Письмо ветерану конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

- закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы.

- сформировать представления о письмах – треугольниках военных лет;

- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;

- развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;

- воспитывать чувство гордости и уважения к ветеранам и труженикам тыла.

Ход занятия.

Ребята, мы с вами продолжаем разговаривать о празднике, который предстоит нам всей страной отмечать этой весной. Напомните, пожалуйста, что это за праздник? (Ответы детей).

Правильно, мы все будем отмечать 9 Мая 75-летие победы над фашизмом. Война длилась целых 4 года. Солдаты мужественно сражались за свою Родину. А дома их ждали матери, жёны, их дети. И в перерывах между боями, в окопах солдаты перечитывали письма от родных и близких, а также сами писали фронтовые письма.

И я предлагаю сегодня нам сделать подарки для наших ветеранов.

Скажите мне, пожалуйста, дети, а любите ли вы дарить подарки? А как вы думаете, что приятнее получать в подарок сувенир сделанный руками человека или покупной? (Ответы детей).

Но сначала я вам хочу прочитать стихотворение о празднике Победы.

Ещё тогда нас не было на свете

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

Автор: М. О. Владимов

Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? (Ответы детей).

Что вы представили, когда я читала стихотворение? (Ответы детей).

Для того, чтобы изготовить письмо ветерану нам понадобится :

- лист бумаги формата А-4 с напечатанными стихотворениями с одной стороны;

- цветные карандаши и фломастеры;

- шаблоны звёздочек, цветочков, танка;

Правила техники безопасности при работе с ножницами:

1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами;

2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы;

3. Ножницы клади кольцами к себе;

4. Следи за движением лезвий во время резания;

5. Не оставляй ножницы раскрытыми;

6. Передавай ножницы кольцами вперед;

7. Не играй ножницами, не подноси к лицу;

8. Используй ножницы по назначению.

Правила работы с клеем-карандашом:

1. Подготовить свое рабочее место : аккуратно и удобно расположить необходимые материалы;

2. Внимательно выслушивать задание воспитателя;

3. Работать на клеенке;

4. Использовать салфетку для того. Чтобы убрать лишний клей с бумаги;

5. При работе с клеем необходимо быть аккуратным: не вытирать руки об одежду, не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь;

6. Нельзя: брать клей в рот, тереть грязными руками глаза;

7. После работы клей плотно закройте;

8. Тщательно вымыть руки с мылом.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, правой -раз,

Посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей.

Застучали наши ножки - Громче и быстрей!

По коленочкам ударим - Тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, Снова опустились.

Мы на месте покружились и остановились.

Схема сложения письма.

Чтобы придать письмам – треугольникам праздничный вид предлагаю украсить их с использованием георгиевской ленты. Отмеряем нужную длину ленты, приложив ее к уголку письма, отрезаем и приклеиваем. Дальше выбираем трафарет и украшаем письмо каждый как пожелает.

Ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поработали, сделали очень важное и нужное дело. Скажите пожалуйста, вам понравилось? Вы испытываете чувство гордости за нашу страну и за ваш труд? (Ответы детей).

А закончить наше занятие хочется следующими строками:

"Треугольничек" заветный ждали с фронта каждый день,

В сотый раз такой листочек перечитывать не лень.

. Эти жёлтые странички - нам из прошлого привет.

Чтобы помнили потомки через много-много лет.

1. План написания письма. Индивидуальные памятки плана написания письма.

2. Конверт-треугольник и текст стихотворения “Сын солдата” Е. Благининой для каждого ученика.

3. Аудиокассета с записью стихотворений, музыки.

4. Репродукция картины А.И. Лактионова “Письмо с фронта”.

5. Мультимедийная установка, магнитофон.

1. С.И. Ожегов. “Толковый словарь русского языка”.

2. Сборники стихотворений.

3. Энциклопедия для детей. М., 1996. Т.5, ч.3.

4. Повесть “Привет с фронта” (отрывки).

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности
Пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой….

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Его в 42-м мой отец написал моей маме,
Перед тем как уйти в свой последний решительный бой…

(Звучит аудиозапись текста)

“Дорогая моя, на переднем у нас передышка.
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу,
Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку,
Знай, что вас от беды я всегда берегу”.

Учитель: Война… такое страшное слово. Россия не была готова к войне. В ночном небе то тут, то там вставало зарево. Это пылали города и села. Миллионы людей гибли, оказывались на оккупированных территориях и в лагерях смерти. Захватчикам хотелось скорее уничтожить наши столицы Ленинград и Москву, захватить наши богатства, сломить дух народа…

В те дни, когда враг рвался к Москве, весь мир узнал имена 28 панфиловцев. На них шло 50 немецких танков. Наши не дрогнули. Отступили враги. 11 саперов под командованием лейтенанта П. Фирстова у деревни Строково весь день удерживали батальон пехоты и 20 танков. Тогда же под Москвой первый воздушный таран совершил герой Советского Союза Виктор Талалихин. Был приказ не пропускать врага к Москве, и летчик дрался даже тогда, когда кончились патроны… Именно здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня “Бьется в тесной печурке огонь…” на слова поэта Алексея Суркова.

Тихо звучит песня. На фоне музыки учитель продолжает свой рассказ.

Родилась эта песня случайно. Это были 16 “домашних” строк из письма к жене. Передаваясь из уст в уста, песня молниеносно распространилась на фронте. Лирическая, немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. 16 стихотворных строк, положенных на музыку, вместили в себя то, что переполняло в те дни душу каждого бойца - ненависть к врагу, уверенность в победе, боль разлуки с любимыми. Слова песни: “До тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага” - были не только поэтическим образом, но и реальностью.

Письмо с фронта. Письмо домой. Как ждали его. Пишет – значит жив. Как боялись его. А вдруг похоронка? Письма без марок. Треугольнички солдатских сердец. Разве могут они, хранящие тепло родных рук, сравниться с сегодняшними электронными письмами и SMS-ми? Да, человечество шагнуло далеко вперед, но не настолько, чтобы мы отвыкли, каждый день заглядывать в почтовый ящик в надежде увидеть простой белый конверт.

- Как вы уже, наверное, догадались, сегодняшний урок мы посвятим письму. А адресатом будет тот, кто

… защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.

Давайте запишем тему урока: “ПИСЬМО ВЕТЕРАНУ”

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

- Письмо… Как вы понимаете лексическое значение этого слова?

А вот какое объяснение дает С.И. Ожегов в своем “Толковом словаре русского языка” этому слову.

- Как вы думаете, почему обычный лист белой бумаги с чернильными строками так дорог нам?

- Возможно, кто-то из вас получал или сам писал письма. Давайте вместе с вами подумаем и на доске запишем, какими они бывают.

  • деловые;
  • дружеские или личные;
  • поздравительные;
  • письма в газету.

- Одинаковые ли эти письма по своему написанию?

- В чем их отличие друг от друга?

- Кому можно послать каждое из этих писем? Приведите пример.

Писать письма – это целая наука. Нужно обязательно знать правила написания письма. Давайте с вами рассмотрим “Памятку-план написания письма”.

(Висит на доске или проецируется на экран).

1. Приветствие адресата, его имя.

Ключевые слова: здравствуйте, добрый день, привет…

2. Вступление. Интересуемся, как живет собеседник.

Ключевые слова: хочу узнать…, напиши о…

3. Основная часть. Рассказываем о чем-то интересном.

Ключевые слова: хочу рассказать…, поблагодарить…

4. Заключение. Пожелание здоровья, успехов. Дата. Подпись.

Ключевые слова: до свидания, пока…

- Из каких частей состоит письмо?

- О чем говорится в каждой его части?

- Какие слова-помощники используются?

- Как мы будем обращаться к взрослому человеку? (По имени и отчеству)

- А какое местоимение мы можем использовать для обращения? (Вы)

- Как будем писать это местоимение? (С большой буквы)

Послушайте необычное письмо – письмо-стихотворение “Сын солдата” Е. Благининой.

(На фоне музыки звучит аудиозапись стихотворения; текст письма – стихотворения у детей отпечатан на листах; на экране – репродукция картины А.И. Лактионова “Письмо с фронта”)

Здравствуй, папа,
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.

Папа!
Ты вернешься невредимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький, голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.

Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть,
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть.
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб, как раньше, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить,
Чтоб над всем таким огромным миром
Днем и ночью был веселый свет…

Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет,
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от радости…
Твой сын.

- Кому адресовано письмо? Какое оно по характеру? (Личное)

- Найдите слова, которые это подтверждают.

- Как в устной речи и на письме выделяется обращение? (Паузой и запятой)

- Из скольких частей состоит письмо? Обоснуйте свой ответ.

- Какие ключевые слова используются в письме?

IV. ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ ПИСЕМ.

В этом году мы отметили знаменательную дату - шестьдесят пять лет Великой Победы над фашистской Германией. Каждая годовщина Победы - это день великого торжества и великой скорби. В России почти нет семьи, кто не понес бы тяжесть утраты. Не стала исключением и семья замечательной писательницы Ирины Токмаковой. Ее отец был слишком стар, чтобы идти воевать. Его не только на фронт, его даже в московское ополчение не взяли, хоть он и рвался туда всей душой.

Но есть и у нее горькая потеря. А дело было так. Однажды ее тетя, вернувшись с работы (а была она школьным преподавателем русского языка), принесла с собой письмо с фронта, письмо было грустным. Молодой солдат писал о том, что все его родные погибли в Белоруссии. Погибла и его любимая девушка Ирина. Ему не от кого было получать письма по полевой почте. И он просил, чтобы ему написала девушка с этим именем. Письмо оканчивалось призывом “Ирина, откликнись!” Когда прочитали письмо в учительской, выяснилось: единственная имеющаяся в наличии Ирина - это Ирина Токмакова. И хоть была она еще совсем девчонкой, тетя все же решила передать это письмо ей. Николай Белобровик оказался старше Ирины на десять лет. А это значит, что было ему всего-то навсего двадцать три года! Какие умные, какие интересные письма она получала с фронта! Надо признаться, что девочка ни словом не обмолвилась о своем возрасте. И вот что интересно — утром того дня, когда почтальон доставлял почту, она предчувствовала: будет письмо. Письма приходили до сорок четвертого года. Последнее было после контузии, полученной им в Восточной Пруссии. И больше писем не было. Ирина писала командиру на номер полевой почты, но ей никто не ответил. Никто никогда не прислал ей больше фронтового письма без марки.

- На партах перед вами лежат бумажные треугольнички. Это обыкновенный лист бумаги, сложенный особым образом - треугольничком. Именно такие письма приходили с фронта. На таких письмах не было марок, только адрес – номер полевой почты. Письма, прошедшие сотни километров военных дорог. Письма, которые иногда ждали всю жизнь…

А теперь давайте развернем треугольники и прочтем эти письма.

(Тихо звучит музыка)

. Сейчас у нас на фронте затишье, но что-то томит, и настроение немного тоскливое. Вы знаете, ведь мы бодримся и в разговорах друг с другом, и в письмах родным, но умирать все-таки очень и очень не хочется. Особенно сейчас, когда весна…

Привет с фронта! Здравствуйте, Нина!

Сегодня такая радость - получил Ваше письмо. К сожалению, в этот же день, вечером, произошло несчастье - убило моего связного Васю Колбина… Он был очень хороший парень, и мы здорово сдружились за это время. Я Вам признаюсь - ночью, оставшись в землянке один, я плакал, как маленький. Представляете - я, мужчина, командир взвода, и плакал! Утром писал письмо его родным. Если бы Вы знали, как это тяжело. Очень трудно привыкать к смертям. Но что делать? Война есть война.

… Я ненавижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечисть, и если бы у меня была вторая жизнь, я бы отдал и ее… Я счастлив, что был бойцом в этой великой битве. Прощайте, не забывайте меня!

- Какие чувства вы испытали, прослушав отрывки из писем? О чем нас заставляют задуматься эти строки?

- С какой просьбой обращается к нам незнакомый солдат? Почему это для него так важно?

Четыре страшных года, 1418 дней и ночей, длилась Великая Отечественная война. Двадцать семь миллионов людей самых разных национальностей нашей необъятной страны погибли в те годы. Страшно подумать, но ежедневно на фронте и в тылу погибало 19 тысяч человек! Это 792 человека – в час, 13 человек – ежеминутно! Память о них должна жить не только в обелисках и негасимом огне Великой Победы у священных могил, но и в наших сердцах. Память – погибшим, внимание – оставшимся в живых.

- Ребята, давайте минутой молчания почтим память всех тех, кто ценой своей жизни дал нам возможность спокойно жить и расти в свободной стране.

Метроном отстукивает минуту.

- Какие мысли и чувства переполняют ваши души сейчас?

- О чем заставило вас задуматься это занятие?

- Изменится ли ваше отношение к ветеранам Великой Отечественной войны и просто к пожилым людям после сегодняшнего урока?

- У каждого из вас на парте лежит индивидуальный план-памятка написания письма и чистый листок бумаги, сложенный треугольником. Дома, опираясь на памятку, на этом листке напишите письмо ветерану, расскажите о сегодняшнем уроке, о своих делах, пожелайте доброго здоровья, подарите внимание и заботу своим письмом. Письма - треугольники, написанные вами, обязательно найдут своих адресатов!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект классного часа

Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии риторических жанров (на примере письма, беседы, художественного чтения) их особенностях, языковом оформлении и ознакомить с текстами фронтовых писем, их содержанием, оформлением.

- развитие умений обучающихся видеть содержательные, структурные особенности написания письма;

- воспитание патриотизма, чувства ответственности, нравственных основ человеческой личности;

- ознакомление с нравственно-этическими правилами, нормами общения с помощью письма.

Учитель: Домащенко Дарья Александровна

Ход занятия

Организационный момент .

Прозвенел звонок –
Время начинать урок.
Мы друг другу улыбнемся,
За работу все возьмемся.

Эти письма эпохи войны,
Что хранятся в семейных архивах,-
На бумаге налет желтизны
И протерты до дыр на изгибах.
Эти письма эпохи войны,
Необычного требуют чтения:
Тем их краткие строки сильны,
Что мы сами их продолжение.

- О чем говорится в стихотворении? ( о письмах военных лет)
- Попробуйте догадаться, чем займемся на уроке? ( будем писать письма)
- Да, ребята, сегодня на уроке мы будем писать письмо – не просто письмо, а письмо ветерану.

- Ребята, а кто такие ветераны? (Высказывания детей).

- Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. В этом году отмечается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

- Следует отметить, что написание писем, как творчество, существует с древних времен. В форме писем сочинялись целые романы и даже стихи. Однако, все современные средства связи - мобильные телефоны и Интернет, постепенно вытесняют письма, а раньше письмо было единственным средством коммуникации, написание писем было целым искусством.


1. Мотивационная разминка. История треугольного письма.

Письма с фронта.
Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так…

- Конверт-треугольник – это обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

Объяснение нового материала.

1. Знакомство с образцами писем.
Ребята, по содержанию письма были различными: письма-поздравления, письма-пожелания, письма – рисунки, или просто информационные письма.
- Ребята, у вас на столе лежат образцы писем. Прочтите их. Определите, о чем эти письма?


Мой любимый прадедушка!
Поздравляю тебя с Днём Победы!
Желаю тебе радости, здоровья крепкого вдвойне, а самое главное, чтобы ты пожил подольше на земле.

Целую и обнимаю тебя.

Твой правнук Степан.

9 мая 2009г.

Это письмо – поздравление .

Здравствуй, Маруся!

Перед боем с фашистами пишу тебе, моя любимая, несколько слов. Может быть, придется погибнуть. А так не хочется думать о страшном, когда зеленеет трава, распускаются цветы, а дома меня ждут отец с матерью и ты с нашим сынишкой. Воспитай Толика так, чтобы он ненавидел фашистов, любил Родину и был честным гражданином.

Целую тебя крепко. Твой Иван.

Это письмо – пожелание.


Здравствуй, дорогая бабушка!

Как ты поживаешь? Как твоё здо­ровье? Как растут твои цветы и овощи? Ходишь ли ты в лес?

Скоро у нас начнутся летние каникулы. Я заканчиваю успешно учебный год. Сра­зу после школы приеду к тебе в гости.

Не скучай, не болей.

До свидания, дорогая бабушка.

Твой внук Саша.

Это информационное письмо.

- А это письмо-рисунок (Слайд) бойца своим родным, где он пишет:

- Но бывают и другие письма . Долгожданные письма из дома… С каким нетерпением ждали бойцы весточку от родных и близких. Как нужны они были перед трудным боем.

-Послушайте вот такое письмо-стихотворение.

Знаю, друг мой,
Ты вернёшься!
Я ведь очень жду…
И морозным зимним утром
Я встречать приду.

Очень жду тебя, мой друг,
Каждый день и ночь –
Снег ли падает вокруг
Или жёлтый дождь…

Жду, когда подруга-почта
Писем не несёт:
Уговариваю сердце –
Вечером пришлёт…

На дворе мороз трещит
Иль стоит жара –
Всё равно я жду тебя,
Жду издалека.

- Это письмо трогает тем, как обращается подруга к бойцу, какие слова находит, чтобы подбодрить его в разлуке.

2. ФИЗМИНУТКА (выполняют движения по тексту)

Сели мы писать письмо,

Очень важное оно.

Долго мы его писали

И немножечко устали.

Встанем, ручками встряхнем

И немножко отдохнем.

Пошагаем мы на месте

И попрыгаем все вместе,

Развороты вправо, влево.

На носочках потянулись,

Все друг к другу повернулись,

Очень мило улыбнулись.

Головою покачаем

Раз и два, поприседаем

И работу продолжаем!

Формирование новых знаний.

Подготовка к написанию письма ветерану.

-Итак, ребята, прежде чем начать писать письмо ветеранам, давайте подумаем, как мы его напишем.

-А поможет нам в написании письма вопросы, которые вы видит на доске и памятки, которые лежат у вас на парте.

-Итак, ребята, обратили внимание на доску. Попробуем ответить на вопросы, которые на доске. Вы можете пользоваться памяткой.

- Какими словами начнем письмо? (Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер)

- О чем мы можем написать ветерану?

- За что каждый человек благодарен ему? Какие слова благодарности используете?

(Спасибо, огромное спасибо, большое спасибо, благодарю Вас.)

- Что можно пожелать Солдатам победы? Какие слова пожелания выберите?

(Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, будьте счастливы.)

- Какими словами закончите своё письмо? (До свидания, с уважением.)

Дорогой, уважаемый, ветеран, герой –

победитель, дедушка, бабушка…

Основное содержание письма

Хочу рассказать…

Поздравляю Вас…

23февраля, Праздник Победы,9 Мая.

Благодарность, просьба

Хочу поблагодарить…

Спасибо Вам…

Желаю Вам

счастья, здоровья, долгих лет жизни

Концовка письма

До свидания

С уважением

С благодарностью

Твой внук, правнук, ученик 3 класса… (Прощание, подпись, дата и место написания письма)

Формирование умений и навыков.

1. Написание письма учащимися.

- Напишите письмо ветерану Великой Отечественной войны, пользуясь памятками.

-Затем, после того, как вы напишите своё письмо, мы с вами сделаем письмо-треугольник, как это делали наши деды и прадеды.

Самостоятельная работа учащихся.

Итог урока. Рефлексия.

- Кто из вас хотел бы сейчас прочитать вслух свою работу?

Выделение удачных сочинений, предложений, слов.

- Письмо вы можете вручить любому ветерану не только в честь праздника, но и в будний день. Этим вы доставите минуты радости пожилому человеку.


- уметь составлять письмо, учитывая характер адресата.

- обучающая – сформировать у учащихся навыки написания письма, умение использовать в тексте письма соответствующие слова;

- воспитывающая – воспитание уважения к защитникам Родины, гордости за наших ветеранов, участников ВОВ, за героическое прошлое русского народа, внимательного отношения к окружающим людям, сопереживания, бережного отношения и любви к письмам как к духовному богатству;

- развивающая – развитие у детей патриотических чувств, познавательного интереса, нравственных задатков, творческих способностей, культуры речевого общения.

- ученик и ученица;

- девочка в военной форме.

Ход мероприятия

В класс входит Почтальон Печкин.

Почтальон Печкин:

- Здравствуйте, ребята, я принес вам письмо.

- Нам пришло письмо?! Но мы не ожидаем ни от кого писем.

Почтальон Печкин:

- На конверте указан ваш адрес, так что распишитесь в получении.

Почтальон Печкин:

- Теперь можете прочитать его содержимое.

Почтальон Печкин:

Раньше к письмам было совсем другое отношение: их ценили, ими дорожили, хранили, как святыню, в драгоценных шкатулках и ларчиках, передавали из поколения в поколение в качестве семейной реликвии. История письма насчитывает не одно столетие. Первые письма возникли еще в глубокой древности с появлением письменности.

Каждое письмо – это чья-то жизнь, судьба, история души, творческая мастерская.

Получить письмо от дорогого человека – великая радость! Благодаря письмам сокращается расстояние, происходят встречи друзей, люди обретают счастье.

- Почтальон Печкин совершенно прав. Письма делают людей прекрасными, отзывчивыми, сострадательными, внимательными к чужому горю, несчастью. Без писем трудно представить духовную жизнь человека:

Письмо – это отражение души,

В нем каждое словечко сокровенно,

Ты пару строк от сердца оторви,

Оставив в памяти храниться незабвенно.

Сливаются слова и чувства в такт,

Дрожит рука, и почерк пусть неровный,

Скользит слеза - а это верный знак,

Что обо мне ты будешь помнить долго.

Письмо – это сложная работа сердца и мысли:

Бежит строка, за ней – другая,

И вот уже письмо летит.

Пусть, адресата догоняя,

Расскажет всем про мою жизнь,

Расскажет про печаль и радость,

Доверит тайны и мечты,

Я адресату крикну: «Здравствуй!

Ребята, а вы знаете, какие бывают письма по содержанию?

По содержанию письма бывают личные (друзьям, родным, знакомым, любимым) и деловые:

Есть письма очень гордые,

Все чем-то недовольные,

Они такие важные:

У них дела бумажные.

Есть письма очень личные,

- Вот еще! На дворе 21 век, а вы про какие-то бумажные письма говорите. Смешно даже вспоминать о них!

Почтальон Печкин:

- Мальчики и девочки, скоро мы будем отмечать самый дорогой для русского народа праздник – День Победы.

А вы знаете, какую роль играли письма в период Великой Отечественной войны?

Фронтовые письма! В них отразилась трагическая биография нашего народа. Солдаты хранили письма у сердца, как оберег, знали наизусть каждую строчку, завещали их при смерти своим родным. Письма от родных и любимых спасали жизни, вдохновляли на подвиги, вселяли надежду и веру, согревали душевным теплом. Они были той кровной ниточкой, которая связывала защитников страны с милым, но таким далеким домом.

Сидит солдат, пишет письмо (на столе горит свеча):

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем…

Почтальон Печкин:

- Письма, милые, дорогие, как их ждал солдат, как в них верил! Фронтовые письма сохранились и до наших дней. Вот и в моей сумке есть такие письма, письма-воспоминания.

Топтать бы травы, как тогда,

По мятым пробежаться стежкам,

Пришла разлучница война,

С березок сбросила сережки.

Вот в школе парты опустели.

Девчонки и мальчишки вмиг

На злую вечность повзрослели.

Звучит вальс, под который танцуют солдат и девочка в военной форме.

Солдат читает письмо:

«Сашка, дорогой, здравствуй! Сегодня 21 июня 1942 года. Ровно год после нашего выпускного вечера. Как же давно это было… Ровно год… И ровно год идет война. Троих наших ребят уже нет в живых, а войне еще не видно конца. Как подумаю, что для Тани, Лидочки и Толи уже никогда и ничего не будет, становится страшно. Никогда и ничего…

- Письма 1941-1945 годов никого не оставят равнодушным, в них звучит призыв к миру. Они объединены общей ненавистью к врагу, скорбью, горечью, непостижимой болью разлук, трагизмом невинно загубленных молодых жизней и, конечно же, надеждой. Общее горе сплотило нашу страну. Она наполнилась слезами, которые до сих пор не высохли на страницах фронтовых письмах. Их проникновенные строки переносят нас в страшные для страны годы:

Читайте также: