План конспект урока по истории 10 класс по фгос
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект учебного занятия.
учитель истории и обществознания
1. Класс. 10
3 .Учебный раздел : СССР в 1920-1930-х годах.
4 . Тема урока : Образование СССР – 1 час.
5. Педагогическая идея : “ Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего” (М.Горький).
Союз нерушимый республик свободных,
Сплотила навеки Великая Русь.
6. Цель : выяснить причины и определить значение образования СССР. Раскрыть альтернативные варианты национального государства.
Задачи: – формировать у обучающихся представление об основных особенностях процесса образования СССР.
– продолжить формирование умений и навыков работы в группах, работы с картой, выявлять причинно-следственные связи.
- На примере образования СССР воспитывать чувства интернационализма и толерантности .
1.Чувство ответственности прошлое и настоящее многонационального народа России.
2.Чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
3.Приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
Метапредметные:
1.Регулятивные - формулировать тему урока, определять учебную задачу, принимать и сохранять ее;
2. Учебно-познавательные – установить соответствия, причинно-следственные связи, структурировать учебный материал, извлекать информацию, осуществлять отбор информации, работать с таблицами, схемами, картами.
3. Коммуникативные – соблюдать правила работы в паре, группе, распределять обязанности в группе, участвовать в обсуждении, вступать в диалог с одноклассниками, педагогом.
1.Работать с историческими документами;
2. Знать основные даты
3. Применять полученные знания при анализе современной политики России;
7 .Тип учебного занятия : урок получения новых знаний
8 .Вид учебного занятия : групповая работа с элементами беседы
10.Этапы учебного занятия
Презентация. Слайд 2 .
Вопрос: Что объединяет изображения на экране? Какому событию они посвящены?
Назовите тему урока. Слайд 3
Задание : Напомните основные вопросы, на которые дает ответ история. Слайд 4
Используя эти вопросы, попробуйте составить план нашего урока( его можно записывать на доске в виде простого плана, в виде интеллект-карты, кластера) Слайд 4.
Отвечают на вопрос. Варианты- юбилейные марки, посвящены образованию СССР
Ответы ( возможно и напомнить эти вопросы)
Когда образовался Советский Союз?
Как это процесс происходил
Кто вошел в этот союз?
Почему создали союз государств?
Усвоение новых знаний и понимания нового материала
Чтобы получить ответы на эти вопросы, вам предстоит поработать в группах.
На группы желательно разбить дифференцированно: в группу №1 объединить более сильных учащихся т.к. им предстоит найти ответы на сложные вопросы, в группу №3 можно более слабых т.к. им потребуется лишь воспроизвести информацию.
Через 5-7 минут группы представляют результаты работы Слайд 5.
Итак, в декабре 1922 г. на карте мира возникает новое государство – Союз Советских Социалистических республик. Наша следующая задача – поработать с контурной картой и выполнить предлагаемые задания ( Приложение 5)
Сколько республик входило в состав СССР в конце 1920-х гг? Назовите их.. Слайд 6.
Группа №1 Причины и предпосылки образования СССР.
Группа №2. Проекты создания нового государства.
Группа №3 . Основные этапы образования СССР
Группа №4 . Принципы и значение образования СССР
Работают с картой самостоятельно без использования учебника и карты, через 2 минуты представляют результат. В случае затруднения обращаются к учебнику стр.104 пункт 3, стр.105 карта.
Посчитывают по карте (11) и называют. Показывают на настенной карте.
Этап закрепления нового материала
Беседа по плану составленному в начале урока ( основные вопросы истории) Слайд 7.
Беседа на основе эпиграфа урока:
Союз нерушимый республик свободных,
Сплотила навеки Великая Русь.
Как вы можете прокомментировать выдержку из Гимна СССР на основе изученного материала?
Почему говорила о том, что в основе союзного договора заложена «бомба замедленного действия? Как с этим соотносятся слова М.Горького “ Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего” Слайд 8.
Беседа на основе стихотворения. Приложение 6.
Ответы учащихся, возможно небольшое обсуждение в группах.
Записывают домашнее задание
Этап подведения итогов урока
Рефлексия: Выбрать три слова которые наиболее точно передают состояние на уроке.
А) стало лучше- не изменилось-стало хуже.
Б) своей работой я доволен – недоволен
В) материал урока
Приложение 1.
Предпосылки и причины образования СССР.
К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская народные советские республики.
В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.).
С окончанием войны во взаимоотношениях республик сохранилось экономическое сотрудничество. В 1920 - 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двустороннее соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право предоставлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1992 г. образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию (ЗСФСР).
Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Необходимо было уточнить взаимоотношения между республиками, конкретизировать их права и обязанности .
Назовите причины образования союзного государства.
Приложение 2.
Проекты создания нового государства.
Из письма Сталина 22сентября 1922года.
. Мы переживаем такую полосу развития, когда форма, закон, не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказываются понимать как игру, упорно принимая слова о независимости за чистую монету.
… Если мы теперь не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическому взаимоотношению, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчинятся центру, т.е. если мы теперь же не заменим формальную(фиктивную) независимость формальной же ( и вместе с тем реальной) автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик.
Из проекта резолюции Сталина о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками .
Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Закавказской федерации в РСФСР.
Признать целесообразным распространение компетенций ВЦИК, СНК РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения. Все наркоматы подчинить директивам соответствующих наркоматов РСФСР. Наркоматы юстиции, просвещения, земледелия, внутренних дел, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.
… Мы хотим добровольного союза наций,- такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой, такого союза, который, был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на добровольном согласии.
В основу объединения положить принципы добровольности и равноправия республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза республик.
Доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем.
1. Из курса обществознания вспомните, и назовите формы государственно-территориального устройства. Поясните их.
2.Определить основные положения проекта Сталина. В чем суть сталинского плана автономизации?
3. Определить основные положения проекта Ленина. В чем суть плана Ленина? Какие доводы приводит Ленин в пользу союза республик (т.е. федерации)
4. Сопоставьте два проекта. В чем различия? Какой проект наиболее соответствовал справедливому решению национального вопроса? Какой проект наиболее удачный и почему?
Приложение 3.
Этапы образования СССР.
Выделите этапы образования СССР.
Приложение 4.
Принципы и значение образования СССР
Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В20—30-егг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР.
Практическая реализация интернационализма вылилась в право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был выдвинут тезис об отмирании национально-языкового многообразия по мере продвижения к коммунизму. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов.
Какое значение имело образование СССР?
Приложение 5.
Отметьте на карте: 1) территории, вошедшие в состав СССРпо договору 27 декабря 1922г.; 2) изменения в национально-территориальном устройстве СССР, произошедшие а) в 1925 г.; б) в 1929г.
Программӕмӕ гӕсгӕ Фыдыбӕстӕйы Стыр хӕсты темӕйыл фыст уацмыстӕй ахуырдзаутӕ базонгӕ уыдзысты. цалдӕримӕ, уымӕ гӕсгӕ ахуыргӕнӕг йӕ урок райдайдзӕн хӕсты тыххӕй 6еседӕйӕ.
Данная разработка предназначена для учителей русской литературы. Цели: Образовательные: осмысление исторической закономерности возникновения антигуманной теории Раскольникова; постижение обучающимися общественного и нравственного значения творчества Достоевского. 5. Развивающие: развитие монологической речи учащихся, умения систематизировать и обобщать изученный материал, аргументировать свое мнение 6. Воспитательные: формирование у обучающихся активной жизненной позиции, гуманизма, общечеловеческих ценностей, развитие высоких нравственных чувств, стремления к идеалам красоты и гармонии.
Авторская разработка содержит методы и приемы работы на уроке математики, позволяющие формировать функциональную грамотность младших школьников, развивать критическое мышление и речевые навыки. В конспекте содержатся готовые дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать на своем уроке.
Читайте также: