От адажио к престо урок музыки 6 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Урок №15. Тема урока : От адажио к престо

Цель: определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности.

образовтельная – расширить знания учащихся о разновидностях темпа и определить зависимость темпа от содержания произведения;

развивающая – развивать познавательные способности учащихся, интегративные качества восприятия, воображение, способствовать развитию ассоциативного мышления, расширению кругозора, развитию музыкальной памяти; продуктивное развитие способности эстетического сопереживания произведениям искусства;

воспитательная - формировать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в группах. воспитывать чувство уважения и любви к творчеству композиторов; пробудить желание у учащихся к постоянному общению с музыкальным искусством, как одной из составляющих духовной культуры человечества.

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем гостей (хлопают, и друг друга!

По- моему жесту вы хором говорите ПРИВЕТ!

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему. (Дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой. (Дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям. (Дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго. (Дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям. (Дети хором) ПРИВЕТ!

На предыдущих уроках мы достаточно много внимания уделили такому средству музыкальной выразительности как ритм.

- Дайте сформулируем определение ритму как музыкальному выразительному средству.

- Только ли музыке принадлежит ритм? Вспомним, что ритмично в нашей жизни?

- Что означает метр в музыке?

- Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

- Во всех ли музыкальных произведениях ритм одинаков?

Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито замедляется и даже как будто замирает.

3. Актуализация знаний

3.1. Работа с кроссвордом

Ребята, сегодня тема урока связана с новым средством музыкальной выразительности,

Разгадать тему урока нам поможет ключевое слово кроссворда:

1. Как называется средство музыкальной выразительности, в котором чередуются длинные и короткие длительности? (Ритм)

2. Как называется польский торжественный танец-шествие? (Полонез)

3. Как одним словом вы назовете: две четверти, три четверти, четыре четверти, эти цифры пишутся в нотах в самом начале музыки? (Размер)

4. Назовите фамилию польского композитора, который сочинил 16 полонезов. (Шопен)

Ключевое слово – темп.

Темп (итал. tempo от лат. tempus время) — мера времени в музыке.

Ребята, скажите, темп принадлежит только музыке?

Приведите примеры проявления различных темпов из своих наблюдений (бег на спортивных соревнованиях, движение секундной стрелки часов, движение часовой стрелки, движение планет)

3.2. Знакомство с метрономом.

Ребята, кто знает, как называется этот предмет? (ответы детей).

В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции.

Вы видите, что здесь находится маятник с грузиком: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще.

За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов.

4. Этап целеполагания

Давайте попробуем определить цель нашего урока.

Я вам помогу (в скобках предполагаемые ответы учеников) :

- Для чего нужен… (темп в музыке)

- Может ли темп стать… (средством музыкальной выразительности)

- Все верно, цель нашего урока : определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности.

5. Работа по теме урока

5.1. Классификация темпов

- Какими обычно словами мы характеризуем темп музыкального произведения?

(медленный, средний, умеренный, быстрый, стремительный, спокойный и другие).

В музыкальном искусстве каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке.

- Догадайтесь, на какие три группы будет разделение? (медленные, умеренные, быстрые).

Таблица терминов на доске

5.2. Знакомство с музыкальными терминами, на примерах музыкальных произведений

(с демонстрацией портретов композиторов (на доске)

Музыка : Т. Альбинони. Адажио (фрагмент,

Венецианский композитор и скрипач эпохи барокко. 18 век. Музыка возвышенная, благородная.

Ребята, отметьте, как правильно выбранный темп точно передает образ, чувства и настроение музыки.

Музыка : Ф. Шуберт. Аве Мария (фрагмент)

Миниатюрный шедевр австрийского композитора Франца Шуберта на протяжении вот уже почти 2 веков любим публикой и исполнителями во всем мире. Необыкновенно трогательная мелодия находит отклик в душе как профессионального музыканта, так и любителя, не знающего нот.

Вопрос учителя : какой темп?

Музыка : Л. Бетховен. К Элизе

Знаменитая фортепианная пьеса-багатель немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

Это произведение Бетховена на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки.

Вопрос учителя : какой темп?

Это сказочный персонаж: в Бабе-Яге есть нечто жуткое, зловещее. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью.

Обратите внимание, как темп аллегро, делает образ Бабы яги ярким и интересным.

Вопрос учителя: какой темп?

Вопрос учителя : какой темп?

- Почему композитор выбрал именно этот темп? (танец кавказцев горячий, задорный).

5.3. Закрепление связей и отношений в объектах изучения

Ребята, теперь вы знаете пять темпов, пять музыкальных терминов (перечислить).

Сочиняя музыкальные произведения, композиторы используют самые разнообразные темпы.

- Как вы думаете, ребята, отчего зависит выбор того или иного темпа?

(от содержания произведения, от характера и эмоций, от замысла композитора)

6. Кульминация урока (интрига)

(ответы детей).

Самый точный ответ на этот вопрос нам даст ее величество Музыка.

Чардаш — традиционный венгерский народный танец.

Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу (лашшу, завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца (фриш). Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно ярко-красного цвета.

Задание № 2: Ребята, предлагаю вам следующее задание: в процессе прослушивания музыки, я буду показывать знак вопроса – в каком темпе звучит музыка, ваша задача - поднять карточки с правильным ответом.

- А теперь ответим все вместе на вопрос: могут ли в одном произведении могут ужиться несколько разных темпов? (ответы детей).

Ребята, когда мы определяли цель урока, то говорили о назначении и роли темпа в музыке.

И теперь, прослушав музыкальные произведения в разных темпах, мы можем с уверенностью сказать, что темп вместе с ритмом отражает настроение, содержание, характер произведения.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какому средству музыкальной выразительности был посвящён наш урок?

- От какого латинского слова и с каким понятием связан темп?

- От чего зависит в музыке выбор того или иного темпа?

- На каком языке звучат разновидности темповых обозначений?

- Переведите тему урока (от медленного к очень быстрому).

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "От адажи к престо" для 6 класса по программе Науменко, Алеев.


Цель: определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности.

обучающая – расширить знания учащихся о разновидностях темпа и определить зависимость темпа от содержания произведения;

развивающая – развивать познавательные способности учащихся, воображение, восприятие, умение сравнивать, выделять;

воспитывающая - формировать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в группах.

Тип урока: урок изучения и усвоения нового материала.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

- определение роли темповой составляющей в разных сферах жизни и деятельности людей, в разных видах искусства.

- знание обозначений темпов, умение применять их в музыкальном анализе.

Форма проведения занятия. Урок –размышление о роли темпа в разных видах искусства, его значения в музыке.

Учебно-дидактическое обеспечение

Архитектура: Берлинский кафедральный собор, Германия (фото).

Техническое оснащение урока: Доска, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр, аудиозаписи, портреты: Бах, Дж.Россини, компьютерная презентация, карточки-обозначения темпа, таблицы эмоциональных терминов.

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Подготовка к восприятию темы.

У: Тема урока. Записываем в тетрадь.

Цель урока. Определяем вместе с учениками.

Сегодня мне очень нужна ваша помощь. Меня попросили подготовить ноты музыкальных произведений, которые мы слушаем на уроках для публикации в нотном издательстве. Но опрокинулась цветочная ваза и один уголок нот размок. Нотный текст хорошо виден, но в нужном нам углу должно стоять обозначение темпа, в котором это произведение звучит. Как вы думаете, без этих обозначений ноты примут?

У: А что такое темп? Почему так важно указать его в нотах?

У: В музыке – очень своеобразная единица измерения времени. Это не секунды, не минуты, и не часы. Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса.

У: Всегда ли у человека пульс бьется ровно?

Дети: ускоряется, замедляется

Дети: от переживаний, от тревог.

У: У каждого человека свой жизненный ритм, своя скорость, так и в музыке - она может звучать быстро, может медленно или специально замедляться и даже замирать.

Здесь мы подходим к ещё одному средству ритмической выразительности музыки – её скорости, или темпу.

(карточка на доске).

Когда вы слышите, как кто-то говорит о темпе музыкального произведения, то это означает, что человек имеет в виду скорость, с которой оно должно исполняться.

-Какие бывают доли? (сильные и слабые).

Для точного определения музыкальной скорости используют удивительный прибор – метроном.

Метроном не всегда есть под рукой у музыканта. Композиторы придумали объяснять характер и скорость музыкального произведения словами. Каждый из музыкальных темпов имеет своё название, обычно на итальянском языке.

(на доске появляются музыкальные термины):

Медленные темпы

Grave (Граве) — тяжело, серьёзно, важно, торжественно

Largo (Ларго) — широко, протяжно

Adagio (Адажио) — медленно

Умеренные темпы

Andante (Анданте) — спокойно, не спеша, в темпе шага

Moderato (Модерато) — умеренно

Быстрые темпы

Allegro (Аллегро) — скоро

Vivo (Виво) — живо

Presto (Престо) — быстро

Presto prestissimo (Престо престиссимо) – в высшей степени быстро

Изменение темпа

accelerando (аччелерандо) — ускоряя

ritenuto (ритенуто) — замедляя, задерживая

Tempoprimo (тэмпопримо) — в первонач. темпе

От медленного к быстрому.

У: От чего зависит музыкальный темп в произведении?

Найдите ответ на странице учебника 55.

II. Постановка учебной задачи:

У: Дорогие друзья! Помогите мне восстановить потерянное обозначение музыкального темпа. Давайте послушаем произведение и определим темп.

И. С. Бах был не только великим композитором, но и непревзойдённым органистом, известным современникам виртуозом импровизатором на органе, а также крупным экспертом в области органного строительства. Он написал более 150 органных хоральных прелюдий. В них Бах использовал старинные церковные мелодии — темы хоралов, которые окружал музыкальной тканью сопровождающих голосов.

Для кого он писал свою музыку?

Увы. Нет, нет и нет!!

Для своих прихожан. Крестьяне, которые всю неделю тяжело и буднично работали, по мере приближения к концу недели испытывали праздничное чувство ожидания.

Наконец долгожданный праздник наступал. Крестьяне долго и тщательно наряжались, наряжали детей, садились в повозку и отправлялись в город, в церковь.

Подъезжая к церкви, они видели ее могучую устремленность в небо. Затем они входили в церковь – этот невероятно-огромный дом, в котором никто не живет.

Крестьяне смотрели на Распятие и начинали думать о Том, Кто пожертвовал Собой ради них, о Вечности, о Жизни и Смерти.

И в этот момент они поднимались над бытом, над крестьянством, над суетным распорядком.

Прихожане церкви знали эти темы, представляли себе слова, на которые они написаны. Слушая игру Баха, они понимали глубокое содержание его произведений. Так, в хоральных прелюдиях соединялись мелодии прошлого и более современный взгляд на церковные традиции. Хоральные прелюдии — это образцы философской баховской лирики, размышления о человеке, его радостях и печалях.


Иоганн Себастьян Бах
(1685-1750) –немецкий композитор.

-У: Какое темповое обозначение вы подобрали для этой музыки? (анданте).

Почему? Каково содержание, настроение, характер? (музыка звучала строгая, сдержанная, как будто человек думает, размышляет).

Мелодия хорала помещена в верхний голос. Тема хорала песенна, основана на плавных мягких интонациях. Тему сопровождает строгий бас и неторопливо покачивающийся средний голос. Ритмическое однообразие придаёт музыке строгость и собранность. Основное настроение — глубокая сосредоточенность, возвышенная печаль.

У: есть ли взаимосвязь между строением архитектурных сооружений и звучащей в них музыкой.

Собор величественный и подчёркивает возвышенность органной прелюдии, которая могла бы в нем звучать.

Запись названия в тетрадь.

- Каков характер музыки?

- Какие темповые обозначения вы определили?

- Изменился ли бы характер тарантеллы в темпе анданте или модерато? (это произведение мы уже не смогли бы назвать тарантеллой).

-Какие движения могут быть в этом танце? (ответы детей).

быстрых движений, танцевальных поз. Даже пейзаж вокруг танцующих проникнут настроением радости и оживления. На фоне него органично звучит музыка знаменитой тарантеллы Россини.

3авязалась, закипела,

Все идет живей, живей,

Обуяла тарантелла

Всех отвагою своей .

Эй, простору! Шибче, скрипки!

Юность мчится! С ней цветы,

Беззаботные улыбки,

Беззаветные мечты!

Физкультминутка движения тарантеллы (видео)

Послушав эти произведения, мы можем сказать, что темп вместе с ритмом отражает настроение, содержание, характер произведения.

- Какой темп в данной песне? (Живо).

Исполнение песни в разных темпах.

- Меняется ли характер песни от смены темпа?

Подведение итогов урока.

- Какому средству музыкальной выразительности был посвящён наш урок?

- От какого латинского слова и с каким понятием связан темп?

- От чего зависит в музыке выбор того или иного темпа?

- На каком языке звучат разновидности темповых обозначений?

- Переведите тему урока (от медленного и спокойного к очень быстрому)

- Почему тема звучит в таком темповом обозначении, а не наоборот?

- Какие новые слова и определения вы сегодня для себя узнали?

(Темп – скорость движения музыки. Хорал – церковное хоровое песнопение, тарантелла итальянский народный танец в быстром темпе).

Если вы все поняли на уроке и вам пригодятся знания похлопайте в темпе аллегро, а если не поняли и не пригодятся похлопайте в темпе адажио.

До встречи на следующем занятии!

12.Домашнее задание.

Знать основные обозначения темпов на итальянском языке, выучить 1 куплет песни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Сформулируйте определение ритму как музыкальному выразительному средству. 2.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1.Сформулируйте определение ритму как музыкальному выразительному средству. 2.

Метр - система организации музыкального ритма. Метр означает пульсацию, котор.

Метр - система организации музыкального ритма. Метр означает пульсацию, которая всегда есть в музыке. Ритм - чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов (ударений). То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени. Ритм записывается нотами, а метр считается на "раз-два" или "раз-два-три" и т.д.

6. Определите по записи ритм и метр.

6. Определите по записи ритм и метр.

1 2 3 4 Т Е Н О Р Е Е Е М А Р Ш П Е Н И Е

1 2 3 4 Т Е Н О Р Е Е Е М А Р Ш П Е Н И Е

Цель урока: определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкаль.

Метроном-прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами.

Метроном-прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. Изобрёл немецкий механик, пианист, педагог Иоганн Мельцель в 1812 году.






Исаак Левитан. Весна. Большая вода. Митрофан Греков. Тачанка.

Исаак Левитан. Весна. Большая вода. Митрофан Греков. Тачанка.


Largo - очень широко (лярго) Lento - весьма медленно (ленто) Adagio – медленн.

Largo - очень широко (лярго) Lento - весьма медленно (ленто) Adagio – медленно (адажио) Andante – умеренно (анданте) Moderato- умеренно (модерато) Allеgretto - довольно оживлённо (аллегретто) Allеgro – скоро (аллегро) Vivace – живо (виваче) Presto - очень быстро (престо)

Размер 4/4

Колыбельные – Частушки – Марши –

Колыбельные – Частушки – Марши –

И.С. Бах - великий немецкий композитор, органист 18 века. И.С. Бах. Органная.


Звучаньем струн когда-то покорял Орфей Не только род людской, но и лесных зве.

Звучаньем струн когда-то покорял Орфей Не только род людской, но и лесных зверей; И всё ж, великий Бах, твоё искусство краше: Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше. Поэт Э. Худман

3авязалась, закипела, Все идет живей, живей, Обуяла тарантелла Всех отвагою с.

3авязалась, закипела, Все идет живей, живей, Обуяла тарантелла Всех отвагою своей . Эй, простору! Шибче, скрипки! Юность мчится! С ней цветы, Беззаботные улыбки, Беззаветные мечты!

Раймонд Уильямс сказал: «Музыка – душа танца. Танец без музыки может преврати.

Темпы бывают: Медленные Умеренные Быстрые Largo - очень широко (лярго) Lento.

Темпы бывают: Медленные Умеренные Быстрые Largo - очень широко (лярго) Lento - весьма медленно (ленто) Adagio – медленно (адажио) Andante – умеренно (анданте) Moderato - умеренно (модерато) Allеgretto - довольно оживлённо (аллегретто) Allеgro – скоро (аллегро) Vivace – живо (виваче) Presto - очень быстро (престо)

Вопросы и задания: 1.Какому средству музыкальной выразительности был посвящён.

Вопросы и задания: 1.Какому средству музыкальной выразительности был посвящён наш урок? 2.От какого латинского слова и с каким понятием связан темп? 3.От чего зависит в музыке выбор того или иного темпа? 4.На каком языке звучат разновидности темповых обозначений? 5.Переведите тему урока. 6.Почему тема звучит в таком темповом обозначении, а не наоборот? 7.Какие новые слова и определения вы сегодня для себя узнали?

Глоссарий- словарь терминов Метр Метроном Ритм Сильные доли Слабые доли Темп.

Глоссарий- словарь терминов Метр Метроном Ритм Сильные доли Слабые доли Темп Largo Lento Adagiо Andante Moderato Allеgretto Allеgro Vivace Presto И.С.Бах Орган Хорал Джоаккино Россини Тарантелла

Рефлексия 1.Ребята, чему вы сегодня научились на уроке? 2. На каких учебных.

Рефлексия 1.Ребята, чему вы сегодня научились на уроке? 2. На каких учебных занятиях вам могут пригодиться эти знания? 3. С кем вы можете поделиться этими знаниями?

Домашнее задание. Знать основные обозначения темпов на итальянском языке.

Домашнее задание. Знать основные обозначения темпов на итальянском языке.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 241 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.02.2017 5225
  • PPTX 27.5 мбайт
  • 368 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Замалетдинова Венера Исламутдиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок музыки: От адажио к престо

2. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения.

Музыкальный материал:

Характеристика видов деятельности:

1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).

2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха).

3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания (с учётом критериев, представленных в учебнике).

4. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

5. Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров (с учётом критериев, представленных в учебнике).

(Г. фон Бюлов)

Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково. Где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито (нарочито – намеренно, специально) замедляется и даже как будто замирает.

Здесь мы подходим к ещё одному средству ритмической выразительности музыки - её скорости, или темпу.

Музыка за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов - от медленных до самых стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет своё название, обычно на итальянском языке. Так, например,

Музыкальный темп в огромной степени зависит от содержания и характера произведения, от тех настроений и эмоций, которые в нём преобладают.

Музыка созерцательного, углублённого характера редко имеет быстрый темп. Музыка же весёлого или шуточного характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной. Вот почему, даже не зная многих музыкальных произведений, мы можем заранее угадать их темп по тому, что известно об их содержании или жанре.

Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха. Как должны они звучать?

Прежде всего вспомним, что орган был первоначально церковным инструментом и с его звучанием связывались самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и хорал возник как церковное песнопение, и лишь со временем некоторые композиторы стали включать мелодии хоралов в свои инструментальные сочинения.

Неторопливый темп в этой прелюдии предстаёт как выражение строгости и собранности, глубокой сосредоточенности музыкальной мысли.

Совсем по-иному звучат в музыке быстрые темпы. Быстрые темпы - это мир живых и радостных эмоций, стремительных танцев, движений, душевных порывов.

3авязалась, закипела,
Все идёт живей, живей,
Обуяла тарантелла
Всех отвагою своей .
Эй, простору! Шибче, скрипки!
Юность мчится! С ней цветы,
Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!

Тарантелла - один из самых жизнерадостных и зажигательных народных танцев Италии.

Вопросы и задания:

3. Назовите известные вам музыкальные произведения, написанные в быстром или медленном темпе. Как вы думаете, почему эти произведения написаны именно в этих темпах?

4. Запомнили ли вы итальянские обозначения музыкальных темпов? Выполните задание в дневнике.

Как мы уже отмечали, единый темп редко сохраняется на протяжении всего произведения. Только в маленьких пьесах может быть выдержано одно настроение от начала до конца. Гораздо чаще темп чутко следует поворотам и нюансам музыкального развития, то чуть ускоряясь, то замедляясь.

Более крупные произведения вообще, как правило, строятся по принципу контрастного чередования разделов: быстрые части или фрагменты сменяются медленными. Это помогает более глубоко раскрыть музыкальное содержание и способствует большему вниманию со стороны слушателей.

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки шаловливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна,
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

О чём же рассказывает музыкальный ритм?

Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как всё это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное, совершенное и гармоничное целое - музыкальное произведение?

Наверное, в каждом из нас живут представления о красоте.

И мы, современные люди, в этих представлениях ушли не так уж далеко от древних греков, живших двадцать столетий назад. То, что казалось прекрасным в те далёкие века, что породило такие неумирающие шедевры гармонии, как Парфенон или афинский Акрополь, остаётся прекрасным и сейчас, рождая красоту не только в симфониях и сонатах, но и в детских стихах, рисунках или песнях.

Вопросы и задания:

2. Почему именно ритм является основой музыки?

3. Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма?

Читайте также: