План гоэлро история 10 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

2 ГОЭЛРО государственный план электрификации РСФСР после Октябрьской революции 1917 года, разработанный Государственной комиссией по электрификации России по заданию и под руководством В. И. Ленина.

3 В декабре 1920 г. план ГОЭЛРО был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов, а через год его утвердил IX Всероссийский съезд Советов.

5 Планом предусматривалось опережающее развитие электроэнергетики, привязанное к планам развития территорий. План ГОЭЛРО, рассчитанный на 1015 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн к Вт.

6 Первыми решили строить Каширскую и Шатурскую ТЭЦ по соседству с Москвой. На это бросили комсомольцев, военных и рабочих с бездействующих заводов. Голодные и раздетые люди работали по 18 часов в сутки. Каширская электростанция мощностью 12 мегаватт, работавшая на подмосковном угле, была открыта в июне 1922 года.

7 В России первая линия на металлических опорах появилась в 1925 году двухцепная ВЛ 110 кВ, соединившая Москву и Шатурскую ГРЭС.

8 Привлечение нэпманов Политика поощрения предпринимательства дала ощутимые плоды: около половины генерирующих мощностей, построенных по плану ГОЭЛРО, были созданы с привлечением сил и средств нэпманов, то есть бизнеса.


План ГОЭЛРО – Государственная комиссия по электрификации России. Эта аббревиатура может расшифровываться как план электрификации России, который стал первым имеющим перспективы проектом развития экономики России после революции. Он был принят 22 декабря 1920 г. VIII Всероссийским съездом Советов, утвержден Советом народных комиссаров 21 декабря 1921 г. Инициатором разработки плана ГОЭЛРО был В.И. Ленин, являвшийся большим энтузиастом дела электрификации. Он говорил, что, если капитализм был эпохой пара, то социализм должен стать эпохой электричества.

Необходимость электрификации стала ясна еще задолго до революции – в конце XIX века. Российская империя была тогда страной лучины, коптилок, свечей, масляных лампадок и керосиновых ламп.

Наряду с немецкими, основные капиталовложения в электротехническую и электрическую промышленность России до революции осуществляли бельгийские инвесторы. Дело в том, что для зарубежных электротехнических концернов обеспечивалось более льготное налогообложение. Они должны были осуществлять деятельность под русскими марками и имели право на вывоз любого объема капитала.

В Орле электричество появилось в 1895 г. 8 сентября электрические фонари осветили экспонаты сельскохозяйственной выставки [2, с. 90].Электроэнергию дал двигатель внутреннего сгорания мощностью 15 лошадиных сил [3].

29 ноября 1895 г. городские власти Орла заключили договор с бельгийской акционерной компанией на строительство электростанции, прокладку рельсовых путей и поставку трамвайных вагонов [4]. Договор был заключен сроком на 41 год. По его условиямэлектричество для уличного освещения подавалось бесплатно. Электростанция была оборудована к 1897 году. С 4 октября 1898 г. освещается Болховская улица (ныне ул. Ленина) [2, с. 90]. В ноябре того же года состоялось торжественное открытие орловского трамвая.

В 1913 г. появилось освещение в зданиях Объединенного и Крестьянского банков, а в 1915 г. налажено освещение городских улиц. Темпы электрификации Орла были одними из самых высоких среди городов России [5].

В Российской империи за период с 1899 по 1913 гг. было организовано семь Всероссийских электротехнических съездов, целью которых было обсуждение актуаль­ных проблем развития электроэнергетики. Для широкой общественности публиковались доклады, речи, протоколы на страницах деловой прессы и научно-популярных журналов. Проводились специализированные выставки российских и зарубежных фирм, в демонстрационных залах читались лекции об электричестве и его применении в промышленности и в быту.

Стоит отметить, что в те же самые годы данной проблематикой интенсивно занимались зарубежные ученые, прежде всего, немецкие. Русские ученые своевременно знакомились с их трудами. Но было необходимо найти свой путь развития электроэнергетики для России, учитывая ее огромную территорию, запасы местного топлива, достаточно развитую энергомашиностроительную индустрию, основательную материальную базу импортного оборудования, финансы, возможность широкого использования людских ресурсов. Наряду с этим существовали противоречия, которые тормозили процесс реализации глобальных идей, а именно: отсутствие единой системы управления, отсутствие нормативной базы, частная собственность на землю.

В итоге, в преддверии революции 1917 г. все существовавшие на тот момент в России электростанции – в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Риге и т.д. обслуживали небольшое число потребителей и были энергетически не связаны друг с другом. Функционировали только Московская и Бакинская энергосистемы. Национальная энергетика имела сильное отставание, так как ее подушная мощность была в 17 раз ниже, чем, например, в США [7, с. 103].

21 февраля 1920 г. была создана комиссия ГОЭЛРО во главе с Кржижановским. В ее состав вошло 19 ученых. Работа над планом ГОЭЛРО, по словам Кржижановского, была кульминационным моментом его жизни. К созданию плана электрификации привлекалось более 200 специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Для продуктивной работы комиссии было организовано все необходимое: специальный кредит, технические средства и помещения, транспорт. В ноябре 1920 г., к V III съезду Советов, составление плана было в целом завершено.

План ГОЭЛРО являл собой 650 страничный том с картами и схемами и был напечатан тиражом в 5 000 экземпляров. На работу по его изданию ушло 19 дней, он печатался в 5 типографиях Москвы [6].

План ГОЭЛРО открывало введение, которое состояло из следующих глав:

Электрификация и план государственного хозяйства.

Электрификация и топливоснабжение.

Электрификация и водная энергия.

Электрификация и сельское хозяйство.

Электрификация и транспорт.

Электрификация и промышленность.

План электрификации России также включал Пояснительную записку к схематической карте электрификации России и записки об электрификации районов: Центрально-промышленного, Южного, Приволжского, Уральского, Кавказского, Туркестанского, Западной Сибири [15, с. 34].

План состоял из двух частей: в программе А намечались пути восстановления и реконструкции уже действовавших – построенных до революции – электрических станций (к концу 1913 г. были построены несколько сотен ТЭС, а также ряд ГЭС), а в программе Б обосновывалась необходимость строительства 30 новых электростанций и линий электропередачи.

Ставилась задача к 1935 г. вдвое от уровня 1913 г. увеличить мощность электростанций и произвести электроэнергии в четыре раза больше. Также были указаны базовые параметры экономики, включающие добычу угля и нефти, выплавку чугуна и стали и другие. Такое детальное пояснение исключало экономические перекосы.

План электрификации России был первым государственным планом развития народного хозяйства, основанным на использовании электричества. Он детально определял влияние новых технологий на рост производительности труда, важность электрификации в развитии отдельных отраслей экономики, таких как промышленное производство, строительство, транспорт и сельское хозяйство, а также регионов страны. Впечатляет комплексность подхода к разработке и реализации плана электрификации, который применялся впервые и дал шансы развития всем территориям, вошедшим в состав страны.

Этот план подразумевал создание в течение 10–15 лет материально-технической базы нового общества, определяющей вектор развития в области электроэнергетики, в том числе, концентрацию генерирующих мощностей на крупных электростанциях, последовательную централизацию электроснабжения на основе создания энергосистем.

Пропаганда идей электрификации осуществлялась ярко и талантливо. Были привлечены бригады агитационных поездов и пароходов, школьные учителя, вузовские преподаватели и библиотекари, проходили широкие народные чтения об электрификации и технике, на которых пропагандисты рассказывали о возможностях техники и о социальных изменениях, которые начнутся в процессе реализации плана ГОЭЛРО.

С планом ГОЭЛРО стали связывать решение задач образования и культуры. Развитие электротехники по мере реализации плана электрификации способствовало росту числа людей, которые начинали ценить научно-технический прогресс, поскольку лично ощущали пользу, которую он несет.

План ГОЭЛРО не имел аналогов в мировой экономической и научно-технической практике. Его практическая ориентированность стала причиной попыток копирования его ведущими странами мира. В период 1923-1931 гг. появились программы электрификации США, Германии, Англии, Франции, Польши, Японии и т.д.

План электрификации России стал мощным толчком для последующего развития отечественной электроэнергетики. Его естественным продолжением стало создание и развитие Единой энергетической системы страны. Она увеличила индустриальный потенциал страны и стала мощным фактором экономической интеграции, связав воедино все промышленные районы.

Саран А.Ю. Локальная история. Орловский хронотоп. Орел, 2012. 103 c .

ГАОО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 1150. Л. 343.

Должиков А. Использовать грамотно, относиться бережно // Наше время. 2004. 19 мая.

Гвоздецкий В. План ГОЭЛРО. Мифы и реальность // Наука и жизнь. 2001. № 5. С. 102-109.

Ленин В.И. Г.М. Кржижановскому // Ленин В.И. ПСС. Т. 40. С. 62-63.

Ленин В.И. Речь на фракции РКП(б) VIII съезда Советов в связи с обсуждением доклада Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря // Ленин В.И. ПСС. Т. 42. С. 162-171.

Ленин В.И. Заметки по электрификации // Ленин В.И. ПСС. Т. 42. С. 227.

План электрификации РСФСР. Доклад VIII съезду Советов Государственной комиссии по электрификации России. 2-е изд. М., 1955. 660 с.

Последние 3 дня я имел возможность прочесть сборник “План электрификации России. Болезнь помогла (нет худа без добра!). Превосходная, хорошо составленная книга. Мастерский набросок действительно единого и действительно государственного хозяйственного плана без кавычек. Единственная в наше время марксистская попытка подведения под советскую надстройку хозяйственно-отсталой России действительно реальной и единственно возможной при нынешних условиях технически-производственной базы.

Помните прошлогодний “план” Троцкого (его тезисы) “хозяйственного возрождения” России на основе массового применения к обломкам довоенной промышленности труда неквалифицированной крестьянско-рабочей массы (трудармии). Какое убожество, какая отсталость в сравнении с планом Гоэлро! Средневековый кустарь, возомнивший себя ибсеновским героем, призванным “спасти” Россию сагой старинной. А чего стоят десятки “единых планов”, появляющиеся то и дело в нашей печати на позор нам,— детский лепет приготовишек.

Или ещё: обывательский “реализм” (на самом деле маниловщина) Рыкова, всё еще “критикующего” Гоэлро и по уши погрязшего в рутине. Моё мнение:

1) не терять больше ни одной минуты на болтовню о плане;

2) начать немедленный практический приступ к делу;

3) интересам этого приступа подчинить по крайней мере Уз нашей работы (1/3 уйдёт на “текущие” нужды) по ввозу материалов и людей, восстановлению предприятий, распределению рабочей силы, доставке продовольствия, организации баз снабжения и самого снабжения и пр.

4) Так как у работников Гоэлро, при всех хороших качествах, всё же не хватает здорового практицизма (чувствуется в статьях профессорская импотентность), то обязательно влить в плановую комиссию к ним людей живой практики, действующих по принципу “исполнение донести”, “выполнить к сроку” и пр.

5) Обязать “Правду”, “Известия”, особенно “Экономическую Жизнь” заняться популяризацией “Плана электрификации” как в основном, так и в конкретностях, касающихся отдельных областей, памятуя, что существует только один “единый хозяйственный план”,—это “план электрификации”, что все остальные “планы” — одна болтовня, пустая и вредная.

Ваш Сталин

Написано в марте l921 г.

Впервые напечатано в книге:

Сталин. Сборник статей к

пятидесятилетию со дня рождения.

VIII Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов состоялся в Москве 22-29 декабря 1920 года.

Краткая история плана ГОЭЛРО

Самой приоритетной задачей, после провозглашения Советской власти стало восстановление разрушенного хозяйства огромной страны. Вся Россия находилась в глубочайшем политическом и экономическом кризисе. Большинство промышленных предприятий не работало из-за отсутствия сырья, энергии и изношенности оборудования. Трамвай остановился в 1918 году. Электричеством обеспечивались лишь особо важные промышленные объекты и учреждения.



Правительству, во главе с В.И. Лениным, потребовалось срочно определить оптимальную стратегию действий по восстановлению и индустриализации народного хозяйства.



Группа создателей плана "ГОЭЛРО"

Глобальный масштаб стратегических целей потребовал привлечения лучших умов России для проведения скрупулезного макроэкономического анализа, поиска, обоснования и принятия единственно верного решения по стратегии приложения сил. Привлекательная идея электрификации, казалось, была единственным оптимальным решением, но ее реализация представлялась совершенно фантастическим делом, если принять во внимание состояние хозяйства страны после двух лет гражданской войны и интервенции. 3 февраля 1920 г., по настоянию В.И. Ленина, сессия ВЦИК принимает резолюцию о разработке плана электрификации.


В декабре 1920 г. выработанный комиссией план был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов, через год его утвердил IX Всероссийский съезд Советов.

ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нем предусматривалось строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики. И все это привязывалось к планам развития территорий. Среди них — заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный завод. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район.

План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10—15 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. В числе прочих намечалось построить Штеровскую, Каширскую, Горьковскую, Шатурскую и Челябинскую районные тепловые электростанции, а также ГЭС — Нижегородскую, Волховскую (1926), Днепровскую, две станции на реке Свирь и др. В рамках проекта было проведено экономическое районирование, выделен транспортно-энергетический каркас территории страны. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский). Параллельно велось развитие транспортной системы страны (магистрализация старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала). Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План в основном был перевыполнен к 1931. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2 до 13,5 млрд кВт·ч.


Кржижановский Г.М.

Блестящий ученый и практик Глеб Максимилианович Кржижановский начинает формировать команду, и 21 февраля 1920г. принимается постановление президиума ВСНХ "О создании электрификационной комиссии". Положение о комиссии утверждается Советом рабоче-крестьянской обороны 24 марта 1920г. и таким образом появляется на свет "Государственная комиссия по электрификации России - ГОЭЛРО". В работе комиссии под председательством Г.М. Кржижановского активно работают выдающиеся деятели науки и техники России: проф. Г.О. Трафтио, инж. А.Г. Коган, проф. Е.Я. Шульгин, проф. А.А. Горев, проф. И.Г. Александров, проф. Л.К. Рамзин, проф. К.А. Круг, проф. М.А. Шателен; проф. Г.Д. Дубеллир, проф. Б.И. Угримов, проф. А.И. Угримов, инж. М.Я. Лапиров-Скобло, инж. Б.Э.Стюнкель, М.А. Смирнов и многие, многие другие. Свыше 200 крупнейших специалистов были привлечены к разработке конкретного государственного плана возрождения экономики и промышленности России на базе электрификации.


Памятный знак на доме 24 по Мясницкой ул., Москвы, где разработан план ГОЭЛРО

За очень короткое время, в отнюдь не простых условиях России 1920 г. профессиональная команда организовала и выполнила громадный объем работы. Были собраны, обработаны, изучены и глубоко проанализированы статистические, технико-экономические, геологические и гидрологические, минералогические и горнорудные, почвоведческие, этнографические, транспортные, промышленные и сельскохозяйственные данные по громадным территориям РСФСР. В трудах комиссии эти данные сгруппированы по крупным районам: Южному, Центрально-промышленному, Волжскому, Кавказскому, Северному, Уральскому, Западной Сибири и Туркестану. Аналитические материалы синтезированы и обобщены в общую сводку.


На основе такого углубленного анализа и увязки с общими целями народнохозяйственного строительства детально проработаны ключевые аспекты проекта электрификации:

  • электрификация и план государственного хозяйства
  • электрификация и топливоснабжение
  • электрификация и водная энергия
  • электрификация и сельское хозяйство
  • электрификация и транспорт
  • электрификация и промышленность

Документ венчает конкретная программа восстановления и строительства электростанций и электроцентралей, состоящая из разделов А - восстановление и наращивание мощности имеющихся объектов, и Б - строительство районных электростанций (централей).


Схематическая карта электрификации России

Проект предусматривал строительство 30 электростанций общей мощностью 1,5 млн.кВт, что позволяло на порядок увеличить мощность энергоснабжения районов по сравнению с 1913 г. Отдельно прописаны задания по электрификации магистралей и ключевых объектов промышленности. Произведена оценка затрат на реализацию программы индустриализации на базе электрификации и в документе приводится укрупненный бюджет этого глобального проекта: 17 млрд. руб. (золотом) предназначенные в массе своей на развитие крупной промышленности и транспорта, в том числе 1,2 млрд. руб. по разделу электростроительства. Программа электрификации на 10-15 лет нанесена на карту Р.С.Ф.С.Р., что позволяет наглядно представить результаты работы в части перекрытия территории страны областью надежного электроснабжения.

Труды комиссии к 22 декабря 1920 г., дню открытия VIII Всероссийского Съезда Рабочих и Крестьянских Депутатов, были выпущены в свет в виде отдельного тома. Одобренный VIII Всероссийским Съездом Рабочих и Крестьянских Депутатов "План ГОЭЛРО" в течении 1921 г. активно уточнялся на местах и в отдельных деталях. Итоги этой огромной работы были подведены на VIII Всероссийском электротехническом съезде в октябре l921 г., на котором по 218 докладам были детально проработаны отдельные аспекты плана.


Выступает Л.К. Рамзин

Съезд одобрил план ГОЭЛРО, указав, что "План электрификации Государственной комиссии по электрификации России, объединившей для работы лучшие научные и технические силы страны, в общем и целом, является правильной схемой, по которой должно строиться государственное, плановое хозяйство. Придавая особое значение развитию добывающей промышленности, съезд признает, что предложенную ГОЭЛРО сеть районных станций следует рассматривать как основную''.

Только реализация этого плана (1750 МВт на 30 электростанциях) создавала основу хозяйственного строительства молодой Советской России. Ведь до революции мощность всех российских электростанций составляла всего 1192 МВт. В 1916 году на них было произведено 2575 млн. кВт/час электроэнергии. Единичная мощность электростанций достигала 55 тысяч кВт, освоенное напряжение - всего 70 кВ. Причем энергетика базировалась на импортном оборудовании. А уголь завозили из Англии! Все электрические сети имели протяженность только 100 км. Электросетевое хозяйство Казанской губернии составляло 10 км. В 1914 году в России была построена первая ЛЭП напряжением 70 кВ от подмосковной электростанции до Москвы. Потребление электроэнергии составляло всего 12,8 кВт/чаc в год на душу населения! А благами электроэнергии пользовалось лишь 20% жителей страны. Вообще же по производству электроэнергии царская Россия была на восьмом месте в мире.


Трансформаторный пункт Бельгийского производства. 1910 г.

И вот принятый новым российским правительством план ГОЭЛРО предусматривал крупные изменения в сложившейся технической политике развития энергетики. Он нацеливал экономику на использование исключительно местных углей и торфа + гидроэнергия. Развитие российской промышленности ориентировалось на создание собственного энергетического оборудования. Такой смелой стратегии не могла предусмотреть ни одна страна того времени.

План ГОЭЛРО являлся первым государственным планом развития народного хозяйства на основе электрификации. Он наметил строительство в течение 10-15 лет 30 районных электростанций в Центральной части страны (20 тепловых и 10 ГЭС), создание на этой базе крупной машинной промышленности, электрификацию железных дорог.

Например, в Петрограде и прилегающем районе планом ГОЭЛРО было намечено построить Волховскую, Верхне - и Нижнесвирскую ГЭС, в пригороде - ТЭС на торфе. В московском экономическом районе начали строиться Новомосковская и Каширская электростанции на подмосковном угле, а также Шатурская - на торфе.

Для электроснабжения городов Поволжья было решено построить ГЭС вблизи Волгограда, Саратова, Сызрани, Казани. Электроснабжение промышленного Урала было намечено проводить на базе местных углей. Планировалось строительство Кизиловской, Челябинской, Егоршинской тепловых электростанций.

Наряду со строительством электростанций, план ГОЭЛРО предусматривал сооружение сети высоковольтных линий электропередач. Уже в 1922 году была введена первая в стране линия электропередачи напряжением 110 кВ - Каширская ГРЭС, Москва, а в 1933 году принята в эксплуатацию еще более мощная линия - 220 кВ - Нижнесвирская ГЭС, Ленинград. В тот же период началось объединение по сетям электростанций Горького и Иваново, создание энергетической системы Урала.

Реализация Плана ГОЭЛРО потребовала титанических усилий, напряжения всех сил и ресурсов страны. Уже к 1926 г. была выполнена программа "А" плана электростроительства, и к 1930 г. были достигнуты основные показатели Плана ГОЭЛРО по программе "Б''. К концу 1935 г., т.е. 15-летию плана ГОЭЛРО, вместо 30 запроектированных, было построено 40 районных электростанций общей мощностью 4,5 млн. кВт. Россия располагала мощной разветвленной сетью высоковольтных линий электропередач. В стране функционировали 6 электросистем с годовой производительностью свыше 1 млрд. кВт-ч.

Общие показатели индустриализации страны также существенно превысили проектные задания и СССР вышел по уровню промышленного производства на 1-е место в Европе, и на 2-е место в мире.

Принят план ГОЭЛРО

Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно. Эта задача длительная, не менее, как на 10 лет, при условии привлечения к этой работе массы техников, которые дадут съезду Советов целый ряд печатных документов, где разрабатывается детально этот план. Меньше, чем через 10 лет, мы не можем осуществить основы этого плана, создать 30 крупнейших районов электрических станций, которые дали бы возможность перевести всю промышленность на современные основания. Понятно, что без этой перестройки всей промышленности, с точки зрения условий крупного машинного производства, социалистическое строительство останется только суммой декретов, останется политической связью рабочего класса с крестьянством, останется спасением крестьянства от колчаковщины, деникинщины, останется примером для всех держав мира, но не будет иметь своей основы. Коммунизм предполагает Советскую власть, как политический орган, дающий возможность массе угнетенных вершить все дела, — без этого коммунизм немыслим. И во всем мире мы видим доказательство этого, потому что идея Советской власти, ее программа во всем мире одерживает безусловную победу. Это мы видим из каждого эпизода борьбы против II Интернационала, который держится помощью полиции, попов и старых буржуазных чиновников рабочего движения.

Этим обеспечена политическая сторона, но экономическая может быть обеспечена только тогда, когда действительно в русском пролетарском государстве будут сосредоточены все нити крупной промышленной машины, построенной на основах современ­ной техники, а это значит — электрификация, а для этого нужно понимать основные условия применения электричества и соответственно понимать и промышленность и земледелие. Задача громадная, срок для ее осуществления требуется гораздо более значительный, чем тот, в течение которого мы отстояли свое существование против военного нашествия. Но мы этого срока не боимся, мы считаем завоеванием то, что мы привлекли десятки и сотни инженеров и представителей науки, пропитанных буржуазными взглядами, дали им задание реорганизации всего хозяйства, промышленности и земледелия, вызвали в них интерес и получили множество материала, который сводится в целый ряд брошюр. Каждый район по электрификации освещен отдельной брошюрой… К съезду Советов будут изданы брошюры, посвященные каждому району и дающие весь план реорганизации. Задача в том, чтобы со всех концов, в каждой партийной ячейке, в каждом советском учреждении по этому единому плану, рассчитанному на долгий ряд лет, систематически велась работа, чтобы в недалеком будущем мы могли представить конкретно, насколько и как мы двигаемся вперед, не впадая ни в какой самообман и не скрывая трудностей, которые стоят перед нами. Эта задача единого хозяйственного плана, его осуществление во что бы то ни стало становится перед всей республикой.

Из речи В.И. Ленина Московской губернской конференции РКП(б) 21 ноября 1920 г.

ПЛАНЫ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Идея разработки плана ГОЭЛРО, его концепция, программа и конкретные характеристики восходят к уровню и обстоятельствам развития и энергетики России, и вообще всей ее промышленности на рубеже XIX-XX веков.

Россия, как известно, вступила на капиталистический путь позже ряда стран Западной Европы и США и значительно отставала от них по многим важнейшим характеристикам. Обладая, например, огромными природными богатствами, она добывала во много раз меньше полезных ископаемых - угля, железной руды и даже нефти, чем США, выплавляла гораздо меньше чугуна и стали. Но темпы промышленного развития России были более высокими, чем на Западе: за одно только последнее десятилетие XIX века ее промышленное производство выросло вдвое, а в тяжелой промышленности - почти втрое. Но несмотря на это, а также на дешевый рынок рабочей силы и мощный приток иноземного промышленного капитала, Россия даже в 1913 году продолжала отставать от ведущих стран мира.

Примерно таким же, как в промышленности, было и положение в электроэнергетике. В том же 1913 году в России на душу населения вырабатывалось всего 14 кВт.ч, тогда как в США - 236 кВт-ч. Но если по количественным характеристикам дело обстояло именно так, то по качественным мы нисколько не уступали передовым зарубежным странам.

Уровень оснащенности российских электростанций и их мощность вполне соответствовали западным и росли одновременно с ними. Интенсивное развитие российской электроэнергетики в начале ХХ века определялось появлением, а затем и внедрением в промышленность электропривода, зарождением электрического транспорта, ростом электрического освещения в городах.

Однако все строившиеся в России электростанции - в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Риге и т.д. имели ограниченное (от одного до нескольких десятков) число потребителей и энергетически связаны между собой не были. Мало того: значения величин их тока и частот имели колоссальный разброс, поскольку никакой единой системы при разработке этих станций не существовало.

Между тем отечественная электротехническая школа считалась одной из лучших в мире. Деятельность ее координировалась VI (электротехническим) отделом Русского технического общества, а также всероссийскими электротехническими съездами, которых с 1900 по 1913 год состоялось целых семь. На этих съездах рассматривались как технические, так и сугубо стратегические проблемы. В частности, вопрос о том, где лучше строить тепловые электростанции: непосредственно в промышленных регионах - с тем, чтобы подвозить к ним топливо, или, напротив, - в месте добычи этого топлива, чтобы затем передавать электроэнергию по линиям электропередач. Большинство российских ученых и инженеров -электротехников склонялись ко второму варианту - главным образом потому, что в центральной России имелись крупнейшие запасы бурых углей и особенно торфа, для перевозки непригодного и в качестве топлива практически не применявшегося.

Опыт по созданию таких районных станций, работавших на местном, а не на привезенном издалека топливе и обеспечивавших электроэнергией крупный промышленный регион, был впервые реализован под Москвой в 1914 году. Близ Богородска (впоследствии г. Ногинск) соорудили торфяную электростанцию "Электропередача", энергия от которой передавалась потребителям в Москве по высоковольтной линии напряжением 70 кВ. Кроме того, впервые в России эту станцию включили параллельно другой. Ею стала работавшая в Москве с 1897 года электростанция на Раушской набережной (ныне 1-я МОГЭС). В 1915 году на совещании по проблемам использования подмосковного угля и торфа выступил с докладом директор станции "Электропередача" Г. М. Кржижановский. В его докладе уже содержались все те главные принципы энергостроительства, которые через пять лет стали основой будущего плана ГОЭЛРО.

По мере роста энергостроительства в России специалисты все больше убеждались в том, что стране нужна единая общегосударственная программа, которая увязала бы развитие промышленности в регионах с развитием энергетической базы, а также с электрификацией транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. На электротехнических съездах неоднократно принимались резолюции о государственном значении электроснабжения, о необходимости сооружения крупных электростанций вблизи топливных месторождений и в бассейнах рек и связывании этих станций между собой при помощи развитой сети электропередач.

Нельзя, однако, сказать, чтобы российские государственные власти хоть как-то реагировали на эти резолюции, тогда как у местной общественности энергостроительство вызывало порой весьма своеобразные реакции. К примеру, разработка Г. М. Кржижановским проблемы использования гидроресурсов Волги в районе Самарской Луки стала причиной следующего письма:

"Конфиденциально. Стол № 4, № 685. Депеша. Италия, Сорренто, провинция Неаполь. Графу Российской Империи его сиятельству Орлову-Давыдову. Ваше сиятельство, призывая на вас Божью благодать, прошу принять архипастырское извещение: на ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии. С истинным архипастырским уважением имею честь быть вашего сиятельства защитник и богомолец. Епархиальный архиерей преосвященный Симеон, епископ Самарский и Ставропольский. Июня 9 дня 1913 года".

Все это вместе взятое не могло не влиять на настроения инженеров-электротехников и, возможно, стало одной из причин того, что многие из них, и в том числе Аллилуев, Красин, Кржижановский, Смидович и другие, были причастны к революционному расшатыванию страны. Тем более, что вожди мирового пролетариата оказались в этом отношении куда прозорливее властей царской России и предвидели ту ключевую роль, которую предстояло сыграть в социальном преобразовании общества электричеству…

В. Гвоздецкий. План ГОЭЛРО. Мифы и реальность.

Мы начали беседу с обсуждения будущего больших городов при коммунизме.

А как промышленность? Она тоже должна быть реконструирована коренным образом?

Имею ли я представление о том, что уже делается в России? Об электрификации России?

Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех "утопистов", в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района. Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверх фантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром. Он видит, как вместо разрушенных железных дорог появляются новые, электрифицированные, он видит, как новые шоссейные дороги прорезают всю страну, как подымается обновленная и счастливая, индустриализированная коммунистическая держава. И во время разговора со мной ему почти удалось убедить меня в реальности своего предвидения.

Г. Уэллс. Россия во мгле.

НАШ ОТВЕТ УЭЛЛСУ

— …Приезжайте через десяток лет и посмотрите, что у нас будет! — сказал на прощанье кремлевский мечтатель знаменитому английскому писателю.

Два миллиона киловатт ГОЭЛРО казались электрификацией. Но когда эти два миллиона потекли по проводам, завертели колеса машин, засветились огнями — первыми огнями среди вековой тьмы российских просторов, — уже никому не кажутся фикцией шестьдесят миллионов киловатт генерального плана.

Читайте также: