План конспект кукла оберег матушка с детьми

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 784 0

Знакомство с русскими народными традициями.Изготовление куклы - оберега.

1. Познакомить детей с русскими народными традициями и обычаями.

2. Познакомить детей с самодельными видами кукол-оберегов.

3. Научить делать из материи куклу-оберег.

4. Воспитывать интерес к народной игрушке, аккуратность и трудолюбие, бережное отношение.

5. Активизировать словарь детей(оберег,кукла - берегиня,безликая).

6. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы:

Колыбелька с куклой.Куклы - обереги из мини - музея. Иллюстрации кукол-оберегов.

Материал для работы:

Подносы с лоскутками ткани (белый синтепон - длякуклы, цветная треугольной формы - для платочкакукле, белая и цветная прямоугольной формы- для одежды кукле,нитки и ленточки для завязок)

Плакат с поэтапным показом изготовления куклы.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в путешествие в далекое прошлое, в старину, но сначала отгадайте загадку:

Кто платье носит, есть не просит.

Всегда послушна и с ней не скучно? (Кукла)

Воспитатель: А у вас есть куклы?(ответыдетей). А что вы с ними делаете (играем)

А в старину кукла оберегала человека от болезни и сглаза,была оберегом или берегиней.

А как вы с ними играете? (кормим,, гуляем, возим в коляске, переодеваем, купаем, пеленаем).

А кем может быть кукла для девочки?(Дочкой, подружкой) .

Куклы мои – не просто игрушки,

Они - мои самые верные подружки.

Все мои секреты знают,

Никому не разболтают!

Воспитатель: Сейчас вы встретитесь с куклами, которыми играли дети в старину,а также ваши прабабушки и бабушки.

(Показываю и рассказываю детям о куклах -оберегах, самодельных куклах.)

Воспитатель: Я познакомлю вас с куклами-оберегами.

Куклы-обереги делались безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свои вошебные обережные свойства и в неё могли вселиться злые духи.

На свадьбу молодым дарили оберег семьи - двух кукол,которые назывались "Неразлучники ". Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Мать давала оберег сыну, который отправлялся на службу в армию. В крестьянских семьях кукол было много, их берегли. считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

С наступлением холодов, бы дети не болели, делали куклу Кубышку -Травницу с лекарственной травой.

Дляизготовления кукол-оберегов нужно взять несколько лоскутков ткани (мы для изготовления куклы брали белый синтепон, кусочки ленты и нитки. При работе нужно говорить добые слова, чтобы ребёночек был здоров и весел, хорошо рос. Очень нужны хорошее настроение и доброе сердце – только тогда кукла будет оберегать от всякого зла, защищать и помогать в трудную минуту.

Воспитатель: Давайте и мы попробуем сделать тряпичнуюкуклу - оберег, добром вспомним своих далеких предков и послушаем русские народные песни.

Так уж повелось на Руси - матушке, работа сопровождалась тихой песней.

Помогать нам сегодня будут бабушка Наталья Петровна и мама Людмила Николаевна.

Воспитатель рассказывает и показывает поэтапноеизготовление куклы-оберега.

Дети по традиции потирают руки и говорят:"Я хочу стать волшебником " и приступают к работе, им помогают наши гости.

Звучит спокойная музыка, напевные русские народные песни.

Физминутка во время работы:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (дети несколько раз соединяют пальцы рук в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы узлы вязать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем кукол наряжать!

Дети подвязывают кукле передник, а на голову надевают платочек.

Воспитатель: Вот и готовы наши куколки - обережки. Нравятся вам наши куколки?

Для чего их делали? (- чтобы оберегали детей от злых духов, что бы дети не капризничали, чтобы хорошо спали и ели.)

А подкладывая куколку в люльку к ребёнку, мама или бабушка говорили: "Сонница-бессонница,не играй моим дитятком. Играй этой куклой"

Я предлагаю вам поиграть с куколками, спеть им колыбельную.

Вспомните, какую колыбельную поёт вам ваша мама. (несколько детей поют колыбельную песенку,родную и знакомую с самого детства)

Вы только что стали настоящими волшебниками. С помощью наших гостей вы сделали прекрасных куколок - обережек, которые не дадут вас в обиду.

Внимательно посмотрите на куколок и скажите, чья вам понравилась больше? (Детям понравиласькукла Матвея. Эта куколка станет экспонатом мини - музея детского сада вместе с домовёнком, которого сшила мама Амира. Это тожекукла - обережек.)

Давайте поблагодарим наших гостей и встанем в дружный хоровод (исполняется песенка о дружбе В. Шаинского)

Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения куклы, приобщать к культуре русского народа, к семейным традициям, воспитывать умение и желание делать подарки своими руками. Материалы и оборудование: тряпичные куклы, ткань белого и красного цвета, белые и красные нитки.

2. Беседа. А что такое оберег? Как вы думаете (Ответы детей). Обратите внимание на слово. Оберег-оберегает. Оберег –это талисман, амулет, который спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому люди делали такие обереги сами. Часто в виде кукол. А теперь я предлагаю вам познакомиться поближе с такими оберегами. Жили в домах куклы домовые (показать куклу домового)-оберегали домашний очаг и домашнюю скотину. А разве огородная кукла пугало не оберег? Оберег, да еще какой (Показать пугало). Пугало оберегает огородные посевы от птиц и скота. Еще есть куклы-обереги которые предназначались только для людей. Делались такие куклы в основном из ткани. Посмотрите на куклы (показать тряпичные куклы). Видите, у них нет лица? Как вы думаете, почему у них нет лица? (Ответы детей). Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. По старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила.

Тряпичных кукол оберегов существует огромное множество (кормилица, неразлучники, день и ночь, зайчик на пальчик, зерновушка, счастье и т. д.) –все их и не перечислить, и все друг на друга непохожи. Но была еще одна кукла-оберег по моему мнению самая главная и предназначалась она для самого близкого нам человека.

Сейчас мы сделаем такую куклу оберег маме в подарок, чтобы она быстро делала домашние дела и у нее оставалось много времени, чтобы поиграть с вами, почитать вам книжку, погулять с вами во дворе. (Дети делают из ткани и ниток куклу)

Итог занятия.

Что мы сейчас сделали, как называется эта кукла, а как называется именно этот оберег. А как еще по другому (посчитайте количество рук).А какие вы еще запомнили названия оберегов. Давайте вспомним вместе: пеленашка, желанница, утешница.

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Мои куклы-обереги из ткани, сделанные своими руками

Мои куклы-обереги из ткани, сделанные своими руками Друзья, коллеги, сегодня хочу представить вам свою коллекцию кукол. Когда началось моё увлечение точно не скажу, как-то так понемногу, при.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последнее воскресенье ноября отмечается День Матери. Мастер - класс проводили для мам и бабушек, им помогали дети. Мероприятие закончили чаепитием.

Мастер-класс по изготовлению Куклы Оберега МАМА

Познакомить с историей создания куклы на Руси; расширить кругозор.

Воспитание доброты и искренности, трудолюбия, любознательности, чувства прекрасного.

Развитие трудовых умений.

Оборудование для учителя:

Образец Куклы Оберега МАМА;

Оборудование для гостей:

Ножницы, игла, красные нитки;

Ткань разных размеров и расцветок;

Музыкальное сопровождение:

Запись русских народных песен.

Звучат русские народные песни, все рассаживаются на свои места.

Организационный момент (вводная беседа)

Расскажи мне, мама, сказку,
Что приснилось ночью мне:
В чистом поле синеглазка
На серебряном коне.

Мимо нашего окошка
Гуси-лебеди летят,
И считает лапой кошка
Дорогих своих котят.

Мама, может это снится:
Я по радуге бегу
И держу в руках Жар-птицу,
Птицу счастья сберегу.

Расскажи еще немножко
Про дружка на горбунке,
И тогда моя ладошка пусть уснет в твоей руке.

- Посмотрите на репродукцию картины известного художника Василия Максимовича Максимова "Бабушкины сказки".


- Как вы думаете, когда могли происходить события, изображенные художником на картине? (Ответы )

- Совершенно верно, крестьянские дети проводили зимние долгие вечера возле бабушки, слушая её сказки… Давайте же и мы с вами перенесемся мысленно в то время, в крестьянскую избу, в зимний вечерок. Послушайте мою сказку: "Случилось это давным - давно, может двести лет назад, а может быть и больше. Зимой вечера длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятишкам. И вот однажды, захотела мать порадовать своих дочерей игрушкой. А купить-то не на что. Подумала-подумала: "Если из теста слепить - засохнет и развалится, если из полена вырезать - упадет, ножки зашибут. Сделаю-ка я куклу из тряпочек…" Дети игрушке рады были. А выросли - и своим детям такие же игрушки смастерили".

Сегодня у нас необычное мероприятие,
На нем мы о промысле русского народа поговорим,
Куклу интересную сами смастерим.

- Сегодня на уроке, мы с вами будем делать вот такую куклу (показ куклы). Это Кукла Оберег МАМА.
-Наша с вами работа будет близка к работам мастеров- умельцев народных промыслов, а делать мы её будем из различных лоскутков ткани.

III . Знакомство с историей создания куклы.

Кукла - это миниатюрная копия человека. Она не рождается, её создается человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. Всюду, где селился человек, кукла была его неизменным спутником.

На Руси испокон веков деревенские бабушки мастерили кукол, чтобы ребёнок не скучал и не плакал, пока работает мать. В поле из соломы, травы, из кусочка ткани, из подручного материала в мгновение ока мастерили куклу. Кукла почиталась с глубокой древности и до наших дней, это одна из самых известных детских игрушек.

Давайте рассмотрим какие куклы мастерили русские мастерицы, сидя вечерами у лучины.

Кукла- оберег изготавливается без использования ниток с иголкой. Её нельзя уколоть или поранить, поскольку оно несёт в себе тепло и заботу. Кукла оберег- это амулет, защищающий человека от различных опасностей. На Руси в каждой семье было много кукол – оберегов, их число доходило до 100.

У этих кукол есть еще одна особенность. У таких кукол нет лица. Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу в себя и творить зло вокруг себя, а кроме этого - такая кукла не может быть двойником человека, и с ее помощью нельзя будет вредить человеку. В наряде куклы всегда присутствовал красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.

Эта кукла Мама, предназначенная для защиты материнства.

Проговариваю и все проверяют их наличие на столах.

Для работы нам понадобится:

1. Грубый светлый лен размером 40х18 см, длина льна будет зависеть от его плотности (так как кукла в диаметре должна быть от 3 до 4 см);
2.Для юбки ткань должна быть яркой высотой 13 см, длина будет зависеть от того на сколько пышную Вы захотите сделать юбку;
3. Платок вырезается из половины квадрата, вырезанного по диагонали, 20х20 см, и под платок повойник – небольшая красная повязка;
4. Белая плотная ткань для головы и рук (в форме квадратов);
5.Передник;
6.Нитки для обвязок, в данном случае красные;
7. Младенцам ткани: для тела 4х18 см, а также маленький платочек и пелёнка 8х8 см.

- Давайте представим, что мы с вами сидим в русской избе, мастерим кукол. А помогут нам в этом русские народные песни. (звучат русские песни)

-Выполнять работу мы будем пошагово, что вам будет непонятно, я помогу.

1. Начнем с младенцев. Делаем скрутку, надеваем платочек, в процессе скручивания все детали закрепляем ниткой. И так же поступаем с пеленкой.

Делаем тугой и ровный столбик, так же закрепляем нитками.

3. Оформляем юбку для куклы оберега.

4. Голову куклы слегка округлим ватой, нитками обозначим шею.

5. Руки и грудь немного также заполним ватой. И руки следует сделать подлиннее, чтобы кукла могла держать младенцев. А нитки, которыми были перевязаны руки, не отрезаем ими, потом закрепим руки вместе.

6. Надеваем юбку и повойник.

7 .Завязываем косынку.

8. Руки привязываем к телу или просто связываем вместе.

9. Вот мама и готова, можно дать ей в руки младенцев.

-Вот мы с вами и сделали куклу Оберег МАМА, которая славит материнство и приносит радость вечного обновления и благодати, пока спят и растут младенцы.

- Благодарю Вас за ваше творчество! Желаю творческих успехов в работе!

Презентацию подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 59 г. Архангельска

Третьякова Ольга Николаевна


30 ноября День Матери

30 ноября

День Матери

Кукла - это миниатюрная копия человека. Она не рождается, её создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. Всюду, где селился человек, кукла была его неизменным спутником.

Кукла - это миниатюрная копия человека. Она не рождается, её создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. Всюду, где селился человек, кукла была его неизменным спутником.

На Руси испокон веков деревенские бабушки мастерили кукол, чтобы ребёнок не скучал и не плакал, пока работает мать. В поле из соломы, травы, из кусочка ткани, из подручного материала в мгновение ока мастерили куклу. Кукла почиталась с глубокой древности и до наших дней, это одна из самых известных детских игрушек.

На Руси испокон веков деревенские бабушки мастерили кукол, чтобы ребёнок не скучал и не плакал, пока работает мать. В поле из соломы, травы, из кусочка ткани, из подручного материала в мгновение ока мастерили куклу. Кукла почиталась с глубокой древности и до наших дней, это одна из самых известных детских игрушек.

Кукла- оберег изготавливается без использования ниток с иголкой. Её нельзя уколоть или поранить, поскольку оно несёт в себе тепло и заботу. Кукла оберег- это амулет, защищающий человека от различных опасностей. На Руси в каждой семье было много кукол – оберегов, их число доходило до 100.

Кукла- оберег изготавливается без использования ниток с иголкой. Её нельзя уколоть или поранить, поскольку оно несёт в себе тепло и заботу. Кукла оберег- это амулет, защищающий человека от различных опасностей. На Руси в каждой семье было много кукол – оберегов, их число доходило до 100.

У этих кукол есть еще одна особенность. У таких кукол нет лица. Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу в себя и творить зло вокруг себя, а кроме этого - такая кукла не может быть двойником человека, и с ее помощью нельзя будет вредить человеку. В наряде куклы всегда присутствовал красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости .

У этих кукол есть еще одна особенность. У таких кукол нет лица. Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу в себя и творить зло вокруг себя, а кроме этого - такая кукла не может быть двойником человека, и с ее помощью нельзя будет вредить человеку. В наряде куклы всегда присутствовал красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости .

Кукла - оберег МАМУШКА Кукла, которая восхваляет материнство. Является семейным оберегом, принося в семью счастье и увеличивая количество детей в семье.

Кукла - оберег

МАМУШКА

Кукла,

которая восхваляет материнство.

Является

семейным оберегом, принося в семью счастье и увеличивая количество детей в семье.

Для данного оберега нам понадобится: кусок грубой светлой ткани (40х18 см) из которой должна получится скрутка диаметром до 4 см, кусок цветной ткани на юбку (высота 13 см), ткань для косынки (20х20 см), ткань для головы и ручек (25х25 см), фартучек, крепкие красные нити, для младенцев кусочки ткани (тело – 4х18 см, косынка и пеленка – 8х8 см).

Для данного оберега нам понадобится: кусок грубой светлой ткани (40х18 см) из которой должна получится скрутка диаметром до 4 см, кусок цветной ткани на юбку (высота 13 см), ткань для косынки (20х20 см), ткань для головы и ручек (25х25 см), фартучек, крепкие красные нити, для младенцев кусочки ткани (тело – 4х18 см, косынка и пеленка – 8х8 см).

Начнем с младенцев, для чего делаем скрутку из ткани, прикрепляем косынку и хорошо перевязываем пеленку.

Начнем с младенцев, для чего делаем скрутку из ткани, прикрепляем косынку и хорошо перевязываем пеленку.

Далее - мамушка, из основной ткани как можно туго скручиваем скрутку и перевязываем ее.

Далее - мамушка, из основной ткани как можно туго скручиваем скрутку и перевязываем ее.

Теперь немного синтепона подкладываем под голову, что бы сделать ее круглее, и завязываем красной нитью в области шеи. Для рук тоже добавляем немного наполнителя и перевязываем их. Помните, ручки делать желательно немного длиннее, так как они должны еще держать младенцев. Нитки, которыми перевязаны руки, не обрезаем, они еще пригодятся. После этого оформляем грудь и тоже ее перевязываем.

Теперь немного синтепона подкладываем под голову,

что бы сделать ее круглее, и завязываем красной нитью в области шеи.

Для рук тоже добавляем немного наполнителя и перевязываем их. Помните, ручки делать желательно немного длиннее, так как они должны еще держать младенцев. Нитки, которыми перевязаны руки, не обрезаем, они еще пригодятся. После этого оформляем грудь и тоже ее перевязываем.

После этого определяемся с пышностью нашей юбки и присбарываем ее. Следующим этапом можно надеть повойник и юбку на куклу.

После этого определяемся с пышностью нашей юбки и присбарываем ее.

Следующим этапом

можно надеть повойник и

юбку на куклу.

Завязываем платок, как показано на фото. Привязываем ручки, только не туго, что бы можно было вложить в них младенцев.

Завязываем платок, как показано на фото.

Привязываем ручки, только не туго, что бы можно было вложить в них младенцев.

Ну, вот детки у мамы, оберег готов. Такая нежная и заботливая мама подарит Вам только позитивное и радостное настроение.

Ну, вот детки у мамы, оберег готов.

Такая нежная и заботливая мама подарит Вам только позитивное и радостное настроение.


Раздел: Воспитательная работа.

Задачи:

- развивающие: развивать мышление, речь, память, умение правильно закрепить нитку:

- воспитательные: воспитывать эстетический вкус, аккуратность, самоконтроль.

- коррекционные: коррекция устной связной речи, мыслительных операций; коррекция мелкой маторики рук.

Содержимое разработки

Раздел: Воспитательная работа.

- развивающие: развивать мышление, речь, память, умение правильно закрепить нитку:

- воспитательные: воспитывать эстетический вкус, аккуратность, самоконтроль.

- коррекционные: коррекция устной связной речи, мыслительных операций; коррекция мелкой маторики рук.

Тип занятия: закрепление навыков при выполнении практической работы; комбинированный.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, методы стимулирования интереса к учению, метод самостоятельной работы, инструктивные-практические.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповые

Технологии: игровые, здоровьесберегающие.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, демонстрационный экран.

1. Прямоугольный лоскут ткани размер 10 на 20 см

3. Любой наполнитель (синтепон).

4. Ленты для украшения (по желанию).

Организационный момент.

Цель: настрой на занятие.

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит,

Здравствуйте те, кто молчит,

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня.

Всем добрый день! Встали ребята, поприветствуйте гостей! А теперь улыбнулись друг другу, чтобы у вас было хорошее настроение и тихо садимся. Итак, начнем наше занятие.(слайд 1)

Ну – ка, проверь дружок,

Ты готов начать занятие?

Всё ль на месте?

Всё в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Вопросы к учащимся:

Чем отличаются куклы – обереги от моей куклы?

(сделаны из материала, без лица)

Мир русской традиционной куклы для меня стал настоящим открытием, в котором есть и культура, и традиции, и история. Это где-то всегда жило внутри меня, и теперь каждая рожденная кукла мне кажется немного знакомой.

Буду вас знакомить со своими работами и историей куклы.

Крупеничка - лучший подарок хозяйке.
Является символом достатка семьи, благополучия и сытой жизни. Она несет образ женщины – достойной, статной, уверенной в себе и помогает своей хозяйке обрести такое же состояние. Куклапредставляет собой холщовый мешочек, наполненный отборным зерном нового урожая. Когда-то этакукла стояла в красном углу дома, сохраняя ценное зерно гречихи до нового урожая. Если Крупеничка не худа, то и семья сыта. Не дает готовить на кухне без любви.

Колокольчик( слайд 5) Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в дома был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье. Отличный подарок друзьям и близким!

Лихоманки(слайд 6)

Ку клы-лихоманки выманивали из дома беду и болезни. Почему же их было обычно 13? Дело в том, что именно столько было сестер-трясовиц: Кумоха, Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. По приказанию Кумохи – страшей сестры нападают лихоманки на расслабившегося человека и не дают ему продыху — ломают, трясут, бросают то в жар, то в холод. Проникают они в избы через печные трубы вечерами, как всякая другая нечисть и лихая сила. Именно поэтому кукол-лихоманок помещали за печкой. Делали таких кукол с заговором: в течение всего процесса вязания куклы ворожея не должна была сбиться с ритма и не прерывать речитатива заговора, а с последним словом завязать на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Сгорая на костре, кукла-лихоманка уносила – выманивала – из дома беду.

Желанница(слайд 8) Эта кукла выполнена только в период растущей луны и обязательно без использования иголки! У такой куклы лицо не рисуется, т.к. имея выражение лица, кукла теряет свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у Вашей куклы всегда будет светлое лицо!

Такая очаровательная подружка – кукла " Желанница" – была у каждой девушки в деревне . Когда свое тайное желание загадаешь, пришиваешь на платьице кукле в подарок ленточку или бусину. Заплетешь в длинную косу ленту. И просишь куклу исполнить свое заветное желание. Спрячешь потом свою подружку до поры. Что попросишь, все исполнялось.

Куколка На Счастье была найдена на раскопках древнего Ржева. У этой малышки маленькие смешные ножки в ботиночках, ручки она подняла к солнцу, а её длинная и толстая коса- залог девичьего счастья. Именно из-за косы её и назвали На Счастье.

Десятиручница(слайд 9) Что-то я в последнее время перестала успевать, столько дел навалилось: прополка, ремонт, готовка, да еще и порукодельничать охота. Пришлось в срочном порядке делать своими руками помощницу в домашних делах. Встречайте, народная кукла оберег Десятиручка.

Неразлучники(слайд 10) В свадебной кукле женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь паре предстояло вместе идти по жизни. Обе куклы делались на одной "руке", по которой могли свободно двигаться. Позже кукол, символизирующих детей, вешали между папой и мамой.

День-и-Ночь(слайд 11) День и ночь" – это куклы-обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днём выставляют вперёд светлую куклу, а вечером - тёмную. Куколка "День" - оберегает день, чтобы не зря прошёл, а "Ночь" - следит, чтобы все угомонились и легли спать

Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.

Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его. День и Ночь представлялись славянским народам высшими, бессмертными существами. День - первоначально верховное божество света - Солнце, а Ночь - божество мрака. Для них изготовляли две совершенно одинаковые куклы-куватки. Одна из белой ткани (День), а другая - из синей (Ночь). Куклы связывали шнурком, подвешивали на крючке, а утром и вечером меняли местами.

Мы с вами познакомились с куклами- оберегами.

3.Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза.

Фотографии кукол-оберегов разрезаны на 4 части. Учащимся дается задание: - Соберите рисунок из этих частей и наклейте на белую бумагу. Потом из работ учащихся сделаем выставку.

Прикрепить рисунки на магнитах на доску.
4. Сказка.

Злая ведьма заточила в замок нашу куклу. Надо освободить куклу, преодолеть пять заколдованных ступенек.

Задание. Назвать имена кукол-оберегов. Начинаем вспоминать. Кто, называет выходит к доске, берет ступеньку с именем куклы и прикрепляет ступеньку.( Крупеничка, Желанница, Неразлучники, Пеленашки, Травница.)

А теперь немного отдохнем.

Цель. Снятие физического и эмоционального напряжения.

Физкультминутку проведут русские матрешки-куклы, русские сувениры.

Ребята, сегодня мы с вами сделаем куклу-оберег. Какую куклу вы узнаете, если отгадаете загадку:


Убегает ловко,
Любит есть морковку.
Смотрит, где лисица,
Сам себя боится.(заяц)

Отгадка находится за листом.

Опросить всех учеников, открыть плакат с ответом.

Первая кукла мотанка была изготовлена более 5 тысяч лет тому назад. Такие куклы можно найти в любой стране. Это была не просто игрушка. Считалось, что она защищает человека от неприятностей и бед. Куклу часто использовали в ритуалах.

Кукол можно было видеть в любом крестьянском доме. Они выполняли разные функции- охраняли жильё, детей, он, берегли хозяйство. Дети любили играть ими.

Мотанка отличается от обычной игрушки отсутствием лица. По старинным поверьям через лицо в куклу вселялась душа. А душа могла быть или доброй или злой.

Изготавливали куклу из натуральных материалов (сено, солома, дерево, травы, сухие листья, семена, зёрна). Украшали мотанку народными орнаментами и вышивкой.

Я же предлагаю вам сделать мотанку из флиса Ткань гипоаллергенная и очень похожа на шубку зайчика.

Понадобиться флис размером 10 на 20 см; шарик из синтепона или холофайбера; нитка длиной примерно 55-60 см.


Загибаем угол вниз


Поднимаем уголок вверх как на фотографии



Вверху образовалось два уголочка. Это будут ушки зайчика.


Перевяжем их веревочкой.


Затем берём шарик из синтепона, чтобы сформировать голову зайчику.




Перевяжем голову всё той же ниточкой.




Ушки и голова зайчика готовы. Переворачиваем зайчика лицом вниз и сворачиваем нижний край в рулетик.


Поднимаем его к голове


Переворачиваем и формируем лапку



Перевязываем лапку всё той же ниточкой дважды вокруг


Формируем вторую лапку


Переворачиваем зайчика и закрепляем ниткой как показано на фотографиях






Делаем узелок и подрезаем нитки.


Молодцы! Вы справились.

Придумайте имя зайцу.

Надеваем на указательный палец:

Подойди ко мне дружок

Соберемся все в кружок.

И друг другу улыбнемся

Здравствуй друг-2раза

Здравствуй весь наш дружный круг.

Этот оберег станет вашим другом. Вы сможете доверить ему любую тайну. Он не предаст.

Схему я вам дарю, чтобы вы смогли еще раз сделать куклу с друзьями.

Заключительное слово педагога –

Вот и подошёл к концу наш необычный мастер - класс. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали: активно, внимательно.

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на занятиях, но и в жизни.


-75%

Читайте также: