Параграф 27 биология 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Питание — процесс поглощения пищи живыми организмами для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности, в частности, для восполнения запаса энергии и реализации процессов роста и развития. Животные и другие гетеротрофные организмы должны есть, чтобы выжить; их рацион и процесс поглощения питательных веществ зависит от биологического класса, к которому они относятся. У человека и животных питание является обычным видом повседневной деятельности.

ВОПРОСЫ К ПАРАГРАФУ

Вопрос 1. Что такое всасывание питательных веществ?

Важнейшей составляющей процесса питания является всасывание питательных веществ во внутреннюю среду организма человека через мембраны эпителиальных тканей, выстилающие внутреннюю поверхность пищеварительного канала. Всасывание веществ может осуществляться во всех его отделах.

Вопрос 2. Какова роль ворсинок в процессе всасывания веществ?

Эпителий кишечника образует ворсинки, внутри которых имеются разветвления кровеносных капилляров, а также начинаются лимфатические слепо замкнутые капилляры. Ворсинки увеличивают общую всасывающую поверхность соответствующих органов. Например, общая поверхность ворсинок в кишечнике достигает 200 м2.

Вопрос 3. Чем различаются процессы всасывания воды и продуктов расщепления белков, жиров и углеводов?

Продукты переваривания белков и углеводов всасываются непосредственно в кровь, попадая через ворсинки в кровеносные капилляры, а вот продукты переваривания жиров всасываются в лимфатические капилляры.

Вопрос 4. Какие процессы, связанные с питанием, происходят в толстом кишечнике?

Главная функция толстой кишки состоит в том, чтобы отделить оставшуюся воду от непереваренных остатков пищи. Вода в толстой кишке всасывается в кровь, а непереваренные остатки попадают в прямую кишку и удаляются из организма.

На основании анализа и обобщения имеющихся у вас знаний установите взаимосвязь кровеносной и пищеварительной систем человека. Отобразите эту взаимосвязь в виде карты понятий. Обсудите свои варианты в классе.

В пищеварительной системе в кровь всасываются питательные вещества, а затем кровь разносит их клеткам всего тела.

Какое значение для пищеварения человека имеет то, что внутреннюю поверхность ротовой полости выстилает многослойный эпителий, а поверхность кишечника — однослойный?

Ротовая полость предназначена для поступления жёсткой и твёрдой непереваренной, не обработанной соляной кислотой желудка, ферментами желез и желчью пищи, она чаще травмируется, соприкасаясь с внешней средой, содержащей патогенные микроорганизмы. Поэтому ее выстилает многослойный эпителий.

Кишечник предназначен для всасывания в основном переваренной пищи. Питательные вещества лучше будут всасываться через однослойный эпителий.

Лёгкие снаружи покрыты тонкой оболочкой – плеврой. Соединительная ткань. Плевра состоит из двух листков. Первый листок покрывает лёгкое, второй – выстилает грудную полость.

Плевральная полость заполнена жидкостью и минеральными солями.

Механизм дыхания

В дыхательном цикле участвуют межрёберные мышцы и диафрагма.

При глубоком вдохе участвуют мышцы живота и шеи.

Вдох

Межрёберные мышцы сокращаются.

Грудная клетка увеличивается.

Выдох

Межрёберные мышцы расслабляются.

Грудная клетка уменьшается.

Лёгкие уменьшаются, сокращаются.

Diagram Description automatically generated

Гиперкапния. Растёт концентрация углекислого газа в крови.

Гипоксия. Молекулы лишены возможности переносить кислород из лёгких в ткани, возникает недостаток кислорода в крови и тканях, это отражается на работе головного мозга и других органов, головная боль, тошнота.

Пребывание в пыльном помещении: травма стенок лёгочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднён газообмен, аллергия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: обеспечить усвоение и развитие знаний о строении легких;

Задачи: изучить процессы газообмена в легких и тканях.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

(Беседа учителя с учениками).

Учитель: Дайте определение понятию дыхание.

Ответ: Дыхание – это процесс поступления кислорода в клетки организма, участие кислорода в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Учитель: Какие типы дыхания выделяют?

1) Легочное дыхание – газообмен между кровью и атмосферным воздухом. 2) Тканевое дыхание – газообмен между кровью и клетками тканей.

Учитель: А какой путь проделывает кислород, прежде чем перейдет в кровь?

Ответ: Воздухоносный путь начинается с носовой полости → носоглотка → глотка → гортань → трахея → 2 бронха → бронхиолы → альвеолы.

Учитель: Молодцы! Сегодня мы продолжим формирование знаний о дыхательной системе.

Ученики записывают тему урока в рабочую тетрадь.

1 блок: Строение легких. (Рассказ учителя с элементами беседы).

Учитель: Ребята! Назовите главный орган дыхательной системы.

Ответ: Это - легкие.

Учитель: А, почему они называется легкие?

Ответ: Они легкие.

Да они очень легкие, вес 1200 граммов и находятся в грудной полости. Покрыты легкие оболочкой - плеврой. Плевра покрывает внутреннюю поверхность грудной полости (пристеночная плевра), а затем переходит на легкое. Между пристеночной и легочной плеврой имеется щель - плевральная полость. Она заполнена плевральной жидкостью, снижающей трение о стенки грудной полости при дыхании.

Легкие состоят из ветвящихся бронхов, концы которых заканчиваются альвеолами. Стенки альвеол и капилляров очень тонкие, через них легко походят газы.

Мы дышим атмосферным воздухом. Состав воздуха, какой? В воздухе содержится 21% кислорода, 0,03 % углекислого газа, 79% азота, пары воды. Воздух, который мы выдыхаем, отличается по составу от атмосферного. В нем уже 16% кислорода, 4% углекислого газа, больше становится и паров воды. Количество азота не меняется.

А теперь ребята мы с вами проведем лабораторную работу.

2 блок: Лабораторная работа (Практический метод).

Лабораторная работа №6

Возьмите два стакана или колбу с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она?

В один из стаканов опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта.

Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора. Если продувание известковой воды проводится слишком долго, осадок исчезает из- за образования гидрокарбоната кальция:

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 9 материалов










Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: