Основы грамоты предшкола конспект

Обновлено: 16.05.2024

Заметайло Наталья Геннадьевна,

г.Лисаковск, Костанайской области, Казахстан

Ұйымдастырылған оқу қызметінің техналогиялық картасы

Жас: 6- 7 06.11.2014 год

Тақырып: Повторение.

Тарау: Основы грамоты и письма.

Мақсаттар: Закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках, о правиле записи предложения, когда пишется большая буква, о знаках препинания и их значений.

Развитие зрительного и пространственного представления о буквах , слухового внимания, памяти, мелкой моторики.

Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Билингвальдық компотент: жақсы – хорошо, жарайсыңдар-молодцы, дұрыс- правильно.

Қызмет кезеңдері

Педагогтың басқару қызметтері

Балалар іс-әрекеті

Мотивациалық-қозғаушы

Моделирование ситуации.

В гости пришла Баян- сулу.

Сообщает детям, что приготовил много интересных заданий для Ертостика Предлагает вместе с Ертосиком выполнить

Побуждение детей к процессу деятельности.

Приветствуют гостя на государственном языке.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

2 кезең проблемалық-ізденушілік

Мозговой штурм (актуализация и закрепление имеющихся знаний).

- Что значит, слова звучат?

- На какие две группы делятся звуки?

- Какие звуки называются гласными?

- Что мы знаем о согласных звуках?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- На какую букву нет слов в русском языке?

- Из чего состоят предложения?

Проектор (на экране задание)

Показ текста ( необходимо правильно расставить знаки препинания :точка, вопросительный и восклицательный знак). Метод наглядной передачи и зрительного восприятия : Фронтальный способ организации детей.

Торт, хлеб, кумыс, ватрушка. метод наглядной передачи и зрительного восприятия

Работа с раздаточным материалом.

-Сколько букв в слове?

-Назовите гласные? Согласные?

-разделите слово на слоги.

Работа в подгруппах. Составь и прочитай слово по первым буквам.

Мальберт (размещение материала)

Составить предложение с данным словом. Произнести предложение с определенной интонацией.

Отвечают на поставленные вопросы воспитателя.В процессе игры закрепляют имеющиеся знания: звуки бывают гласные и согласные; твердые и мягкие.

Дети совместно с воспитателем читают предложенный текст. Расставляют знаки препинания, объясняют , доказывают, утверждают.

Дети читают предложенные слова. Находить 4 лишний предмет, объяснять его несходство с остальными.

Дети работают самостоятельно, один ребенок у доски Дают полное описание звука: этот звук согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

Дети справившись с задание получают еще одну карточку.

Дети делятся на три группы выбирая жетоны. Составляют слово. С заданным словом придумывают предложение.

Проговаривают предложение с заданной интонацией.

Дети разминают пальчики

3 кезең рефлексивті-коррегириялаушы

Детям предлагаются изображение юрты, выбор цвета карандаша (зеленый, красный).

Дети справившись с заданиями в процессе всей ОУД, заштриховывают юрту зеленым цветом. Красным цветом заштриховывают если испытывали затруднения.

Күтілетін нәтиже :

Жаңғыртады: чтение слогов и слов, анализ и умозаключения, делают выводы

Түсінеді: нахождения место звука в слове, выполнять звуковой анализ слова; зависимость согласного от гласного; значение предложения, правила его написания.

Қолданады: интоннационную выразительность, инструкции при выполнении задания, полученные знания в коллективной и самостоятельной деятельности .

Образовательная область: Коммуникация, Познание.

Разделы : Основы грамоты, Развитие речи, Художественная литература, Математика.

-Уточнить знание графического образа букв;

-Закрепить умение составлять предложения по сюжетным картинкам и опорным словам;

-Упражнять в делении слов на слоги;

-Повторить знакомые пословицы о грамоте и учении, уточнить их смысл;

-Повторить стихи, в которых встречаются знакомые буквы;

-Развивать фонематическое восприятие, память и внимание;

-Развивать у детей словесно-логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы;

-Воспитывать чувство ответственности, доброжелательности, сотрудничества, формировать навык совместной работы.

Полиязычие: Азбука- ліппе-alphabet, звук- дыбыс- sound, буква- ріп-, слово- сз-word, предложение- сйлем- sentence.

Ход занятия.

Кони, кони, как живете?

Кони, кони, что жуете?

Хорошо пока живем, на лугу траву (жуем).

Куры, куры, как живете?

Куры, куры, что жуете?

Хорошо пока живем,

Но, простите, не жуем.

А (клюем) проворно

На тропинке зерна.

Козы, козы, как живете?

Куры, куры, что клюете?

Хорошо пока живем,

Но, простите, не клюем.

А (дерем) мы поутру

С молодых осин кору.

Как вы, кролики, живете?

Что вы, кролики, дерете?

Хорошо пока живем,

Но, простите, не дерем.

А (грызем) мы ловко,

Вы, котята, как живете?

Вы, котята, что грызете?

Хорошо пока живем,

Но, простите, не грызем.

Молоко из плошки.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, с ними поздороваемся. (Дети здороваются на 3-х языках).

Воспитатель: Дети, сделаем наш круг пошире, крепко возьмемся за руки, разведем их в стороны, улыбнемся друг другу, гостям и скажем добрые слова Круг радости.

При встрече здороваться –

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро - длится до вечера.

Воспитатель: - Кто помнит, какое сейчас время года?

– Какие осенние месяцы мы знаем?

– Какой сейчас месяц?

– Какой сегодня день недели?

–Давайте, повторим дни недели по порядку:

В понедельник- я купался,

А во вторник- рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг- В футбол играл.

В пятницу я прыгал, прыгал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, в воскресенье

Целый день я отдыхал.

Воспитатель: А число сегодня-28 ноября. Отгадайте, пожалуйста, загадку: «Кто лениться не привык, тот хороший (ученик).

Воспитатель: Правильно, скоро вы пойдете в школу и станете настоящими учениками. Как вы думаете, какое занятие будет у нас сейчас? (Дети отвечают).

Воспитатель: А чем мы занимаемся на занятии по грамоте? (Дети отвечают). Воспитатель: Сегодня мы повторим буквы, которые выучили и поупражняемся в чтении.

Воспитатель: Ребята, утром, когда я вошла в нашу группу, Я обнаружила на экране письмо:

«Дети, здравствуйте! Мы- жители Звукового Царства, Буквенного Государства, просим вас помочь нам. С нами приключилась беда. Злой Волшебник- Буквоед съел почти все буквы. А как же вы подготовитесь к школе? Ведь без нас- букв вы не научитесь читать и писать. Буквоед желает, чтобы выполнили все его задания и только потом он вернет буквы. (Конверт с заданиями).

Вот мы и в царстве букв, Подойдем поближе. Здесь что-то написано. (Подходят под музыку).

–Грамоте учиться всегда (пригодиться);

-С грамотой вскачь, а без грамоты хоть (плачь);

-Чтение- лучшее (учение);

-Каков ум, такова и (речь).

Воспитатель: Вот какие мудрые пословицы. Давайте, прочитаем об этом стихотворение.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы,

И в жизни верные друзья.

Воспитатель: А теперь располагайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Как вы сказали? Каков ум, такова и … (речь).

-А что такое речь?

–Из чего состоит речь?

–Из чего состоят предложения?

–Из чего состоят слова?

–Чем отличается звук от буквы?

–На какие две большие группы делятся звуки и буквы? (Читают стихи о гласных и согласных звуках). (Звук-дыбыс-sound).

Слайд № 3 (Три сюжетные картинки).

Воспитатель: Посмотрите на экран. Это первое задание Буквоеда. Нужно придумать любые предложения по картинкам. Дети придумывают – сйлем –sentence). (Дети играют в песочнице. Девочка поливает цветы из лейки. На лугу летают бабочки.).

Воспитатель: А теперь я назову слова, а вы придумаете предложения.

Воспитатель: Посмотрите на экран – задание №2.

Слайд №4 (Кораблики с цифрами от 1 до 4).Нужно узнать, на каком кораблике, какие слова плывут. А чтобы узнать, нужно слова разделить на слоги. (Слово- сз – word).(Гусь, белка, попугай, медвежонок, волк, крокодил, медведь, верблюжонок).

Шарик мы передаем,

Видим слово мы на нем.

Не успел, кто передать,

Должен слово прочитать.

(Дети читают слова на шариках).

Слайд №6 (Домик с предложениями).

От мамы с папой- нежности,

От друзей любви и верности.

Воспитатель: Ребята, жители Звукового царства, Буквенного государства благодарят вас за помощь и дарят вам шары.

Слайд №8 (Шары и буквы). (Детям раздают шары).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимают: количество клеток в схеме обозначает количество звуков.

Применяют: навык работы в тетради, знания о звуках.

Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound, сөз – слово – word,

үй – дом – house, үлкен үй – большой дом – big house.

1. Организационный момент

Педагог: – Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встречи. Посмотрите друг

на друга – улыбнитесь. Давайте сегодня не будем ссориться и обижать друг

друга, а будем друг другу помогать и заботиться о друг друге.

Приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие

слова, обменялись добрыми пожеланиями.

Раздел: Основы грамоты.

Цель: Познакомить детей с понятием звуковой анализ слова;

Задачи: продолжать учить пользоваться условным обозначением – фишкой;

фишек; развивать фонематический слух, внимательность, память, мелкую

моторику рук; воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении

Понимают: количество клеток в схеме обозначает количество звуков.

Применяют: навык работы в тетради, знания о звуках.

Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound, сөз – слово – word,

үй – дом – house, үлкен үй – большой дом – big house.

1. Организационный момент

Педагог: – Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встречи. Посмотрите друг

на друга – улыбнитесь. Давайте сегодня не будем ссориться и обижать друг

друга, а будем друг другу помогать и заботиться о друг друге.

Приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие

слова, обменялись добрыми пожеланиями.

Школа – лицей № 5

Раздел: Основы грамоты.

Воспитатель: Амантаева Л.Г.

Раздел: Основы грамоты.

Цель: Познакомить детей с понятием звуковой анализ слова;

Задачи: продолжать учить пользоваться условным обозначением – фишкой;

фишек; развивать фонематический слух, внимательность, память, мелкую

моторику рук; воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении

Понимают: количество клеток в схеме обозначает количество звуков.

Применяют: навык работы в тетради, знания о звуках.

Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound, сөз – слово – word,

үй – дом – house, үлкен үй – большой дом – big house.

1. Организационный момент

Педагог: – Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встречи. Посмотрите друг

на друга – улыбнитесь. Давайте сегодня не будем ссориться и обижать друг

друга, а будем друг другу помогать и заботиться о друг друге.

Приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие

слова, обменялись добрыми пожеланиями.

Как положено друзьям,

Все мы делим пополам.

Мы друзей всех уважаем

И друг другу помогаем.

2. Основная часть

Педагог предлагает повторить правила: – Все слова состоят из звуков,

звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Если в слове много

звуков – слово длинное, если в слове мало звуков – то слово короткое. Звуки

бывают гласные и согласные.

– Какие бывают звуки?

– Какие бывают согласные звуки?

– Все звуки мы отмечаем фишкой.

– Какой фишкой отмечаем гласные звуки?

– Какой фишкой отмечаем твердые согласные звуки?

– Какой фишкой отмечаем мягкие согласные звуки?

– Звук в слове может находиться в начале слова, в середине слова, в конце

слова (показывает ладошками).

Работа со звуками

– Возьмите три фишки: красную, синюю и зеленую. Положите перед

собой. Если я назову гласный звук, то вы поднимите красную фишку, если я

назову твердый согласный звук, то вы поднимите синюю фишку, если я назову

мягкий согласный звук, то вы поднимите зеленую фишку. Примерные звуки: а,

б, ль, д, у, мь и т.д.

Работа в тетради

Педагог совместно с детьми обсуждают выполнение задания.

Работа со схемой

Педагог: – Сегодня, к нам в гости пришел Алдаркосе (кукла). Он принес

картинку, рассмотрим, что на ней изображено. Сколько клеток вы видите?

Правильно – три клетки. Открою вам секрет. Это не простые клетки, а

– Сегодня мы будем учиться выполнять звуковой анализ слова. Звуковой

анализ слова – это разбор слова на звуки и обозначение этих звуков фишкой.

Запомните: чтобы определить звук в слове, его надо выделить голосом громче,

назвать его и обозначить соответствующей фишкой

У детей карта-схема на столе.


1.Тәрбиелік/Воспитательная: Воспитание интерес к окружающему миру животных.

2.Дамытушылық/ Развивающая: Упражнение в рисовании прямых вертикальных линий, в различении твердых и мягких согласных звуков; Развитие мышления, памяти, фонематического слуха.

Көптілділік/Полиязычие:

Қазақ тілі: Нан болса, ән де болады. (Будет хлеб – будет и песня) .

Жұмыс ауыр болса да нан тәттi. (Трудна работа, да сладок хлеб) .

Адатықтан ұдкен ат жоқ, наннан ұлкен ас жоқ. (Самое святое имя – человек, самая святая пища – хлеб) Ас атасы – нан. (Отец еды – хлеб) .Нан – хлеб, мука – ұн, бидай – пшеница, тұз – соль. Тұшпаралар – пельмени, тоқаш – булочка, қаққыз – сушка.

English: хлеб - bread, мука - is a flour, пшеница - wheat, соль – salt. пельмени - meat dumplings, булочка - roll, сушка – drying.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/Организационный момент:

Цель: Активизировать зону обоих полушарий, через образование большого количества нервных путей (комиссур), обеспечить причинно-обусловленный уровень мышления.

- Почему так называется страна? (потому, что в этой стране живут звуки.)

Организует строительство поезда из стульчиков, предлагает детям купить билеты, занять свои места.

2. Негізі бөлімі/Основная часть:

Проблемная ситуация: В стране пропали гласные звуки.

Обыгрывает ситуацию использования иллюстраций с артикуляцией гласных звуков.

Цель: развивать фонематический слух.

1.На прогулку мы пойти хотели

Тапочки на головы надели. (Ш)

2.Десять долгих дней подряд

Айболит леПил ребят. (Ч)

3.ТАчки по небу плывут, (У)

Люди зонтики берут.

4.Тихо сумерки ложились

Кошки в воздухе кружились. (М)

Игровая ситуация: звуки приглашают на обед.

Про что говорят – он всему голова?

Полиязычие: нан – хлеб - bread, мука – ұн - is a flour, бидай – пшеница - wheat, тұз – соль – salt.

Прелагает вспомнить пословицы о хлебе:

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Будет хлеб - будет и обед.

Пока есть хлеб да вода - все не беда.

Будет хлеб - будет и обед.

Нан болса, ән де болады. (Будет хлеб – будет и песня) .

Жұмыс ауыр болса да нан тәттi. (Трудна работа, да сладок хлеб) .

Адатықтан ұдкен ат жоқ, наннан ұлкен ас жоқ.

(Самое святое имя – человек, самая святая пища – хлеб)

Ас атасы – нан. (Отец еды – хлеб) .

Музыкальная разминка с котом Финиксом.

Цель: снятие мышечного наряжения

Звуковой анализ слов.

Хлеб

Соль

Предлагает поработать в игровизорах:

Д/Игра твёрдый – мягкий

Цель: умение определять и различать твёрдые и мягкие согласные.

(дети распределяют слова-картинки Тому и Тиму. определяют мягкие и твердые согласные по картинкам. Те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.)

Возвращаются в группу.

Предлагает выполнить задания в рабочих тетрадях.

3. Қорытынды/Итоговая часть:

Вывод: необходимо чётко и внятно произносить звуки в словах и тогда слова будут правильны по смыслу и значению.


-75%

Читайте также: