План конспект человек и мир 4 класс

Обновлено: 03.07.2024

1) образовательные: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.

2) воспитательные: воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.

3) развивающие: развивать познавательный интерес, развивать умение работать с текстом, показать важность рационального использования и охраны лесов.

познавательные- устанавливать причинно-следственные связи между ролью леса в жизни человека и экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, и зависимости между лесом и человеком, моделировать правила и выводы;

коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные- формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата,предвосхищать результат, оценивать качество и уровень освоения материала;

личностные- приобретать новые знания и умения.

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки опроса, раздаточный материал в коробках для работы в группах, знаки экологической опасности, рамки для составления памяток.

Ход урока

1. Организационный этап.

Добрый день! Окружающий мир подобен книге, раскрытой каждому разумному человеку. Мы должны изучать её, бережно листая страницу за страницей. Сегодня мы откроем ещё одну страницу этой книги. А о чём она, вы догадаетесь, посмотрев видео и прослушав стихотворение.

(ВИДЕО «Осенний лес)

Учитель читает стихотворение

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё со дна.

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность лес шумит.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Вы догадались, о чём будем говорить на уроке?

На доску крепится

- Что вы знаете о лесе? Давайте проверим ваши знания, соединяя стрелками вопросы и ответы!

А оценивать себя вы будете сами в листе самооценки.

Найдите правильный ответ к вопросу и соедините стрелкой.

ПРОВЕРКА на слайде.

Оцените свою работу.

3. Актуализация знаний.

3. Я думаю, вы хорошо справились со своей работой.

- Как вы думаете, в достаточной ли мере мы изучили эту тему?

-Кто может повлиять на жизнь леса, на состояние леса?

ЧЕЛОВЕК значит, вторая часть темы

ЧЕЛОВЕК

- креплю на доску.

ЛЕС ВАЖЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА? или! Или.

– креплю на доску.

На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.

А работать вы будете в группах.

-Не забывайте правила работы в группах.

-Как же заполнить? С чего начать? Я предлагаю вам воспользоваться подсказками.

-В коробках находятся предметы, которые вам помогут.

- Найдите ответ, прикрепите.

– Чем является лес для человека?

1 группа - Лес – это аптека

– Почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит.)

2 группа - Лес – это источник топлива

А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)

3 группа - Лес – источник древесины

– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

4 группа – Лес –источник строительного материала

- Но у нас не все ячейки заполнены… Где мы ещё можем найти информацию?

-Прочитайте материал в учебнике на стр. 103-104.

-Заполните остальные ячейки.

дом для растений, животных, грибов

источник чистой воды

ИТОГ: ЛЕС ВАЖЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?

-Оцените свою работу на этом этапе.

4. ФИЗМИНУТКА - (ВИДЕО + мой рассказ)

Играет спокойная музыка, движения показывает учитель, учащиеся повторяют.

– Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (дети сидят за партами, мышечное напряжение, глаза зажмурены).

– Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц).

– Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).

– Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким- высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).

– И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

– А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).

Вот так целый год росло растение.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Вот как много даёт человеку лес!

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Вы ответите на этот вопрос, посмотрев видео.

ВИДЕО – экологические проблемы леса.

После просмотра__ Как же вы ответите на этот вопрос?

-Часто очень не справедлив!

-Мир – это неразрывное единство природы и человека. В результате деятельности человека на земле возникли экологические проблемы.

-А вы знаете, что такое ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ проблема?

- Дайте определение слову ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ проблема (это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека)

6. Первичная проверка понимания

А теперь давайте уточним, какие экологические проблемы бывают в лесу?

_ Задания для групп: прочитать рассказ или стихотворение, обсудить в группе и назвать проблему.

Работают в группах, озвучивают проблему.

Рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида.

Проблема – загрязнение лесов.

– Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

– Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

Стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – и вон убежал.

– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?

Проблема – вырубка лесов.

– Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

– Какое чувство у вас вызывает эта проблема?

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальный будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Проблема – браконьерство- незаконная охота на животных и птиц.

– Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной.

В. Шефнер “Лесной пожар”

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Проблема – лесные пожары.

– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

ЧЕЛОВЕК

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

Да, ребята, это очень серьёзные проблемы! Об одной из них писал и говорил весь мир – это лесные пожары в нашей стране, в Сибири. Они представляют собой неконтролируемое горение лесных насаждений и относятся к стихийным бедствиям.

Тревожные слова о лесных пожарах долетают на Землю с каждого космического корабля. Космонавты часто видят внизу на зелёном бархате леса страшные чёрные пятна дыма. То, что на космической фотографии выглядит невинными чёрными

пятнами, на самом деле – ад кромешный. Ревёт, бушует огненная стихия, падают столетние деревья, мечутся в дыму, обезумев от страха звери и птицы.

Людская беспечность – вот главная причина беды. Брошенная горящая спичка, незатушеный костёр, осколок стекла, брошенный на солнечном месте- всё это может стать причиной лесного пожара.

Лесные пожары в Сибири — начались в июле 2019 года в труднодоступных районах Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкалья и Якутии. К концу месяца их общая площадь составила более 3 млн га.

Потушили пожар – это хорошо. Плохо только, что теперь здесь на много-много лет останется мёртвая гарь. Нескоро ещё на месте пожарища зазеленеют первые деревца. Это большой ущерб природе. Будьте всегда осторожны с огнём!

Жизнь людей зависит от состояния природы. На земле возникают проблемы, которые надо решать. Для этого созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Это ГРИНПИС и ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ

-Это всё в больших масштабах.

А что мы с вами можем сделать для решения этих проблем?

-Предложите свои варианты.

-Обсудите в группе именно по своей проблеме!

- Обсуждают в группах и один человек от группы отвечает.

- Какая у вас проблема? (Вырубка лесов)

Давайте превратим этот знак в запрещающий. (КРАСНЫЙ МАРКЕР)

З А Ч Е Р К Н У Т Ь

Это делать нельзя! А какие варианты решения вашей проблемы?

1. Надо сажать деревья….

2. Посадка деревьев после рождения ребёнка…

3. Учителя на субботнике сажали дубки, значит скоро в нашем крае вырастут ДУБРАВЫ.

4. Знаете ли вы, что Чернянский район называют краем реликтовых сосен и липовых аллей?

Древние реликтовые сосны это вид деревьев, сохранившийся с ледникового периода и занесённый в красную книгу. Они расположились на меловой горе у реки Оскол.

Липовая аллея в хуторе Коммуна является достопримечательностью Чернянского района. Она расположена на территории бывшей барской усадьбы княгини Касаткиной – Ростовской. Усадьба не сохранилась до наших дней, а 40 лип, высаженных в 19 веке – единственное о ней напоминание.

Недалеко от нашей школы, вдоль дороги, вырубили заросшую посадку. Там рос американский клён. …. А теперь здесь растут липы.

7. Первичное закрепление.

ЛЕС ВАЖЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?

-Нам нужно сохранить для потомков наши леса? Конечно, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас!

- А давайте составим правила поведения в лесу!

(Вы можете пользоваться материалом учебника стр. 106)

- А в конце напишите свой призыв к людям!

- А что мы дальше будем делать с этими памятками?

А мы их размножим и будем раздавать в школе и на улице.

Оцените работу на этом этапе.

-Лес важен для человека?

Лес- наше богатство!

Много леса – не губи!

Мало леса – береги!

Нет леса – береги!

ЛЕС ВАЖЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА!

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Составить свои памятки

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1. Сегодня на уроке я узнал…

2. Мне было интересно….

3. Я хочу узнать подробнее о ….

4. Теперь я буду….

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: сформировать представление об атмосферных осадках как элементе погоды в разное время года.

Задачи: формировать у учащихся знания об атмосферных осадках в разное время года;

учить различать атмосферные осадки по качеству: твёрдые – жидкие,

по времени года: тёплое время – холодное время года;

научить создавать интеллект-карту и с её помощью закрепить полученные на уроке знания;

развивать психические функции учащихся

Оборудование : картинный материал, сигнальные карточки, ватманский лист, картинки для создания интеллект карты, краски, кисточки, клей.

Звонко прозвенел звонок,

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь и поделитесь своими улыбками. Покажите, что вы рады гостям.

А сейчас садитесь. Мы начинаем урок. В начале, я предлагаю вам показать какое настроение у вас в начале урока. (Объясняю, как при помощи сигнальных карточек показать своё настроение)

Сейчас у нас урок Человек и мир. Назовите, пожалуйста, какое сегодня число? День недели? Пора года? Какие ещё поры года вы знаете? (Ответы детей) (На доске висят картинки пор года)

У каждой поры года есть свои признаки. Назовите, пожалуйста, признаки зимы. Весны. Лета. А сейчас назовите признаки осени. (Дети называют)

Дождь, важный признак осени.

Актуализация знаний

Когда мы читаем или слушаем прогноз погоды, очень часто встречается слово осадки. Например, диктор говорит, что сегодня тёплая погода, без осадков. Ребята, кто из вас знает, что значит слово: осадки? (Ответы детей)

Осадки – это вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков или выделяющаяся из насыщенного воздуха на охлажденных поверхностях .

Давайте с вами вспомним, в каком состоянии встречается вода в природе: жидкая, твёрдая и пар . (Вывешиваю подсказку с агрегатными состояниями воды)

В каком виде бывает вода в виде осадков? ( Жидкая и твёрдая )

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об осадках в разное время года.

Давайте, вместе с вами, определим задачи на урок.

(Определяемся с задачами урока) – задачи написаны на обратной стороне доски.

Научиться различать твёрдые и жидкие осадки;

Научиться различать их по времени года;

Вспомнить о пользе и вреде осадков;

Интеллект-карта поможет закрепить полученные на уроке знания.

4 Основная часть

Дождь, град, туман, иней, роса, снег – это осадки. Они выпадают из облаков и просто из воздуха.

Летом часто идут дожди. Дождь – это капельки воды, падающие из туч. Летние дожди тёплые, весёлые. Даже если промокнешь до нитки, попав под дождь, то ветерок и солнышко быстро высушат.

Осенью дожди холодные, моросящие, затяжные. (Вывешиваю названия дождей и разъясняю значение слов)

Бывает, что дождь льёт, целую неделю без перерыва. Под ногами слякоть, земля скользкая, прилипает к подошве обуви.

Иногда, вместе с дождём на землю падают кусочки льда. Это град – замёрзшие капельки воды. Град бывает летом, когда стоит очень тёплая погода. Вода из водоёмов быстро испаряется, а облака, которые образуются, поднимаются на высоту 5 000 метров. На такой высоте капли воды начинают замерзать. Когда замёрзшие капельки воды становятся тяжёлыми, они падают на землю. Скорость падения градин диаметром 4 см может достигать 100 км/ч. А более крупные градины могут достигать скорости до 160 км/ч.

Выпадение града происходит лавинообразно. Иногда за считанные минуты град может покрыть землю слоем до 5-7 см.

Град - это бедствие, которое может нанести большие убытки. Град способен уничтожить посевы зерновых, ломает ветки деревьев. От его ударов может даже погибнуть домашняя птица и пострадать человек.

Туман бывает в любое время года. Он стелется над землёй. Кажется, что низко-низко опустились облака. Так оно и есть! Потому что и облака в небе, и туман над землёй, состоят из маленьких капелек воды. Обычно, туман стелется над водой, во влажных, низких местах. Но как только пригревает солнце, он рассеивается.

Летом, осенью, весной утром и вечером можно наблюдать росу. Это капельки воды на траве, деревьях, скамейках, крышах домов. Водяной пар из воздуха охладился и осел на предметах в виде росы. Капельки росы блестят на солнце, переливаются.

Осенью бывает, что земля, крыши домов, деревья становятся белыми. Всё, будто слегка обсыпано снегом. Но это не снег, а иней. Выглянет солнце, согреет землю и иней исчезает. Бывает, что он тает на глазах.

В конце осени, в самом начале зимы, когда земля ещё не совсем замёрзла и стоит сырая погода, на землю, вместе со снегом может сыпаться снежная крупа. Это замёрзшие капельки воды. Своей формой напоминающие крупу.

В тени, под деревьями земля в инее, а там, куда попали солнечные лучи, сверкают капельки воды. Иней – это и есть твёрдая роса. Если появился иней, значит на улице небольшой морозец – заморозки.

В зимнее время, чаще всего, выпадает снег. Снегопад – это много-много снежинок, падающих на землю. Зимой, в сырую, морозную погоду ветки деревьев, провода покрываются льдом. Это – изморозь. Очень опасно, когда зимой, во время мороза на землю льётся дождь. Вода льётся и тут же замерзает. Всё кругом покрывается коркой льда. Это – гололёд. В это время нужно быть очень осторожным, потому что очень скользко. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Давайте сделаем вывод : на какие две группы можно разделить все осадки по состоянию воды? (Твёрдые и жидкие)

Ещё в разное время года бывают разные осадки. Жидкие осадки, когда выпадают? (В тёплое время года)

Твёрдые осадки, когда выпадают? (В холодное время года)

Почему в тёплое время года, осадки жидкие, а в холодное время года – твёрдые? Что влияет, на состояние воды? (Ответы детей)

Хорошо, дети. Молодцы!

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише-тише

Деревце всё выше-выше.

Закрепление материала

А сейчас мы с вами попробуем создать интеллект-карту. При помощи картинок и слов создадим карту темы нашего урока. С её помощью вам будет проще запомнить то, о чём мы сегодня говорили.

(Вешаю на доску ватманский лист. Объясняю, как и в какой последовательности будем создавать карту. Совместно с детьми приклеиваем картинки на карту. Стрелками соединяем, нужные части карты.) посмотрите. Какая красота у нас получилась!

Давайте сейчас, с помощью нашей карты попробуем вспомнить всё, о чём мы сегодня с вами говорили.

Дети, используя карту, повторяют материал урока.

7. Рефлексия.

Дети, вы сегодня молодцы! Очень хорошо работали. Наш урок подходит к концу. И я хочу, чтобы вы показали на градуснике, с каким настроением мы урок заканчиваем. (Объясняю, как показать своё настроение)

1. Врожденные признаки (биологические) достаются нам от наших родителей.

2. Приобретенные признаки могут сформироваться у человека только в обществе людей.

Хождение на дву х нога х, развитая речь, умение понимать других людей и действовать

сообща с ними, осмысленно пользоваться ру кой как инструментом.

Приобретенные признаки могут сформировать у человека только в обществе людей.

3.. Личность – это основная отличительная особенность человека.

Каждый человек отличается от дру гого сво ей неповторимой личностью.

Личность включает в себя также переживания, привычки и способности, черты характера.

О привычках и характере человека мы можем у знать по его пост у пка м, по поведению.

Словами, речью человека выражает свои мыс ли , мечты, жела ния, сво й внутренний мир.

Все стороны личности очень тесно связаны между с обой.

4. Психология – наука, которая изучает самого человека.

5. Эмоции – это проявление наших переживаний по отношению к людям и их посту пкам,

Положительные (счастье, радость, удовольствие, восторг) и отрицательны е ( горе,

Правила проявления эмоций относятся к правилам поведения в обществе.

6. Настроение – это внутреннее состояние человека, в котором положительные или

отрицательные эмоции испытываются длительное время.

7. Чувства – это эмоции, которые мы испытываем к определенному лицу, предмету или

явлению. Их сила и устойчивость не зависят ни от ситу ации, ни от времени.

8. Тревожность – эмоциональное состояние, которое возникает у человека в ситуации

неопределенности, когда неизвестно, хорошо или плохо кончится та или иная ситу ация.

В состоянии тревоги мы испытываем страх, неу веренность, волн ение.

Эти эмоции тем сильнее, чем более важна для нас сама с ит уа ция или человек, предмет,

Как можно победить свою тревожность? Понять, что тревога напрасна, что для неё нет

причин. Убедиться, что в данной ситуации ты зря волнуешься, потому что ты в силах

Чтобы преодолеть свою тревогу, надо понять чем она вызвана.

9. Аутотренинг – самотренировка, специальный прием психологического настраивания

« Я спокоен. У меня все получится. У меня прекрасное настроение . Моё дыхание ровное

Наши тревоги и сомнения, плохое настроение и эмоциональные взрывы могу т быть

Научиться владеть собой, управлять своими эмоциями очень важно. Если ты сможешь

справляться со своей тревогой, беспокойством, то научишься преодолева ть не увере нность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с основными правами человека.

-Создать условия для ознакомления с правами человека через выполнения группового и индивидуального задания.

Воспитательная

-Способствовать формированию коммуникативных навыков и навыка учебного сотрудничества через выполнение задания в группах;

Развивающая

-Способствовать развитию навыков устной монологической речи при ответах на вопросы учителя, объяснении выполненного задания.

Планируемые результаты:

УЧЕНИКИ УМЕЮТ

Предметные: знают основные права человека.

Регулятивные

- самостоятельно формулировать цель, план;

- отличать верное выполненное задание от неверного.

· Познавательные

- добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

- определять, для чего нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи.

· Коммуникативные

- принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; уважать мнение других.

Личностные: осознавать потребность в изучении нового материала.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, маршрутные листы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мотивационный

- Здравствуйте ребята, меня зовут Адиля Илшатовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, улыбнемся друг другу. Молодцы!

Посмотрите на слайд мудрая сова принесла нам поговорку на которую мы с вами будем опираться в течении урока.

- Что она означает? Как она связана с уроком русского языка?

- Найдите на столах маршрутные листы. Подпишите их, сегодня мы будем работать и оценивать свою работу в этих карточках.

За каждое правильно выполненное задание вы получаете +, если у вас выполнено неправильно , то - в конце урока мы с вами посчитаем сколько плюсов получилось.

-Если не лениться, то обязательно все получится

2. Актуализация

- А теперь вспомним всѐ, что мы изучили на прошлом уроке и для этого выполним небольшую проверочную работу. Возьмите лист №1 и приступаем к работе. На нее я даю вам 5 минут (ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Сейчас мы выполним взаимопроверку.

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу по эталону.

Сравните с ответами на слайде и поставьте + или – на маршрутных листах.

3. Постановка учебной задачи

- Ребята, я предлагаю вам разгадать ребус

- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились. Какое слово у нас получилось? Так как вы думаете, какая тема нашего урока?

- А какую цель мы поставим себе на уроке?

-Чтобы работать эффективно, предлагаю составить план.

Вам необходимо составить правильную последовательность плана.

1. Узнать что такое право.

2.Узнать какие права есть у человека.

3. Выполнить самостоятельную работу.

-Узнать о правах человека

4. Учебное действие

Итак, выполним первый пункт плана.

Что же такое право?

совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. (Толковый словарь Ожегова и Шведовой)

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классную работу, запишите определение.

Правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией, Декларацией и Федеративным договором. Российская Федерация является государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории. В настоящее время в составе Российской Федерации находятся: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов — всего 83 субъекта РФ.

Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

Российская Федерация – это современное российское государство, образованное в 1991 году. Российская Федерация (равноправное название – Россия) получила это именование 25 декабря 1991 года.

Российской она называется, потому что большинство её населения – русские. Слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами.

Все люди в нашей стране равноправны. Об этом записано в Основном законе страны в статье 19 Конституции Российской Федерации. Она была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить.

Главным документом защищающий права человека является Всеобщая Декларация прав человека. 10 декабря 1948 года на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций была принята Всеобщая декларация прав человека.

Принятые законы не должны противоречить конституции. За этим следит конституционный суд. Он отменяет решения законодателей, нарушающие конституцию.

В Декларации говорится о том, что у каждого из нас есть права, которые никто не может отнять. Знать свои права и обязанности – это долг каждого гражданина России.

Все права делятся на четыре основные группы:

личные или гражданские;

Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень: право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К культурным правам относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения, право на развитие и др.

К политическим правам относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

Наряду с правами у граждан Российской Федерации в Конституции записаны основные обязанности.

беречь памятники истории и культуры;

беречь природу и окружающую среду;

Это очень важные и необходимые обязанности.

Работа в группе

Вспомним правила работы в группе

Разделимся на 3 группы , у каждой группы своя ситуация ,ваша задача определить какое право или обязанность нарушены в нем

Возьмите маршрутные листы и оцените свою работу. Поставьте +, если у вас не было затруднений, и вы выполнили задания верно или –, если у вас возникли затруднения и были ошибки в заданиях.

Читайте также: