявления места и причины затруднений

- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Смогли ли вы все выполнить это задание? Какие трудности у вас возникли?

- Давайте подумаем, почему не все смогли выполнить это задание без ошибок?

- Хорошо. Отложите карточку на край парты.

(Не знаем новую колыбельную песню; не читали ее; не знаем автора)

развитие умения грамотно излагать мысли

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Пожалуйста, откройте учебник на странице 81 и прочитайте тему урока.

- Назовите тему урока. (Слайд 8)

- А знакомы ли вы с этой колыбельной песней?

- Какую цель вы поставите на уроке? (Слайд 8)

- А что нам нужно сделать, чтобы достичь ее? Какие задачи мы поставим? (Слайд 9)

- Нужно ли нам узнать информацию об авторе?

- А прочитать это произведение?

- Будем ли мы учиться читать его выразительно, без ошибок?

- Что мы будем делать на уроке, чтобы выполнить эти задачи?

Выводят тему и цель урока.

(Да, нужно; да; да; да; чтобы выполнить эти задачи, мы будем читать, обсуждать и т.п.)

развитие навыка постановки цели занятия, умение действовать по порядку, опираясь на цель

развитие умения грамотно излагать мысли

Реализация построенного проекта

- Давайте же начнем нашу работу!

- Для начала, я предлагаю вам познакомиться с автором этой колыбельной песни.

- Пожалуйста, обратите внимание на экран. (Слайд 10)

Показывает фотографии автора и зачитывает его краткую биографию. (Приложение 2)

- Итак, что вы узнали об авторе? (Слайд 11)

Спрашивает 3-х учеников.

- Хорошо. Молодцы, что внимательно слушали.

- А сейчас, расслабьтесь, сядьте поудобнее, закройте глаза. (Слайд 12)

- Вам необходимо внимательно прослушать эту колыбельную песню, постараться понять ее смысл.

Напоминает про правила поведения на уроке.

- Закончили. Откройте глазки, сядьте ровно. (Слайд 13)

- Давайте обсудим то, что вы услышали.

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Похоже ли оно на сказку? Если да, то чем?

- Я спрашиваю только тех, кто поднял руку.

Спрашивает 4-х учеников.

- Возьмите учебник. Он открыт у вас на странице 81. Прочитайте вполголоса это стихотворение.

Напоминает про правильную посадку за партой.

- Спинку держим ровно, обе ноги стоят на полу.

- Кто закончил, покажите мне, что готовы продолжить работу.

- Какую картину вы представляли, когда читали?

Спрашивает несколько учеников.

- Какие незнакомые, сложные слова вам встретились?

Организует разбор сложных слов.

- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение? Почему?

- Прочитайте последний раз это стихотворение вполголоса, стараясь интонацией выразить его настроение, соблюдая знаки препинания.

Следит за чтением учеников.

- Кто закончил, сядьте красиво, чтобы я видела, что вы готовы.

Знакомятся с автором стихотворения

(Его зовут Апполон Николаевич Майков; он родился в 1821 году и т.п.; в 1860 г.)

(Стало приятно, радостно; да, оно похоже на сказку тем, что там есть герои и они сказочные)

Работа с учебником

Читают стихотворение вполголоса

(Ветер кружится над землей, вся природа засыпает; автор так назвал это стихотворение, потому что оно убаюкивает; эту песню поет Ветер)

Называют слова, вызвавшие трудности при чтении

(Нужно читать негромко, тихо, напевая, нежно; потому что Ветер как-бы поет, пытается усыпить)

развитие умения грамотно излагать мысли

- знание краткой биографии А. Н. Майкова;

формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение необходимой информации из источника

- А сейчас встаньте так, чтобы вам ничего не мешало.

Видео-физкультминутка. (Слайд 14-15)

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Присаживайтесь. Вернемся к нашей работе.

- Давайте вспомним правила работы в группе.

Читает правила вслух.

- Ваше задание заключается в том, чтобы подготовить хорошее выступление перед классом, проиграв сценку и передав замысел стихотворения. Для этого, нужно выразительно прочитать его, соблюдая интонацию и знаки препинания.

- На подготовку вам дается 2 минуты. После чего каждая группа представит свое выступление перед классом.

Следит за поведением учащихся.

Организует проверку результатов работы учащихся в группах.

Поправляет ошибки в чтении у учеников.

- Победителем нашего конкурса становится группа 2. Они и получают 5 за урок. Они очень выразительно проиграли диалог матери и Ветра, а также прочитали все стихотворение без ошибок.

Объединяются в группы, распределяют роли

Вспоминают правила работы в группе

Знакомятся с заданием

Представляют результаты групповой работы

Проверяют правильность выполнения задания у других групп

формирование умения сотрудничества с коллективом

формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение необходимой информации из источника

- умение проводить самооценку по эталону

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Вспомним правила посадки за партой. Спинка прямая, ноги стоят на полу, обе руки лежат на парте. Покажите мне, что вы готовы продолжать работу.

- А прочитали само стихотворение?

- Теперь вы можете выполнить задание, а именно решить тест?

- Возьмите карточку с тестом. Подпишите ее на обратной стороне. Можете приступать к выполнению задания. (Приложение 1)

- На работу вам дается 3 минуты.

Следит за посадкой учащихся.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Пожалуйста, обратите внимание на экран. Сверьте ваши работы с решением. (Слайд 16)

- Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки.

- Молодцы! Отложите все на край парты. (Слайд 17)

Вспоминают правила посадки за партой

Индивидуально выполняют задание на карточках

Проводят самоанализ результатов своей работы по эталону

- знание особенностей жанра колыбельных песен;

- знание народных колыбельных песен;

- знание авторов известных колыбельных песен;

- знание отличительных черт народной и авторской колыбельной песни;

- знание краткой биографии А. Н. Майкова;

- умение проводить самооценку по эталону

Включение в систему знаний и повторения

- Объясняю правила. После того, как я прочитаю вопрос, вам за пол минуты нужно дать на него ответ. Если же ответа нет, вопрос меняется.

- Готовы? Начнем! (Слайд 18)

1. Что такое колыбельная песня?

2. Для чего поют колыбельные песни?

3. Какие колыбельные песни вы знаете?

5. Кто из семьи чаще всего поет колыбельные песни?

- Молодцы! Вы хорошо справились с испытанием!

Участвуют в блиц-опросе

Знакомятся с правилами

- знание особенностей жанра колыбельных песен;

- знание народных колыбельных песен;

- знание авторов известных колыбельных песен

формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение необходимой информации из источника

- Давайте подведем итог урока.

- Какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 19)

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли ли вы ее?

- Все ли задачи решили? (Слайд 20-21)

- Пригодятся ли полученные знания в жизни?

Просит оценить свою деятельность на уроке.

- Доволен ли ты своей работой?

- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

- Встаньте, пожалуйста, спасибо за работу, урок закончен.

Формулируют и отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою деятельность на уроке

развитие умения грамотно излагать мысли, формирование умения сотрудничества с коллективом

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель: создание условий для осмысления значения колыбельной песни. Задачи: - выявить особенности жанра колыбельной песни; - сравнить литературную и народную колыбельную песню; - попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей. Тип урока: открытие новых знаний учащихся. Планируемые результаты: - Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.

- Давайте вспомним жанры произведений, которые мы читали по этой теме?

(Листочки с таблицей)

- А вот сегодня мы ещё познакомимся с произведениями и в конце урока вы дополните эту таблицу.

- У кого из вас есть младшие братья и сёстры?

- Какие у вас с ними отношения?

- В чем проявляется ваша любовь?

- Тяжело бывает порой их чем – нибудь развлечь, но бывают такие моменты, когда они отдыхают, спят, а для маленьких сон – это время. когда они растут, и тогда они ещё милее становятся. А чтобы они лучше засыпали, им поют колыбельные песни. Младенец слушает ласковый голос мамы и засыпает. Ведь вы тоже были маленькими и вам тоже пели колыбельные песни.( показ фотографий)

- Какие колыбельные пели вам?

- Какие чувства вызывает у вас эта песня?

Б) словарная работа

в) Упражнение в выразительном чтении.

-Как нужно читать это стихотворение?

- Почему такой заголовок?

г) Знакомство со стихотворением М. Лермонтова.

- О чём говорит это название?

- Прочитайте про себя, отметьте трудные , непонятные слова.

( Карточки сильным уч-ся с полной версией этого стихотворения)

- Какие слова непонятны?

-Какие слова повторяются?

- Как вы думаете , почему?

- Чтение полной версии этого стихотворения.

- В каких словах мы видим выражение особых чувств?

Д) Знакомство с рассказом В. Осеевой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: создание условий для осмысления значения колыбельной песни.

- выявить особенности жанра колыбельной песни;

- сравнить литературную и народную колыбельную песню;

- попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей.

Тип урока : открытие новых знаний учащихся.

Планируемые результаты:

- Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.

- Предметные результаты – познакомятся с жанром колыбельной песни, научатся сравнивать народные и авторские колыбельные.

- Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, в парах.

Методы: объяснительно – иллюстративный, поисковый.

Оборудование: запись с колыбельными песнями, раздаточный материал

I. Организационный этап. Положительный настрой.

– Доброе утро! Поприветствуйте гостей.

- Тихо сели на свои места.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.

Улыбнитесь друг другу.
Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём,
И к сердечку поднесём.

- Вы чувствуете солнечное тепло?
- Пусть сегодня на уроке будет тёплая, дружеская атмосфера, которую вы сохраните до конца урока.

- Каким вы хотите, чтобы сегодня был урок?

- А что нам для этого надо сделать?

На перемене вы имели возможность ознакомиться с планом работы.

1.Определение темы и цели урока.

2. Работа по новой теме.

а). Подготовка к восприятию:

жизненные наблюдения учащихся.

б). Слушание записи.

в). Беседа эмоционально оценочного плана.

г). Анализ живописного образа в стихотворении.

4. Работа по учебнику.

а). Подготовка к выразительному чтению.

5. Выразительное чтение учащимися.

е). Обобщение по поводу прочитанного.

6. Знакомство с биографией А.Н. Майкова

7.Работа со словарём

8. Мини исследования учащихся

II . Подготовка учащихся к работе на основном этапе . Определение темы урока.

- Ребята, чей голос нас успокаивает, утешает, убаюкивает?

- Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.

( Исполняется колыбельная песня, аудиозапись)

- Что вы сейчас прослушали?

- Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

- Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?

(Ответы детей)

- Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок. А написал её для нас Аполлон Николаевич Майков.

- Что бы вы хотели узнать о таком жанре как колыбельная песня?

(Как появились колыбельные песни? С какой целью сочинялись? Какие особенности есть у колыбельных песен? В чем их таинство?)

С вашей помощью мы определили задачи, которые мы постараемся решить сегодня на уроке:

- выявить особенности жанра колыбельной песни;

- попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние людей.

III . Знакомство с биографией.

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая 1821 г. в Москве. Детские годы поэта прошли в подмосковном селе Никольском, близ Троице-Сергиевой лавры. Отец, Николай Аполлонович Майков — художник, академик живописи, мать, Евгения Петровна — писательница. В доме Майковых частыми гостями были художники, литераторы, музыканты. Одним из домашних учителей Майкова был И. А. Гончаров.

В 1837 г. Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, охотно и много занимался историей Древней Греции и Рима, изучал латинский язык и римских поэтов. Писать стихи начал в пятнадцатилетнем возрасте. Молодой Майков мечтал о карьере живописца, но лестные отзывы Плетнева и Никитенко о его первых поэтических опытах и слабое зрение побудили его посвятить себя литературе.

IV . Подготовительная работа над произведением.

Ребята нашего класса провели мини исследования, и сегодня на уроке с нами поделятся информацией.

- От какого слова произошло слово “колыбельная”?

1 ученик. В народе колыбельные зовут байками. Это название произошло от глагола “баять”. Значение этого слова мы можем найти в словаре Даля Владимира Ивановича (учитель показывает словарь). Баять и байкать – значит говорить, болтать, беседовать, рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать – значит, припевая укачивать, усыплять.

- Кто мог быть создателем колыбельных песен?

- С какой целью исполняли колыбельные песни?

3 ученик. Издавна на Руси появившемуся на свет младенцу, было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.: Колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать.

- Как исполнялись колыбельные песни?

Работа со словарём . Заглянем в толковый словарь В.И. Даля, прочитаем:

речитатив – напевная речь в вокально-музыкальном произведении , читать речитативом значит читать нараспев.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием и смогли решить первую задачу нашего урока.

Сделаем вывод: особенности жанра колыбельной песни в том, что эти песни создавались мамой или няней для того, чтобы убаюкать ребёнка, дать ему первое представление об окружающем мире, предупредить и защитить от опасностей. Мотив колыбельных простой, однообразный, но с добрыми ласковыми интонациями, чтобы малыш спокойно уснул.

V . Знакомство с народной колыбельной песней.

- В начале урока вы слышали народную колыбельную песню. Народные колыбельные песни приобщают к родным мелодиям, в них описывается богатая и счастливая жизнь, прогнозы на будущее, есть призывы к небесным покровителям, описание опасностей.

1.Прослушивание народной колыбельной песни.

- Какие чувства вызывает колыбельная?
- Какие строки особенно понравились?

- Простой или сложный текст у народной колыбельной песни?

– Какие слова повторяются?

2. Выразительное чтение песни.

- Как её надо читать? Что хотим показать голосом. (Нежно, ласково, с теплотой и любовью, заботой и нежностью).

- Выбираем тон и темп чтения. (Спокойно, негромко, небыстро, напевно)
- Наблюдаем за знаками препинания.

- Прочитайте колыбельную соседу по парте вполголоса, работая по Памятке.

- Оцени выразительное чтение соседа.

Выразительное чтение вслух.

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал эту колыбельную песню?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Какую иллюстрацию ты хотел бы нарисовать к этому произведению?

I V . Практические задания.

«Спи, дитя мое.

Люлька, качающаяся кроватка.

V. Рефлексия (подведение итогов)

Сегодня я узнал (а) …, мне было …

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

VI .Домашнее задание.

1 . Прочитайте пословицу на странице 78 учебника.

2. Выполните задания № 1 - 3 на странице 78.

3. Творческое задание.

Представьте себе, что вы поэты, вам надо сочинить колыбельную. У вас есть рифмы, попробуйте составить колыбельную песню, добавив свои слова. Это называется буриме .

Читайте также: