Основные жанры светской музыки 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 1188 0

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

III ЧЕТВЕРТЬ

УРОК 1 (18). Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка

Цели и задачи урока:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки;

- обобщение и систематизация представлений семиклассников об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки, осознание её социальных функций;

- формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение в устной и письменной форме, осуществлять поиск новой информации в Интернете, справочниках и оценивать её качество.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучитфрагмент 1 части Сонаты №8 до минор (Патетическая) Л. Бетховена.

- Вы прослушали музыкальный фрагмент. Соотнесите услышанный музыкальный фрагмент с тем видом (жанром) музыкальной культуры, которому эта музыка может принадлежать. Аргументируйте свой ответ:

1) Фольклор 2) Городская бытовая музыка 3) Популярная музыка 4) Джаз 5) Рок-музыка, рэп 6) Классическая 7) Камерная музыка 8) Духовная музыка

- Какие чувства выражает прослушанная музыка?

Ответы учащихся.

- Прозвучал один из фрагментов камерной музыки - Патетическая соната Л. Бетховена.

Духовная музыка - это музыка, написанная на религиозные темы Священного писания, предназначенная для молитв, богослужений. Примерами такой музыки служат такие жанры, как литургия, молебен, месса, реквием, кантаты. Существуют авторские произведения Л. Бетховена, И.С. Баха, Ф. Шопена.

Светская музыка - это камерная музыка, опирающаяся на культуру и традицию стран. Жанровые примеры светской музыки: фортепианные песни без слов, пьесы, каприсы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады, романсы любых авторов и исполнителей.

Главное отличие этих музыкальных направлений в том, что духовная музыка выражает религиозные чувства человека, а светская – любые настроения и любые человеческие чувства, кроме религиозных.

прослушаем и сравним религиозную и светскую музыку русских и зарубежных композиторов;

увидим, что основные направления музыкальной культуры отражают не только мысли и чувства человека, но и культуру страны, к которой принадлежат;

рассмотрим направления светской и духовной музыки на основе уже пройденного материала;

выясним и осмыслим принципы драматургического развития в светской и духовной музыке.

3. Основная часть

1) Введение в тему урока

Как уже было сказано ранее, музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного (церковного).

Религиозная (духовная) музыка всегда была связана с Богослужением. К духовной музыке относят вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы. Первые профессиональные музыканты - композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) - вплоть до XVIII в. служили, как правило, капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.

Светская же музыка была совершенно свободной от влияния церкви и в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Одна из разновидностей светской музыки – камерная – получила своё развитие с XVI века.

Камерная музыка (от лат. camera- комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку.

2) Работа с учебником

Прочитайте самостоятельно в учебнике (ст. 72) о двух основных направлениях музыкальной культуры – светской и духовной (религиозной):

3) Углубление в тему

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие.

Слушание музыки и музыкальный анализ

Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского.

- Какую роль выполняет приём имитации в развитии их музыкальных образов?

- На основе выявления интонационно-выразительного смысла каждого из произведений сопоставьте линии этих произведений: русская — зарубежная музыка, хорал — знаменный распев, исполнительские составы, особенности оркестровки хорового пения.

- Охарактеризуйте своё личностное отношение к этой музыке.

- Рассмотрите иллюстрации, помещённые на странице 73 учебника, постарайтесь ощутить атмосферу, в которой звучала та или иная музыка, представьте эпоху и соотнесите её с соответствующим на ваш взгляд звучанием:

М. да Форли. Ангел, играющий на виоле. Фрагмент фрески из церкви Санти Апостоли

М. де Вос. Коронование Марии. 1590 г.

Ответы учащихся.

- Прослушаем и сопоставим теперь другие линии произведений русских и зарубежных композиторов: светская — духовная музыка, вокальная — инструментальная музыка, полифония — гомофония.

Ответы учащихся.

В) Слушание песен современных авторов

К сфере духовной музыки относят, прежде всего, вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы.

К этой же сфере принадлежат и духовные стихи — жанр русского народного песенного творчества, получивший большое распространение среди православных верующих.

Послушайте песни современных композиторов – иеромонаха Романа, С. Копыловой, А. и Е. Михайловых на религиозные сюжеты. Раскройте особенности их содержания, музыкального языка.

В минуту скорбную сию

Прости меня, Господь,

Что я сегодня отпою

Свою живую плоть.

И да не будет мне виной

В местах, где лечь мне суждено,

Никто не отпоёт.

Не завезут из этих мест

В церковные врата.

Ведь там один лишь только крест –

Ну, а пока я расчешусь,

Умоюсь в роднике,

Соборным маслом освящусь,

Зажгу свечу в руке.

Поклон глубокий положив,

Расстанусь с суетой,

Открою на исход души

Канон ко Пресвятой.

Тоской предсмертною объят,

Твержу, твержу, как стих –

Избави, Радосте моя,

От прежних дней моих.

Предполагаемые размышления учащихся:

- Притча Светланы Копыловой будто предлагает человеку задуматься о смысле жизни, помогает задуматься о предназначении человека.

- Дуэт Александра и Елены Михайловых, их дивные голоса в необычном сочетании - высокий мужской и низкий женский – как бы призывают к спокойствию, к вере в добро, в духовное богатство и к поэзии тихой, мудрой и простой жизни.

- Характер музыки всех песен – молитвенный, что говорит о духовности, нравственных началах.

5. Итог. Рефлексия

- Вспомните и спойте знакомые вам мелодии духовной и светской музыки из репертуара 6-7 классов.

Исполнение разученных ранее песен:

- Ответьте на вопросы:

Какие из прослушанных и исполненных на сегодняшнем уроке произведений относятся к жанру религиозной музыки, какие – светской?

Какие чувства и мысли вызвала у вас та или иная музыка?

- Выберите правильный вариант ответа в следующих заданиях:

1)искусство, культура 2)совершенный, образцовый 3)эпоха, стиль

Выберите из предложенного списка жанры духовной музыки:

1)знаменный распев 2)гимн 3)молитва 4)романс 5)песнопения 6)тропарь 7)баллада 8)серенада

Назовите жанры вокальной музыки:

1)соната 2)сюита 3)романс 4)вокализ 5)этюд 6)гимн 7)кант 8)баллада 9)былина 10)молитва

6. Домашнее задание

Написать вступительное слово к одному из прослушанных ранее полюбившихся произведений камерной музыки;

Найти в Интернете и разучить современную песню на религиозную тематику. Записать в тетради, какой её образ созвучен нашему времени?

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Период с 1450г. по 1650г., для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, – фантазии Орландо Гиббонса (английский композитр) и канцоны и сонаты Джованни Габриели (итальянский композитор).

 2 период с 1650 по 1750 гг. Трио-сонаты . Период с 1650г. по 1750г . отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались аккордами клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода – Арканджело Корелли , Генри Пёрселл и Гендель . Арканджелло Корелли Георг Гендель 4

с 1650 по 1750 гг.

. Период с 1650г. по 1750г . отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались аккордами клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода – Арканджело Корелли , Генри Пёрселл и Гендель .

Арканджелло Корелли

Георг Гендель

 3 период с 1750 до современности . Период с 1750г. до современности, в котором доминирует струнный квартет , состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Струнный квартет 5

с 1750 до современности

. Период с 1750г. до современности, в котором доминирует струнный квартет , состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного, церковного

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного, церковного

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного, церковного

Религиозная музыка всегда была связана с богослужением

Религиозная музыка всегда была связана с богослужением

Религиозная музыка всегда была связана с богослужением

Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру

Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру

Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру

Первые профессиональные музыканты –композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) – вплоть до

Первые профессиональные музыканты –композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) – вплоть до

Первые профессиональные музыканты –композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) – вплоть до XVIII века, как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов

С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви

С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви

С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви

Церковная музыка всегда обращена к темам

Церковная музыка всегда обращена к темам

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания

Драматургия образов страдания, смерти, воскресения

Драматургия образов страдания, смерти, воскресения

Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития религиозной музыки

В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрасте различных образов

В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрасте различных образов

В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрасте различных образов

В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев

В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев

В восточной, православной церкви
это литургия и всенощная,
венчание и молебен,
в истоках которых
лежит знаменный
распев

В западной, католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты и др

В западной, католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты и др

В западной, католической церкви -
месса, реквием, страсти, кантаты и др.

В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра

В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра

В их основе - хорал, многоголосное пение
в сопровождении
органа или оркестра

Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу духовного воздействия религиозной музыки

Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу духовного воздействия религиозной музыки

Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распевов определяли высокую художественно-нравственную силу духовного воздействия религиозной музыки

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора

Религиозные сюжеты и формы
церковной музыки преобладают в творчестве немецкого
композитора И.С. Баха и русского композитора М.Березовского

Бах чаще всего писал музыку для органа и для хора

Бах чаще всего писал музыку для органа и для хора

Бах чаще всего писал музыку для органа и для хора

Березовский- для хора a capella

Березовский- для хора a capella

Березовский- для хора a capella

Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие

Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие

Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие

Куликов Вячеслав.Фрагмент картины "Полифония"

Содержание хора "Kyrie, Eleison!"

Содержание хора

Содержание хора "Kyrie, Eleison!" Из "Высокой мессы И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта "Не отвержи мене во время старости" М. Березовского развёртывается в совершенной полифонической форме - фуге.

"Фуга" ВАСИЛИЯ КАНДИНСКОГО

С XVI в. начинает развиваться камерная музыка (от лат

С XVI в. начинает развиваться камерная музыка (от лат

С XVI в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera - комната)

Камерной, в отличии от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную светскую музыку

Камерной, в отличии от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную светскую музыку

Камерной, в отличии от церковной и театральной,
называют инструментальную или вокальную светскую музыку

С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви

С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви

С середины XVIII в. активизируется светская
концертная жизнь, свободная от влияния церкви

Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов

Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов

Увеличивается количество оркестров,
ансамблевых и сольных концертов

В творчестве венских композиторов - классиков -

В творчестве венских композиторов - классиков -

В творчестве венских композиторов - классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. - сформировались классические виды инструментального ансамбля - соната, трио, квартет

Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож

Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож

Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала
в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож

Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер - музыкантами

Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер - музыкантами

Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер - музыкантами

Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах

Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах

Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов - романтиков

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов - романтиков

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов - романтиков XIX в.

К ним относятся песни Франца Шуберта

К ним относятся песни Франца Шуберта

К ним относятся песни Франца Шуберта

фортепианные песни Феликса Мендельсона

фортепианные песни Феликса Мендельсона

фортепианные песни Феликса Мендельсона

каприсы Никколо Паганини

каприсы Никколо Паганини

каприсы Никколо Паганини

вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Фредерика Шопена

вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Фредерика Шопена

вальсы, ноктюрны, прелюдии,
баллады Фредерика Шопена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока музыкального искусства для обучающихся 7-х классов. Используются нетрадиционные методы, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

Сюжеты и образы духовной и светской музыки

Цели:

Технологии, используемые на уроке:

1.Дифференцированная и личностно-ориентированная.

2.Технология развивающего обучения.

3.Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

4.Технология ассоциативно-образного мышления.

5.Технология детского музицирования.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: синтезатор, компьютер, телевизор, электронная презентация, аудио- и видеофайлы по теме урока, флип-чарт, разноцветные маркеры, пластиковые стаканчики, именные таблички для выставления отметок.

Ход урока

Учитель. Какая музыка звучала, когда вы входили в класс, и почему именно она?

Учитель. Правильно. А сегодня вам предстоит познакомиться с понятиями духовной и светской музыки. Исходя из названия темы, сформулируйте цели урока, которые мы должны будем достичь в конце занятия. Опирайтесь на схему: вспомнить – узнать – уметь.

Учащиеся. Вспомнить полученную ранее на уроках музыки информацию; узнать новое о духовной и светской музыке; уметь применять эти знания на практике (в жизни).

На имеющихся у вас именных листиках вы будете выставлять себе баллы за выполненную работу на каждом этапе урока.

Основная часть

Издавна музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основ­ных направлений: светского и духовного. в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка (церковная) всегда была связана с богослужением.

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки.

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве великого немецкого композитора XVII-XVIII веков И.С. Баха, служившего капельмейстером и органистом в католической церкви. Впрочем, ему не чужды были и светские темы.

Важно знать, что в церковном обряде восточной, православной церкви использовались такие жанры: литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит пение а капелла. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении ор­гана или оркестра.

Запись в тетрадь: Духо́вная му́зыка – музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенными для исполнения во время церковной службы или в быту.

Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распе­вов определяли высокую художественно-нравственную силу воздейст­вия духовной музыки.

Учитель. У нас сейчас появится возможность ощутить на себе это воздействие.

(Звучит фрагмент токкаты и фуги ре минор.И.С.Баха (видео).

Учитель. Эта величественная музыка звучала в храме. А что вы скажете насчет следующего музыкального фрагмента? (Звучит токката и фуга ре минор И.Баха в техно-обработке Ванессы Мэй (видео).

  • Можно ли эту музыку исполнять в церкви? Почему?
  • За счет каких средств музыкальной выразительности изменился характер композиции?

Учащиеся. За счет ускоренного темпа, изменившегося тембрового звучания (к звучанию органа добавилось звучание скрипки в стиле техно и эстрадного оркестра), изменчивой динамики, высокого регистра.

Послушайте фрагмент этого полонеза (учитель исполняет полонез Огинского на синтезаторе).

  • Охарактеризуйте эту музыку. Какая мелодия, темп, тембр, лад, динамика?
  • Что изменилось? (Эта музыка вокальная, исполнялась многоголосно, а капелла. Есть поэтическая основа, близкая к духовному содержанию. Темп был сдержанным. Композиция звучала возвышенно, торжественно и немного взволнованно).
  • Можно ли приравнять это исполнение к духовной музыке? Может ли такая музыка звучать в храме?
  • Какой вывод можно сделать? (Музыкальный язык очень разнообразен. Одно и то же произведение можно интерпретировать по-разному, в зависимости от чувств и состояния, которые испытывает человек)
  • А можно увидеть здесь счастье, счастье материнства? (Ответы учащихся)

Учитель. А вот вполне светский сюжет современного художника Юрия Мацика.

  • Эти люди счастливы? (Да. Сильные чувства поднимают их над всем земным и превращают в парящих ангелочков).
  • Вы заметили связь этих художественных образов с музыкальными образами, услышанными сегодня на уроке? (Ответы учащихся).

Учитель. Сегодня вы стали свидетелями того, как духовная музыка в новой современной интерпретации может стать светской и, наоборот, светская музыка приобретать черты духовной. Это еще раз доказывает, что музыка, как и другие виды искусства, тесно связана с жизнью, ведь в нашей жизни все взаимосвязано.

І І П І П П І І 1 ряд

П П І І І І П І 2 ряд

І П П І П І І І 3 ряд

Учитель. Ребята, а ведь это счастье - иметь возможность наслаждаться и духовной. и светской музыкой, понимая ее образный строй и музыкальный язык. Давайте отразим образ счастья, используя художественные умения, навыки хорового пения, метроритмического сопровождения в коллективном действе – флешмобе.

Учитель. Поставьте по 1 баллу за создание образа счастья во флешмобе и за эмоциональное исполнение песни.

8.Закрепление материала

Учитель. Сейчас я вам предлагаю закрепить полученную информацию на уроке, ответив на вопросы (цена правильного ответа – 0,5 балла).

Учитель. Поставьте баллы за правильные ответы.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Ребята, удалось нам достичь поставленных в начале урока целей?
  • Какие эмоции вы сейчас испытываете?
  • Как будете в дальнейшем применять полученный на уроке опыт?

Читайте также: