Отработка навыков пожаротушения пользование первичными средствами пожаротушения конспект

Обновлено: 05.07.2024

1.1. Пенные огнетушители.

Предназначены для тушения различных веществ и электроуста­новок, находящихся под напряжением.

1.2. Огнетушитель химически пенный 0ХП - 10

1.3. Углекислотные огнетушители.

Предназначены для тушения загорания различных веществ, за исключением тех, горение которых происходит без доступа воздуха, а также электроустановок, находящихся под напряжением до 380 В.

Во избежание обмораживания нельзя касаться металлической части раструба оголенными частями тела.

1.4. Порошковые огнетушители.

Предназначены для тушения нефтепродуктов, электроустано­вок, находящихся под напряжением до 1000 Вт, ценных материалов и загорания на автомобильном транспорте.

1.5. Внутренние пожарные краны предназначены для тушения водой твердых сгораемых мате­риалов и горючих жидкостей.

Внутренний пожарный кран вводится в работу двумя работниками. Один прокладывает рукав и держит наготове пожарный ствол для подачи воды в очаг горения, второй проверяет подсоединение пожарного рукава к штуцеру внутреннего крана и открывает вентиль для поступления воды в пожарный рукав.

1.6. Асбестовое полотно, войлок (кошма) Используется для тушения небольших очагов горения любых веществ. Очаг горения накрывается асбестовым или войлочным полотном с целью прекращения к нему доступа воздуха.

1.7. Песок применяется для механического сбивания пламени и изоляции горящего или тлеющего материала от окружающего воздуха. Подается песок в очаг пожара лопатой или совком.

Помните, что остановить поезд сразу нельзя, после применения машинистом экстренного торможения и до полной остановки тормозной путь составляет 800-1600 м. Поэтому пребывание или неожиданное появление людей на железнодорожных путях может привести к несчастному случаю и нарушению движения поездов.

Железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности. Из-за нарушения правил безопасности на железнодорожных путях Вы можете подвергнуть свою жизнь опасности.

Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава. При приближении поезда следует остановиться, пропустить его, и только убедившись в отсутствии движущегося состава по соседним путям, продолжить переход.

  1. Ходить по железнодорожным путям внутри колеи, наступать на стрелочные переводы, переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом.
  2. Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.
  3. Переходить железнодорожные переезды при закрытом шлагбауме или показании красного сигнала светофора переездной сигнализации.
  4. Подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь.
  5. Проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.
  6. Проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, не оборудованным дорожками для прохода пешеходов.
  7. Подлезать под закрытый шлагбаум на железнодорожном переезде, а также выходить на переезд, когда шлагбаум начинает закрываться.
  8. На электрифицированных участках подниматься на вагоны, опоры, а также прикасаться к спускам, идущим от опорам к рельсу.
  9. Заходить в вагон и выходить из вагона на ходу поезда.

БЕРЕГИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ! СОБЛЮДАЙТЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА!


Тема: Изучение первичных средств пожаротушения.

Тип урока: практическая работа

Цели урока: изучить средства пожаротушения

Задачи:

- ознакомить студентов с основными способами, средствами и правилами пожаротушения;

- ознакомить с конструкциями и применением ручных огнетушителей;

- научить правилам пользования огнетушителями.

В данном конспекте представлены инструкции к практической работе, краткие теоретические сведения, рисунки, схемы и сама практическая работа

Содержимое разработки

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема: Изучение средств пожаротушения.

Тип урока: практическая работа

Цели урока: изучить средства пожаротушения

- ознакомить студентов с основными способами, средствами и правилами пожаротушения;

- ознакомить с конструкциями и применением ручных огнетушителей;

- научить правилам пользования огнетушителями.

Воспитательная:

- развитие у обучающихся коммуникативной культуры,

- воспитание чувства ответственности за собственную и другие жизни.

Развивающая:

- развитие мышления и мировоззрения;

- развитие познавательных навыков;

- развитие общеучебных умений.

Студент должен знать:

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах.

Студент должен уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

применять первичные средства пожаротушения.

Компетенции, осваиваемые в ходе занятия:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ПК 4.3. Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.

Материально-техническое обеспечение урока: огнетушители ОУ-3, ОП-4, методические указания (инструкции к практической работе, краткие теоретические сведения), презентация.

Межпредметные связи:

Учебные дисциплины: Обществознание, Химия, Физика, ОБЖ.

Квалификационные требования:

Современные требования к специалисту по профилю.

СТРУКТУРА УРОКА

1. Организационный момент.

а) Приветствие, постановка целей и задач урока;

б) Ознакомление с планом осуществляемого урока.

2. Проверка домашнего задания.

Письменная проверка: Ответить на вопросы № 177,178,181, 184, 190. стр. 312-314 – выполняет большая часть группы.

Устно: отвечают три студента

3. Выполнение практической работы: объяснение хода работы с помощью показа презентации.

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с приведенными ниже краткими теоретическими сведениями.

2. Изучить устройство и принцип действия огнетушителей.

3. Заполнить табл.1, 2 с помощью Примечания 1.

4. Выполнить технический рисунок основных частей огнетушителей ОУ-2,3, ОП-4.

5. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения

Пожар - Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни

и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Огнегасящее вещество - Вещество, обладающее физико-химическими свойствами позволяющими создать условия для прекращения горения.

Горение - это сложный физико-химический процесс взаимодействия горючего вещества и окислителя, сопровождающийся выделением большого количества тепла и свечением.

Для того, чтобы произошло возгорание, необходимо наличие

Наличие путей распространения пожара.

Горючие вещества и материалы могут быть в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Все горючие вещества на молекулярном уровне содержат углерод и водород, т. е. основные составляющие газо-воздушной смеси, необходимые для реакции горения.

Окислителем обычно бывает кислород воздуха.

Источник зажигания - открытый огонь, пламя, искра электрического или механического происхождения, молния, лучистая энергия, накаленные тела, химическая реакция, электроток, механическая энергия.

Возникновение и продолжение горения возможно при определенном количественном соотношении горючего вещества и кислорода, а также при определенной температуре и тепловой энергии источника воспламенения. Чтобы началось горение, горючая среда должна быть нагрета до определенной температуры при помощи источника зажигания.

Виды пожаров в зависимости от вида горящих веществ и материалов

Классификация по виду материалов, вовлечённых в пожар, важна для правильного выбора средств тушения, в первую очередь, ручных огнетушителей.

класс А — пожары твердых горючих веществ и материалов.

класс B — пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов.

класс C — пожары газов.

класс D — пожары металлов.

класс E — пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением.

класс F — пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ.

В качестве первичных средств пожаротушения применяют воду, песок, асбестовое полотно (или куски кошмы, грубого сукна), различные огнетушители.


Вода обладает хорошими огнегасящими свойствами вследствие высокой теплоемкости и большой теплоты парообразования. Резервуар для воды должен быть объемом не менее 0,2 м3 и укомплектован ведрами. Воду нельзя применять для тушения легковоспламеняющихся жидкостей, имеющих меньшую, чем у воды, плотность (бензин, керосин, минеральные масла) и для тушения пожара в электроустановках, находящихся под напряжением.

Песок используют для тушения небольших очагов воспламенения электропроводки и горючих жидкостей (мазута, красок, масла и т. п.). Хранят его в ящиках (вместимостью 0,5, 1 или 3 м3) вместе с совковой лопатой во всех цехах и производственных помещениях.

Асбестовое полотно должно быть размером не менее 1x1 м. В местах хранения лековоспламеняющихся и горючих жидкостей оно может быть увеличено до 2x1,5 м или 2x2 м. Асбестовое полотно набрасывают на горящую поверхность и тем самым изолируют ее от окружающей среды. Используют его также для защиты от огня ценного оборудования, закрытия печей и отверстий в трубах с горючими материалами. Хранят в водонепроницаемом футляре (чехле), один раз в три месяца просушивают и очищают от пыли.

Огнетушители являются наиболее надежным средством при тушении загораний до прибытия пожарных подразделений.

В настоящее время промышленностью изготавливаются несколько типов огнетушителей, предназначенных для тушения загораний в различных условиях. В качестве огнегасящего вещества в огнетушителях используется пена, углекислота, специальные порошки.

Огнетушитель рекомендуется использовать на стационарных объектах, на транспорте, на сельскохозяйственных машинах и агрегатах. Осматривают огнетушители один раз в месяц; заряд проверяют один раз в год.

Лопата - применяется для забрасывания места очага пожара песком, землей.

Ломы, багры, топоры применяют для разборки горящих деревянных или металлических конструкций для проникновения в здание, спасение людей и окончательной ликвидации пожара.

Принцип работы огнетушителей:

В случае попадания пены в глаза, их следует промыть чистой водой или 2 %-ным раствором борной кислоты.

Общие принципы тушения пожаров при помощи ручных огнетушителей.

1. Огнетушители располагают у выходов из помещений в доступном месте, на высоте1,5 м от пола.

3. Тушить очаг пожара с наветренной стороны (чтобы ветер или воздушный поток бил в спину) на расстояние не меньше минимальной длины струи ОТВ огнетушителя (2-4 метра). Необходимо учитывать, что сильный ветер мешает тушению, снося с очага пожара огнетушащее вещество и интенсифицируя горение.

4. На ровной поверхности тушение начинают с передней стороны очага, углубляясь постепенно, по мере тушения

5. При тушении горящего масла запрещается направлять струю заряда сверху вниз.

6. При проливе ЛВЖ тушение начинать с передней кромки, направляя струю порошка на горящую поверхность, а не на пламя

7. Жидкие вещества тушат сверху вниз.

8. Горящую стену или вертикальную поверхность тушат снизу вверх.

9. При тушении электроустановок порошковым огнетушителем подавай заряд порциями через 3-5 секунд.

10. Не подноси огнетушитель ближе 1м к горящей электроустановке.

11. Не берись голой рукой за раструб углекислотного огнетушителя во избежание обморожения.

12. При наличии нескольких огнетушителей следует применять все одновременно.

13. Следите, чтобы потушенный очаг не вспыхнул снова (никогда не поворачивайтесь к нему спиной)

14. Первичные средства пожаротушения всегда должны быть исправны и люди должны уметь ими пользоваться.

15. Запрещается использовать первичные средства пожаротушения не по назначению.


Выполнение работы:

№ 1 Работа с текстом

№ 2 Работа с текстом

№ 3 Заполнение таблицы Таблица1. Область применения огнегасящих веществ

дерево, изделия из дерева, ткани и т. п.;

Примечание. Область применения огнегасящих веществ:

а) дерево, изделия из дерева, ткани и т. п.;

б) горючие жидкости (мазут, краски, масла);

в) легко воспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин);

д) электроустановки под напряжением;

е) ценные вещи (картины, документы, книги и т. п.);

ж) одежда на человеке.

1. При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.

2. Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.

3. Загоревшиеся компьютер или телевизор нельзя тушить во­дой.

4. Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.

5. Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.

6. Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.

7. Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидать комнату.

8. Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.

9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.

10. Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возго­ранию компьютера или телевизора.

11. Дети, испугавшись пожара, почти никогда не отзываются на незнакомые голоса.

12. Если вы собираетесь покинуть помещение из-за пожара, то по­старайтесь надеть на себя как можно меньше одежды, чтобы она не мешала при движении.

13. При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить электричество.

14. При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точ­ный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет дыма, свою фамилию, номер своего телефона.

15. Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.

16. При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задо­хнуться от дыма.

4. Закрепление знаний: Вопросы для закрепления:

1. Какие существуют средства пожаротушения?

2. Как устроены ручные огнетушители ОУ-2, ОП-4?

3. Каков принцип действия каждого огнетушителя?

5. Подведение итогов, объявление оценок

6. Домашнее задание: с.314-335, ответить на вопросы с 283-284 № 80-83


-75%

быстрого разв ития представляет со бой пожарну ю опасность (слайд 2).

Пожар в жил ище был и остается на иболее опасн ым видом экстремальн ой ситуации.

Это объясняетс я его способность ю быстро распространятьс я, особенно в у словиях

многоэтажны х зданий с хор ошей тягой; комбинированны м воздействием н а человека

(повышенная тем перату ра, удушающие и от равляющие газ ы); морально -

психологическим п отрясением, веду щим к возникнове нию паники (слайд 3).

Пожар у носит больше челове ческих жизней, че м другие аварийн ые ситуации.

Главная причи на тому - беспечность лю дей и непонима ние, что пожар а можно либо

избежать, либо л иквидировать в перв ые же минуты. П ричем это под силу каждому

Прежде чем пе рейти к правилам п оведения при пожаре, пре длагаю один из те стов

для проверки зн аний по правила м пожарной безопасност и (слайды 5 - 15):

2. Если комнат а начала наполн яться густым ед ким дымом ?

3. Закрою рот и нос мокрым н осовым плат ком и буду пр одвиг аться к выходу ,

2. Обесточу э лектросеть, затем пр иступлю к ту шению - 3

5. Если при приготовлении п ищи загорелся жи р на сковород ке?

3. Попытаюсь вы нести горящу ю сковородку на улицу - 0

6. Если при разжигании газов ой колонк и или духовки газов ой плиты сп ичка погасла,

7. Если тебя от резало огнем в квартире на пятом этаже (тел ефона нет), что т ы бу дешь

1. Мокрыми пол отенцами, просты нями заткну щели в дверно м проеме, сократ ив

2. Сделаю веревку из скрученны х простыней и буду спу скаться вниз - 1

8. Если ты у видел, что на опу шке леса горит п рошлогодняя трава?

2. Постараюсь зату шить, забросав земл ей, сбить пла мя ветками де ревьев - 3

9. Если ты у видел, что малень кие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые

предметы, аэ розольные у паковки, как ты д олжен посту пить?

3. Попытаюсь пе реключить вниман ие детей на д ругое заняти е - 3

10. Если во врем я интересной телепе редачи ты у видел, что из тел еви зора поше л дым,

3. Отключу тел евизор, позвоню в п ожарную охрану, приступлю к тушению - 3

Если в су мме вы набрали 25— 30 оч ков, то вы хорош о знаете прав ила пожарной

безопасности, всегд а соблюдаете и х и сможете нау чить своих това рищей.

Если вы набрали 20— 24 очка, то в ы должны быть осмотри тельны в выборе действий

Если вы набрали ме нее 20 очков, то вам необходи мо серьезно за няться изу чением

правил пожарной бе зопасности. Это п оможет вам избежать пожара, а в

экстремальной с итуации — сохранить с вою жизнь (слайд 1 6).

- Независимо от его размера или з агорания и даже при обна ружении хотя бы

признаков го рения следует вызвать пожарных по телеф ону “ 01* или 112”. При этом

2). Точный а дрес (улицу , номер дома и кварт иры, этаж, под ъезд, код);

Обязательно зап иши фамилию и номер дежурного, при нявшего твой в ызов.

средства для ту шения: плотну ю мокрую ткань и воду.

- Перекрыть кра н подачи газа, выключить э лектроприборы и закрыть плотно ок на и

- Выходить из кварт иры по изу ченному, наиболе е безопасному пути.

- Если лестница и коридор зап олнены гу стым дымом, а вы йти по нару жной лестнице

невозможно (ил и ее нет), ост авайтесь в квартире, зак ройте вход ную дверь,

законопатьте щел и мокрыми тря пками и полейте дверь в одой. Она защит ит вас от

пламени на достат очно длитель ное время. Не пыта йтесь в многоэта жном здан ии

спасаться по зад ымленной лест нице. Это допу скается, если есть возможность быстро

раскрыть или в ыбить стекла в окнах, находящ ихся на лестн ичн ой клетке, и тем

самым дать досту п воздуху . Двери помещен ий, откуда д ым проникает на лест ницу,

- Если квартира з аполнилась дымо м, опу ститесь на пол. Вам помогу т мокрое

полотенце или платок, дышать че рез них легче. И з задымле нного помещ ен ия

выходить надо п ригну вшись или ползком, так как внизу ды ма меньше и легче

запоминать пре дметы на пу ти движения. Ориентироваться в задымленн ом

помещении п оможет направле ние насти ла д осок и паркета, рас положение око н,

- О своем месте нахождения дайте знать пожа рным, подой дя к окну.

- Вызывать пожа рных необ ходимо даж е в том слу чае, когда пожар поту шен своими

силами, так как огонь может ост аться незамеченн ым в скры тых местах (в пустотах

деревянных перегородок, по д полом и т. п.) и через некот орое время м ожет

В основе принц ипов ту шения - создание условий для прекращения го рения; изол яция

очага горения от воз духа; разбавле ние негорючими газа ми кислор ода; охлажден ие

очага горени я до температу ры ниже опре деленного предел а; интенсивное

торможение ско рости химическ их реакций в пламени.

При загорании изоляции пр оводов или обм оток электр одвигателей пре жде вс его над о

обесточить элект рическую цепь. Тушить пожар на эл ектроустановке, находящейся

под напряжен ием, при помощ и воды ил и пенного огнету шителя не допустимо, для

этого можно ис пользовать у глекислотные или п орошковые огнету шители.

Для тушения горя щих де ревянных изделий пр именяют воду . При этом вначале

сбивают пламя с наружных п оверхностей, а затем п ереносят стру ю внутрь очаг а

загорания. Пе риодически следу ет у влажнять изделия из г орючих материалов,

При тушени и верхних частей стен, потолка или высоких п редметов огнету шитель

нужно держать под у глом к полу не менее чем в 1 5 градусов , так как при дру гом

положении вы ход пены быстро прекрат ится. Если пенным огн етушителем ту шат

горящие жидкост и, то стру ю направляют на края образовав шейся лу жи и п осте пенно

покрывают всю го рящую поверхность. При ту шении твердых предметов стру ю от

огнетушителя ну жно направлять на г орящий предмет све рху вниз и тем сам ым

Бензин, кероси н, различные орга нические масла и раствори те ли ту шат с помощь ю

пенных и п орошковых огн етушителей. Можно засыпать и х песком и землей, а если

пожар небольш ой - накрыть его ас бестовым или б резентовым по крывалом, тяжел ой

Войдя в помещен ие, где могу т быть люди, следу ет окликнуть их; отыск ивая

пострадавших, надо помнить, что дети от страха часто п рячу тся под кровать, в шкаф,

Во время пожар ов на людях мож ет загореться од ежда. При неболь ших участках

горящей одежд ы огонь можно с бить курткой, головным у бором, рукави цей. В

некоторых слу чаях человек в г орящей одежде п ытается бежать - необ ходимо

остановить его, даже сбить с ног, накину ть на него пальто, какое - нибу дь покрывало,

плотно прижав их к телу пострадавшего. Горение прекратит ся, п осколь ку к месту его

- химически - пен ные и воздушно - пенные , углекислотные, порошковые ручные

Для достижения наибольше й эффективности действия огнет ушителей необ ходимо:

- приводить их в рабочее сост ояние нед алеко от места г орения, чтобы не терять

- действовать быстро, так как ра ботают они малое время (п енные 60— 80 с,

Ожоги - поврежден ие тканей орга низма в резу льтате действия высоко й температу ры

(пламени, горячег о пара, ки пятка, раскаленного металл а), агрессивн ых химически х

веществ (крепки х кислот, щел очей), электрического т ока ил и ионизирую щего

Ожоги, в зависим ости от глубины п оражения к ожи и тканей, под разделяются на

• I степень (легка я) - проявляется как пок раснение и п рипухлость от дельных

• II степень (сред ней тяжест и) - появляются пу зыри, наполне нные прозрачно й

жидкостью светл о - желтого цвета, поверхность п од ними болезне нна;

• III степень (тяжелая ) - сразу после тр авмы у частки кожи выглядят светл о -

серыми или светл о - коричневым и, чуть плотноват ые на ощу пь;

• IVстепень (край не тяжелая) - повер хность кожи стан овится кори чневого (при

обугливании - чер ного) цвета, плот ная, безболез ненная, не редко поражаютс я не

только кожа, но и глу боколежащие ткани (мышцы, су хожилия, кость).

При ожогах I - II сте пеней поги бают лишь поверхн остные слои к ожи, а ростков ый

слой и так называе мые придат ки кожи - волосяные л уковицы, потов ые и сальн ые

железы, из кот орых и идет рост новой кож и, - сохр аняются.

При ожогах пламе нем сначала нео бходимо поту шить огонь в одой или закр ыть

пострадавшего одеялом, паль то или пло тной тканью. Далее - освободить

обожженну ю часть тела от о дежды, есл и нужно, разрезать , не сдирая пр иставшие к

телу куски ткани. Нельзя вскрывать пу зыри, касаться ожоговой поверхности ру ками,

При ограниче нных ожогах I сте пени на покрасневшу ю кожу хорошо наложить

марлевую сал фетку, смоченну ю спиртом. Первое время жж ение и болезнен ность

несколько у силятся, но вскоре боль стихает, покраснен ие уменьшается.

Категорически не рекомен дуется использовать п ри ожогах м очу, так как в ней могут

содержаться мик робы, кото рые способн ы вызвать нагное ние ожоговой п оверхности.

При ограниче нном термичес ком ожоге следу ет немедленно начать охл а ждение места

ожога (прик рыв его салфетк ой и ПХВ - пленкой) водоп роводной водой в течение 10—

15 минут. П осле чего на по раженную поверхность наложить чисту ю, лу чше

стерильну ю, щадящую повязку , ввести обезболивающ ие средства (а нальгин,

При обширных ожогах после наложения повязо к, напоив горячим ча ем, дав

обезболивающе е и тепло у кутав пострад авшего, срочно доставить его в больн ицу.

Если перевязка за держивается или длится долго, обожженному дают пить щело чно -

солевую смесь (1ч. ложку поваренн ой соли и 1/2 ч. ложк и пищевой соды,

растворенных в двух стакана х воды). В первые ше сть часов после ожога челове к

должен полу чать не менее двух стакано в такого раствора в час.

В 50 процентах пожаров от равление у гарным газом является причино й гибели людей.

Поэтому при пе рвых признака х отравления (силь ная головная б оль, головокру жение,

шум в ушах, потемнение в гл азах, тошнота, рв ота) надо срочн о вынести или в ывести

пострадавшего на свежий воз дух и дост авить к врачу .

В нашей стране в о время пожа ров ежего дно гибну т тысячи людей, еще больше

получают травмы, т еряют здоровье. Одной из пр ичин этого явл яется недостаточная

Эвакуация - выну жденный вывод лю дей из зоны пожара. Эв акуационный в ыход -

выход, веду щий в безопасную при пожаре зону . Во вну тренних и наружны х стенах

зданий имеютс я различные проем ы, в здании - разнообразн ые пути движе ния людей

Эвакуация начи нается практически од новременно со все х выходов и имеет четку ю

направленность. Наприме р, в аудитории (з рительном зале) все прису тствующие

одновременно вст ают со сво их мест и направл яются к вых оду. В резу льтате такого

одновременного и направлен ного движе ния и вследствие ограниченной п ропускной

способности эваку ационных путей и выхо дов создаются лю дские пот оки большой

плотности, чт о значитель но уменьшает скорость движени я. Возникает прот иворечие:

чем быстрее лю ди стремятся п окинуть пом ещение, тем бол ьше времени они

вынуждены зат ратить на это. Сильное нервн ое возбужде ние мобилизу ет физические

резервы человек а, но при эт ом сужается созна ние, исчезает способность правильно

Исследования п оказали, что основная масса эв акуирую щихся (до 90 %) способна

здраво оценив ать ситу ацию и действовать разу мно, но испытывая ст рах и заряж ая им

друг друга, может поддаться панике. Кроме т ого, в массе лю дей оказывается о т 10 до

20 процентов с в ыраженными расстройств ами психики, кото рые являются

потенциальным и паникерами и могу т отрицательн о влиять на осталь ных людей .

Склонность к па ническим действи ям зависит от уровня о рганизованност и группы

людей, из кот орых наиболее орга низованным и являются гру ппы слу жащих, рабочих,

учащихся, связа нные между собо й общими и нтересами. Нельзя не у читывать, что по

статистическим да нным, в обще й массе л юдей около трех процентов имеют

физические не достатки, дев ять процент ов находятся в п реклонном возр асте, четыре

составляют дети до пяти лет, кроме то го, примерно 1 0 процентов люде й всл е дствие

систематическог о применения л екарственны х средств имею т замедленную реакцию,

недостаточну ю двигательну ю способность и подве рженность шоку. Указанные 26

процентов лю дей не могут двигаться со скор остью основной масс ы, это привод ит к

задержкам в дви жении и даже к п олной останов ке его.

Исследователи отмечают пять о сновных ситу аций, способст вующих возникн овению

1. Ограниченн ое количеств о эвакуационн ых выходов и путей.

2. Неизбежность в озникн овения опаснос ти, при которой е динственным сп особом

3. Выход из стр оя или блокировка пу тей эваку ации.

4. Форсирован ное движение масс ы людей, не имеющих нео бходимой инф ормации, к

5. Неподгот овленность и непро думанность орган изационных ме р админист рацией

Паника может быть предот вращена соот ветствующими к онструктивными

решениями, ме рами пс ихологического воздей ствия, а т акже заранее пр одуманными

действиями ад министрации. Для уменьшения пан ики необходим о исключить

препятствия на путях эвакуац ии, обеспечить ав арийное о свещение и дру гие

Читайте также: