Конспект урока обобщение знаний об именах существительных трех склонений 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе.

Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, вступать в диалог; сотрудничать с учителем в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.

Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.

Методы и формы обучения: продуктивный (частично-поисковый), репродуктивный (словесный, наглядный); индивидуальная форма обучения.

Оборудование и материалы: компьютер, Интернет; электронная тетрадь обучающегося, интерактивное мультимедийное упражнение.

Дополнительные ресурсы к уроку:

1) Организационный момент

Проверка готовности обучающегося к уроку, эмоциональный настрой на работу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений.


Миссии : изучить также откорректировать погрешности , разрешенные во изложении; представить со таблицей падежных завершений фамилий существительных 1, 2 также 3- спорт склонения только одного чис¬ла также методами контроля безударных падежных завершений фамилий существительных.
Создаваемые УУД: п. — независимое акцентирование также форму¬лирование познавательной миссии ; структуризация познаний ; подбор более результативных методов постановления вопросов во связи с определенных обстоятельств ; исследование , сопоставление , систематизация объ¬ектов согласно назначенным показателям ; сочетание ; ко . — способность со достаточ¬ной полнотой также правильностью высказывать собственные идеи во согласовании со вопросами также критериями коммуникации; вести беседу . — установка тренировочной проблемы ; сравнивание метода воздействия также его итога со установленным образцом ; введение требуемых добавлений также поправка во проект также метод воздействия ; расценивание свойства также степени освоения мате¬риала; буква . - формирование взаимосвязи среди мишенью тренировочной работы также ее аргументом .

I . Организационный момент

II . Анализ изложения

( Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грамматическими и орфографическими ошибками.)

III . Актуализация знаний Письмо по памяти

Снежная сказка

Проплясали по снегам

У заснеженной реки,

В снежном переулке,

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

С. Погореловский

— Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

— Укажите части речи.

— Выполните звуко-буквенный разбор слова снежки. (Три ученика работают у доски. Коллективная проверка.)

IV . Самоопределение к деятельности

Вспоминать о лет. пригодится в жизн. учиться грамот. прийти с подарк. появились на неб. прожить до старост. сидеть на скамейк. идти пол.

— На какие группы можно разделить эти словосочетания? (С именами существительными 1, 2 и 3-го склонения.) — Назовите окончания имён существительных.

— Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?

— Сформулируйте задачи урока. (Обобщить знания о правописании падежных окончаний имён существительных и способах их проверки.)

V . Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 181 (с. 102-103).

— Назовите окончания существительных 1,2 и 3-го склонения в начальной форме.

— Сравните окончания существительных в косвенных падежах. В каких падежах существительные имеют одинаковые окончания? (В родительном падеже одинаковые окончания имеют существительные 1-го и 3-го склонения. В предложном падеже — 1-го и 2-го склонения.)

— Прочитайте, какие слова надо просклонять. Какие из этих слов имеют ударные окончания? безударные окончания? — Как пишутся ударные и безударные окончания?

— Просклоняйте существительные 1-го склонения.

( Учащиеся по цепочке склоняют существительные змея и чайка, сравнивая окончания с окончаниями в таблице. Аналогичная работа проводится с существительными 2-го и 3-го склонения.)

— Какой вывод вы можете сделать? (Ударные и безударные падежные окончания существительных пишутся одинаково.)

Упр. 182 (с. 103).

— Прочитайте, как называется таблица.

— Сколько способов проверки здесь представлено?

— Прочитайте примеры. Приведите свои примеры.

— Познакомьтесь со вторым способом. Сколько шагов в этом алгоритме? (Два шага: определить склонение, подставить слово с ударным окончанием)

— Дайте оценку способов проверки безударных падежных окончаний существительных. Какой способ удобнее? Каким вам пользоваться легче?

— Обоснуйте правильность написания окончаний по алгоритму.

— Разберите предложение по членам. (Самопроверка.)

— Прочитайте сведения о языке на с. 104.

VI . Физкультминутка

VII . Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

— Сколько способов проверки безударных падежных окончаний существительных существует?

Упр. 184 (с. 104).

— Прочитайте первое предложение.

— Разберите его по членам предложения.

— Что вы можете сказать о выделенных словах? (Это однородные члены предложения.)

— Как вы это определили? (Они отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.)

— Определите падеж выделенных существительных в первом предложении. (Листья (чего?) клёна, липы, тополя, берёзки.)

— Как вы думаете, одинаковыми ли будут окончания этих существительных? (Нет.)

— От чего зависит окончание? (От типа склонения этих существительных.)

— Определите окончания существительных, пользуясь алгоритмом.

( Комментированное письмо. Второе предложение учащиеся записывают самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)

VIII . Рефлексия Работа по карточкам

— Спишите, употребив слова, данные в скобках, в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

1) На (ветка, сирень) распевал соловей. 2) На (крыша, дом) прыгали воробьи. 3) Самолёт кружил над (озеро, деревня, лес). 4) По (поляна) вьётся узкой (ленточка) тропинка к лесной (опушка). ( Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX . Подведение итогов урока

— Как нужно действовать, чтобы узнать. какую букву писать в безударном падежном окончании имени существительного?

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.

  • обобщить и закрепить знания об имени существительном;
  • содействовать учащимся в умении выделять имя существительное как часть речи;
  • закрепить умение определять род, склонение, падеж имён существительных.
  • развивать мышление, память, внимание, культуру речи учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения;
  • развивать исследовательскую культуру по данному вопросу, умение излагать изученный материал.

Оборудование: тесты, учебники, сигнальные карточки, тетради, карточки с заданиями (Приложение 2), алгоритм разбора части речи.

I. Организация занятия

  • Как называется?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Что обозначает?

– Но, чтобы определить часть речи, нам нужно составить фоторобот. (Доска: фоторобот. Приложение 1)

III. Актуализация познавательной деятельности учащихся

1. Чистописание

2. Словарная работа

  • сладкий на вкус, белый по цвету (сахар;)
  • животное, верный друг человека (собака);
  • самая болтливая птица (сорока);
  • шестой день недели (суббота);
  • обувь для дождливой погоды (сапоги);
  • первый месяц осени (сентябрь);
  • сосуд для питья воды (стакан).

– Сверим точность записей друг у друга. (Обмен тетрадями – взаимопроверка).
– Оцените свою работу, поставив зелёный кружочек на полях, у кого всё верно.
– На какие вопросы отвечают все эти слова? (Кто? или Что?)
– Что называют? (Предметы, явления природы, события, процесс,действия..).
– Собранная нами информация позволяет сделать первый вывод. Какой? (Все эти слова являются именами существительными, отвечают на вопросы кто?или что?, называют предмет).

На доске под фотороботом вывешивается:

3. Синтаксический разбор предложения

Сирень – род кустарников. Многочисленные сорта сирени обыкновенной с фиолетовыми, белыми, розовыми, голубоватыми крупными соцветиями. В нашей местности сирень расцветает ранней весной.
Заяц – у него длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Есть такая загадка: летом серенький, а зимой беленький. Это всё про него же, потому что летом он серый, или даже немного с рыжинкой, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.

– Что это за слова? (Словарные, с непроверяемой безударной гласной, написание их надо запомнить.)
– Давайте составим, запишем из данных слов предложения про сирень и зайца. 1 вариант – про сирень, 2 вариант – про зайца.

(На доске с обратной стороны записаны предложения.

1 вариант – Весной, пахучая, расцветает, ранней, сирень.
2 вариант – Зайчата, леса, на опушке, веселились.)

– Разберите эти предложения по членам.
– Детективы Епихина и Королёв выполнят это ответственное задание индивидуально. Все остальные работают в своих ежедневниках.

(Учащиеся с обратной стороны доски записывает и разбирают свои предложения.)

Ранней весной расцветает пахучая сирень.
На опушке леса веселились зайчата.

– Какие эти предложения по составу? (простые, повеств., невосклиц., распрост., состоит из одной грамм., основы).
– Сверим свои работы с работами наших детективов.
– Оцените свою работу. (Дети ставят кружочки у кого работа выполнена верно)
– Так какими членами предложения может быть имя существительное? (Подлежащим, дополнением, обстоятельством. Добавляю к фотороботу на доску карточки: подлежащее, дополнение, обстоятельство.)

IV. Работа по теме занятия

1. Работа в четвёрках

  • 1 группа детективов выписывает существительные 1 склонения;
  • 2 группа детективов – существительные 2 склонения;
  • 3 группа детективов – существительные 3 склонения.

(Слова в группах одинаковые: перо, вода, ночь, ворона, пенёк, тишь, правда, месяц, дочь, картина, конь, дичь, машина, детство, тетрадь.)
– Давайте вспомним, как определить тип склонения? Приступайте к выполнению задания.
– Все группы детективов готовы. Сверим полученные результаты. (по одному от группы зачитывают слова)
– Делаем вывод следующего расследования, каких типов бывают склонения?
(Добавляю карточки на доску к фотороботу: 1склонение, 2склонение, 3склонение.)
– Оцените свою работу. (Плюсики на полях)

V. Физкультминутка

2. Работа по выбору

Карточка с красным кружком: выписать из предложений имена существительные, выделить окончания, определить род, число, склонение, падеж.

Я сплела подруг.. венок из одуванчиков. Мне нравится отдыхать на мор.. . (подруге – ж. р., ед. ч., 1 скл., Д. п.; венок – м.р., ед. ч., 2 скл., В. п.; из одуванчиков – м. р., мн. ч., 2 скл., Р. п.; на море – ср.р., ед. ч., 2 скл., П. п.)

Карточка с зелёным кружком: списать существительные, определить тип склонения.

Листок, от ветки, бурей, до моря, мышь, корабль.

  • Имена существительные изменяются по числам, падежам. (Выставляю карточки на доску к фотороботу: число, падеж.)
  • Имена существительные бывают трёх родов. (Выставляю карточки на доску к фотороботу: м.р., ж.р., с.р.)

3. Коллективная работа

– Как детективы вы хорошо сработали в группах (по рядам) и самостоятельно, а теперь выполним работу, в которой примут участие все детективы.
– Какое слово часто звучит на сегодняшнем занятии? (Детектив)
– Запишем это слово в свои ежедневники и сделаем морфологический разбор (разбор имени сущ., как части речи) при помощи наших карточек-алгоритмов.

  1. Н. ф. – детектив;
  2. Постоянные признаки: нариц., одушев.,м. р.,2 скл.;
  3. Непостоянные признаки: ед. ч., И. п.

– Какой вывод, можно сделать, выполнив это задание? (Имя существительное имеет постоянные и непостоянные признаки.)

VI. Физкультминутка для глаз

– Работа детектива связана с большим напряжением для глаз. Сейчас дадим нашим глазам отдохнуть. (Зарядка для глаз)

4. Работа с учебником

– Материал, с которым я предлагаю, сейчас поработать вы найдёте в учебниках по детективному делу. Найдите упр. 161 на с. 146.
– Прочитайте текст. Что это за текст? (Это стихотворение).
– Как правильно оформляется стихотворная форма на письме? (Каждая строка пишется с большой буквы и с новой строки.)
– Спишите текст, подчеркните в нём имена существительные.
– Зачитайте слова, которые вы подчеркнули.
– Какой частью речи они являются? По каким признакам, вы это определили? (Обращаюсь к фотороботу)
– Оцените свою работу. (Плюсик на полях)

5. Тестирование

– Подведём итог нашего детективного расследования. Перед вами тест. Прочитайте и выберите правильный ответ.
– Работу закончили и отложили тесты на край. Их я проверю сама.

1. Имя существительное – это …

а) часть слова;
б) часть речи;
в) словосочетание.

2. Имя существительное отвечает на вопросы

а) кто? или что? и обозначает действие предмета;
б) какой? какое? какая? и обозначает предмет;
в) кто? или что? и обозначает предмет.

3. Склонение – это:

а) изменение имён существительных по числам;
б) изменение имён существительных по падежам;
в) изменение имён существительных по родам.

4. Выбери падежные вопросы и распредели их по падежам.

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
кем? чем?
кто? что?
кого? чего?
о ком? о чём?
кого? что?
кому? чему?

V. Итог урока

– Сегодняшнее наше расследование подходит к концу. Давайте сделаем по нашему фотороботу обобщение.

  • Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?
  • обозначает предмет(живые существа, явления природы, события: война, процесс, действия: стрельба, бег.)
  • Имя существительное изменяется по числам и падежам.
  • Имя существительное бывает трёх родов: м.р., ж.р., с.р.
  • Имя существительное имеет три типа склонения: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.
  • В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением или обстоятельством.

– Молодцы, вы сегодня хорошо справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу.

VI. Самооценка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, развивать исследовательские навыки, память, логическое мышление, воспитывать интерес к урокам русского языка, любви к родине и своей семье.

УУД формируемые на уроке:

Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, стремление к красоте, нравственности.

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Предполагаемые результаты:

Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения, готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Личностные: формирование эстетических чувств, доброжелательности эмоциональной отзывчивости, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, рабочий лист ученика, учебник, тетради.

Читайте также: