Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Климентьева Ольга Владимировна

Населенный пункт: Луганская область (ЛНР), город Брянка

Тема: Ударение. Орфоэпические нормы русского языка.

Цель: дать учащимся понятие об ударении, сформировать умение выделять ударный слог в слове;

совершенствовать умение учащихся выделять ударный слог и ударный гласный, умение ставить ударения в широко употребляемых словах, умение произносить слова в соответствии с нормами русского литературного языка, замечать и исправлять основные орфоэпические ошибки;

развивать аналитическое мышление, умение пользоваться словарями, соблюдать нормы русского литературного произношения в устной речи;

воспитывать культуру речи детей.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, электронная презентация.

Ход урока

- Каждый урок – это новое открытие, новые знания, которые вам помогают познавать этот мир. И этот урок не станет исключением. Сегодня в классе мы сделаем еще одно маленькое открытие.

- Проверьте свою посадку за столом, наклон у тетради. Возьмите ручки, запишите: число, классная работа.

- Ребята, я хочу вас попросить хором произнести слово молоко, подложив ладонь тыльной стороной под подбородок.

- Сколько в этом слове слогов?

- Заметили ли вы, что произошло? (Вы сделали три выдыхательных толчка. Каждый выдыхательный толчок равен слогу. Следовательно, слог – это звук или сочетание звуков. Произнесенное одним выдыхательным толчком.)

  1. Проведение опыта и последующая беседа с учениками.

- Эту теорию легко проверить на опыте.

/Учитель заживает свечу, подносит её ко рту и произносит это же слово по слогам: пламя трижды заколебалось и при произнесении последнего слога даже погасло./

- Ребята, как вы думаете. Почему же погасла свеча при произнесении последнего слога? Случайно ли это?

- Нет, не случайно. Дело в том, что последний слог ударный, и он произносится с большей силой.

- А что значит произнести слог с большей силой?

- Это значит – при его произнесении усилить выдыхаемую воздушную струю, от которой не только сильнее колеблется пламя, но может даже погаснуть.

- Давайте продолжим работать в тетрадях и запишем тему сегодняшнего урока. Итак…

Ударение. Орфоэпические нормы русского языка.

- Посмотрите внимательно на экран. Там написаны слова. Прочтите их про себя.

/На экране записаны слова: замок, гвоздики./

- Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова. У вас есть три минуты, чтобы выполнить это задание.

- Давайте сделаем выставку ваших рисунков.

/Рисунки выставляются на доске./

- Давайте рассмотрим рисунки. Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете?

- Подсказка на экране.

(Потому что ударение падает на разные слоги. Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота.)

- Составьте предложения с этими словами.

- Что у вас получилось?

(В слове гвоздики, если ударение поставить на первый слог, то это слово означает острые предметы, которые забивают в стену. А если поставить на второй слог, то это слово означает - цветы.)

- Составьте предложения и с этими словами тоже.

- Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с непривычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове. Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением чрезвычайно трудно. Искаженное ударение напоминает неправильный пульс.

Так что же такое ударение?

2. Работа с учебником.

- Откройте учебники, упр.

- Посмотрите на экран. Здесь дано определение. Прочтите его.

- Прочитайте текст. Что же называется ударением?

3. Словарная работа.

Ударение – это произношение гласного в одном из слогов с большей силой и длительностью.

4. Чтение стихотворения.

-Учащийся читает стихотворение об ударном слоге

Ударный слог, ударный слог –

Он назван так недаром…

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит!

5. Словарная работа.

- Ударение пришло вместе с запятой в 15 веке от задунайских славян. Уже в древних рукописных текстах появился знак ударения. Обозначение простое -наклонная палочка сверху вниз . Знак, действительно, похож на молоточек, который требует произносить ударный слог сильнее, звонче.

- В русском языке ударение подвижное. Оно может падать на любой слог в слове, а в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание. Например: о́кна – окно́

- А, например, в польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог в слове, во французском – на последний. Ударение в русском языке помогает различать не только формы одного слова, но и разные слова. Например: а́тлас – атла́с, хло́пок – хлопо́к.

6. Работа с учебником.

- Смотрим упр. 163.

- Прочитайте по себя стихотворение. Запишите пары слов, в которых смысл зависит от места ударения.

- Прочтите выписанные слова. Знаете ли вы еще какие-то подобные слова?

7. Вопрос для любознательных.

- Какое смысловое различие в выделенных словах:

1. Густые хлеба в поле – будет и на столе хлеба вволю.

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

/Подсказка на экране/

8. Слово учителя.

- Мы хотим правильно говорить, поэтому учимся правильно говорить на литературном языке, а он предполагает нормированность, соблюдение правил.

- Разве есть четкие правила постановки ударения? Конечно же есть.

- Но, усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

- Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове. Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова. Посмотрите на таблицу №1.

- Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Смотри таблицу №2.

- Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Посмотрите на примеры, таблица №3.

- Четвертой особенностью русского ударении являются двойные ударения в словах. Пример: договор и договор.

9. Чтение стихотворения. Словарная работа.

- Послушайте стихотворение, в котором есть слова с двойным ударением. Попробуйте определить, какие это слова.

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог –

Как говорить вернее - творог?!

А может правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке, –

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

“Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдёт в ватрушку и в пирог”.

А как спросить: ”Почему творог?”

А может, правильнее – творог?

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит

И сам с собой говорит:

Ну да, я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок;

Но как же всё-таки – творог,

А может правильнее творог!

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, –

Сказав: “Прошу вас получить

За полкило твороженной массы”.

Кассирша мало разбиралась

В местоимениях, в падеже

И так сказала: ”Не осталось,

Она распродана уже!”

Комбайнер жатвою пропах

Он раньше птиц на старте,

Могучий полевой размах

Вошёл в его характер

- Какое значение имеет слово комбайнер, а комбайнёр?

(комбайнер – машина, а комбайнёр – человек, который на ней работает)

- Какие слова с двойным ударением вы знаете. Смотри таблицу №4.

- Произнесите эти слова с соответствующим ударением и запомните двойное употребление.

ба́ржа — баржа́ (барж, баржей — мн. ч.)

10. Физкультминутка.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед и потопали)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево, вместе с туловищем)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

11. Работа со стихотворениями.

- Запоминать новые, словарные слова надо вместе с ударением. В этом вам помогут небольшие стихи. Рифма зависит от постановки ударения , оно должно падать на один и тот же слог.

- Рифма, ритм и стихотворный размер не допускают иного – неправильного – ударения.

- Давайте сами в этом убедимся. Я читаю стихотворения, вы следите за мной, запоминаете ударения и записываете в тетрадь выделенные слова, расставляя в них ударение.

Ребята – станичники в кузов

Грузили арбузы в жару.

Недаром погрузка арбузов

Похожа скорей на игру.

Бродили по дороге

Дремота и Зевота.

В калитки и ворота.

- Так. – сказало коромысло

И на гвоздике повисло.

- Знаете, что такое коромысло.

Вдруг впереди тормоза завизжали:

Это шоферы педали нажали.

Не схватился я за гриву,

А схватился за крапиву.

В мастерскую к столярам

Петя ходит по утрам.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог.

В ней бывает картотека.

Специальный каталог.

12. Знакомство со словарем.

- Так как же найти ударение в словах?

- Надо обратиться к орфоэпическому словарю. В этом словаре все слова имеют ударения и указаны литературные нормы произношения.

/Демонстрация орфоэпического словаря, а также демонстрация небольшого орфоэпического словарика, помещенного в конце учебника и мини-словарика на парте./

А) - Спишите слова. Поставьте в них ударения. При затруднении обращайтесь к орфоэпическим словарикам.

Ве́рба, щаве́ль, крапи́ва, свёкла, звони́т, подбодри́ть, по́нял, приняла́, ста́туя. цепо́чка, то́рты, ба́нты, арбу́з, повтори́м, сре́дства, краси́вее.

Б) Взаимопроверка. /правильный вариант на экране/

В) - Прочтите про себя пары слов, соблюдая указанные ударения. Запишите их в два столбика: 1-й пары слов, в которых ударение служит для различения слов; 2-й – пары слов, где ударение служит для различения грамматических форм одного слова.

Па́хнуть – пахну́ть, и́збы – избы́, уже́ – у́же, до́ма – дома́, о́рган – орга́н, у́гольный – уго́льный, зи́мы – зимы́, ве́рхом – верхо́м, досы́пать – досыпа́ть, бе́гом – бего́м, подре́зать – подреза́ть, издалёка – издалека́.

Г) Проверка выполнения работы.

2. Беседа с учащимися. Вывод.

- Так зачем нам нужно ударение? Какова его роль в устной речи?

/Учащиеся делают вывод о роли ударения/.

а) позволяет грамотно говорить;

б) говорить так, чтобы тебя понимали;

в) быть культурным человеком;

- Определите, какое слово лишнее.

Конечно, нарочно, игрушечный

Чувство, баловство, радость

Что, чтобы, нечто

- По какому принципу находили лишнее. /количеством слогов/.

2. Беседа с учащимися.

- Какую тему мы сегодня изучали и закрепляли?

- Что нового узнали об ударении?

- Какое значение имеет в словах ударение?

3. Заключительное слово учителя.

- Сегодня мы работали со многими словами. Обращаться с ними нужно осторожно.

4. Работа по теме урока

1) -Что такое ударение?

- Обратите внимание на слова, написанные на доске:
Атлас – атлАс, хлОпок – хлопОк, крУжки – кружкИ, мОю – моЮ, пАрить – парИть, плАчу – плачУ, прОпасть – пропАсть.
-Одинаковое ли значение у данных слов?
-Как называются слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение и, соответственно, другое значение?
-Обратите внимание, на какой слог может падать ударение в русском языке?
-Правильно, в русском языке любой слог может быть ударным.
Отсюда первая особенность русского ударения – разноместность, в отличие от французского языка, где ударение падает на последний слог. В английском – обычно на первый слог, в польском – чаще всего на предпоследний слог. В русском же языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы в однокоренных словах.
рЕзать – на 1-ый слог (корень), вЫрезать – 1-ый слог (приставка), вырезАть – 3-ий слог (суффикс, вырезнОй – 3-ий слог (окончание).

-Теперь прочитайте слова, написанные на второй половине доски:
варИть, варЮ, вАришь, варИл

-Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова?
-Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением?
Еще одна особенность русского ударения – подвижность.

2) Работа в группах

Представьте, что мы с вами детективы. Вашему агентству необходимо добыть сведения о свойствах русского ударения.
Задание №1. Спишите. Расставьте ударение в следующих глаголах. Определите, какие из них имеют неподвижное ударение, а какие подвижное?
включИть, включИшь, включАт, клЕить, клЕишь, клЕят, ржАветь, ржАвеет, ржавЕют, добрАлся, добрАлась, добралОсь, добралИсь

Задание №2. Спишите. Поставьте ударение сначала на первом слоге, затем на втором. Что у вас получится? Самостоятельно сделайте вывод, запишите его.
Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны
Задание №3. Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Проследите, изменилось ли лексическое значение слова? Если да, то запишите получившееся значение в тетрадь.
Атлас, зАмок, Ирис, гвОздики, духИ, засЫпать

Нажмите, чтобы узнать подробности

- повторение основных правил в области ударения в современном русском языке.

1. Организационный момент: Добрый день. Очень рада видеть вас на уроке родного языка. Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.

- Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: твОрог?!

А может, правильней – творОг?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем твОрог?

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творОг,

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Итак, Словарь Академии Российской, 1789-1794, говорит нам, что в этом слове правильно ставить ударение на последний слог: творо́г

Владимир Иванович Даль в своем в Толковом словаре живого великорусского языка (1882г.) предложил ещё один вариант произношения слова с ударением на первый слог: тво́рог

Сегодня "Орфоэпический словарь Т.Ф.Ивановой" (2007) также закрепляет оба варианта произношения этого слова

Учитель: Получается, что нет разницы как говорить твОрог или творОг, и оба варианта правильные !

Учитель: Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Итак, тема урока: Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Сегодня на уроке познакомимся не только с основными орфоэпическими нормами в русском языке, но и с особенностями русского ударения.

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться

Цель урока: Познакомиться с орфоэпическими нормами современного русского языка.

3. Работа по теме урока

Учитель: В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований и, тем не менее, произносим их правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Но это не значит, что мы не допускаем ошибок.

Поэтому надо знать нормы произношения.

Норма - это образец общепризнанного употребления элементов языка.

2. Какой раздел науки о языке изучает нормы произношения в языке? (Орфоэпия)

3. Что такое орфоэпия? (Слайд №5)

Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) - раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение.

Особенности русского ударения.

Особенность

Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

Может перемещаться при изменении слова

Вода – воды

Наличие слов с разными вариантами ударения

Творог, одновременно, петля, камбала.

4. Стилистическая функция

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению

Феномен (лит.) – феномен (разг.);

шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.)

функция. Явление омографии.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

Замок – замок, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый

4. Раздаточный материал.

1. Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.

1. Каталог, звонит, свекла, творог, главенство, одновременно, кухонный, оптовый, петля, джинсовый, ракушка, обеспечение, сироты, включит, колледж, квартал.

2. Августовский, взяла, облегчить, повторит, шасси, принудить, эксперт, столяр, банты, гренки, торты, завидно, красивее, щавель, средства.

Проверяем выполненное задание.

КаталОг, звонИт, свЕкла, творОг, главЕнство, одноврЕмЕнно, кУхонный, оптОвый, пЕтлЯ, джинсОвый, ракУшка, обеспЕчение, сиротЫ, включИт, кОлледж, квартАл.

АвгустОвский, взялА, облегчИть, повторИт, шассИ, принУдить, экспЕрт, столЯр, бАнты, грЕнки, тОрты, завИдно, красИвее, щавЕль, срЕдства.

2. Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.

1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)

2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)

3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на -от-, образованных от прилагательных - на окончание. Ср.:ломота

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приложение 2

УМК : М.М.Разумовская, П.А.Лекант.

Тип урока: изучение нового материала.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: ученики принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: ученики осознают познавательную задачу; читают и слушают; извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: ученики задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

1 .Организа

ционный (5 мин)

2. Цель урока (3 мин)

3. Объяснение нового материала (10 мин)

4. Закрепление материала(12 мин)

5. Итог урока (5 мин)

6. Рефлексия (3 мин)

7. Домашнее задание (2 мин)

Приветствие. Запись числа и классной работы.

Какие же слова спутал Ваня?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Какие цели мы поставим? Используйте слова-помощники:

Обратите внимание на слова, написанные на доске:

Атлас – атлАс, хлОпок – хлопОк, крУжки – кружкИ, мОю – моЮ, пАрить – парИть, плАчу – плачУ, прОпасть – пропАсть.

Одинаковое ли значение у данных слов?

Как называются слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение и, соответственно, другое значение?

Обратите внимание, на какой слог может падать ударение в русском языке?

Правильно, в русском языке любой слог может быть ударным.

Отсюда первая особенность русского ударения – разноместность , в отличие от французского языка, где ударение падает на последний слог. В английском – обычно на первый слог, в польском – чаще всего на предпоследний слог. В русском же языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы в однокоренных словах.

рЕзать – на 1-ый слог (корень), вЫрезать – 1-ый слог (приставка), вырезАть – 3-ий слог (суффикс, вырезнОй – 3-ий слог (окончание).

Теперь прочитайте слова, написанные на второй половине доски:

варИть, варЮ, вАришь, варИл

Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова?

Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением?

Еще одна особенность русского ударения – подвижность.

А теперь давайте поработаем в группах. Представьте, что мы с вами детективы. Вашему агентству необходимо добыть сведения о свойствах русского ударения.

Задание №1. Спишите. Расставьте ударение в следующих глаголах. Определите, какие из них имеют неподвижное ударение, а какие подвижное?

включИть, включИшь, включАт

клЕить, клЕишь, клЕят

ржАветь, ржАвеет, ржавЕют

добрАлся, добрАлась, добралОсь, добралИсь

Задание №2. Спишите. Поставьте ударение сначала на первом слоге, затем на втором. Что у вас получится? Самостоятельно сделайте вывод, запишите его.

Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны

Задание №3. Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Проследите, изменилось ли лексическое значение слова? Если да, то запишите получившееся значение в тетрадь.

Атлас, зАмок, Ирис, гвОздики, духИ, засЫпать

Задание №4. Составьте и запишите с получившимися словами предложения.

Давайте вспомним, какие особенности русского ударения мы узнали сегодня на уроке?

Какую роль играет ударение в слове?

Правильно, отсюда главная функция ударения – смыслоразличительная.

Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения?

Подобрать омонимичные слова (4-5), значение которых связано с правильной постановкой ударения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

формировать положительное отношение к процессу обучения;

формировать интерес к учебному материалу.

2. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ вустной и письменной форме;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

слушать и понимать речь других;

учиться уважительно относиться к позиции одноклассников.

3. Предметные:

познакомить с нормами произношения и ударения слов в русском языке;

формировать речевое мастерство учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Проверка домашнего задания (5 минут)

- Ребята, дома вы составляли вопросный план к тексту упр. 93. (проверка плана, ответы на вопросы плана, пересказ текста 1 учеником).

План: 1) Что такое культура речи?

3) Что такое нормы литературного языка?

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и планируемых результатов урока. (5 мин.)

- Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Запись темы в тетрадь). Определите цели сегодняшнего урока.

4. Восприятие учащимися учебного материала.

1) Работа с учебником (стр. 88 - чтение теории, ответ на вопрос).

- Какие нормы являются признаком культурной, грамотной речи?

ФИЗМИНУТКА (2 мин.)

3) Работа в группах: ознакомление с произносительными нормами (время на подготовку 3-5 мин.):

3 группа – изучение теории стр. 90-91, материал упр. 96.

4 группа – упр. 103 - работа со словарями.

5) Мини-тест(каждый делает самостоятельно)

1. Продолжите предложение: Орфоэпия – это…

2. Найдите ошибку: наро[чн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица.

3. Исправьте ошибку: мо[де]ль, бу [тэ]рброд, компью[тэ]р.

4. Найдите ошибку: алфавит, звонит, щавель,свекла.

- Сегодня я узнал…

- Было интересно узнать, что…

6. V. Домашнее задание.

Сочинить смешную историю или стихотворение со словами, в которых от ударения зависит лексическое значение.

Читайте также: