Учебное сотрудничество конспект занятия
Обновлено: 05.07.2024
• обсуждение правил эффективной организации совместной работы.
Материалы: игрушка – утенок, шифровки, геометрические фигурки из цветной бумаги.
Технологии личностно-ориентированного обучения, игровые.
• умение следовать полученной инструкции
• умение проявлять инициативу
• умение вступать в обсуждение
• умение признавать свои ошибки
• умение контролировать свои эмоции
Ход занятия:
1.Приветствие.
Настрой на работу
(игра повышает энергию группы, поднимает настроение и создает настрой на единение друг с другом).
. Первый человек ряда получает листок с изображением круга. Ему необходимо в течение 3с добавить черточки, линии к кругу так, чтобы круг начал превращаться в некий предмет, рисунок, образ. Например, на что похож треугольник? (на домик, елку, зонтик и т. д.). По хлопку – переход хода к следующему игроку, который сидит рядом, он дополняет рисунок за 3с, и так продолжается пока весь ряд не поучаствует в игре (одинаковое количество детей по рядам).
(это упражнение дает возможность увидеть, какие стратегии используют ребята: ориентируются только на себя или стараются договариваться, есть ли среди ребят лидер, который управляет процессом?; игра проходит в виде соревнования, поэтому ведущему необходимо обращать внимание на возникающие конфликты и приостанавливать их).
. Давайте посмотрим, какие картинки получились. Как вам было? Трудно? Легко? В чем была трудность? (не обсуждали, не знали, не договаривались). У какого ряда рисунок получился интереснее? В чем секрет успеха (дети рассказывают о своих впечатлениях).
Введение понятия сотрудничество.
- А что бы вы изменили, если бы мы снова повторили игру? Чтобы вы делали по-другому? (мы бы договорились, первый человек сказал бы, что рисуем, например, кошку, и каждый выполнял бы это, сколько успеет). А как бы вы назвали действия команды, когда приходится договариваться? (дружба, вместе, работать и т д.) (вопросы ведущего обучают детей алгоритму совместных действий)
Ребята, вы правы, но есть еще одно название тем действиям, которые мы выполняем вместе. К нам в гости пришел утенок (знакомый для ребят герой, который всегда сопровождает их в разных темах) и он что-то хочет сказать Вам. Привет, друзья! Знаете, я сейчас слышал, о чем вы говорите, ну, что надо все делать дружно, вместе, это интереснее, чем одному. А мне в школе дали задание узнать, что обозначает слово…такое длинное, сейчас вспомню, может быть, оно и вам подходит? На доске появляется слово сотрудничество.
- Подходит нам это слово, ребята? (да)
- А что оно обозначает? (трудиться вместе, сообща, уметь договариваться друг с другом, чтобы дело получилось хорошо)
- Приведите примеры, когда вы с кем-то сотрудничали? (дежурство в классе, игра по правилам, чтение по ролям и т. д.)
- А если бы мы рисовали слово сотрудничество, то что бы вы нарисовали, на что оно похоже? (строим дом, играем в магазин, больницу, футбол)
Утенок: - А я бы нарисовал иголку с ниткой! Знаете почему? (куда иголка, туда и нитка – все делают вместе)
Снятие напряжения
Цель: активизация совместной деятельности, работа в группе, снятие напряжения.
(выполняя это упражнение, дети получают удовольствие от необычных движений и возможность быть в одной команде)
Развитие навыка сотрудничать
Цель: учить договариваться в паре и распределять роли.
Н М Е Т Р А Л О С
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Итог: победители делятся тем, как они вместе работали (дети имеют возможность проявить инициативу в выборе способа сотрудничества, а также контролировать свои эмоции ради общего дела).
Расслабление
Цель: снятие психомышечного напряжения через фазы напряжение – расслабление. Один становится насосом, другой – мячом.
Коврики вывешиваем на выставку (еще раз отрабатываем умение следовать полученной инструкции; у детей появляется возможность в демонстрации ручной умелости и творчестве; обычно, аппликация снимает излишнее возбуждение и логично подводит к рефлексии)
Рефлексия
. Чем мы сегодня занимались? Какое слово узнали? Что получалось сегодня? А чему бы хотели еще поучиться? У кого сегодня получалось сотрудничать, похлопайте! Кому было интересно – потопайте! Кому хочется еще сотрудничать, громко крикните – мне!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Пушкаревой Ларисы Николаевны
Развивающее занятие
с детьми младшего школьного возраста
Пояснительная записка
Овладение навыками общения, постижение коммуникативной культуры в начальной школе - залог оптимизации процесса адаптации в среднем звене. Существенным аспектом, определяющим качество обучения младших школьников, является формирование коммуникативных компетенций, что предполагает использовать ресурс коммуникации для решения многих задач. На основании научных и методологических взглядов К. Фопель, А.Я. Варга, стоит говорить и о готовности учащихся начальной школы к социальному взаимодействию, к выстраиванию продуктивного сотрудничества. Однако по результатам некоторых исследований ( Н.И. Непомнящая, 2001), известно, что у большинства детей младшего школьного возраста обнаруживаются тенденции к эгоцентрическому типу межличностных отношений. Причины неэффективности общения детей могут спровоцировать коммуникативные трудности. Учитывая этот факт, важно разработать конкретные методические приемы, направленные на работу с детьми по развитию способностей соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей.
Актуальность и перспективность ведения работы в этом направлении заключается в усилении психологической связи между детьми. Это позволит создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Тема : Что такое сотрудничество?
показать на практике важность умения сотрудничать.
Материалы:
- мешок хороших качеств;
- карточки с названиями качеств;
- ватман с нарисованным стволом дерева;
- цветная бумага с контурами птиц, цветов, листьев;
- значки с символом сотрудничества.
Ход занятия.
- Ребята, я рада всех вас видеть. На сегодняшнем занятии мы поговорим о качествах человека, но сначала мы поприветствуем друг друга.
По моему сигналу вам нужно будет собирать рукопожатия у присутствующих. Задача - собрать как можно больше рукопожатий. Заканчивать будете также по моему сигналу.
- Поделитесь своими впечатлениями, какие чувства вы испытывали?
- Кто собрал больше всех рукопожатий? (выявляется победитель).
Затем ребенок передает мяч одному из участников. Остальные подбирают ему качества. Упражнение повторяется несколько раз.
- Ребята, трудно ли было подбирать качества? Приятно ли было слушать о себе?
- Ребята, сейчас я буду называть вам какое-то качество, вы подбираете к нему ассоциации.
Качества, к которым подбираются ассоциации: аккуратность, доброта, лень, трудолюбие, смелость.
- Очень интересные ассоциации вы подобрали. А теперь эти качества мы попробуем изобразить. Нужно выбрать карточку, на которой написано какое-то качество, его нужно изобразить без помощи слов. Остальные будут отгадывать, что написано на карточке.
Слова на карточках: вежливость, смелость, лень, трудолюбие, аккуратность, честность.
- Трудно ли было изображать качества? Какое качество было изображать легче всего?
Основная часть.
1. Беседа о сотрудничестве.
Выслушиваю ответы детей.
- Правильно ли я вас поняла, вы считаете, что сотрудничество – это когда люди что-то делают вместе?
- Вы все правы, ведь со-трудничество - это совместный труд или какое-то общее дело. Например, в одиночку невозможно построить дом, издать книгу, вырастить урожай и т. д.
Ребята, вспомните название русской народной сказки, в которой все герои помогают друг другу.
- Если бы каждый герой сказки по отдельности тянул репку, смогли бы они ее вытянуть? Почему?
- В сказке у всех героев была одна цель. Какая? Все ли хотели этого? Значит, у всех была общая цель. (На доске записывается первый пункт)
- А какая у нас с вами может быть общая цель?
- Победить в играх, конкурсах, убраться в классе…
Была ли у героев басни общая цель? Какая? Почему же у них ничего не получилось?
(Выслушиваю ответы детей)
- Что им нужно было сделать перед началом работы?
- Действительно, когда мы вместе выполняем какую – то работу, очень важно уметь действовать сообща: договориться между собой, распределить работу – кто что будет делать, иначе ничего не получится. Например, если вы делаете уборку в классе, то нужно договориться, кто будет цветы поливать, кто пыль протирать, кто доску мыть…( На доске записывается второй пункт)
Договориться
Распределить работу
2. Практическая работа.
Для работы мы разделимся на 4 группы (по жребию):
1 группа – вырезает по контуру листья.
2 группа – вырезает по контуру цветы.
3 группа – вырезает по контуру птиц.
4 группа – приклеивает листья, цветы, птиц на ватманский лист.
- Посмотрите на дерево, которое у нас получилось! Какие мысли у вас появляются, когда вы смотрите на это дерево?
Выслушиваю мнения детей.
- Было ли трудно проявлять сотрудничество? В чем? Не хотелось ли вам выполнять ту часть работы, которую делала в это время другая группа?
- Но вы проявили понимание и терпение, что для сотрудничества очень важно. (На доске записывается третий пункт)
Понимание и терпение
- Может ли один человек сделать такую же работу за такое короткое время?
Нужно ли уметь сотрудничать?
Давайте сделаем вывод, что важно для сотрудничества?
Обобщаю ответы детей: вы правы, чтобы успешно выполнить какое – то общее дело, чтобы все получилось, важно учиться сотрудничеству. А для этого нужно, чтобы была общая цель, все этого хотели, важно уметь договариваться между собой, уметь проявлять понимание и терпение.
Заключительная часть.
Рефлексия занятия.
- Ребята, сейчас я попрошу вас высказаться о сегодняшнем занятии: что вам понравилось или не понравилось, какое у вас было настроение, что вы узнали нового и интересного из сегодняшнего занятия. (Высказываются желающие).
- Я благодарю вас за хорошую работу, мне было очень приятно с вами заниматься, хочу вручить вам значки с символом сотрудничества. Я думаю, что у вас впереди будет много общих дел, в которых нужно будет проявить это качество, и вы успешно справитесь с любым делом, даже с самым трудным, а наши занятия вам в этом помогут. Давайте поблагодарим друг друга за работу аплодисментами.
Список литературы
Способность решать творческую задачу в группе, представлять результаты своей деятельности.
Объект оценивания:
Столы ученические, стулья
Очки, маски, указка
Техническое задание
Выберите один из двух предложенных сценариев.
Распределите роли согласно сценарию.
Ознакомьтесь с выбранной ролью.
Снимите фильм на цифровой фотоаппарат.
Представьте фильм зрителям.
Время на работу в группе – 20 минут.
Критерии оценивания:
Критерии к продукту групповой работы
Наличие продукта (ТЗ – пункт 6)
Выполнение условий задания (ТЗ – 5 первых пунктов)
На усмотрение эксперта
Групповые критерии
Участвуют не менее 50 % детей
Участвует менее 50 % детей
Принятие решения (выбор сценария, ролей)
Вариант решения принят всей группой
Решение принято одним человеком
Соблюдение правил работы в группе
Правила соблюдены в полной мере
Правила соблюдены не в полной мере
Правила не соблюдались
Индивидуальные критерии
Согласился с предложенной ролью
Отказался от роли
Выдвигал идеи решения и обсуждал идеи других
Обсуждал варианты решения других
Не участвовал в обсуждении
Активность в выполнении задания
Организатор и исполнитель
Награда за труд.
Лесной народ постановил:
Того, кто, не жалея сил,
На благо леса трудится упорно,
Медалью наградить. Бесспорно,
Муравья народ избрал.
А наш герой того не знал
И, время даром не теряя,
Всё строил, веточки таская.
А жизнь зверей утратила покой,
Когда узнали о награде той.
«Он мал, невзрачен, неказист…
Как может быть он медалист?
Лиса с обидой изрекла.
«Да и к чему ему медаль?
Одна досада и печаль!
Волчица стала голосить.
«В трудах его не вижу толку –
Носить еловые иголки!
Я тоже вот свои таскаю –
Ёж раздражённо пробурчал.
Ну, а Медведь вот что сказал:
«Я тоже мог бы потрудиться,
Кукушка стала куковать:
Кабан, похрюкав, заявил:
«Себе награду бы вручил,
Ведь сколько я вложил трудов,
И лес в округе всполошился:
Народ ругался и срамился –
Медаль ведь каждому охота,
Да нет желания работать!
Звериный гул всё нарастал,
А муравей уж стройку завершал…
Мораль сей басни такова:
Награда вас найдёт сама,
Коль трудитесь вы честно и упорно,
Труды свой результат дадут, бесспорно!
«Он мал, невзрачен, неказист…
Как может быть он медалист?
«Да и к чему ему медаль?
Одна досада и печаль!
«В трудах его не вижу толку –
Носить еловые иголки!
Я тоже вот свои таскаю –
«Я тоже мог бы потрудиться,
«Себе награду бы вручил,
Ведь сколько я вложил трудов,
В. Голявкин. Передвижение комода
Учитель строго взглянул на неё.
— Объясни мне, что это значит?
Маша заплакала и объяснила всё по порядку.
— У нас большое несчастье. Мама передвигала комод. А братик сидел на полу. Он крутил волчок. Волчок закатился под комод. Братик полез за волчком. И мама ему прищемила живот. Братика увезли в больницу. Все плакали очень сильно, и я не могла учить урок.
— Раз такое дело, это совсем другое дело. — И погладил Машу по голове.
Прошло несколько дней. Учитель встретил Машину маму. Он ей говорит:
— У вас такое несчастье. Вы придавили сына комодом. Мы все вам сочувствуем.
— Что вы, что вы! — сказала мама. — У меня нет ни комода, ни сына. У меня только дочка.
— Объясни мне, что это значит?
— Раз такое дело, это совсем другое дело. — И погладил Машу по голове.
(Встреча с мамой)
— У вас такое несчастье. Вы придавили сына комодом. Мы все вам сочувствуем.
— У нас большое несчастье. Мама передвигала комод. А братик сидел на полу. Он крутил волчок. Волчок закатился под комод. Братик полез за волчком. И мама ему прищемила живот. Братика увезли в больницу. Все плакали очень сильно, и я не могла учить урок.
• обсуждение правил эффективной организации совместной работы.
Материалы: игрушка – утенок, шифровки, геометрические фигурки из цветной бумаги.
Технологии личностно-ориентированного обучения, игровые.
• умение следовать полученной инструкции
• умение проявлять инициативу
• умение вступать в обсуждение
• умение признавать свои ошибки
• умение контролировать свои эмоции
Ход занятия:
1.Приветствие.
Настрой на работу
(игра повышает энергию группы, поднимает настроение и создает настрой на единение друг с другом).
. Первый человек ряда получает листок с изображением круга. Ему необходимо в течение 3с добавить черточки, линии к кругу так, чтобы круг начал превращаться в некий предмет, рисунок, образ. Например, на что похож треугольник? (на домик, елку, зонтик и т. д.). По хлопку – переход хода к следующему игроку, который сидит рядом, он дополняет рисунок за 3с, и так продолжается пока весь ряд не поучаствует в игре (одинаковое количество детей по рядам).
(это упражнение дает возможность увидеть, какие стратегии используют ребята: ориентируются только на себя или стараются договариваться, есть ли среди ребят лидер, который управляет процессом?; игра проходит в виде соревнования, поэтому ведущему необходимо обращать внимание на возникающие конфликты и приостанавливать их).
. Давайте посмотрим, какие картинки получились. Как вам было? Трудно? Легко? В чем была трудность? (не обсуждали, не знали, не договаривались). У какого ряда рисунок получился интереснее? В чем секрет успеха (дети рассказывают о своих впечатлениях).
Введение понятия сотрудничество.
- А что бы вы изменили, если бы мы снова повторили игру? Чтобы вы делали по-другому? (мы бы договорились, первый человек сказал бы, что рисуем, например, кошку, и каждый выполнял бы это, сколько успеет). А как бы вы назвали действия команды, когда приходится договариваться? (дружба, вместе, работать и т д.) (вопросы ведущего обучают детей алгоритму совместных действий)
Ребята, вы правы, но есть еще одно название тем действиям, которые мы выполняем вместе. К нам в гости пришел утенок (знакомый для ребят герой, который всегда сопровождает их в разных темах) и он что-то хочет сказать Вам. Привет, друзья! Знаете, я сейчас слышал, о чем вы говорите, ну, что надо все делать дружно, вместе, это интереснее, чем одному. А мне в школе дали задание узнать, что обозначает слово…такое длинное, сейчас вспомню, может быть, оно и вам подходит? На доске появляется слово сотрудничество.
- Подходит нам это слово, ребята? (да)
- А что оно обозначает? (трудиться вместе, сообща, уметь договариваться друг с другом, чтобы дело получилось хорошо)
- Приведите примеры, когда вы с кем-то сотрудничали? (дежурство в классе, игра по правилам, чтение по ролям и т. д.)
- А если бы мы рисовали слово сотрудничество, то что бы вы нарисовали, на что оно похоже? (строим дом, играем в магазин, больницу, футбол)
Утенок: - А я бы нарисовал иголку с ниткой! Знаете почему? (куда иголка, туда и нитка – все делают вместе)
Снятие напряжения
Цель: активизация совместной деятельности, работа в группе, снятие напряжения.
(выполняя это упражнение, дети получают удовольствие от необычных движений и возможность быть в одной команде)
Развитие навыка сотрудничать
Цель: учить договариваться в паре и распределять роли.
Н М Е Т Р А Л О С
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Итог: победители делятся тем, как они вместе работали (дети имеют возможность проявить инициативу в выборе способа сотрудничества, а также контролировать свои эмоции ради общего дела).
Расслабление
Цель: снятие психомышечного напряжения через фазы напряжение – расслабление. Один становится насосом, другой – мячом.
Коврики вывешиваем на выставку (еще раз отрабатываем умение следовать полученной инструкции; у детей появляется возможность в демонстрации ручной умелости и творчестве; обычно, аппликация снимает излишнее возбуждение и логично подводит к рефлексии)
Рефлексия
. Чем мы сегодня занимались? Какое слово узнали? Что получалось сегодня? А чему бы хотели еще поучиться? У кого сегодня получалось сотрудничать, похлопайте! Кому было интересно – потопайте! Кому хочется еще сотрудничать, громко крикните – мне!
Читайте также:
- Конспект урока обобщение по теме имя прилагательное 6 класс
- Богатство кубанского музыкального фольклора обрядовые традиции конспект
- Составление химических формул бинарных соединений по валентности 8 класс конспект урока
- Конспект урока компьютерная память 7 класс семакин
- Конспект урока информационный проект