Первые попытки модернизации россии реформы петра 1 оценка его деятельности в историографии конспект

Обновлено: 06.07.2024

В советской историографии не формировалось единого взгляда на петровские преобразования. Чаще распространено было мнение, что на ход преобразований повлияла война со Швецией. Но в этом периоде учёные пришли к одному выводу, что реформы Петра I принесли больше пользы нашей стране, и, в основном, они придерживаются западнической точки зрения.

3. Современная историография петровских реформ

Современные учёные относятся к эпохе Петра I объективно, называя европеизацию России необходимыми средствами для страны, и придерживаясь западнической направленности в своих трудах. Считая, также, что Пётр был императором крайностей, если он чего-то хотел, то требовал этого немедленно.

Общая характеристика периода. Правление Петра Пер­вого считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. В оценке петровских реформ уже современники первого императора раздели­лись на два лагеря: сторонников и противников его преоб­разований. Спор продолжался и позже. В XVIII веке М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достой­ное место среди государств Запада и Востока. Следует от­метить, что к этому времени в стране уже были заметны значительные сдвиги в развитии. Возникли первые про­мышленные предприятия мануфактурного типа, росли ку­старные промыслы, ремесла, развивалась торговля сель­хозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и гео­графическое разделение труда — основа сложившегося и раз­вивающегося всероссийского рынка. Выделялись промыс­ловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века все более отчетливо оформляется абсолютизм. Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная про­грамма, во многом совпадавшая с его реформами. Однако реформы, как они были исполнены Петром, были его лич­ным делом, делом беспримерно насильственным, но необхо­димым. Обновление России нельзя было предоставлять по­степенной тихой работе времени, не подталкиваемой на­сильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа.

ранее Персии. В качестве главных направлений преобра­зовательной политики Петра I можно выделить реформу ар­мии и флота, реформу государственных органов управления, реформу сословного устройства, церковную, экономическую реформа, а также реформу в области культуры и быта.

Военная реформа. В России создается регулярная ар­мия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали со­ставлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с обще­армейскими уставами. Главными из них были Воинский (1716 г.) и Морской (1720 г.) уставы? в разработке кото­рых участвовал Петр I. Выросло производство артиллерий­ских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия за­менялась орудиями новых образцов. В начале ХУШ века впервые в истории России был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. К концу царствования Балтийский флот насчитывал в сво­ем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких судов с 28 тысячами человек в составе экипажа.

Создание регулярных армии и флота потребовало но­вых принципов их комплектования. В основу была поло­жена рекрутская система, обладавшая несомненными пре­имуществами перед другими имевшими в то время форма­ми комплектования. Дворянство освобождалось от рек­рутской повинности, но для него обязательна была воен­ная или гражданская служба. Для управления, комплек­тования, обучения, содержания и обмундирования этой регулярной армии был создан сложный военно-админист­ративный механизм с коллегиями Военной, Адмиралтейс­кой, Артиллерийской, с канцелярией во главе. Расходы на содержание армии составляли 2/3 бюджета страны.

Реформы органов власти и управления. В первой чет­верти XVHX века был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дво-рянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютиз­ма. Вся полнота законодательной, исполнительной и судеб­ной власти сосредоточилась в руках Петра, который после

окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Взамен устаревшей систе­мы приказов было создано 12 коллегий, каждая из кото­рых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымало значитель­ную их часть на нужды казны. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и ред-

костей. Это было началом музейного дела в России. Логи­ческим итогом всех мероприятий в области развития на­уки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге. С первой четверти XVIII в. осуществ­лялся переход к градостроительству и регулярной плани­ровке городов.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами зап­рещалась и заменялась новой. Петр I учредил ассамблеи для дворян с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обще­стве. Изменения в быту и культуре имели большое про­грессивное значение, но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, пре­вратили использование достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий.

В промышленности России в этот период произошел на­стоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промыш­ленность, главными отраслями которой являлись метал­лургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность. Особенностью промышлен­ности было то, что она основывалась на принудительном труде, что означало распространение крепостничества на

новые формы производства и новые сферы экономики. Бур­ное для того времени развитие мануфактурной промыш­ленности в значительной степени было обеспечено протек­ционистской политикой русского правительства, направ­ленной на поощрение развития экономики страны.

С развитием промышленности и торговли были связа­ны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экс­педиций. В это время появились крупные технические нов­шества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области.

Итоги реформ. Все изменения происходили на феодаль­но-крепостнической основе* Однако изменения во всех сфе­рах социально-экономической и политической жизни стра­ны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти ХУШ века в качественный ска­чок. Средневековая Московская Русь превратилась в Рос­сийскую империю. В ее экономике, уровне и формах разви­тия производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организа­ции армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные пере­мены. Коренным образом изменились место России в мире и ее роль в международных отношениях того времени.

Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего раз­вития. Более того, темпы и размах освоения им новых тер­риторий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно на­зревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более от­четливо показывали, что укрепление и развитие феодаль­но-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны. Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлет­воряя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и от-

крытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающую­ся крайним ожесточением.

Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феода­лизма. Интересы самодержавно-крепостнического государства, как и общенациональные интересы страны, требовали лик­видации технико-экономической и культурной отсталости. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка воль­нонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сослов­ных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, рас­ширение и законодательное оформление его прав и привиле­гий. Замедленность формирования буржуазии и превраще­ния ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостни­ков, приводила к тому, что купечество и заводчики оказы­вались втянутыми в сферу крепостнических отношений. Слож­ность противоречивость развития России в этот период оп­ределили и противоречивость деятельности Петра и осуще­ствленных им реформ. G одной стороны, они имели огром­ный истерический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, кре­постническими методами и были направлены на укрепле­ние их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консерва­тивные черты, которые в ходе дальнейшего развития стра­ны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвида­цию социально-экономической отсталости. В результате пет­ровских преобразований Россия быстро догнала те европейс­кие страны, где сохранилось господство феодально-крепост­нических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

Оценки деятельности Петра I. В отечественной исто­риографии можно выделить несколько основных направ­лений в оценке преобразований Петра Первого.

ности и реформах Петра в восторженных тонах, приписы­вая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике России.

Материалистическое направление всемирно-историче­ской теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

Однако в той огромной стране под названием Россия нашёлся человек который решил повернуть её вектор развития в сторону Запада (а по сути развития).

Преобразование / модернизация стала возможна благодаря грандиозным внутренним преобразованиям и победам над противниками России (Швеция, Турция), которые произошли в царствование императора Петра I.

Пётр Алексеевич во время путешествия посетил Ригу, Кёнигсберг, Бранденбург, Голландию, Англию, Австрию, был намечен визит в Венецию и к главе католической церкви папе римскому.

По приказу Петра в Европе были наняты иностранные инженеры и прочие специалисты по кораблестроению.

Именно в результате этой поездки Пётр переориентировал всю российскую политику и стратегию на Запад, что позднее приведёт к войне с Швецией за Прибалтику.

Нужно отметить, что ярым сторонником европеизации Руси был друг детства царя Петра, - Василий Голицын.

Итак, основные преобразования Петра:

  1. Боярская Дума была заменена Сенатом.
  2. Вместо приказов созданы Коллегии (вроде департаментов).
  3. Церковь стала государственным институтом, был создан руководящий орган Синод.
  4. Была организована система самоуправления (западный опыт), - магистрант.

Так же в эпоху Петра получили распространение доносы, поощряемые властью, это было к сожалению не первый раз в истории России.

  1. Страна делилась на административные единицы: губернии. Глава губернии был губернатор, он назначался лично царём. Власть отныне стала ещё более централизована чем раньше.
  2. Армия. Подразделения (армейские) расквартировывались по городам. В каждом городе был свой небольшой гарнизон, делалось это для пресечения попыток бунтов (если вдруг возникнут).

Читайте также: