Петербургские жители кто они конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Целью и задачами данного занятия являются приобщение учащихся к культуре Санкт-Петербурга, к его истории; воспитание чувства гражданского долга, патриотизма, любви, бережного отношения к городу; формирование нравственного и патриотического воспитания; формирования личности юного петербуржца в целом;

Оценить 1140 0

формирование интереса к истории и культуре родного края.

- ознакомление с основными историческими памятниками архитектуры Санкт-Петербурга;

- ознакомление с символами города Санкт-Петербурга;

- приобщение к культуре Санкт-Петербурга, к его истории;

- формирование связной речи;

- развитие звуковой культуры речи (продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи);

- развитие внимания, памяти (заучивание текстов, зрительного и слухового восприятия;

- формирование элементов логического мышления: учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, развивать процессы сравнения, обобщения, конкретизации, элементы суждения, умозаключения;

- закрепление знания по лексической теме: о родном городе Санкт-Петербурге;

- воспитание чувства гражданского долга, патриотизма, любви, бережного отношения к городу;

- формирование нравственного и патриотического воспитания;

- формирования личности юного петербуржца в целом;

- воспитание умения работать в коллективе и помогать друг другу;

оздоровительные: (при проведении физминутки)

- развитие активности работы мышц;

- активизирование деятельности нервной системы;

Используемые технологии:

- обучение в сотрудничестве;

Планируемые интегративные качества:

- воспитание активности, эмоциональности, общительности,

- воспитание коллективизма, взаимовыручки,

Ход занятия:

Предварительная беседа по теме;

Практическое занятие - «Изготовление символа города - флага Санкт-Петербурга.

Подведение итогов занятия .

1.Беседа по теме.

- Сегодня мы будем говорить о Санкт-Петербурге.

- Как вы считает - Санкт-Петербург – это Родина?

- А сколько лет нашему городу?

- Как раньше назывался Санкт-Петербург?

- Как называется главный проспект города?

- А кто управляет Россией?

- А кто управляет Санкт-Петербургом?

- Мы с вами жители Санкт-Петербурга?

- Какой же красивый наш город!

- А. С. Пушкин – замечательный русский поэт любил Санкт-Петербург и написал о нём стихи. (Читает ребёнок.)

- «Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид

Невы державное теченье

- Санкт-Петербург – культурная столица России. Раньше в нашем городе, да и сейчас, жили и живут поэты, писатели, композиторы, учёные. В Санкт-Петербурге сохранились до нашего времени дворцы, соборы, многочисленные архитектурные памятники культуры, а также в Санкт-Петербурге много театров, музеев, учебных заведений, таких как Академия наук, Медицинская академия, университеты, институты.

- А жители Санкт-Петербурга считаются культурными людьми с культурным поведением, речью и внешним видом. Существуют такие понятия, как петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь. Петербургская культурная речь - это вежливое обращение ко всем. Воспитанность, доброта, желание помочь, сдержанность, скромность и опрятный внешний вид. Все ли вы имеете такие качества петербуржцев? Вы всегда добры и вежливы, воспитаны? Кто из вас настоящий петербуржец? (Ребята отвечают.)

- А вы знаете, что каждый житель Санкт-Петербурга или – петербуржец обязан знать символы своего родного города. Какие символы вы знаете?

(Герб, гимн, флаг, Медный всадник, Ангел, Кораблик)

Послушайте стихотворение аЕвгения Владимирова

На острова Невой расколот

Мостами собран в монумент,

Санкт-Петербург великий город,

Петром основанный стоит.

Он рос, опережая сроки

И в девять лет столицей стал!

Флаг государства на флагштоке

В жестоких войнах не спускал.

Как легендарный город Троя,

В блокаде девятьсот дней был!

И статус города-героя

За стойкость в битве заслужил!

Одетый в мрамор и гранит,

Санкт-Петербург красивый город

На берегах Невы стоит!

Великих зодчих в нём творенья,

Шедевров их не перечесть

Души достойной восхищенья,

Дворцы, соборы, и город весь.

Воспет поэтов звонкой лирой

Санкт-Петербурга дивный вид

Зовётся Северной Пальмирой

И во всём мире знаменит.

- Да, Санкт-Петербург знаменит во всём мире, это очень красивый город, об этом городе сложено немало красивых стихотворений и с одним из них мы сейчас познакомимся, но прочитать его я попрошу вас. Это стихотворение написал Валерий Панфилов.

На эти красивые стихи композитор Олег Кваша написал музыку и получилась прекрасная песня. И я предлагаю вам совершить прогулку, вернее видеопрогулку под эту песню по прекрасному городу - Санкт-Петербургу.

3. Кроссворд.

- Ребята, вы любите разгадывать загадки, ребусы и я вам сейчас предлагаю разгадать кросворд

По горизонтали

1. Основатель города СПб

2. Здание, на вершине которого находится один из символов города – кораблик (Адмиралтейство).

3. Река в Санкт-Петербурге (Нева)

4. Крепость, на вершине которой находится символ города – ангел? (Петропавловская крепость).

5. Музей, для которого Пётр I покупал диковинки и редкости? (Эрмитаж)

6. Символ города (Флаг)

По вертикали

Название города (Петербург)

4.Физкультминутка.

5.Работа в парах

- Сейчас я предлагаю вам разделиться на пары (команды) – вы выполните задания. А задания будут такими:

Продолжи название (соединить слова):

1.Летний … (сад)
2. Медный … (всадник)
3. Зимний … (дворец)
4. Дворцовая … (площадь)
5. Исаакиевский … (собор)
6. Московский … (проспект)
7. Казанский … (собор)

8.Михайловский …(замок)
9. Лебяжий …(остров).

Назови одним словом (карточки)

1. Заячий, Васильевский, Крестовский –(острова)
2. Фонтанка, Мойка, Карповка – (реки)
3. Дворцовый, Литейный, Львиный – (мосты)
4. Невский, Литейный, Большой – (проспекты)
5. Московский, Балтийский, Финляндский –(вокзалы)

Петербургские рифмы

1. Мы вместе с бабушкой вчера
Ходили во дворец … (Петра)

2. Растрелли – великий творец,
В подарок оставил прекрасный … (дворец)

3. Не могу найти слова
Как люблю тебя, … (Нева)

4. Над красавицей Невой
Липы шелестят … (листвой)

5. У Летнего сада такая примета
Здесь раньше всего начинается … (лето)

Узнай место

1. На берегу Невы стоит памятник: всадник на коне словно взлетел на каменную глыбу и простер руку в даль. Под копытами коня извивается змея. Этот памятник описал в поэме А.С. Пушкин. (Медный всадник)

2. Главная площадь нашего города. Здесь многолюдно , особенно в праздники. Прекрасный дворец, старинный сад и величественное здание с аркой окружают площадь со всех сторон. В праздники здесь проходят парады и народные гуляния. (Дворцовая площадь)

3. Необычный сад за ажурной чугунной решеткой из розового камня. На аллеях сада, установлены мраморные статуи.(Летний сад)

4. Это здание построили по проекту архитектора Монферрана. Оно увенчано золочеными куполами, украшено с четырех сторон колоннами. Над центральным куполом возвышается башенки. (Исаакиевский собор)

5. Каменное сказочное животное с телом льва и головой человека. Встречается на берегах Невы и в разных уголках города. (Сфинксы).

6. Практическое занятие (изготовление флага Санкт-Петербурга).

7. Подведение итогов занятия.

1.Физкультминутка:

- А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

Руки подняли и покачали

Это – берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки согнули назад.

На острова Невой расколот

Мостами собран в монумент,

Санкт-Петербург великий город,

Петром основанный стоит.

Он рос, опережая сроки

И в девять лет столицей стал!

Флаг государства на флагштоке

В жестоких войнах не спускал.

Как легендарный город Троя,

В блокаде девятьсот дней был!

И статус города-героя

За стойкость в битве заслужил!

Одетый в мрамор и гранит,

Санкт-Петербург красивый город

На берегах Невы стоит!

Великих зодчих в нём творенья,

Шедевров их не перечесть

Души достойной восхищенья,

Дворцы, соборы, и город весь.

Воспет поэтов звонкой лирой

Санкт-Петербурга дивный вид

Зовётся Северной Пальмирой

И во всём мире знаменит.

Продолжи название (соединить слова):

1. Летний … (сад)
2. Медный … (всадник)
3. Зимний … (дворец)
4. Дворцовая … (площадь)
5. Исаакиевский … (собор)
6. Московский … (проспект)
7. Казанский … (собор)

8.Михайловский …(замок)
9. Лебяжий …(остров).

Назови одним словом (карточки)

1. Заячий, Васильевский, Крестовский –(острова)
2. Фонтанка, Мойка, Карповка – (реки)
3. Дворцовый, Литейный, Львиный – (мосты)
4. Невский, Литейный, Большой – (проспекты)
5. Московский, Балтийский, Финляндский –(вокзалы)

Петербургские рифмы

1. Мы вместе с бабушкой вчера
Ходили во дворец … (Петра)

2. Растрелли – великий творец,
В подарок оставил прекрасный … (дворец)

3. Не могу найти слова
Как люблю тебя, … (Нева)

4. Над красавицей Невой
Липы шелестят … (листвой)

5. У Летнего сада такая примета
Здесь раньше всего начинается … (лето)

Узнай место

1. На берегу Невы стоит памятник: всадник на коне словно взлетел на каменную глыбу и простер руку в даль. Под копытами коня извивается змея. Этот памятник описал в поэме А.С. Пушкин. (Медный всадник)

2. Главная площадь нашего города. Здесь многолюдно , особенно в праздники. Прекрасный дворец, старинный сад и величественное здание с аркой окружают площадь со всех сторон. В праздники здесь проходят парады и народные гуляния. (Дворцовая площадь)

3. Необычный сад за ажурной чугунной решеткой из розового камня. На аллеях сада, установлены мраморные статуи.(Летний сад)

4. Это здание построили по проекту архитектора Монферрана. Оно увенчано золочеными куполами, украшено с четырех сторон колоннами. Над центральным куполом возвышается башенки. (Исаакиевский собор)

5. Каменное сказочное животное с телом льва и головой человека. Встречается на берегах Невы и в разных уголках города. (Сфинксы).

Урок дает представление о жизни в Петербурге в X IX в.

ВложениеРазмер
peterburzhtsy_pervoy_poloviny_19_veka1.docx 20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Петербуржцы первой половины
19 века…Такие разные.

Цель урока: выяснить причины роста населения Петербурга к середине 19 века;

- показать национальный и социальный состав населения города и их взаимоотношения;

- показать роль в жизни Петербурга различных социальных групп;

- сравнить проблемы жителей 19 века и современного города, выяснить, кто и как их решал.

Тип урока: проблемно-поисковый.

Увы! Как скучен этот город

С своим туманом и водой.

Куда ни глянешь, красный ворот,

Как шиш стоит перед тобой.

М. Ю. Лермонтов, 1832г.

Я вижу град Петров чудесный величавый,

По манию Петра воздвигшийся из блат,

Наследный памятник его могучей славы,

Потомками его украшенный стократ.

Слайд – шоу с видами Петербурга первой половины 19 века, звучит песня о Петербурге.

Почему А.С. Пушкин так по- разному характеризовал Петербург?

Работа с таблицей в петербургской тетради и дополнительной.

Какой вывод можно сделать на основании таблиц?

-Население города росло.

- Стр. 20, задание 2.

-В городе жило много иностранцев: в 1818 году в столице насчитывалось около 35000. Среди них – французы, немцы, англичане, армяне, голландцы, поляки. которые молились в своих храмах.

Иностранцы работали ремесленниками, мастеровыми и подмастерьями, врачами и аптекарями Многие были учителями и воспитателями в дворянских семьях.

Немцев насчитывалось около 23000.

85% горожан были русскими .

Мужчин в городе было больше за счет проживания крестьян и 30 – 40 тысяч солдат.

- Чем столица привлекала людей со всех концов России и из других стран? Что они искали в Петербурге ?

…А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым,

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке не раз

Уж отворял свой васисдас

Презентация учащегося: Петербургские типажи : разносчики, торговцы, извозчики, чиновники, водовоз, фонарщик, трубочист…

-стр.24 петербургской тетради.

-Какую роль в жизни города играли петербуржцы, зарабатывающие на жизнь своим трудом?

-В каких условиях жили эти люди? Работа с рабочей тетрадью.

Районы проживания: Васильевский остров, Петербургская часть, Выборгская часть, Охтинская часть. Охта была заселена крестьянами, которые продавали молоко и мебель на Апраксином дворе. Эти районы пустынны зимою, а летом оживают за счет приезда дачников. Жители этих районов сохраняют провинциальное добродушие, простоту в наружном обхождении, гостеприимство – резкие противоположности с характером жителей в центре столицы.

Третья Адмиралтейская часть заселена мещанами и крестьянами, производящими розничную торговлю.

Четвертая Адмиралтейская . Люди небогатые, временно прибывающие сюда из губерний дворяне, чиновники.

По сравнению с количеством жителей Петербурга, аристократов было немного.

Особняк был скромнее дворца по размерам и по занимаемой территории. Внутреннее убранство и интерьеры были изящны и роскошны. Вестибюль, парадная лестница, анфилада комнат, танцевальный зал, детская, библиотека, помещения для коллекций. Особняк графини Лаваль .

Обязанности дворян : служить государю и Отечеству.

Светский образ жизни.

-Салоны, премьеры в театре, выставки, балы, званые обеды.

- чувство собственного достоинства

- мужественность и женственность

-презрительное, пренебрежительное отношение к людям, стоявшим на более низкой ступени развития

- злоупотребление иностранными словами, не понимая их смысла

Главное: большинство петербуржцев презрительно относились к грубому, неприличному слову, громкому разговору, скандалу, пьянству.

Благотворительность: императрица Мария Федоровна строит приюты, богадельни, больницу. Великие князья и аристократы устраивают благотворительные балы, средства от которых идут на помощь бедным, артистам, художникам…

Наряды аристократов. Слайд – шоу.

-пелерины – ротонды, перчатки, веер, фрак, цилиндр, лорнет, цилиндр, жилет, трость.

Возможен вариант игры.

Одежда чиновников – мундир и шинель.

Одежда крестьян, прибывших в Петербург на заработки – красная длинная рубаха – косоворотка, подпоясанные шерстяными кушаками или кожаными ремнями. Широкие синие штаны заправлены в сыромятные сапоги с высокими голенищами. Зимой –тулуп или кафтан, валенки, треух. За поясом одни затыкали топор или молоток, другие –лопату и терку.

Купцы подражали в одежде дворянам, но женская одежа отличалась, они любили украшать себя шалью.

Транспорт первой половины 19 века . Презентация.

Пролетка. Общественный транспорт

Общественный транспорт – омнибус – карета со вторым этажом, империалом. Ее тащат несколько лошадей. Платный, для всех желающих.

Железная дорога. Вокзалы.

Проблемы петербуржцев первой половины 19 века.

Выясняем проблемы современных горожан

Дороги . Булыжные мостовые – грохот.

На Невском в 1825 году инженер Гурьев предложил торцевые мостовые – из деревянных шашечек, но во время дождей они всплывали, требовался постоянный ремонт.

Проблемы от конского навоза.

Наводнения . 1824 год – самое разрушительное.

Проблемы, которые создавали сами люди. хамство, хулиганство, эпидемии, пожары, жилье, транспорт. Лихачество, наезды на пешеходов

-Лихачество, наезды на пешеходов были частым явлением в 19 веке

-Велась борьба с курением.

Подводим итог сравнения современного города с веком девятнадцатым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КТД "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"

Сценарий коллективно-творческого дела для старшеклассников к Дню Толерантности.




Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм.

Урок толерантности "Мы все такие разные, но всё-таки мы вместе!"

Урок толерантности проведен для 2-9 классов. Были поставлены задачи: Познакомить обучающихся с термином "толерантность", его значением. Улучшить психологический климат в школе и т.

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие. "

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX века с проблемами совремнных горожа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок освоения новыми знаниями

1. Этап целеполагания, постановки проблемы урока.

В каком году был основан наш город?

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Ее покрылись острова…

Это было через сто лет. На уроках мы с вами знакомимся с первыми годами после основания города. Когда и города-то еще не было. Были вырублены деревья, кустарники, стояли некоторые строения. Вокруг чего возникал город?

На какой территории возникал город? Какие земли осваивались?

= Городовой остров, Васильевский остров

И там, где уже работало первое предприятие города. Какое?

=Адмиралтейская верфь. На Адмиралтейской стороне

Какие постройки уже можно было увидеть, стоящие разрознено, как отдельные строения?

=Петропавловскую крепость, здание верфи, дворца Петра 1, дворец

Меншикова и т.п. дома рабочих…

Все, что вы назвали появилось само собой?

=Нет. Построили люди

Они первыми приехали сначала как строители, потом оставались жить, обзаводились семьей. Кем их можно считать в нашем городе?

= Первыми жителями города.

Вот сегодня мы и поговорим о первых жителях нашего города. Тема урока?

= «Первые жители Санкт-Петербурга.

Мы с вами знаем, что каждый житель города, как и мы с вами, имеет какие-либо права и обязанности. А первые жители могли иметь права и обязанности?

На какие вопросы будем отвечать, чтобы по теме?

= Кто был первыми жителями города?

Какие права и обязанности имели жители города?

Кто определял права и обязанности жителей города?

Кто же был первыми жителями города?

На доске первый уровень кластера.

Перед вами три текста, составленные на основе архивных документов. Прочитаем тексты и определим.

Первое выделим группы жителей в зависимости от того, как они оказались в городе.

Учащиеся по желанию читают вслух тексты. На доске заполняются уровни кластера.

= 2-й уровень насильно переселенные

Теперь определим, кто они были по сословию или занятости?

Члены царской семьи

Художники (живописцы, скульпторы).

Какова была численность первых жителей города, и каким был национальный состав жителей?

Права и обязанности жителей. Кто определял права и обязанности?

Действительно, все устанавливал сам царь Петр I. Но сам он не мог неотлучно находиться в городе, т.к. шла.

А следить за выполнением указов было необходимо. Поэтому в первые годы за надзором выполнения указов был назначен генерал-губернатор города. А эту обязанность выполнял Александр Данилович Меншиков.

Он выполнял военное и гражданское управление. В 1718 году была учреждена Главная полицмейстерская канцелярия. В обязанности ее входили: следить за порядком в городе и хозяйственные функции, например, осушение болот, установка фонарей на улицах и скамеек для отдыха. По началу в ней работали 4 офицера и 30 рядовых. Возглавлял Полицмейстеркую канцелярию генерал-полицмейстер Антон Мануилович Девиер ( António Manuel de Vieira ) (португалец), назначенный Петром I .

Генерал-губернатор и генерал-полицмейстер должны были выполнять все желания царя, а иногда и предугадывать их, следить за выполнением указов всеми жителями. В более поздние годы эта организация стала органом, отвечающим за безопасность горожан - полицию.

Какие права и обязанности имели жители города?

Составим таблицу, изучив архивные материалы, и сделаем вывод. Название таблицы.

Сколько столбцов, какие.

На доске таблица.

Перед вами тексты, составленные по указам Петра I .

Какие их них устанавливают права, а какие обязанности жителей города.

Учащиеся читают тексты. Определяют права и обязанности.

Права и обязанности первых жителей Петербурга

= Мощение улицы перед домом

= Поддерживать в порядке дом и улицу

= Иметь транспортное водное средство: ялик, лодку, яхту

Отдыхать от работы, участвовать в праздниах

= Обеспечивать свою безопасность

= Убирать улицы и вывозить мусор за пределы города

= Платить за проезд по Главной улице

= Сдавать в музей найденные диковины

= Сдавать экзамен на мастерство

Учащиеся определяют право на пользование аптекой, но лечение самостоятельное, обеспечение продовольствием.

Это лишь часть Указов Петра Первого.

«Первыми жителями Санкт-Петербурга были…

«Первые жители Санкт-Петербурга имели…

Ответ на проблемный вопрос

Так почему мы с вами называли их жителями Петербурга, а не петербуржцами?

= А город еще только создавался, только формировался облик

города, рождались традиции, самого города еще почти не было,

он был только намечет, и существовал в воображении Петра I .Петербуржцы любят город, своим трудом прославляет город,

сохраняет наследие и преумножает его, хранит память о подвигах

города, его людях, внимателен и уважителен к соседу, хранит

и продолжает традиции города…

Домашнее задание:

Адресат разработки: учащиеся 7 класса

Цель урока: Сформировать целостное представление о племенах, живших в древности на территории Северо-Запада Руси.

Задачи урока:

  1. Способствовать формированию целостного представления о первых жителях Северо - запада Руси.
  2. Актуализировать знания учащихся, полученные ранее.
  3. Дать возможность самостоятельно приобретать знания, делать выводы при помощи различных типов заданий.
  4. Оказать помощь не только в проведении, но и в подготовке к уроку, так как в гиперссылках представлен дополнительный материал на усмотрение учителя

Оборудование к уроку:

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке:

Сегодня мы с вами познакомимся с историей заселения нашего края в глубокой древности, когда здесь появились первые племена.

III. Объяснение нового материала

(Примечание: Материалы слайдов № 4, 5, гиперссылки на которые содержит слайд № 3, используются по усмотрению учителя. Структура презентации предусматривает переход от слайда № 3 сразу к слайду № 6)

- Как же расселились эти народы по территории современной Ленинградской области? Ответить на этот вопрос нам поможет Слайд № 7 и уже знакомая нам карта на странице 4-5. Укажите на карте, где жили прибалтийско-финские народы и славяне (по южному берегу Финского залива – водь, в устье Невы – ижора, на Карельском перешейке – корела, на Северо-Востоке нынешней Ленинградской области – вепсы (весь), славяне – в Южном Приладожье и по берегам реки Волхов, в варяги – в устье реки Волхов).

Б) Слово учителя:

Итак, мы с вами выяснили, как расселились по территории нашего края его первые жители. А теперь нам предстоит узнать, каковы были их занятия. Природа нашего края не баловала людей. Редкие солнечные дни, морозные зимы, дождливая осень и короткое лето – все почти как сейчас.

В) Слово учителя:

Следующая часть нашего урока посвящена верованиям наших предков (Слайд № 9). До X века жители края верили в особую могущественную силу Природы и обожествляли ее. Как называется такая религия? (Язычество). Прочитайте текст на стр. 10-11, подчеркните в тексте, кому и чему поклонялись жители края до конца X века. Итак, на слайде мы видим русалку и водяного, лешего и домового, обереги, которые упомянуты в тексте. Но наши предки поклонялись не только богу скота Велесу, силам Природы и мифологическим существам, но и другим могучим Богам. Каким? (Актуализация знаний учащихся, полученных на уроках Истории Отечества)

(Примечание: Материалы слайда № 13 , гиперссылки на который содержит слайд № 12, используются по усмотрению учителя. Структура презентации предусматривает переход от слайда № 12 сразу к слайду № 14)

Г) Следующий этап нашего урока посвящен местам расселения первых жителей нашего края (Слайд № 14). Предположите, где могли селиться люди в древние времена. Привлеките свои знания из курса 6 класса (Города-крепости, монастыри, деревни). Как вы думаете, каких населенных пунктов было больше всего? (Правильно, деревень). С жизнью деревень на территории нашего края мы познакомимся с вами очень скоро, а вот о крепостях и монастырях вы уже кое-что знаете.

(Примечание: Материалы слайдов № 15, 16 , гиперссылки на который содержит слайд № 14, используются по усмотрению учителя. Структура презентации предусматривает переход от слайда № 14 сразу к слайду № 17, то есть без повторения материала о крепостях и Тихвинском Успенском монастыре)

Д) И, наконец, последний этап урока – финно-угорские племена в наши дни. Перед вами таблица, которая содержит некоторые сведения о современном состоянии этих племен (Слайд № 17). Какие выводы можно сделать из материалов таблицы? (наиболее распространенные выводы касаются неизменности районов расселения, уменьшения численности племен, крайне низкой численность племени водь, схожести флагов племен с флагами стран Скандинавии)

Современные финно-угорские племена берегут свою историю, язык, культуру. Прослушайте карельскую народную песню в исполнении хора Петрозаводского государственного университета (Слайд № 18)

Е) Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, домашнее задание.

Читайте также: