Органы прокуратуры рф конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Правоохранительные органы. Прокуратура РФ

Дать понятие о прокуратуре как части системы правоохранительных органов.

Познакомить учащихся с работой судебной власти и прокуратуры РФ.

Познакомить с особенностями и функциями прокуратуры РФ.

На уроке мы узнаем , какие функции выполняет прокуратура.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов правоохранительных органов РФ

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

В соответствии с основами конституционного строя РФ государственная власть разделена на 3 ветви

Вспомните из курса обществознания, какие это 3 ветви власти? – законодательная, судебная, исполнительная.

Кто и когда впервые предложил разделить власти на 3 ветви? - Дж. Локк 1718 в.

Речь идет о законодательной, судебной и исполнительной власти. Все они самостоятельны. Судебная власть, именно она нас сегодня интересует, осуществляется посредством (КРФ ст.118) конституционного, гражданского, административного и уголовными судопроизводства. Во всех цивилизованных странах все возникающие споры, конфликты, возникающие между гражданами, органами государства и СМИ разрешаются суде.

Что такое суд?- Это орган государственного принуждения, применяемого к лицам, нарушающим законы; место разрешения споров.

Правосудие в России осуществляется только судом. Судопроизводство базируется на принципах состязательности /с участием адвоката и прокурора/ и равноправия сторон.

Вспомните из курса Истории, когда в России появился принцип состязательности и равноправия в суде? 1864г. Судебная реформа при Александре I I .

Правоохранительные органы – это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность – это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических норм и санкций.

Основные функции правоохранительных органов:

1. Охрана государственного и общественного порядка

2. Укрепление законности и правопорядка

3. Защита прав и свобод человека и гражданина

4. Охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений.

5. Борьба с преступностью

Виды правоохранительных органов:

Органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц:

1. Суды общей юрисдикции

2. Арбитражные суды

3. Специализированные суды.

Органы выявления и расследования преступлений:

1. Следственный комитет РФ

2. Министерство внутренних дел

4. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

Органы юридической помощи:

Органы обеспечения правопорядка и безопасности :

1. Прокуратура РФ

2. МЧС (Министерство по Чрезвычайным Ситуациям)

3. ФСО (Федеральная Служба Охраны)

4. ФСБ (Федеральная Служба Безопасности)

5. Налоговые службы

6. ФТС (Федеральная Таможенная Служба)

7. Министерство юстиции РФ

8. ФСИН (Федеральная Служба Исполнения Наказания)

9. ФССП (Федеральная Служба Судебных Приставов)

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за точным и единообразным исполнением законов, соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Генера́льный прокуро́р РФ — высшее должностное лицо в системе российской прокуратуры. Назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. Срок полномочий Генерального прокурора РФ — 5 лет.

Генеральный прокурор руководит системой Прокуратуры и непосредственно возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Он назначает на должность прокуроров городов и районов, а также иных приравненных прокуроров Российской Федерации. Генеральному прокурору Российской Федерации присваивается классный чин действительного государственного советника юстиции.

Прокурор - должностное лицо органов прокуратуры, осуществляет в суде государственное обвинение.

Функции прокуратуры РФ

1. Осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями;

2. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

3. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя;

4. Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.

Прокуратура —это правоохранительный орган, который, в отличие от суда, может более оперативно реагировать на нарушение прав и свобод граждан и организаций, в том числе и носящих имущественный характер. Дело в том, что прокурор не связан такой жесткой процедурой, как суд, и его реакция может быть незамедлительной. В прокуратуру в связи с нарушением своего права может обратиться любой гражданин или организация.

Можно выделить несколько направлений прокурорской деятельности:

1) надзор за исполнением законов органами государственной власти и их должностными лицами. Это очень важный участок надзора, поскольку государственные органы распоряжаются значительными материальными, финансовыми и людскими ресурсами и имеют при этом большую долю свободного усмотрения. Например, дать или не дать лицензию на экспорт нефти, допустить или не допустить к участию в аукционе по продаже предприятий, принадлежащих государству, разрешить ли установить торговую палатку — эти и тому подобные ситуации решаются государственными служащими. Понятно, что и среди них находятся люди не всегда законопослушные;

2)надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина со стороны государственных органов и юридических лиц. В настоящее время это объявлено приоритетным участком работы прокуратуры, поскольку в статье 2 Конституции РФ отмечается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

3) надзор за органами полиции. Эти органы ведут очень многогранную работу. Только перечень участков работы полиции займет немало места: предупреждение преступлений, пресечение преступлений, оперативно-розыскная деятельность, дознание, расследование преступлений, организация дорожного движения (служба ГИБДД), содержание камер предварительного заключения, уголовно-исполнительных учреждений и т. п. И все это прокуроры должны держать в своем поле зрения и пресекать нарушения законности. Надзор за органами полиции — одно из самых трудных и ответственных направлений работы;

4) расследование наиболее опасных преступлений (убийств, изнасилований, взяточничества и др.). Для этого в ней есть следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам прокуратуры, которые занимаются наиболее сложными, запутанными и трудоемкими уголовными делами;

5) участие прокуроров в рассмотрении дел судами. В судах прокуроры представляют интересы государства. Если по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя (наказание назначается от имени государства, и участие прокурора в уголовном процессе обязательно), то по гражданским делам прокурор представляет и отстаивает государственные интересы. Так, если станет известно, что приватизация была проведена с нарушением закона, то в гражданском процессе по поводу признания ее результатов недействительными обязательно будет участвовать прокурор. Он выскажет видение проблемы с государственной точки зрения и предложит соответствующее этому решение. Но даже тогда, когда прокурор и не участвует в гражданском процессе, он может опротестовать решение суда, противоречащее закону.

Система органов прокуратуры строго иерархична: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Три звена выделяются в системе прокуратуры (схема 1).

Полномочия прокурора Видя, что нарушается закон, прокурор должен действовать быстро и решительно.

Что же он может сделать? (схема 2)

Во-первых, прокурору дается право беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций и проверять информацию, поступившую в прокуратуру.

Во-вторых, он может требовать предоставления ему необходимых документов, проводить проверки, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В-третьих, если нарушения серьезные, то по результатам проверки прокурор может возбуждать уголовные дела.

В-четвертых, прокурор может выносить протесты на незаконные акты должностных лиц, а также представления об устранении нарушений закона. Соответствующая реакция со стороны нарушителей закона на протесты и представления прокурора должна последовать обязательно и незамедлительно.

Прокуратура — это правоохранительный орган, который может активно способствовать становлению правового государства и демократической России.

Структурное разделение прокуратуры РФ

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, в которой присутствует подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору.

Во главе системы прокуратуры стоит Генеральный прокурор, в подчинении которого находятся прокуроры всех рангов. Помимо этого в систему входят прочие прокурорские служащие и структурные подразделения.

Генеральная прокуратура — это высшее звено прокурорской системы РФ. Она возглавляется Генпрокурором, который назначается на данный пост на 5 лет Советом Федерации согласно представлению Президента. Также Советом Федерации, но уже согласно представлению Генпрокурора, назначаются его первый и прочие заместители. Все остальные служащие штата Генпрокуратуры и ее структурных подразделений, а также старшие прокуроры назначаются непосредственно Генпрокурором.

К среднему звену прокурорской системы относятся прокуратуры субъектов государства. Их глав назначает Генеральный прокурор страны при наличии согласия государственных органов власти этих субъектов. Заместителей главных прокуроров также назначает Генпрокурор, но для этого уже не требуется согласие указанных органов власти. Все остальные прокурорские служащие субъектов государства назначаются прокурорами этих субъектов.

Третье звено прокуратуры РФ состоит из районных и городских прокуратур, а также из прокуратур территориальных объектов, приравненных к ним. Прокуроров всех этих прокуратур назначает Генпрокурор, их заместителей, старших помощников и обычных помощников — прокуроры субъектов государства, к которым эти прокуратуры относятся.

Помимо этого к структуре прокуратуры Российской Федерации относятся такие прокуратуры, как: военная, транспортная, природоохранная и прочие, которые относятся к специализированным прокуратурам, обладающим статусом прокуратур субъектов государства или районных. Штат таких прокуратур назначается по принципу назначения работников территориальных прокуратур и не требует каких-либо согласований.

Функции прокуратуры РФ

Прокуратура выполняет надзорную функцию, распространяющуюся на соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, которые действуют на территории государства.

Помимо этого, к функциям прокуратуры РФ относятся:

  • уголовное преследование лиц, которые совершили правонарушение;
  • регулирование деятельности правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • участие прокуроров согласно процессуальному законодательству в делах, рассматриваемых Конституционным Судом, а также конституционными/уставными судами субъектов государства и прочими судами, действующими в стране;
  • выдвижение протестов прокурорами касательно решений, которые противоречат закону, а также подобных приговоров, постановлений и прочего;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • сотрудничество Генпрокуратуры и нижестоящих прокуратур на международном уровне с соответствующими иностранными органами, а также международными организациями;
  • участие прокуроров в заседаниях органов исполнительной и законодательной власти;
  • рассмотрение/разрешение жалоб и прочих обращений;
  • проведение антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов;
  • обращение Генпрокурора в судебные Пленумы с представлениями о предоставлении судам разъяснений касательно вопросов судебной практики;
  • обращение Генпрокурора в Конституционный Суд по различным вопросам касательно нарушения прав/свобод, гарантированных Конституцией;
  • разработка Генпрокуратурой вместе с различными министерствами/ведомствами систем/методик учета, а также статистической отчетности по уровню преступности, раскрываемости дел, работы следственных подразделений, прокурорского надзора, включая установление единого порядка формирования и представления отчетности.

Системообразующая функция прокуратуры — это прокурорский надзор за законным ведением деятельности объектами, которые ей поднадзорны.

Исходя из многоотраслевого характера законодательства существует разделение на следующие отрасли надзора:

  • за исполнением законов, то есть, общий надзор;
  • за соблюдением гражданских и человеческих прав/свобод;
  • за исполнением законов оперативно-розыскными органами;
  • за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;
  • за законностью действий судебных приставов;
  • за исполнением законов администрациями органов/учреждений, которые исполняют наказания и судебные меры.

К последнему пункту также относятся администрации мест, в которых содержатся заключенные и задержанные.

Основные принципы деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие было разработано как профориентационное, а также как повышающее уровень правовой культуры школьников старшего школьного возраста.

Конспект правового урока

Внеклассное мероприятие для старшеклассников


Автор: Спиридонова Н.М.,

учитель истории и обществознания

высшей категории

Пояснительная записка

Современный человек должен обладать необходимым минимумом правовых знаний. Составляющей этих знаний являются знания о правоохранительных органах страны, их функциях, роли в жизни гражданина. Формировать правовую культуру необходимо в школьном возрасте, используя как уроки, так и внеурочные формы работы.

Данное мероприятие было разработано как профориентационное, а также как повышающее уровень правовой культуры школьников старшего школьного возраста.

Мероприятие проводится с использование ИКТ и кейс - методов. Мероприятие рассчитано на 45-55 минут. Группы формируются по желанию обучающихся.

В ходе работы на доске появляется образовательный продукт из информационных материалов, выполненных заданий-кейсов. Этот материал раскрывает различные стороны работы органов прокуратуры и её истории и может быть использован для наглядности в работе по профориентации. Интервью с работником прокуратуры выполняется как опережающее задание, которое может быть выполнено в разной форме: интервью по телефону, скайпу, при личной встрече. С целью развития познавательного интереса по теме, закрепления знаний в конце мероприятия обучающимся предлагается написать письмо работнику прокуратуры.

Методы: кейс-метод, беседа, интервью, исследовательские, проблемные задания.

- продолжить формирование знаний о правоохранительных органах и

целях их деятельности;

- продолжить формирование коммуникативных навыков работы

с различными источниками информации; навыков решения учебных

задач с заданиями аналитического и творческого уровней;

- привлечение внимания к профессии работника прокуратуры.

Оборудование: раздаточный материал, ПК, принтер, словари, Конституция РФ, бумага, клей, ножницы, мультимедийное оборудование, презентация, итоги работы учащихся.

Ход урока правовых знаний

(Ответ: Представляет обвинение на судебном процессе) Слайд №1

Целеполагание. Попытайтесь сформулировать цели нашего мероприятия.

(Ответ: Необходимо определить, каковы место и роль органов прокуратуры в системе правоохранительных органов). Слайд№2

II. Актуализация: в течение многих лет в школе проводится анкетирование с целью выяснить профессиональные предпочтения выпускников. Признанным лидером являются профессии, связанные с правоохранительной деятельностью.

Первый год опроса

Второй год опроса

Третий год опроса

Четвертый год опроса

% учащихся, ориентированных на правоохранительную деятельность

Но, как выясняется, специфику работы представляют только по фильмам и обыденному опыту.

Работа со словарями (толковым, иностранных слов, большой иллюстрированной энциклопедией) и Конституцией РФ ст.129.

После короткого обсуждения на доску вывешивается определение

Прокуратура Российской Федерации — это единая централизо­ванная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов.

В компетенцию органов Прокуратуры входят возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения в суде от имени государства, надзор за судебной деятельностью, исполнением приговоров суда, соблюдением законов в местах отбывания наказания.

Правозащитные функции прокурор выполняет путем выне­сения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые их издали; вынесением представления должностному лицу с требованием об устранении нарушений закона; рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, со­держащих сведения о нарушении закона; издания постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административ­ном правонарушении. В определенных случаях для защиты интере­сов граждан, общества и государства прокурор вправе обратиться в установленном порядке в суд.

Все требования прокурора об устранении нарушений закона под­лежат безусловному исполнению в установленный срок. За неиспол­нение требований прокурора виновные должностные лица и гражда­не привлекаются к юридической ответственности.

III. Интерактивные формы работы.

Сегодня мы познакомимся ближе с этой непростой правоохранительной деятельностью и профессией. Для работы нам необходимо разделиться на группы:


К ейс № 1. Журналисты: Вам необходимо взять интервью у работника органов прокуратуры. Слайд № 3


Возможные вопросы для интервью

1.Краткая информация об интервьюируемом лице

2.Отличия работы прокуратуры от других правоохранительных органов

3.Наиболее часто встречающиеся проблемы, по которым обращаются граждане Аромашевского района

4.Плюсы и минусы выбранной Вами работы

5.Особенности получения образования

6.Казусные ситуации во время выполнения функций

7.Кто в нашем районе занимается вопросами по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних

Кейс №2. Историки: Вам, используя интернет - ресурсы, нужно издать информационный листок об истории прокуратуры в России. Слайд №4





И мператор Петр Великий


П .И. Ягужинский

Историю прокуратуры в России представить по периодам: создание, развитие до революции 1917 года, прокуратура советского периода, прокуратура РФ. Возможное выполнение задания:

Петр Великий

Становление прокуратуры России

Прокуратура России советского периода

После Октябрьской революции в соответствии с марксистской доктриной о сломе буржуазного государственного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законностью, в частности, в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами. Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя ВЧК. По мере перехода от гражданской войны к строительству новых общественных отношений все более ощутимым становилась объективная необходимость обеспечения законности на единой организационной и правовой основе. В докладе Министра юстиции Н.В. Крыленко на IV съезде деятелей юстиции в 1921 г. подчёркивалась необходимость создания прокуратуры, независимой от местной власти, на которую возлагалось бы обвинение в суде, общий надзор, руководство следствием, а также предупреждение правонарушений. 1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось её создание в составе Министерства юстиции с ограниченными полномочиями. После образования Союза ССР, с принятием первых Основ судоустройства Союза ССР и Союзных республик органы прокуратуры строились на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору республики, действовали на основе издаваемых республиками положений. С некоторыми, изменениями эта структура прокуратуры и аппаратов органов прокуратуры просуществовала вплоть до распада СССР в 1991 г.

Прокуратура РФ

Кейс № 3. Геральдисты, вам необходимо объяснить нам, символику геральдических знаков органов российской прокуратуры. Используя интернет – ресурсы, составить презентацию. Слайд № 5

Возможное выполнение задания:

Эмблема прокуратуры Российской Федерации. Слайд № 7


Флаг прокуратуры Российской Федерации. Слайд № 8


Флаг прокуратуры Российской Федерации представляет собой синее прямоугольное полотнище с Государственным флагом Российской Федерации в крыже.

В центре правой половины полотнища располагается геральдический знак – эмблема прокуратуры Российской Федерации.

Отношение ширины флага к его длине 1:1,5. Отношение высоты эмблемы к ширине флага 1:2.

Кейс №4. Граждане, вы, используя знания, должны решить предложенные проблемные задания. Слайд №6

В ходе проверки органами социальной защиты было установлено, что гр. Б, проживающий в Аромашевском районе, имеет несовершеннолетнего сына С., 1999 года рождения. В нарушение требований ст. ст. 63, 65 Семейного кодекса РФ гр. Б. не исполняет свои обязанности по воспитанию и содержанию сына, не заботится о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Он вступил в новый брак и написал нотариально заверенный отказ от содержания и воспитания несовершеннолетнего сына. Можно ли нотариально отказаться от отцовства? Куда необходимо обратиться с результатами проверки? Кто может возбудить дело о взыскании алиментов?

2. Гр-ке Ивановой было отказано в выплате материнского капитала на основании того, что первый ребенок гр-ки Ивановой умер во младенчестве. В какие органы может обратиться Иванова для установления истины?

3. Гр-н Плесовских, желая предоставить возможность сыну пользоваться своей автомашиной, обратился в нотариальную контору с просьбой заверить в нотариальном порядке доверенность на право управления автомобилем. Нотариус разъяснил, что с 1 января 2013 года закон не требует нотариального оформления такой доверенности. Плесовских утверждал, что далеко не все работники полиции знают о новой норме закона. По этой причине его сына останавливают и начинают длительную “разборку” на месте с непредсказуемым результатом. Плесовских настаивал на нотариальном удостоверении доверенности. Однако ему было в этом нотариусом отказано. Кто прав в данной ситуации? Может ли прокуратура помочь разрешить этот спор?

4. В суде рассматривался спор соседей по огороду, Рябинина и Спиридоновой, связанный с использованием земельных участков, принадлежащих им на праве частной собственности. В самом начале судебного разбирательства истица Спиридонова обратила внимание суда на то, что в зале судебного разбирательства отсутствует прокурор. Она просила слушание дела отложить и перенести его рассмотрение на другой день, поскольку без прокурора дело слушаться не должно. Как вы думаете, какое решение должен принять суд?

5. Индивидуальный предприниматель Казанцев, приспособивший под сапожную мастерскую кузов от автомобиля-фургона, был оштрафован налоговой инспекцией за неуплату налогов на сумму сокрытых доходов. Считая решение налоговой инспекции о применении к нему санкции незаконными, он обратился в прокуратуру. Однако ему ответили, что для выяснения подобного рода споров есть специальный правоохранительный орган – арбитражный суд. Законно ли поступил прокурор?

6. В прокуратуру от г-жи Тарасовой поступила жалоба с информацией о том, что купленный ею фен, выпускаемый отечественным заводом, покрашен такой краской, которая в процессе работы дает испарения, вредно влияющие на здоровье потребителей. Прокурор потребовал от дирекции завода предоставить необходимую документацию для проверки жалобы. Однако дирекция завода, сославшись на то, что документация является коммерческой тайной, отказалась выполнить требование прокурора. Что должен сделать прокурор?

8. Вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: “Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.

1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.

2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.

3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.

4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.

5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.

6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на “4” и “5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.

Как могут поступить несогласные с принятым решением родители? К кому обратиться?

IV. Презентация результатов учащимися от каждой группы:

-информационный листок c историей органов прокуратуры в России,

-просмотр презентации о символике органов прокуратуры,

-запись интервью с работником прокуратуры,

V. Подведение итогов. Как можно на основе проведенной нами работы определить место и роль прокуратуры в правоохранительной системе РФ? (Ответ: прокуратура выполняет надзорные и правозащитные функции)

Список литературы к мероприятию

1. О прокуратуре Российской Федерации – федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202 – I [Электронный ресурс – СПС Гарант – 2009].
2. Басков В.И. Прокурорский надзор: учеб. для юрид. вузов / В.И. Басков. – М.: Зерцало, 2000.
3. Деришев Ю.В. Прокуратура Российской Федерации: учеб. пособие / Ю.В.Деришев. – Омск: Юридический институт, 2003.
4. Прокурорский надзор: учеб. пособие / Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. [и др.]. – М.: Изд-во Элит, 2007.
5. Российский прокурорский надзор / А.Я. Сухарев, Ю.В. Кореневский, Л.А. Прокудина, В.П. Рябцев [и др.]; под ред. А.Я. Сухарева. – М.: НОРМА, 2001.


Согласитесь, что не может быть демократическим неправовое государство. Обеспечение принципа верховенства права невозможно без сильной независимой судебной власти и контроля со стороны прокуратуры. Давайте поговорим об этом более подробно.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Судебная власть и прокуратура"

Не может быть демократическим неправовое государство. Обеспечение принципа верховенства права невозможно без сильной независимой судебной власти.

Судебная власть – это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

Что собой представляет судебная система России? Каковы её основные принципы и структура?

Согласно конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а сама судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Согласно конституции, судебную систему Российской Федерации составляют:

· Конституционный суд Российской Федерации – рассматривает дела, связанные с определением соответствия нормативно-правовых актов Конституции России;

· Верховный суд Российской Федерации – высший судебный орган государства как по делам общей юрисдикции, так и по разрешению экономических споров;

· федеральные суды общей юрисдикции – рассматривают уголовные, административные, гражданские и другие дела;

· арбитражные суды – разбирают судебные споры, связанные с предпринимательской и иной хозяйственной деятельностью;

· мировые судьи субъектов Российской Федерации – осуществляющие свои полномочия на территории судебного участка в составе судебного района, входящие в единую систему судов общей юрисдикции и занимающие положение первого (низового) звена этой системы.

В конституции отдельно оговорено, что создание чрезвычайных судов не допускается.

Чрезвычайный суд ещё называют военно-полевым трибуналом. Это особое судопроизводство, которое действует вне норм уголовного законодательства. Суть чрезвычайных судов – максимально упрощённое (ускоренное) судопроизводство, носящее карательный характер.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда, Верховного суда и иных федеральных судов устанавливаются конституцией и федеральным конституционным законом.

Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

К кандидатам на должность судьи предъявляются особые требования, так, судьями могут быть граждане Российской Федерации:

· достигшие 25 лет;

· имеющие высшее юридическое образование;

· имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;

· постоянно проживающие в Российской Федерации;

· не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Согласно Конституции, федеральным законом также могут быть установлены и дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Судьи имеют одинаковый статус на всей территории России:

· Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.


Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, стороны судебного процесса имеют одинаковые права представлять суду свидетелей, вещественные доказательства, документы, толковать правовые нормы и так далее.

В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Суд присяжных — это институт судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права.

Следует понимать, что решения присяжные во всех случаях принимают независимо от мнения и позиции профессиональных судей.

Сам же суд не является одной из сторон процесса. Он не ищет доказательства вины или невиновности, а объективно оценивает те, что представили стороны.

Также суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Стоит отметить, что в тексте конституции из всей судебной системы отдельное внимание уделено Конституционному и Верховному судам.

Согласно конституции, Конституционный суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в стране, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции на всей территории Российской Федерации.


Конституционный суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного суда Российской Федерации и его заместителя.

Конституционный суд по запросам президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, правительства, Верховного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации, а именно:

· федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов президента, Совета Федерации, Государственной Думы и правительства;

· конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов федерации;

· договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации и договоров между органами государственной власти субъектов федерации;

· не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

· по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан –

конституционность законов и иных нормативных актов, применённых в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

· по запросам судов – конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах, подлежащих применению в конкретном деле;

Конституционный суд по запросам президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства, органов законодательной власти субъектов федерации также даёт толкование норм Конституции Российской Федерации.

Кроме того, конституционный суд:

· по запросу президента проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов до их подписания президентом;

· по запросу президента в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации);

· в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем конституции, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.

Под публичным порядком понимают основы правопорядка того или иного государства, фундаментальные правовые принципы, обладающие в этом государстве высшей императивностью, то есть требующий безусловного подчинения, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью.

Только после решения Конституционного суда акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие конституции международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным судом, не подлежат применению в ином истолковании.


Конституционный суд по запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента п либо президента, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный суд вправе осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом.

Верховный суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

В конституции также оговорён и порядок назначения судей, так Советом Федерации по представлению президента назначаются:

· Председатель Конституционного суда;

· Заместитель председателя Конституционного суда;

· Судьи Конституционного суда;

· Председатель Верховного суда;

· Заместители председателя Верховного Суда;

· судьи Верховного суда.

Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Ряд положений конституции посвящён и прокуратуре Российской Федерации.

Согласно конституции, Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.


Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравнённые к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности президентом, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравнённые к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Читайте также: