План конспект урока пищевые цепи

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний по теме “Состав и структура сообщества”.

На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем.

Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

3. Изучение нового материала. Объяснение с использованием презентации.

4. Закрепление нового материала.

Задание № 1. Слайд № 20.

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

  1. Клевер - кролик - волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

Задание № 3. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями - гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

  • Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),
  • Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)
  • Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)
  • Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)
  • Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии автора А.А.Каменского и др.)

5. Отработка полученных знаний.

Практическая работа в группах.

Задание №1. Решение экологических ситуаций

1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.

2. На определённой территории живут зайцы. Из них маленькие зайчата- 100 шт массой – 2 кг, и их родители 20 шт – массой 5 кг. Масса 1 лисы – 10 кг. Найдите количество лисиц в этом лесу. Сколько растений должно вырасти в лесу, чтобы зайцы выросли.

3. В водоеме с богатой растительностью обитает 2000 водяных крыс, каждая крыса потребляет в сутки 80г растений. Сколько бобров сможет прокормить этот водоем, если бобр в сутки потребляет в среднем 200 г растительного корма.

4. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.

2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

6. Самопроверка полученных знаний в виде теста.

1. Производители органических веществ в экосистеме

2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

Б) консументы I порядка

В) консументы II порядка

3. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава —> . —> волк

4. Определите верно составленную пищевую цепь

А) еж —> растение —> кузнечик —> лягушка

Б) кузнечик —> растение —> еж —> лягушка

В) растение —> кузнечик —> лягушка —> еж

Г) еж —> лягушка —> кузнечик —> растение

5. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят

А) ель обыкновенную

В) таежных клещей

Г) почвенных бактерий

6. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

А) конечного звена

Б) начального звена

7. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль:

А) производителей органических веществ

Б) потребителей органических веществ

В) разрушителей органических веществ

Г) разрушителей неорганических веществ

8. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) ястреб —> синица —> личинки насекомых —> сосна

Б) сосна —> синица —> личинки насекомых —> ястреб

В) сосна —> личинки насекомых —> синица —> ястреб

Г) личинки насекомых —> сосна —> синица —> ястреб

9. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки —> ? —> уж —> коршун

- развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Планируемые образовательные результаты :

- знать правило перехода энергии, типы цепей питания, их значение в экосистемах.

уметь ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; строить высказывания; анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения, уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре и группе; ставить вопросы, выражать свои мысли с достаточной полнотой, аргументировать свою точку зрения.

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составлять план и последовательность действий, корректировать и оценивать свои действия.

- Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях, уметь устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом, оценивать свой вклад в работу группы, использовать жизненный опыт при изучении нового материала.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Методы обучения : проблемно-диалоговые.

Основные понятия, изучаемые на уроке :

Пищевая цепь, детрит, пастбищные и детритные цепи питания, трофический уровень, поток энергии и вещества, правило перехода энергии.

Учащиеся должны уметь: составлять пастбищные и детритные цепи питания, объяснять закономерности перехода энергии по цепям питания.

Организационный момент. (1-2 мин.)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке , создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование

Регулятивные: умение настроиться на взаимодействие с учителем и учащимися.

Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Актуализирует знания учащихся с помощью заданий фронтального и индивидуального характера (Приложение 1).

Проводит подводящий диалог .

- Как связаны между собой организмы, которые вы распределили по трем группам?

Отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученный материал. Высказывают суждения.

Выполняют задание (классифицируют объекты, по заданному признаку), дополняют своими примерами.

Познавательные УУД: - строят логические рассуждения; - анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют. Коммуникативные УУД: - монологическое высказывание, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.

Этап. Создание проблемной ситуации .(2-3 мин.)

Обеспечивает мотивацию учащихся к изучению нового материала: создает для учеников проблемную ситуацию. Предлагает послушать стихотворение древнеримского поэта Овидия (Приложение 2) и ответить на вопрос:

- О каких биологических закономерностях идет речь в стихотворении?

Слушают стихотворение, выявляют закономерности, делают выводы.

Личностные УУД: - личностное самоопределение, оценивание. Коммуникативные УУД: - высказывают и аргументируют свое мнение, учет разных мнений;

Познавательные УУД : - извлекают необходимую информацию, аргументируют; анализируют, обобщают

Этап. Целеполагание . (3-4 мин.)

При помощи диалога, подводит учащихся к формулированию темы и целей урока.

Организует подводящий диалог :

- Как вы можете объяснить это высказывание?

- Что произойдет на Земле, если не будет энергии Солнца?

- Согласны ли вы с тем, что главным источником энергии для всех процессов жизнедеятельности на Земле, является энергия Солнца?

- Каким образом от энергии Солнца зависят гетеротрофные организмы?

Строят логические рассуждения , высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные УУД : - формулируют гипотезы, устанавливают причинно-следственные связи , выстраивают логическую цепочку;

Коммуникативные УУД: - владение монологичной и диалогичной речью, учет позиции другого;

Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.

Этап Планирование.(5-6 мин.)

Уточняет понимание учащимися целей урока , организует беседу:

- Какова основная цель урока?

- Что вы уже знаете о пищевых взаимосвязях организмов?

- Все ли цепи питания одинаковы?

- Отчего это зависит?

- Почему пищевые связи являются главными в экосистемах?

Побуждает к высказыванию своего мнения . Конкретизирует план работы.

Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем.

Познавательные УУД : - работа с информацией и её преобразование, формирование понятий, умение применять знания, анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД : - умение слушать и понимать речь другого человека, самостоятельно организовывают учебное взаимодействие, выражают свои мысли.

Личностные УУД : - формирование личностного и жизненного самоопределения

Формирует основы теоретического мышления , развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу с текстом учебника по изучению информации о видах цепей питания (работа в парах). Предлагает выделить виды цепей питания и составить характеристику цепей питания по предложенному плану, заполнив таблицу ( Приложение 3).

Акцентирует внимание учащихся на то, что цепи питания не могут быть длинными. Побуждает к высказыванию мнений о том, почему они не могут быть длинными.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи , привлекая материал из других наук, например, из физики. Предлагает вспомнить законы термодинамики :(Не существует ни одного процесса без потери энергии).

Обращает внимание на то , что из-за потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому цепи питания не могут быть длинными.

Предлагает просмотреть видеосюжет, в котором дается объяснение правила перехода энергии ( на каждый последующий трофический уровень переходит 10% от предыдущего), дает задание:

- Какая закономерность отражает переход энергии с одного трофического уровня на другой?

Высказывают свое мнение, вспоминают законы термодинамики, приводят примеры, приходят к выводу о том, что законы физики действуют и в биологии

Анализируют видеосюжет, дают обоснование, формулируют правило перехода энергии.

Познавательные УУД : - поиск информации в учебнике, преобразование информации, составление характеристики, обобщение.

Коммуникативные УУД : самостоятельно организовывают учебное взаимодействие при работе в паре, формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - работа по плану, осуществление самоконтроля и коррекции;

Личностные УУД : - формирование жизненного самоопределения.

Познавательные: умение стоить высказывание, выделение проблемы, определение и оперирование понятиями.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, контроль и коррекция.

Коммуникативные: владение монологической речью.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Распределяет учащихся на группы и дает задания:

1группе – составить пищевую цепь дубравы;

2 группе – пищевую цепь водоема;

3 группе – детритную пищевую цепь;

с использованием раздаточного материала в виде карточек с фотографиями организмов (Приложение 4).

Стимулирует участие всех детей. Корректирует ответы.

Работают в группах, составляют цепи питания.

Презентуют результаты работы. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.

Познавательные УУД: - строят логическое рассуждение, анализируют, сравнивают, обобщают Коммуникативные УУД : - вступают в диалог, организуют взаимодействие в группе.

Регулятивные УУД: - определяют цель учебной деятельности; осуществляют самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира. - формирование личностного и жизненного самоопределения

Этап. Рефлексия .(2-3 мин).

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке , меру своего продвижения к цели (Приложение 5).

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Личностные УУД : - адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности; формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - осознание конечного результата, контроль, мобилизация своих сил к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.

Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования

Этап. Домашнее задание . (2 мин).

Предлагает и комментирует домашнее задание:

1. Прочитать п.83,84. Ответьте на вопросы.

2. Составьте 4-5 цепей питания, характерные для нашей местности.

3. Придумайте и нарисуйте иллюстрации цепей питания.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Личностные УУД : -смыслообразование, целеполагание.

Регулятивные УУД: - осознание конечного результата, контроль, мобилизация своих сил к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.


1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Ястреб, Циклопы (мелкие рачки), Землеройка, Цапля, Дождевой червь, Орел, Дрозд, Хлорелла, Паук, Сова, Нектар цветка, Муха, Листовая подстилка, Карась

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Пищевые цепи (конспект)

Задание для 2 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группыорганизмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Паук, Сок розового куста, Орел, Жуки-навозники, Судак, Водоросли, Синица, Экскременты животных, Ястреб, Божья коровка, Скопа, Тля, Дрозд, Лещ

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 3 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группыорганизмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Сосна , Инфузории, Щука, Личинки насекомых, Ил, синица, Водоросли, Плотва, ястреб, Черви, Коловратки, Цапля

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 4 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группыорганизмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Мыши, Водоросли, Личинки падальных мух, Окунь, Клевер, Уж, Мальки рыб, Кошки, Шмели, Лягушка, Мертвое животное, Чайка

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Технология: Групповая

Тип урока: Комбинированный

Этап урока: Закрепление полученных знаний

Карточки -задания для парной работы

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Цель работы: научиться составлять пищевые цепи, определять виды цепей питания и функциональные группы организмов в экосистеме

Задание для 1 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке .
Организмы:

Ястреб, Циклопы (мелкие рачки), Землеройка, Цапля, Дождевой червь, Орел, Дрозд, Хлорелла, Паук, Сова, Нектар цветка, Муха, Листовая подстилка, Карась

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 2 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Организмы:

Паук, Сок розового куста, Орел, Жуки-навозники, Судак, Водоросли, Синица, Экскременты животных, Ястреб, Божья коровка, Скопа, Тля, Дрозд, Лещ

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 3 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Организмы:

Сосна , Инфузории, Щука, Личинки насекомых, Ил, синица, Водоросли, Плотва, ястреб, Черви, Коловратки, Цапля

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 4 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Организмы:

Мыши, Водоросли, Личинки падальных мух, Окунь, Клевер, Уж, Мальки рыб, Кошки, Шмели, Лягушка, Мертвое животное, Чайка

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 5 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Организмы:

Еж, Плотва, Дождевой червь, Водоросли, Кузнечик, Лисица, Землеройка, Цапля, Землеройка, Лягушка, Окунь, Листовой опад, Трава

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 6 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Организмы:

Злаки, Бобры, Жаворонок, Хорек, Листовая подстилка, Уж, Дождевой червь, Коршун, Водоросли, Лиса, Землеройка

Задание для 7 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Организмы:

Ромашка, Стриж, Щука, Ястреб, Гусеница, Навоз, Стрекоза, Рачки, Жаба, Водоросли, Уж, Жук-навозник, Еж, Карась

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 8 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Организмы:

Вереск (растение), Коршун, Циклоп, Синица, Пчела, Листовой опад, Щука, Скворец, Коловратка, Зеленые водоросли (хлорелла), Лещ, Филин, Дождевой червь

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 9 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Организмы:

Частуха (растение), Навоз, Рачки (циклопы), Комар, Ястреб, Лягушка, Жуки-навозники, Плотва, Змея, Еж, Фитопланктон (Водоросли), Щука, Галка

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 10 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Организмы:

Семена злаков, Щука, Хищные водные жуки , Лесная мышь , Щука, Водоросли, Сова, Окунь, Лиса, Прудовик (моллюск), Гумус и детрит, Личинки ручейников

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 11 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Организмы:

Кора и древесина дуба, Сокол, Короед, Цапля, Микроскопические водоросли (хламидомонада), Дятел , Дождевой червь, Плотва, Ястреб-перепелятник, Дафнии, Опавшая листва, Скворец

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 12 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Организмы:

Желуди, Сокол, Желудевый долгоносик, Водоросли, Дрозд, Водоросли, Листовая подстилка, Ястреб, Дрозд, Многоножки, Дикие утки

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 13 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке.

Организмы:

Водоросли, Ястреб, Личинки мух, Плотва, Гусеница, Коршун, Щука, Кукушка, Ель, Навоз, Скворец ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 14 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке. Организмы:

Желуди, Рачки, Дождевой червь, Белка, Выдра, Карась, Куница, Водоросли, Канюк, Окунь, Опавшая листва, Малиновка

Пищевые (трофические) цепи в природе биология-11 класс

Задание для 15 группы учащихся

1) Составьте несколько пищевых (трофических) цепей (не менее 3) из предложенных организмов.

2) Укажите вид цепи питания.

3) Назовите три функциональных группы организмов в (самой длинной) пищевой цепочке. Организмы:

Опавшая листва , Лиса, Тля, Орел, Бобры, Рыба, Водоросли, Дождевой червь, Моллюски, Крот , Синица, Хорек, Яблоня, Паук


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развитие информационно-коммуникативной компетентности лицеистов через деятельностный подход в обучении; экологизация мышления учащихся.

Тип урока: урок комбинированный.

Цель урока: развитие информационно-коммуникативной компетентности лицеистов через деятельностный подход в обучении; экологизация мышления лицеистов.

Задачи урока:

Образовательные:

– рассмотреть вопрос о связях организмов в сообществах;

– изучить формы отражения этих взаимосвязей (пищевые цепи, экологические пирамиды);

– сделать вывод о важности сохранения взаимосвязей организмов в биоценозах.

Развивающие:

- развивать навыки коллективной мыслительной деятельности учащихся; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, аргументировано отвечать.

Воспитательные:

- экологическое воспитание учащихся; формирование ответственности за сохранность биоценозов как компонентов биосферы.

Формы, методы: фронтальная беседа-рассуждение, элементы лекции с демонстрационным сопровождением, коллективная работа по заданиям инструктивных карт; работа с заданиями интерактивного характера; учебный мозговой штурм.

Оборудование, материалы: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация урока, модели экологических пирамид, блокноты заданий, маркеры, видеоролики по теме урока.

1. Вступительное слово учителя. Тема, эпиграф урока.

3. Инициализация урока: цель, личностная задача учащихся.

4. Изучение нового материала с элементами поэтапного закрепления + повторение материала:

Б) Связи организмов в биогеоценозе – элемент лекции;

В) Работа по карточкам-заданиям;

Д) Экологические пирамиды – элемент лекции + работа с пирамидой-моделью;

Е) Коллективная мыследеятельность – решение экологических задач;

Ж) Составление синквейнов по теме;

5. Информация о домашнем задании.

Глоссарий темы (термины в виде облака на экране перед началом урока):

Биоценоз – биогеоценоз – экосистема;

Автотрофы – продуценты;

Гетеротрофы – консументы – редуценты (деструкторы);

Пищевые (трофические) цепи – цепи выедания (пастбищные); цепи разложения (детритные);

Экологические пирамиды: пирамиды численности, биомассы, энергии.

(На доске записана тема урока; эпиграф записан на экране интерактивной доски, Слайд 1).

1. Организационный момент. Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередной шаг к познанию незыблемых законов природы. Обратите внимание на эпиграф урока (Слайд 2):

Виды в биогеоценозе приспособлены друг к другу настолько, что их сообщество составляет системное целое.

Правило взаимоприспособленности К.Мёбиуса

2. Актуализация знаний по теме:

А) Какие экологические термины можно сконструировать из предложенных корней? (Слайд 3) (био – система – эко – ценоз – гео). Ответ: биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

А. открытая совокупность совместно обитающих организмов, связанных между собой и условиями существования (капля воды, муравейник, пень, поле)

а) В.Н.Сукачёв, 1942

2. Биогеоценоз

В. сообщество организмов, входящих в состав биогеоценоза

в) А. Тенсли, 1935

3. Экосистема

С. точно ограниченная система, границы которой определяются характером растительности (лес, степь, ельник)

с) Карл Мёбиус, 1877

Ответ: 1Вс; 2Са; 3Ав.

3. Инициализация урока

Цель: изучить трофические (пищевые) связи между функциональными группами организмов в сообществах и способы их графического отражения; научиться решать задачи по темам.

4. Изучение нового материала + закрепление + повторение


Б) Связи организмов в биогеоценозе – элемент лекции (Слайды 6-11):

– Поясните, что означает стрелка между редуцентами и продуцентами?

– Может ли энергия передаваться по замкнутому кругу?

– Что произойдёт, если Солнце перестанет существовать?

Отразить пищевые связи между организмами можно с помощью пищевой (трофической) цепи. Пищевая цепь — это последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем.

Перед вами на экране примеры пищевых цепей (Слайд 12. Примеры пищевых цепей):

Трава → заяц →волк. (продуцент → травоядное → плотоядное)

Сок розового куста → тля → божья коровка → паук → насекомоядная птица → хищная птица.

– Что объединяет эти цепи? (Ответ: Они начинаются с автотрофов)

Приведенные выше типы пищевых цепей начинаются с фотосинтезирующих организмов и носят название пастбищных (или цепей выедания).

Вот ещё примеры пищевых цепей (Слайд 13. Примеры пищевых цепей):

Листовая подстилка → дождевой червь → черный дрозд → ястреб-перепелятник.

Экскременты животных → жуки-навозники → птицы.

– Чем они принципиально отличаются от цепей первой группы? (Ответ: Они начинаются с мёртвой органики)

Тип пищевых цепей, начинающихся с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, относят к детритным пищевым цепям (цепям разложения). (Слайд 14-15. Классификация пищевых цепей)

(Затем 2 учащихся выходят к доске и устанавливают изображения организмов в пищевых цепях, которые предложены в виде динамических кубиков на экране)

Мертвое животное → личинки падальных мух → травяная лягушка →обыкновенный уж.

Нектар → муха → паук → землеройка → сова.

(Просмотр видеоматериалов)

В) Работа по карточкам-заданиям. На основе анализа текста постройте пищевую цепь, состоящую из организмов, упоминаемых в тексте.

Карточки-задания для групп (Слайд 16,17)

Группа 1. Хулиганы-воробьишки – превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай – поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет – воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.
А потом пришла беда – отворяйте ворота!
Все посевы, урожай насекомые сожрали.
Их в таком большом числе прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей тащут мошек и червей.
Стало тут властям понятно – надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из чужих вести краев.
Если все с плеча рубить, можно ж дело загубить!

Группа 2. Ну что же, подведем баланс,
Чтоб в стихотворном виде
Экосистему юный глаз
Отчетливей увидел.
Она система потому,
Что в ней по форме строгой
Необходимый всем продукт
Идет своей дорогой.
и кто системе служит –
Живет себе, не тужит.
Вот на зеленый стебелек
садится пестрый мотылек,
попил нектар со всех цветов,
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой! –
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помет
Питание траве дает.

Группа 3. Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той – блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка, и так ad infinitum.

Составьте пищевую цепь, сохраняя литературные (поэтические) названия организмов.

Анализ выполнения задания у доски (по одному представителю от каждой группы)

Вы усвоили, как составляются пищевые цепи. А теперь я предлагаю закрепить материал в творческом виде. Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:

– Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы)?
Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока.

Постройте пищевые цепи на основе текста решения задачи.

Клевер –– Шмели –– Мыши –– Кошки.

Из данных схем легко заключить, что клевер (продуценты) может являться пищей для нескольких животных. В природе, действительно, работают чаще не пищевые цепи, а пищевые сети, состоящие из нескольких цепей. Например (пример на слайде). Как вы думаете, какое это имеет значение? В случае исключения звена пищевой цепи она не распадается, а сохраняется в изменённом виде.

Известны три основных типа построения экологических пирамид (Просмотр видеоматериалов):

1) пирамида чисел (пирамида Элтона), отражающая численность организмов на каждом уровне;

2) пирамида биомассы, характеризующая массу живого вещества (вес, калорийность и т. д.);

3) пирамида продукции (или энергии), показывающая изменение первичной продукции (или энергии) на последующих трофических уровнях.

Если взять за основу пищевую цепь (основание пирамиды): клевер –– шмели –– мыши –– кошки, то пирамида численности будет выглядеть так…

Для того, чтобы построить пирамиду биомассы, нужно взвесить эти организмы, или одного из них, а затем умножить их число на вес…Известно правило экологической пирамиды, согласно которому масса организмов каждого последующего трофического уровня всегда меньше продукции предыдущего трофического уровня в 10 раз, т.е…

При построении пирамиды энергий основываются на законе пирамиды энергий Р.Линдемана, более известном как правило 10%, т.е…

Для её построения нужно знать, сколько энергии заключает в себе каждый трофический уровень. Это требует сжигания организмов и определения их энергоёмкости с помощью специальной аппаратуры, что не всегда возможно. (Просмотр видеоматериалов)

Е) Коллективная мыследеятельность – решение экологических задач.

1.Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.

2.На основе правила экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг? Пищевая цепь: планктон –– моллюски –– хищная мелкая рыба –– дельфин.

планктон –– моллюски –– хищная мелкая рыба –– дельфин
400000 кг 40000 кг 4000 кг 400 кг
Ответ: 400000 кг (или 400 тонн)

3.За месяц лягушка на лугу съела листогрызущих насекомых общей массой 200 г. Чему равна масса (в кг) всего рациона лягушки за лето, если данный вид корма составлял в нем 25%?

х=200 . 100/25=800 г.

2) т.к. лето – это три месяца, то 800 . 3=2400 г. или 2,4 кг.

4.За летний сезон серые жабы на дачном участке сохранили от повреждения слизнями 20 кг земляники садовой. Один слизень за сезон может повредить до 10 штук плодов земляники садовой со средней массой 16г. Серая жаба за сезон может съесть до 25 штук слизней. определите численность популяции серых жаб, обитавших на дачном участке.

Решение: Составляем пищевую цепь, выносим все числовые данные под соответствующие трофические уровни:



Количество плодов, "спасённых" от поедания слизнями = 20 000 г : 16 г = 1250 плодов.

Количество слизней, способных съесть 1250 плодов земляники = 1250 : 10 = 125 особей.

Численность серых жаб = 125 : 25 = 5 особей.

Ответ: численность серых жаб составляет 5 особей.

Правила составления синквейна (пятистишия):

2. 2 прилагательных, характеризующих данное понятие

3. 3 глагола, относящихся по смыслу к данному понятию

4. Предложение (не более 5-ти слов), связанное с понятием.

5. 1 существительное (вывод, синоним к понятию).

Пример 1:

2. Актуальная + перспективная

3. Анализирует + исследует + предлагает

4. Обладать экологическим мышлением – прогнозировать будущее.

Пример 2:

Дают органические вещества животным

Пример 3:

Устойчивая саморегулирующаяся система

5. Информация о домашнем задании

1) Обязательный минимум – §19

– Что на уроке было главным?

– Что было интересным?

– Чему вы научились?

Виды в биогеоценозе приспособлены друг к другу настолько, что их сообщество составляет системное целое. Правило взаимоприспособленности К.Мёбиуса

Виды в биогеоценозе приспособлены друг к другу настолько, что их сообщество составляет системное целое. Правило взаимоприспособленности К.Мёбиуса

Составьте слова из следующих частей: система био ценоз эко гео Биоценоз Биогеоценоз Экосистема

Составьте слова из следующих частей:

Биогеоценоз

1) с определённым составом живых организмов (биоценозом ) и

2 ) условиями среды обитания, объединённых обменом веществ и энергии

1. Биоценоз А. открытая совокупность совместно обитающих организмов, связанных между собой и условиями существования (капля воды, муравейник, пень, поле) 2. Биогеоценоз а) В.Н.Сукачёв, 1942 В. сообщество организмов, входящих в состав биогеоценоза 3. Экосистема в) А. Тенсли, 1935 С. точно ограниченная система, границы которой определяются характером растительности (лес, степь, ельник) с) Карл Мёбиус, 1877 1Вс; 2Са; 3Ав

А. открытая совокупность совместно обитающих организмов, связанных между собой и условиями существования (капля воды, муравейник, пень, поле)

2. Биогеоценоз

а) В.Н.Сукачёв, 1942

В. сообщество организмов, входящих в состав биогеоценоза

3. Экосистема

в) А. Тенсли, 1935

С. точно ограниченная система, границы которой определяются характером растительности (лес, степь, ельник)

Читайте также: