Отличие эпического произведения от лирического и драматического 6 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему: " Эпическое произведение, его особенности (Русская словесность. 6 класс) Презентацию подготовила Халяпина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы." — Транскрипт:

1 Эпическое произведение, его особенности (Русская словесность. 6 класс) Презентацию подготовила Халяпина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 9 г.о. Коломна Московской области

2 3 рода произведений Эпический Лирический Драматический

3 Эпическое произведение Главное в эпическом произведении – изображение человека и событий в виде повествования рассказчика. Признаки эпического произведения Изобра- жение человека Сюжет Средства слова Цепь событий, связанных друг с другом как причины и следствия. Автор о человеке рассказывает, сюжет повествует.

4 Литературный герой Литературный герой – это любой человек, нарисованный, изображённый в произведении. Литературный герой – это тот, кто изображён в произведении словесности.

5 Характер литературного героя Характер литературного героя – это изображённые писателем личные качества, мысли и чувства, выражаемые в поступках и присущей только этому герою речи, всё, что отличает его от других.

6 Как, повествуя о поведении героев, писатель показывает их характеры 1) Митраша характеризуется эпитетами: упрямый и сильный. В каких поступках, изображённых в первой главе, проявляются эти качества характера мальчика?

7 Как, повествуя о поведении героев, писатель показывает их характеры 2) Как вы назовёте черту характера Насти, которая проявляется в том, как она проводила обычно день? А есть ли эта черта в характере Митраши? Если есть, то в каких его поступках вы её можете отметить? Нравится ли это свойство писателю?

10 Особенности эпического произведения Созданный словесными средствами сюжет произведения помогает нам понять характеры героев. В эпическом произведении писатель повествует о поступках, в которых проявляются характеры героев, и при этом выражает своё отношение к ним. В эпическом произведении писатель словами рисует внешний облик персонажей, говорящий об их характерах, выражая при этом своё отношение к ним.

11 Особенности языка эпического произведения Основная форма словесного выражения в эпическом произведении повествование, в котором большую роль играют глаголы. Оно помогает понять, как происходило событие. Описание в эпическом произведении помогает увидеть картину. В нём большую роль играют существительные и прилагательные, а также глаголы. Кроме повествования и описания в эпическом произведении встречается и рассуждение. Пример объяснение того, почему Блудово болото это кладовая солнца.

12 Материал произведений писателя и художника Писатель 1. Слово – главный материал произведения 2. Автор изображает словом цепь событий 3. С помощью автора узнаём мысли и чувства героя 4. Писатель словами вызывает в нашем воображении предметы Художник 1.Линия, краски – материал изобрази- тельного искусства 2. Художник изображает один момент события 3. Художник рисует позы, жесты, выражение лица, предметы 4. Художник зрительно показывает нам сам предмет

Экзаменационная работа по литературе (ЕГЭ) базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение всего материала курса.

Задания В1-В12 требуют владения навыками определения принадлежности литературного текста к тому или иному жанру, выявления языковых средств художественной образности и определения их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Презентации предназначены для отработки знаний терминологии прозаических, драматических и лирических произведений. Материалы презентации можно включить в определенную часть урока как викторину или можно использовать на факультативных занятиях по подготовке к ЕГЭ по литературе.

Вопросы, составленные по драматическим произведениям.

1) Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? (диалог)

2) Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? (говорящие)

3)Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? (внесценические)

4)Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? (конфликт)

5) Каким термином обозначают авторские пояснения, комментарии в тексте пьесы? (ремарка)

6) Как называется развернутое высказывание одного героя? (монолог)

7) Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге?(реплика)

8) Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? (афоризм)

9) Как называется прием противопоставления различных явлений в художественном произведении (антитеза, контраст)

10) Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл? (деталь)

11) Как называется противостояние, противоборство, служащее стимулом к развитию действия?(конфликт, коллизия)

12) Как называется часть действия пьесы, в которой все основные противоречия находят свое разрешение?(развязка)

Вопросы, составленные по лирическим произведениям.

1) Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов? (инверсия)

2) Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой?(метафора)

3) Строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём? (сравнение, параллелизм)

4) Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова.(анафора)

5) Какие виды рифмовки вы знаете?(кольцевая, парная, перекрестная)

6) Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? (ассонанс)

7) Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков? (аллитерация)

8) Как называется прием, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? (олицетворение)

9)Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? (строфа)

10) Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? (рифма)

11) Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? (оксюморон)

12) Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений? (сравнение)

13) Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков? (символ)

14) Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? (перифраз)

15) Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? (риторический вопрос)

16)Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. (кольцевая)

17) Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении? (антитеза, контраст)

18) Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности? (Эпитет)

19) Цитата, предваряющая последующее произведение и перекликающаяся с основным текстом.(эпиграф)

20) К какому средству выражения собственной позиции прибегает поэт, подвергая своих персонажей не скрытому, а откровенному осмеянию, обличению?(сарказм)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок родного(русского) языка в 6 классе

Эпическое произведение, его особенности.

Отличие эпического произведения от лирического и драматического.

Цели: вспомнить имеющиеся знания о родах литературы; выявить отличительные черты эпических произведений; развивать навыки монологической речи.

Планируемые результаты: знание трех родов произведений, умение отличать эпическое произведение от лирического и драматического, владение навыками анализа текста, монологической речи.

- Вспомните, какие произведения мы уже прочитали в в этом учебном году?

- Во всех этих произведениях повествуется о героях и событиях. Такие произведения называются эпическими.

- А что является главным в стихотворении? (Выражение чувств автора, его мыслей, желаний).

- Такие произведения называются лирическими. И способ написания иной. Стихотворения – это рифмованные произведения. А ещё бывают произведения, предназначенные для постановки на сцене. В них сами герои разговаривают и совершают поступки. Это произведения драматургии.

Вывод: Итак, в литературе исторически сложилось устойчивое деление произведений в соответствии с тремя формами изображения, т. е. три рода литературы: эпос, лирика и драма.

3. Работа над темой урока.

1). Эпос. Это один из трех основных родов литературы, для которого характерно объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.

Лирика. Один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями

Драма. Один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Это произведения, предназначенные для постановки на сцене.

2)- Вспомните, какие эпические, лирические и драматические произведения вы читали, слышали, видели. Назовите их авторов.

-Как вы думаете, что является главным в эпическом произведении?

-Докажите, что это эпическое произведение.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

- Вы хорошо поработали на уроке. Я надеюсь, знания, полученные сегодня, пригодятся вам в дальнейшем на уроках .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: привлечь внимание учащихся к необходимости изучения художественной литературы и заинтересовать их особенностями курса; выявить уровень литературного развития учащихся; восстановить в памяти теоретические сведения о содержании и форме в литературе, показать сходство и различие между автором и его героями; пробудить возвышенное отношение к искусству слова.

Оборудование: выставка читательских дневников, учебник.

Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

Постановка цели и задач урока.

Работа над темой урока.

Слово учителя.

Выскажите своё мнение по поводу этих слов.

В прошлом году мы с вами ознакомились с тремя родами литературы. Назовите их.

С какими произведениями В.А. Жуковского вы уже знакомы?

Практическая работа.

По отрывку догадайтесь, какова форма (стихотворная, прозаическая, драматическая) и содержание произведения (о чём оно).

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью.

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью.

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья -

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена,-

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать -

И обессиленно безмолвствует искусство?

Медведь. Не знаете ли вы, что сегодня будут представлять?

Медведь. О двух горбунах? Значит, о людях. Зачем же, в таком случае, нас сюда позвали?

Лев. Ну что тут удивительного? Ведь это сказка – не так ли? А какая же сказка обходится без нас, зверей?

3. Выразительное чтение вступительной статьи учебника. Ответы на вопросы к статье. Стр. 3-5.

Кто такой автор?

Как можно заменить слово ГЕРОЙ произведения? (Персонаж)

Что роднит автора и его героя?

Что такое композиция произведения? КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемовпроизведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

5. Викторина: выявление уровня литературного развития учащихся.

Из каких произведений эти отрывки?

Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! (Бородино)

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Да ну тебя! Дьявол! На вас не напасёшься, на христарадников! Вот твой хлеб! Иди, копай…

Подводя итог нашего урока, мне хотелось бы вас ознакомить с правиламитворческого читателя.

Размышляйте над художественными текстами.

Сравнивайте литературные произведения с произведениями других видов искусства.

Заботьтесь о точности, ясности и выразительности ваших мыслей.

Читайте также: