Конспект урока предметно практическое обучение аппликация осень

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Узлякова Ирина Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО"Брянский областной губернаторский Дворец детского и юношеского творчества им.Ю.А.Гагарина"
Населённый пункт: город Брянск,Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия по аппликации "Королева Осень"
Раздел: дополнительное образование

Узлякова И.Г., педагог дополнительного образования

ГБУДО «Брянский областной губернаторский Дворец детского

Предлагаемое занятие по созданию коллективной аппликации разработано

Цель занятия: формирование заинтересованного отношения к общему

продукту совместной деятельности.

-учить детей создавать детей художественный образ осени;

-формировать навыки вырезания осенних листьев из бумаги, сложенной

-учить пользоваться шаблоном;

-закрепить знания о теплой цветовой гамме.

-развивать творческую фантазию, воображение;

-развивать чувство композиции, чувство цвета;

-развивать мелкую моторику кисти рук.

-воспитывать эстетический вкус, аккуратность, чувство ответственности

в коллективной деятельности;

-воспитывать уважительное отношение детей друг к другу.

-нарисованный незаконченный портрет Королевы осени;

-шаблоны осенних листьев;

-ножницы, клей, кисточки, простые карандаши, салфетки;

-шкатулка с подарками (золотые листочки-кулоны).

Оборудование: магнитофон, CD-диски

Ход занятия

1.Организационный момент.

Приветствие педагога и детей.

Вступительная беседа. Педагог напоминает детям о том, как они

любовались красотой осенней природы, вдыхали аромат опавших листьев и

слушали их шуршание. Затем педагог читает отрывок из стихотворения И.

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят, в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою тропой

Вступает в пестрый терем свой.

Педагог. Осень у каждого человека своя, так как каждый ищет свою

красоту и рассказывает о ней по-своему.

Далее педагог предлагает детям по очереди рассказать, что им нравится в

осени, беседует с ними.

2. Основная часть занятия

Педагог. Ребята представьте, что мы с вами в сказочном лесу, и в своем

тереме живет Королева Осень. Она ходит по лесу и, прикасаясь своей

волшебной кисточкой к деревьям, одевает их в осенний наряд. Березы и

клены покрывает Осень лимонной желтизной, могучего богатыря-дуба

одевает в медную броню. Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-

своему, по-осеннему, кого в желтый наряд, а кого в ярко-красный.

Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на

ветках ни листья, а иглы, их и не разрисуешь. Решила Осень оставить их по-

летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в

своем пестром осеннем уборе. Ходила Осень так по лесу два месяца:

сентябрь и октябрь. Но однажды злой волшебнице, которая тоже жила в

этом лесу, захотелось, чтобы быстрее приходила зима. Стала она прогонять

нужно целый месяц ходить по лесу и помогать животным и растениям

готовиться к зиме.

Педагог. Как вы думаете, как называется этот месяц? Разозлилась злая

волшебница и решила испортить красивое платье Королевы Осени. Позвала

Подул сильный ветер и сорвал с платья Королевы Осени разноцветные

Педагог. Ребята, давайте поможем Королеве Осени украсить её платье

ли вы, кто это? Это люди, которые придумывают различные фасоны одежды

Ребята от старания каждого из вас зависит конечный

результат. Получится ли платье Королевы Осени красивым и ярким.

Практическая работа

Дети вырезают листочки (по шаблону - половинка листочка) из бумаги,

сложенной вдвое. Каждый вырезает по три листочка (березовый, дубовый,

кленовый). Звучит спокойная музыка.

По учебному классу развешены осенние деревья, нарисованные на плотной

бумаге: береза, клен, дуб. Детям раздаются листочки. По команде: «Раз, два,

Затем дети садятся за столы. Берут свои вырезанные листочки и по очереди

приклеивают их к платью Королевы Осени.

Педагог. Ребята, вы молодцы, Королева осень благодарит вас за

украшенное платье и предлагает вам поиграть.

Дети делятся на две команды. На столах разложены пазлы, на которых

нарисованы образы (мальчик и девочка). Дети составляют на скорость

3.Итог занятия

Педагог. Ребята, вы молодцы, хорошо поработали, помогли Королеве Осени.

Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, аккуратность, собранность на занятии.

Оборудование и материалы:

У педагога - план урока, на доске - выставка картин с осенними пейзажами, цветная бумага и разные материалы для демонстрации приемов работы, клей, кисть.

- картон (желтый, розовый, оранжевый, ножницы, цветная бумага, заготовки деревьев, солнца, облаков, листьев, клей.

2. Введение в тему.

3. Объяснение нового материала.

4. Техника безопасности.

5. Гимнастика для рук.

6. Практическая работа.

1. Организационный момент.

Проверяем готовность к уроку. На рабочих местах наличие клеёнок, тряпочек для вытирания рук, баночек с клеем, цветной бумаги, кисти для клея, конверты с заготовками.

2. Введение в тему.

Педагог: Чтобы узнать, какую работу мы будем выполнять, послушайте пожалуйста отрывок стихотворения:

«Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Педагог: А каком времени года говорит автор?

Педагог: - Правильно - (Осень)

Ребята, а какие вы знаете изменения в природе осенью

- (Ответы детей)

Педагог : А кто из вас знает, почему такие изменения происходят осенью?

-(Ответы детей)

3. Объяснение нового материала.

Педагог: Итак, мы сегодня будем говорить не только о тех изменениях, которые вы мне назвали, но и поговорим о новых, которые происходят осенью в живой и неживой природе, о приметах осени.

Назовите группы растений? Какие изменения происходят с растениями осенью? Что такое листопад? Как вы думаете, почему происходит листопад?

С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

Педагог: - Изменения в неживой природе осенью. Какие изменения происходят в неживой природе осень? Давайте сравним их с летом. Опишите - небо - облака - солнце - осадки - воду - ветер.

Летом небо голубое, лишь кое - где облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные и холодные. - Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Педагог: - Какая существует связь между живой и неживой природой.

Как связана жизнь живых организмов с изменениями в неживой природе?

С приходом осени в природе происходят большие изменения. Солнечных дней становится меньше, дни короче, начинаются заморозки, исчезают насекомые, улетают птицы, прячутся звери. Все эти изменения влияют и на здоровье и образ жизни человека. Поэтому каждый человек должен знать особенности осени, чтобы быть готовым к неожиданностям природы.

4. Правила техники безопасности.

Прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности.

-Отгадайте загадку. Два конца, два кольца,

- Как нужно работать с ножницами? (Дети отвечают).

- Что нужно помнить при работе с клеем?

5. Гимнастика для рук.

- А сейчас выполним гимнастику для рук.

Ветер осенью летал (круговые движения кистями рук в одну сторону)

Ветер листики считал (круговые движения кистями в другую сторону)

Клена лист («выбрасываем безымянные пальцы)

Сколько листьев насчитал? поднимаем и опускаем).

А сейчас мы приступаем к работе. Делаем все аккуратно.

1. На желтый картон аккуратно наклеиваем розовый и оранжевый фрагменты осенних холмов.

2. В правом нижнем углу наклеиваем полоски синего, голубого и цвета морской волны цветной бумаги - это озеро (Слежу за выполнением работы, при необходимости помогаю)

3. В верхней части панно добавляем тучи, дождик, солнце, используя при этом заранее заготовленные шаблоны.

4. Далее на поверхности панно размещаем деревья, опавшие листья, используя заранее вырезанные шаблоны.

7. Рефлексия. (Работы выставляются на доску).

Педагог: - Ребята, посмотрите на доску. У нас получились замечательные работы. Какая красавица Осень! Я думаю, что осень станем вашим любимым временем года.

Цель: Научить составлять композиции из засушенных листьев.

Развивать навыки работы с природным материалом.

Развивать воображение, чувство формы, восприятие цвета.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Коррекционные задачи:

Учить выполнять аппликацию из осенних листьев.

Развивать слуховое внимание, зрительную память, мелкую моторику, совершенствовать умение работать в технологической последовательности изготовления аппликации.

Активизировать словарный запас; развивать фразовую речь.

Воспитывать аккуратность, терпение, эстетический вкус.

Предварительная работа:

Ход занятия

1.Организационный момент

Коррекция осанки.

II Введение в урок.

- Какое сегодня число, месяц? день недели? ( 10 сентября, воскресенье )

- Какое число было вчера, (9 сентября, суббота )

- Какое число будет завтра? ( 11 сентября, понедельник )

- Ребята, а какое время года сейчас? ( Осень )

- Какие явления природы мы наблюдаем осенью? ( Постепенно холодает, короче становятся дни, меняют окраску листья, листопад, часто идут дожди, птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края )

Воспитатель. Правильно, ребята!

Осень – чудесное время! Как из красивой сказки приходит к нам царица Осень! Украшает деревья яркими бусами, меняет окраску листьям. Теперь они не только зеленые, но и желтые, оранжевые, красные, коричневые! Топнула Осень своим багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Укрыла осень разноцветным ковром землю, нашу кормилицу.

Ребята, посмотрите, как осень украсила наш класс! Мы с вами собирали осенние букеты, делали поделки из листьев.

Актуализация знаний учащихся.

Воспитатель. Мы с вами на прогулках собрали много листьев.

- Вы видели, как падают листья с деревьев? ( Да )
- Как называется это явление природы? ( Листопад. )
Воспитатель. Посмотрите они лежат у вас на партах.

- Одинаковые ли они? ( Нет )
- А чем они отличаются? ( Цветом, формой, разм ером.)
- Какие листья бывают по форме? Покажите мне листики: круглые, овальные, треугольные, с пальчиками, с зубчиками, с волнами.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Закружились , полетели
И на землю тихо сели.

Воспитатель. Правильно. Листья разные не только по цвету и по форме, они от разных деревьев.

Сейчас мы с вами немного поиграем:

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал : Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

Воспитатель. Вот и сегодня мы с вами выполним аппликацию животного. А какого вы узнаете, отгадав загадку.

Боится кошки.( Мышь.)

Воспитатель. Правильно, это мышь. Вот о ней мы сегодня и поговорим. Хоть она маленькая, но без неё трудно обойтись в сказках.

2. Ориентировка в задании.

3. Изучение техники изготовления мышки.

а) Анализ образца: (Вывешиваю образец)

- Посмотрите внимательно на образец! Что изображено на аппликации?

- В какой технике выполнена работа? ( Аппликаци я)

- Из каких материалов выполнена аппликация? ( Из картона, бумаги, листьев и клея )

- Из каких деталей состоит наша аппликация? Из основы, листьев, рамки (паспарту ).

t1577629163aa.jpg
t1577629163ab.jpg
t1577629163ac.jpg
t1577629163ad.jpg

t1577629163ae.jpg
t1577629163af.jpg
t1577629163ag.jpg

б) Последовательность действий:

а) Нанести контур туловища мышки карандашом по размеру листа. Наклеить лапки. Мышка располагается по центру основы.

б) Наклеить туловище.

в) Прикрепить голову, ушки. Хвост, глаз, и нос дорисовать фломастером.

в) Организация рабочего места.

а) Повторение правил по ТБ при работе с ножницами, клеем.

б) Проверка наличия подсобного материала, инструментов: клей, кисть, салфетка, сухие листья, картон для основы.

4. Практическая работа

а) Нанести контур туловища на основу и наклеить мелкие детали.

б) Приклеить туловище и голову с ушами. Хвост и глаз нарисовать фломастером.

в) Дополнительные детали: репка, яичко - приклеить в последнюю очередь.

Ребята, какие правила необходимо соблюдать в процессе выполнения аппликации? ( Быть аккуратными и выполнять по порядку)

- Молодцы. Приступаем к выполнению аппликации из осенних листьев.

-Теперь, когда мы разобрали технику изготовления мышки, вы можете выполнить работу самостоятельно.

Физкультминутка

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот

1 ребёнок в центре

«Тише, мыши, не шумите,

хоровод идё т влево

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Вася- кот

хоровод идет вправо

Разобьёт весь хоровод!

разбегаются по местам

6. Закрепление материала.

а) Беседа по теме:

- Какую поделку вы сегодня выполнили? ( Мышка 0

- Из какого материала? ( Из сухих листьев )

-Листья, каких деревьев были использованы для аппликации? (Берёза, осина )

-Что важно помнить при работе с листьями? ( Они хрупкие, их можно разрезать ножницами, наклеивать с помощью клея и салфетки.)

-Прежде чем приступить к работе, о чём надо подумать? ( Какие листья будут использованы, составить план работы.)

б) Практическое применение.

Изготовленную аппликацию можно поместить в рамочку под стекло. Это будет украшением комнаты.

7.Итог урока.

а) Оценка деятельности.

Воспитатель. Работали дружно, выполняя правила безопасного поведения во время занятия. В результате много сделали, работы очень интересные. Мы их поместим на выставку.

б) Уборка рабочего места .

Воспитатель. Не забудьте тщательно помыть кисточки и протереть их салфеткой.

Содержимое публикации

Составил: Воспитатель: Григорьева М.Н.

Оборудование: цветная бумага, шаблоны с кленовыми листьями, клей – карандаш, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадку послушайте и скажите, о каком времени года в ней говориться?

Что за волшебница краски взяла?
Листья покрасила, с веток сняла,
Мошек упрятала спать до весны,
Что за волшебница, скажите вы?
Ответы детей : Осень.
Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете? Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель:Как можно назвать осень в сентябре? Ответы детей: Ранняя. Воспитатель: Какие изменения в природе происходят ранней осенью? Ответы детей: Кругом красота, воздух пахнет свежестью, листочки начинают менять окраску - желтеют, краснеют.
Воспитатель:А как можно назвать осень в октябре? Ответы детей: Золотая. Воспитатель: Правильно. А по каким признакам мы узнаем осень?
Ответы детей: Птицы улетают в теплые края, часто идут дожди, листочки меняют окраску и опадают, солнце светит, но не греет.
Воспитатель: Правильно. А главным признаком осени является :
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна. Воспитатель: Дети, вы догадались, о чем это стихотворение? Ответы детей: О листопаде. Воспитатель: - А что такое листопад?
Ответы детей : Сбрасывание листвы растениями.
Воспитатель: Где можно увидеть листопад?
Ответы детей: Листопад можно увидеть там, где растут деревья: в парке, в лесу, в саду.
Воспитатель: Какого цвета бывают листья поздней осенью?
Ответы детей: Красные, оранжевые, бордовые, желтые.
Воспитатель: А что произойдет с листочками зимой?
Ответы детей: Листики замерзнут.
Воспитатель: Да, дети, зимой листочки замерзнут и исчезнут, а нам с вами останется только вспоминать какие они были, а давайте мы сделаем из бумаги на память разноцветные кленовые листочки и порадуем Осень !
Воспитатель: Ребята, у вас на столах, есть шаблоны с кленовыми листочками. Сегодня мы познакомимся с новым видом аппликации. Это - обрывная аппликация. В обрывной аппликации все детали рисунка не

вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Техника обрывной аппликации очень похожа на разукрашивание. Здесь тоже нужно заполнить определенным цветом каждую часть рисунка. Кусочки бумаги просто отрываются руками и приклеиваются к основе. Получается своего рода мозаика. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий, для вас - настоящий простор для творчества.

Посмотрите, как это делается, возьмем листочек бумаги и порвем его на множество маленьких кусочков. Теперь мы будем брать по - одному кусочку, намазывать их клеем и приклеивать, не выходя за контур.

Чтобы наши пальчики подготовились к аппликации, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика:

Вышел дождик по гулять.

Воспитатель: А теперь приступаем к работе, следите, чтобы ваши работы были аккуратными. Воспитатель: После занятия мы сделаем выставку, и Осень выберет самые лучшие работы. Воспитатель: - Ребята, какие красивые работы у вас получились.Теперь зимой, когда нам станет грустно, мы всегда можем посмотреть на наши яркие и цветные воспоминания об осени.

Воспитатель: Ребята давайте мы свами вспомним . - Что такое листопад? - Какого цвета листья бывают поздней осенью? - Каким способом вы делали аппликацию? - Молодцы, дети , вы все правильно рассказали.

Читайте также: