Особенности клеток прокариот и эукариот конспект урока 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

Код раздела ЕГЭ: 2.2. Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений животных, бактерий, грибов.

Подавляющее большинство известных на сегодняшний день живых организмов (растения, животные, грибы и бактерии) имеет клеточное строение. Форма клеток может быть округлой, цилиндрической, кубической, призматической, дисковидной, веретеновидной, звездчатой и др.

Несмотря на все разнообразие клеток, общий план строения для них един: все они содержат наследственную информацию, погруженную в цитоплазму, и окружающую клетку плазматическую мембрану. Снаружи от мембраны у клетки может быть еще клеточная стенка, состоящая из различных веществ, которая служит для защиты клетки и является своего рода ее внешним скелетом.

Прокариоты и эукариоты

В настоящее время различают два основных типа организации клеток: прокариотические и эукариотические.

Прокариотическая клетка не имеет ядра, ее наследственная информация не отделена от цитоплазмы мембранами. Область цитоплазмы, в которой хранится наследственная информация в прокариотической клетке, называют нуклеоидом. Прокариотами являются бактерии.

Эукариотическая клетка — клетка, в которой хотя бы на одной из стадий развития имеется ядро — специальная структура, в которой находится ДНК. К эукариотическим организмам относят растения, животные и грибы.

Размеры прокариотических клеток, как правило, на порядок меньше, чем размеры эукариотических. Большинство прокариот является одноклеточными организмами, а эукариоты — многоклеточными.

Сравнительная характеристика строения клеток растений, животных, бактерий и грибов

Кроме характерных для прокариот и эукариот особенностей, клетки растений, животных, грибов и бактерий обладают еще целым рядом особенностей. Так, клетки растений содержат специфические органоиды — хлоропласты, которые обусловливают их способность к фотосинтезу, тогда как у остальных организмов эти органоиды не встречаются.

Растительные клетки, как правило, содержат крупные вакуоли, наполненные клеточным соком. В клетках животных, грибов и бактерий они также встречаются, но имеют совершенно иное происхождение и выполняют другие функции. Основным запасным веществом, встречающимся в виде твердых включений, у растений является крахмал, у животных и грибов — гликоген, а у бактерий — волютин.

Еще одним отличительным признаком этих групп организмов является организация поверхностного аппарата: у клеток животных организмов клеточная стенка отсутствует, их плазматическая мембрана покрыта лишь тонким гликокаликсом, тогда как у всех остальных она есть. Это целиком объяснимо, поскольку способ питания животных связан с захватом пищевых частиц в процессе фагоцитоза, а наличие клеточной стенки лишило бы их данной возможности. Химическая природа вещества, входящего в состав клеточной стенки, неодинакова у различных групп живых организмов: если у растений это целлюлоза, то у грибов — хитин, а у бактерий — муреин.

Бактериальные клетки имеют следующие характерные для них структуры — плотную клеточную стенку, клеточную мембрану, одну кольцевую хромосому, расположенную в нуклеотиде, рибосомы, мезосомы (внутренние клеточные мембраны), жгутики и клеточные включения в виде жировых капель и гранул полисахаридов. В этих клетках нет многих органоидов, характерных для эукариотических растительных, животных и грибных клеток. По способу питания бактерии делятся на автотрофов, хемотрофов и гетеротрофов.

Клетки растений содержат характерные только для них пластиды — хлоропласты, лейкопласты и хромопласты; они окружены плотной клеточной стенкой из целлюлозы, а также имеют вакуоли с клеточным соком. Все зеленые растения относятся к автотрофным организмам.

У клеток животных нет плотных клеточных стенок. Они окружены клеточной мембраной, через которую происходит обмен веществ с окружающей средой.

Клетки грибов покрыты клеточной стенкой, отличающейся по химическому составу от клеточных стенок растений. Она содержит в качестве основных компонентов хитин, полисахариды, белки и жиры. Запасным веществом клеток грибов и животных является гликоген.

Органоидами (органеллами) называют постоянные компоненты клетки, выполняющие в ней конкретные функции и обеспечивающие осуществление процессов и свойств, необходимых для поддержания ее жизнедеятельности.

Органоиды могут иметь как мембранное, так и немембранное строение.

Классификация органоидов– Работа по заполнению схемы классификации: вспоминают материал, изученный в 9 классе (желательна запись в тетрадь).

ЗАДАНИЕ (распечатки на каждой парте): Используя объяснения учителя и материалы учебника, заполнить таблицу:

Наличие нуклеиновых кислот

Рибосома — важнейший органоид живой клетки сферической или слегка овальной формы, диаметром 100-200 ангстрем, состоящий из большой и малой субъединиц Рибосомы служат для биосинтеза белка из аминокислот по заданной матрице на основе генетической информации, предоставляемой матричной РНК , или мРНК . Этот процесс называется трансляцией . В эукариотических клетках рибосомы располагаются на мембранах эндоплазматического ретикулума, хотя могут быть локализованы и в неприкрепленной форме в цитоплазме . Нередко с одной молекулой мРНК ассоциировано несколько рибосом, такая структура называется полирибосомой Синтез рибосом у эукариот происходит в специальной внутриядерной структуре - ядрышке.

Рибосомы эукариот включают четыре молекулы рРНК

Рибосомы впервые были описаны как уплотненные частицы, или гранулы, клеточным биологом румынского происхождения Джорджем Паладе в середине 1950-х годов. Термин "рибосома" был предложен Ричардом Робертсом в 1958 вместо "рибонуклеобелковая частица микросомальной фракции".

КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР (ЦЕНТРОСОМА)

Состоит из двух центриолей, каждая представляет собой полый цилиндр, образованный девятью триплетами микротрубочек.

Центриоли представляют собой цилиндрические белковые структуры, расположенные вблизи ядра клеток животных (у растений центриолей нет). Центриоль представляет собой цилиндр, боковая поверхность которого образована девятью наборами микротрубочек. Количество микротрубочек в наборе может колебаться для разных организмов от 1 до 3.

Вокруг центриолей находится так называемый центр организации цитоскелета, район в котором группируются минус концы микротрубочек клетки.

Перед делением клетка содержит две центриоли, расположенные под прямым углом друг к другу. В ходе митоза они расходятся к разным концам клетки, формируя полюса веретена деления. После цитокинеза каждая дочерняя клетка получает по одной центриоли, которая удваивается к следующему делению. Удвоение центриолей происходит не делением, а путем синтеза новой структуры, перпендикулярной существующей.

Это белковые внутриклеточные структуры, входящие в состав цитоскелета.

Микротрубочки представляют собой цилиндры диаметром 25 нм с полостью внутри. Их длина может быть от нескольких микрометров до, вероятно, нескольких миллиметров в аксонах нервных клеток. Микротрубочки полярны: на одном конце происходит самосборка микротрубочки, на другом — разборка. В клетках микротрубочки играют роль структурных компонентов и участвуют во многих клеточных процессах, включая митоз, цитокинез и везикулярный транспорт.

Динамическая нестабильность микротрубочек играет важную физиологическую роль. Например, при делении клетки микротрубочки растут очень быстро и способствуют правильной ориентации хромосом и образованию митотического веретена.

Микротрубочки в клетке используются в качестве "рельсов" для транспортировки частиц. По их поверхности могут перемещаться мембранные пузырьки и митохондрии. Транспортировку по микротрубочкам осуществляют белки, называемые моторными.

Сократимые элементы цитоскелета, образованы нитями актина и других сократительных белков. Участвуют в формировании цитоскелета клетки, амебоидном движении и др. Нуклеиновых кислот нет

ХРОМОСОМЫ– учащиеся отвечают на поставленный вопрос, вспоминая материал предыдущего урока, а затем на слайде открывается ответ.

Органоиды ядра эукариот, каждая хромосома образована одной молекулой ДНК и молекулами белков. Состоит из двух нитей – хроматид, соединенных центромерой. Являются носителями генетической информации.

ПЛАЗМОЛЕММА) - учащиеся отвечают на поставленный вопрос, вспоминая материал предыдущего урока, а затем на слайде открывается ответ.

Это жидкостно-мозаическую модель, где липидные слои мембраны пронизаны белковыми молекулами. Она обеспечивает разграничительную функцию по отношению к внешней для клетки среде и выполняет транспортную функцию. Нуклеиновых кислот нет.

ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ (ЭПС )

В эукариотической клетке существует система переходящих друг в друга мембранных отсеков (трубок и цистерн), которая называется эндоплазматическим ретикулумом (или эндоплазматическая сеть, ЭПР или ЭПС). Ту часть ЭПР, к мембранам которого прикреплены рибосомы, относят к гранулярному (или шероховатому ) ( Нажать кнопкой мышки) эндоплазматическому ретикулуму, на его мембранах происходит синтез белков. Те компартменты, на стенках которых нет рибосом, относят к гладкому (или агранулярному ) ЭПР ( Нажать кнопкой мышки ), принимающему участие в синтезе липидов. Внутренние пространства гладкого и гранулярного ЭПР не изолированы, а переходят друг в друга и сообщаются с просветом ядерной оболочки. Нуклеиновых кисло нет.

КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ (ПЛАСТИНЧАТЫЙ КОМПЛЕКС)– нажать кнопку мыши.

Это мембранная структура эукариотической клетки, в основном предназначенная для выведения веществ, синтезированных в эндоплазматическом ретикулуме Комплекс Гольджи был назван так в честь итальянского учёного Камилло Гольджи, впервые обнаружившего его в 1898 году

В цистернах Аппарата Гольджи созревают некоторые белки, синтезированные на мембранах гранулярного ЭПР и предназначенные для секреции или образования лизосом. Аппарат Гольджи асимметричен — цистерны располагающиеся ближе к ядру клетки ( цис -Гольджи) содержат наименее зрелые белки, к этим цистернам непрерывно присоединяются мембранные пузырьки — везикулы , отпочковывающиеся от эндоплазматического ретикулума. По-видимому, при помощи таких же пузырьков происходит дальнейшее перемещение созревающих белков от одной цистерны к другой. В конце концов от противоположного конца органеллы ( транс -Гольджи) отпочковываются пузырьки, содержащие полностью зрелые белки.

Это мембранные пузырьки величиной до 2 мкм. Внутри лизосом содержатся гидролитические ферменты, способные переваривать белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. Лизосомы образуются из пузырьков, отделяющихся от комплекса Гольджи, причем предварительно на шероховатом эн до плазматическом ретикулуме синтезируются гидролитические ферменты.

Сливаясь с эндоцитозными пузырьками, лизосомы образуют пищеварительную вакуоль (вторичная лизосома) , где происходит расщепление органических веществ до составляющих их мономеров. Последние через мембрану пищеварительной вакуоли поступают в цитоплазму клетки. Именно так происходит, например, обезвреживание бактерий в клетках крови — нейтрофилах .

Вторичные лизосомы, в которых закончился процесс переваривания, практически не содержат ферментов. В них находятся лишь непереваренные остатки.

Лизосомы участвуют также в разрушении материалов клетки, например запасных питательных веществ, а также макромолекул и целых органелл, утративших функциональную активность (аутофагия ). При патологических изменениях в клетке или ее старении мембраны лизосом могут разрушаться: ферменты выходят в цитоплазму, и осуществляется самопереваривание клетки — автолиз . Иногда с помощью лизосом уничтожаются целые комплексы клеток и органы. Например, когда головастик превращается в лягушку, лизосомы, находящиеся в клетках хвоста, переваривают его: хвост исчезает, а образовавшиеся во время этого процесса вещества всасываются и используются другими клетками тела.

Это крупные мембранные пузырьки или полости в цитоплазме, заполненные клеточным соком. Вакуоли образуются в клетках растений и грибов из пузыревидных расширений эндоплазматического ретикулума или из пузырьков комплекса Гольджи. В меристематических клетках растений вначале возникает много мелких вакуолей. Увеличиваясь, они сливаются в центральную вакуоль которая занимает до 70—90% объема клетки и может быть пронизана тяжами цитоплазмы.

Содержимое вакуолей — клеточный сок. Он представляет собой водный раствор различных неорганических и органических веществ. Химический состав и концентрация клеточного сока очень изменчивы и зависят от вида растений, органа, ткани и состояния клетки. В клеточном соке содержатся соли, сахара (прежде всего сахароза, глюкоза, фруктоза), органические кислоты (яблочная, лимонная, щавелевая, уксусная и др.), аминокислоты, белки. Эти вещества являются промежуточными продуктами метаболизма, временно выведенными из обмена веществ клетки в вакуоль. Они являются запасными веществами клетки.

Помимо запасных веществ, которые могут вторично использоваться в метаболизме, клеточный сок содержит фенолы, танины (дубильные вещества), алкалоиды, антоцианы, которые выводятся из обмена в вакуоль и таким путем изолируются от цитоплазмы.

Танины особенно часто встречаются в клеточном соке (а также в цитоплазме и оболочках) клеток листьев, коры, древесины, незрелых плодов и семенных оболочек. Алкалоиды присутствуют, например, в семенах кофе (кофеин), плодах мака (морфин) и белены (атропин), стеблях и листьях люпина (люпинин) и др. Считается, что танины с их вяжущим вкусом, алкалоиды и токсичные полифенолы выполняют защитную функцию: их ядовитый (чаще горький) вкус и неприятный запах отталкивают растительноядных животных, что предотвращает поедание этих растений.

В вакуолях также часто накапливаются конечные продукты жизнедеятельности клеток (отходы). Таким веществом для клеток растений является щавелевокислый кальций, который откладывается в вакуолях в виде кристаллов различной формы.

В клеточном соке многих растений содержатся пигменты , придающие клеточному соку разнообразную окраску. Пигменты и определяют окраску венчиков цветков, плодов, почек и листьев, а также корнеплодов некоторых растений (например, свеклы).

Клеточный сок некоторых растений содержит физиологически активные вещества — фитогормоны (регуляторы роста), фитонциды, ферменты . В последнем случае вакуоли действуют как лизосомы. После гибели клетки мембрана вакуоли теряет избирательную проницаемость, и ферменты, высвобождаясь из нее, вызывают автолиз клетки.

Функции центральной вакуоли:

  • Накопление питательных веществ, метаболитов и пигментов;
  • Удаление из цитоплазмы продуктов метаболизма;
  • Регуляция водно-солевого обмена;
  • Поддержание тургорного давления;
  • Участие в разрушении макромолекул и клеточных структур.

Пищеварительные вакуоли животных клеток содержат литические (расщепляющие) ферменты и пищевые частицы. Здесь идет внутриклеточное пищеварение.

Выделительные вакуоли простейших содержат воду и растворенные в ней продукты метаболизма. Функция – осморегуляция, удаление жидких продуктов метаболизма.

Двумембранные органеллы продолговатой формы. Они являются энергетическими станциями клеток. Митохондрии — особые органеллы клетки, основной функцией которых является синтез АТФ — универсального носителя энергии. Дыхание (поглощение кислорода и выделение углекислого газа) происходит также за счет энзиматических систем митохондрий.

Митохондрии имеют наружную мембрану состоящую из двух слоёв, разделённых пространством в 60-80 ангстрем. От внутреннего слоя в полость митохондрии выступают выпячивания — кристы (нажать кнопку мыши ) . Пространство между кристами заполнено веществом, называемым матриксом (нажать кнопку мыши ).

В матриксе содержатся различные ферменты, принимающие участие в дыхании и синтезе АТФ. Центральное значение для синтеза АТФ имеет водородный потенциал внутренней мембраны митохондрии. Содержат ДНК и РНК.

Пластиды — органоиды эукариотических растений и некоторых фотосинтезирующих простейших. Покрыты двойной мембраной. Содержат ДНК и РНК. Совокупность пластид клетки образует пластидом . По окраске и выполняемой функции выделяют три основных типа пластид

Лейкопласты — неокрашенные пластиды, как правило, выполняют запасающую функцию. В лейкопластах клубней картофеля накапливается крахмал. Лейкопласты высших растений могут превращаться в хлоропласты или хромопласты.

Хромопласты — пластиды, окрашенные в жёлтый, красный или оранжевый цвет. Окраска хромопластов связана с накоплением в них каротиноидов. Хромопласты определяют окраску осенних листьев, лепестков цветов, корнеплодов, созревших плодов.

Хлоропласты — пластиды, несущие фотосинтезирующие пигменты — хлорофиллы. Имеют зелёную окраску у высших растений, харовых и зелёных водорослей. Набор пигментов, участвующих в фотосинтезе (и, соответственно, определяющих окраску хлоропласта) различен у представителей разных таксономических отделов. Хлоропласты имеют сложную внутреннюю структуру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Провести сравнение особенностей строения клеток прокариот и эукариот. Обеспечить формирование умений определять черты сходства и различия клеток бактерий, протистов, грибов, растений и животных. Обеспечить повторение и закрепление знаний об особенностях строения клеток живых организмов.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Система внутриклеточных мембранных структур: цистерн, пузырьков, вакуолей и трубочек, в которых накапливаются вещества, синтезирующиеся на мембранах ЭДС.

Аппарат Гольджи

Деление, при котором ДНК реплицируется с образованием двух идентичных молекул, каждая из которых прикрепляется к цитоплазматической мембране, врастающей между двумя молекулами ДНК так, что в результате делит клетку надвое

Бинарное деление

Крупные мембранные пузырьки или полости в цитоплазме, заполненные преимущественно водным содержимым

Вакуоли

Организмы, потребляющие готовые органические вещества

Гетеротрофы

Набор хромосом в соматической клетке

Диплоидный

Органы движения у клеток прокариот

Жгутики

Жидкое агрегатное состояние гиалоплазмы

Процесс подготовки клетки к делению, состоящему из трёх периодов

Интерфаза

Элементарная структурная и функциональная единица, обладающая всеми основными признаками живого

Клетка

Маленькие мембранные пузырьки, содержащие около 50 пищеварительных ферментов, способных расщеплять белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты

Лизосомы

Органоиды клетки, участвующие в процессе клеточного дыхания и обеспечивающие клетку энергией в виде АТФ

Митохондрии

Область цитоплазмы, в которой расположена ДНК

Нуклеоид

Постоянная клеточная структура цитоплазмы, выполняющая определённые функции и обеспечивающая процессы жизнедеятельности клетки (питание, синтез веществ, их перемещение их внутри клетки и выведение за её пределы и др.)

Органоиды

Доядерные организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра

Прокариоты

Немембранные органоиды, осуществляющее синтез белка

Рибосомы

Приспособления многих бактерий для выживания в неблагоприятных условиях

Споры

Фаза митоза, при которой дочерние хромосомы деспирализуются у полюсов клетки и ДНК становится доступной для транскрипции, формируется ядерная оболочка, в ядрах образуются ядрышки, нити веретена деления распадаются

Телофаза

Этот ученый в 1876 г. открыл клеточный центр

Флемминг

Органоиды, осуществляющие фотосинтез.

Хлоропласты

Составная часть цитоплазмы, её механический каркас

Цитоскелет

Форма хроматофора у хламидомонады

Чашевидная

Основоположник клеточной теории

Шванн

Поглощение клеткой пищевых частиц

Эндоцитоз

Центр управления клеткой, хранилище информации

Образовательные:

Провести сравнение особенностей строения клеток прокариот и эукариот. Обеспечить формирование умений определять черты сходства и различия клеток бактерий, протистов, грибов, растений и животных.

Обеспечить повторение и закрепление знаний об особенностях строения клеток живых организмов.

Развивающие:

Создать условия для:
- развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять понятия);
- развития мировоззрения учащихся;
- развития навыков устной и письменной речи;
- развития памяти;
- развития критического мышления, групповой самоорганизации.

Воспитательные:

Создать условия для воспитания самостоятельности и коммуникативности.

Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности при выполнении лабораторной работы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Методы и методические приемы: фронтальная беседа, рассказ, инструктаж, медиазбука, буквенный диктант, работа с таблицами и учебником, демонстрация презентации, демонстрация видеоматериалов, микропрепаратов, объяснение схемы.

Организационный этап

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Актуализация знаний

Проблемно-поисковый этап:

Определение темы и цели практического исследования.

Выдвижение рабочей гипотезы.

Подтверждение гипотезы. Работа в группах по выполнению лабораторной работы, моделирование клеток.

Обобщение материала урока и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений . Рассказ представителя каждой группы – отчет о выполнении заданий с использование построенных моделей клеток, материалов лабораторной работы.

Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний (Медиаазбука, буквенный диктант, самоконтроль и взаимоконтроль).

Подведение итогов урока. Рефлексия

Домашнее задание.

1. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, организация внимания учащихся, психологический настрой учащихся)

2. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Сегодня, мне хотелось бы урок начать со стихотворения. (Слайд 1)

Терпение, упорный труд –

И знанье, как награда

Тому, кто к истине стремиться

Потребность – то, чего хочу:

Открытий и общенья.

Не понял что – не промолчу,

Решу свои сомненья.

У знаний нет прямых дорог.

Упорней тем твержу я:

«Что и горшки обжог не Бог,

Думаю вы поняли, что это стихотворение я прочитала не только и не столько, от своего лица, сколько от вашего. Мы с вами вновь встретились на уроке биологии, чтобы еще одна тайна живого мира приоткрылась нам. Я всем желаю удачи и надеюсь на плодотворное сотрудничество.

- Итак, какую большую тему мы изучаем? (Предполагаемый ответ: Клетка-структурная и функциональная единица живых организмов) (Слайд 2)

- В виде чего обобщены все знания о клетке? (Предполагаемый ответ: В виде клеточной теории)

- Вспомните её первое положение. (Предполагаемый ответ: Клетка-элементарная структурная и функциональная единица живых организмов, которая обладает всеми признаками и свойствами живого)

- Назовите второе положение клеточной теории. (Предполагаемый ответ: Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности)

-Кем и когда были сформулированы эти положения? (Предполагаемый ответ: Шлейден и Шванн, 1839 г.) (Слайд 3)

- Что изображено на экране? (Предполагаемый ответ: клетки различных живых организмов-растений, животных, грибов и бактерий) (Слайд 4)

- Какие клетки размещены на слайде? (Предполагаемый ответ: клетки прокариот и эукариот)

-Какие организмы мы называем эукариотическими? Назовите примеры (Предполагаемый ответ: организмы, клетки которых имеют оформленное ядро; растения, животные, грибы и протисты)

-Какие организмы мы называем прокариотическими? Приведите примеры таких организмов? (Предполагаемый ответ: организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра; бактерии)

-Почему же мы снова вернулись к рассмотренному ранее материалу и вы видите на слайде вопрос? (Предполагаемый ответ: мы что-то не знаем об этих клетках)

- Предположите, исходя из оборудования на ваших столах и данного слайда, о чем сегодня пойдет речь, какова цель урока? (Предполагаемый ответ: Провести сравнение особенностей строения клеток прокариот и эукариот, выполнить лабораторную работу и определить черты сходства и различия клеток бактерий, протистов, грибов, растений и животных) (Слайд 5)

- Запись темы урока в тетрадях (Слайд 5)

3. Актуализация знаний.

Далее продолжается фронтальная беседа учителя с учащимися по вопросам с параллельным заполнением схемы на доске (учителем) и в тетрадях (учащимися). Используется мультимедиа: презентация, видеоматериалы, выстраивается зрительный ряд.

- Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте определить, какое положение клеточной теории он демонстрирует. (Предполагаемый ответ: В клетке происходят все процессы, свойственные живому организму: питание, дыхание, выделение). (Слайд 6-7)

- Кто автор этого положения? (Предполагаемый ответ: Р. Вирхов, 1859) (Слайд 12)

- Поясните, что мы только что сделали с помощью этих слайдов? (Предполагаемый ответ: повторили положения клеточной теории)

- Перед вами на экране клетки представителей различных царств природы и схема клетки. Попробуйте её заполнить. (Слайд 13)

- Что не получилось, почему? Давайте вместе найдем причину затруднения, пожелаем себе и друг другу удачи, чтобы преодолеть всё, что отделяет нас от истины сегодня на уроке.

4. Проблемно-поисковый этап.

- В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы? (Предполагаемый ответ: Дробянки, Грибы, Растения, Животные)

- Что значит изучать объект живой природы? (Предполагаемый ответ: Это значит исследовать состав, строение, процессы жизнедеятельности организмов)

- Какие науки занимаются изучение этих царств природы? (Предполагаемый ответ: Ботаника, микология, зоология, микробиология)

- Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано? (Предполагаемый ответ: Клетка. Доказано было в 1839 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток) (Слайд 14)

-Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Учитель на доске и учащиеся в тетрадях достраивают схему)

- Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?

Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток. (Слайд 15)


Урок поможет сформировать у учащихся понятие о клетках прокариот и эукариот, раскрыть особенности их строения.

Описание разработки

Цель:

сформировать у учащихся понятие о клетках прокариот и эукариот, раскрыть особенности строения клеток прокариот и эукариот, указать на усложнение уровня организации эукариот по сравнению с прокариотами; продолжать работу с биологическими терминами и понятиями; развивать у учащихся познавательный интерес к теме, наблюдательность, навыки работы с биологическими объектами с помощью увеличительных приборов, ЭВТ, умение распознавать организмы из разных таксономических групп, применять полученные знания на практике; анализировать, делать сравнительный анализ, выводы; формировать материалистическое мировоззрение учащихся; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира

Ход урока.

І. Организационный момент.

Добрый день! Садитесь!

Сегодняшний урок мы проведем в кабинете информатики, используя компьютерную поддержку, поэтому я обращаю ваше внимание на правила по ТБ при работе с ЕВТ, находящиеся на каждом рабочем столе. Для синхронной работы в программе "Mиcrosoft Offиce PowerPoиnt" на уроке мы с вами будем пользоваться условно-звуковым сигналом "Светофор".

ІІ. Мотивация учебной деятельности (просмотр в / р "Жизнь внутри клетки")

Внимание! (зеленая карта)

Комментарий к видеоролику: Сегодня, благодаря современным достижениям науки и техники, мы можем проникнуть внутрь любого живого организма, будь то вирус, растение или животное. И, наблюдая за внутренним миром живых систем, мы не перестаем удивляться, насколько они удивительны, сложные и загадочные.

Иногда, организм представляет собой одну-единственную клетку, но чаще он состоит из миллионов взаимосвязанных структур, представляющих собой целостную биологическую систему. Систему, которая обнаруживает все основные свойства живого: обмен веществ и превращения энергии, сохранение и передачу наследственной информации, способность к росту, развитию, размножению. Систему, которая занимает достаточно высокую ступень в иерархии живой материи - клеточный уровень - без изучения которого невозможно понять жизнь.

Внимание! (красная карточка) (свернуть в / р, открывается слайд 1)

презентация по биологии на тему Клетки прокариот и эукариот

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы с вами рассматривали историю изучения клетки. Вспомните:

кто из ученых-биологов открыл клеточное строение живых организмов и предложил термин "клетка"?

кто из ученых-биологов открыл и одним из первых описал одноклеточных животных, бактерий, эритроциты, сперматозоиды?

кто из ученых-биологов сформулировал основные положения клеточной теории?

Портреты этих ученых вы найдете на вкладке ваших памяток к уроку. Они действительно сделали открытие мирового значения. Мы же с вами сегодня на уроке откроем тайну клеточного строения для себя.

Внимание! (зеленая карта). Слайд 2. Ознакомление с темой и целью урока.

V. Изучение нового материала.

1. Общий план строения клеток

Внимание! (зеленая карта). Слайд 3

Одно из основных положений клеточной теории говорит о том, что клетки различных живых организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным процессам жизнедеятельности.

Каждая клетка состоит из поверхностного аппарата, который ограничивает внутреннюю среду клеток; органелл, постоянных клеточных структур и цитоплазмы, внутренней среды клеток.

Внимание! (зеленая карта). Слайд 4

В зависимости от наличия ядра в клетках, живые организмы делятся на прокариоты и эукариоты. Прокариоты - организмы, не имеющие оформленного ядра, в отличии от эукариот, которые его имеют.

Весь материал - в архиве.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет сформировать представления обучающихся о двух уровнях клеточной организации живой природы, познакомить их с особенностями строения прокариот, показать многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека.

Предмет: Биология класс: 9 Номер урока: 9 дата:

Тема: Клетки прокариоты и эукариоты, особенности их строения.

Лабораторная работа № 3.

Строение растительной, животной и бактериальной клеток. Найти различия в строении.

1. образовательная: сформировать

представления обучающихся о двух уровнях клеточной организации живой природы,

познакомить их с особенностями строения прокариот, показать многообразие

бактерий и их роль в природе и жизни человека

2. развивающая: развитие

самостоятельности и активности в познании объектов и явлений органического

мира, формирование навыков работы с различными источниками информации, умения

выделять главное, сравнивать, анализировать

3. воспитательная: формирование

ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации.

Тип урока: урок комплексного

применения знаний, умений, навыков.

Методы обучения: фронтальный опрос,

объяснительно-иллюстративный рассказ, репродуктивный метод, самостоятельная

работа, учебный проект

мультимедийное устройство, компьютер, раздаточный

материал, учебники, презентация, видео.

Х О Д У Р О КА

Проверка присутствующих. Настрой на рабочий лад (создание коллаборативной

Частушки (посвящаются бактериям)

На уроке мы сидим,

Друг на друга все глядим.

Вот Сережа, Таня, я.

Ну, а где ж бактерия?

В почве, воздухе, воде,

В толще льда, на самом дне,

Сотни лет живет она,

А все так же молода.

Не допил я молоко –

Кислым стало вдруг оно .

А микробам все едино,

А микробам – все равно.

Формы их мы проходили:

Есть и кокки, и спириллы,

Но не так уж безобидны

Эти милые бациллы.

Мы параграф прочитали,

С удивлением узнали,

Что бактерии за час

Превратят отходы в газ.

Мир невидимых существ

Если хочешь долго жить –

Ты с микробом подружись.

Пей кефир по вечерам,

Утром – ряженки стакан,

Пыль почаще вытирай

И на улице гуляй.

Я частушки сочинила.

Все микробы изучила.

И запомню навсегда:

У бактерий нет ядра!

Повторение ранее изученного с направленностью на новый материал.

Ребята, на прошлых

уроках мы изучали с вами строение растительной и животной клеток, говорили об

внутреннее содержимое клетки от внешней среды.

клеточная

оболочка

полужидкая среда клетки. цитоплазма

полостей и трубочек, участвующая в транспорте различных веществ и синтезе

белков. эндоплазматическая сеть

органоиды, состоящие из двух субъединиц, осуществляющие синтез белков. рибосомы

состоящий из сложенных стопкой плоских полостей, участвующий в хранении и выведении

веществ. аппарат Гольджи

присущие только растительным клеткам, придающие им окраску и выполняющие

важнейшие разнообразные функции. пластиды

структуры цитоплазмы, в которых содержаться запасные вещества. включения

выросты (жгутики, реснички), помогающие клетке передвигаться. органоиды

движения

центр клетки, в котором храниться вся наследственная информация клетки. ядро

чем ядро отделено от клетки. ядерная оболочка

среда ядра. ядерный сок

и тонкие нити ДНК, в которых в виде триплетов нуклеотидов записана информация о

строении белков клетки. хромосомы

тела, в которых синтезируются рибосомы. ядрышки

показали хорошие знания

Изучение нового материала

Фронтальная

беседа учителя с учащимися по вопросам.

Учитель: В ходе длительной эволюции на Земле

с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло

огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения

комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить

Учащиеся: 4 царства: Дробянки, Грибы,

Учитель: Что значит изучать объект живой природы?

Учащиеся: Это значит исследовать состав, строение, процессы жизнедеятельности

Учитель: Какие науки занимаются изучение этих царств природы?

Учащиеся: Ботаника, микология, зоология, микробиология.

Учитель: Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано?

Учащиеся: Клетка. Доказано было в 1839 году создателями клеточной

теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток.

Учитель: Каково же научное и практическое значение клеточной

Учащиеся: Она доказывает взаимосвязь и единство происхождения живых организмов. Дала толчок для развития биологических дисциплин: эмбриологии, физиологии, гистологии. Эти знания используются в медицине, сельском хозяйстве и других областях деятельности человека. Шлейден и

Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне.

Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?

Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток.

Учитель: И так, тема нашего урока и

Клетки прокариот и эукариот, особенности их строения (запись на доске и в тетрадях).

Учитель: Какие же задачи должны быть

решены на сегодняшнем уроке для подтверждения этой гипотезы?

В ходе обсуждения учитель записывает на доске, а учащиеся – в тетрадях.

1. Выявить характерные признаки прокариот.

2. Сравнить клетки прокариот и эукариот.

Сравнительная

Внешние

особенности клеток

Структура

клетки

вакуоль с кл. соком

водорослей, мхов, папоротников

ЭПС, комплекс Гольджи,

Процессы

жизнедеятельности

Учащиеся решают биологические задачи.

проект “Клетка – город” - представление

клетки как административно – хозяйственной единицы.

Необыкновенные приключения девочки

В одном городе, который был похож на все другие города, жила девочка Юля. Как все дети она ходила в школу, хорошо училась и слушалась родителей. Но однажды с ней приключилась одна интересная, даже волшебная история.

Всё оставалось по-прежнему… И, вдруг, дотронувшись до книги, Юля оказалась в другом месте, непохожем на её комнату. Это был большой клеточный город, в котором все добросовестно выполняли свои функции. Девочка шла по улице и встретила овальный органоид, который является энергетической подстанцией клетки. И посмотрев повнимательнее, девочка узнала, что это митохондрия, синтезирующая вещества, запасающие химическую энергию клеток. Оглянувшись, она увидела ещё и ещё митохондрии – «Да, наверное, эта клетка запасает много

Пройдя дальше, она увидела лизосому и стала вспоминать её функции. Оказалось, что лизосомы – это мембранные пузырьки, содержащие до 30 литических ферментов гидролазы – это санитары клетки, одной из функций которых является расщепление ненужных веществ клетки. Вот бы в нашем городе таких санитаров, проблема с мусором никогда бы не существовала! Ай, да, Природа! Мудра. Вспомнив это, Юля довольная пошла дальше по необычной улице.

Следующий органоид на её пути был похож на огромную стопку блинов, состоящий из уплощённых канальцев и окружавших его небольших пузырьков, там хранились запасы питательных веществ клетки, – вот это хранилище! Юля вспомнила, что там же образуются и лизосомы.

Дорога, по которой шла Юля вдруг стала неровной, шероховатой. Девочка

оглянулась и обратила внимание на тропинку. Она имела множество разветвлений – тропинок, казалось, что она ведёт в разные участки этого странного государства.

Часть дороги была холмистой, а местами – была ровной. Девочке вспомнилось, что систему магистралей в клетке составляет эндоплазматическая сеть, по которой транспортируются ко всем частям клетки и за её пределы питательные вещества, а шероховатость образована маленькими немембранными органоидами рибосомами – они

были повсюду: на дороге и рядом с ней.

Девочка продолжила свой путь и с каждым шагом приближалась к огромному ядру,

которое было важнейшей частью клеточного города, в нём хранится наследственная информация всего организма, которая передаётся дочерним клеткам из поколения в поколение в процессе деления клетки. Приблизившись к ядру, она увидела дверь.

Юля открыла дверь, шагнула и оказалась в своей комнате…

Она сидела за столом и держала в руках книгу. Славненькое путешествие! Или мне всё это приснилось!

Почему органоиды называют специализированными структурами клетки?

Сформулируйте вывод: клетка является …

3. Спор Прокариот и Эукариот

4. Скорость размножения бактерий (видео)

В лаборатории исследовали влияние температуры на размножение бактерий. Было выяснено, что при повышении температуры бактерии начинают активно размножаться, затем скорость размножения становится относительно постоянной, а потом падает. При t0 50 количество бактерий в единице объема (V), было равно 30; при t0 480 –140, при t0 700 -280, при t0 800 – 279, при t0 1000-65.

Читайте также: