План конспект урока по биологии 7 класс сухорукова история развития жизни на земле

Обновлено: 06.07.2024

Данный урок предназначен для студентов 1 курса СПО. При проведении урока используются интерактивные технологии обучения, направленные на активное вовлечение студентов в образовательный процесс, повышение интереса к изучению дисциплины и достижение более высоких результатов обучения.

Тип урока: комбинированный

Метод и приемы проведения занятия: проблемно - поисковый, мозговой штурм, проблемная дискуссия, самостоятельная работа.

Цель урока: познакомить учащихся с гипотезами происхождения жизни на Земле, рассмотреть основные этапы развития жизни на Земле и их особенности.

Образовательные:

1. Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Рассмотреть историческое развитие представлений о появлении жизни на Земле и сформировать знания об основных этапах биохимической эволюции.

2. Сформировать у учащихся систему знаний об основных итогах развития жизни во всех эрах, научить правильно определять причины и следствия различных эволюционных событий.

3. Развивать интерес у учащихся к проблеме происхождения и эволюции жизни на нашей планете.

4. Формировать научное мировоззрение: убедить учащихся в познаваемости процесса эволюции органического мира.

Воспитательные:

1.Поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

2. Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

1.Продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности в поисках нужной информации.

2. Объявление темы и целей занятия.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов занятия.

7. Домашнее задание.

1.Организационный момент

Взаимное приветствие учащихся и преподавателя, проверка готовности к уроку.

2. Объявление темы и целей занятия

Сегодня на занятии мы познакомимся с гипотезами происхождения жизни на Земле, рассмотрим основные этапы развития жизни на Земле и их особенности.

3. Актулизация учебных знаний и мотивация учебной деятельности студентов

Проблемная дискуссия

- Как называется планета, на которой мы живем?

- В чем отличие Земли от других планет?

- Какие условия необходимы для существования жизни?

Предлагаю проверить ваши знания о происхождении и развитии жизни на Земле.

Мозговой штурм

1.Сколько лет назад сформировалась Земля?

(4,5-7 млр. лет назад)

2. В какой эре появились первые живые организмы?

3. Сколько лет назад появились первые живые существа?

(3,5 млр. лет назад)

4. В какой эре появились первые многоклеточные существа?

(в протерозойской эре)

5. В какой эре появились папоротники?

(в палеозойской эре)

6. В какой эре появились цветковые?

(в мезозойской эре)

7. В какой эре появились хордовые?

(в палеозойской эре )

8. В какой эре произошел расцвет пресмыкающихся?

(в мезозойской эре)

9. В какой эре появились млекопитающие?

10. В какой эре появился человек?

(в кайнозойской эре)

4. Изучение нового материала

Вопросы о происхождении жизни на Земле и возникновении самой Земли всегда волновали человечество.

4.1. Гипотезы происхождения жизни на Земле

Существует множество теорий и гипотез о происхождении жизни.

- Какие гипотезы вам известны?

2. Гипотеза самопроизвольного зарождения.

3. Гипотеза стационарного состояния.

4. Гипотеза панспермии.

5. Теория биохимической эволюции.

Проблемная дискуссия

- Объясните, почему в настоящее время на нашей планете невозможно зарождение жизни из веществ неорганической природы.

- Как вы считаете, почему именно море стало первичной средой развития жизни?

- Выскажите свою точку зрения по вопросу происхождения жизни на Земле.

4.2. Этапы развития жизни на Земле

- Когда на Земле началась эпоха биологической эволюции?

(3,5 млр. лет назад)

Начиная с этого времени всю историю развития жизни на земле подразделяют на эоны, эры и периоды.

- Сколько эонов выделяют? Перечислите их.

(криптозой – скрытая жизнь и фанерозой – явная жизнь)

- Какие эры выделяют в криптозое?

(архей – древнейший и протерозой – первичная жизнь)

- Какие эры выделяют в фанерозое?

( палеозой – древняя жизнь, мезозой – средняя жизнь и кайнозой – новая жизнь)

Работа с учебником Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., Захаровой Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. стр. 96-106.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке географии для 7 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа с таблицей. развивать восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по биологии для 7 класса на тему: История развития жизни на Земле

Цель: Познакомить учащихся со сложнейшей историей развития живой природы. С развитием по принципы – от простого к сложному и от высших форм к высшим. Изучить деление истории развития Земли на громадные промежутки времени – эры и периоды.

Задачи: работать с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; осваивать приёмы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе; различать объем и содержание понятий; выстраивать причинно-следственные связи.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Индивидуальные беседы по вопросам:

1.Что такое эволюционное учение?

2. Что такое эволюция?

3. Что такое наследственность?

4.СЧто такое изменчивость?

5. какие виды изменчивости бывают?

6. Что такое борьба за существование и каковы причины её возникновения?

7.Что такое искусственный отбор?

8. К чему ведет естественный и искусственный отбор?

III. Работа по новой теме.

1. Многообразие живых организмов – результат длительного развития органического мира – его история. История изучается по:

- отпечатки и другое.

2. Палеонтология – наука об истории развития жизни на Земле.

Деление истории земли на промежутки времени

- эры – громадные промежутки времени;

- периоды – отрезки истории на которые делятся эры

3. Геохронологическая таблица. Границами эр являются глобальные события: климатические, геологические, экологические. Эти глобальные события ведут сначала к вымиранию, затем к расцвету.

4. Работа с геохронологической таблицей. В истории земли выделяют 5 эр:

- архейская – древнейшая – на периоды не делится;

- протерозойская – эра ранней жизни – на периоды не делится;

- палеозойская – эра древней жизни – делиться на 6 периодов;

- мезозойская – эра средней жизни – делится на з периода;

- кайнозойская – эра новой жизни – делится на 2 периода.

5. Основные события в каждой эре – работа с текстом учебника.

Работают с учебником, выделяя главное, слушают учителя, делают выводы. Слушают мнение одноклассников, высказывают своё мнение. Выявляют причины изменения органического м

Создать условия для активизации познавательной активности учащихся; для формирования умений самостоятельно приобретать знания, работать с источниками информации.

  • Образовательные - сформировать представление о происхождении жизни, о живых организмах существовавших в разные периоды развития жизни на Земле.
  • Развивающие –развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения анализировать, обобщать материал, делать выводы, сравнивать
  • Воспитательные – прививать навыки коммуникативного общения, формировать уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле, к природе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, гербарные экземпляры.

1. Организационный момент . Приветствие учащихся.

Ну-ка посмотри дружок,

Ты готов начать урок

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка

2. Вводная часть.

Постановка цели урока совместно с учащимися. Где возникла жизнь, как она развивалась, животные прошлого.

Мне в руки попала записка палеонтолога. А вы знаете кто такой палеонтолог? Но в этой записке не хватает слов. Ваша задача прослушать и вставить недостающие слова..

3) 550 млн. лет назад

Развитие жизни на Земле началось 3,5 млр. лет назад, в океане, где для этого были благоприятные условия. Самыми древними ископаемыми живыми организмами считаются строматолиты- скопления синезеленых водорослей. Строматолиты обогатили атмосферу Земли кислородом. Жизнь в древних океанах Земли была сосредоточена у самого дна. Здесь обитали разнообразные многоклеточные животные, питавшиеся органическими остатками. Одни из них неподвижно прикреплялись к грунту, другие неторопливо перемещались по дну или плавали в нескольких сантиметрах над ним. Их общей чертой были мягкие покровы и отсутствие твердого скелета .Примерно 5оо млн. лет назад в океане уже водились разнообразные водоросли и всевозможные животные: медузы, кораллы, морские лилии. Особенно много было трилобитов.2-75 см. жили у дна, где медленно плавали и ползали. Древние рыбы- динихтисы. Первые наземные растения- псилофиты появились на Земле 420 млн. лет назад. Они заселили участки суши по берегам водоемах. Первые растения не имели листьев, а их стебли были покрыты чешуйками.

Закрепление: Текст записки: «Жизнь на Земле зародилась ________________. Это произошло _______ млр. лет назад. 500 млн. лет назад в океане водились ________________________________________________________ .По дну ползали дальние родственники раков _______________________ . В воде плавали хищные рыбы ____________ .проверка – один читает, читаем по цепочке. остальные проверяют. Подсчет баллов.

4) А сейчас мы с вами перенесемся в следующий период развития жизни на 350 млн. лет назад и узнаем какие же изменения произошли на нашей Земле. А поможет нам в этом наш помощник – учебник. Чтение текста на стр. 96 4 абз.

Закрепление: беседа по вопросам

  1. Какой климат был на Земле 350 млн. лет назад? (влажным и теплым, а значит было много болот)
  2. Какие растения росли на Земле? (были пышные леса из хвощей, плаунов, папоротников. Слайда 8). А сейчас они есть на Земле? Они видоизменилисьПоказ соврем. Хвощей из гербария.
  3. Как называется этот период в истории Земли? (Каменноугольный)
  4. А почему он так называется?
  5. Какие животные жили в лесах?(пауки, скорпионы, стрекозы) слайд 9. Встать и показать как машут крыльями.
  6. Какие животные жили в многочисленных болотах? (стегоцефалы, произошли от рыб).

Стегоцефалы- это древние пресмыкающиеся, родственники лягушек.

5) Рассказ учителя . Шло время… На смену земноводным пришли произошедшие от них пресмыкающиеся, которых называют древними ящерами. Это период в развитии земли называют Юрским периодом. Поначалу они были невелики и напоминали современных ящериц. Их сухая кожа, покрытая плотными роговыми чешуйками, препятствовала испарению влаги. Именно это позволило пресмыкающимся прочно обосноваться на суше. 130 миллионов лет назад на Земле царствовали настоящие гиганты- динозавры, бродили стада диплодоков. Динозавры это одна из групп древних наземных пресмыкающихся. Существующие в то время летающие и морские ящеры к динозаврам не относятся. А можем ли мы сейчас в зоопарке увидеть динозавра? Они вымерли 65 млн. лет назад. Ученые выдвигают разные гипотезы (падение метеорита, изменение климата, нехватка пищи, появление млекопитающих). но гипотезы – это всего лишь предположения, а истинная причина вымирания динозавров – так и останется тайной.

  1. Развитие жизни началось 3,5 млр. лет назад.
  2. Развитие жизни началось на суше.
  3. Трилобиты- это дальние родственники раков.
  4. Стегоцефалы- это дальние родственники лягушек.
  5. В каменноугольный период в лесах росли березы и осины.
  6. Период расцвета динозавров называется юрским.

6) Развитие жизни на земле продолжилось, появились цветковые растения, птицы, млекопитающие, человек… Первые млекопитающие появились примерно 170 млн лет назад. Они были невелики и внешне напоминали современных грызунов. Примерно 150 млн лет назад на Земле появились первые птицы. Самой древней из них считается археоптерикс. Внешне он больше всего напоминал покрытого перьями маленького динозавра. Его челюсти были вооружены острыми зубами. А на каждом крыле было развито по три пальца с сильными когтями. Ученые предполагают, что он использовал их, залезая на стволы и ветви деревьев, с которых планировал на землю. Первые растения с цветами появились примерно 130—125 млн лет назад. Яркие цветки привлекали различных насекомых, которые обеспечили надежную транспортировку пыльцы с одного растения на другое

7) 1. Задание 1 Покажи (соедини) линиями когда происходили перечисленные события. Индивид работа. Взаимопроверка в паре.

2. задание . работают в паре, а проверяют меняя пару. (писать только буквы заглавные)

3. работа в паре

Учитель: Быстро или медленно развивалась жизнь на Земле? (очень медленно, миллиарды лет)Учитель : Ребята, а как вы думаете, развитие жизни на земле закончилось?

Учитель: Жизнь продолжает развиваться, ученые выводят новые сорта растений, новые виды животных. А некоторые оказались под угрозой исчезновения, в том числе по вине человека, и наша задача – не допустить исчезновения и вымирания современных растений и животных, а оберегать и охранять их.

4. Подведение итогов урока.

Итог урока: ребята, похвалите себя, что вы узнали на уроке.

в) Выставление оценок.

5- 19 баллов 4- 13 баллов 3- 7 баллов

5. Домашнее задание изучить стр. 96-97. Ответить на вопросы. Составить кроссворд- творческое задание.

Закрепление: Текст записки: «Жизнь на Земле зародилась ________________. Это произошло _______ млр. лет назад. 500 млн. лет назад в океане водились ________________________________________________________ .По дну ползали дальние родственники раков _______________________ . В воде плавали хищные рыбы ____________ .проверка – один читает, читаем по цепочке. остальные проверяют. Подсчет баллов.


Обобщить и систематизировать знания и навыки по развитию органического мира на Земле.

1. Введение (организационный момент).

2. Работа со слайдами.

3. Домашнее задание.

Главные разделы урока по слайдам (примерное время) :

1. Введение (1, 2 слайды) – 3 минуты.

2. Возникновение жизни (3 – 6 слайды) – 10 минут.

3. Закономерности развития жизни (7 -11 слайды) – 5 минут.

4. Развитие жизни на Земле (12 – 16 слайды) – 15 минут.

5. Развитие человека (17 – 18 слайды) – 10 минут.

6. Домашнее задание (19 – 20 слайды) – 2 минуты (всего 45 минут).

Ход урока.

1. Объясняю план урока, пишем тему (слайд 1), главные разделы урока (слайд 2).

2. Работа по слайдам, характер работы:

3 слайд – : подумать, расставить пропущенные слова устно (можно подсказать, что речь идёт о химическом составе живого организма). Определение не приводится в учебнике.

4 слайд: продумать и найти соответствие между столбиками приведённых имён учёных, направлений развития теории эволюции и результатами их деятельности, ответ записать (1 – а, 2- б…). Оценивание по устному ответу у экрана или с места.

5 слайд: самопроверка.

6 слайд: ответить на вопросы, устно, обосновать свой ответ (оценивается). Самопроверка по всплывающему ответу.

8 слайд: даны вразброс порядок появления основных признаков жизни, письменно. Ответ устный, оценивается.

9 слайд: даны вразброс этапы начальной эволюции жизни (архейская эра), письменно. Ответ устный, оценивается.

10 слайд: даны вразброс эры, письменно. Ответ устный, оценивается.

13 слайд: информация о времени расцвета трилобитов в Якутии; задаются вопросы, обобщающие знания по макроэволюции и систематике. Устно, оценивается.

14 слайд: информация о карбоне; задаются вопросы филогенетического развития растений, животных; обобщаются знания по микро и макроэволюции?

презентация по биологии Развитие жизни на Земле

15 слайд: информация о юрском периоде; вопросы по знанию эр, их главных событий, видообразованию и макроэволюции птиц? Устно, оценивается.

16 слайд: информация о событиях кайнозоя, плейстоцена; вопросы о главном событии эры, обсуждение представителей, как возможных предков современных животных. Устно, оценивается.

18 слайд: информация об этапах становления человека, с дополнениями и вопросами по развитию человека и о предках человека. Письменно, оценивается по тетради после урока.

19 слайд: даётся интернет – ссылка для дополнительного изучения эволюции.

20 слайд: задаётся домашнее задание.

21 слайд: осмысление познания истории развития жизни, как познания своего мира.

Анализ урока:

Читайте также: