План конспект урока по истории 10 класс по фгос

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект учебного занятия.

учитель истории и обществознания

1. Класс. 10

3 .Учебный раздел : СССР в 1920-1930-х годах.

4 . Тема урока : Образование СССР – 1 час.

5. Педагогическая идея : “ Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего” (М.Горький).

Союз нерушимый республик свободных,

Сплотила навеки Великая Русь.

6. Цель : выяснить причины и определить значение образования СССР. Раскрыть альтернативные варианты национального государства.

Задачи: – формировать у обучающихся представление об основных особенностях процесса образования СССР.

– продолжить формирование умений и навыков работы в группах, работы с картой, выявлять причинно-следственные связи.

- На примере образования СССР воспитывать чувства интернационализма и толерантности .

1.Чувство ответственности прошлое и настоящее многонационального народа России.

2.Чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

3.Приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

Метапредметные:

1.Регулятивные - формулировать тему урока, определять учебную задачу, принимать и сохранять ее;

2. Учебно-познавательные – установить соответствия, причинно-следственные связи, структурировать учебный материал, извлекать информацию, осуществлять отбор информации, работать с таблицами, схемами, картами.

3. Коммуникативные – соблюдать правила работы в паре, группе, распределять обязанности в группе, участвовать в обсуждении, вступать в диалог с одноклассниками, педагогом.

1.Работать с историческими документами;

2. Знать основные даты

3. Применять полученные знания при анализе современной политики России;

7 .Тип учебного занятия : урок получения новых знаний

8 .Вид учебного занятия : групповая работа с элементами беседы

10.Этапы учебного занятия

Презентация. Слайд 2 .

Вопрос: Что объединяет изображения на экране? Какому событию они посвящены?

Назовите тему урока. Слайд 3

Задание : Напомните основные вопросы, на которые дает ответ история. Слайд 4

Используя эти вопросы, попробуйте составить план нашего урока( его можно записывать на доске в виде простого плана, в виде интеллект-карты, кластера) Слайд 4.

Отвечают на вопрос. Варианты- юбилейные марки, посвящены образованию СССР

Ответы ( возможно и напомнить эти вопросы)

Когда образовался Советский Союз?

Как это процесс происходил

Кто вошел в этот союз?

Почему создали союз государств?

Усвоение новых знаний и понимания нового материала

Чтобы получить ответы на эти вопросы, вам предстоит поработать в группах.

На группы желательно разбить дифференцированно: в группу №1 объединить более сильных учащихся т.к. им предстоит найти ответы на сложные вопросы, в группу №3 можно более слабых т.к. им потребуется лишь воспроизвести информацию.

Через 5-7 минут группы представляют результаты работы Слайд 5.

Итак, в декабре 1922 г. на карте мира возникает новое государство – Союз Советских Социалистических республик. Наша следующая задача – поработать с контурной картой и выполнить предлагаемые задания ( Приложение 5)

Сколько республик входило в состав СССР в конце 1920-х гг? Назовите их.. Слайд 6.

Группа №1 Причины и предпосылки образования СССР.

Группа №2. Проекты создания нового государства.

Группа №3 . Основные этапы образования СССР

Группа №4 . Принципы и значение образования СССР

Работают с картой самостоятельно без использования учебника и карты, через 2 минуты представляют результат. В случае затруднения обращаются к учебнику стр.104 пункт 3, стр.105 карта.

Посчитывают по карте (11) и называют. Показывают на настенной карте.

Этап закрепления нового материала

Беседа по плану составленному в начале урока ( основные вопросы истории) Слайд 7.

Беседа на основе эпиграфа урока:

Союз нерушимый республик свободных,

Сплотила навеки Великая Русь.

Как вы можете прокомментировать выдержку из Гимна СССР на основе изученного материала?

Почему говорила о том, что в основе союзного договора заложена «бомба замедленного действия? Как с этим соотносятся слова М.Горького “ Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего” Слайд 8.

Беседа на основе стихотворения. Приложение 6.

Ответы учащихся, возможно небольшое обсуждение в группах.

Записывают домашнее задание

Этап подведения итогов урока

Рефлексия: Выбрать три слова которые наиболее точно передают состояние на уроке.

А) стало лучше- не изменилось-стало хуже.

Б) своей работой я доволен – недоволен

В) материал урока

Приложение 1.

Предпосылки и причины образования СССР.

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская народные советские республики.

В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.).

С окончанием войны во взаимоотношениях республик сохранилось экономическое сотрудничество. В 1920 - 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двустороннее соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право предоставлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1992 г. образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию (ЗСФСР).

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Необходимо было уточнить взаимоотношения между республиками, конкретизировать их права и обязанности .

Назовите причины образования союзного государства.

Приложение 2.

Проекты создания нового государства.

Из письма Сталина 22сентября 1922года.

. Мы переживаем такую полосу развития, когда форма, закон, не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказываются понимать как игру, упорно принимая слова о независимости за чистую монету.

… Если мы теперь не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическому взаимоотношению, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчинятся центру, т.е. если мы теперь же не заменим формальную(фиктивную) независимость формальной же ( и вместе с тем реальной) автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик.

Из проекта резолюции Сталина о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками .

Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Закавказской федерации в РСФСР.

Признать целесообразным распространение компетенций ВЦИК, СНК РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения. Все наркоматы подчинить директивам соответствующих наркоматов РСФСР. Наркоматы юстиции, просвещения, земледелия, внутренних дел, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.

… Мы хотим добровольного союза наций,- такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой, такого союза, который, был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на добровольном согласии.

В основу объединения положить принципы добровольности и равноправия республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза республик.

Доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем.

1. Из курса обществознания вспомните, и назовите формы государственно-территориального устройства. Поясните их.

2.Определить основные положения проекта Сталина. В чем суть сталинского плана автономизации?

3. Определить основные положения проекта Ленина. В чем суть плана Ленина? Какие доводы приводит Ленин в пользу союза республик (т.е. федерации)

4. Сопоставьте два проекта. В чем различия? Какой проект наиболее соответствовал справедливому решению национального вопроса? Какой проект наиболее удачный и почему?

Приложение 3.

Этапы образования СССР.

Выделите этапы образования СССР.

Приложение 4.

Принципы и значение образования СССР

Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В20—30-егг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР.

Практическая реализация интернационализма вылилась в право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был выдвинут тезис об отмирании национально-языкового многообразия по мере продвижения к коммунизму. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов.

Какое значение имело образование СССР?

Приложение 5.

Отметьте на карте: 1) территории, вошедшие в состав СССРпо договору 27 декабря 1922г.; 2) изменения в национально-территориальном устройстве СССР, произошедшие а) в 1925 г.; б) в 1929г.

Программӕмӕ гӕсгӕ Фыдыбӕстӕйы Стыр хӕсты темӕйыл фыст уацмыстӕй ахуырдзаутӕ базонгӕ уыдзысты. цалдӕримӕ, уымӕ гӕсгӕ ахуыргӕнӕг йӕ урок райдайдзӕн хӕсты тыххӕй 6еседӕйӕ.

Данная разработка предназначена для учителей русской литературы. Цели: Образовательные: осмысление исторической закономерности возникновения антигуманной теории Раскольникова; постижение обучающимися общественного и нравственного значения творчества Достоевского. 5. Развивающие: развитие монологической речи учащихся, умения систематизировать и обобщать изученный материал, аргументировать свое мнение 6. Воспитательные: формирование у обучающихся активной жизненной позиции, гуманизма, общечеловеческих ценностей, развитие высоких нравственных чувств, стремления к идеалам красоты и гармонии.

Авторская разработка содержит методы и приемы работы на уроке математики, позволяющие формировать функциональную грамотность младших школьников, развивать критическое мышление и речевые навыки. В конспекте содержатся готовые дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать на своем уроке.

Читайте также: