План конспект короленко дети подземелья

Обновлено: 05.07.2024

- Какие три ку льтуры встретились и пересеклись в биог рафии писателя ?

- Что заставило К ороленко предпо честь бесконечные ссылки? (совесть,

Короленко ? (честностью, справедливостью, человеколюбием)

Выборочное чт ение (по заданию у чителя). Переск аз по плану.

- Короленко ро дился и вырос на У краине (она в то время входила в

состав России). О тец его, уездный судья, был извест ен своей кристальн ой

честностью. Отец умер, когда Владимиру б ыло тринадцать лет, и семья

- Короленко знал русский, польский и украинский языки — это помогло

ему зарабатывать на жизнь, когда он приехал в Петербург, а оттуда в Москву ,

- Владимир Галлакти онович был сту дентом Петербургского техно -

логического институ та, затем Московской сельскохоз яйственной академии,

но так и не окончил ни одно из этих учебных заведений: его исключали за

революционн ые взгляды. Т огда Коро ленко стал работат ь ко рректором в

газете, гд е и была нап ечатана первая заметка бу дущего писател я. Первое

серьезное пр оизведение был о создано в тюрьме — по пути в очередную

сс ылку. В д алекой Якутии, в ссылке, Короленко стал нас тоящим п исателем,

возвращению в П етербург он заканчива ет её. В сокращен ии для вас она

- Повесть создавалась тогда в у словиях вовсе не п одходящих для

литературног о творчества. В то в ремя были противоречия м ежду

юридическим и установлениями царской Росси и и внутренней т ягой человека к

справедливости, б ратскому единению. Мы с вами без т руда узнаем черты

Короленко - ста ршего в образе су дьи, отца главног о героя - Васи . Су ровость,

кристальная чест ность и неподкупност ь - вот основные принципы е го жизни.

уважитель но. Короленко построил св ою повесть, что ка ждый из ее героев

должен для се бя сделать выбор, п ринять единственно в ерное решение. Вася,

только что поте рявший мать, не инте ресующий отца, пре доставленный сам ому

себе знакомится с обитателями старой часовни с нищим и детьми Валеком и

Марусей. Вели он, сын судьи, не с кажет, значит, пре даст дру зей. Если Валек

украдёт у торговца хлеб для мал енькой сестры, он совер шит прес тупление. А

если не украдёт, тогда Маруся бу дет голодать. Казалось бы, закон судит

невзирая на ли ца. Когда закон не на стороне богатог о графа - это хорошо. Но

когда он су дит Валека, Марусю, Васю, Соню - всё оказывается го раздо

сложнее. Да, зак он возвышается над все ми героями повести. Мы с вами

встретимся с сер ым неподвижным кам нем, которы й высосет из маленьк ой

главный герой. Это особенно ва жно для его героя, Вас и, потому что он живёт в

Не случайно так м ного внимания у делил писатель чу вствам действующих ли ц,

Читая эту повесть, я надеюсь, ребята, в ваших сердцах бу дет пробуждаться

Этот урок способствует овладению учащимися коммуникативной компетентностью, помогает в формировании важнейших ценностных установок личности ученика.

ВложениеРазмер
listaya_stranitsy_povesti_korolenko.doc 55.5 КБ
v_durnom_obshchestve.ppt 1.52 МБ
illyustratsii_k_povesti.ppt 2.44 МБ
prezentatsiya_kartiny_rus_hud.ppt 1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Хранить чуткость к человеческим страданиям В.Г.Короленко

-развивать навыки анализа текста;

-способствовать овладению коммуникативной компетентностью путём групповой работы;

-помочь в формировании важнейших ценностных установок.

Форма урока: урок-исследование с элементами анализа

1.Учебник под редакцией В.Я.Коровиной;

Предварительные задания к уроку:

3 группа готовит словесные иллюстрации эпизодов описания старого замка и эпизода, где дети едят украденную Тыбурцием еду и сравнивают их с иллюстрациями В.Глуздова.

Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.

2. Обзор – презентация материала предыдущего урока

1) Писатель Короленко.

2) Словарная работа.

4) Жанр произведения.

- Понравилось ли вам произведение?

-Что необычного в сюжете?

-Какие эпизоды поразили вас, показались яркими и захватывающими?

- Что в ней для вас было горше и печальнее всего?

Отзыв по повести читает подготовленный ученик.

-В чём созвучие полотен русских художников и повести Короленко?

5. Анализ названия повести и эпиграфа.

-Прочтите эпиграф к уроку. Кому принадлежат эти слова?

-Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его.

(Прочитав повесть, мы поняли, что человек должен быть чутким к чужому горю, помогать, сочувствовать и любить близких)

-Где происходят события, описанные в повести?

-Прочитайте описание города

-Каков этот город? (Это пыльный, маленький город)

- Прочитайте описание замка

- А каким вы представляете замок?

- Представьте, что стены замка могли заговорить. Что бы они могли нам рассказать о событиях, которые там происходили и о людях, которые там ютились? Послушаем, какой рассказ от лица старого замка составили ученики 1 группы

- А где живут Валек и Маруся?

- Прочитайте описание часовни

- И вот 1 группа представила, что и стены старой часовни могли заговорить. Послушаем рассказ стен часовни.

-Ребята, а какие иллюстрации нарисовали вы? Почему именно эти ?

А какое чувство вызывают замок и часовня у Васи?(Вася всегда со страхом смотрел на замок, но когда оттуда выгоняли бедных бездомных, замок стал ему противен)

-Под часовней находилось подземелье. Что вы представляете, когда слышите это слово? Могут ли люди по своей воле поселиться под землёй?

Описание подземелья близко к тексту (индивидуальное домашнее задание)

-Какие чувства испытал Вася, попав в подземелье?

Дурное, что бедняки воровали, потому что они не могли заработать честным трудом. Они оказались отверженными обществом. Чтение эпизода разговора Валека и Васи о булках.

-Почему Вася, твёрдо знающий, что воровать нельзя, не осуждает своих новых друзей? (Он понимает, что Маруся голодна, что им тяжело живётся, и он ничем не может им помочь и плачет.)

- Анализ эпизода о том, как дети с жадностью едят украденную Тыбурцием еду.

Какими увидел их художник- иллюстратор В.Глуздов? (Ответ 3 группы)

-Не удивительно, что семилетний ребёнок жалеет своих новых друзей и многого не понимает, ему стыдно за них и обидно. Итак, это страшный, мёртвый заброшенный мир… В описаниях нет ни одной светлой краски. У этих людей нет дома, нет работы..

- Выходит, что у Валека и Маруси нет дома. А у Васи есть дом?

-Скажите, что такое дом для человека?

-А почему Вася, у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки, сын судьи, уважаемого в городе человека, оказался на улице? А возможно ли такое сегодня?

- А как вы думаете, почему Васе нравилось общаться с Валеком и Марусей? (Потому что он там был нужен, там любили детей, с ними занимались, Васе было жалко Валека и Марусю, он полюбил их и решил никогда не бросать)

-А какие еще произведения о трудной судьбе детей вы читали?

Мальчик шести лет оказался в холодном и сыром подвале. Там было много убогих людей. В этом подвале от болезни и голода умерла его мама. Он вышел из подвала и пошёл по улицам. Ему нечего есть и нечего одеть. На него никто не обращал внимания. И мальчик погиб. Он погиб потому, что никто не захотел ему помочь.

-Кому сочувствует писатель? Какие человеческие качества в людях утверждает? (Короленко ненавидел всякое зло, насилие, он всегда готов был помочь как родным, близким, так и чужим людям. Короленко сочувствует бедным и отвергнутым домом и обществом людям, он утверждает искреннюю, добрую, верную и надёжную дружбу.Он хочет сказать нам о том, что многим людям не хватает душевного тепла и призывает нас помогать людям, ценить дружбу).

-Скажите, а сегодня может случиться такое?

К сожалению, сегодня тоже можно увидеть людей, которые остаются равнодушными к чужому горю. У нас в Услоне есть детский приют. Сколько раз вы ходили в этот детский приют, чтобы узнать, как они живут, возможно, чем-то помочь?

- Как хорошо, что дети в нашей стране сейчас чувствуют заботу государства, они незнакомы с бедственным положением.

-Как вы думаете, сбылись мечты В.Г.Короленко о счастливой и светлой жизни?

Сейчас мы спросим у самого автора.

Ученик выходит и представляется В.Г.Короленко. Одноклассники задают ему вопросы: (Сбылась ли Ваша мечта о сохранении чуткости к человеческим страданиям? А Вы довольны отношением государства к детям? Каковы Ваши нравственные заповеди?)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока:
– обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;
– развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;
– воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.

Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

Оборудование : компьютер, проектор.

Дидактические материалы к уроку: презентация.

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что представляют собой “дурное общество” и “темные личности” в повести В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.

Задание. Отметьте номера правильных предложений (Слайд 3).

( + ) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

(–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

( + ) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

(–) Вася и Валек впервые встретились в роще.

(–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

( + ) Маруся очень отличалась от Сони.

(+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

(–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее

(+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

(+) Маруся заболела осенью.

(–)Вася тайком взял куклу у Сони.

(+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

А сейчас познакомимся со штрихами биографии писателя. Начнем знакомство с работы над портретом В.Г.Короленко художника И.Е.Репина (Слайд 5).

Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте предложить, каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил. (Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

И в самом деле, жизненный путь писателя был нелегким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорбленных, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стала русская литература и сама жизнь. Характер труженика, борца, человек, готового поделиться последним с теми, кто в этом нуждается, восхищал его современников. В день 65-летнего юбилея писателя художник И.Е Репин, создавший его замечательный портрет, который мы только что рассматривали, прислал ему поздравительную телеграмму: “Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь” Вот так высоко оценил писателя великий русский художник, и в этой оценке не только преклонение перед личностью писателя, но и восхищение его произведениями, в которых бьется большое доброе сердце человека, гражданина, всегда полное сострадания к несчастным.

Включается фонограмма песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров”.

– Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “Дети подземелья” предваряет такая песня?

(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

– О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества” (Слайды 6–13) . Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.

Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети, Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко?
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)

3. Где обитают эти “темные личности”? Почему?
(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня “среди истлевших крестов и провалившихся могил” так как “несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи” Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь “старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца и сиротливых старушек, и безродных бродяг”.)

4. Найдите описания старого замка и часовни. Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
(О замке ходят “предания и рассказы один другого страшнее”. Даше в ясные солнечные дни он вызывает у детей “припадки панического ужаса – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон, в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…”. “А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом”. “У часовни же “кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни”.)

IV. Работа над иллюстрациями В.Глуздова “Старый замок” и В.Костицына “Величавое дряхлое здание” (Слайд 16).

1. Ребята, опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.
(Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зеленых тонах. Кажется, что видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенном замком. Сквозь туман проглядывает солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу. Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания “темных личностей”.)

2. Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?
(Он всегда “со страхом смотрел… на то величавое дряхлое здание”, но когда мальчик увидел, как изгоняли оттуда “жалких оборванцев”, замок стал ему противен.) (Слайд 17.)

3. Ребята, представим себе, что стены мрачного замка и часовни смогли заговорить. Что они могли бы рассказать нам о событиях, которые происходили здесь, о тех, кто ютился там? С сочувствием или с неприязнью будет звучать этот рассказ?
(Стены могли бы рассказать о бедняках, ютившихся среди них, об их нужде, страданиях, болезнях; о том, как их изгоняли даже из этого жалкого убежища. Рассказ этот мог бы прозвучать как с сочувствием. На это в повести указывают слова: “Старый замок радушно принимал и покрывал всех…”, так и с неприязнью: “Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы…”.)

4. Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”?
(“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

5. Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. “… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое грех, преступление.)
– Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможно заработать деньги честным трудом.)

V. Анализ V главы. Разговор Валека и Васи о булках.

1. Почему Вася, твердо знающий, что “воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их “дурными”?
(Сожаление к Валеку и Марусе у Васи усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла. Убеждение, что “нехорошо воровать”, осталось. Но, когда воображение рисовало оживленное личико Маруси, облизывающей свои засаленные пальцы, Вася радовался ее радостью и радостью Валека.)

2. А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова “Тыбурций с детьми” (слайд 18). Что в центре иллюстрации?
(Кусок жаркого, на который устремлен задумчивый взгляд Тыбурция.)

3. Каково его выражение?
(Оно печально, потому что Тыбурций тоже знает, что “воровать нехорошо”, но не может смотреть спокойно на голод своих детей потоу идет на преступление. Глядя на уплетающих жаркое детей, он с грустью думает об их судьбе: “Я нищий, и он нищий. Я …, и он будет красть” Перспектива безрадостная и неизбежная.)

4. Какими художник изобразил Валека и Марусю?
(Дети едят с жадностью, облизывая пальцы. Видно, что “мясное блюдо для них невиданной роскошью…).

5. На переднем плане иллюстрации Вася. Почему художник изобразил его отвернувшимся от “пиршества” и с опущенной головой?
(Васе стыдно за дурные наклонности своих друзей, за ворованную еду, но он не может не сочувствовать их беде, их жизни, потому что они нищие, у них нет дома, но Вася знал, что со всем этим соединяется презрение. Он чувствовал, как из глубины души в нем поднимается вся горечь презрения, но он инстинктивно защищал свою привязанность к этой горькой примеси.)

6. Почему, несмотря ни на что, он был не в состоянии изменить Валеку и Марусе?
(У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка “темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)

VI. Итог урока.

– Ребята, поделитесь своими впечатлениями от прочитанной повести.

VII. Рефлексия (Слайд 19) .

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты сумел показать свои знания?

VIII. Домашнее задание (Слайд 20) . Три варианта письменных заданий (по выбору):

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок внеклассного чтения раскрывает основные нравственные уроки жизни человека, заставляет учащихся задуматься о смысле жизни.

Урок внеклассного чтения в 7 классе

Тип урока: внеклассное чтение.

Цель: формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко), раскрыть тему нравственного взросления юных героев.

Задачи урока:

образовательные: отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста;

коррекционно-развивающие: формировать правильное произношение; развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание); мыслительную деятельность уч-ся (установление причинно-следственных связей); развивать восприятие уч-ся, исправлять недостатки образного мышления, эмоциональную сферу (навыков усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства), мыслительную деятельность уч-ся, память и логическое мышление;

воспитательные: воспитывать интерес к чтению, русской литературе; морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведения (честности, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости); формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умение внимательно слушать учителя и детей, вести диалог).

План и ход урока.

I. Орг. момент.

II. Тема, цель и задачи урока. Слайд №

III. Актуализация знаний, повторение.

Вспомним, что узнали о писателе В.Г.Короленко.

(Краткая биографическая справка). Слайд №

4.2. Работа с репродукциями картин В.Перова. Слайд №

4.3. Анализ прочитанных глав повести.

Ребята, давайте вспомним начало повести, главных героев.

Почему Валек оказался в развалинах? Вася - по какой причине?

Вася - имеет семью, отец – судья, имеет хорошее социальное положение, проживают в собственном доме с сестрой Соней; считает, что его дома не любят, по этой причине целыми днями слоняется по улицам; ищет развлечений, просто тратит время; убегает из дома, его считают хулиганом.

Задание: по предложенным иллюстрациям на слайдах кратко пересказать содержание. Слайды №№ 10-12.

4.4. Личностная оценка поступков главного героя Васи.

Характеристика главного героя повести. Вася. Слайд №16.

(Вопрос учителя) (Ответ учащихся)

- Используя ответы, давайте постараемся нарисовать словесный портрет Васи. Какой он по характеру?

Словарная работа (на слайде № )

(Честный, радушный, терпеливый, умеет любить и сострадать, добрый, заботливый, щедрый).

Слова на слайде.

Как вы понимаете эти слова?

Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает. Эти слова появляются на доске.

Добродетель всякая есть свет душевный. Слайд №19.

Работа с текстом повести.

-Ребята, давайте вспомним самый яркий эпизод повести – это история с куклой.

-Кому принадлежала кукла? (Соне)

Прочитайте эпизод разговора Васи с отцом. Слайды №№ 25-27.

-Ребята, подумаем если бы на пути Васи не встретились Валек и Маруся, смог бы он измениться?

-Какова роль Пана Тыбурция в становлении личности Васи?

4.6. Вывод учителя:

Человек становится добрее, отзывчивее, если научится страдать и помогать другим.

Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.

Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

Что же изменилось, выделим те ключевые слова, которые помогают понять душевное состояние Васи.

Заканчивая урок, мне хочется прочитать вам такие строки:

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу.

1-й ученик. Твори добро. Не отвечай на козни

Стоящих за твоей спиной врагов.
Пойми, мой друг, пока еще не поздно,

Не отвечай потоком бранных слов.

НЕ оскорби несчастного калеку,

Стоящего с протянутой рукой.

Он остается тем же Человеком,

Но лишь с иной, изломанной судьбой.

2-й ученик. Не откажи бродяге во спасенье,

С ним поделись, деньгами и едой.

Пусть грешный он. А кто без прегрешений?

Не прогоняй, хоть трижды он чужой.

И поделись, коль есть чем поделиться,

С тем, кто сегодня ничего не ел.

С любым такое может приключиться:

Вчера – богат, сегодня—не у дел.

3-й ученик. Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей, и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасением в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

4-й ученик. И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать

Добром их души исцелять.

Такая истина бытует:

Добра не делай – зла не будет,

С обидой В сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все Добром благодари

5-й ученик. Без Доброты, нам было б слишком тесно,

Без Доброты, нам было б темно…

Лишь с Добротой, хватает в сердце места,

Чтобы любить и помнить всё равно…

И даже если всё давно остыло,

Нам Доброта поможет пережить,

Всё то, что в сердце болью долго ныло,

Чтобы опять виновного простить.

Лишь с Добротой способны к Состраданию,

И Милосердию готовы век служить,

И чтобы быть Подобием ….созданию

Необходимо с добрым сердцем жить!

V. Подведение итогов. Спасибо за урок. Что можно прочитать…

Климовская школа-интернат

Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе


Тема урока:

Познавательные – формирование умения находить и формулировать проблему, определять пути ее решения, находить причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, работать с информацией, содействовать формированию умения анализировать художественное произведение, делать выводы, содействовать развитию связной речи учащихся, аналитического и творческого мышления;

Регулятивные – формирование умений планирования работы,

Коммуникативные–формирование умения работать в группе: договариваться, выслушивать и адекватно воспринимать чужое мнение, вовлекать всех участников группы в работу.

По центру доски написаны дата, тема урока, эпиграф; висит портрет В. Г. Короленко.

Ход урока

I . Оргмомент

II . Целеполагание

-Какие чувства вызывают у вас эти дети? (Сострадание).

-Что такое сострадание? (Жалость и сочувствие к другим людям).

-А не мешает ли вам музыка, которая звучит у нас сегодня на уроке?

-А как эта музыка может быть связана с нашим уроком? (П.И. Чайковский тоже жил и творил в это время, поэтому страдания простого народа, детей он видел каждый день).

-Но всё-таки мне кажется, что есть в этом произведении и светлые нотки, светлые тона.

-Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? ( О доброте, взаимопомощи,

отзывчивости. Мы подумаем о том, какую роль сыграла доброта в Васиной жизни и в жизни детей подземелья) .

-Попробуйте сформулировать тему урока. (Васина дорога к правде и добру).

Запишите в тетрадь число и тему урока.

Мы попробуем вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик, и понять, что изменилось в нем после встречи с детьми подземелья.

Запишите эпиграф в тетрадь.

III . Создание проблемной ситуации

Ученики подходят к доске и приклеивают понятия на определённую сторону доски. В итоге должна получиться следующая картина:

Любовь, доброта, милосердие, голод, страх, холод, боль,

сострадание, совесть, самопожертвование ужас, несправедливость

Эти слова появляются на доске

-А как вы понимаете эти слова? Попробуйте дать мне лексическое значение этих слов.

-Нелегко, не правда ли? Мне в этом помог Толковый словарь Ожегова , а также мысли русских философов, писателей, исследователей.

IV . Словарная работа

На доске появляются толкования слов.

Добродетель всякая есть свет душевный.

Гуманизм – слово латинского происхождения. Латинское gumanus – человечный. Однокоренные слова: гуманист, гуманный, гуманность

чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Милосердие - готовность помочь кому–нибудь или простить кого–нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–нибудь несчастьем, горем. Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.

-А Вася наделён этими добродетелями? Найдите в тексте подтверждения этому.

V . Анализ рассказа. Работа в группах

Сейчас мы будем работать в группах. Класс делится на 6 групп, соответственно количеству слов, выделенных на уроке.

-Ребята, найдите в рассказе и зачитайте слова, подтверждающие, что Вася очень любил своих друзей, помогал им, проявлял к ним доброту.

Фикультзминутка

Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

И до пола дотянулись.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Снова книгу открываем

И читать мы продолжаем.

6. Самопожертвование (Чтобы скрасить последние дни умирающей Маруси, Вася выпросил красивую куклу у своей сестры Сони – подарок покойной матери. Маленькая Маруся умерла. Отец Васи был оскорблён поступком сына, думая, что тот украл куклу).

-Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Мы не можем быть милосердными без сострадания, любви без самопожертвования не бывает.

-Каким же стал Вася после встречи с Марусей и Валеком?

-Каким мы видим героя до встречи с ребятами? (Его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома).

-А каким он стал в конце произведения? (После встречи с Валеком и Марусей он проявляет лучшие свои качества, а главное, он понимает, что рядом с ним близкие, любящие его люди).

-А что хорошего эта дорога дала Валеку и Марусе?

Вывод учителя:

Вася научился сострадать, стал отзывчивым, добрым, заботливым, способным помочь другим, согреть своим теплом, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким. Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

-Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.

-Прочитайте отрывок «На могиле Маруси. Что же изменилось, выделим те ключевые слова, которые помогают понять душевное состояние Васи.

-Что же изменилось? (Он вместе со своими близкими; ему спокойно, хорошо)

-Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи.

-Обратимся ещё раз к эпиграфу: Почему же, лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, чем холодный камень?

-А вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (Оно очерствело от горя)

-Каким стало в конце произведения? Урок из этой истории вынес не только Вася, но и его отец, который тоже понял своего сына.

Да, добрый человек отдает добро, любовь, и чем больше он отдает, тем больше он приобретает.

V I . Обобщение.

- Был ли лёгким путь Васи к правде и добру?

(Нет. Он прошёл одиночество, недоверие, злобу со стороны близких, смерть Маруси, переживание за друзей. Вася проходит школу гуманизма)
VII . Выводы.

1ученик

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу.

2 ученик

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей, и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

3 ученик

Добро, как Божья благодать,

Спасением в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

VIII . Домашнее задание.

Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни других. Напишите об этом.

Рефлексия

- А теперь оцените урок и свою работу, продолжив фразы

На уроке мне понравилось…….

1ученик

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу

2 ученик

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей, и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

3 ученик

Добро, как Божья благодать,

Спасением в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

Тип урока: комбинированный

Структура: - проверка домашнего задания

- знакомство с новым понятием

-самостоятельная работа (практическое применение знаний и умений, полученных ранее)

Форма работы: групповая.

Познавательные – формирование умения находить и формулировать проблему, определять пути ее решения, находить причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, работать с информацией, содействовать формированию умения анализировать художественное произведение, делать выводы, содействовать развитию связной речи учащихся, аналитического и творческого мышления;

Регулятивные – формирование умений планирования работы,

Коммуникативные–формирование умения работать в группе: договариваться, выслушивать и адекватно воспринимать чужое мнение, вовлекать всех участников группы в работу.

По центру доски написаны дата, тема урока, эпиграф; висит портрет В. Г. Короленко.

-Какие чувства вызывают у вас эти дети? (Сострадание).

-Что такое сострадание? (Жалость и сочувствие к другим людям).

-А не мешает ли вам музыка, которая звучит у нас сегодня на уроке?

-А как эта музыка может быть связана с нашим уроком? (П.И. Чайковский тоже жил и творил в это время, поэтому страдания простого народа, детей он видел каждый день).

-Но всё-таки мне кажется, что есть в этом произведении и светлые нотки, светлые тона.

-Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? (О доброте, взаимопомощи,

отзывчивости. Мы подумаем о том, какую роль сыграла доброта в Васиной жизни и в жизни детей подземелья).

-Попробуйте сформулировать тему урока. (Васина дорога к правде и добру).

Запишите в тетрадь число и тему урока.

Мы попробуем вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик, и понять, что изменилось в нем после встречи с детьми подземелья.

Запишите эпиграф в тетрадь.

III. Создание проблемной ситуации

Ученики подходят к доске и приклеивают понятия на определённую сторону доски. В итоге должна получиться следующая картина:

Любовь, доброта, милосердие, голод, страх, холод, боль,

сострадание, совесть, самопожертвование ужас, несправедливость

Эти слова появляются на доске

-А как вы понимаете эти слова? Попробуйте дать мне лексическое значение этих слов.

-Нелегко, не правда ли? Мне в этом помог Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей.

IV. Словарная работа

На доске появляются толкования слов.

Добродетель всякая есть свет душевный.

Гуманизм – слово латинского происхождения. Латинское gumanus – человечный. Однокоренные слова: гуманист, гуманный, гуманность

Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Милосердие - готовность помочь кому–нибудь или простить кого–нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–нибудь несчастьем, горем. Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.

-А Вася наделён этими добродетелями? Найдите в тексте подтверждения этому.

V. Анализ рассказа. Работа в группах

Сейчас мы будем работать в группах. Класс делится на 6 групп, соответственно количеству слов, выделенных на уроке.

-Ребята, найдите в рассказе и зачитайте слова, подтверждающие, что Вася очень любил своих друзей, помогал им, проявлял к ним доброту.

Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

И до пола дотянулись.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Снова книгу открываем

И читать мы продолжаем.

6. Самопожертвование (Чтобы скрасить последние дни умирающей Маруси, Вася выпросил красивую куклу у своей сестры Сони – подарок покойной матери. Маленькая Маруся умерла. Отец Васи был оскорблён поступком сына, думая, что тот украл куклу).

-Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Мы не можем быть милосердными без сострадания, любви без самопожертвования не бывает.

-Каким же стал Вася после встречи с Марусей и Валеком?

-Каким мы видим героя до встречи с ребятами? (Его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома).

-А каким он стал в конце произведения? (После встречи с Валеком и Марусей он проявляет лучшие свои качества, а главное, он понимает, что рядом с ним близкие, любящие его люди).

-А что хорошего эта дорога дала Валеку и Марусе?

Вася научился сострадать, стал отзывчивым, добрым, заботливым, способным помочь другим, согреть своим теплом, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким. Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

-Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.

-Прочитайте отрывок «На могиле Маруси. Что же изменилось, выделим те ключевые слова, которые помогают понять душевное состояние Васи.

-Что же изменилось? (Он вместе со своими близкими; ему спокойно, хорошо)

-Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи.

-Обратимся ещё раз к эпиграфу: Почему же, лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, чем холодный камень?

-А вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (Оно очерствело от горя)

-Каким стало в конце произведения? Урок из этой истории вынес не только Вася, но и его отец, который тоже понял своего сына.

Да, добрый человек отдает добро, любовь, и чем больше он отдает, тем больше он приобретает.

- Был ли лёгким путь Васи к правде и добру?

(Нет. Он прошёл одиночество, недоверие, злобу со стороны близких, смерть Маруси, переживание за друзей. Вася проходит школу гуманизма)

Читайте также: