План конспект урока по химии щелочные металлы

Обновлено: 06.07.2024

Цель: На основе атомного строения металлов, физических и химических свойств, показать черты сходства и различия щелочных металлов, межпредметные связи химии с биологией, физикой, медициной используя области применения основных соединений щелочных металлов, роль этих металлов в жизни человека.

Совершенствовать умения наблюдать, сравнивать химические элементы, высказывать суждения об их свойствах, делать выводы.

Методы: проблемный, частично-поисковый, лабораторная работа.

Оборудование: персональный компьютер.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

а). Тема, план урока и основные вопросы написаны на доске.

б). Учащиеся работают с презентацией, на индивидуальном листе (приложение 1), ведется дискуссия и анализ учебного материала.

Учитель объявляет тему урока и совместно с учениками формулирует цель урока (слайд №1 и №2).

Затем, учитель ставит проблемные вопросы (они заранее записаны на доске), на которые учащиеся ищут ответы в процессе изучения новой темы.

в). Учащиеся сравнивают электронное строение элементов щелочных металлов (слайд №3).

Относительная атомная масса,

Учащиеся делают вывод, о том, что у всех элементов одинаковое количество электронов на внешнем уровне, и они проявляют одинаковую степень окисления.

г). Учащиеся узнают об истории открытия щелочных металлов (слайд №4).

“ В 1807г. в Англии Г.Деви открыл натрий и калий: “натрун” - сода, “алкали” - щелочь.

В 1817г. в Швеции А.Арфедсон открыл литий: “литос” - камень.

В 1860 – 1861г.г. в Германии Р.Бунзен и Г.Кирхгоф открыли рубидий “темно-красный” и цезий “небесно-голубой”.

В 1939г. во Франции М.Пере открыл радиоактивный элемент франций, который назвал в честь своей страны.

д). Физические свойства щелочных металлов. Слайд №5 содержит видеоролики, которые показывают внешнее строение металлов лития и натрия, калия и цезия.

Затем учащиеся сравнивают физические показатели плотности металлов и температуры плавления. Делают вывод о зависимости температуры плавления от плотности металла.

Li Na K Rb Cs
Плотность металла, г/см 3 0,5343 0,971 0,863 1,532 2,44
Температура плавления, 0 С 180 98 64 39 27

е). Лабораторная работа (слайд №7). Слайд содержит гиперссылки на видеоролики, которые показывают основные химические свойства щелочных металлов. Учащиеся просматривают видеоролики, анализируют опыты, записывают в индивидуальном листе (Приложение 1) результаты увиденного, химические уравнения.

Данную работу можно провести и лабораторно–демонстрационной.

Оборудование: чашка Петри, газовая горелка, нихромовая петля, лабораторный нож.

Вещества: натрий, калий, литий, вода, хлорид натрия, хлорид калия, хлорид лития.

Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочных металлов.

Опыт № 1 . Взаимодействие натрия с кислородом.
Опыт № 2.Взаимодействие натрия с водой.
Опыт № 3. Взаимодействие лития, натрия, калия с водой.
Опыт № 4. Горение солей лития.
Опыт № 5. Горение солей натрия.
Опыт № 6. Горение солей калия.

Химические уравнения реакций:

Вывод: (каждый учащийся делает самостоятельно)

Информационная часть урока:

1. Учитель рассказывает о самых распространенных соединениях щелочных металлов и их применении (слайде № 8).

NaOH – едкий натр, каустическая сода.
KOH – едкое кали
Na2CO3*10H2O – кристаллическая сода
NaHCO3 – пищевая сода
K2CO3 – поташ
Na2SO4*10H2O – глауберова соль

Используют для очистки нефтепродуктов, производства бумаги, мыла, волокон, стекла, удобрений. Применяются в медицине и фармакологии.

2.Учитель рассказывает о применении поваренной соли (слайде №9):

Поваренную соль используют для получения натрия, хлора, гидроксида натрия, соляной кислоты, соды. Применяют в пищевой промышленности, при производстве мыла.

3. Учитель рассказывает о биологической роли натрия и калия (слайде №10).

Ион натрия – внутриклеточный ион, который содержится в крови и лимфе, создаёт в клетках осмотическое давление.

Ион калия – внеклеточный ион, который поддерживает работу сердца и мышц.

Большое количество калия содержится в кураге, сои, фасоли, зеленом горошке, черносливе, изюме.

После просмотра слайдов №8 - 10, учащиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

3..Закрепление.

Для закрепления изученного материала, учащиеся выполняют игровые задания (слайд № 11,12).

1. Определите “лишний” элемент в ряду

а) Fr, K, Cu, Na;
б) P, Li, O, Cl;
в) Al, Ag, Ra, Cs.

Объясните свой выбор.

2. Игра “Крестики – нолики”.

1. Какой металл при взаимодействии с водой образует щелочь?

Si Na Fr
Cu Li Pb
Cs Zn K

2. Определите электронные формулы щелочных металлов

4s 2 1s 1 2s 2
3s 1 6s 1 2s 1
3s 2 3p 1 4s 1 6s 2

4. Проверка знаний.

Тест предназначен для индивидуального контроля усвоения новых знаний. (Приложение 2)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала с мультимедийной поддержкой. На уроке сочетаются фронтальный, групповой и индивидуальный виды работы учащихся.

Методы урока: проблемные, поисково-исследовательские, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: персональный компьютер с Windows Media Player, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программы для запуска презентации на компьютере: MS Office Power Point, фрагменты из коллекции образовательных интернет ресурсов.

Цели урока

Образовательные:

  • на основе атомного строения металлов, физических и химических свойств, показать черты сходства и различия щелочных металлов;
  • проследить межпредметные связи химии с биологией, физикой, медициной, используя области применения основных соединений щелочных металлов;
  • раскрыть значение и роль щелочных металлов в жизни человека.

Развивающие:

  • способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся: наблюдать, сравнивать химические элементы, высказывать суждения об их свойствах, обобщать, делать выводы;
  • продолжить формирование навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету и таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

План урока и распределение времени урока

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку учащихся (наличие тетрадей, учебников).

II. Вводное слово

Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На прошлых уроках мы рассмотрели общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

III. Актуализация знаний учащихся в виде беседы по вопросам:

  • На какие две большие группы происходит деление химических элементов?
  • Где находятся металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева? (слайд №1)
  • Каковы особенности строения атомов металлов?
  • Как особенности строения атома влияют на физические свойства?
  • Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства?
  • Оформление даты и темы урока в тетрадях (слайд №2)
  • Знакомство с планом урока (слайд №3):
  • Положение щелочных металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева
  • История открытия щелочных металлов
  • Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы
  • Физические свойства щелочных металлов
  • Химические свойства щелочных металлов
  • Биологическое значение щелочных металлов
  • Подведение итогов: тестирование
  • Домашнее задание

V. Работа по плану объясняемой темы

1. Положение щелочных металлов в ПСХЭ – беседа по вопросам: (слайд №4)

  • Где располагаются щелочные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева?
  • Перечислите щелочные металлы.
  • Почему данные металлы назвали щелочными?

2. История открытия щелочных металлов

Заранее подготовленный ученик рассказывает о хронологии открытия щелочных металлов и представляет свою презентацию темы (слайд №5):

  • 1807 г. в Англии Гемфри Дэви открыл калий и натрий
  • 1817 г. в Швеции Август Арфедсон открыл литий
  • 1860 – 1861 г.г. в Германии Роберт Бунзен и Густав Кирхгоф открыли рубидий
  • 1939 г. во Франции Маргарита Перей открыла радиоактивный элемент франций, который назвала в честь своей страны - Франции

3. Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы

Название и символ элемента

Состав атомного ядра

Число валентных электронов

Число энергетических уровней

Характерные степени окисления

Выводы:

1) На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат по одному электрону (слайд №7)

2) В подгруппе от лития к цезию радиусы атомов увеличиваются, так как возрастает число электронных слоев, следовательно, усиливаются и восстановительные свойства

3) Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления +1

Упражнение (слайд №8): сравните атомы элементов, поставив знаки >, 0 – 1е → М +1 . Наличие металлической связи и металлической кристаллической решетки обуславливает следующие физические свойства щелочных металлов: серебристо – белые, мягкие, обладают блеском, легкие, их плотность меньше 5 г/см 3 и возрастает от лития к цезию, легкоплавкие, их температура, наоборот, от лития к цезию уменьшается.

5. Химические свойства щелочных металлов (слайды №13)

Щелочные металлы быстро окисляются на воздухе, поэтому их хранят под слоем керосина, а литий в вазелине, так как из-за своей легкости он в керосине всплывает. Щелочные металлы активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами (хлором, водородом, серой, кислородом). При взаимодействии с кислородом лития образуется оксид, а натрий и калий в данном случае образуют пероксиды. Все щелочные металлы активно реагируют с водой. Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ: так, скорость реакции взаимодействия лития с водой меньше, чем натрия, и еще меньше, чем калия. Взаимодействие рубидия и цезия с водой протекает так быстро, что происходит. Уравнения же реакций щелочных металлов с растворами кислот и солей записывать не принято (так как они взаимодействуют с водой).

Упражнение (слайды №14): составить уравнения реакций взаимодействия с кислородом (приложение) (работа у доски)

I вариант:

II вариант:

Реакцию Б) рассмотреть как ОВР: определить степени окисления, составить электронный баланс, расставить коэффициенты.

Упражнение (слайд №15): дать характеристику реакции Б) по плану (приложение) (самостоятельно)

План:

  • По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (р.с., р.р., р.з., р.о.
  • По изменению степеней окисления атомов (ОВР и не ОВР)
  • По направлению (обратимые и необратимые)
  • По тепловому эффекту (экзотермические и эндотермические)
  • По агрегатному состоянию (гомогенные и гетерогенные)
  • По использованию катализатора (каталитические и некаталитические)

6. Биологическое значение щелочных металлов (видео)

VI. Подведение итогов: тестирование по вариантам

I вариант

1) Число электронов на внешнем уровне у атомов щелочных металлов:

2) Тип химической связи в простом веществе литии:

Б) ковалентная полярная

В) ковалентная неполярная

3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:

4) Наименее энергично взаимодействует с водой:

5) Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:

II вариант

1) Вид химической связи в простом веществе натрии:

Б) ковалентная полярная

В) ковалентная неполярная

2) Радиус атомов элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по химии в 9 классе

Подготовила: Сергеева Е.А.

Тема урока: Щелочные металлы.

Цель урока: Дать общую характеристику щелочных металлов

Рассмотреть положение Щ.М. в ПСХЭ Д.Менделеева

Изучить физические и химические свойства Щ.М.

Ознакомится с важнейшими соединениями Щ.М. и их применениями

Организационный момент

Фронтальный опрос:

Где расположены металлы в ПСХЭ?

Какими общими физическими свойствами они обладают?

С какими классами веществ могут взаимодействовать металлы?

В виде чего чаще металлы встречаются в природе?

Какие металлы встречаются в природе в виде самородков?

Какая отрасль в промышленности занимается получением металлов из соединений?

На чём основана пирометаллургическая отрасль?

Какие ещё виды получения металлов вы знаете?

Изучение нового материала

Мы с вами вспомнили все важнейшие свойства металлов и выяснили, что они в ПСХЭ занимают 1,2,3 группы.

Как вы думаете, что мы с вами будем изучать на сегодняшнем уроке? (Металлы 1 группы)

А как они называются ? (Щелочные металлы)

Давайте с вами сформулируем цель нашего с вами урока? (Рассмотреть общую характеристику Щ,М. и их свойств)

Давайте с вами охарактеризуем положение ЩМ в ПСХЭ (Все ЩМ находятся в 1 группе главной подгруппе)

Перечислите их ( Li , Na , K , Rb , Cs , Fr )

Ребята, самостоятельно напишите строение атомов первых трёх элементов (работа в тетрадях и у доски)

+3 Li 2е,1е +11 Na 2е, 8е, 1е +19 K 2е, 8е, 8е, 1е

Что общего в строение у всех атомов ЩМ? (Наличие 1 электрона на последнем уровне)

На что нам указывает наличие этого электрона? (Все ЩМ легко смогут отдать это электрон, тем самым будут проявлять восстановительные свойства и степень окисления +1)

Все щелочные металлы очень активны, поэтому их хранят под слоем керосина, а литий – под слоем вазелина. Объясняется это тем что у них маленькая плотность

Величина p (г / см 3 )

Обратите внимания, что все ЩМ, кроме лития имеют температуру плавления меньше температуры кипения воды.

Из всех ЩМ металлов Fr – радиоактивный металл, наиболее долго живущий изотоп его имеет период полураспада 22 минуты.

Общие физические свойства ЩМ

Все ЩМ - серебристо - белые мягкие металлы, легко режутся ножом. Как мы видим из таблицы плотность этих метало увеличивается от лития к францию, а температура плавления уменьшается.

Исходя из электронного строения атомов этих металлов давайте охарактеризуем их химические свойства. Мы выяснили, что металлы 1 группы имеют 1 электрон на внешнем энергетическом уровне, что позволяет им отдавать свой электрон.

Какие свойства будут они проявлять при взаимодействие с другими атомами химических элементов?

(При взаимодействие с другими химическими элементами металлы являются восстановителями, а свойства будут проявлять окислительные)

Какой элемент будет отдавать свой электрон легче и почему?

( франций, самый сильный восстановитель, так как у него больше радиус атома и способность к отдаче электронов лучше)

Химические свойства ЩМ

Если разрезать ЩМ, то его серебристый срез быстро потускнеет, это объясняется тем, что они очень легко взаимодействуют с кислородом, который содержится в воздухе, образуя при этом оксидную плёнку.

Толь литий с кислородом образует оксид, все остальные металлы – пероксиды

Пероксиды – это оксиды, в которых связь осуществляется между двумя атомами кислорода

Оксиды натрия и калия можно получить путём прокаливания их с соответсвующими металлами

Все ЩМ активно взаимодействуют с неметаллами под действием темепратуры, тем самым образуют соли

Все ЩМ активно взаимодействуют с водой, при этом образуют соответствующие щелочи и выделяется водород.

Так же щелочи можно получить взаимодействием их оксидов с водой

Литий реагирует спокойно с водой, без пламени. Все последующие за ним элементы реагируют с водой с воспламенением и взрывом.

Щелочи – твёрдые белые вещества. Очень гидроскопичны, хорошо растворимые в воде с выделением тепла. Взаимодействуют с кислотами, кислотными оксидами и солями.

Первичное закрепление знаний

На доске написана цепочка превращений. Осуществите переходы с помощью химических реакций.

Li Li 2 O LiOH LiCl

Важнейшие соединения ЩМ

Как вы считаете ребята, ЩМ в каком виде существуют в природе? (только в виде соединений)

NaCl – каменная соль

Na 2 SO 4 · 10 H 2 O – глауберова соль

NaCl · KCl - сильвинит

Закрепление изученного материала

Давайте теперь с вами посмотрим как вы усвоили новый материал и выполним тест (Приложение)

Домашнее задание : п.11, стр.58, упр .№1 б, упр.№2

Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

На столах у вас лежат листочки с анкетами , оцените свою работу на уроке

hello_html_63dfb61a.jpg

1.К щелочным металлам не относится:

2.Положение электронов в атоме 2е 8е 8е 1е соответствует элементу:

3.Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:

а) изменяется периодически;

в) не изменяется;

4.Щелочные металлы проявляют очень сильные:

а) окислительные свойства;

в) восстановительные свойства;

б) амфотерные свойства;

г) нейтральные свойства.

5.Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления :

6. К физическим свойствам щелочных металлов не относится:

в) хорошие электропроводники;

б) мягкие и легкие;

7. При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется:

в) оксид и выделяется водород;

б) щелочь и выделяется водород;

8. При взаимодействии кислорода со щелочными металлами оксид образуется только с:

9. Щелочные металлы не взаимодействуют с:

б) растворами кислот;

г) концентрированными кислотами.

10. Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они:

а) имеют резкий запах;

в) легко окисляются на воздухе;

г) сильные окислители.

Название одно, веществ несколько. Оно является обобщающим для всех нитратов, то есть, солей азотной кислоты. Наиболее известны: аммиачная селитра, калиевая, кальциевая и натриевая

Аммиачная селитра-это нитрат аммония, который применяется при изготовлении взрывчатки и при производстве удобрений.

Калийная селитра-это нитрат калия, который применяется при производстве одного из сортов пороха, а так же при производстве удобрений.

Натриевая селитра-это нитрат натрия,он широко применяется в промышленности и при производстве удобрений.

Кальциевая селитра-это нитрат кальция,применяется при производстве строительных материалов, в химической промышленности, при производстве взрывчатых веществ.

Сильвинит — осадочная горная порода , состоящая из чередующихся слоев галита и сильвина и некоторых примесей ( гематит и др.). Соотношение между хлоридами калия и натрия в сильвините непостоянно. В виде примесей обычно содержит немного песка , глины , гипса и др. Имеет неоднородную окраску — встречаются красные, розовые, синие и оранжевые кристаллы.

Сильвинит — важнейшее сырье для получения хлорида калия , который применяется как калийное удобрение .

Благодаря своим химическим и физическим свойствам, нашел широкое применение. Галит рассматривается как основной продукт пищевой, химической, текстильной промышленности. Калийная соль – сильвин – удобрение, широко применяемое в аграрном хозяйстве. Сравнительно позже прозрачные кристаллы минерала сильвин, начнут применять как основополагающий элемент оптических систем современных спектрографов, других приборов. Учеными давно были выявлены уникальные леченые свойства сильвинита. Испарения минерала, под воздействием специальных уникальных технологий, способствует полному устранению патологий верхних дыхательных путей. Оставить такое свойство невостребованным ученые не могли и совместно с медиками, в некоторых странах зарубежья, были созданы специальные больничные палаты для подобного исцеления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился для учителей химии городского методобъединения,с целью представления опыта педагогической деятельности.

Цели урока: повторить свойства металлов, систематизировать и углубить знания о щелочных металлах на основании их сравнительной характеристики. Сформировать понятие о физических и химических свойствах щелочных металлов.(слайд 2)

Образовательная: объяснить строение атомов ЩМ; химические формулы важнейших соединений ЩМ.

Развивающая: научить характеризовать ЩМ на основании их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и ЭХ ряду напряжений металлов; составлять уравнения химических реакций с участием ЩМ и их соединений.

Воспитывающая: Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, расширению кругозора учащихся, умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту; создание условий для самовыражения личности учащегося.

Планируемые результаты:

Знать строение атомов ЩМ; химические формулы важнейших соединений ЩМ.

Метапредметные:

Уметь характеризовать ЩМ на основании их положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и ЭХ ряду напряжений металлов; составлять уравнения химических реакций с участием ЩМ и их соединений.

Личностные: развитие познавательного интереса к предмету, расширению кругозора учащихся, умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту; создание условий для самовыражения личности учащегося.

Термины: щелочные металлы, оксиды, гидроксиды, соли щелочных металлов.

Оборудование: вода, индикатор , стеклянная посуда, ИКТ, презентация по теме урока, образец щелочного металла (натрий), фильтровальная бумага, пинцет, скальпель, колбы, чашки Петри, проволока с ушком для прокаливания веществ в пламени.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный урок.

1.Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

2.Актуализация знаний: проводится опрос по ранее изученной теме.

3.Работа по теме урока

План по теме урока:

1.Общая характеристика щелочных металлов.

2.Физические свойства щелочных металлов.

3.Химические свойства щелочных металлов.

4.Взаимодействие ЩМ с неметаллами, с водой, с кислотами.

5.Соединения щелочных металлов.

Общая характеристика щелочных металлов

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению активных металлов.

- Как вы думаете о каких металлах пойдет речь сегодня на уроке? (Ответ: Щелочные металлы)

Щелочные металлы —это элементы главной подгруппы I группы: литий Li, натрий Nа, калий К, рубидий Rb, цезий Сs , франций Fr(слайд 4)

Учащиеся самостоятельно характеризуют положение ЩМ в ПСХЭ ,составляют электронные формулы их атомов.(слайд 5)

-Что общего в атомном строении ЩМ?

На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат по одному электрону, находящемуся на сравнительно большом удалении от ядра. Они легко отдают этот электрон, поэтому являются очень сильными восстановителями. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления +1. Восстановительные свойства их усиливаются при переходе от Li к Сs, что связано с ростом радиусов их атомов. Это наиболее типичные представители металлов: металлические свойства выражены у них особенно ярко.(слайд 6)

Щелочные металлы простые вещества

Физические свойства ЩМ

Серебристо-белые мягкие вещества (режутся ножом), с характерным блеском на свежесрезанной поверхности. Все они легкие и легкоплавкие, причем, как правило, плотность их возрастает от Li к Сs, а температура плавления, наоборот, уменьшается.

Плотность ЩМ возрастает от лития к францию, температура плавления, наоборот, уменьшается. Все ЩМ(кроме лития) плавятся при температуре ниже кипения воды.(слайд 9)

Химические свойства ЩМ

-Исходя из электронного строения атомов, охарактеризуйте химические свойства ЩМ.

(Ответ: ЩМ являются очень сильными восстановителями, так как обладают большим атомным радиусом и содержат только один электрон на внешнем энергетическом уровне, который легко отдают при взаимодействии с другими соединениями. В качестве окислителей могут выступать простые вещества – неметаллы, оксиды, кислоты, соли, органические вещества.)

-Как изменяются химические свойства ЩМ в подгруппе при увеличении порядкового номера элемента?

(Ответ: С увеличением номера увеличивается атомный радиус элементов, увеличивается число атомных слоев, следовательно, легкость отдачи электронов возрастает. Поэтому восстановительные свойства ЩМ в подгруппе сверху вниз увеличиваются. Самый сильный восстановитель в ПСХЭ-Fr.)(слайд 11)

(Демонстрация классу как свежий блестящий срез ЩМ, быстро тускнеет на свету. Объясняется это явление чрезвычайно высокой химической активностью этих металлов, поэтому на воздухе ЩМ покрыты пленкой сложного состава. Зная химические свойства ЩМ, можно предположить, какие соединения входят в состав этой пленки: оксиды, пероксиды, гидроксиды ( влага воздуха), у лития еще и нитриды.)

Взаимодействие ЩМ с неметаллами

Щелочные металлы легко реагируют с кислородом, но каждый металл проявляет свою индивидуальность: оксид образует только литий:4Li + O2 = 2Li2O,

натрий образует пероксид:2Na + O2 = Na2O2,

калий, рубидий и цезий – надпероксид: K + O2 = KO2 (слайд 14)

Взаимодействие с водородом, серой, фосфором, углеродом, кремнием протекает при нагревании: с водородом образуются гидриды:2Na + H2 = 2NaH,

с серой – сульфиды:2K + S = K2S,

с фосфором – фосфиды:3K + P = K3P,

с кремнием – силициды:4Cs + Si = Cs4Si,

с углеродом карбиды образуют литий и натрий:2Li + 2C = Li2C2 (слайд 15)

С азотом легко реагирует только литий, реакция протекает при комнатной температуре с образованием нитрида лития:6Li + N2 = 2Li3N.

С азотом легко реагирует только литий, реакция протекает при комнатной температуре с образованием нитрида лития:6Li + N2 = 2Li3N(слайд 16)

Взаимодействие ЩМ с водой

Все щелочные металлы реагируют с водой, литий реагирует спокойно, держась на поверхности воды, натрий часто воспламеняется, а калий, рубидий и цезий реагируют со взрывом.(слайд 18)

Взаимодействие ЩМ с водой происходит по общей схеме:


2М+2H2O=2MOH+H2

Щелочные металлы реагируют с водой в зависимости от степени своей химической активности. Литий реагирует спокойно, без воспламенения. Все последующие элементы реагируют с водой с воспламенением и даже со взрывом, который усиливается от Na к Cs.(провести эксперемент:отрезать небольшой кусочек металла, который желательно положить на фильтровальную бумагу, а затем опустить на поверхность воды. Предварительно нужно добавить в воду фенолфталеин.

- С чем связано изменение окраски индикатора? (При взаимодействии ЩМ с водой образуются щелочи, которые и окрашивают индикатор в малиновый цвет.)

Взаимодействие ЩМ с кислотами

Щелочные металлы способны реагировать с разбавленными кислотами с выделением водорода, однако реакция будет протекать неоднозначно, поскольку металл будет реагировать и с водой, а затем образующаяся щелочь будет нейтрализоваться кислотой.

При взаимодействии с кислотами-окислителями, например, азотной, образуется продукт восстановления кислоты, хотя протекание реакции также неоднозначно.

Взаимодействие щелочных металлов с кислотами практически всегда сопровождается взрывом, и такие реакции на практике не проводятся.(слайд 19)

Соединения щелочных металлов

В свободном виде в природе щелочные металлы не встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности. Некоторые их природные соединения, в частности соли натрия и калия, довольно широко распространены, они содержатся во многих минералах,растениях, природных водах.( слайд 20)

Гидроксид натрия NаОН в технике известен под названиями едкий натр, каустическая сода, каустик.

Техническое название гидроксида калия КОН — едкое кали.

Оба гидроксида — NaОН и КОН разъедают ткани и бумагу, поэтому их называют также едкими щелочами.

Едкий натр применяется в больших количествах для очистки нефтепродуктов, в бумажной и текстильной промышленности, для производства мыла и волокон.

Едкое кали дороже и применяется реже. Основная область его применения -производство жидкого мыла.( слайд 21)

Соли щелочных металлов - твердые кристаллические вещества ионного строения.

Биологическая роль и применение соединении калия и натрия (слайд 23,24)


4.Закрепление полученных знаний и умений.

Работа по заданиям:

Химический элемент, атомная масса которого 23, а число нейтронов в ядре равна 12, в периодической системе находится: а) в 3-м периоде, IБ группе; б) в 4-м периоде, IIIА группе, в) в 4 –м периоде, VIIБ группе; г) в 3-м периоде, IА группе;

Составьте уравнения реакций с кислородом: а) лития; б) натрия. Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций.

Допишите уравнения реакций. а) Li + H2O→ … б) Na + H2O→… в) К + Н2О→…

Читайте также: