План конспект решение задач по теме пружинный и математический маятники

Обновлено: 08.07.2024

ВложениеРазмер
urok_mehanicheskie_kolebaniya_11_klass.docx 40.53 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Смирнова С.Г.

Цель урока: Привить умение применять формулы для периода колебаний пружинного и математического маятника при решении задач

Образовательные: повторить понятия периода, частоты, амплитуды колебаний

Развивающие: развивать внимание и речь, совершенствовать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные формировать целостное представление обучающихся о мире (природе, обществе и самом себе), о роли и месте физики в системе наук.

Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, Физика 7-11 Библиотека электронных наглядных пособий. “Кирилл и Мефодий”.

Ход урока

1. Орг.момент

2. Организация внимания учащихся

Сегодня мы вспомним понятия периода, частоты, амплитуды колебаний

и научимся применять эти понятия при решении задач

3. Актуализация опорных знаний

Прежде чем перейти к решению задач, предлагаю проверить как вы к этому готовы.

  1. Запишите формулу для периода колебаний пружинного маятника
  2. Запишите формулу для периода колебаний математического маятника
  3. Запишите формулу, связывающую период и частоту колебаний
  4. Запишите формулу для собственной частоты колебаний математического маятника
  5. Запишите формулу для собственной частоты колебаний пружинного маятника
  6. В чем состоит явление резонанса?
  7. Как изменяется скорость тела на нити при колебаниях за период колебаний?
  8. Как изменяется ускорение тела на нити при колебаниях за период колебаний?
  9. Какие виды колебаний различают?
  10. Что называют колебательной системой?

Задача 1. На рисунке изображена зависимость амплитуды установившихся колебаний маятника от частоты вынуждающей силы (резонансная кривая). Частота вынуждающей силы вначале была равна 0,5 Гц, а затем стала равна 1,0 Гц.

http://self-edu.ru/htm/2018/ege2018_phis_30/files/7_4.files/image001.jpg

Во сколько раз изменилась при этом амплитуда установившихся вынужденных колебаний маятника?

Изначально значение амплитуды колебаний на частоте 0,5 Гц было равно 2 см. При увеличении частоты до 1 Гц амплитуда колебаний составила 10 см, то есть, она увеличилась в 10:2=5 раз.

Задача 2. Верхний конец пружины идеального пружинного маятника неподвижно закреплён, как показано на рисунке. Масса груза маятника равна m, жёсткость пружины равна k. Груз оттянули вниз на расстояние x от положения равновесия и отпустили с начальной скоростью, равной нулю. Формулы А и Б позволяют рассчитать значения физических величин, характеризующих колебания маятника.

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/2_7.files/image001.jpg

Установите соответствие между формулами и физическими величинами, значение которых можно рассчитать по этим формулам.

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/2_7.files/image002.jpg

1) амплитуда колебаний скорости

2) циклическая частота колебаний

3) максимальная кинетическая энергия груза

4) период колебаний

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/2_7.files/image003.jpg

А) Формула равна периоду колебаний пружинного маятника – вариант ответа 4.

Б) Данная формула показывает амплитуду колебаний скорости. Ее можно выразить как , где - циклическая частота колебаний (1/c); x – отклонение маятника от равновесного уровня (м). В результате произведение дает размерность м/с.

Задача 3. В таблице представлены данные о положении шарика, колеблющегося вдоль оси Ох, в различные моменты времени.

Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения, описывающих наблюдаемое явление.

1) Потенциальная энергия шарика максимальна в момент времени 1 с.

2) Период колебаний шарика равен 4 с.

3) Кинетическая энергия шарика минимальна в момент времени 2 с.

4) Амплитуда колебаний шарика равна 30 мм.

5) Полная механическая энергия шарика минимальна в момент времени 3 с.

1) Потенциальная энергия шарика максимальна в точках наибольшего отклонения шарика от положения равновесия. В момент времени 1 с отклонение составляет 15 мм и это максимальное значение амплитуды колебаний. Следовательно, при t=1 с потенциальная энергия шарика максимальна.

2) Период колебаний T – это время одного полного колебания. Из данных таблицы видно, что T = 4 с (так как половина колебания - это соседние точки 0 и 0 в таблице).

3) Кинетическая энергия шарика минимальна в точках наибольшего отклонения шарика (где его скорость равна 0). При t=2 с координата x = 0, т.е. шарик проходит точку равновесия. В этой точке его скорость максимальна, следовательно, максимальна и его кинетическая энергия.

4) Амплитуда колебаний – это максимальное отклонение от точки равновесия и составляет 15 мм.

5) Полная механическая энергия шарика величина постоянная на всем протяжении колебательного процесса.

Задание 4. Шарик массой 0,4 кг, подвешенный на легкой пружине, совершает свободные гармонические колебания вдоль вертикальной прямой. Какой должна быть масса шарика, чтобы частота его свободных вертикальных гармонических колебаний на этой же пружине была в 2 раза больше?

Частота свободных колебаний пружинного маятника равна

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/3_4.files/image001.jpg

,

где k – жесткость пружины; m – масса маятника. Из этой формулы следует, что для увеличения частоты в 2 раза масса тела должна быть равна:

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/3_4.files/image002.jpg

,

то есть в 4 раза меньше. Так как начальная масса равна 0,4, то маятник должен иметь массу 0,1 кг.

Задача 1. Груз массой 200 г, подвешенный на пружине, совершает свободные вертикальные колебания с частотой 4 Гц. С какой частотой будет совершать такие колебания груз 50 г, если его подвесить на ту же пружину?

Частота колебаний v=4 Гц пружинного маятника массой m=200 г = 0,2 кг определяется по формуле

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/11_4.files/image001.jpg

,

где k – жесткость пружины. Если взять маятник массой m2=50 г = m/4, то частота колебаний станет равной

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/11_4.files/image002.jpg

,

http://self-edu.ru/htm/ege2017_phis_30/files/11_4.files/image003.jpg

Гц.

Задача 2. Массивный груз, подвешенный к потолку на пружине, совершает вертикальные свободные колебания. Пружина всё время остаётся растянутой. Как ведёт себя кинетическая энергия груза и его потенциальная энергия в поле тяжести, когда груз движется вниз от положения равновесия?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

3) не изменяется

В точке равновесия кинетическая энергия груза максимальна, так как, проходя эту точку, тело приобретает максимальную скорость, а чем выше скорость – тем выше кинетическая энергия тела. Следовательно, при движении вниз от точки с максимальной кинетической энергией, она (кинетическая энергия) будет уменьшаться.

Потенциальная энергия груза в поле силы тяжести зависит от высоты h груза над уровнем земли и определяется как E=mgh. При движении вниз высота h уменьшается, следовательно, уменьшается и потенциальная энергия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект урока физики "Механические колебания" с тестовыми задачами для СПО

Опорный конспект рассчитан на два академических часа занятия с последующим решением тестовых задач. Подготовлены 6 выриантов задач по 5 вопросов в каждом.


план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике.

План-конспект урока "Динамика свободных колебаний"

Приводится план-конспект урока в 11 классе "Динамика свободных колебаний".


Конспект урока решения задач по теме "Механические колебания"

План урока решения задач по теме "Механические колебания" в 11 классе.

План-конспект урока "Окружность. Длина окружности" (урок решения задач, 6 класс)

Урок решения задач краеведческого содержания (с использованием некоторых сведений из истории города Калуги).

Цель урока: формирование способов деятельности при решении задач разного типа на усвоение смысла физических величин, характеризующих гармонические колебания маятников, а также 2 закона динамики Ньютона и закона сохранения и превращения механической энергии.

Военная составляющая: Физические основы колебательного движения бойца, амортизаторы в военной технике.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить знания о физических величинах, характеризующих свободные гармонические колебания:
    • между периодом, частотой, циклической частотой, фазой колебаний,
    • между мгновенным значением координаты, скорости, ускорения колебательной системы маятника,
    • между амплитудными значениями смещения, скорости и ускорения,
    • между собственными параметрами маятника и периодом колебаний (формула Гюйгенса),
    • между модулем и направлением равнодействующей силы, направлением скорости, ускорения,
      между значением полной механической энергией маятника, потенциальной и кинетической энергиями в процессе движения маятника,
    • закрепить знания о единицах измерения физических величин,

    Развивающие:

    • продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи при свободных гармонических колебаниях;
    • продолжить развивать умение строить и анализировать графики,
    • продолжить формирование умения работать с текстом задачи, конспектом из тетради, чертежами сил и другими источниками информации;
    • моделировать применение законов и формулировать ХОД РЕШЕНИЯ задачи и средства их решения;
    • обобщать и делать выводы;
    • развивать познавательный интерес к военной составляющей;
    • формировать навыки самоконтроля учебной деятельности;
    • формировать навыки работы в коллективе.

    Воспитательные:

    • совершенствовать навыки общения;
    • вовлечь в активную деятельность;
    • воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования по физике и математике;
    • показать важность знаний о гравитационном и электромагнитном взаимодействии как основе гармонических колебаний,
    • воспитывать целостное восприятие окружающего мира, в т.ч. значимость физических процессов в профессии военного человека, реализация установок здорового образа жизни.

    Форма урока: УРОК-ПРАКТИКУМ: комплексное использование различных форм: решение качественных и расчетных задач, фронтальная беседа, индивидуальная и групповая работа воспитанников, выполнение и обсуждение учащимися заданий из индивидуальной траектории движения.

    Методы:

    • на уровне восприятия: словесные, наглядные;
    • познавательный аспект: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, эвристический (частично-поисковый).
    • логический аспект: сравнение, обобщение, классификация.

    Методическое обеспечение урока:
    Название современных образовательных технологий

    Этапы урока, на которых технология применяется

    Технологии личностно-ориентированного и деятельностного подхода к обучению.

    Актуализация знаний, мотивация. Формирование и закрепление у воспитанников способов деятельности по решению задач. Подведение итогов урока, рефлексия.

    Элементы технологий: коммуникативной, проблемного обучения и критического мышления.

    Актуализация знаний, целеполагание, работа по индивидуальным траекториям , углубление изученного материала, контроль и самоконтроль, информация о задании самоподготовки.

    Элементы здоровье сберегающей технологии.

    Орг. момент, смена видов деятельности на всех этапах урока.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемый результат

    Организационный

    Цель: создать позитивный настрой учеников на работу на уроке.

    Элементы здоровье сберегающей технологии. Приветствует обучающихся, проверяет отсутствующих, акцентирует внимание учащихся на организации рабочего места.

    Приветствуют учителя, проверяют организацию рабочего места, наличие рабочих материалов для урока.

    Регулятивные УУД:рациональная организация рабочего места. Личностные УУД: позитивный настрой на работу на уроке.

    Актуализация знаний. Целеполагание и мотивация.
    Цель: проверить уровень усвоения ранее полученных знаний, определить тему и цели урока, создать условия для возникновения внутренней потребности кадет в изучении расширенного круга задач на гармонические колебания

    Обсуждают самоподготовку, отвечают на проблемные вопросы по материалам слайдов. Участвуют в физическом эксперименте. В опорном конспекте вносят необходимую (ЛИЧНО!) коррекцию к графикам sinωt и cosωt. Обращают внимание на последовательность, логическую связь в элементах физических величин, описывающих гармонические колебания
    Приводят примеры применения колебательных систем (пружинных) в технике (амортизаторы пружинные, воздушно- газовые).
    Записывают тему в рабочих тетрадях.

    Познавательные,
    регулятивные,
    личностные УУД:
    Знают определение прямоугольного треугольника, названия его сторон, свойства, формулу площади прямоугольного треугольника. Анализируют, сопоставляют область знания и незнания. Выявляют тему урока, ставят цели. Принимают цели урока как личные задачи.

    Усвоение новых знаний и способов деятельности
    Элементы технологии проблемного обучения

    Технологии личностно-ориентированного и деятельностного подхода, критического мышления. Элементы здоровье сберегающей, коммуникативной технологий.
    Повторение физического смысла производной (первой и второй)

    Высказывают свои предположения, рассуждают о ходе (алгоритме) решения.

    Внимание на запись физических величин,
    чтение и понимание смысла определений.

    Первичная проверка понимания (на разных уровнях сложности материала задач)

    Преподаватель организует активное вовлечение воспитанников в обсуждение результатов решения задач, а также ВРЕМЕНИ, затраченного для их решения.
    Работа со слайдами 4, 5,6

    Физические величины и их формулы (для задач).
    Анализ графика зависимости физических величин при гармонических колебаниях.
    Анализ чертежа сил в пружинном маятнике и математическом

    Формирование метапредметных умений и навыков: умение читать, выбирать и формулировать главную мысль; преобразовывать информацию из текстовой в обозначения, из рисунков в записи физических величин.

    Применение знаний и способов деятельности
    Цель: закрепить теоретический материал, выявить основные ошибки и отработать правильность выполнения заданий.
    Элементы технологии мозгового штурма

    Преподаватель организует активное вовлечение воспитанников в решение проверочных заданий разного уровня сложности.

    Приводят собственные решения, обсуждают примеры других, отвечают на вопросы.
    Физические величины и их формулы (для задач).
    Анализ применения закона сохранения энергии в механических колебаниях.
    Анализ гравитационного и электромагнитного взаимодействия с позиции их определяющей роли в гармонических колебаниях.

    Контроль и самоконтроль

    Преподаватель оценивает работу на уроке

    Проводят самооценку деятельности, выполнение поставленных целей урока.

    Информация о задании для самоподготовки
    Цель: определить объем материала для самоподготовки нахимовцев

    Определяет объем материала.
    Объясняет критерии оценивания.
    § 15, задания для самостоятельного решения :
    №1,2 - средний уровень,
    № 3,4 - достаточный уровень,
    № 5 - высокий

    Определяют личный уровень для выполнения заданий.

    Формирование умения самостоятельно корректировать свою работу, осознанно делать выбор

    Подведение итогов урока. Рефлексия (до 0,5 минуты)
    Цель: соотнести поставленную цель урока с достигнутым результатом.

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Ориентирует на дальнейшее изучение темы (слайды 7,8)
    1) применение колебаний маятника в вопросах геодезической разведки (уровень – ТАКТИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА, осуществляемая сухопутными подразделениями);
    2) механические колебания – источник волны, в т.ч. в любой упругой среде,
    3) резонанс в военном деле (слайды презентации)
    Предлагает построить шкалу результативности.

    Формулируют конечный результат своей деятельности по шкале
    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

    Выявить понимание и осмысление темы.
    Мотивация интереса к военной профессии

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Тема занятия:

    Колебательное движение. Математический и пружинный маятник. Решение задач.

    Закрепить знания о характеристиках колебательного движения; научиться использовать теоретические знания на практике.

    формировать умения наблюдать и анализировать физические явления; способствовать развитию умений вести диалог и работать самостоятельно, совершенствовать навыки решения задач ;

    воспитывать познавательный интерес к предмету,активной позиции на уроке, коммуникативных навыков.

    Результаты обучения:

    Ученики знают понятия, характеризующие колебательное движение, формулы определения периода колебания математического и пружинного маятника.

    Умеют решать задачи на период колебаний математического и пружинного маятника.

    Ключевые идеи:

    колебательная система, математический, пружинный маятники; основные характеристики колебательного движения:

    Материалы и оборудование

    Интерактивная доска, карточки с заданиями, модельный ответ, листы А3, маркеты, фломастеры.

    Этапы проведения урока

    Время 40 мин

    Действия преподавателя и действия участников

    Организация

    класса.

    Приветствие учащихся и контроль отсутствующих на уроке.

    «Мир, в котором мы живем,

    Актуализация знаний.

    Повторение с целью актуализация знаний.

    Группам раздаются квадратики с буквами, в течение 1 мин необходимо составить из этих букв 3 физических термина и дать им определение

    Как вы думаете, что объединяет все эти понятия? Колебательное движение. Скажите эти понятия являются для вас новыми или вы с ними уже знакомы? А что мы знаем по данной теме? (понятия и формулы)

    Значить теоритический материал вам знаком и сегодня на уроке мы переходим к практической части данного материала, а именно к чему? (решению задач)

    Итак сформулируйте тему урока: Колебательное движение. Математический и пружинный маятник.

    Исходя из темы нашего урока, какую цель мы перед собой будем ставить: Повторить теоритический материал по разделу колебательное движение.

    Научиться применять полученные знания на практике при решении задач.

    Решение задач.

    II этапом нашего урока будет решение задач индивидуально.

    1. Определите период и количество колебаний пружинного маятника за 20 с, если жесткость его пружины равна 40Н/м, а масса груза 100 г.

    2. Как надо изменить жёсткость пружины маятника, чтобы увеличить частоту его колебаний в 3 раза?

    3. Маленький грузик массой 0,025кг, закреплённый на пружине, совершает гармонические колебания. График зависимости координаты x этого грузика от времени t изображён на рисунке. Какова жёсткость пружины? (Ответ дайте в Н/м.)

    hello_html_2572a9bd.jpg

    Решение задач и ответ находятся на 1 столе, каждый, кто решил, может пройти и проверить свою задачу.

    Рефлексия

    Итог урока СО

    Подведем итог нашей работы. Проверкой количеством решенных задач. Каждая задача соответствует 1 баллу. Количество набранных баллов это и есть ваша оценка.

    Итак ребята по какой теме мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили перед собой? Достигли мы этой цели?


    При решении данного типа задач необходимо вначале определить, чему равно ускорение точки подвеса математического или пружинного маятников и являются ли колебания малыми. При решении задач этой группы следует отчетливо представлять, что период (частота) собственных колебаний определяется только параметрами колебательной системы, а амплитуда и начальная фаза колебаний зависят от того, каким образом систему вывели из состояния равновесия.


    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

    Получите невероятные возможности




    Конспект урока "Математический и пружинный маятники (практика)"

    Данная тема посвящена решению задач на математический и пружинный маятники.

    Задача 1. Как надо изменить жёсткость пружины маятника, чтобы увеличить частоту его колебаний в 2 раза?


    Задача 2. Небольшое тело, закрепленное на пружине жесткостью восемьдесят ньютон на метр, совершает гармонические колебания. График зависимости координаты этого тела от времени изображен на рисунке. Определите массу тела.


    Задача 3. Самый высокогорный город мира — маленький перуанский шахтёрский городок Серро-де-Паско, расположенный в Центральных Андах на высоте 4380 метров над уровнем моря. На сколько будут отставать маятниковые часы за сутки, выверенные на уровне моря, если их поднять на эту высоту? Принять маятник в часах за математический, а Rз = 6370 км.




    Задача 4. В ракете установлен математический маятник длиной l. Чему будет равен период колебаний такого маятника, если ракета начнёт подниматься с Земли вертикально вверх с ускорением а?


    Задача 5. Шарик массой 1 кг совершает колебания в системе, показанной на рисунке. Жёсткости пружин равны 100 Н/м и 150 Н/м. Если в положении равновесия пружины не деформированы, то чему равен период колебаний тела? Силами сопротивления пренебречь.


    Назначение: обмен опытом с коллегами по организации учебной деятельности учащихся на уроках физики.
    Описание: данный конспект предназначен для учителей физики как пример организации практической групповой работы на уроке при обобщении знаний по теме "Колебания".

    Цель урока: закрепление понимания логики научного исследования, основных характеристик и взаимозависимостей колебательного движения.
    Задачи урока:
    Образовательные: закрепить знания о характеристиках колебательного движения; научиться использовать теоретические знания на практике.
    Развивающие: формировать умения наблюдать и анализировать физические явления; способствовать развитию умений вести диалог и работать самостоятельно.
    Воспитательные: содействовать привитию познавательного интереса к предмету, активной позиции на уроке, коммуникативных навыков.

    Тип урока: комбинированный урок.

    План урока:
    1. Организационный момент
    2. Мотивация
    3. Актуализация опорных знаний
    4. Задание практического характера
    5. Подведение итогов урока
    6. Рефлексия.
    7. Домашнее задание

    1. Организационный момент.
    Приветствие учащихся и контроль отсутствующих на уроке.

    2. Мотивация.
    Каждый из вас имеет увлечение: поднимите правую руку те, кто увлечён загадками природы или истории. Поднимите левую руку те, кто увлекается музыкой и танцами. А теперь поднимите обе руки те, кто увлечён компьютером. Захлопайте в ладоши те, кто увлекается спортом. Вот и хорошо! Сегодня я буду работать с интересными учениками, которые занимают активную жизненную позицию.
    Часто ли вам приходится самостоятельно находить ответ на вопрос, разрешать проблемную ситуацию, наблюдать и анализировать?
    Сегодня на уроке нам предстоит проводить опыты – это будет тренировать вашу наблюдательность и аналитические умения.
    Работать мы будем в группах, которые мы сформировали на прошлом уроке.
    В состав каждой группы входят "Галилей" (в честь ученого, который одним из первых начал изучение колебательных процессов) - тот, кто выполняет эксперимент, "секретарь"- тот, кому предстоит заполнять бланки отчетов, "аналитик" – ученик, который обобщает, анализирует эксперимент и делает вывод,"спикер" - тот, кто представят всему классу результат работы группы.
    Не бойтесь ошибиться при ответе на вопросы, т.к. не ошибается только тот, кто не работает.
    На протяжении урока каждое выполненное вами задание будет оцениваться и оценка заносится в суммативную таблицу. Таким образом, мы определим самую активную и знающую группу.


    Колебания окружают нас повсюду в окружающей жизни.
    Приведите примеры.
    Предполагаемые ответы учащихся:
    Колеблются ветки деревьев под действием ветра, бьётся сердце человека, колеблется маятник часов; качели, на которых качался каждый из нас, струны музыкальных инструментов, движение наших голосовых связок. Колебательное движение происходит и в жизни нашей планеты: землетрясения, приливы и отливы.

    Для каждой группы я приготовила индивидуальные карточки с вопросами по теории, прошу их взять представителям от групп.
    Задания:
    для 1 группы:



    для 2 группы: Выбрать и подчеркнуть в тексте только свободные колебания, дать определение свободных колебаний.

    1. колебания груза на пружине,
    2. колебания чашек весов.
    3. качели, которые мы периодически подталкиваем,
    4. движение пилы при распиливании дров;
    5. колебание игрушки-неваляшки;
    6. движения стрелки компаса;
    7. движение иголки в швейной машинке
    8. движение поршня в двигателе;
    9. движение ветки под действием ветра;

    10. сердцебиение;
    11. перелистывание страниц;
    12. работа нефтяного насоса.

    (правильные ответы:
    Свободные колебания - это колебания, происходящие в механической системе под действием внутренних сил системы после кратковременного воздействия какой-то внешней силы.
    №1,2,5,6,8,9)

    для 3 группы: Выбрать из того же списка только вынужденные колебания, дать определение вынужденных колебаний.
    (правильные ответы:
    Колебания, возникающие под действием внешних сил и изменяются с течением времени по величине и направлению, называются вынужденными.
    № 3,4,7,8,11,12)

    Закрепление: учитель демонстрирует примеры колебаний, группы должны определить какие это колебания.
    Качание упругой цветочной ветки (свободные),
    Махание платком (вынужденные),
    Движение поршня в модели двигателя (вынужденные),
    Качание игрушки – неваляшки (свободные)
    Движение гантелей вверх (вынужденные).

    За каждый правильный ответ добавляется 1 балл в оценочную таблицу, если ответ неверный ставится -1 балл в суммативную таблицу.

    для 4 группы:


    (правильные ответы: m- кг, g- Н/кг, t-с, l- м, T- с, частота- Гц, k- Н/м, n)

    Если какие-то величины оказались пропущены, то группам предлагается назвать величины и единицы измерения. За каждый правильный ответ добавляется 1 балл, если ответ неверный ставится -1 балл в суммативную таблицу.

    для 5 группы: Записать (3) формулы для расчета периода колебаний


    Оценка -1 балл ставится в суммативную таблицу той группе, которая правильно выполнила задание на повторение.

    4. Задание практического характера.
    Мы не случайно повторяли величины и взаимные зависимости колебательных процессов. Сегодня нам предстоит подтвердить зависимости периода колебания математического и пружинного маятников от таких физических величин как масса груза, амплитуда колебания, длина нити (для математического маятника), жёсткость пружины (для пружинного маятника).
    Над закономерностями колебательного движения размышляли многие великие умы - Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Жан Фуко. Вы сегодны тоже становитесь исследователями, выполняя эксперимент.
    Помните про ТБ при выполнении эксперимента.
    Для предотвращения несчастных случаев следует запускать колебания аккуратно, чтобы исключить всякую возможность попадания маятника их в других учащихся или падения грузов. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны.

    Каждый ученик приступает к выполнению своей роли в группе.


    Практические задания:
    1. Зависимость периода колебаний математического маятника от массы колеблющегося тела.
    2. Зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити.
    3. Зависимость периода колебаний математического маятника от амплитуды колебаний.
    4. Зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины.
    5. Зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы колеблющегося тела.

    Самостоятельная работа школьников проводится по инструкциям.






    Учитель контролирует исследовательский процесс, оказывает помощь при необходимости.


    После выполнения учащимися практической работы, заслушиваются спикеры с отчетами об эксперименте.

    5. Подведение итогов урока
    Мы ознакомились с результатами работы всех групп. Какие выводы можно сделать?
    Начнём с математического маятника.
    Вопросы группам на проверку внимательности к отчетам своих одноклассников:
    1. Как период колебания математического маятника зависит от длины нити? (с увеличением длины нити период колебаний увеличивается , зависимость – прямая)
    2. Как период колебания математического маятника зависит от амплитуды колебания? (не зависит от амплитуды колебаний)
    3. Как период колебания математического маятника зависит от массы груза? (не зависит от амплитуды колебаний)
    Показываем это в формуле.



    Переходим к пружинному маятнику.
    1. Как период колебания пружинного маятника зависит от жёсткости пружины? ( с увеличением жёсткости пружины период колебаний уменьшается, зависимость – обратная)
    2. Как период колебания пружинного маятника зависит от массы груза? ( с увеличением массы груза период увеличивается, зависимость – прямая).
    Найденные вами экспериментальные зависимости величин находят отражение в формуле вычисления периода пружинного маятника.



    6. Рефлексия.
    Обычно вы получаете знания от учителя.
    А сегодня успешность обучения зависела только от вас. И чистые бумажные ладошки у вас на партах - символ того, что ВСЕ в ваших руках. Напишите на них, что вы узнали, чему научились, что было интересно, что оказалось трудным , какие вопросы хотели бы узнать в дальнейшем.



    Сегодня вы плодотворно работали и благодаря этому стали ещё на ступеньку умнее , научились выполнять опыты по данной теме. Спасибо вам за сотрудничество и активную работу на уроке.
    Бумажные ладони с записями прикрепляются к рефлексивной пальме.
    Прошу желающих прочесть то, что они написали.



    Комментарий и выставление оценок за урок.
    Суммативная оценочная таблица
    (за каждое задание можно получить +1 балл за верное выполнение, +0,5 балла за частичное выполнение, -1 балл за неверный ответ. Так как заданий 5, то оценка за урок является суммой всех полученных баллов.)


    7. Домашнее задание:
    1.Обязательное: § 28, экспериментальные задания стр. 120;
    2. Дополнительное: Ответить на вопрос: Как изменились бы результаты вашего опыта, если его провести на Луне?
    3. Творческое: Составить филворд по изученной теме.

    Пример выполнения творческого задания:


    Читайте также: