П н полевой избранник божий главы из романа 8 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Иван Сусанин вместе с Романовскими боярами едет в Москву и везет с костромских вотчин запас. Он узнает, что Романовы были обвинены в попытке отравления царя и впали в немилость.

За минуту

В 1601 году была суровая зима. За 2 дня до Михайлова дня большой обоз подъезжает к московскому селу Рахманову. Путники торопятся, чтобы скорее добраться до тепла.

Хозяин постоялого двора – Семен Иванович видит старого приятеля. Он не отвечает на его приветствие, отказывается пускать обоз и закрывает перед пришедшими калитку.

Его знакомый – Иван Сусанин говорит, что хозяин, наверное, перебрал перед праздниками. Обоз вынужден двигаться дальше. Они подъезжают к другим избам, но нигде их не пускают.

В итоге путников приютил Арефьич. Сусанин говорит, что вместе с ним путешествуют бояре Романовы. Арефьич рассказывает, что одни из их представителей попали в царскую опалу.

Их имущество отошло государю, а холопов их велено на службу не брать. Из-за этого никто не пустил обоз к себе на двор. Сусанин встречает земляка и узнает о печальной судьбе знакомых ему бояр. Они обвинялись в попытке отравления царя. Сусанин понимает, что бояр оклеветали и в Москву им теперь идти нельзя.

Глава 2. В северных дебрях

Пятилетний Миша Романов разлучен с семьей, живет в ссылке на Белоозере.

Глава 3. Луч света во тьме

Родителей Миши принудили постричься в монахи, чтобы отвадить от государственных дел. Не сразу, но инокине Марфе разрешили жить с детьми.

Глава 4. И радость – не в радость

Три года спустя. Разгар Смуты на Руси. Борис умер, его дети убиты. Власть перешла Лжедмитрию. Романовы освобождены из ссылки.

Глава 5. Буря надвигается

В русских людях растет недовольство властью самозванца.

Глава 6. Ростовский переполох

Ростов решил обороняться от войск самозванца. Романовы поддерживают жителей.

Глава 7. Накануне разгрома

Часть ростовского воинства трусит при виде врага.

Глава 8. Разгром

Шайка самозванца громит Ростов, Филарета берут в плен.

Глава 9. От мрака к свету

Верный слуга Сенька устраивает побег Марфы с 9-летним Мишей и его сестрой Танюшкой.

Глава 10. В укрытии

Добрые русские крестьяне прячут семью Романовых.

Глава 11. На волосок от беды

Разбойники настигают Сеньку, увозящего Мишу. Он выдает мальчика за крестьянского сына.

Глава 12. Под родным кровом

Возвращение Филарета в Москву и к семье спустя три года плена.

Глава 13. После долгой разлуки

Филарет радует всех вестью, что самозванец тушинский вор убит.

Глава 14. Новые тревоги, новые ожидания

Глава 15. Перед новой бедой

Глава 16. Еще разлука

Филарет, как митрополит, вынужден участвовать в переговорах с поляками.

Глава 17. Заговорила ретивое

Марфе страшно за юного сына Михаила: там много врагов у них в Москве.

Глава 18. Слухи и страхи

Филарет арестован поляками, Москва бунтует и выдвигает против чужаков ополчение во главе с Ляпуновым.

Глава 19. Кровавая баня

Вооруженные поляки избивают жителей Москвы.

Глава 20. До последнего издыхания

Марфа, помня наказ Филарета, из Москвы не бежит.

Глава 21. Наша взяла

Вся Русь православная борется с врагами внешними и внутренними. Особенно отличилось ополчение князя Пожарского. Сусанин тоже в ополчении. Поляки сжигают Москву, но уже ясно, что они проиграли.

Глава 22. Не на того напали

Бояре бросили свои распри и избрали на русский престол юного Михаила Романова. Теперь его ищут поляки с литовцами, чтобы убить. Сусанин знает, что Михаил укрывается в Домнино. Он делает вид, что за деньги отведет туда поляков коротким путем. А сам хочет завести их в лес на гибель.

Глава 23. Избранник Божий

Марфа с сыном бежит в Кострому, узнав о врагах от Васи, внука Сусанина. Поляки убивают Сусанина, заведшего их в дебри. Крестьяне мстят врагам за его гибель, а Марфа молится за верного слугу. В феврале 1613 года ее сын Михаил становится царем, избранником Божиим.

Сюжет

С 1601 года боярин Романов с семьей в опале у царя Бориса Годунова. После смерти Бориса начинается смута на Руси, самозванцы, поляки рвутся на русский престол. Филарет, Марфа и их юный сын Михаил Романов воссоединяются в Москве. Утихомирить распри на земле Русской может только избрание законного русского православного царя.

Выбор бояр падает на Михаила Романова. Поляки с литовцами ищут Михаила. Иван Сусанин, старый костромской крестьянин, слуга рода Романовых, предупреждает Марфу с сыном об опасности, а сам заводит врагов в лес. Поляки его убивают. В 1613 году Михаил становится царем, избранником Божиим.

Отзыв

Повесть о верности, самопожертвовании ради блага Отечества. Сусанин – символ народа, крестьянства, спасшего жизнь будущего русского царя из рода Романовых. Повесть учит самоотверженности, состраданию, думать не только о себе, но и о других, любить и защищать Родину, быть преданным, честным, благодарным, смелым, стойким.

Урок проводится в 8 классе при изучении фольклора. Даётся обзорное представление о жанре духовных стихов. Учащиеся повторяют средства выразительности художественного текста, совершенствуют самостоятельную работу по филологическому анализу произведения.

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Познавательная: повторить виды изобразительных средств в художественном тексте, совершенствовать навыки филологического анализа текста, интерпретации литературного произведения;

Развивающая: развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при групповой форме обучения;

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любовь к родному слову, истории фольклора.

- тексты духовных стихов;

- словарь литературоведческих терминов;

- таблицы для анализа.

- анализ художественного образа-персонажа;

- заранее разделить класс на три группы, и дать каждой проработать по одному произведению дома, самостоятельно, без заданий.

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя. Проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока, эпиграф).

II. Литературная викторина.

1. Дайте определение жанру духовных стихов.

(- Духовные стихи – это лиро-эпические песни религиозного содержания, в основе которых лежат высокие нравственно-этические идеалы.)

2. Какие средства изобразительности вы знаете?

(Метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, антитеза и т.д.)

3. Дайте им определения и приведите пример.

(Метафора – это вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства: сон повалил, спустился туман, ветры завыли и т.д.)

(Эпитет – это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения: чистое поле, цветастая радость и т.д. Может быть общеязыковым, народно-поэтическим и индивидуально-авторским: голубое настроение.)

(Сравнение – вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку: дорога, как змеиный хвост и т.д.)

(Олицетворение – это особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления: никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.)

(Антитеза – оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера: лёд и пламень, стихи и проза и т.д.)

4. Назовите их главную функцию?

(Характеристика предмета или явления и передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого.)

5. Дайте определение контексту.

(Контекст – это совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но относящихся к внетекстовой действительности.)

6. Какой общий контекст выделяется в духовных стихах?

(Исторический, т.к. он характеризует социальную ситуацию становления христианства на Руси, в духовных стихах мы видим, как простой народ относился к святым, православной вере, трактовал основы бытия.)

III. Анализ духовных стихов.

- Ребята, сейчас вы будете анализировать духовные стихи. Каждой группе я раздаю распечатанные таблицы, которые вы будете должны заполнить в ходе анализа. После окончания работы вы представите свои результаты всему классу.

Место персонажа в системе образов произведения.

Социальное и материальное положение.

Сын князя Ефимьяна, живёт в достатке, но повзрослев, он добровольно уходит из дома, отправляется в турецкие земли, раздаётся свою одежду и становится нищим.

Характер деятельности, основные жизненные устремления.

Всё своё время проводит в молениях, добровольных отказ от жизненных радостей, служение Богу.

Тип отношения к окружающим.

Всепрощающее отношение, молится за всех, кто причиняет ему боль, издевается над ним.

Характер героя, черты личности.

Кроткий, спокойный, ко всему относится с любовью, терпит лишения, но принимает их с радостью, всепрощающий.

Роль обстановки действия.

Церковная паперть, маленькая тёмная келья, злые слуги - всё это подчёркивает

кротость характера, послушание и смирение Алексея.

Идеал аскетической святости.

Укажите употребляемые в произведение средства изобразительности.

Златой венец, белокаменные палаты, шёлковый пояс, обручальное кольцо, синее море, земной поклон, младые лета, сыра земля.

Рецензия на книгу Избранник Божий

Полевой Петр Николаевич (1839-1902) - историк всеобщей и русской литературы, беллетрист, исторический романист, переводчик, популяризатор, критик и редактор.Вниманию читателей предлагается исторический роман "Избранник Божий" повествующий о событиях начала XVII века в русской истории, когда в 1613 году Михаил Федорович стал царем всея Руси, положив начало династии Романовых, правящих затем страной на протяжении трех столетий. Показать

Боже, Царя храни.

Непросто написать рецензию книгу, посвящённую исторической эпохе. Сведения могут быть разными; по-разному может быть описано одно и то же историческое событие, факт истории. И для, хорошей рецензии на историческую книгу, необходимо ознакомиться с большим количеством источников, сравнить их, обдумать и извлечь главное.

Перед читателями проходят исторические картины 12 лет, с зимы 1601 года до 21 февраля 1613 года, дня воцарения Михаила Романова. 12 непростых лет, навсегда изменивших судьбы России и отдельных людей; 12 лет Смуты, распри, войны, бед и страданий, оставивших в нашей истории глубокий след. 12 лет пути России к воцарению династии Романовых, царствовавшей в России 314 лет (с 1613 по 1917 гг.), пути непростого и сложного, тернистого, но увенчавшегося победой и миром.

События Смутного времени навсегда изменили судьбы главных героев книги — бояр Романовых. Многие из них были в ссылке, под арестом; преследования и гонения постигли и верных слуг романовских.
Инокиня Марфа и инок Филарет. А когда-то, до воцарения Бориса — бояре Романовы. А теперь узники, как их дети. Разлука и насильный постриг, горе и печаль. Это история целой семьи, попавшей под опалу, но не сломавшейся духом, сохранившей веру, верность, надежду и любовь. Но сколько будет счастья от долгожданной встречи! Мы читаем со слезами на глазах и сопереживаем, сострадаем героям.

Читайте также: