Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории 8 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Капаева Ольга Геннадьевна

Населенный пункт: г.Бийск, Алтайский край

Цели:

  • создать условия для формирования у учащихся представления об основных этапах геологической истории развития Земли;
  • способствовать развитию умений находить в разных источниках необходимую информацию, анализировать ее, выделять главное, систематизировать полученные знания;
  • способствовать формированию коммуникативной культуре учащихся.

Задачи:

с точки зрения учителя (мотивационные):

  • вовлечь учащихся в предлагаемые задания поискового и проблемного характера через постоянную смену деятельности, тем самым обеспечить активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока;
  • помочь учащимся эффективно усвоить объем учебной информации и систематизировать его через разнообразие картографического и информационного материала, мультимедиа средств.

с точки зрения содержания материала:

с точки зрения деятельности учащихся:

  • научиться определять по геологической карте возраст горных пород, слагающих территорию;
  • совершенствовать умения извлекать информацию из тематических карт и других источников;
  • учиться работать в команде, отстаивать свои позиции и толерантное отношение к другому мнению, принимать ответственность за себя и других в совместной деятельности, оценивать свою работу и работу других.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы обучения: фронтальная беседа, создание проблемной ситуации, работа по инструктивным картам в группе, в парах, письменный опрос, взаимопроверка.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Возраст учащихся: 8 класс.

Год обучения: третий.

Место урока в учебном плане:

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, документ-камера, мобильный класс.

1. Организационный момент.

Цель учащихся: продемонстрировать свою готовность к уроку

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу.

- Для более успешной и эффективной работы на уроке каждого из вас, организуем работу в парах и группах. Вы готовы к работе? Приступаем.

2. Актуализация знаний.

Цель для учителя: организовать актуализацию ранее полученных знаний

Цель для учащихся: выполнить задания, используя ранее полученные знания

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Активизируют имеющиеся ранее знания, выполняют задания, высказывают свои решения данных заданий через проблемное изложение.

Отвечают на вопросы, работая в группах, выстраивают логический ряд по историческому и логическому принципам.

- Основными характеристиками территории государства являются природные компоненты, особенности которых определяются географическим положением. Назовите компоненты природы. Сейчас эти компоненты уже образовались и взаимодействуют вместе, но в прошлом они не могли образоваться все одновременно. Перед вами лежат конверты, в которых даны карточки с названиями компонентов природы. Работая в группах постройте логическую цепочку по принципу, что было сначала, а что было потом?

- Предположите, что и в какой последовательности следует изучать?

- С какого компонента мы начинаем изучать природу нашей страны?

3.Мотивационный этап.

Цель учителя: эмоциональное выражение в сжатом виде сути главной идеи урока, развитие мотивации детей, интереса к предмету и к теме урока.

Цель учащихся: проявить интерес к предложенной проблеме.

Просматривают видеосюжет, высказывают свое мнение.

- В конверте остался пустой листок, просмотрев видеосюжет, предположите, какой фактор (условие) влияет на формирование и изменение компонентов природы?

4. Целеполагание.

Цель для учителя: организовать подводящий диалог для формирования выявленной учащимися проблемы.

Цель для учащихся: определение границ собственных знаний и незнаний учащихся, активация и анализ своего жизненного и ученического опыта, определение целей и задач урока.

Изучают и анализируют вопросы, работая с технологической картой №1

Определяют вопросы, которые вызывают затруднения

Формулируют общую цель и задачи урока

- Обратитесь к вопросам и таблице. На какие вопросы вы затрудняетесь ответить? Предлагаю вам поработать с технологической картой (содержание, словарь).

Как развивалась Земля в геологическом этапе истории? Каковы основные этапы геологической истории Земли?

5. Изучение нового учебного материала.

Цель для учителя: создание условий для усвоения основных понятий по теме, формирования логического и пространственного мышления, развития коммуникативных навыков, эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей задачи, развития умений сравнивать, выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Цель для учащегося: осуществлять учебно-познавательную деятельность через предложенные формы изложения материала.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Основные этапы геологической истории Земли (усвоение объяснения учителем)

Чтобы по­нять за­ко­но­мер­ность фор­ми­ро­ва­ния гор и рав­нин необ­хо­ди­мо по­зна­ко­мит­ся с ис­то­ри­ей гео­ло­ги­че­ско­го фор­ми­ро­ва­ния тер­ри­то­рии. Ис­то­рию гео­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия любой тер­ри­то­рии узна­ют, изу­чая воз­раст, со­став и за­ле­га­ние гор­ных пород. Имен­но по этим дан­ным можно узнать, что про­ис­хо­ди­ло с тер­ри­то­ри­ей в да­лё­кие гео­ло­ги­че­ские эпохи, по­кры­ва­лась ли тер­ри­то­рия морем или про­ис­хо­ди­ло из­вер­же­ние вул­ка­нов, были ли здесь пу­сты­ни, или лед­ни­ки.

2. Абсолютный и относительный возраст

Залегание слоев осадочных пород

Рис. 1. За­ле­га­ние слоев оса­доч­ных пород

По­мо­га­ют опре­де­лить от­но­си­тель­ный воз­раст и древ­ние ока­ме­не­ло­сти. (см. рис. 2)

Трилобит. Возраст около 380 млн лет

Рис. 2. Три­ло­бит. Воз­раст около 380 млн лет

Мощ­ные толщи оса­доч­ных пород об­ра­зу­ют­ся на дне Ми­ро­во­го оке­а­на. Океан ко­гда-то по­кры­вал об­шир­ные тер­ри­то­рии нашей пла­не­ты и в нем жили раз­лич­ные жи­вот­ные, ко­то­рые по­ги­ба­ли и осе­да­ли на дно, за­но­си­лись пес­ком, илом, мяг­кие ткани раз­ла­га­лись, а твёр­дые ста­но­ви­лись ока­ме­не­ло­стя­ми.

Чем более слож­но устро­ен ор­га­низм, тем гор­ная по­ро­да мо­ло­же; чем проще, тем стар­ше. Аб­со­лют­ный воз­раст пород - это ко­ли­че­ство лет про­шед­ших со дня об­ра­зо­ва­ния дан­ных пород.

3. Геохронологическая таблица

Геохронологическая таблица

Рис. 3. Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца (Ис­точ­ник)

По наи­бо­лее су­ще­ствен­ным из­ме­не­ни­ям, про­изо­шед­шим на нашей пла­не­те в гео­ло­ги­че­ском про­шлом, всё гео­ло­ги­че­ское время де­лит­ся на два круп­ных гео­ло­ги­че­ских от­рез­ка - эоны: Крип­то­зой – время скры­той жизни, Фа­не­ро­зой – время явной жизни. Эоны вклю­ча­ют в себя эры:Крип­то­зой – Архей и Про­те­ро­зой, Фа­не­ро­зой – Па­лео­зой, Ме­зо­зой и Кай­но­зой. (см. рис. 4)

Деление геологического времени на эоны и эры

Рис. 4. Де­ле­ние гео­ло­ги­че­ско­го вре­ме­ни на эоны и эры

По­след­ние три эры: Па­лео­зой­ская, Ме­зо­зой­ская, Кай­но­зой­ская раз­де­ле­ны на пе­ри­о­ды, в силу того, что гео­ло­ги­че­ский мир был в то время силь­но ослож­нён. На­зва­ния пе­ри­о­дов даны были по тому, где впер­вые об­на­ру­же­ны гор­ные по­ро­ды дан­но­го воз­рас­та, или по тем гор­ным по­ро­дам, сла­га­ю­щим ту или иную мест­ность, на­при­мер: Перм­ский и Де­вон­ский по на­зва­нию мест­но­сти, а Ка­мен­но­уголь­ный, или Ме­ло­вой по по­ро­дам. Мы живём в Ка­и­но­зоскую эру, со­вре­мен­ную, ко­то­рая длит­ся по сей день. Она на­ча­лась при­мер­но 1,7 млн. лет назад. (см. рис. 3)

4. Геологические эры

Рас­смот­рим неко­то­рые ха­рак­те­ри­сти­ки гео­ло­ги­че­ских эр. Архей и Про­те­ро­зой счи­та­ют­ся вре­ме­нем скры­той жизни (Крип­то­зой). Счи­та­ет­ся, что су­ще­ству­ю­щие в то время ор­га­ни­че­ские формы жизни не имели твер­дых ске­ле­тов, по­это­му они не оста­ви­ли ни­ка­ких сле­дов в от­ло­же­ни­ях этих эр. (см. рис. 5)


Рис. 5. Крип­то­зой (Архей и Про­те­ро­зой) (Ис­точ­ник)

Па­лео­зой - время гос­под­ства бес­по­зво­ноч­ных, ра­ко­об­раз­ных, на­се­ко­мых, мол­люс­ков. В позд­нем Па­лео­зое по­яви­лись пер­вые по­зво­ноч­ные – ам­фи­бии, рыбы. В цар­стве рас­те­ний гос­под­ство­ва­ли во­до­рос­ли и псе­ло­фи­ты. Позже по­яв­ля­ют­ся хвощи и пла­у­ны. (см. рис. 6)

Палеозой

В Ме­зо­зое гос­под­ству­ют круп­ные реп­ти­лии, а в рас­ти­тель­ном мире го­ло­се­мен­ные.(см. рис. 7)

Мезозой

В Кай­но­зое - гос­под­ство по­кры­то­се­мен­ных цвет­ко­вых рас­те­ний, по­яв­ле­ние мле­ко­пи­та­ю­щих и, на­ко­нец, че­ло­ве­ка. (см. рис. 8)

Кайнозой

5. Геологическая карта

В каж­дой из гео­ло­ги­че­ских эпох и пе­ри­о­дов про­ис­хо­ди­ло на­коп­ле­ние хи­ми­че­ско­го и ме­ха­ни­че­ско­го со­ста­ва гор­ных пород. Для того чтобы узнать ка­ки­ми по­ро­да­ми сло­же­на та или иная тер­ри­то­рия нашей стра­ны, мы можем вос­поль­зо­вать­ся гео­ло­ги­че­ской кар­той Рос­сии. (см. рис.9)


Рис. 9. Гео­ло­ги­че­ская карта Рос­сии (Ис­точ­ник)

Гео­ло­ги­че­ская карта со­дер­жит ин­фор­ма­цию о воз­расте гор­ных пород, о по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Ин­фор­ма­ция на карте по­ка­за­на раз­ны­ми цве­та­ми. Если вы по­смот­ри­те на гео­ло­ги­че­скую карту, то уви­ди­те что са­мы­ми древни­ми гор­ны­ми по­ро­да­ми сло­же­ны тер­ри­то­рия За­бай­ка­лья и Коль­ско­го по­лу­ост­ро­ва.

Раз­лич­ные пе­ри­о­ды по­ка­за­ны раз­ны­ми цве­та­ми, на­при­мер, по­ро­ды Ка­мен­но­уголь­но­го пе­ри­о­да по­ка­за­ны серым цве­том, а Ме­зо­зой­ско­го – зе­лё­ным. Ана­ли­зи­руя гео­ло­ги­че­скю карту, можно об­ра­тить вни­ма­ние на то, что Во­сточ­но-Ев­ро­пей­ская рав­ни­на сло­же­на гор­ны­ми по­ро­да­ми Па­лео­зой­ской эры, и лишь, на Край­нем Се­ве­ро-За­па­де мы видим вы­хо­ды пород Ар­хей­ско­го и Про­те­ро­зой­ско­го пе­ри­о­да. За­пад­но-Си­бир­ская низ­мен­ность сло­же­на мо­ло­ды­ми от­ло­же­ни­я­ми Па­лео­ге­на и Нео­ге­на.

По гео­ло­ги­че­ским кар­там можно по­лу­чить ин­фор­ма­цию о по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, а также про­гно­зи­ро­вать их поиск.

6. Как формировалась Земная кора

Гео­ло­ги­че­ский воз­раст нашей пла­не­ты на­счи­ты­ва­ет при­мер­но 4,7 млрд лет. Имен­но в этот пе­ри­од в ре­зуль­та­те диф­фе­рен­ци­а­ции ве­ще­ства об­ра­зо­ва­лись ядро, ман­тия, зем­ная кора. (см. рис. 10)

Внутренне строение Земли

Рис. 10. Внут­ренне стро­е­ние Земли

Зем­ная кора раз­би­та на блоки – ли­то­сфер­ные плиты. Пе­ре­ме­ща­ясь по ман­тии, ли­то­сфер­ные плиты из­ме­ня­ли очер­та­ния ма­те­ри­ков и оке­а­нов. (см. рис. 11)

Литосферные плиты

Рис. 11. Ли­то­сфер­ные плиты

Были пе­ри­о­ды, когда ли­то­сфер­ные плиты опус­ка­лись, и тогда пло­щадь суши умень­ша­лась, а пло­щадь Ми­ро­во­го оке­а­на уве­ли­чи­ва­лась. Такие эпохи, более спо­кой­ные в гео­ло­ги­че­ском от­но­ше­нии, на­зы­ва­лись эпо­ха­ми морей. Они че­ре­до­ва­лись с более бур­ны­ми в гео­ло­ги­че­ском от­но­ше­нии и ко­рот­ки­ми по про­дол­жи­тель­но­сти пе­ри­о­да­ми, ко­то­рые на­зы­ва­лись эпо­ха­ми суши. Эти эпохи со­про­вож­да­лись ак­тив­ным вул­ка­низ­мом и го­ро­об­ра­зо­ва­ни­ем.

Чтобы по ­нять за ­ко ­но ­мер ­ность фор ­ми ­ро ­ва ­ния гор и рав ­нин необ ­хо ­ди ­мо по ­зна ­ко ­мит ­ся с ис ­то ­ри ­ей гео ­ло ­ги ­че ­ско ­го фор ­ми ­ро ­ва ­ния тер ­ри ­то ­рии. Ис ­то ­рию гео ­ло ­ги ­че ­ско ­го раз ­ви ­тия любой тер ­ри ­то ­рии узна ­ют, изу ­чая воз ­раст, со ­став и за ­ле ­га ­ние гор ­ных пород. Имен ­но по этим дан ­ным можно узнать, что про ­ис ­хо ­ди ­ло с тер ­ри ­то ­ри ­ей в да ­лё ­кие гео ­ло ­ги ­че ­ские эпохи, по ­кры ­ва ­лась ли тер ­ри ­то ­рия морем или про ­ис ­хо ­ди ­ло из ­вер ­же ­ние вул ­ка ­нов, были ли здесь пу ­сты ­ни, или лед ­ни ­ки.

2. Абсолютный и относительный возраст

За­ле­га­ние слоев оса­доч­ных пород

Рис. 1. За ­ле ­га ­ние слоев оса ­доч ­ных пород

По ­мо ­га ­ют опре ­де ­лить от ­но ­си ­тель ­ный воз ­раст и древ ­ние ока ­ме ­не ­ло ­сти. (см. рис. 2)

Три­ло­бит. Воз­раст около 380 млн лет

Рис. 2. Три ­ло ­бит. Воз ­раст около 380 млн лет

Мощ ­ные толщи оса ­доч ­ных пород об ­ра ­зу ­ют ­ся на дне Ми ­ро ­во ­го оке ­а ­на. Океан ко ­гда-то по ­кры ­вал об ­шир ­ные тер ­ри ­то ­рии нашей пла ­не ­ты и в нем жили раз ­лич ­ные жи ­вот ­ные, ко ­то ­рые по ­ги ­ба ­ли и осе ­да ­ли на дно, за ­но ­си ­лись пес ­ком, илом, мяг ­кие ткани раз ­ла ­га ­лись, а твёр ­дые ста ­но ­ви ­лись ока ­ме ­не ­ло ­стя ­ми.

Чем более слож ­но устро ­ен ор ­га ­низм, тем гор ­ная по ­ро ­да мо ­ло ­же; чем проще, тем стар ­ше. Аб ­со ­лют ­ный воз ­раст пород - это ко ­ли ­че ­ство лет про ­шед ­ших со дня об ­ра ­зо ­ва ­ния дан ­ных пород.

3. Геохронологическая таблица

Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца

Рис. 3. Гео ­хро ­но ­ло ­ги ­че ­ская таб ­ли ­ца

По наи ­бо ­лее су ­ще ­ствен ­ным из ­ме ­не ­ни ­ям, про ­изо ­шед ­шим на нашей пла ­не ­те в гео ­ло ­ги ­че ­ском про ­шлом, всё гео ­ло ­ги ­че ­ское время де ­лит ­ся на два круп ­ных гео ­ло ­ги ­че ­ских от ­рез ­ка - эоны : Крип ­то ­зой – время скры ­той жизни, Фа ­не ­ро ­зой – время явной жизни. Эоны вклю ­ча ­ют в себя эры :Крип ­то ­зой – Архей и Про ­те ­ро ­зой, Фа ­не ­ро ­зой – Па ­лео ­зой, Ме ­зо ­зой и Кай ­но ­зой. (см. рис. 4)

Де­ле­ние гео­ло­ги­че­ско­го вре­ме­ни на эоны и эры

Рис. 4. Де ­ле ­ние гео ­ло ­ги ­че ­ско ­го вре ­ме ­ни на эоны и эры

По ­след ­ние три эры: Па ­лео ­зой ­ская, Ме ­зо ­зой ­ская, Кай ­но ­зой ­ская раз ­де ­ле ­ны на пе ­ри ­о ­ды, в силу того, что гео ­ло ­ги ­че ­ский мир был в то время силь ­но ослож ­нён. На ­зва ­ния пе ­ри ­о ­дов даны были по тому, где впер ­вые об ­на ­ру ­же ­ны гор ­ные по ­ро ­ды дан ­но ­го воз ­рас ­та, или по тем гор ­ным по ­ро ­дам, сла ­га ­ю ­щим ту или иную мест ­ность, на ­при ­мер: Перм ­ский и Де ­вон ­ский по на ­зва ­нию мест ­но ­сти, а Ка ­мен ­но ­уголь ­ный, или Ме ­ло ­вой по по ­ро ­дам. Мы живём в Ка ­и ­но ­зоскую эру, со ­вре ­мен ­ную, ко ­то ­рая длит ­ся по сей день. Она на ­ча ­лась при ­мер ­но 1,7 млн. лет назад. (см. рис. 3)

4. Геологические эры

Рас ­смот ­рим неко ­то ­рые ха ­рак ­те ­ри ­сти ­ки гео ­ло ­ги ­че ­ских эр. Архей и Про ­те ­ро ­зой счи ­та ­ют ­ся вре ­ме ­нем скры ­той жизни (Крип ­то ­зой) . Счи ­та ­ет ­ся, что су ­ще ­ству ­ю ­щие в то время ор ­га ­ни ­че ­ские формы жизни не имели твер ­дых ске ­ле ­тов, по ­это ­му они не оста ­ви ­ли ни ­ка ­ких сле ­дов в от ­ло ­же ­ни ­ях этих эр. (см. рис. 5)

Крип­то­зой (Архей и Про­те­ро­зой)

Рис. 5. Крип ­то ­зой (Архей и Про ­те ­ро ­зой)

Па ­лео ­зой - время гос ­под ­ства бес ­по ­зво ­ноч ­ных, ра ­ко ­об ­раз ­ных, на ­се ­ко ­мых, мол ­люс ­ков. В позд ­нем Па ­лео ­зое по ­яви ­лись пер ­вые по ­зво ­ноч ­ные – ам ­фи ­бии, рыбы. В цар ­стве рас ­те ­ний гос ­под ­ство ­ва ­ли во ­до ­рос ­ли и псе ­ло ­фи ­ты . Позже по ­яв ­ля ­ют ­ся хвощи и пла ­у ­ны. (см. рис. 6)

Па­лео­зой

Рис. 6. Па ­лео ­зой

В Ме ­зо ­зое гос ­под ­ству ­ют круп ­ные реп ­ти ­лии, а в рас ­ти ­тель ­ном мире го ­ло ­се ­мен ­ные .(см. рис. 7)

Ме­зо­зой

Рис. 7. Ме ­зо ­зой

В Кай ­но ­зое - гос ­под ­ство по ­кры ­то ­се ­мен ­ных цвет ­ко ­вых рас ­те ­ний, по ­яв ­ле ­ние мле ­ко ­пи ­та ­ю ­щих и, на ­ко ­нец, че ­ло ­ве ­ка. (см. рис. 8)

Кай­но­зой

Рис. 8. Кай ­но ­зой

5. Геологическая карта

В каж ­дой из гео ­ло ­ги ­че ­ских эпох и пе ­ри ­о ­дов про ­ис ­хо ­ди ­ло на ­коп ­ле ­ние хи ­ми ­че ­ско ­го и ме ­ха ­ни ­че ­ско ­го со ­ста ­ва гор ­ных пород. Для того чтобы узнать ка ­ки ­ми по ­ро ­да ­ми сло ­же ­на та или иная тер ­ри ­то ­рия нашей стра ­ны, мы можем вос ­поль ­зо ­вать ­ся гео ­ло ­ги ­че ­ской кар ­той Рос ­сии. (см. рис.9)

Гео­ло­ги­че­ская карта Рос­сии

Рис. 9. Гео ­ло ­ги ­че ­ская карта Рос ­сии

Гео ­ло ­ги ­че ­ская карта со ­дер ­жит ин ­фор ­ма ­цию о воз ­расте гор ­ных пород, о по ­лез ­ных ис ­ко ­па ­е ­мых. Ин ­фор ­ма ­ция на карте по ­ка ­за ­на раз ­ны ­ми цве ­та ­ми. Если вы по ­смот ­ри ­те на гео ­ло ­ги ­че ­скую карту, то уви ­ди ­те что са ­мы ­ми древни ­ми гор ­ны ­ми по ­ро ­да ­ми сло ­же ­ны тер ­ри ­то ­рия За ­бай ­ка ­лья и Коль ­ско ­го по ­лу ­ост ­ро ­ва.

Раз ­лич ­ные пе ­ри ­о ­ды по ­ка ­за ­ны раз ­ны ­ми цве ­та ­ми, на ­при ­мер, по ­ро ­ды Ка ­мен ­но ­уголь ­но ­го пе ­ри ­о ­да по ­ка ­за ­ны серым цве ­том, а Ме ­зо ­зой ­ско ­го – зе ­лё ­ным. Ана ­ли ­зи ­руя гео ­ло ­ги ­че ­скю карту, можно об ­ра ­тить вни ­ма ­ние на то, что Во ­сточ ­но-Ев ­ро ­пей ­ская рав ­ни ­на сло ­же ­на гор ­ны ­ми по ­ро ­да ­ми Па ­лео ­зой ­ской эры, и лишь, на Край ­нем Се ­ве ­ро-За ­па ­де мы видим вы ­хо ­ды пород Ар ­хей ­ско ­го и Про ­те ­ро ­зой ­ско ­го пе ­ри ­о ­да. За ­пад ­но-Си ­бир ­ская низ ­мен ­ность сло ­же ­на мо ­ло ­ды ­ми от ­ло ­же ­ни ­я ­ми Па ­лео ­ге ­на и Нео ­ге ­на.

По гео ­ло ­ги ­че ­ским кар ­там можно по ­лу ­чить ин ­фор ­ма ­цию о по ­лез ­ных ис ­ко ­па ­е ­мых, а также про ­гно ­зи ­ро ­вать их поиск.

7. Как формировалась Земная кора

Гео ­ло ­ги ­че ­ский воз ­раст нашей пла ­не ­ты на ­счи ­ты ­ва ­ет при ­мер ­но 4,7 млрд лет. Имен ­но в этот пе ­ри ­од в ре ­зуль ­та ­те диф ­фе ­рен ­ци ­а ­ции ве ­ще ­ства об ­ра ­зо ­ва ­лись ядро, ман ­тия, зем ­ная кора. (см. рис. 10)

Внут­ренне стро­е­ние Земли

Рис. 10. Внут ­ренне стро ­е ­ние Земли

Зем ­ная кора раз ­би ­та на блоки – ли ­то ­сфер ­ные плиты. Пе ­ре ­ме ­ща ­ясь по ман ­тии, ли ­то ­сфер ­ные плиты из ­ме ­ня ­ли очер ­та ­ния ма ­те ­ри ­ков и оке ­а ­нов. (см. рис. 11)

Ли­то­сфер­ные плиты

Рис. 11. Ли ­то ­сфер ­ные плиты

Были пе ­ри ­о ­ды, когда ли ­то ­сфер ­ные плиты опус ­ка ­лись, и тогда пло ­щадь суши умень ­ша ­лась, а пло ­щадь Ми ­ро ­во ­го оке ­а ­на уве ­ли ­чи ­ва ­лась. Такие эпохи, более спо ­кой ­ные в гео ­ло ­ги ­че ­ском от ­но ­ше ­ нии, на ­зы ­ва ­лись эпо ­ха ­ми морей . Они че ­ре ­до ­ва ­лись с более бур ­ны ­ми в гео ­ло ­ги ­че ­ском от ­но ­ше ­нии и ко ­рот ­ки ­ми по про ­дол ­жи ­тель ­но ­сти пе ­ри ­о ­да ­ми, ко ­то ­рые на ­зы ­ва ­лись эпо ­ха ­ми суши . Эти эпохи со ­про ­вож ­да ­лись ак ­тив ­ным вул ­ка ­низ ­мом и го ­ро ­об ­ра ­зо ­ва ­ни ­ем.


Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Для того чтобы разобраться в особенностях рельефа, необходимо знать геологическую историю его формирования. Ученые, изучая слои горных пород, выяснили, что все они прошли долгий путь формирования и имеют различный возраст. Об этом вы узнаете из этого урока, совершив увлекательное путешествие по истории развития земной коры. А также, научитесь читать геохронологическую таблицу и познакомитесь с геологической картой.

Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Урок: Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории

Чтобы понять закономерность формирования гор и равнин необходимо познакомится с историей геологического формирования территории. Историю геологического развития любой территории узнают, изучая возраст, состав и залегание горных пород. Именно по этим данным можно узнать, что происходило с территорией в далёкие геологические эпохи, покрывалась ли территория морем или происходило извержение вулканов, были ли здесь пустыни, или ледники.

Залегание слоев осадочных пород

Рис. 1. Залегание слоев осадочных пород

помогают определить относительный возраст и древние окаменелости. (см. рис. 2)

Трилобит. Возраст около 380 млн лет

Рис. 2. Трилобит. Возраст около 380 млн лет

Мощные толщи осадочных пород образуются на дне Мирового океана. Океан когда-то покрывал обширные территории нашей планеты и в нем жили различные животные, которые погибали и оседали на дно, заносились песком, илом, мягкие ткани разлагались, а твёрдые становились окаменелостями.

Чем более сложно устроен организм, тем горная порода моложе; чем проще, тем старше. Абсолютный возраст пород - это количество лет прошедших со дня образования данных пород.

Геохронологическая таблица

Рис. 3. Геохронологическая таблица (Источник)

По наиболее существенным изменениям, произошедшим на нашей планете в геологическом прошлом, всё геологическое время делится на два крупных геологических отрезка - эоны: Криптозой – время скрытой жизни, Фанерозой – время явной жизни. Эоны включают в себя эры:Криптозой – Архей и Протерозой, Фанерозой – Палеозой, Мезозой и Кайнозой. (см. рис. 4)

Деление геологического времени на эоны и эры

Рис. 4. Деление геологического времени на эоны и эры

Последние три эры: Палеозойская, Мезозойская, Кайнозойская разделены на периоды, в силу того, что геологический мир был в то время сильно осложнён. Названия периодов даны были по тому, где впервые обнаружены горные породы данного возраста, или по тем горным породам, слагающим ту или иную местность, например: Пермский и Девонский по названию местности, а Каменноугольный, или Меловой по породам. Мы живём в Каинозоскую эру, современную, которая длится по сей день. Она началась примерно 1,7 млн. лет назад. (см. рис. 3)

Рассмотрим некоторые характеристики геологических эр. Архей и Протерозой считаются временем скрытой жизни (Криптозой). Считается, что существующие в то время органические формы жизни не имели твердых скелетов, поэтому они не оставили никаких следов в отложениях этих эр. (см. рис. 5)


Рис. 5. Криптозой (Архей и Протерозой) (Источник)

Палеозой - время господства беспозвоночных, ракообразных, насекомых, моллюсков. В позднем Палеозое появились первые позвоночные – амфибии, рыбы. В царстве растений господствовали водоросли и пселофиты. Позже появляются хвощи и плауны. (см. рис. 6)

Палеозой

В Мезозое господствуют крупные рептилии, а в растительном мире голосеменные.(см. рис. 7)

Мезозой

В Кайнозое - господство покрытосеменных цветковых растений, появление млекопитающих и, наконец, человека. (см. рис. 8)

Кайнозой

В каждой из геологических эпох и периодов происходило накопление химического и механического состава горных пород. Для того чтобы узнать какими породами сложена та или иная территория нашей страны, мы можем воспользоваться геологической картой России. (см. рис.9)


Рис. 9. Геологическая карта России (Источник)

Геологическая карта содержит информацию о возрасте горных пород, о полезных ископаемых. Информация на карте показана разными цветами. Если вы посмотрите на геологическую карту, то увидите что самыми древними горными породами сложены территория Забайкалья и Кольского полуострова.

Различные периоды показаны разными цветами, например, породы Каменноугольного периода показаны серым цветом, а Мезозойского – зелёным. Анализируя геологическю карту, можно обратить внимание на то, что Восточно-Европейская равнина сложена горными породами Палеозойской эры, и лишь, на Крайнем Северо-Западе мы видим выходы пород Архейского и Протерозойского периода. Западно-Сибирская низменность сложена молодыми отложениями Палеогена и Неогена.

По геологическим картам можно получить информацию о полезных ископаемых, а также прогнозировать их поиск.

Геологический возраст нашей планеты насчитывает примерно 4,7 млрд лет. Именно в этот период в результате дифференциации вещества образовались ядро, мантия, земная кора. (см. рис. 10)

Внутренне строение Земли

Рис. 10. Внутреннее строение Земли

Земная кора разбита на блоки – литосферные плиты. Перемещаясь по мантии, литосферные плиты изменяли очертания материков и океанов. (см. рис. 11)

Литосферные плиты

Рис. 11. Литосферные плиты

Были периоды, когда литосферные плиты опускались, и тогда площадь суши уменьшалась, а площадь Мирового океана увеличивалась. Такие эпохи, более спокойные в геологическом отношении, назывались эпохами морей. Они чередовались с более бурными в геологическом отношении и короткими по продолжительности периодами, которые назывались эпохами суши. Эти эпохи сопровождались активным вулканизмом и горообразованием.

Читайте также: