Основание греческих колоний история 5 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: изучение нового материала.

  1. Текст фрагмента исторического источника на каждой парте
  2. А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира.5 класс: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Презентация “Основание греческих колоний”
  5. Дидактические материалы
  6. Лист самооценки для каждого ученика
  7. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

Вступительная часть

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое колония, и какой народ Древнего Востока основывал свои колонии, с какой целью.

Выслушав ответы, учитель сообщает: “В VIII –VI веках до н.э., когда в Греции возникали полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний”.

Называется тема урока (слайд 1).

Далее учитель обращается к учащимся с вопросом: “Как вы думаете, зачем греки создали множество колоний?”

1) колонии нужны были для того, чтобы развивать торговлю (этот ответ основан на знаниях учащихся о финикийских колониях);

2) греки основывали свои колонии, чтобы завоевать другие народы.

Изучение нового материала

1. Причины основания греческих колоний.

Учитель предлагает учащимся проверить вышеназванные гипотезы. Пятиклассники работают с текстом I фрагмента исторического источника (Приложение1) и текстом учебника (с.144-145, п.1) и выявляют причины основания греческих колоний. Называя причины, учащиеся подтверждают ответ цитатами из источника (например, обращают внимание на “скудость почв в Аттике”, на рост населения в Афинах и Греции в целом и делают выводы о том, что земли и хлеба всем не хватало, возникала угроза голода, отмечают и другие причины, названные в тексте учебника).

Результат обсуждения этого вопроса отражается на экране (слайд 2).

2. В каких местах греки основывали свои колонии.

Данный вопрос изучается при помощи презентации (слайд 3).

Учитель демонстрирует анимированную карту и предлагает учащимся определить, в каких направлениях и где греки основывали свои колонии.

Обсудив ответы (отражаются на слайде 4), учащиеся выполняют задания на контурной карте в рабочей тетради (задание № 28, с.20-21).

Далее учитель обращает внимание учащихся на текст II фрагмента исторического источника (Приложение1) и спрашивает, как древнегреческий историк описывает греческую колонию, почему она строилась на берегу моря и укреплялась стенами (для удобства торговли и в целях защиты от внешней опасности). Визуальное представление о колонии греков дает иллюстрация учебника (с.145), которая помещена также на слайде 5. Рассмотрев ее, учащиеся отмечают, что в городе на возвышенном месте возводили храм, город тесно застроен домами и имеет гавань, куда пристают корабли.

3. Развитие торговли.

Изучение вопроса строится на основе беседы с учащимися.

Учитель сообщает, что греки-колонисты стремились наладить тесные торговые отношения с местным населением.

Далее учитель предлагает пятиклассникам подумать и ответить, что продавали и что покупали греческие купцы (результат беседы и дополнения к ответам детей отражаются на слайдах 6-7).

Учащиеся делают записи в рабочей тетради (задание № 27, с.20).

4. Греки и скифы.

  • во-первых, как строились отношения греков-колонистов с местным населением (в частности со скифами);
  • во-вторых, что греки, покинув свою родину и поселившись в чужой стране, сохраняли свои обычаи, язык, веру в богов, политическое устройство.

Греческие колонии становились независимыми городами-государствами – полисами. В каждом полисе были свои законы, отряды воинов, чеканилась собственная монета. Живя в колониях, греки не порывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает “мать-город”.

5. Значение греческой колонизации.

Учитель задает вопросы: “Что дала колонизация грекам? Чему она способствовала? Колонизация разобщила или объединила греков?”

В заключение занятия учитель интересуется, подтвердились ли предположения учащихся, сделанные в начале урока. Дети отмечают, что, прежде всего колонии нужны были для развития торговли и ремесла, поэтому грекам выгоднее было дружить с местным населением, а не воевать. Следовательно, второе предположение не подтвердилось.

Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учащихся, на принципах личностно ориентированного обучения.

ВложениеРазмер
tema.doc 47.5 КБ
voprosy_krossvorda.doc 26 КБ
kartochka.doc 20.5 КБ
zadanie.doc 22 КБ

Предварительный просмотр:

История древнего мира, 5 класс.

Тема : Основание греческих колоний

  1. Познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации.
  2. Развить умения: правильно показывать на карте исторические объекты, выяснять причины и следствия явлений, использовать как источник исторический документ, уметь его анализировать и делать выводы.
  3. Воспитывать интерес к античному периоду истории Греции.

Понятия : Эллада, Сиракузы, эллины.

Тип урока : комбинированный.

Методы и приёмы : работа с историческим источником, беседа, элемент театрализации, фронтальный опрос, работа в тетради.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка Д/З:
  1. Текст с ошибками – индивидуально.
  2. Кроссворд (у доски)
  3. карточка № 2 (Подготовить устный ответ на вопрос как воспитывали спартанцев.)
  1. На каком полуострове расположена Греция?
  2. Греция была небольшой страной, но на её территории образовалось много самостоятельных государств. Как они назывались?
  3. Сами греки говорили: наша родина – Эллада - так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах - в Афинах и Спарте.
  4. Покажите на карте Спарту. На каком полуострове расположена? Какая это часть Греции?
  5. Если бы вы имели возможность отправится в Древнюю Грецию, какой полис вы бы посетили - Афины или Спарту?

Ответ у доски. Как воспитывали спартанцев?

Изучение новой темы:

Итак, мы с вами выяснили, что в VIII – VI вв. до н. э. в Греции существовали города государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, что бы навсегда поселиться в чужих краях. Почему?

Сегодня на уроке мы должны узнать: почему древние греки бросают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны?

Ребята подготовили сюжет, посмотрите его и ответьте, кто и по каким причинам покидал в VIII-VI вв. до н. э. Грецию?

Ответы учащихся: (полуголодный и нищий люд, бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки; люди, вынужденные стать изгнанниками, - аристократы из тех городов, где к власти пришел демос, вожаки демоса из городов, где победила знать; купцы, желавшие разбогатеть на морской торговле.)

Задание: О том, как греки основывали колонии, мы узнаем, прочитав п 2. §32. комментированное чтение

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Рассмотрим карту на с. 146. На ней изображено большое водное пространство. Как оно называется? Каким цветом обозначена Греция? Каким условным знаком обозначены греческие колонии?

Объяснение: Греки на своих кораблях отправились на запад и достигли берегов Италии, очертания которой похожи на сапог. Прочтите название этого полуострова. (Апеннинский п-ов). На Апеннинском полуострове греки основали множество колоний. Здесь были плодородные земли и пастбища. Греки так же заселили большой остров Сицилия. Здесь располагалась греческая колония Сиракузы.

Кроме западного направления существовали южное и северо - восточное направления колонизации: Ольвия, Феодосия, Херсонес, Пантикапей – в Причерноморье, Стамбул (Византия) и Синоп – в Турции, Пергам, Эфес, Милеет в Малой Азии.

Соперниками греков в Испании и Северной Африке выступали египтяне и финикийцы. Сюда греков они фактически не пускали.

Работа с историческим документом

а) Взаимоотношения Ольвии и Милета.

Ольвия была основана Милетом. В документе приводится пример вза имоотношений метрополии и основанной ею колонии. Надпись датиру ется между 334—325 гг. до н. э.

Следующие отчие обычаи у ольвиополитов и милетцев: милетец в го роде Ольвия, как ольвиополит, да приносит жертвы на тех же самых алта рях, и да имеет доступ в те же самые святилища на тех же самых основаниях, как ольвиополиты, да будут права свободы от налогов у ми летцев на тех же основаниях, как и прежде были.

. Если же будет у милетца тяжба в Ольвии, да пользуется он правосуди ем и да получает решение в пятидневный срок в отделении суда, где разби раются дела граждан. Да будут свободны от податей все милетцы, кроме тех, которые имеют права гражданства в другом городе и принимают учас тие в управлении и в судах. На тех же (условиях) и ольвиополиты в Милете да будут свободны от налогов, и да пользуются ольвиополиты остальным таким же образом в Милете, как и милетцы в городе Ольвии.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. -М., 1987.—С. 138.

Вопросы к документу и беседа по ним с учащимися.

— Изменились ли религиозные обряды жителей г. Милет с их пребы ванием в колонии Ольвия? (Нет, не изменились, значит, и верования религиозные не изменились тоже.)

— Будут ли платить налоги милетцы в Ольвии? (Нет, не будут.)

— Имеет ли право житель Милета обратиться в суд в Ольвии в случае необходимости? (Да, имеет такое право.)

— Греки, приехавшие в Ольвию, ольвиополиты, теряют ли свои права, которыми обладали в

Колония – это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства и управляемая им.

Боспорское царство это античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе).

Колонизация это процесс заселения и освоения новых территорий земли людьми.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006. С. 74–103.
  3. Андреев, Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период), Издательство Ленинградского университета, 2009 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В VIII веке до н.э. началась Великая греческая колонизация, которая продлилась 300 лет. Начало колонизации в Греции связано с тем, что население росло, земли на всех не хватало. Начинался голод. Кроме того, когда жителей полиса становилось очень много, сложно было принимать решение на народном собрании. Была и другая причина массовых отъездов за море, во многих полисах шла ожесточённая борьба между демосом и знатью.

Развитие технологий у греков было выше, чем у местного населения. Поэтому происходили такие истории, как история Скила. Недалеко от колонии Ольвия жил скифский царь Скил. Его матерью была гречанка. Она научила сына греческому языку. Хотя Скил царствовал над скифами, он мечтал жить как грек. Часто царь приходил к стенам Ольвии, оставлял охрану снаружи и участвовал в греческих праздниках. Для этого он переодевался в хитон и гиматий и в таком виде ходил по улицам. Немудрено, что он влюбился в гречанку и даже построил в Ольвии огромный дом для неё. Когда его соплеменники узнали об этом, Скила сочли предателем и казнили.

Греческая колонизация имела три основных направления. Самым значительным было Западное направление в сторону острова Сицилии, Южной Италии, Южной Франции и Испании. На юге, в Африке, греки основали несколько колоний, например, Кирену. Двигаясь на северо – восток, греки селились по берегам Чёрного моря. Там было основано много колоний. Это территория современной России и Украины.

Самое мощное государство, которое возникла здесь – Боспорское царство.


Оно возникло из греческой колонии, располагавшейся на берегах Керченского пролива (он соединяет Азовское и Черное моря). Столицей был город Пантикапей (нынешняя Керчь). Оно входило в состав разных государств, но окончательно прекратило свое существование только в V в н.э., т.е. просуществовало почти 1000 лет. Пантикапей объединил вокруг себя разные полисы – Фанагорию, Киммерик, Нимфей. Главное, чем славилось Боспорское царство – выращивание злаков. Оно поставляло зерно греческим полисам. Демосфен рассказывает, что Афины получали с Боспора половину всего необходимого им привозного хлеба – около 16 тысяч тонн в год.

На окраине Севастополя находятся развалины греческого города Херсонес. Колонии были в городах Калос Лимен (северо – запад Крыма), Феодосия, Нимфей (17 км к югу от нынешней Керчи), Киммерик (Крым), Керкинитида (нынешняя Евпатория), Танаис (30 км к западу от нынешнего Ростова – на – Дону), Фанагория, Гермонасса и Кепы (Таманский полуостров), Торик (нынешний Геленджик), Питиунт (современный поселок Пицунда), Диоскуриада (современный Сухуми). И это не полный список.

Греки очень ответственно относились к торговле. Масло и вино для перевозки разливали в специальные сосуды – амфоры, на которые ставились клейма – знаки производителя, владельца, инспектора. Да, были и такие люди. Если продукт был некачественный, по клейму можно было определить торговца или винодела и подать жалобу. Ученые расшифровывают эти знаки и таким образом определяют, откуда прибыла та или иная амфора. Собрав эти данные, можно составить карту торговли колоний с греческими полисами и соседними народами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Кем считали себя греки – переселенцы? Выберите один вариант ответа.

Единым народом – эллинами

Единым народом – эллинами

Пояснение: В результате колонизации греки познакомились со многими народами, которых они раньше не знали. Греки видели, что эти народы отличаются от них по языку, обычаям, культуре. Благодаря этому греки начали осознавать себя единым народом – эллинами. Все другие народы они называли варварами.

Задание 2. Как развивалась торговля в греческих колониях? Установите соответствие.

Методическая разработка по истории предназначена для учащихся 5-х классов по образовательной системе "ШКОЛА 2100". Урок разработан на основе проблемно-диалогической технологии. При изучении материала учащиеся самостоятельно формулируют проблему, работая с текстом учебника, находят ответы на поставленный вопрос. На уроке применяются различные формы работы учащихся- фронтальная беседа, задание на повторение,работа с текстом, иллюстрациями, картой, схемой. Методическая разработка включает презентацию, состоящую из 14 слайдов.



Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

уроки истории в 5 классе всегда проходят довольно интересно. ребятам еще нравится этот новый предмет, поэтому хочется так приготовить урок, что бы у детей остался интерес надолго. я думаю мои уроки пригодятся как начинающему учителю, также ими может воспользоваться и учитель со стажем. в папке содержатся и конспекты уроков и презентации у уроку, видиофрагменты, и др дополнительный материал - тесты, карточки и пр.


Уткина Марина Алексеевна

Учебное занятие учитель истории и обществознания

МБОУ Беловская сош Чесменский р-н

Урок в 5 классе по теме "Основание греческих колоний"

Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Развивать в ходе урока у учащихся навыков правильной речи, логического мышления, зрительной памяти.

Показать, где основывались греческие колонии и чем занимались переселенцы.

Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстами, иллюстрациями, сравнивать природные условия Древней Греции и колонии.

Показать влияние исторических факторов на образование новых территорий, входивших в состав Российского государства.

Тип урока: комбинированный

I этап урока – организационный момент (1 -2 мин.)

II этап урока – проверка домашнего задания (10 -15 мин.)

IV этап урока – объяснение нового материала (15 - 20мин.)

V этап урока - обобщение и систематизация знаний (3-5 мин)

VI этап урока – итог урока

VII этап урока - домашнее задание (1 – 2 мин.)

А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира.5 класс: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Просвещение, 2007.

Текст фрагмента исторического источника на каждой парте

Презентация “Основание греческих колоний”

Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Орг. момент урока (1-2 мин) СЛАЙД1

Повторение пройденного материала (5-10 мин)

Действие учителя

Задание для всего класса (фронтальный опрос):

Вместе со всем классом проверяем словарную работу, которую выполнил учащийся на доске.

Перед объяснением новой темы собрать карточки, по которым работали двое учащихся. Результаты работы по карточкам – на следующем уроке

Действие учащихся

Двое учащихся работают по карточкам.

Найдите ошибки в текстах.

1. Благодаря хорошим почвам жители, Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло

привозили из других стран.
2. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.
3. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

1 учащийся на доске ра6отает с понятиями:

демократия, илот, полис, демос, лаконичная речь.

Ранее мы с вами узнали, что древние греки были искусными мореплавателями. Предприимчивые купцы заплывали в Черное и Азовское моря. На берегах Италии, Сицилии, Крыма, Кавказа возникали греческие колонии. О причинах, которыми была вызвана колонизация, и о процессе освоения переселенцами новых мест, мы узнаем сегодня на уроке

Откройте тетради запишите тему урока.

IV . Изучение нового материала (15 -20 мин) СЛАЙД 2

В VIII –VI веках до н.э., когда в Греции возникали полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний.

С течением времени греки поняли, что появление городов, которые располагались не на территории Греции, но принадлежали грекам, было выгодно всем ее жителям.

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

Поэтому города помогали снаряжать корабли, уходящие на поиски новых земель. Такой город по отношению к колонии стал называться метрополией, т.е. главным городом.

Ребята, обратите внимание на следующую таблицу на слайде и перепишите ее в тетрадь (1 мин) СЛАЙД 4

Причины создания колоний

Места основания колоний

Прослушав, звуковой отрывок, мы с вами попробуем выяснить причины создания колоний.

Но сначала давайте вспомним – какие категории населения проживали в Греции. СЛАЙД 5

- Какие основные занятия древнегреческого населения вы можете назвать?

-Соответственно, какие слои населения вы назовете?

Запись в тетрадь: 3 мин (термины вынесены на слайд, на доску) СЛАЙД 3

Колония-поселение выходцев из других стран.

Колонизация-заселение колонистами пустующих земель.

Метрополия - в Древней Греции - название города-государства ( полиса ) по отношению к основанным им поселениям в чужих земля х.

Ответы учащихся: Земледелие, ремесло, торговля

Ответы учащихся: Земледельцы, ремесленники, торговцы (купцы)

- При зарождении демократии мы говорили о 2-х категориях жителей Афин. Это рабы – бесправное население и свободные граждане – коренные жители Аттики.

По состоянию богатства какие категории среди них различали?

- Как называли богатых в Афинах, а как простой народ?

Итак, слушая отрывок, выясняем: почему переселялись такие категории населения:

IV - богатые и бедные,

(работа по группам)

Ответы учащихся: богатые и бедные

Ответы учащихся: знать (аристократы) и демос

Работа с аудио-отрывком (на слух), учащиеся делают черновые записи.

Причины создания колоний

Места основания колоний

После прослушивания отрывка учащиеся делают записи в тетради, выслушав учащихся каждой группы.

Учитель: Еще раз сравнили запись в своей тетради с записью на слайде

Учитель: СЛАЙД 8

Основание колоний обычно происходило так:

Вначале небольшая команда отправлялась узнать, где находятся территории с плодородными долинами, питьевой водой и удобными бухтами.

Как только такое место находили, об этом сообщали в полисе.

Все желающие покинуть родной город должны были занести свое имя в списки отплывающих. Затем

Причины создания колоний

Места основания колоний

Нехватка плодородной земли

Земледельцы отправлялись в далекое плавание, надеясь найти в других местах никем не занятые угодья

Ремесленникам не хватало глины и металлов для создания свих изделий, рынков, где бы они могли их продать

Купцы стремились найти новые области для своей торговли.

знать и демос, спасая свою жизнь, вынуждены были бросать свои дома

одного из путешественников власти города назначали главой будущей колонии.

Корабль, отправляющийся в плавание, снабжался всем необходимым.

После этого корабль, на котором собиралось несколько сот греков, отправлялся в путь.

Работа с текстом учебника

Где же греки основывали свои колонии? Что бы узнать, почитаем материал параграфа (пар 32, п.2, стр 145) и заполним вторую часть таблицы.

Учащиеся читают текст учебника и заполняют вторую колонку таблицы в тетради

Причины создания колоний

Места основания колоний

Селились близ моря, с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями

Учитель: СЛАЙД 10

Обычно территории, где греки собирались основать свои колонии, были заселены другими племенами. Но греки, как правило, не завоевывали эти земли, а начинали торговать с местными жителями. Постепенно между племенами, колонией и метрополией налаживалась выгодная торговля. Из греческих городов в колонии везли вина, оливковое масло, оружие, ткани, вазы и статуи из мрамора. Из колоний увозили пшеницу, которой была бедна Греция, шкуры животных, мед и рабов.

А сейчас мы с вами поиграем в игру, поделимся на две команды (два ряда) каждый участник команды, выбегает поочередно к доске и заполняет свою колонку, вспомнив мой рассказа и текст учебника, что прочитаете сами на стр 146 (пар 32, п.2)

Самостоятельное прочтение абзаца в тексте учебника, информация на слайде – запись мелом на доске

Должна получиться запись на доске:



Учитель: СЛАЙД 11,12,13

С течением времени греческие колонии превращались в цветущие многолюдные и богатые полисы. Самыми крупными из них были Ольвия и Танаис. Они чеканили свою монету, издавали свои законы, имели собственное войско. Так же, как и в Греции, управляли колониями Народное собрание, архонты и Городской совет. Но в отличие от метрополий, здесь не было сильной вражды между демосом и знатью. Греки, не тратившие в колониях силы на внутренние распри, спокойно занимались торговлей, ремеслом и земледелием. Они многому научились у местных племен и их соседей. Но где бы греки ни жили, они всегда сохраняли свой жизненный уклад, поклонялись своим богам, говорили на одном языке, писали с помощью одних и тех же букв. Свой народ греки называли эллинами, а свою родину Элладой.

Ребята, обратите внимание на карту (атлас на столе, карта на слайде):

-Определите, основные направление греческой колонизации;

- Каким знаком на карте обозначены колонии греков?

Работа с картой

(выполнение задания с раздаточным материалом)

Ответ учащихся: Кружочком.

- Что обозначают стрелочки на карте?

- Назовите колонии греков на Черном море?

- Назовите места колонизации на Средиземном море?

- Какие из названных колоний находятся в Северной Африке?

Работа с источником:

В одной из колоний побывал знаменитый греческий историк Геродот. Этой колонией была Ольвия, расположенная в устье большой реки, впадающей в Черное море. В степях по соседству с Ольвией обитали многочисленные племена скифов.

Геродот записал легенду, которая рассказывала о правителе племен, живших по соседству с колонией.

Ответ учащихся: Направления греческой колонизации

Ответ учащихся: Херсонес, Пантикапей, Ольвия.

Ответ учащихся: Сиракузы, Ки­рена, Массилия, о. Корсика, Египет.

Ответ учащихся: Кире­на и местечко в дельте Нила (Египет)

(раздаточный материал у каждого ученика)

Племена эти назывались скифами. Они славились повсюду как превосходные воины. Скифы любили скакать на лошадях по бескрайним степным просторам, совершая набеги и грабежи. Вождь скифов Скил, который был сыном гречанки, любил бывать в греческом городе Ольвии, так не похожем на селения подвластных ему племен. Он любовался узкими улочками города, домами с внутренними двориками, кузнечными и гончарными мастерскими, удобной гаванью. Скил наблюдал за тем, как греки почитают своих богов в

- О чем говорит эта легенда говорит?

Тем не менее, они старались, как можно больше узнать друг о друге. Особенно важно это было для местных племен, так как греки обладали большими знаниями и умениями, чем окружающие их народы.

У нас в России сохранились остатки древнегреческой колонии. Это Танаис, основанный недалеко от места впадения Дона в море.

Сейчас там находится заповедник Танаис.

прекрасных храмах. Однажды он захотел принять участие в празднестве греков, посвященном богу виноделов Дионису. Скифы презирали греков за то, что они поклоняются богу, который лишает их рассудка. Когда Скил, как и все греки на празднике Диониса, начал исступленно танцевать под звуки музыки, его увидели скифы, которые тайно проникли в город. Они не смогли простить своему правителю то, что он почитает чужих богов, нарушая обряды скифов, и убили своего вождя. (читает вслух ученик или учитель, остальные слушают и сдят по тексту)

Ответ учащихся: о том, что греки и местные племена не всегда мирно уживались друг с другом

Давайте обратимся еще к одному источнику. В учебнике на стр 148 (пар. 32) дано описание древнего города. Прочтем.

Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храмов, кварталов жилых домов, а также монеты, изделия ремесленников, надпи­си на камнях, высеченные на греческом языке.

-И так, в чем мы убедились?

-Какие выводы можно сде­лать на основании археологических раскопок?

Учащиеся читают текст источника на стр 148 учебника

Ответ учащихся: что на берегах Средиземного и Черного морей сохранились развалины древних городов.

Ответ учащихся: По этим археологическим данным можно сделать вывод о том, как жили греки далеко от родины, где они устраивали себе новое жилье.

V . Обобщение и систематизация знаний. (3-5 мин) СЛАЙД 15



Учитель, добавив свои комментарии выставляет оценки за урок в целом.

VI . Итог урока

– Сегодня на уроке мы с вами узнали, что в VIII–VI веке до н.э. греки основали множество колонии, но где бы, ни жили греки, они считали себя единым народом – эллинами, а Грецию Элладой.

Всех греков объединяла общая культура, язык, традиции и обычаи и религия.

VII . Домашнее задание: (1-2 мин) СЛАЙД 16

Параграф 32, используя рисунок в параграфе на стр. 145,

Каждому учащемуся предлагается выполнить тест с взаимопроверкой и объявить учителю выставленные оценки:

Запись учащимися домашнего задания в дневники, индивидуальные вопросы.

Курсы повышения квалификации. Секция учителей истории и обществознания. ЧИППКРО, 2012г.

Геродот записал легенду, которая рассказывала о правителе племен, живших по соседству с колонией.

Племена эти назывались скифами. Они славились повсюду как превосходные воины. Скифы любили скакать на лошадях по бескрайним степным просторам, совершая набеги и грабежи. Вождь скифов Скил, который был сыном гречанки, любил бывать в греческом городе Ольвии, так не похожем на селения подвластных ему племен. Он любовался узкими улочками города, домами с внутренними двориками, кузнечными и гончарными мастерскими, удобной гаванью. Скил наблюдал за тем, как греки почитают своих богов в прекрасных храмах. Однажды он захотел принять участие в празднестве греков, посвященном богу виноделов Дионису. Скифы презирали греков за то, что они поклоняются богу, который лишает их рассудка. Когда Скил, как и все греки на празднике Диониса, начал исступленно танцевать под звуки музыки, его увидели скифы, которые тайно проникли в город. Они не смогли простить своему правителю то, что он почитает чужих богов, нарушая обряды скифов, и убили своего вождя.

Читайте также: