План конспект урока по биологии 5 класс грибы паразиты

Обновлено: 06.07.2024

научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Развивающие: развивать умения работать с текстом, понятиями, рисунками, схемами, выделять главное.

Воспитательные: воспитывать любовь, ответственность и бережное отношение к природе.

Формируемые УУД.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать учебные задачи и стремиться их выполнить.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Организационный момент (2 мин.)

Добрый день дорогие ребята!

Посмотри на стол дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке?

Книга, ручка и тетрадка

Актуализация знаний(5-6 минут)

Представителей какого царства мы с вами изучаем?

Почему грибы выделяют в отдельное царство?

Встали, пошли (слайд 1)

Ой, смотрите избушка. Кто же в ней?

Баба-Яга. Не бойтесь, она, конечно, вредная старушка, любит загадки загадывать, следы путать. Но вы сегодня, надеюсь, справитесь с ее кознями.

Вот вам первое задание.

Давайте с вами вспомним, что мы знаем о грибах.

У вас на столах маршрутные листы с заданиями. Подпишите на них Фамилию и имя.

Выполните задание 1.(необходимо вставить пропущенные слова)

1. Грибы питаются …. (минеральными и органическими) веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество- . (хитин).
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …. (грибницы или спор).
4.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев …. (симбиоз).
5. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма называются………(сапротрофы).

Взаимопроверка. Обменяйтесь листами. Ответы открываются на доске. За правильный ответ 1 плюсик. Поставьте другу оценку по количеству плюсов.

С первой загадкой справились, молодцы.

Учащиеся обмениваются листочками, проверяют и ставят оценку

Определение темы урока (2 мин.)

Посмотрите, Баба-яга набрала в лукошко грибы (Демонстрация фото грибов-паразитов).

Ой, странные такие. Можно их есть-то, не знаете?

Как называются грибы, которые питаются мертвыми органическими веществами? А как называются грибы, живущие за счет живых организмов? Приведите примеры

Что же сегодня мы с вами будем изучать?

Сформулируйте тему нашего урока.

Что мы должны будем узнать об этих грибах?

Запишите дату и тему урока в маршрутный лист

Целеполагание (3 минуты)

Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях.

Сегодня вы работаете в группах (в группах сидят с начала урока)

Сейчас приступаете к выполнению задания 2. Каждая группа изучает один вид гриба-паразита. Какой – найдите в своей таблице.

Сформулируйте свою цель каждый вариант, начиная со слов: мы должны изучить…

Вы читаете текст и заполняете таблицу в ваших листах. На работу отводится 5 минут. Затем докладчик от каждой группы выступает. Остальные группы слушают и заполняют все колонки таблицы. Будьте внимательны при изучении нового материала.

В конце урока как итог нашей работы мы с вами должны заполнить всю табличку.

Цели:1 вариант изучить строение головни, поражаемые растения…

Вариант 2.изучить строение спорыньи….

Вариант 3.изучить строение трутовика…

Вариант 4.изучить строение фитофторы…

Изучение нового материала.(5-6 мин)

Ой, опять, бабушка со своими загадками.

Встали. Если Яга показывает Съдобный гриб – наклонитесь - собираете грибы, а если – ядовитый – потопайте.

Самостоятельная практическая работа в группах

Отчеты групп (10 минут)

Наносимый вред (ущерб)

Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза.

Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его.

обработка зёрен до посева специальными препаратами- фунгицидами

Рожь и другие хлебные злаки.

Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.

Очистка зерна от рожков спорыньи.

Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.

Сдирание и сжигание плодового тела трутовика и обработка раны дерева садовым варом

Картофель, томат перец

Вызывает порчу или гибель урожая.

Отбраковка больных клубней, томатов. Химическая обработка. Соблюдение правил уборки. Выбор сортов, устойчивых к фитофторе.

Похвалить ребят о проделанной работе.

Учащиеся слушают и заполняют таблицу

Первичное закрепление материала (7 мин)

Рассказ учителя (2 мин)


Оценивание (3 мин)

Домашнее задание(1 мин)

1)Какие грибы мы с вами изучили?

Задание - Узнай гриб

Как происходит заражение растений?

Какие меры борьбы использует человек?

Можно ли проводить профилактические меры борьбы, чтобы не допускать заражения? Какие?

Помните, Баба-Яга набрала эти грибы, можно их есть?

Гляньте, опять что-то злодейка для вас придумала

2) А сейчас вы работаете в своих маршрутных листах, выполняете задание 3. Это индивидуальная работа.

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)

4. Трутовик – это гриб – паразит (-)

5. Фитофтора - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)

Те, кто справились, молодцы. А кто допустил ошибки, поработаете над материалом еще дма

Учащиеся поднимают названия грибов. Работает весь класс

Выполняют задание. Проверка

Ребята меня мучает один вопрос.

Какова роль грибов-паразитов в природе, жизни человека?

Сейчас я вас удивлю. Некоторые грибы очень даже полезны.

Наверное, каждый, кто гулял в березовом лесу или роще, видел бесформенные темные наросты на стволах отдельных деревьев, резко контрастирующие с белой корой. (Слайд). Это и есть представитель царства грибов, класса агарикомицетов, трутовик скошенный, получивший в народе название черного березового гриба, или чаги. Произрастает он практически повсеместно в северных и умеренных широтах Европы, Азии и Америки. Справедливости ради надо отметить, что паразитирует такой гриб и на других лиственных деревьях (ольха, осина, рябина), но в народной медицине всегда находил применение только березовый гриб чага. Распространяется он спорами, которые проникают в поврежденные участки коры дерева (трещины, сколы, обломанные сучья, солнечные ожоги). Собирают чагу только с живых деревьев. Лучшее время для ее поиска и заготовки – период с осени по весну. Сбор чаги в зимний период меньше вредит березе.

Трутовики – грибы-паразиты, вредители лесного хозяйства, садов и парков, вызывающие гниль древесины.

Поздравляю, вы преодолели все препятствия.

Смотрите и тропинка из леса нашлась

Домашнее задание: §16, повт п.11-13 (по желанию нарисовать бактериальную клетку и грибную на формате А4

Выступление уч-ся с дополнительным материалом.

Поздравляю, вы преодолели все препятствия.

Смотрите и тропинка из леса нашлась и грибов набрали.

Ребят, если вы поняли тему, возьмите белый гриб; а если тема непонятна – мухомор. Положите свои грибы в корзину.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: изучить строение грибов-паразитов.

Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Задачи урока:

познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;

научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Давайте вспомним ранее изученный материал.

Первое задание.

Составите логические схемы из следующих слов: пеницилл, подберезовик, дрожжи, дерево, мукор, шляпочные грибы, шляпка, плесневые грибы, почкующиеся грибы

Плесневые грибы-мукор- пеницилл, дерево- шляпочные грибы-подберезовик-шляпка, дрожжи- почкующиеся грибы

2. Второе задание. На понимание (фронтальный опрос).

Мукор – это что? гриб(сапротроф).

Пеницилл – это что?…(плесневый) гриб.

Пеницилл размножается чем? (спорами).

А где созревают споры мукора? (созревают в спорангиях).

А где созревают споры пеницилла? (в кисточках).

- Итак, что мы повторили строение, размножение грибов сапрофитов. А сегодня мы познакомимся с грибами паразитами.

Проблемный вопрос:

Знакомо ли вам слово паразиты? Вспомните, какие организмы называют паразитами? (организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред).

- Определите цель урока с помощью вопросов и ключевых слов: ( на доске написаны вопросы и ключевые слова : С чем?( грибы-паразиты) Что?( условия жизни, питание, значение для природы и человека)

Как? (заражение) Какие? (меры борьбы)

-С чем нам предстоит сегодня познакомимся?(познакомиться с грибами-паразитами),

- Что предстоит выяснить? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека),

Что нам важно знать ? как? (как происходит заражение),

какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать).

Для того используем материал учебника.

Изучение нового материала .

- Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях. Сегодня вы работаете в группах. Сейчас, в течение 1 минуты распределите свои обязанности внутри группы: лидер, хранитель времени, докладчик, редактор-оформитель, оценщик. В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу в ваших тетрадях (пустые таблицы выданы всем учащимся). Работаем следующим образом, каждая группа получает задание, на его выполнение дается 5 минут. После этого докладчик каждой группы рассказывает ваше выполненное задание. Остальные группы слушают и заполняют таблицу. Будьте внимательны при изучении нового материала.

. После рассказа каждой группы на экране показываю заполненную таблицу и еще раз акцентирую внимание на ключевых характеристиках.

Луговые и хлебные злаки.

Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.

Очистка зерна от рожков спорыньи. Уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки. Своевременная уборка урожая.

Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.

Усилить питание больного дерева.

Сдирание и сжигание плодового тела трутовика и обработка раны дерева. Вырубка деревьев – крайняя мера.

Листья и клубни картофеля, томата.

Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая.

Отбраковка больных клубней, томатов. Химическая обработка. Соблюдение правил уборки. Выбор сортов, устойчивых к фитофторе.

Задание классу отгадать загадки ис названием гриба и названием группы (паразит или плесневый). На кране слайд с картинкой гриба.

А растет на весу и совсем не

2) Конское копыто – к дереву

3) Пока молод, он седой

А постареет – весь почернеет

4) Выросли на палочке

5) Это что за дело: просо обгорело.

И в метелках сажа,

И на листьях даже

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля (-)

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)

4. Мукор – это гриб – паразит (-)

5. Фитофтора - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)

6. Спорынья – это плесневый гриб (-)

Подведение итога. Рефлексия.

VI . Домашнее задание: параграф 16 читать, таблицу выучить.

Раздаточный материал

Раздаточный материал

Раздаточный материал

Сильный вред лесному, садовому и парковому хозяйствам причиняет гриб трутовик. Он провоцирует разрушение древесины. Заражение спорами происходит через повреждения в коре деревьев. Ломка ветвей, солнечные ожоги и многие другие факторы способствуют появлению ран. Споры попадают через проблемную зону и разрастаются в грибницу. Трутовик охватывает всю сердцевину дерева, разрушая ее и делая трухлявой. Появление плодовых тел на поверхности дерева происходит через несколько лет после инфицирования. Трутовик напоминает копыто по своей форме и бывает очень твердым. Паразиты деревьев могут располагаться один над другим, образовывая полочки. В нижней части трутовик имеет мелкие трубочки, в которых зреют споры. Живет гриб трутовик много лет и увеличивается в размерах с каждым годом. Трутовик значительно уменьшает продолжительность их жизни. После проникновения грибницы в древесину не представляется возможным остановить ее развитие. Зараженное дерево обязательно погибнет. Меры борьбы с паразитом — это недопущение повреждений коры и ветвей. Чтобы избавиться от опасности заражения других деревьев, гриб трутовик нужно сбить и сжечь.

Раздаточный материал

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для расширения знаний о многообразии грибов-паразитов, значении их в природе и жизни человека, методах борьбы с ними и профилактике грибковых заболеваний, учить анализировать информацию, извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую.

Изучаемые на уроке понятия: грибы - паразиты, головня, спорынья, гриб-трутовик.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Содержательная часть урока

1. Организационный момент (1мин)

Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

- Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

- Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Встают, приветствуют учителя

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

ПознавательныеУУД: слушают учителя.

Регулятивные УУД: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Ваша задача, выполнить важные государственные задания.

Создаются 3 следственные группы(1, 2, 3 на столах таблички с номерами)

Задание первое: к нам поступило заявление с просьбой найти преступников.
Из заявления следует, что местонахождение одного из них и его особые приметы известны:
Под сосною у дорожки
Он стоит среди травы.
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы.
Состав преступления:
Носит шляпку на ноге
Что-то прячет он в земле.
Что выясняется из заявления:
Если что-то прячет, значит краденное. Из отдельных частей тела, вам необходимо составить фоторобот преступника и подписать эти части.

Прошу следственные группы приступить к заданию. Собрать как можно больше информации об этом подозреваемом.

Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые или трубчатые).

Чем гриб питается? (Готовыми органическими веществами)
В каких отношениях находится с деревьями? (вступает в симбиоз)

Что такое симбиоз? (сожительство двух организмов с пользой для обоих организмов)


Один преступник найден, первое дело раскрыто, здесь состав преступления отсутствует. Слайд 2


2 задание: а вот с остальными правонарушителями дело обстоит сложнее. Нам известно только, что там работает организованная группа. Чтобы раскрыть дело, необходимо будет определить не только их основные приметы, составить фоторобот и местонахождение, но и выяснить какова роль каждого в группировке. В ходе следствия нужно будет изучить (видеоматериал) и заполнить необходимые документы (таблица).
Информация для изучения предоставлена камерами наружного наблюдения. Следственным группам необходимо отметить, к какой группе грибов относятся представители, изображённые на слайде

1 группа собирает информацию о плесневых грибах; (5, 11)

2 группа собирает информацию о шляпочных грибах; (12467810 12)

3 группа собирает информацию о съедобных и ядовитых грибах.

(съедобные- 1 2 4 6 6 8 12; ядовитые – 9 10)

Проблемный вопрос: На слайде присутствуют грибы, не изучаемые до сегодняшнего дня. Под какими номерами они находятся? (3, 13)
К какому типу питания можно отнести данные грибы?

(сапротрофы или паразиты). Кто такие сапротрофы?

Кто такие паразиты?

Определите цель урока с помощью вопросов:

с чем? (познакомиться с грибами-паразитами),

что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека),

как? (как происходит заражение),

какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать) (слайд 2).

выполняют задание в рабочих листах

Отвечают на вопросы

Смотрят на слайд

Участвуют в определении темы и цели урока

Коммуникативные УУД: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог,

ЛичностныеУУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД: Умение ставить цель, планировать деятельность.

3. Изучение новой темы (10 – 12 мин)

А кто такие паразиты? Итак, грибы-паразиты – это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма. Они тоже вступают в симбиоз с другими организмами, но только пользу получают сами, а другому организму приносят вред.

Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, вызывая заболевания, большинство из них поселяется на различных растениях.

Наше следствие продолжается…

Сейчас поработаем в группах. Изучить информацию о грибе. Используя дополнительный материал, который находится у вас на столах, мы должны поближе познакомиться и как можно больше узнать о преступниках. Как они называются, какие органы организма они поражают, и какие меры борьбы с ними существуют. Информацию о них вы будите фиксировать в таблицу, которая есть в ваших листах. (4 мин. на каждого представителя)

Названия грибов -паразитов

На ком паразитирует, особенности

Методы борьбы и профилактики

Овёс, пшеница и другие злаковые культуры

обработка зёрен до посева специальным препаратом, например, раствором формальдегида. Это протравливание зерна.

Злаки и поражает завязь цветущих растении. Черно-фиолетовые рожки

очистка зерна от рожков спорыньи, уничтожение сорняков (сортировка)

Сбивать и сжигать

Отвечают на вопрос

Работают с информацией в группах. Заполняют таблицу.

Общаются с соседом по парте

Личностные УУД:

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД:

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД:

Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Супер физкультминутка (видео)

5. Продолжение новой темы –

6. Обобщение полученных на уроке сведений

Учитель предлагает ученикам рассмотреть гриб спорынью и познакомиться с её внешним строением, используя лупу.

1. Какая проблема стояла перед вами в начале урока?

-Какие меры необходимо принимать, для предотвращения заражения грибковыми заболеваниями?

Работа с классом:

2. У меня на доске нарисовано дерево.

- Что можно сказать о его состоянии?

- Как вы это определили.

Помочь дереву освободиться от паразита могут ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке. С обратной стороны каждого трутовика записаны вопросы, правильно ответив на которые, вы освободите дерево.

Пока мы занимались изучением грибов паразитов, к нам в отдел поступили жалобы от населения. Давайте, разберёмся с этими жалобами и выясним, какие это вредители?

Показания №1 фермера: все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле у меня. Да только однажды поехал я по делам и проезжая мимо своего пшеничного поля, увидел, что почернели колоски пшеницы, стоят в поле, как обугленные головешки. Пришла беда, погибла большая часть урожая. Как вы думайте, как назвали этот гриб?

Черные, созревшие споры гриба во время уборки урожая попадают на здоровое зерно и сохраняются на нем до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки злаков и растет внутри стебля, питаясь его соком. Ко времени цветения пшеницы грибница головни достигает колоса. Разрастаясь, образуя массу спор разрушая зерновки.

Показания № 2 фермера: мало собрал я урожая пшеницы в тот год, но выручила рожь. Но когда в пищу жители моего села стали использовать ржаной хлеб, то у многих людей начались судороги, а иногда и наступала смерть.

Данный объект легко обнаруживается в период цветения: на колосьях среди зерновок хорошо заметны черно-фиолетовые рожки, выступающие из колоса. Объяснение: давайте обратимся к учебнику стр.82 учебника, 2 обзац. Какие выводы вы сделали, какое название носит этот гриб-паразит? -Почему заболели жители села?
-Что за черные рожки появились на колосках ржи?
-Как происходит заражение спорыньей?
-Докажите, что спорынья –гриб паразит.

Они состоят из плотно переплетенных гифов. Это стадия покоя гриба. В период созревания ржи они опадают на землю и зимуют под снегом. Весной на них образуются шаровидные головки красноватого цвета на длинных ножках. Созревание спор происходит во время цветения ржи. Попадая в муку, гриб способен вызывать сужение кровеносных сосудов и судороги мышц, а иногда и гибель.

Учитель: Выяснив причины заболеваний злаков и отравлений у людей, зная о размножении, развитии и условиях произрастания спорыньи и головни сформулируйте ответ на такой вопрос: как можно их уничтожить и не допустить заражения?

И наконец, показания 3 свидетеля: лесника.
Показания №3 лесника:
Спора данного гриба-паразита, попав на ранку в дереве, прорастает в грибницу и разрушает древесину. Через несколько лет образуются многолетние копытообразные плодовые тела. Они выделяют ферменты, разрушающие древесину и превращающие ее в труху.

Даже после гибели дерева гриб продолжает жить на мертвом субстрате (как сапротроф), ежегодно производя большое количество спор и заражая здоровые деревья. Поэтому погибшие деревья и плодовые тела таких грибов рекомендуется удалять из леса. Его название?

Конспект урока по биологии

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока по биологии "Грибы – паразиты" ( 5 класс). Дети знакомятся с особенностями грибов – паразитов. А также с грибами – паразитами и их ролью в природе. Учатся различать грибы – паразиты от других видов грибов. Развивают умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Читайте также: