План конспект урока по изо 5 класс фгос городецкая роспись

Обновлено: 16.05.2024

воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Оборудование для учителя:

Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование для учащихся:

Гуаш (белая, синяя.черная, зеленая, коричневая, красная.)

Кисти (№ по желанию и возможностям).

Тряпочка, вода, палитра.

I. Вводная часть

II. Объяснение нового материала

III. Практическая работа

IV. Анализ детских работ

V. Подведение итогов

I. Вводная часть

1. Организационный момент

II. Беседа истории “ Городецкая роспись ”. Используется презентация.

Раздел “История”.

В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.

Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит.

На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее “нежно-голубое чудо”.

Учитель по своему усмотрению выбирает нужный раздел презентации: история, производство, мастерская, итог. Презентация построена таким образом, что учитель может заходить в любой раздел не зависимо от очередности слайдов.

Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива

Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.

Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких

В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.

В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.

III. Объяснение нового материала. Если урок первый, то слайды из раздела “Мастерская” используются как объяснение нового материала, учитель также может рисовать элементы сам.

IV. Практическая работа. Во время работы учитель может оказывать минимальную помощь учащимся, не настаивая, на каком либо узоре.

V. Завершение урока.

Как итог используются слайды из раздела “Итог”

1. Как украшали свои изделия гжельские мастера?

Раскрашивали разноцветными красками;

2. Какие цвета использовали

Красный и синий;

3. Где расположен узор?

Где хочет художник;

4. С каких элементов начинают писать узор?

С мазков, постепенно переходя от темного цвета к более светлому;

С главного рисунка;

С какого хочет художник;

Учитель или ребенок нажимают на выбранный ответ, если он правильный, то экране появится слово “Отлично”, если нет - “Подумай”. Можно вызвать одного ученика к компьютеру и он сам будет выбирать ответ.

VI. Подведение итогов: выставка детских работ, выбор работ которые наиболее понравились детям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: Формирование представлений у обучающихся о Городецкой росписи.

Задачи урока:

Познакомить с историей развития городецкой росписи.

Научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора, выполнять оживку.

Создавать условия для развития творческого воображения и развития интереса к предмету.

Воспитывать уважительное отношение к национальным традициям.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы: объяснительно - иллюстративный, практический.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор. Презентация.

Зрительный ряд: произведения художественных промыслов Городца, Хохломы, Гжели, Дымки, Кожли.

Для обучающихся: технологические карты поэтапного выполнения основных элементов цветочной росписи, шаблоны открытки-сувенира, гуашь, кисти, вода, палитра.

1, Организационный этап.

2. Повторение. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Динамическая пауза.

6. Практическая работа.

8. Рефлексивный этап.

9. Выставка работ обучающихся.

10. Домашнее задание.

1.Организационный этап.

-Ребята, Звенит звонок, начинаем наш урок!

2. Повторение. Актуализация опорных знаний.

- Обратите внимание, как красиво оформлена наша классная доска!

Какие интересные и разные предметы народных промыслов мы видим на ней.

-Посмотрите есть ли здесь изделия народных промыслов, которые вы уже знаете?

Кто желает назвать и показать их?

Почему так называется эта роспись?

Из чего сделаны?

Хорошо что вы знаете эти промыслы, ведь народные промыслы это гордость России !

Ребята, а вам нравятся вот эти изделия с удивительно яркой и нарядной росписью?

А может быть кто-нибудь из вас уже знает, как называется эта роспись?

-Да, молодцы, мне приятно, что вы такие любознательные. Может вы знаете, почему эта роспись так называется?

Тогда посмотрите подсказку и попробуйте догадаться.

Есть на Волге город древний

Под названьем Городец

Славится по всей России

Своей росписью творец!

Итак, как же называется эта роспись?

Эта роспись называется ГОРОДЕЦКАЯ.

-Ребята, а вам хотелось бы научиться расписывать также красиво как городецкие мастера?

-А зачем? Где бы вы смогли применить это умение?

--Без больших затрат возможно сделать отличный подарок своими руками . Показать досточку

Как вы думаете, сейчас вы уже можете самостоятельно расписать какое-нибудь изделие так же красиво как городецкие мастера?

Да, ребята чтобы научиться этой росписи, надо знать историю возникновения промысла, традиции, приёмы росписи.

Так давайте поставим цель урока!

4. Изучение нового материала.

Ребята, искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ города Городца недалеко от Нижнего Новгорода. Городец - был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким . Это самый древний город Нижегородского края.

В Заволжье было много леса, который давал много дешёвого материала из которого мастера делали всё от игрушек до предметов мебели. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в Городец.

Давайте ,ребята, представим, что мы с вами попали на Городецкую ярмарку. Сюда ,по субботам, съезжались крестьяне из окрестных деревень.Приезжали и купцы из разных городов. Особым спросом пользовались Городецкие прялки .

Прялка была лучшим подарком поэтому выбирали донце красочное, всем на радость! После окончания работы донце вешали на стену и оно украшало избу.

В сюжетной росписи мастера изображали сцены из жизни: чаепитие, свидания, гуляния.

Городецкие мастера любили изображать птиц символ счастья и коней – символ богатства.

Цветочная роспись-этот вид росписи чаще всего используется и наиболее прост в исполнении Сегодня на уроке мы будем её осваивать. Цветы в Городецкой росписи- символ здоровья и процветания. Цветы пишут фантастические ,каких в природе не встретишь, но если присмотреться то можно узнать ромашку, розу, купавку.

СЛАЙД 13.Давайте запомним название городецких цветов. Они являются основными элементами цветочной росписи . Это - ромашка, розан , купавка и роза.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения основных элементов.

Городецкая роспись выполняется в три этапа.

Первый этап ПОДМАЛЁВОК.Основой всех цветов является цветовой круг – который называется ПОДМАЛЁВОК.

Затем второй этап ТЕНЁВКА. Более тёмным цветом прорисовывается центр -- середина цветка и лепестки.

Последний этап росписи это белые штрихи в виде точек, дуг как бы оживляют цветы и называется ОЖИВКА.

Ребята, сравните цветы ромашку и розу. Чем они похожи и чем отличаются?

Сравните купавку и розу.

(Обратите внимание, что у ромашки и розана серединка цветка в центре, а у купавки и розы серединка смещена. Лепестки у ромашки в виде штрихов, у розана в виде дужек. У купавки самый большой лепесток изображается напротив центра, а остальные идут по убывающей. Аналогично, выполняется Роза, только лепестки выходят за круг. )

А листики изображают в виде скобочек и располагают по три. В центре листик побольше.

Каждый мастер проявляет фантазию, поэтому все цветы разные. Разного цвета, оживка может быть в виде сеточки, капелек, штрихов.

А сейчас ребята динамическая пауза.

5,Динамическая пауза.

Встали прямо, потянулись,

И друг к другу повернулись

И, конечно, улыбнулись.

Садитесь и давайте сейчас повторим, что мы уже узнали.

Как называются цветы в городецкой росписи?

Назовите три этапа росписи.

Запомните, эти основы росписи. Их десятилетия отрабатывали городецкие мастера.

Городецкая роспись такая нарядная, что многих побуждает к творчеству и мы можем увидеть её не только на деревянных изделиях. Вот, например, новогодние шары расписанные в стиле Городецкой росписи.

6. Практическая работа.

Ребята, я вам тоже предлагаю накануне новогоднего праздника расписать

Новогодний сувенир-открытку городецкой цветочной росписью. ПОКАЗАТЬ ОБРАЗЕЦ.Такой сувенир с пожеланиями порадует ваших близких и может украсить елочку.

У вас есть готовые шаблоны, на которых вы будете учиться выполнять роспись. Таблица с элементами цветочной росписи , которая есть у вас на столе, поможет вам в работе. А вальс цветов Петра Чайковского создаст вам хорошее настроение.

Ребята, кто желает самостоятельно выполнить работу, тот может начинать, а кто не очень уверен в своих силах, тот будет работать вместе со мной. Приступайте к работе ,будьте внимательны и аккуратны. Цветы выбирайте сами. Напомню, что ромашка полегче , роза сложнее.

Напомню вам, что роспись выполняем сразу кистью.

Первый -розан . Розовым делаем кружок это подмалёвок. В центре красным цветом- меньший кружок.

Даем работе подсохнуть, а сами делаем подмалёвок на другой стороне другого элемента по вашему желанию

Внимательно посмотрите, как правильно нарисовать скобку: вначале лишь слегка прикоснитесь к бумаге кончиком кисти и проведите тонкую линию, к середине нажать на кисть, завершить скобку опять тонкой линией.

Лепестки у ромашки делают так: кончиком кисти слегка прикоснуться к бумаге, затем не отрываясь ,кисть быстро приложить и поднять. Получится мазок- капля: тонкий вначале и широкий в конце.

Подведём итог урока:

С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Назовите основные элементы городецкой цветочной росписи.

Вспомните и назовите три основных этапа росписи.

8.Рефлексивный этап.

- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что сегодня с заданием справился полностью и остался доволен своей работой?

- Кто считает, что работу не успел завершить?

- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

9. Выставка работ учащихся.

- Я очень рада, что у вас получились такие красивые сувениры, вы работали аккуратно. Прекрасные получились работы! А кто не успел закончить работу, не расстраивайтесь, закончите дома и на следующий урок принесёте на выставку.

9.Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам расписать закладку для книги. Вы можете проявить фантазию и составить свою цветочную композицию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть на Волге город древний, По названью Городец. Славится по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо -птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают!

Велика Россия наша, И талантлив наш народ, О Руси родной умельцах На весь Мир молва идет

Велика Россия наша, И талантлив наш народ, О Руси родной умельцах На весь Мир молва идет

Конспект и презентация к уроку ИЗО в 5 классе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок ИЗО в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО, включает в себя ознакомительный материал по теме "Городецкая роспись", проверку знаний учащихся по предыдущим темам, проектную деятельность учащихся. Презентация к уроку содержит иллюстративный материал по теме и по истории промысла.

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: