План конспект история развития информатики

Обновлено: 07.07.2024

История информатики как науки началась со второй половины XX века. Это было связано с появлением и распространением ЭВМ и начавшейся компьютерной революцией. Появление вычислительных машин в 40-50-е годы создало для информатики необходимую аппаратную поддержку, то есть благоприятную среду для ее развития как науки.

Однако, несмотря на свою короткую историю, информатика имеет длительную предысторию, связанную с особенностями накопления и обработки информации на разных этапах развития человеческого общества. Таким образом, всю историю информатики можно подразделить на два больших этапа: предысторию и саму историю.

Предыстория информатики

Предыстория информатики начинается с появления социального общества. В предыстории выделяют ряд этапов. Каждый из них характеризуется резким возрастанием по сравнению с предыдущим возможностей хранения, передачи и обработки информации.

Первый этап – освоение человеком развитой устной речи. У древних людей членораздельная речь и язык, на котором они говорили, стали играть роль средства хранения и передачи информации.

На втором этапе появилась письменность. По сравнению с предыдущим этапом резко возросла возможность хранения информации. Человек получил своего рода искусственную внешнюю память. Организация почтовых служб позволила использовать письменность как средство передачи информации, а не только хранения.

Возникновение письменности было необходимым условием для начала развития наук. С этим же этапом, по всей видимости, связано и возникновение понятия "натуральное число". Все народы, обладавшие письменностью, владели понятием числа и пользовались той или иной системой счисления.

Третий этап – книгопечатание. Его можно назвать первой информационной технологией. Воспроизведение информации теперь оказалось поставленным на поток. По сравнению с предыдущим на этом этапе не столько увеличивалась возможность хранения информации (хотя и здесь был выигрыш: письменный источник – это часто один-единственный экземпляр, печатная книга – это целый тираж экземпляров, а следовательно, и малая вероятность потери информации при хранении), сколько повысилась доступность информации для всех людей, а также точность ее воспроизведения, то есть достоверность.

Четвертый и последний этап предыстории информатики связан с успехами точных наук (прежде всего математики и физики) и начинающейся научно-технической революцией. Этот этап характеризуется возникновением таких мощных средств связи, как радио, телефон и телеграф, а позднее и телевидение. Появились новые возможности получения и хранения информации – фотография и кино. К ним очень важно добавить разработку методов записи информации на магнитные носители (магнитные ленты, диски).

История информатики

С разработкой первых ЭВМ принято связывать начало истории информатики как науки. Для такой привязки имеется несколько причин.

Во-первых, сам термин "информатика" появился благодаря развитию вычислительной техники, и поначалу под информатикой понималась наука об автоматизации вычислений, ведь первые ЭВМ большей частью использовались для проведения числовых расчетов.

Во-вторых, выделению информатики в отдельную науку способствовало такое важное свойство современной вычислительной техники, как единая форма представления обрабатываемой и хранимой информации. Вся информация, вне зависимости от ее вида, хранится и обрабатывается на ЭВМ в двоичной форме.

Так получилось, что компьютер в одной системе объединил хранение и обработку числовой, текстовой (символьной) и аудиовизуальной (звук, изображение) информации. В этой универсальности состояла инициирующая роль вычислительной техники при возникновении и оформлении новой науки.

На сегодняшний день информатика и компьютерная наука представляют собой комплексные научно-технические дисциплины. Они объединяет ряд направлений, таких как теория информации, кибернетика, программирование, моделирование, аппаратное обеспечение и многое другое.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная: дать обзор истории развития ВТ, выявить ключевые особенности, присущие ВТ в определенный период;

Воспитательная: воспитать активность и самостоятельность учеников при выполнении самостоятельной работы

Развивающая: развивать умение применять свои теоретические знания на практике;

Оборудование урока: проектор; интерактивная доска или любое средство для отображения информации через проектор.

Организационный момент (2 мин.)

Актуализация знаний; Проверка домашнего задания, запись темы (10 мин.)

Изложение нового материала (15 мин.)

Записи в тетради

Самостоятельная работа (10 мин)

Подведение итогов урока, запись домашнего задания (3 мин.)

Организационный момент

- приветствие учеников

Актуализация знаний и Проверка домашнего задания

Учитель: Здравствуйте. На прошлом уроке мы с вами проходили историяю создания вычислительных приборов в доэлеткронную эпоху .

Назовите первое вычислительное устройство. Первые носители информации это? Первый программист это?

Дети отвечают

Как является создателем аналитической машины? Какие основные компоненты она включает в себя?

Основная наука, положившая начало развитию компьютерной индустрии? Дайте определение

А сейчас проверим домашнее задание. Вам нужно было заполнить второй столбик таблицы, записав туда примеры устройств, которые используют программный принцип управления.

Проверяем и обсуждаем, в итоге должны получить таблицу исходного вида (СМОТРИ ТАБЛИЦУ УЧИТЕЛЯ В ПЕРВОМ КОНСПЕКТЕ)

Дети: записывают тему в тетрадь

Следующий теоретический материал, выделенный жирным, дети в краткой форме записывают под диктовку учителя в таблицу, каркас таблицы выдается каждому на листочке в целях экономии времени. Параллельно с рассказываемым материалом на экране выводятся изображения устройств, о которых говорит учитель, а также важная информация.

Изложение нового материала

Учитель: Ну а мы с вами переходим к истории создания и развития ЭВМ первого поколения.

В 1945 году в США был построен ENIAC ( Electronic Numerical Integrator and Computer — электронный числовой интегратор и калькулятор, для решения задач ). Совокупность элементов, из которых состоит компьютер, называется элементной базой. Элементной базой компьютеров первого поколения служат электронно-вакуумные лампы , резисторы и конденсаторы. Элементы соединялись проводами с помощью навесного монтажа. ЭВМ представляла собой множество громоздких шкафов и занимала специальный машинный зал, весила сотни тонн и расходовала сотни киловатт электроэнергии. ЭНИАК имел 20 тыс. электронных ламп.

В 1950 году в СССР была создана МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина).

ЭВМ первого поколения могли выполнять вычисления со скоростью несколько тысяч операций в секунду , последовательность выполнения которых задавалась программами .
Программы писались на машинном языке, алфавит которого состоял из двух знаков: 1 и 0.
Программы вводились в ЭВМ с помощью перфокарт или перфолент, причем наличие отверстия на перфокарте соответствовало знаку 1, а его отсутствие — знаку 0.
Результаты вычислений выводились с помощью печатающих устройств в форме длинных последовательностей нулей и единиц .

Эксплуатация ЭВМ первого поколения слишком сложна из-за частого выхода из строя: электронные лампы часто перегорали и заменять их нужно было вручную. Обслуживанием такой ЭВМ занимался целый штат инженеров. Кроме того стоили такие компьютеры миллионы долларов. Писать программы на машинном языке и расшифровывать результаты вычислений могли только высоко квалифицированные программисты, понимавшие язык первых ЭВМ.

Учитель:
ЭВМ второго поколения . В период с конца 50-х по конец 60-х годов XX века были созданы ЭВМ второго поколения, основанные на новой элементной базе — транзисторах, которые имеют в десятки и сотни раз меньшие размеры и массу, более высокую надежность и потребляет значительно меньшую электрическую мощность(энергоемкость) , чем электронные лампы. Такие ЭВМ производились малыми сериями и устанавливались в крупных научно-исследовательских центрах и ведущих высших учебных заведениях. Машины предназначались для решения различных трудоемких научно-технических задач, а также для управления технологическими процессами в производстве. С появлением машин второго поколения значительно расширилась сфера использования электронной вычислительной техники, главным образом за счет развития программного обеспечения. Появились также специализированные машины, например ЭВМ для решения экономических задач, для управления производственными процессами, системами передачи информации и т.д
В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения БЭСМ-6 (Большая Электронная Счетная Машина), которая могла выполнять сотни тысяч операций в секунду .

В БЭСМ-6 использовалось 260 тысяч транзисторов , устройства внешней памяти на магнитных лентах для хранения программ и данных, а также алфавитно-цифровые печатающие устройства для вывода результатов вычислений.
Работа программистов по разработке программ существенно упростилась, так как стала проводиться с использованием языков программирования высокого уровня (Алгол, Бейсик и др.) Был введен принцип разделения времени - различные устройства ЭВМ стали работать одновременно. В 1965 г. фирма Digital Equipment выпустила первый мини-компьютер PDP -8 размером с холодильник и стоимостью всего 20 тысяч долларов.


Учитель: Переходим к ЭВМ третьего поколения .(конец 60-х -70-е-е гг.)

Начиная с конца 60-х годов прошлого века, в качестве элементной базы ЭВМ третьего поколения стали использовать интегральные схемы .В интегральной схеме могут быть плотно упакованы тысячи транзисторов, каждый из которых имеет размеры, сравнимые с толщиной человеческого волоса . Производительность: сотни тысяч - миллионы операций в секунду.

Первой ЭВМ, выполненной на интегральных схемах, была IBM -360 в 1968 году фирмы IBM , которая положила начало целой серии. В 1970 году фирма Intel начала продавать интегральные схемы памяти. В дальнейшем, количество транзисторов на единицу площади интегральной схемы увеличивалось ежегодно примерно вдвое. Это обеспечивало постоянное уменьшение стоимости и рост быстродействия компьютера. Увеличился объем памяти. Появились дисплеи . В нашей стране выпускались два семейства ЭВМ: большие (например, ЕС-1022, ЕС-1035 ) и малые (например, СМ-2, СМ-3 ). В то время вычислительный центр оснащался одной - двумя моделями ЕС-ЭВМ и дисплейным классом, где каждый программист мог подсоединиться к ЭВМ в режиме разделения времени.

ЭВМ на базе интегральных схем стали гораздо более компактными и быстродействующими (миллионы операций в секунду) . Такие ЭВМ производились большими сериями и были доступными для большинства научных институтов и высших учебных заведений .

Учитель: Итак, переходим к четвертой эпохе. Четвертое поколение ЭВМ (конец 70-х - по настоящее время. Персональные компьютеры:

Развитие высоких технологий привело к созданию больших интегральных схем — БИС, включающих десятки тысяч транзисторов. Это позволило приступить к выпуску компактных персональных компьютеров, доступных для массового пользователя.

Современные персональные компьютеры компактны и обладают в тысячи раз большим быстродействием по сравнению с первыми персональными компьютерами (могут выполнять несколько миллиардов операций в секунду ). Ежегодно в мире производится почти 200 миллионов компьютеров, доступных по цене для массового потребителя.
Персональные компьютеры могут быть различного конструктивного исполнения: настольные, портативные (ноутбуки) и карманные. В последнее время большим спросом пользуются планшетные компьютеры различных размеров. От 7 до 10 дюймов. По мощности планшеты находятся на уровне ПК, имеющих конфигурацию 2-3 летней давности,однако налицо огромный плюс – мобильность.. Персональные компьютеры (ПК) используются повсеместно, имеют доступную цену. Для них разработано большое кол-во программных средств для различных областей применения, которые помогают человеку обрабатывать информацию. Сейчас ПК стал мультимедийным, т.е. обрабатывает не только числовую и текстовую информацию, но эффективно работает со звуком и изображением.

ЭВМ пятого поколения — это ЭВМ будущего . Программа разработки, так называемого, пятого поколения ЭВМ была принята в Японии в 1982 г. Предполагалось, что к 1991 г. будут созданы принципиально новые компьютеры, ориентированные на решение задач искусственного интеллекта. С помощью языка Пролог и новшеств в конструкции компьютеров планировалось вплотную подойти к решению одной из основных задач этой ветви компьютерной науки - задачи хранения и обработки знаний. Коротко говоря, для компьютеров пятого поколения не пришлось бы писать программ, а достаточно было бы объяснить на "почти естественном" языке, что от них требуется. Предполагается, что их элементной базой будут служить не СБИС, а созданные на их базе устройства с элементами искусственного интеллекта . Для увеличения памяти и быстродействия будут использоваться достижения оптоэлектроники и биопроцессоры. Если перед разработчиками ЭВМ с I по IV поколений стояли такие задачи, как увеличение производительности в области числовых расчётов, достижение большой ёмкости памяти, то основной задачей разработчиков ЭВМ V поколения является создание искусственного интеллекта машины (возможность делать логические выводы из представленных фактов), развитие "интеллектуализации" компьютеров - устранения барьера между человеком и компьютером.

В результате данной работы у учеников в тетрадях должна быть таблица(плюс табличного фиксирования материала заключается в его понятности и простоте восприятия) примерно с таким содержанием = смотри приложение №1

Самостоятельная работа

Учитель: Итак, повторим ключевые моменты

Что считалось первым счетным эталоном? (Пальцы)

Для выполнения простейших арифметических задач сначала использовался абак, а затем? (Счеты)

В 17 веке Блез Паскаль создал первую счетную механическую машину, называемую …? (Арифмометр)

Создателем аналитической машины- прообраза современного компьютера стал английский ученый …? (Чарльз Беббидж)

Первыми носителями информации стали …, сделанные из плотного картона (перфокарты)

В честь этой дамы назвали язык программирования (Ада Лавлейс)

Назовите основные элементы ЭВМ 1,2,3 и 4 поколений ( лампы, транзистор, интегральная схема, СБИС)

В какой стране была построена ENIAC ? (США)

В каком году была создана МЭСМ? (1950)

Назовите ЭВМ второго поколения?(БЭСМ 6)

Учитель: а теперь закрываем тетрадки, и пишем тест( выдается тест, смотри Приложение №3)

Какой предмет (предметы) являлись счетным эталоном у большинства народов в доисторические времена?

В древнем мире при счете большого количества предметов для обозначения определенного их количества применяли зарубку на палочке. Определите первое вычислительное устройство, в котором стал применяться этот метод.

Для выполнения простейших арифметических операций (сложения и вычитания) в доэлектронную эпоху использовали

В XVII веке были изобретены механические счетные машины

Арифмометры

Программно управляемая счетная машина, имеющая арифметическое устройство, устройство управления, а также устройства ввода и печати была изобретена

Дж. Фон Нейманом

английским математиком Чарльзом Бэббиджем .

леди Адой Лавлейс

английский математик Чарльз Бэббидж.

леди Ада Лавлейс

Программы для Аналитическую машины Бэббиджа, записывались на

Основной элемент ЭВМ первого поколения:

Сверхбольшая интегральная схема (процессор)

электронные лампы .

Основной элемент ЭВМ второго поколения:

Сверхбольшая интегральная схема (процессор)

Наукаоб управлении, связях и обработке информации:(об управлении системами):

кибернетика

Основной элемент персональных компьютеров

Сверхбольшая интегральная схема (процессор)

В 1945 году в США был построен

В 1950 году в СССР была создана

В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения

Создателем первого персонального компьютера Apple II стали

В.Возняк и С.Джобс

С.Джобс и Б.Гейтс

Подведение итогов урока, запись домашнего задания

Учитель: ( после того как дети напишут тест, раздать ребятам таблички (прил №2). После заполнения таблица должна выглядеть след. образом:

80-е гг.- наше время

Основной элемент

Сверхбольшая интегральная схема

Быстродей-ствие

Количество ЭВМ в мире

Итак, вашим домашним заданием будет заполнение сравнительной таблицы, которая поможет вам увидеть разницу в компьютере поколений. При выполнении домашнего задания вы можете пользоваться тетрадкой, а также

Интернетом. Также я хочу, чтобы вы эту табличку вклеили себе в тетрадь, а также подумали над следующими вопросами

Вопросы можно выдать в печатном виде!

1.Почему современные персональные компьютеры в сотни раз меньше, но при этом в сотни тысяч раз быстрее ЭВМ первого поколения?

2.Почему современные персональные компьютеры доступны для массового потребителя?

3.В какой эпохе ЭВМ мы живем? В четвертой или пятой? И почему? Дайте письменное объяснение

8 Параметры сравнения Период времени Элементная база Основной тип ЭВМ Максимальное быстродействи е процессора (операций/сек) Периферийные устройства Основные устройства ввода Основные устройства вывода Носитель информации Первое поколение Поколения ЭВМ Второе Третье поколение поколение Приложение 3 Четвертое поколение Электронные Большие ЭВМ Транзисторы Значительно меньше больших ЭВМ Интегральные схемы Миникомпьютеры тыс 100 тыс 1 млн 10 млн Магнитная лента, перфокарты и перфоленты, цифровая печать Пульт, перфокарточный и перфоленточный ввод Алфавитноцифровое печатающее устройство (АЦПУ), перфоленточный вывод Перфорированна я лента, магнитные ленты, барабаны Магнитная лента, перфоносители, алфавитноцифровая печать Алфавитноцифровой дисплей, клавиатура Алфавитноцифровое печатающее устройство (АЦПУ), перфоленточны й вывод Магнитный диск Консоли, магнитные ленты, дисплеи, графопостроители Алфавитноцифровой дисплей, клавиатура Графопостроитель, принтер Диск Большие интегральные схемы Микрокомпьютеры 10 9 = многопроцессорност ь Цветной графический дисплей, клавиатуры, принтеры, модемы Цветной графический дислей, сканер, клавиатура Графопостроитель, принтер Гибкий диск


Информатика как наука стала развиваться в 1950-х гг. Это связано с появлением ЭВМ, после этого и началась научно-техническая революция. Но, конечно, люди умели работать с информацией уже с древних времён. Свидетельством этого могут служить наскальные рисунки каменного века. Затем и абак (счетная доска), которая появилась в Древнем Вавилоне, глиняные дощечки, появившееся на территории Месопотамии, берестяные грамоты Древней Руси.

Информация бывает текстовая, графическая, звуковая и символьная. Для переработки и хранения информации придумывали разные способы и устройства. Пример хранения информации - каталоги в библиотеках. Это карточки, которые систематизированы по какому-либо признаку. Но бумажные носители информации имеют очень много минусов. Например, бумага желтеет, рвётся, так же на бумажных носителях отсутствует возможность редактирования текста. Бумага занимает много места, а большие объемы трудно перемещать. Именно поэтому бумажная картотека вытесняется электронным каталогом. В итоге, компьютер объединяет все виды информации. Так, с появлением компьютера появилась и новая наука.

Понятие информатики. Информация

Информатика - это наука, изучающая общие свойства информации, закономерности и способы её создания, хранения, поиска, преобразования и использования с помощью компьютерных систем.

Этот термин в нашей стране был введен не сразу. Сначала так называли кибернетику, то есть информатика и кибернетика были аналогами. Разберемся с этими терминами. Термин "кибернетика" был введен в 1950-х гг., Н. Винером. Кибернетика - это наука, связанная с процессами управления. А Термин "информатика" был введен в 1960-х годах во Франции. То есть кибернетика это предшественница информатики. Кибернетика - это обособленное научное течение, лишь часть самой информатики.

Ещё с самого детства мы начали обмениваться информацией. Читая литературу, книги, журналы, газеты, смотря телевизор и следя за СМИ, мы получаем информацию. Непосредственно, общаясь друг с другом, мы получаем, храним и обмениваемся информацией. Любая наша повседневная деятельность связана с информацией.Важность информации можно увидеть на примере. Достаточно представить, что мы ничего не видим, ничего не слышим, не чувствуем ни тепла, ни холода, ни вкуса, ни запаха. Информация затрагивает все аспекты нашей жизни.

Определение, дающееся в учебниках из курса школы. Информация это сведения об окружающем нас мире, переданное с помощью сигналов и знаков.

В широком смысле, информация – это отражение реального мира.

С точки зрения кибернетики, информация – это содержание передаваемых последовательностей с помощью сигналов.

Основные свойства информации:

Объективность – такое свойство информации, которое не зависит от человеческого знания

Достоверность – информация, которая не вызывает сомнения

Полнота – наличие в достаточной степени

Актуальность – современность информации

Ценность - свойство, отличающееся важностью

Понятность – информация понятна, если она выражена на языке, которая понятна получателю.

Этапы предыстории информатики

В истории информатики выделяют приблизительно четыре этапа развития:

Второй этап – это появление письменности. На втором этапе возросли возможности хранения информации. Также появление письменности повлияло на развитие наук. Народы, которые владели письменностью, использовали ту или иную систему счисления. Считается, что письменность возникла в конце IV тысячелетия до н.э. в Двуречье. Позже, письменностью стали пользоваться в Египте, затем и в Китае в 2000 г. до н. э. Сначала, смысл передавался с помощью рисунков и символов, затем появились иероглифы, а в I тысячелетии до н.э. появился финикийский алфавит.

Третий этап – характеризуется появлением книгопечатания. Учёные разных эпох предавали развитию книгопечатания большое значение. Теперь оно имело промышленную основу. С появлением книгопечатания возросли такие свойства информации, как доступность и точность.

Четвертыйэтап – связан с научно-технической революцией. Появляются новые техническо-научные дисциплины. Возникают такие отрасли, как –радио- и –макро- электроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство ЭВМ. Одним из главных значений этого этапа можно назвать повышение значения информации в жизни общества.

Этапы развития информатики

История развития информатики

После окончания войны 1945 г. и начала формироваться кибернетика. В конце 40-х годов Н.Виннер опубликовал книги “Кибернетика или управление и связь в животном и машине”, которые стали пользоваться популярностью. Постепенно кибернетика становилась общей наукой, связанная с обработкой и преобразованием информационных процессов.

В нашей стране развитие становления такой науки, как кибернетики проходила не беспрепятственно из-за идеологий того периода. Тоталитарная идеология того времени боролась против инакомослящих. Идеология не признавала даже некоторые науки, такие как генетика и кибернетика, они считались "лженауками" .А.И. Берг, говорил, что в стране было заблуждение в оценке значения и возможностей кибернетики. Это вызвало большие потери в развитии этой науки, а также задержал процесс разработки ЭВМ. Так же вызывало трудности то, что прогресс науки "кибернетика" в этот период сталкивалась с большими препятствиями в осуществлении обширных гос. проектов. Один из этих проектов было создание автоматизированных систем управления (АСУ).

Рассмотрим происхождение терминов. После появления "кибернетики", стал использоваться англоязычный термин "Computer Science", а затем во второй половине 20 века во Франции был введён термин "информатика". Раньше, в нашей стране этот термин употреблялся как узко- направленная область изучения общих свойств научной информации. Академик А.П. Ершов говорил, что в современном мире термин информатика “имеет более обширное значение, чем просто как фундаментальная наука, которая изучает процессы передачи и обработки информации.

В конце 70-х годов 20 века МКпИ (Международный конгресс по информатике) дал определение термина информатики в современном мире. «Информатика – это наука, охватывающая все аспекты, взаимосвязанные с разработкой, формированием, использованием и техническо-материальным обслуживанием систем обработки информации, а также совокупность производственного, потребительского, административного и соц. воздействия”.

После окончания научно-технической революции появились области, ранее не известные, обеспечивающих приращение новых познаний. Информатика – является примером такого познания. Информатика в современном мире имеет не такое узкое значение, которое связано именно с успехами компьютерной, а взаимосвязана уже с глобальными средствами хранения и обработки информации. Основная функция информатики состоит в исследовании способов работы с информацией. Следовательно, её цели это:

•исследование всех процессов, связанных с информацией;

•разработка современных информационных технологий и методик;

•решение трудностей с созданием и введением программно-аппаратного оснащения компьютеров.

Информатика рассматривает проблемы не только те, которые касаются с компьютеризацией, а ещё она вникает в различные другие научные дисциплины, такие как химия, биология и т.п. Это означает, что информатика представляет такой спектр знаний, охватывающая и другие. Благодаря тому, что информационные технологии замешаны во многих научных областях, можно сказать, что без информатики не будут существовать эти дисциплины.

Нет такой науки, которая росла так же быстро, как и информатика. Эта наука играет большую роль в современном мире, и эта роль постоянно растет. Внедрение компьютерных технологий повлияли на такой процесс, который называется "информатизация" общества. В наши дни, все сферы нашей жизни нуждаются в информационных процессах. Можно сказать, что без технологий, связанных с информацией, не будет существовать современное общество. Например, трудно представить нашу жизнь без компьютеров, Интернета, вычислительных машин и других современных технологий. Ведь всё это достижение информатики, Можно сказать без преувеличения, что информатика гораздо упрощает нашу жизнь.

Грошев А.С., Закляков П. В, Информатика: учеб. для вузов — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:ДМК Пресс, 2015 — 588 с . цв. Ил

Онков Л.С., Титов В.М. Компьютерные технологии в науке и образовании: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2012-224с

Макарова Н.В., Волков В.Б. - Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011. — 576 с.

Читайте также: