Основные условия эффективного общения 10 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

Основные правила эффективного общения:

- Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

- Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

- В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

- Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

- Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз, кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

Несколько приемов для эффективного общения:

- 20 сек. вас оценивают.

- 20 сек. как и что вы начали говорить.

- 20 см улыбки и обаяния.

2. 6 правил Глеба Жеглова:

- Проявлять искренний интерес к собеседнику.

- Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.

- Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.

- Относиться к нему с уважением.

3. Как увеличить полезность контакта:

- Говорить о проблемах собеседника.

Правила эффективного общения по Блэку:

- Всегда настаивать на правде.

- Не приукрашивать, не набивать цену.

- Помнить, что 1/2 аудитории – женщины.

- Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.

- Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.

- Не жалеть времени на выяснение общего мнения.

- Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.

- Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.

Как результат вы получите:

- Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.

- Вы завоюете собеседника.

- Вы повысите вашу самооценку.

Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление – не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

1. Комплимент. На первый взгляд, комплимент – самое простое в общении. Но сделать его мастерски - высшее искусство.

Комплименты бывают трех типов:

- Чтобы не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.

- Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Желательно приучить себя к тому, чтобы обычным выражением Вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка или хотя бы готовность к ней. Именно такой должна быть Ваша улыбка – открытой и искренней.

3. Помнить имя собеседника. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке.

4. Поднятие значимости собеседника. Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.

Потребность чувствовать свою значимость – одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных сем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.

Средств поднятия значимости собеседника существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами.

Главное – искренне попросить у человека той или иной помощи. Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

5. Умение слушать:

Правило 1: Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Правило 2: Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

Достаточно дать собеседнику возможность выговориться, рассказать все, чем он хотел поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности к его словам, чтобы благодарный за это собеседник с радостью и вниманием выслушал все, что расскажем ему мы. Беседа доставит взаимное удовольствие.

Итак, если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать собеседника.

Существуют специальные приемы понимающего слушания, которым может научиться каждый человек:

Нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.

Отражение чувств – это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. Как бывает приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет наши эмоции и переживания, не обращая внимания на содержание речи, существо которой подчас не имеет особого значения и для нас самих.

Необходимые условия для эффективной беседы:

Правило качества требует от нас сообщать достоверную информацию. Быть правдивым — значит не только избегать намеренной лжи или искажений, но также заботиться о недопущении любых ошибочных интерпретаций.

Правило количества призывает нас сообщать такое количество информации, которое достаточно, чтобы поддерживать разговор на должном уровне, но не столь долго и подробно, чтобы погубить неформальный компромисс, который характеризует хорошее обсуждение.

Правило уместности требует от нас сообщать информацию, которая связана с обсуждаемой темой. Поверхностные комментарии или откровенная подмена предмета обсуждения, когда другие партнеры еще активно заинтересованы в обсуждавшейся теме, разрушают сотрудничество.

Правило хороших манер призывает нас быть точными и организованными, когда мы излагаем наши мысли. Мы сотрудничаем, приводя в порядок наши мысли и используя специфический язык, который проясняет смысл сказанного. Когда мы даем информацию, которую слушатель считает малопонятной, неопределенной и вносящей дезорганизацию, это не способствует донесению смысла.

Правило нравственности призывает нас говорить таким образом, чтобы соответствовать этическим нормам. В большинстве культур, например, нарушением моральных принципов считается разглашение информации, сообщенной конфиденциально или склоняющей человека к действиям, направленным против личных интересов собеседника.

Правило вежливости призывает нас быть вежливым по отношению к другим участникам беседы. В наших разговорах мы пытаемся соблюдать социальные нормы вежливости, присущие господствующей культуре, и не позволяем мешать себе или другим в течение беседы.

Материалы и требования к организации игры: Цветной мел, карточки с заданиями для 4 групп, памятки “Активное слушание”, фломастеры, магниты, ручки, карточки со словами.

  1. Обозначение темы урока.
  2. Определение проблемы
  3. Работа в парах
  4. Обобщение мнений детей. Определения правил эффективного общения. Запись правил. Зарисовка образа проблемы “слушать” и “слышать”
  5. Работа в группах (все участники делятся в процессе упражнения на 4 группы). Определения правил эффективного общения. Запись правил.
  6. Рефлексия.
  7. Работа в группах по 4 человека.
  8. Презентация работы в группах. коллективное обсуждение, выбор правильного варианта.
  9. Подведение итогов. Дети предлагают свою формулировку изначально предложенного высказывания. Варианты вывешиваются на доску на магниты.-

Ход урока

Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже очень нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами- человеческими личностями. Для этого надо совсем немного… суметь открыть себя другому человеку. Значит, надо “научиться” приемам успешного общения.

Известно высказывание К. Морли, в котором он остроумно заметил, что “существует только один способ стать хорошим собеседником – это …”уметь слушать”.

В этом высказывании содержится один из секретов успешного общения, с которыми нам предстоит сегодня познакомиться.

Любой опыт, полученный через переживание какой-либо ситуации, представляется наиболее ценным, нежели, если бы вам об этом просто расскажут.

Упражнение 1.

Цель: создать условия для осознания и понимания необходимости “слушать”, “видеть” собеседника в процессе общения.

Инструкция. Я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к друг спиной. Определитесь кто первый собеседник, кто- Второй. Первый собеседник -Сейчас ты в течение 30 сек. расскажете своему напарнику о своей жизни, какой вы себе представляете через 3 года- когда вы закончите школу, выберите для себя сферу деятельности. Второй собеседник слушает. По моей команде вы поменяетесь ролями. Поменяйтесь ролями. Закончили.

Повернитесь друг к друг лицом. Сейчас вам необходимо будет в течение 30 сек. Обменяться той информацией, которую вы услышали от своего собеседника. Начинает второй собеседник. По моей команде вы поменяетесь ролями.

Сравните объем и содержание сказанного вами с объемом и содержанием услышанного о вас.

Найдутся те, у кого произошло искажение информации.

Как вы считаете, что помешало вашему собеседнику услышать вас и воспроизвести информацию в полном объеме?

  • То есть, при общении важно видеть собеседника, смотреть в глаза! Это первое правило, которое вы сформулировали. Здорово!

Что еще мешало?

Не стояло цели запомнить и воспроизвести, “просто слушал” .

То есть, вы не делали сознательного усилия услышать звук, понять его и запомнить?

В словаре Уэбстера “слушать” означает “делать сознательное усилие услышать звук” или “обратить на него внимание”. По существу “слышать” - значит. физически воспринимать звуки определенного значения.

Проговаривание и написание схемы.

СЛУШАТЬ СЛЫШАТЬ
“делать сознательное усилие физически воспринимать
услышать звук” или “обратить звуки определенного значения
на него внимание”, т.е. это волевой акт.
Чтобы слушать, необходимо желание.

Слушать собеседника или другими словами проявить заинтересованность к тому, о чем он говорит. Некий философ как-то сказал: “Правду могут высказать двое — один говорит, другой слушает”.

  • Эмпатию – это еще одно правило.

Перед тем как вы сформулируете следующее правило эффективного общения, Я предлагаю вам еще одно небольшое упражнение.

Упражнение “найди себе пару”.

Сейчас каждый из вас получит листочек, на котором будет слово, обозначающее какой-либо предмет. Вы прочитаете, запомните и уберете листочек в карман. Не говоря ни слова, только при помощи невербальных средств общения: жестов и мимики, вы должны найти еще несколько участников, у которых было то же самое слово. Когда вы сгруппируетесь я попрошу вас не разговаривать. Упражнение закончится как только все участники определяться в какой они группе. На работу у вас 2 минуты.

Ребята разделяются на 4 группы, садятся группами.

  • Учитывать язык поз и жестов.
  • Важна обратная связь – вербально, то есть слова!

Чтобы удостовериться в том, что нас поняли.

Существуют определенные опорные фразы для осуществления обратной связи в диалоге.

ВЕШАЮ НА ДОСКУ ОПОРНЫЕ ФРАЗЫ

“Я правильно вас понял …”
“Я правильно вас услышал, что …”
“Разрешите я уточню …” и т.д.

  • Не оценивать собеседника
  • Не перебивать

Вы получили представление о правилах взаимодействия, которые в психологии общения называются правилом активного слушания.

Выводы, к которым мы сегодня пришли являются для вас абсолютно новыми?

Я рада, что свои знания вы выстроили в определенную систему, обогатили свой опыт и т.п.

В знаниях самое интересное, что они полезны в жизни. Активному слушанию, да и межличностному общению можно научиться путем тренировок. И я предлагаю вам применить эти знания в конкретных ситуациях.

Вы будете работать в группах, каждая группа получает задание (Приложение 1)- исходя из ситуации составить диалог с учетом полученных знаний. На работу в группах вам дается 3 минуты, на представление диалога – 1 минута. (Приложения 2, 3, 4, 5)

Представление результатов работы в группах.

С какими трудностями вы столкнулись?
На ваш взгляд какой группе удалось оптимально применить правила эффективного общения – активного слушания?

Вернемся к нашему высказыванию.

С учетом сегодняшнего опыта как бы вы закончили это предложение?

1) Напишите свои варианты на листочке.

ВЕШАЮ ВАРИАНТЫ ОТВЕТА НА ДОСКУ

2) ЗАПИСЫВАЮ ИХ ВАРИАНТЫ В СТОЛБИК ПОД ВЫСКАЗЫВАНИЕМ

В оригинале это высказывание звучит так: “существует только один способ стать хорошим собеседником – это уметь слушать”. Вы оказались правы в своих ответах.

Педагог раздает каждому участнику памятку эффективного общения. (Приложение 6).

Цель данного урока - формулировка условий эффективного речевого взаимодействия с другими людьми. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- сделать выводы о том, как условия общения связаны с национальной спецификой.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_10_klassa.docx 159.64 КБ

Предварительный просмотр:

Основные условия эффективной коммуникации

УМК под редакцией С. И. Львовой

Цель и задачи урока

Цель данного урока - формулировка условий эффективного речевого взаимодействия с другими людьми. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- сделать выводы о том, как условия общения связаны с национальной спецификой.

- формирование языковой (лингвистической) компетенции;

- формирование умений, связанных с анализом художественного текста.

- развитие умений определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- развитие умения делать выводы после совместной работы и применять полученные знания на практике.

- стремление к речевому самосовершенствованию учащихся;

- формирование и развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока

1. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. - М.: ЛКИ, 2008. – 288 с.

2. Иссерс О. С. Речевое воздействие [учебное пособие] / О. С. Иссерс. – М.: Наука, 2009. – 224 с.

3. Ишмуратова С. Р. Функционально-коммуникативный анализ текста: речевое поведение [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – С.10-13.

4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.

5. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни). [Текст] / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2016.

6. Матвеева Т. В. Коммуникативная стратегия влияния на собеседника в аспекте культуры речи [Текст] / Т. В. Матвеева. // Вопросы культуры речи. – 2007. - № 9. - С. 110-127.

7. Рябухина Е. А. Речеведение в курсе русского языка для старшеклассников: методический аспект [Текст] / Е. А. Рябухина // Преподаватель 21 века – М., 2011 г. – С. 175 – 184.

9. Стернин И. А. О понятии коммуникативного поведения [Текст] / И. А. Стернин // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. – 1989. - № 4. – С. 279-282.

10. Тэффи. Малое собрание сочинений [Текст] / Тэффи. – СПб.: Азбука, 2018. - 606 с.

Запланированная деятельность на уроке

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

У.: Как вы понимаете высказывание Д. С. Лихачева? Объясните, пожалуйста, свою точку зрения.

У.: На прошлом занятии мы говорили с вами об устной и письменной речи. Предлагаю вспомнить ключевые моменты нашего общения. Какие понятия мы рассматривали?

У.: Верно, мы вспоминали такие понятия, как диалог, монолог, полилог. Всегда ли каждый из вас при общении с другим человеком достигал поставленной цели? (Нет).

У.: А что необходимо делать для того, чтобы цель была достигнута?

У.: Чем же сегодня на уроке мы будем заниматься?

У.: Правильно, мы будем учиться общаться с другими людьми, постараемся выделить основные условия эффективного взаимодействия.

Эпиграф написан на доске.

III. Актуализация знаний

У.: Передать информацию можно с помощью вербальных (речевых) средств или невербальных (неречевых) средств. На слайде представлены средства передачи информации, которые нам необходимо разделить на вербальные и невербальные.

Учащимся дается время на выполнение задания, затем оно обсуждается.

У.: Сегодня мы остановимся именно на коммуникативных средствах передачи информации, то есть на вербальных. Они связаны с умением человека подбирать необходимые слова в ситуациях взаимодействия. Часто данное умение сравнивают с умением выбирать стратегию сражения. Каждый человек в ситуации общения выступает в роли стратега, ведь он преследует определенную коммуникативную цель, для достижения которой можно использовать различные тактики и ходы.

На слайде представлены средства передачи информации, которые нужно распределить на две группы (позы, телодвижения, речь, жесты, тон и тембр голоса, дикция, мимика, интонация).

IV. Первичное усвоение новых знаний.

V. Первичная проверка понимания.

У.: А что необходимо знать для эффективного межличностного общения?

У.: Чтобы эффективно выстраивать свое общение с людьми из разных социальных групп, нужно разбираться не только в теме взаимодействия, но и иметь представление о структуре подобного общения. Давайте вместе с вами попробуем разобраться с основными понятиями, которые являются актуальными в рамках коммуникации.

У.: Подберите, пожалуйста, к каждому понятию определение, записав рядом ключевые слова.

Открывается следующий слайд с определениями. Детям предлагается сравнить свою точку зрения с научными определениями.

У.: Это можно сделать с помощью мелких маневров, то есть тактик и коммуникативных ходов. Их много, но четких разграничений между ними нет.

У.: Ребята, а что может стать для нас настоящим источником знаний о коммуникации, о различных стратегиях и тактиках общения?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1 урок. 10 класс.

Подписать тетради!

Шестнадцатое сентября. Речевое общение.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное.

Речевая ситуация и ее компоненты.

Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету. Устно и письменно. С помощью слов и без них. С современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций. Мы общаемся. Получается, что наша жизнь без общения немыслима.

Поэтому, роль общения и в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, - огромна. Общение пронизывает все сферы деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций.

Очень точно выразил сущность общения академик Лихачев.

B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения - речь.

Общение – это такой вид совместной деятельности человека, без которого невозможен любой другой вид совместной деятельности.

Виды общения.

Вербальное – невербальное .

Вербальное и невербальное общение всегда сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение - это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков.

Невербальное общение - это общение несловесное, в котором системой знаков служит в устной речи - сочетание позы, жестов, мимики, интонации, a в письменной - расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.

По сути, имеются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, поскольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко существуют дргу без друга. Соответственно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речевого общения.

Информативное – неинформативное .

Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. B ходе информативного общения сообщается, выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата.

Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, - вот основная цель такого общения.

Монологическое - диалогическое.

Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих рeчь, - монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я - говорящего и ты - слушающего.

Диалог (от греч. dia - чeрeз и logos - словo, речь) - это непосредственный обмен высказываниями междy двyмя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos - один и logos - слово, речь) - этo речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи :

2) последовательность, логичность речи;

3) относительная смысловая законченность;

4) коммуникативная направленность высказывания – я веду с вами общения, но не требую от вас ответа;

5) тематичность (развертывание одной темы);

6) синтаксическая усложненность - т.е. в речи используются не только простые предложения, но и сложноподчиненные и сложносочиненные.

Контактное (непосредственное) – дистантное (опосредованное)

Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени,

При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда - устное. Это дает возможность общения c помощью не только словесных, но и несловесных средств.

Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены простpанством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и дрyгое. Иногда yчастники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пpoстранством (они разгoваривают по телефону или ведyт диалог в Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории).

Устное – письменное.

Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:

Как легко обидеть человека:

Взял и бросил слово, злее перца…

А потом порой не хватит века,

Чтоб вернуть потерянное сердце.

Публичное – массовое.

Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких слyчаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении вoзникает иная, более высокая степень oтветственности за речь, и одним из главньдх требований к ней становится целенаправленность и содержательность.

Это может быть и в устной peчи - выступление на представительном митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего такого pода общение свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтомy соответствующие средства так и называются - средства массовой коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания - он, как правило, существует в воoбражении говорящего в обoбщенном виде

Официальное – неофициальное (частное).

Официальное (должностное) общение - это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдeнием всех правил и формальностей.

Частноe общение - это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием опрeделенных сфер общения, социaльных рoлей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает болеe свободнo и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

Первичное закрепление темы.

Написать тексты двух приглашений (официального и неофициального вида)

Ответить на вопрос: чем они будут различаться?

Упражнение 3 из учебника

Вид и формы общения

Основные признаки

1.Вербальное –

невербальное

несловесное: мимика, жесты, интонация, текст, шрифт, таблицы, знаки

2. Информативное –

неинформативное .

Что-то новое для слушателя;

поддержка речевого контакта

3. Монологическое—

диалогическое

общение между двумя или несколькими лицами

4. Контактное –

Взаимодействие одновременно в пространстве и во времени (устное);

партнеры общения разделены временем и пространством (устное и письменное)

письменное

ориентирован на многократность

6. Публичное –

массовое

Обычно протекает в форме монолога, всегда структурирована;

не общение, а коммуникация, адресат теряет конкретные очертания

7.Официальное –

неофициальное (частное).

Взаимодействие в строгой обстановке с соблюдением всех правил и формальностей;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимые условия эффективного общения. Понимание прецедентных текстов. Анализ речевых ситуаций. Анализ речевого опыта, связанного с преодолением коммуникативных барьеров в процессе общения.

Урок № 18. Необходимые условия эффективного общения. Понимание прецедентных текстов. Анализ речевых ситуаций. Анализ речевого опыта, связанного с преодолением коммуникативных барьеров в процессе общения.

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: закрепление ранее изученного материала, знакомство с условиями и компонентами, средствами общения, обобщить знания об уместном употреблении в устных и письменных высказываниях средств выразительности – тропов и фигур речи.

Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации.

Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.

Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- О чем пойдет речь на уроке? Как вы понимаете высказывание?

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

Осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.

3. Актуализация знаний.

- Где покупают муку?

- На базаре – последовал ответ.

- А куда идти, чтобы сделаться мудрым?

1. Как же Сократ помогал своим слушателям рождать из себя знание?

2. В чем суть Сократовского метода?

Работа в группах.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Впервые чутко разграничил понятия язык и речь швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр, один из создателей лингвистики 20 века. С тех пор необходимость различать язык и речь стала у филологов общепринятой.

-Что такое язык? Что такое речь?

Под запись:Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений служащая важнейшим средством общения людей.

Речь – деятельность говорящего, использующего средства общения с другими членами данного языкового коллектива и обращения к самому себе.

Речевое общение – это форма взаимодействия двух или более людей посредством языка.

Речевое общение для человека – это среда его обитания, так как оно помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить плану, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высот цивилизации, подняться в космос, проникнуть в недра земли. Без речевого общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

Речевое общение – это форма взаимодействия двух и более людей посредством языка. Для обеспечения взаимодействия между людьми в процессе общения, эффективного, конструктивного, а порой и компромиссного разрешения конфликтов нужно знать условия и компоненты процесса речевого общения.

Условиями эффективного общения являются:

потребность в коммуникации;

настроенность на тему общения;

знание фактического материала обсуждаемой темы;

знание норм речевого этикета и правил речевого общения;

умение слушать, вникать в замысел говорящего и прогнозировать ситуацию результативного общения.

Компоненты процесса речевого общения:

речевая ситуация – речевое общение происходит вопределенных ситуациях, между определенными участниками и с обозначенной целью;

виды речи – монологические виды речи в устной и письменной формах, которые выделяются в соответствии с речевыми целями говорящего (пишущего): информировать (информационная речь); убедить (убеждающая речь); призвать (речь, призывающая к действию); воодушевить (воодушевляющая речь); развлечь (развлекательная речь) и др.;

средства организации речевого общения – языковые и речевые выразительные средства; нормы и качества речи; правила речевого этикета, речевого общения; коммуникативные умения (составлять план содержания общения; отбирать фактический материал к каждому пункту плана; определять способы перехода от одной части к другой и связи между всеми частями содержания; отбирать необходимые контактные приемы и т.д.)

Внимательно слушают. Запись в тетрадь.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

Чтение и анализ текста ( упр. 30)

Чтение теоретического материала, данного в учебнике на с. 20-21; составление тезисного плана.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

6. Первичное закрепление

-Какова основная мысль текста?

-Что такое речевое общение?

-С какой целью оно происходит?

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Читайте также: