План конспект урока проверка домашнего задания

Обновлено: 07.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Школьная неделя биологии и географии проводилась с целью повышения профессиональной компетентности учителя в рамках плана методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся. Задачи предметной недели: - совершенствовать профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий; - вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам; - выявление обучающихся, обладающих творческими способностями. - развивать смекалку, воображение, умение работать в группе и паре. По итогам недели наиболее активные её участники были награждены грамотами. В работе недели приняли участие учащиеся 2-11 классов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Домашнее задание как этап урока

Структура урока содержит два этапа, которые непосредственно связаны с домашним заданием. Это этап проверки знаний и этап информирования о домашнем задании.

Этап всесторонней проверки домашнего задания.

1.Дидактическая задача этапа

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

2. Содержание этапа

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

3. Условия достижения положительных результатов

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.

5. Требования

Оптимальность опроса, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.

6. Способы активизации на уроке

Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

1.Дидактическая задача этапа

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

2. Содержание этапа

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.

3. Условия достижения положительных результатов

Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

5. Требования

Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.

6. Способы активизации на уроке

Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).

7. Ошибки, допускаемые при реализации

Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.

Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий и проверка результатов работы с соблюдением требований:

§ задание должно быть понятно каждому ученику (ясность задания);

§ оно должно быть строго регламентировано и согласовано с заданием по другим предметам;

§ должна быть установка на индивидуализацию;

§ задание должно предопределять его проверку;

§ оно должно ориентировать ученика на самостоятельный поиск решения, на использование приобретенных ранее знаний и умений;

§ должно быть разумное многообразие заданий;

§ в заданиях должны быть вопросы для повторения основополагающих знаний;

§ каждое задание должно предполагать преодолимую трудность;

§ должны быть задания фронтальные;

§ в задания нужно вводить инструктаж, алгоритм;

§ они должны ориентировать ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность;

§ задания должны быть для учащихся интересными, занимательными.

Организуя проверку выполнения домашнего задания в плане развивающего обучения, необходимо:

§ вовлечь всех учащихся в обсуждение результатов домашней работы, активизируя их мыслительную деятельность различными приемами.

Причины невыполнения домашних заданий:

§ Причины объективного характера:

§ неумение работать с книгой;

§ неумение школьника распределить время;

§ предмет для учащегося труден;

§ затрудняется связать содержание материала, полученного на уроке,

§ с тем, что излагается в учебнике.

Причины субъективного характера:

§ отсутствие интереса к предмету;

§ непонимание цели и содержания задания;

§ плохие взаимоотношения с учителем;

§ занятие неучебными делами.

Если ребёнок систематически не выполняет домашнее задание, то он переходит в разряд неуспевающих.

Причины неуспеваемости

§ Жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования одинаковое для всех и не удовлетворяющее потребности детей.

§ Единообразие, стереотипный выбор методов и форм обучения, недооценка эмоций в обучении.

§ Неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами.

§ Пренебрежение развитием учеников, натаскивание, ориентация на зубрежку.

§ Наследственные особенности, черты характера.

§ Неблагополучная обстановка в семье

§ Не посильность выполнения домашних заданий, приводящая к снижению интереса к обучению.

§ Низкая мотивация к обучению.

Роль домашних заданий в повышении качества образования.

Одним из путей совершенствования процесса обучения является улучшение содержания и организации домашних заданий по предмету.

Целесообразная система домашних заданий в каждом классе и совокупности всех классов - необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала позволяет и обуславливает необходимость применения разных видов домашних заданий. При этом главные цели учителя: обоснование вида домашнего задания в зависимости от изучаемого материала; правильное сочетание видов домашних заданий (системы) в каждом классе и во всех классах.

Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – повышения качества знаний учащихся.

О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают (и, возможно, небезосновательно), что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но исследования качества знаний учащихся показывают, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место. На это следует обратить внимание, особенно молодым учителям. Ни один вопрос не может быть исследован глубоко без изучения наследия прошлого.

Рассмотрим организацию работы учащихся в русской дореволюционной и советской школах.

Для дореволюционной школы характерна перегрузка учащихся домашними заданиями, обусловленная догматическими методами обучения, господством

механической зубрежки. Кратко такой тип учебного процесса можно охарактеризовать так:

- Догматические словесные формулировки.

- Чем характеризуется учебная деятельность ученика?

- Заучиванием словесных формулировок без достаточного понимания изучаемого.

- Дословное воспроизведение заучиваемого.

- Что развивало такое обучение?

- Механическую память. Механическая зубрежка порождала скуку и отвращение к

§ домашнее задание должно быть посильным;

§ домашнее задание не должно быть большим по объему;

§ домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не научатся работать самостоятельно.

К содержанию и объему домашних заданий можно предъявлять следующие основные требования

§ Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.

§ Домашние задания должны способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. чтобы выполнить это требование, необходимо включать в домашние задания элемент нового по сравнению с материалом урока, работу творческого характера, предоставлять учащимся возможность проявить изобретательность, самостоятельность, заставить их напрячь мысль, повторить необходимый предыдущий материал.

§ Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет школьников, ведет к потере интереса, так как, ученик хорошо овладевший способом выполнения отдельных заданий, вынужден в таком случае снова выполнять известные ему задания. Содержание

§ программного материала позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.

§ Домашние задания должны быть доступными и посильными, но не точной копией работы, выполненной в классе, так как развитие мышления школьника может быть с большим успехом достигнуто путем упражнения его в творческом решении посильных задач, вместо изучения сложных мало доступных теорий.

§ Давая домашнее, задание учителю стоит провести инструктаж по его выполнению (цель, значение, содержание). Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.

§ В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.

Умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий способствует укреплению связи обучения с жизнью, развитию самостоятельности и активности школьников в обучении, преодолению трафарета в задавании учебного материала на дом, ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями, развитию индивидуальных интересов учащихся, повышению качества обучения в школе.

Таким образом, соблюдая все изложенные выше требования к домашним заданиям, учитель создает оптимальные условия для развития самостоятельного мышления школьников, их познавательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание: Выписать словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что они обозначают. Выписать слова с пропущенными буквами в корне, окончании. Показать другие значения выделенного слова.

Способ проверки: Вызвать к доске двух учеников. Первый выписывает словосочетания с омонимами, второй – сова с пропущенными буквами и подбирает значения к выделенному слову.

Образец записи на доске:

Скосил траву – скосил глаза

Косяк лошадей – косяк двери

Заплетала косу – точил косу – вышли на песчаную косу

Поле пшеницы, поля тетради, магнитные поля, поля шляпы.

лошадей, вбивал, на опушке, рощи.

Синтаксический разбор предложения проверяют по контрольной карте (при возможности с выводом на экран):

Лесник скосил траву на опушке березовой рощи. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)

6 класс. Буквы Ы-И после приставок. Упр. 153

Задание: вставить пропущенные буквы, выделить приставки, определить способ образования слова.

Способ проверки: гласные после приставки проверяются по контрольной карте. Способ образования слов по цепочке устно.

Разыскивать, безыдейный, сыграть, сверхинициативный, безысходный, предыдущий, подытожить, сверхинтересный, небезынтересный, безыскусный, безыскусственный, небезызвестный, подыграть.

7 класс. Союзы сочинительные и подчинительные. Упр. 321

Задание: выписать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, расставляя пропущенные запятые. Обозначить сочинительные и подчинительные союзы.

Способ проверки: Подготовить на доске таблицу.

Вызвать к доске двух учеников. Один заполняет первый столбик (со всеми объяснениями и обозначениями), другой второй.

Образец записи на доске:


( По горизонту весь день слоями лежит тяжелая мгла), и с (в ней пропадают очертания низких берегов.)


[Очертания низких берегов пропадают], так как п (по горизонту весь день слоями лежит тяжелая мгла).

Написание пропущенных гласных объяснять устно. Синтаксический и пунктуационный разбор проверяют по контрольной карте.

8 класс. Составное именное сказуемое. Упр. 107

Задание: Списать. Подчеркнуть ГО. Обозначить составные именные сказуемые. Определить какой частью речи выражена именная часть СИС. Определить из какого произведения отрывок.

Способ проверки: самопроверка по контрольным картам.

Дорожные размышления мои были не очень приятны(СИС. кратк. прил). Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен(СИС, кратк. прил). Я не мог не признаться в душе, что поведение моё в симбирском трактире было глупым(СИС, прил), и чувствовал себя виноватым(СИС, прил) перед Савельичем. Всё это меня мучило. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая. Я непременно хотел с ним помириться и не знал, с чего начать.

Устно спросить у детей из какого произведения взят отрывок. Фонетический и морфологический разбор слов спросить у доски двух человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - повышение ответственности учащегося за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, ученики приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

Проверка выполнения учениками домашнего задания – важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается. Проверить домашнее задание можно следующими способами: вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме; провести фронтальный опрос в классе (опрос с места); выполнить аналогичное задание; использовать индивидуальные карточки; провести выборочную проверку письменного задания; провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Проверка выполнения учениками домашнего задания – важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

Инновационные формы проверки домашнего задания

Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

Тематический кроссворд

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

Взаимная проверка

При проверке письменного домашнего задания по английскому языку можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.

Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.

Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй - третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ - несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен.

Проверка с помощью новых компьютерных технологий.

Текст заданного упражнения проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Ребята сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки.

Взаимный опрос

Опросная цепочка

Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.

Программируемый опрос.

Вот несколько инновационных приемов проверки домашнего задания, которые мы регулярно используем на уроках английского языка

The club must be cool.

We may join the club.

The stranger may want to know our names.

Ralf might want to trick us.

Мы можем вступить в клуб.

Это, должно быть, отличный клуб.

Ральф, возможно хочет обмануть нас.

Возможно, незнакомец хочет узнать наши имена .

It may be dangerous to give your address on the Internet . You must be silly if you tell anyone your name and address. Not all information on the Internet may be true. A stranger on the Internet might trick you. It may be safer to give your nickname, not your real name. E-mail may be useful. (полезной).

It may be dangerous to give your address on the Internet .

You must be silly if you tell anyone your name and address.

Not all information on the Internet may be true.

A stranger on the Internet might trick you.

It may be safer to give your nickname, not your real name.

E-mail may be useful. (полезной).

1 . There was……………food in the fridge. It was nearly empty.

2. ‘When did you see Sarah?’ ‘…………………….days ago.’

3. He’s very lazy. He does………………….work.

4. They’re not rich but they’ve got…………………money – enough to live.

5. Last night I went to a restaurant with…………….friends.

6. The TV service is not very good. There are …………………….

good programmes.

7. I can’t decide now – I need…………………..time to think about it.

8. Nearly everybody has a job. There is…. unemployment.

9. He’s not well-known. …………………….people have heard of him.

Создание флипчартов в инновационной программе ActivInspire

Создание флипчартов в инновационной программе ActivInspire

Учитель заранее готовит своего рода небольшой квест-загадку. Найти ключ к загадке можно только в том случае, если домашнее задание было выполнено правильно. Составлять его конечно нужно индивидуально для каждого учебника и каждой группы. Вот пример такого квеста.

Нашим ученикам настолько понравилась такого рода проверка, что на дом они получили задание составить свой такой квест. На следующем уроке мы проверяли задания, пользуясь их разработками.

Нашим ученикам настолько понравилась такого рода проверка, что на дом они получили задание составить свой такой квест. На следующем уроке мы проверяли задания, пользуясь их разработками.


Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся: Мотивировать учеников на внимательное изучение темы; Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного; Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления; Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником; Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).

Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

  • Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;
  • Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;
  • Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;
  • Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;
  • Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).
  • Учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.
  • Наши ученики – это наше зеркало. Они быстро подстраиваются под своего учителя и чувствуют его настроение. Если учитель относится к проверке домашнего задания как к интересной, активной и веселой части урока, то и они будут воспринимать это так же!

Thanks for your attention.

Mike and Liza are going to visit their grandmother. It is her birthday today. They have cards and balloons. Mum is carrying a birthday cake. Dad is carrying a present. They are going to go to Grandma's house by car. Max, their dog, cannot go to Grandma's house with them. The car is very small.

Dad opens the car and puts the present on the roof of the car. They all get inside. And off they go! The present falls down on the ground.

They are at the grandma's house. She likes the cards and the balloons. She likes the cake, too. She is very happy. “Where is the present?” asks Mum. “I don't know”, says Dad.

There is a knock at the door. It's Max! He has Grandma's present. “You are a clever dog, Max!” they all say.

Grandma's present is a new pullover. She likes it very much. “What a lovely pullover!” she says. The family is very happy. And Max is happy, too. Dad gives him a big piece of cake, “Here you are, Max. Thank you very much.”

1. Where are Mike and Liza going?

2. What is Mum doing? What is Dad doing?

3. Where is the present?

4. Who finds and brings the present?

5. What is the present?

 Инновационные способы проверки лексического задания 1) Неожиданные вопросы. (Ex.: Why can’t Max go to Grandma’s house with the family? What present would you like to get on your birthday?)

Инновационные способы проверки лексического задания

2) Тренировка памяти и внимательности

grandmother

Mike and Liza are going to visit their (…………….). It is her birthday today. They have cards and ( …….). Mum is carrying a ( …… ). Dad is carrying a ( ….. ).

They are going to go to Grandma's house by ( ……). Max, their dog, cannot go to

Grandma's house with them. The car is very ( …… ). Dad opens the car and puts the present on the ( ….. ) of the car. They all get inside. And off they go! The present ( …… ) on the ground.

They are at the grandma's house. She likes the cards and the balloons. She likes the cake, too. She is very (…… ). “Where is the present?” asks Mum. “I don't know”, says Dad. There is a knock at the door. It's Max! He has Grandma's present. “You are a (……) dog, Max!” they all say. Grandma's present is a new ( …..). She likes it very much. “What a lovely (….)!” she says. The family is very happy. And Max is happy, too. Dad gives him a (……….), “Here you are, Max. Thank you very much.”

Читайте также: