Переяславская рада конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Переясла́вская рада — собрание представителей запорожского казачества во главе с Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 г. в Переяславе.

1. Исторические предпосылки

Проживавшее в Речи Посполитой русское православное население подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях Россия выглядела естественным союзником повстанцев. Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже, после отказа Сигизмунда III удовлетворить требования об увеличении реестра, посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство.

В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять православное население Украины в российское подданство.
В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий[1].

В 1648 году вспыхнуло крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Восставшие состояли преимущественно из казаков, а также из мещан и крестьян. Ряд одержанных побед над польским войском позволил им заключить с Варшавой Зборовский мирный договор, предоставивший казакам автономию.

Вскоре, однако, война возобновилась на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы восстания, обратился к России с просьбой принять Запорожское казачество в её состав.

Осенью 1653 г. Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о принятии в подданство Русского царя Запорожского казачьего Войска, а 23 октября (2 ноября) 1653 г. русское правительство объявило войну Речи Посполитой.

2. Решение Земского Собора

Решение Земского Собора 1653 г.

А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.

А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.

И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…

— Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.
Т.3. Акты Земских соборов. М., Юридическая литература, 1985.

3. Подготовка Переяславской рады

Для ведения переговорного процесса между Русским государством и восставшими казаками в Переяславщину из Москвы 9 (19) октября 1653 г. отправилось большое посольство во главе с боярином В.Бутурлиным. В составе московского посольства также были окольничий И.Алферьев, дьяк Л.Лопухин и представители духовенства.

Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г. (10 января 1654 г.). Б.Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 (16) января 1654 г.

4. Генеральный военный совет в Переяславе

8 (18) января 1654 г. в Переяславе состоялся старшинский совет запорожского казачества, а со временем — генеральный военный совет. В нём приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава. Не было представителей от мещан (кроме Переяслава) и духовенства.

Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — волная дорога.

— Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. Т. 3, М., 1954. С. 373.

После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Б. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы послы первыми принесли присягу от лица царя. Однако, В. Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным.

После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.

После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси и запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю.

Отказалось присягать высшее православное духовенство в Киеве. Часть мещан Переяслава, Киева и Чернобыля были насильно принуждены к присяге казаками. Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков. Неизвестно, присягала ли Запорожская Сечь[4].

Тем не менее, согласно данным московского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины и холопы к присяге не приводились).

5. Последствия Переяславской рады

Марка в честь 300-летия Переяславской рады, 1954

В результате Переяславской Рады и последовавшей за ней русско-польской войны, часть православного населения Речи Посполитой, присоединившись к Русскому царству, избавилась от национального и религиозного угнетения.

Для России соглашение привело к приобретению части земель Западной Руси (включая город Киев), что оправдывало титул российских царей, — государь Всея Руси. Московская Русь становилась собирателем земель со славянским православным населением.

Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г.

Второе Переяславское соглашение было заключено 27 октября 1659 г. между Юрием Хмельницким, сыном Богдана Хмельницкого, и представителями русского царя. Это соглашение ограничило самостоятельность гетманов и было следствием перехода Выговского на сторону Речи Посполитой.

С 300-летнего расстояния о событиях того времени русский историк Гумилёв, Лев Николаевич написал:

2. Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. Т. 3, М., 1954. С. 373.

3. Ригельман А. И. «Летописное повествование о Малой России

5. ISBN 5-17-012201-2| Эта точка зрения Гумилева подробно поддерживается обширным текстом в книге

2. Украинско - бел орусские земл и в составе Речи Посполит ой.

Украинско - белору сские земли в с ост аве Речи Поспо литой . Судьба

украинских и бел орусских земель в XIII - XVI в . Наход ясь в составе П ольши

(Речи Посполит ой), православ ное населени е этих террит орий находил ось в

особо тяжелом положен ии, но не з абывало о е дином проис хождени и

восточных славян, продолжая называть себя Русью. В 1 596 г. сост оялась

Брестская уния, к огда пр оизошло об ъединение п равославн ой и католическ ой

церквей. Одна ко большая часть правос лавного населе ния Украины и

Белоруссии у нию не признал и. Давлени е со стороны правит ельства

натолкнулось на сопротивле ние, в том числе воо руженное пра вослав ных. В

20 - е гг. роль защитн иков православ ной веры и русского населения Ук раины

С 1648 года начи нается наиболее а ктивный пе риод борьб ы украинс кого

народа за независ имость от поляков. Однако Хмель ницкий понимал, что

самостоятельно ему не справ иться. Он нуж дался в поддер жке России, та к как

казаки не имели в оенной промышле нности и не могли вест и

широкомасшта бные боевые действия. Поэтому Б огдан Хмел ьницкий

обратился к русскому царю с просьбо й принять Ук раину п од

покровительство Р оссии. О днако в Мос кве не торопил ись с ответом:

согласие означ ало начало в ойны с Р ечью Посп олитой, а в Р оссии не было

средств на н овую войну. Тог да Хмельницкий п ригрозил, что он обрат иться за

покровительству к т урецком у султану. После долгих колебаний в 1 653 г. был

созван земский с обор, кото рый и принял решение о пр исоединении

левобережной Украины (Мал ороссии ) в состав Росс ийского гос ударства. Го д

Цели и задачи: познакомить с историей вхождения Украины в состав России; характеризовать процесс вхождения Украины в состав России; описывать причины присоединения украинских земель, факторы объединения русского и украинских народов.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: голытьба, реестровые казаки, униат; составлять рассказ о Запорожской Сечи на основе материалов учебника, отрывков из исторических источников, произведений литературы и сведений исторической карты; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения воссоединения Украины с Россией; читать историческую карту и ориентироваться в ней; метапредметные УУД — I) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения; уважительно относиться к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; оценивать исторические события и роль личности в истории; формировать российскую гражданскую идентичность.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

(Комментированный разбор домашнего задания. Ответы на вопросы к § 21—22 на с. 66 учебника.)

III. Мотивационно-целевой этап

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Западнорусские земли в составе Речи Посполитой.

2. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.

3. Вхождение Украины в состав России.

Проблемный вопрос

— Почему присоединение Украины к России называют воссоединением братских народов?

IV. Введение в новый материал

V. Работа по теме урока

1. Западнорусские земли в составе Речи Посполитой

— Вспомните, как сложилась судьба западных и юго-западных русских земель после нашествия Золотой Орды. Как эти земли впоследствии оказались в составе других государств?

Оказавшись перед угрозой распада, Великое княжество Литовское обратилось за помощью к Польше. Поляки предложили объединиться в единое государство. Эту политику не поддержали крупные литовские и украинские магнаты, но средняя и мелкая литовско-украинская шляхта была за такое объединение. Менее знатные феодалы надеялись получить такие же права и вольности, как и польское дворянство.

Летом 1569 г. в польском городе Люблине начал работать сейм, призванный решить вопрос об объединении. 1 июля 1569 г. Люблинская уния была подписана. На европейской политической карте появилось новое государство — Речь Посполитая, которое объединило земли Польши, Литвы и Украины. Новая страна имела единого выборного короля, общие парламент (сейм), денежную единицу, налоги, а также проводила единую внешнюю политику.

— Работая с п. 1 § 23 учебника, выясните причины тяжелого положения украинцев и белорусов, проживающих на территориях, которые вошли в состав Речи Посполитой.

(Проверка выполнения задания.)

В 1596 г. была подписана Брестская уния, согласно которой православные епископы Киевской метрополии признали подчинение православной церкви на Украине и в Белоруссии папе римскому. При этом сохранялись богослужение на славянском языке и православные обряды. Униаты отнимали у православных их храмы и монастыри, а священников, отказывавшихся присоединиться к унии, изгоняли из приходов. На этих условиях произошло объединение православной и католической церквей. Однако большая часть православного населения Украины и Белоруссии унию не признала. Давление со стороны правительства натолкнулось на сопротивление, в том числе вооруженное. В 1620-е гг. роль защитников православной веры и русского населения Украины и Белоруссии постепенно переходит к казакам.

— Работая с п. 1 § 23 учебника, фрагментом исторического документа (с. 73, 74) и дополнительным материалом, дайте характеристику традициям и обычаям Запорожской Сечи.

Дополнительный материал

Запорожская Сечь представляла собой что-то наподобие военного поселения, где казаки жили в казармах. Женщины туда не допускались. Казаки жили в Запорожской Сечи без семей. В перерывах между военными походами они занимались иногда земледелием, а чаше всего охотничьим и рыболовным промыслом. Каждое землячество (курень) возглавлялось выборным куренным атаманом, который подчинялся выборному главному начальнику коша, или общины, — кошевому атаману.

Запорожское войско состояло из полков, в свою очередь подразделявшихся на сотни и десятки. Все командные должности, вплоть до самого гетмана, управлявшего всем войском, были выборные. Вооружение казака состояло из сабли и ружья. Кроме того, войско имело еще и пушки.

Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, - должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убийцу вместе с убитым им человеком зарывали в землю.

Н.В. Гоголь восхищался Запорожской Сечью и был убежден, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.

Вопросы к классу

— Что вам понравилось в традициях и обычаях казаков?

— Что не понравилось в традициях и обычаях казаков?

(Проверка выполнения задания.)

2. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада

Восстания начались после смерти лояльного по отношению к православному населению короля Владислава IV. Власть должна была перейти к его брату Яну Казимиру, который находился под влиянием иезуитов — ожидалось, что с его восшествием на престол начнутся гонения на православное население.

Восстания против польских панов переросли в национально-освободительную борьбу украинского народа. И возглавил ее гетман запорожских казаков Богдан Хмельницкий.

— Работая с п. 2 § 23 учебника и дополнительным материалом, охарактеризуйте личность Б. Хмельницкого.

Дополнительный материал

Богдан (Зиновий) Михайлович Хмельницкий (около 1595—1657) — гетман Украины, в 1648—1654 гг. возглавлял освободительное движение украинского народа против Польши. Принадлежал к числу средних украинских феодалов, его отец был казацким старшиной. Хмельницкий получил хорошее образование, знал польский, турецкий, латинский языки, в молодости участвовал в сухопутных и морских походах казаков, так что имел за плечами и немалый военный опыт. Попал в плен и два года провел в турецком плену. По возвращении в Сечь Богдан стаз войсковым писарем, а затем сотником.

(Андреев А. Богдан Хмельницкий в поисках Переяславской рады)

(Проверка выполнения задания.)

— Работая с п. 2 § 23 учебника, картой (с. 70) и интернет-ресурсами, заполните хронологическую таблицу.

Освободительная борьба украинского народа с Речью Посполитой

Урок состоит из 7 этапов. Каждый этап урока завершается рефлексией. Особенностью урока будет считаться организация пространства: в помещении Лесновской поселковой библиотеки. В технологической карте прописано использование видео и аудио фрагментов по тематике уроке, которые помогут обучающимся окунуться в атмосферу обсуждаемого времени.

К уроку представлена презентация, интерактивная карта, исторические художественные иллюстрации дидактический материал из фонда Лесновской поселковой библиотеки.

На занятии использовались такие формы работы, как групповая, дифференцированный подход к выполнению заданий.

Создать нескучный содержательный непохожий на другие урок, сложно. Любой урок, несущий в себе не только информацию, но и обнаруживающий новые проблемы и вопросы, полезен и для обучающихся, и для учителя.

Технологическая карта урока

Предмет: история

Автор УМК: А.В. Торкунов

Тип урока: урок системного сотрудничества (урок в библиотеке)

Руководители урока: Учитель: Палецких К.С. учитель истории и обществознания Библиотекарь: Уразова С.А.

определить основные задачи и направления внешней политики России в данный период; показать ее преемственность

1) осветить значение факта присоединения Украины к России.

2)находить учебную информацию в фонде библиотеки

3)уметь пользоваться дополнительной литературой, которая находится в библиотеке

4) воспитание уважения к пограничным народам России (Украина, Польша, Швеция, Турция)

Планируемые результаты

Предметные: устанавливать причинно-следственную связь вхождения Украины в состав России; иметь представление о событиях XVII, связанных с Украиной.

Основные понятия

Казаки, Реестры, Голытьба, Гетман, Шляхта, Уния, Униат, гнёт, шляхтич, Запорожская Сечь

Межпредметные связи

Учебник А.В.Торкунова, Атласы по истории, Дополнительная литература ( книги библиотечной выставки по теме), рабочие тетради. См. Дидактические материалы

Организация пространства

Обучающиеся занимаются в помещении Лесновской библиотеки в мини-группах

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная, коммуникативная, регулятивная, личностная

Осуществл-е действия

Формируемые способы деят-ти

1.Организационный

Организация направленного внимания на начало.

Проверка готовности к уроку,

определение места урока в теме

проверяют наличие необходимого учебного материала на столе

Анонс библиотечной выставки по теме урока Уразовой С.А.

Готовит задания по теме урока

Слушают, получают мотивацию к обучению по теме

3. Деятельстный

Подготовка мини-групп к выполнению заданий

Работа по мини-группам

Рассказ Украинско-белорусские земли в составе Речи Посполитой.

Задания на столах Использование выставки

4. Деятельстный

Работа по мини-группам

Рассказ Восстание Богдана Хмельницого. Переяславская рада

Работают по заданиям, работа в атласах,

Задания на столах Использование выставки

5. Деятельстный

Работа по мини-группам

Рассказ Воссоединение Украины с Россией

Работают по заданиям

Задания на столах Использование выставки

Домашнее задание

Выставление оценок за работу на уроке

Запись в дневниках

Параграф 23, сделать по параграфу хронологическую таблицу, найти в параграфе информацию, о которой не говорили на уроке.

Записывают домашнее задание

7.Подведение итогов

Анализ проведенной работы

Задает вопросы: устный опрос

Чем вы пользовались при поиске информации?

Где вам пригодится данная работа?

Дидактический материал (использованная литература, аудио, видео фрагменты)

Богдан Хмельницкий. В.Замлинский.: Москва, ЖЗЛ. 1989 стр.336

Большой энциклопедический словарь: в 2 т./гл. редактор А.М.Прохоров – М.: Советская энциклопедия.1991. 1т. стр.545

Всемирный биографический энциклопедический словарь/ В.И. Бородулин.Н.М. Кузнецоы. Н.М.Ланца.:М: Большая российская энцклопедия 1998. стр. -926.

Собрание произведений Н.В.Гоголя.: Москва, Просвещение, т.2. стр.600

Использованные аудио и видео фрагменты


Вхождение Украины в состав России произошло в 1654 году в царствование Алексея Михайловича Романова. Об этом напоминает памятник Богдану Хмельницкому в современном Киеве. Однако, присоединение к России Правобережной Украины произошло только к концу XVIII века.

Переяславская рада и ее последствия

С 1648 года на территории современной Украины шла война запорожского казачества под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой. Она носила национально-освободительный и даже религиозный характер, православные против католиков.

Переяславская рада

Рис. 1. Переяславская рада.

Впервые просьба о принятии запорожского казачества в подданство к царству Русскому поступила в 1648 году, но принятие решения потребовало около 5 лет. За эти годы были заключены три мирных договора между казаками и поляками: Зборовский, Белоцерковский и Жванецкий. Союзником казаков был крымский хан. Он регулярно предавал их и гетман на Переяславской Раде в январе 1654 года принял решение о присяге русскому царю. На территорию гетманщины (Запорожского войска) тогда приехали послы Алексея Михайловича, они посетили 177 населенных пунктов. Присягу принесли 127 тыс. человек мужского пола – казаков, мещан и войсковых селян.

В ходе Тринадцатилетней войны, которая шла с 1654 по 1667 год, земли Украины были сильно разорены поляками и крымскими татарами. Левобережье по Андрусовскому перемирию удалось включить в состав царства Русского. Киев де-юре был признан в составе России в 1686 году по “Вечному миру”.

Строго говоря, вхождение территории современной Украины в состав России началось еще во время войны великого князя Московского Ивана III с Великим княжеством Литовским в 1500-1503 годах. По ее итогам удалось присоединить территории современных Черниговской и Сумской областей. Эти земли были потеряны по Деулинскому перемирию 1618 года.

Андрусовское перемирие карта

Рис. 2. Андрусовское перемирие карта.

Разделы Речи Посполитой

Решение вопроса о судьбе Правобережной Украины было отложено до второй половины XVIII века. Российской империи к этому времени удалось добиться нахождения на престоле Речи Посполитой своих ставленников – Августа III и Станислава Понятовского.

В 1793 году произошел второй раздел Речи Посполитой. Пруссии достались польские земли западнее Варшавы, а России – центральная часть современной Беларуси и Правобережная Украина от окрестностей города Ровно и почти до самого Киева.

Причиной третьего раздела Речи Посполитой стало восстание под предводительством Тадеуша Костюшко. В разделе снова приняли участие три державы – Пруссия, Австрия и России. Из украинских земель в состав России вошли Ровно и Луцк, то есть Волынь.

Разделы Речи Посполитой карта

Рис. 3. Разделы Речи Посполитой карта.

Что мы узнали?

Воссоединение Украины с Россией стала одним из ключевых событий в истории двух восточнославянских народов. Кратко об объединении Левобережной и Правобережной Украины можно узнать в школьном курсе истории 7 класса.

Читайте также: