Песня танец и марш в музыке кабалевского 2 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш".

ВложениеРазмер
Технологическая карта урока музыки во 2 классе. 128.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

- Воронина Любовь Анатольевна

- Учитель высшей квалификационной категории

- город Исилькуль, Омская область, Россия

- Учитель музыки, искусства, МХК

- Продолжительность урока - 45 минут

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет Музыка класс 2

Место урока по теме

Песня, танец, марш

Формы, приемы, методы

Урок контроля знаний и умений

Педагогическая цель: создание условий для развития общукультурных, коммуникативных, учебно-познавательных компетнций;

выявления степени усвоения изученного материала.

Цель для обучающихся: использование обучающимися творческих возможностей, представление изученного материала в новой форме. (По таксономии Блума уровень творчества)

  1. Когнитивная : анализируют элементарные музыкальные жанры, определяют их на слух, вокально и пластически интонируют их.
  2. Деятельностная: создание условий для развития компетенций:
  • Общекультурной аспект: соблюдение условий и правил, проявление креативности (фантазии и смекалки, оценивать результаты деятельности)
  • Коммуникативной аспект: продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление.
  • учебно-познавательной аспект: целеполагание и планирование деятельности, анализ предлагаемых ситуаций, нетрадиционное решение ситуаций.
  1. Личностная: культура общения, умение слушать друг друга, в ответственность за результаты коллективного труда, эмоциональную открытость, артистичность, самостоятельность, интерес к предмету.
  1. Элементарные жанры в музыки: песня, танец, марш.
  2. Жанры песен, танцев, маршей.
  3. Основные правила работы в команде.
  1. Определять на слух элементарные жанры в музыки: песня танец марш.
  2. Определять вокальные и пластически интонировать музыкальные жанры, соблюдая их признаки (размер, темп, характер, настроение)
  3. Выполнять правила взаимодействия в команде (уважение, соблюдение условий, вклад каждого члена группы, выполнение отведенной роли, представление группового результат, проявлять солидарность, взаимовыручку, толерантность)
  4. Оценивать свою деятельность и деятельность команды.

Коммуникативная: умение работать в команде, умение совместно представлять результат работы, умение петь в ансамбле, умение исполнять хореографические движения в группе.

Учебно-познавательная компетенция: умение ставить цель , умение систематизировать, анализировать предлагаемую учебную ситуацию, нетрадиционное решать учебную ситуацию.

Общекультурная: умение соблюдать условия и правила работы; самооценка, взаимооценка, понимание предназначения элементарных музыкальных жанров, понимание роли музыки в жизни людей.

Оценочны карты (ватманы);

I этап: Организационный этап (2 минуты)

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Интрига. Обращение к ученикам:

- Ребята, вы зашли в кабинет музыки и обратили внимание на необычную обстановку (Приложение № 1). Как вы считаете, что нас ожидает сегодня на уроке?

-Парты поделены на три группы. Как вы думаете, что нам необходимо сейчас сделать?

На столах стоят сигналы: стол - песня; стол - танец, стол - марш. Для каждого из вас будет звучать мелодия какого - либо жанра. Ваша задача - пройти и сесть за тот стол, музыка которого будет звучать.

Рассматривают кабинет. Высказывают предположение о том, что возможно, они сегодня поиграют.

Каждый ученик по очереди слушает музыку и проходит к нужному столу.

Формируются три команды: песня, танец, марш.

Учебно-познавательные: строить предположения, анализируя внешнюю ситуацию;

самопроверка имеющихся знаний (выбор места согласно звучащему жанру).

Высказывать свои суждения.

Внешнее проявление заинтересованности.

Выбор места согласно звучащему жанру: песня, танец, марш.

Класс поделился на три команды.

ное выявление умения определять песню, танец, марш на слух.

II этап: Постановка цели и задач (3 минуты)

Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез.

-Конечно, одна из задач -проверить свои знания по теме, которой посвящено было много уроков. Но мы поделились на команды, поэтому какая ещё задача перед нами стоит?

- Вы правы. Нам предстоит проверить свои знания, умения необычным способом, мы будем учиться работать в команде: быть активными, подчиняться лидеру,

четко выполнять свою роль, соблюдать общие интересы, проявлять внимание друг к другу, проявлять уважение и терпение друг к другу, проявлять чувство локтя, быть всем как один.

Учитель на доске прикрепляет цели урока и правила работы в команде (можно через пентаграммы).

Возможные ответы ребят:

- Проверить себя, хорошо ли мы различаем эти жанры.

Возможные ответы ребят:

- Мы будем соревноваться, придумывать что-то интересное. Главное, что мы в своей команде должны быть вместе. Вместе выполнять задания, решать поставленные задачи.

Анализировать сложившуюся ситуацию.

Высказывать собственные предположения (навык монологической речи).

Наблюдение за степенью активности в процессе рассуждений.

Определены цели урока:

- Учиться работать в команде.

III этап: Выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений (35 минут)

Организовать действие по обобщению:

анализ признаков объекта;

выделение главных признаков;

объединение словом или предложением;

оформление вывода о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.

ИСПЫТАНИЕ № 1 (11 минут)

- Вы теперь команда. Вам необходимо за 7 минут подготовить визитную карточку, в которой обязательно должны присутствовать:

- ответ на вопрос: какую роль в жизни людей играет ваш жанр (для чего он нужен),

- демонстрация вашего музыкального жанра.

- нужно выбрать капитана команды (лидера);

- каждый член команды должен принять участие в визитной карточке;

Оцениваться будет слаженность, синхронность и единство (мы как один) команды.

Помните, что у вас мало времени - всего 7 минут. У каждой команды будет 1 минута, чтобы презентовать свою визитную карточку.

Учитель вывешивает на доске оценочную карту - лист (Приложение 2)

В конце испытания заполняет оценочную карту

Территория творчества (10 минут)

Ребята мы знаем, что песня часто встречается в одном музыкальном произведении либо с маршем, либо с танцем.

Команды, вам необходимо на предложенный поэтический текст сочинить и исполнить, используя шумовые инструменты, всем вместе, дружно песню- танец или песню - марш. Не забывайте, что вами руководит ваш капитан, которого вы выбрали.

-использование шумовых инструментов;

- соблюдение признаков жанра;

- единство команды (все как один);

Учитель вывешивает на доске оценочную карту (Приложение 3)

Помните, что у вас 5 минут на подготовку и 1 минута на презентацию свих творческих продуктов.

В конце испытания заполняет оценочную карту.

Задай вопрос (продолжительность 13 минут)

Приготовьте один вопрос для какой - либо команды (марш задает вопрос песне, танец задает вопрос маршу, песня задает вопрос танцу) о своем музыкальном жанре.

Изучите вопросы, которые вам приготовили соперники и подготовьте ответы таким образом, чтобы каждый член команды принял участие в ответе на вопрос, проявите оригинальность, смекалку, творчество, можете использовать музыкальные записи, шумовые инструменты. (7 минут)

Оцените ответы соперников.

3 балла - ответ интересный, все участники команды принимали участие в ответе, команда проявила смекалку.

2 балла – ответ интересны, команда проявила смекалку, не все члены команды приняли участие в ответе на вопрос.

1 балл - один член команды просто ответил на вопрос.

0 - команда не ответила на вопрос.

Вывешивает оценочную карту на доске (Приложение № 4)

Подведение итогов (подсчет общего количества баллов в каждой команде) (Приложение № 5)

Совместное исполнение песни или танца по желанию в честь победителей.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну под названием музыка. А пойдем мы морским путем, т.е. поплывем на необычном транспорте – на трех китах. Но киты. Ребята, нас не повезут, пока мы не отгадаем, как их зовут. Может быть, кто из вас знает? Правильно, их зовут Марш, Танец, Песня. Ребята, а что еще означают эти три слова?

Да, это три основы, на которых держится музыка. Итак, отправляемся в путь. В страну Музыка.

Вот Музыка – волшебная страна.
Она красива, ласкова, нежна.
Три королевства разных в ряд
в стране волшебной той стоят.
Вот марш, он величав и строен
из громких звуков он построен.
А если кто к искусству глух –
наверняка захватит дух.
И королевство танца есть,
людей веселых там не счесть.
Весь день резвятся и кружатся
и лишь под утро спать ложатся.
А в королевстве третьем – песня
и грусть и радость жили вместе.
Когда они в одно сложились,
по миру песни полились.
Поют их взрослые и дети,
все люди, что живут на свете.
Вся музыка – волшебная страна,
а без нее и жизнь скучна.
В трех королевствах побываем
и многое мы там узнаем.

Итак, ребята, первое королевство маршей. Скажите, при каких жизненных обстоятельствах звучат марши?

(праздничные демонстрации, спортивные праздники, военные парады и др.)

- Какой, по-вашему, прозвучал сейчас марш?

Словом передать не в силах
марша героизм и дух.
Просто кровь застынет в жилах,
поразит ваш тонкий слух.
Этих строгих нот слиянье,
мужество солдат в звучанье.
Неотступность и борьба,
зов к победе и стрельба.

В каждом городе есть спортивный стадион. В королевстве маршей он тоже есть. Каждое утро футбольная команда королевства выходит на тренировку под звуки марша. А как называется этот марш?

- Правильно. Этот марш спортивный. Он звучит бодро, настраивает игроков на победу.

В спортивной жизни все в движенье –
большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязание,
в нём есть дух соревнования.
Победы без него не будет.
Спортивный марш так любят люди!

- Ребята, а этот марш легче по звучанию, чем военный?

(легче, звонче, он спортивный)

- Следующее королевство, которое находится в стране Музыка называется… Правильно, танец.

Ребята, попробуем определить, какое звучит произведение и какого композитора? Мы его с вами уже слушали

Ребята, представьте, что мы находимся на балу, и пары плавно кружатся под звуки этого чарующего вальса.

Бал в разгаре. Все кружатся по паркету
След ложится от летящих пар.
Если ты еще не стар,
то почувствуй наслажденье
от мелодии, движения.

Закройте глаза и, покачиваясь в разные стороны, постарайтесь передать плавность и кружение этой музыки.

(дети слушают музыку и выполняют движения)

- Ребята, а что это за танец и какого композитора?

- Правильно. Какой характер музыки этого танца?

(быстрый, легкий, веселый)

- Какие движения можно делать под эту музыку?

(прыгать, хлопать в ладоши, притопывать ногой и т.д.)

- Послушайте еще одно произведение и скажите, кто, по-вашему, может танцевать под эту музыку.

- Правильно, большое животное: бегемот, слон, медведь. Как называется этот танец?

- Наше путешествие продолжается дальше. И вот мы с вами приблизились к третьему королевству – Песня:

Одно королевство осталось у нас.
Мы с ним познакомимся прямо сейчас.
Нас песня веселая вдаль увлечет,
подарит всем солнце
и к звездам полет.
Разбудит нас утром звеня и маня,
а вечером сны принесет для тебя.

- Ребята, вы прослушали песню, а теперь скажите, как она звучит: грубо, сердито, весело, звонко, или может грустно, печально? А как называется эта песня? Чья?

- Ребята, а какие бывают песни по характеру музыки?

(грустные, веселые, быстрые, плавные и др.)

- Сейчас мы с вами вспомним песни, которые успели выучить за всю четверть. Но для начала мы должны подготовить свои голоса для исполнения песен – распоемся, вспомним упражнения.

Физ.минутка (2 минуты)

3. Распевание и исполнение песен

- Ребята, а как называется первая песня, которую мы выучили?

- А какая это песня: композиторская или народная?

- Да, русская народная песня. Как надо петь эту песню?

(плавно, не спеша, напевно)

- Сейчас мы споем её так:

первый куплет поет первый ряд, второй куплет поет второй ряд, третий куплет соответственно поет третий ряд, четвертый куплет все вместе.

Поем песню спокойно, не спеша, четко произносим слова, слушая друг друга.

- Ребята, а какую песню мы разучили про школу?

- Кто хочет выйти и спеть нам эту песню? Пожалуйста.

- Герой из какой песни изображен на этом рисунке?

- Как надо исполнять эту песню? Споем эту песню все вместе, изображая инструменты, на которых играл музыкант в этой песне.

- Ребята, а какую песню вы разучили об осени?

- сейчас мы все вместе споём и покажем движение рук, как кружатся, танцуют листочки в воздухе .

Давно нам песня знакома,
её мы услышали дома,
когда в колыбели лежали
и мало еще понимали.
Маме так часто пелось,
что нам тоже петь захотелось.
Растем мы, а петь продолжаем,
и в жизни покоя не знаем.

На этом наше путешествие по волшебной стране музыка заканчивается. Много интересного вы узнали в этой стране.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №151

Конспект урока музыки для 2 класса

Остроумова Олеся Борисовна

Категория: соответствие должности

Песня-танец-марш

(игра-путешествие, 2 класс)

Цель : научить распознавать характерные особенности трех основных музыкальных жанров: песни, марша и танца.

1. отработать умение у учеников определять характер музыки, давать характеристику музыкального произведения.

2. Обеспечить развитие у учащихся музыкальной памяти, творческого воображения и эмоционального отклика на музыкальные произведения.

3. Содействовать пробуждению у детей интереса к музыкальному искусству, способствовать воспитанию культуры слушания музыки.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся выделять характерные особенности жанров музыки: песни, танца, марша; определять характер музыкального произведения; узнавать на слух музыкальные произведения.

- познавательные : осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы.

- Регулятивные: саморегуляция как способность к волевому усилию.

- Коммуникативные : потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные : формирование положительного отношения к учению.

Формы организации учебной деятельности: Групповая, индивидуальная, коллективная.

Дети входят в класс.

Учитель : Я приветствую вас, мои юные друзья! Сегодня у нас урок необычный: мы совершим музыкальное путешествие по приглашению феи Музыки.

Учитель показывает детям красиво оформленный свиток.

- Давайте прочтем это послание.

«Дорогие ребята! Я приглашаю вас к себе в гости, в музыкальный замок! Но дорога туда непростая: вам придется преодолеть несколько препятствий. Если все задания вы выполните верно, то ворота замка будут для вас открыты!

Учитель : И вот первое препятствие: нужно узнать и рассказать всё о музыке, которую вы сейчас услышите.

- Ребята, как вы думаете, какие движения было удобно делать под эту музыку? (Шагать, марщировать).

- Что вы представили, когда слушали это произведение? Кто может маршировать под эту музыку? (солдаты, военные).

- Солдаты какие? Большие или маленькие? (маленькие)

- Как вы об этом догадались? (ответы детей)

Дети выполняют задание.

Учитель : препятствие второе - перед нами хмурая туча, из которой вот-вот прольется дождь. Давайте споем песню о дожде, правильно и красиво интонируя. Дождику песня понравится и тогда он быстро закончится и пропустит нас.

- Как звучала песня? (нежно, мягко, ласково)

- Перед тем, как исполнять песню, необходимо подготовить свой голос, т.е. распеться.

Учащиеся с учителем поют распевки:

1. диапазон терции: та-ти-та-ти-та по полутонам; на одном звуке фраза: я пою по полутонам; по звукам трезвучия на staccato и legato : я-а-а-а-а по полутонам.

Исполнение песни. (работа хором, в парах, по рядам).

- А как можно украсить наше исполнение песни? Какой из лежащих на столе инструментов поможет нам изобразить капли дождя? (треугольник)

Исполнение песни под аккомпанемент треугольника.

Учитель : Молодцы! Мы можем отправляться дальше. А вот и новое препятствие.

- Как звучала это музыка? Как можно ее назвать? (Вальс, нежный, красивый, воздушный).

- Как вы думаете, кто на этот раз мог бы станцевать вальс? Давайте закроем глаза и снова послушаем музыку.

- А как можно придать этому вальсу более сказочное и волшебное звучание? Пусть кто-нибудь из вас сыграет на треугольнике, а другие ребята будут подыгрывать на маракасах.

Учитель: А наше путешествие продолжается!

- Что это за пьеса? (легкий, веселый, задорный танец. Похож на польку)

- Верно! Это полька. А кто чаще всего танцует польку? И что особенного в ее исполнении? (танцуют дети, особенность-в прыжках и хлопках).

- Послушаем польку еще раз: когда в польке будут ясно слышны громкие звуки - мы хлопнем в ладоши.

Дети выполняют задание.

- А какие можно добавить инструменты для того, чтобы полька звучала ярче? (бубен).

Слушание польки и аккомпанирование на бубне.

- Давайте попробуем с помощью движений рук показать нежность музыки, красоту цветущего поля и осторожный шелест ветра.

Учащиеся выполняют упражнение.

Учитель: Молодцы! Я думаю, у нас получилось преодолеть все препятствия на пути и фея Музыки непременно нас встретит в своем замке.

Терцией называют и музыкальный интервал, то есть расстояние от одного до другого звука по высоте.

Увидеть терцию в музыкальном произведении очень легко: нужно просто представить, какие звуки могут находиться между двумя соседними.

Ключевые слова

Песня, танец, марш, музыкальные инструменты, импровизация, размер, инструментальная музыка, лад, динамика.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, как музыка передаёт характер человека;

научимся понимать содержание музыки Д.Б. Кабалевского;

сможем импровизировать.

Основное содержание урока

«Грустный клоун громко плачет,

А веселый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Правильно, музыка 1-й и 3-й частей звучит шутливо, изображает веселого клоуна. А какой лад помогает передать это настроение? Да, мажорный. Музыка 2-й части — это музыка клоуна, у которого ничего не получается, поэтому он грустит, а значит и музыка звучит иначе. В каком ладу? Действительно, в минорном.

  1. У музыки свой особенный язык - язык звуков. И свои выразительные средства: мелодия, темп, лад, динамика, тембр, ритм, размер. Средства музыкальной выразительности взаимодействуют в разных жанрах музыки. Основных жанров – три. Это песня, танец и марш. На них держится вся музыка.

Дмитрий Борисович Кабалевский назвал их тремя китами подобно трём китам, держащим на своих спинах Землю согласно старинной легенде.

Первый кит - марш. Под такую музыку так и хочется помаршировать! Давайте с вами промаршируем. А можно и продирижировать: раз – два, раз- два! Мы познакомились с тремя основными простыми жанрами в музыке: маршем, танцем, песней.

Разбор типового тренировочного задания

Послушайте музыку.

Установите соответствие между названиями произведений и характерами интонаций.

Интонации динамичные озорные, шутливые.

Интонации светлые, лирические, вдохновенные.

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу:

Исполнитель: Струнный дуэт А. Векслер и Д. Долганов.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 00:25 сек.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 00:25 сек.

Интонации светлые, лирические, вдохновенные.

Интонации динамичные озорные, шутливые.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Подумайте, под какую музыку вам захотелось бы мечтать?

Разбор типового контрольного задания

Найдите произведения Д.Б. Кабалевского, написанные в жанре песни, среди представленных:

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу:

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Попробуйте напеть мелодии этих произведений. Это поможет ответить на вопрос.

Читайте также: