Определение назначения материала в зависимости от его свойств 5 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Мир разнообразных конструкций - промышленных, строительных, бытовых - разнообразен и многогранен, но он немыслим без материалов, из которых эти конструкции создаются. Конструкционные материалы содержат небольшое количество неизбежных примесей, образовавшихся естественным путём, причём основная часть примесей присутствует там намеренно.

Что такое конструкционные материалы?

Они отвечают трём требованиям – имеют определённую структуру и уровень свойств, а также пригодны для изготовления каких-либо изделий. Вещества, имеющие жидкую или пастообразную консистенцию, в эту группу не входят.

Большинство материалов для конструкций производятся искусственным способом из специально обработанных или подготовленных составляющих. Некоторые материалы являются веществами природного происхождения, основные свойства которых при обычной обработке не изменяются.

Разновидности конструкционных материалов

Основные конструкционные материалы подразделяют на металлические и неметаллические. Первая группа включает в себя чёрные (сталь, чугун) и цветные металлы и сплавы. Вторая более разнообразна: туда входят:

  • механические композиты (бетон, цемент);
  • древесина;
  • природный камень;
  • пластмассы, которые могут существовать в виде изомеров – атомов, соединённых между собой разными видами химических связей.

К отдельной группе относят химические композиты, в структуре которых одновременно присутствуют атомы металлов и неметаллов. Достижения современного материаловедения ежегодно приводят к созданию принципиально новых типов конструкционных материалов. Свойства композитов зависят от устойчивости соединения нескольких природных или искусственных веществ, которые получены в определённых условиях. Каждый из конструкционных материалов имеет определённые свойства, соответственно которым устанавливаются области его рационального применения.

Из чёрных металлов и сплавов главнейшее значение имеет сталь и её сплав с графитом – чугун. В качестве цветных металлов наибольшее распространение получили алюминий, медь, никель, титан и их сплавы. Они востребованы практически во всех отраслях промышленного производства, аграрном деле, строительстве, связи.

свойства конструкционных материалов

Типовым представителем механических композитов считается бетон, состоящий из смеси цемента, таких заполнителей, как песок, гравий или щебень, а также воды. Параметры бетона зависят от соотношений, используемых при расчете смеси. Поэтому поставщики бетона обычно предоставляют свойства материала и результаты испытаний для каждого конкретного случая.

Древесина считается конструкционным материалом, если потребительские свойства позволяют использовать её для производства компактной, долговечной продукции. Например, деревья-кустарники, хотя и имеют структуру древесины, могут использоваться только в качестве сырья для лесохимической или целлюлозно-бумажной промышленности.

Природные камни – граниты, базальт, кварц, представляют собой вещества магматического происхождения, образовавшиеся много тысячелетий тому назад вследствие извержения пород из недр Земли с их последующим застыванием. Возможна механическая (резание, шлифовка) или термохимическая (литьё) обработка природного камня.

Пластмассы – обширный класс искусственных веществ, которые создаются в результате контролируемого прохождения химических реакций. Номенклатура применяемых пластиков обширна и ежегодно пополняется новыми представителями.

Рассмотрим классификацию конструкционных материалов более подробно.

Металлические

Включают материалы, полученные переработкой руд чёрных и цветных металлов. Самородные структуры – золото, железо, свинец – в первичном виде не используются, поскольку не обладают теми потребительскими характеристиками, которые необходимы для долговечного применения.

виды конструкционных материалов

Ведущее место среди металлов принадлежит стали – сплаву железа с не более чем 2% углерода. Особенностями стали являются:

  • достаточно широкий диапазон марок;
  • возможность видоизменять характеристики под воздействием температуры;
  • доступность добычи исходного сырья;
  • способность к вторичной переработке.

Большинство металлических материалов может проявлять интерметаллидные свойства, образуя новые многокомпонентные соединения.

Поскольку все виды конструкционных материалов тверды, прочны и сохраняют свою форму при повышенных температурах (исключение составляют только олово и свинец, которые используются в качестве припоев), то основные области их применения – строительство, промышленность, средства связи, медицина.

Неметаллические

Получаются как природным, так и искусственным способом. Например, образование изделий из камня – это производство, основанное на переработке естественных заготовок. Остальные виды – керамика, дерево, пластик – получены в результате процессов с искусственно полученными веществами (например, с цементом для бетона), либо с природными компонентами (в частности, для изготовления керамики используют глину).

основные конструкционные материалы

Процессы, которые необходимы для получения неметаллов:

  1. Добыча исходного сырья – руды, древесины, химических соединений, используемых для производства пластических масс и т.д.
  2. Подготовка сырья к переработке. Для неорганических ископаемых сюда входят технологии обогащения, для органических (древесина, пластик) – различные механо-термические превращения.
  3. Получение продукции и её отделка, например, окраска, нанесение декоративных или технологических покрытий.

Конечные показатели материалов органического происхождения могут сильно отличаться от свойств исходного сырья, в то время как продукты из неорганических компонентов в целом сохраняют свои эксплуатационные показатели.

Композиционные

Композиты образуются только искусственными способами, для чего применяются механические (измельчение, дробление, резка), химические, термические и комбинированные операции.

В число последних входят:

  • нагрев;
  • уплотнение;
  • охлаждение;
  • растворение.

Нагрев и охлаждение используются для облегчения последующего формоизменения, уплотнение (прессование) – для преобразования заготовок в конечную продукцию, растворение – для ускорения обработки компонентов.

свойства конструкционных материалов

Для получения продукции, основой которой являются высокомолекулярные органические вещества, используют управляемые химические реакции, а для создания композитных конструкционных материалов с особыми свойствами - методы с применением высоких энергий. В результате направленного энергетического воздействия, например, лазерного луча или плазмы, исходная структура веществ необратимо изменяется. В результате образуется продукция, свойства которой в природном виде воспроизвести невозможно. Это направление материаловедения за последние годы развивается наиболее интенсивно, поскольку техника и потребности современного общества требуют материалов, которые обладали бы сочетанием нескольких противоречивых характеристик: например, высокой прочностью при малом весе.

Свойства конструкционных материалов

Их подразделяют на три группы – механические, физические и эксплуатационные.

Физические свойства конструкционных материалов - это параметры, которые можно измерить. Механические свойства считаются показателем поведения материала при различных условиях его нагружения. Эксплуатационные свойства определяют потребительскую ценность материала, например, долговечность и износостойкость.

Обычно все виды свойств рассматривают совместно.

Механические свойства

виды конструкционных материалов

Определяются химическим составом и внутренней структурой материала, например размером зерна или направлением волокон. На уровень этих свойств влияют условия обработки, особенно, если обработка сопровождается перестройкой внутренней структуры. Уровень механических свойств зависит от условий применения.

Многие механические свойства взаимозависимы: высокие характеристики в одной категории могут сочетаться с более низкими характеристиками в другой. Например, более высокая прочность может быть достигнута за счет более низкой пластичности. Таким образом, верное понимание среды, в которой работает изделие, приводит к выбору оптимального материала.

Основные механические свойства:

  • предельное сопротивление внешним нагрузкам – растяжению, сжатию, изгибу, сдвигу;
  • деформируемость без потери целостности;
  • упругость;
  • удельная вязкость разрушения.

Физические свойства

Наряду с механическими определяют способность материала удовлетворять производственным требованиям, однако в большинстве случаев мало изменяются от условий внешней обработки.

Основные физические свойства:

  • плотность;
  • электропроводность;
  • теплопроводность/теплоёмкость (иногда сюда же вносят температуропроводность);
  • температуры перехода в различное структурное состояние;
  • коэффициенты объёмного расширения.

Физические свойства могут измеряться непосредственно. Для каждого вида материала разработаны стандартные методики оценки, поэтому результат определяют узкие диапазоны значений. Выбор происходит обычно уже по заданным значениям физических параметров.

основные конструкционные материалы

Технологические свойства

Используются для определения способности материала к обработке. Включают в себя пластичность и жёсткость, причём численные нормируемые параметры здесь отсутствуют. Технологические свойства конкретизируются для определённых условий обработки и устанавливаются исключительно по результатам испытаний на специализированном лабораторном оборудовании.

Эксплуатационные свойства

Необходимы для оценки долговечности/износотойкости изделия, которое изготовлено из данного конструкционного материала. Износостойкость - это мера способности материала противостоять контактному трению, которое может принимать различные формы:

  • адгезию (сцепление;
  • истирание;
  • царапание, долбление;
  • температурный износ.

Управление фактическими эксплуатационными показателями входит в число обязательных этапов конструирования детали или узла.

Химические свойства

Более значимы для материалов, состав которых может изменяться под влиянием внешних условий. К таким свойствам относят:

  • стойкость против коррозии (для металлов);
  • химическая стабильность (для пластика;
  • инертность при воздействии внешних агрессивных сред.

Стабильность химических свойств имеет решающее значение при выборе типа композитов.

Материал – это вещество, предмет, сырьё, применяемые для изготовления чего-либо. Из материалов создаются потребительские блага.

Природный материал – это то, что мы находим в природе, окружающей нас.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Если вы оглянетесь вокруг, то увидите предметы, изготовленные из самых разных материалов.

Материалы – это вещество, предмет, сырьё, применяемые для изготовления материальных благ.

Сырье – это материал, предназначенный для дальнейшей обработки на производстве. По сути, именно с него начинается выпуск любой продукции.

Почему мастер выбрал именно тот или иной материал для своего изделия?

Если изготовить платье из бумаги оно не прослужит и недели. Поэтому для изготовления одежды выбирают ткани. В зависимости от назначения этой одежды ткани подбирают со специальными свойствами.

Можно ли изготовить одно и то же изделие из разных материалов?

Есть продукция, которую можно изготавливать из разных материалов. Например, мебель. Материалом для неё может служить:

– пластмасса, если она используется в общественных местах, на улице;

– металл, если она находиться большую часть времени на улице или металл используется, как элемент декора;

– дерево, самая распространённая мебель у потребителей.

Каждый материал имеет определённые свойства. Один хорошо гнётся, другой – очень пластичный, третий – очень прочный и т. д. Чтобы правильно подобрать материал для изделия, мастер должен знать и понимать свойства каждого из них.

Материалы могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными.

Твёрдыми материалами являются камень, металл, древесина, пластмасса, ткань, растительные и животные пищевые продукты.

К жидким материалам относятся, например, вода, ртуть (жидкий металл), нефть.

К газообразным материалам относятся кислород, используемый для лечения больных, газ пропан, применяемый для приготовления пищи на газовой плите, специальные газы, используемые для сварки на производстве.

Свойства материалов во многом зависят от их происхождения натурального или синтетического.

Принято считать, что натуральные материалы – это материалы, которые не подвергались промышленной обработке.

Но в современном мире природные материалы всё-таки в некоторой степени подвергаются различной обработке. Поэтому можно определить природные материалы как материалы, которые даже после обработке сохраняют свои основные свойства.

Дерево останется натуральным материалом даже после того, как его спилили, распилили на части и сделали заготовки для дальнейшей переработки.

Природные материалы можно разделить по происхождению на три группы: растительные, животные и минеральные.

Источником растительного и животного сырья являются ресурсы естественной среды обитания: земельные, лесные и водные.

Основное сырьё растительного происхождения для производства материальных благ – это древесина, пищевые растения, лекарственное сырье, природные волокна для производства тканей.

Сырьё животного происхождения – это животные природные волокна, мех, кожа, кость, молочные продукты, мясо, яйца, продукты пчеловодства.


Мёд – это продукт растительного происхождения


Жемчуг – сырьё животного происхождения

Уникальным сырьём животного происхождения является жемчуг, не смотря на то, что в своём составе он содержит минерал, к группе минералов он не относится.

Минеральное сырье — это полезные ископаемые, которые используются в производственной сфере, оно играет важную роль в народном хозяйстве, особенно в промышленности.

Минеральное сырьё делят на рудное, нерудное и горючее.

Рудным минеральным сырьём являются горные породы, минеральные агрегаты, содержащие металлы.

Нерудным или неметаллическим называют все сырье, используемое в производстве химических, строительных и других неметаллических производствах. Минеральными материалами так же являются камни, песок, ракушки, скорлупа, драгоценные камни.

К горючему минеральному сырью относятся органические ископаемые: уголь, торф, сланцы, нефть, используемые как топливо или сырье для химической промышленности.

Сырье и материалы делят на основные и вспомогательные. Основные составляют материальную основу выпускаемой продукции: железная руда – чугуна; текстильные волокна – тканей; металл – машин.

К классу вспомогательных относят такие материалы, которые не составляют основу производимой продукции, а придают ей определённые свойства и качества, обеспечивают работу оборудования и нормальный ход технологического процесса. Например, красители придают тканям определённый цвет, топливо, смазочные масла обеспечивают работу оборудования, а катализаторы – нормальное протекание либо ускорение технологического процесса.

Существуют предметы труда, используемые в производстве в качестве полуфабрикатов. Полуфабрикат – это продукт, изготавливаемый на одном участке производства и используемый для выработки продукции на другом участке. Полуфабрикат нередко выступает в качестве готовой продукции. Так, пряжа является готовой продукцией прядильного производства, а на ткацком комбинате, где она перерабатывается в ткань, полуфабрикатом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Расставьте подписи к изображениям. Определите агрегатное состояние материала.



Подсказка: К газообразным материалам относятся газ пропан, применяемый для приготовления пищи на газовой плите.

Твёрдыми материалами являются камень, металл, древесина, пластмасса, ткань.

К жидким материалам относятся ртуть – жидкий металл, нефть.

Задание 8. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

Основное сырье ___________________ происхождения для производства материальных благ – это древесина, пищевые растения, лекарственное сырье.

Сырьё _________________ происхождения – это мех, кожа, кость, молочные продукты, мясо, яйца, продукты пчеловодства.

______________________ сырьё делят на рудное, нерудное и горючее.

Правильный вариант ответа:

Основное сырье растительного происхождения для производства материальных благ – это древесина, пищевые растения, лекарственное сырье.

Сырьё животного происхождения – это мех, кожа, кость, молочные продукты, мясо, яйца, продукты пчеловодства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование основных и предметных компетенций на уроке; эффективное построение учебного процесса на уроке; воспитание самостоятельной мыслящей личности; создание условий для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих способностей.

Урок открытия нового знания

Технология критического мышления (инсерт) , игровая технология (дидактическая игра – кроссворд).

Планируемые образовательные результаты

Личностные - Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений.

Метапредметные – Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владения основами самоконтроля, самооценки,

Предметные - Получают и анализируют опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели; планируют и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Оборудование

Техническое оснащение (проектор), УМК, раздаточный материал

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, учебник Технология. 5 класс под редакцией В. М. Казакевича

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

Промежуточный контроль

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Регулятивные УУД

Способность регулировать свои действия

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками

Личностные УУД

Познавательные УУД

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.

Регулятивные УУД

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Коммуникативные УУД

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные УУД

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

в работу по изучению

Осознают важность и необходимость нового знания, определяют тематические рамки познания. Все обучающиеся

сигнализируют учителю, готовы ли они дать ответ на вопрос поднимая карточки (зеленая сторона — готов отвечать,

красная — не готов).

обучающихся к уроку

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Вспоминают, что они уже умеют и знают по данной теме, активизируют мыслительные процессы, самостоятельно выполняют предложенное задание, вычисляют затруднения и фиксируют их.

Читают параграф, выполняют задание.

новой темы (15-20 мин)

Получение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

Далее предлагается составить таблицу. Учитель предлагает нескольким обучающимся прочитать всё, что они записали.

Далее учитель предлагает вновь прочитать текст и дописать таблицу, если в этом появится необходимость.

Учитель предлагает ответить на вопрос (Почему одежда из одних тканей долго не мнётся и сохраняет внешний вид, а одежда из других тканей быстро становится неприглядно?) Предлагает составить сгруппировать свойства тканей на три группы (механические, физические, технологические). Предлагает сформулировать цели и тему урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работают в группе. Читают всё, что они записали в тетрадь. Обучающиеся начинают более глубоко осмысливать прочитанное, и, дополняют записи и перемещать некоторые из одной колонки в другую.

Обсуждают получившиеся таблицы друг с другом, делятся понятным, анализируют процесс накопления знаний. Отвечают на вопрос. Выполняют задание, фиксируют затруднения, выделяют причину затруднения.

Ученики проговаривают проблему, какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение. Формулируют основную цель урока и тему.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Выполняют упражнения физминутки.

применение новых знаний/усвоение новых знаний

Закрепление нового знания

Организует деятельность по выполнению заданий каждой группы, выступая в роли консультанта.

Предлагает выбрать способ, средство. Практическая работа.

Выполняют практическую работу. По группам.

1) 1 группа - Составляют коллекцию образцов из хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шёлковых тканей. Изучают их свойства и записывают в таблицу;

2) 2 группа - Определяют назначение материала в зависимости от его свойств;

3) 3 группа – Определяют сминаемость материала, определяют вид ткани, записывают его в название в таблицу, делают выводы.

Презентация

Для изготовления полезных вещей используют разнообразные конструкционные материалы: металл, пластмассу, оргстекло, шелк, текстильные и другие материалы. Широкое распространение получило использование древесины и материалов из нее. Все конструкционные материалы имеют определенные свойства, которые необходимо учитывать при изготовлении изделий. Необходимо также знать, как легко обрабатывается определенный вид древесины и материалы из нее, какой инструмент нужно для этого использовать, будут ли удерживаться в ней гвозди, шурупы и другие детали крепления, как будут влиять на древесные материалы влажность, изменения температуры окружающей среды и т.п. Нужно также предусмотреть, какой вид древесины или материалов из нее необходимо использовать, чтобы конструкция, например мост или многоэтажное здание, не разрушилась, если она будет использоваться при больших нагрузках и т.п.Для изготовления полезных вещей используют разнообразные конструкционные материалы: металл, пластмассу, оргстекло, шелк, текстильные и другие материалы. Широкое распространение получило использование древесины и материалов из нее. Все конструкционные материалы имеют определенные свойства, которые необходимо учитывать при изготовлении изделий. Необходимо также знать, как легко обрабатывается определенный вид древесины и материалы из нее, какой инструмент нужно для этого использовать, будут ли удерживаться в ней гвозди, шурупы и другие детали крепления, как будут влиять на древесные материалы влажность, изменения температуры окружающей среды и т.п. Нужно также предусмотреть, какой вид древесины или материалов из нее необходимо использовать, чтобы конструкция, например мост или многоэтажное здание, не разрушилась, если она будет использоваться при больших нагрузках и т.п.

Презентация "Свойства конструкционных материалов "5класс

Презентация

Презентация "Свойства конструкционных материалов "5класс

Презентация

Цели урока • Цель урока: Познакомить учащихся с различными свойствами конструкционных материалов. • Задачи урока: • Способствовать формированию новых понятий по разделу материаловедение. • Обеспечить условия развития мышления, обогащению словарного запаса, привития интереса к предмету, умений анализировать, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы. • Способствовать воспитанию дисциплинированности, внимательности и уважительного отношения друг к другу

Презентация "Свойства конструкционных материалов "5класс

Презентация

Для чего необходимо знать свойства конструкционных материалов • Для изготовления полезных вещей используют разнообразные конструкционные материалы: металл, пластмассу, оргстекло, шелк, текстильные и другие материалы. • Широкое распространение получило использование древесины и материалов из нее. • Все конструкционные материалы имеют определенные свойства, которые необходимо учитывать при изготовлении изделий. • Необходимо также знать, как легко обрабатывается определенный вид древесины и материалы из нее, какой инструмент нужно для этого использовать, будут ли удерживаться в ней гвозди, шурупы и другие детали крепления, как будут влиять на древесные материалы влажность, изменения температуры окружающей среды и т.п. Нужно также предусмотреть, какой вид древесины или материалов из нее необходимо использовать, чтобы конструкция, например мост или многоэтажное здание, не разрушилась, если она будет использоваться при больших нагрузках и т.п.

Презентация "Свойства конструкционных материалов "5класс

Презентация

Основные понятия • Конструктор – тот, кто конструирует полезную вещь. • Конструкция – строение, взаимное расположение частей машин, механизмов, зданий и т.п. • Свойство – качество, признак материалов.

Презентация "Свойства конструкционных материалов "5класс

Презентация

Свойства древесины Физические • Цвет-зависит от породы, возраста и условий произрастания дерева. • Текстура –рисунок волокон, учитывается при изготовлении красивой мебели. • Блеск – у гладко обработанной древесины. • Запах –зависит от наличия в ней смолистых веществ и эфирных масел. Механические • Влажность, • прочность, • твердость, • упругость. • Эти свойства древесина получает под воздействием каких-либо тел.

Презентация "Свойства конструкционных материалов "5класс

Презентация

Презентация "Свойства конструкционных материалов "5класс

Презентация

Прочность древесины • Прочность – свойство, характеризующее устойчивость древесины против внешних механических усилий, то есть ее способность выдерживать большие нагрузки и не разрушаться. • Из древесины высокой прочности стоит изготавливать конструкционные элементы, то есть те, которые подлежат значительной нагрузке. • Среди деревьев, растущих на территории нашей страны, наиболее прочной является древесина дуба, затем идут ясень, граб, клен, береза, сосна, ель, ольха, осина, липа.

Презентация "Свойства конструкционных материалов "5класс

Презентация

Твердость древесины • Твердость – способность материала оказывать сопротивление проникновению в него другого твердого тела, например орудий обработки (ножей, пилок, стамесок, сверл и других режущих инструментов). Знание твердости древесины имеет большое значение. Режущие инструменты для обработки древесины используют с учетом этого свойства. Чем тверже древесина, тем тяжелее ее обрабатывать и тем больший угол обострения должен иметь инструмент. По твердости древесину можно расположить в такой последовательности: • • Самую большую твердость имеет граб, его трудно граб, дуб, ясень, клен, береза, сосна, ольха, ель, липа. обрабатывать режущим инструментом. • Легче всех древесных материалов обрабатывать липу. Поэтому ее используют преимущественно для изготовления сувениров, вещей домашнего потребления и т.п.

Презентация "Свойства конструкционных материалов "5класс

Презентация

Упругость древесины • Упругость – свойство материала изменять свою форму (и не разрушаться) под действием нагрузки и возобновлять ее после прекращения этого действия. Древесина сгибается (деформируется) под действием силы и опять выравнивается, или пружинит, после снятия нагрузки. Высокую упругость имеет древесина ясеня, дуба, лиственницы, сосны и других пород.

Презентация "Свойства конструкционных материалов "5класс

Презентация

Тест • • 1. Способность материала выдерживать большие нагрузки и не разрушаться – это… • А твердость • Б упругость • В прочность • • 2. Способность материала оказывать сопротивление проникновению в него другого тела – это… • А упругость • Б твердость • В прочность • • 3. Способность материала изменять свою форму (и не разрушаться) под воздействием нагрузки и возобновлять ее после прекращения этого воздействия – это… • А твердость • Б прочность • В упругость

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


проверить умение применять теоретические знания на практике;
^ 3) закрепить знания учащихся по данной теме.

Тип урока: комбинированный, с элементами игры. Используются здоровье сберегающие технологии, элементы рефлексии.
Оборудование: стакан; колба; воздушный шарик (сдутый); воск; кусок алюминиевой проволоки; молоток; модели молекул веществ; оконная замазка; йод; предметное стекло; пипетка; вода; жетоны синего, красного и жёлтого цвета, рабочие карточки.

I. Организационный момент.

У: Здравствуйте, садитесь. Дежурный называет отсутствующих. Сообщается цель урока.

^ II. Основная часть.

1 этап - Теоретический

У: Я задаю вопросы, вы поднимаете руку для ответа. За каждый правильный ответ получаете красный жетон, чем больше вы их соберёте, тем выше будет ваша оценка за урок.

Что такое природа? (всё, что нас окружает);

Какой она бывает? (живая и неживая);

Что такое тело? (это, то из чего состоит природа);

Какие бывают тела? (тела живой природы-все живые организмы и тела неживой природы - вода, воздух, горная пород; природные, искусственные, космические);

Какой состав имеет любое тело?
( Тело→Вещество→Молекулы→Атомы)

Чем отличаются сложные вещества от смесей? (находясь в смесях вещества, сохраняют свои индивидуальные свойства);

Что такое вещество? Примеры (это, то из чего состоят тела.)

Что такое молекулы? (это частицы, из которых состоят вещества);

Что такое атом? (это частицы, на которые делятся молекулы);


10. Что такое химический элемент? (определённый вид атома);

11. Из каких атомов состоит молекула воды? (2 атома водорода и 1 атом кислорода);

У: На доске дана схема: Разнообразие веществ (1 ученик работает у доски, остальные в рабочих карточках, которые заранее раздали дежурные).

1)простые 2)сложные 3)неорганические 4)органические

Пришла пора подвести промежуточные итоги.

У: Итак, мы дружно повторили, что такое тела и вещества, а теперь нам необходимо вспомнить какими свойствами обладают твёрдые, жидкие и газообразные вещества. По желанию к доске по очереди выходят ученики.

На лотке: стакан с водой; колба; воздушный шарик (сдутый); кусок алюминиевой проволоки; молоток; модели молекул веществ; оконная замазка; йод; предметное стекло; пипетка; баллон с дезодорантом; воск.

^ 1. Необходимо выбрать нужное оборудование и доказать опытным путём
свойства:

а). Твёрдых тел; б). Жидкостей; в). Газов.

2. Выберите необходимое оборудование и продемонстрируйте явление деформации.

Выберите из предложенных веществ, пластичные вещества. Обоснуйте свой выбор.

Предложенные модели строения молекул разделите на две группы - простые и сложные вещества. Свой выбор обоснуйте.

Выберите необходимые вещества и продемонстрируйте диффузию в жидкостях.

На предметное стекло пипеткой нанесите несколько капель воды, наклоните предметное стекло. Что вы наблюдаете? Как называется это свойство воды?


Подводим итоги. Ученики, которые правильно выполнили свои задания, получают красные жетоны.

Проводится физкультминутка. Учитель зачитывает, учащиеся выполняют.

Мы немножко отдохнём; Встанем, глубоко вздохнём, Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

^ Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли,


У: Отдохнули. Теперь продолжим наш экзамен.

И немного мы устали!

3. этап- Тестирование

У: Работаем в рабочих карточках. Зачитываются вопросы теста.

а) способны сохранять неизменными форму и объём; ☻

б) не способны сохранять неизменными форму и объём.

а) способны сохранять объём;

б) не способны сохранять объём;

в) способны сохранять объём, но не способны сохранять форму. ☻

а) способны сохранять форму и объём;

б) способны сохранять объём, но не способны сохранять форму;

в) способны принимать форму того сосуда, в котором они находятся, ☻

^ 4. К органическим веществам относятся:

5. К простым веществам относится:

в) углекислый газ.

^ 6. К сложным веществам относятся:

7. Вещества, образованные атомами одного вида, называют:

^ 8. Сложное вещество образовано:

а) атомами одного химического элемента;

б) атомами разных химических элементов. ☻

9. К физическим явлениям относится:

а) таяние сосульки; ☻

б) набухание почек;

в) перегнивание листьев.

^ 10. К химическим явлениям относится:

а) медленное окисление в живых организмах; ☻

в) ветер.
Проводим взаимопроверку. Учитель контролирует и выставляет оценки вмести с учениками. Далее обсуждаем вопросы вызвавшие затруднение.
4.этап- Соответствие

У: Выпишите в таблицу, распределив по соответствующим колонкам, следующие слова: свинец, свист, рельс, ракета, алюминий, прыжок, буран, смерч, Луна, спирт, пожар, ножницы, испарение, ртуть, снегопад, стол, град, мёд, самолёт, мел (слова заранее выписаны на доске, а в рабочих карточках дана готовая таблица).


5. этап- Решение задач

Учитель читает задание. Кто быстрее и правильнее даст ответ, получает красный жетон ^ Задача №1.

Облака - это тот же туман, но находящийся высоко в воздухе над земной поверхностью. Как образуются облака?

( Невидимый водяной пар всегда находится в воздухе. Когда воздух охлаждается, из пара образуются мельчайшие капельки воды. Из таких капелек состоят туман и облака).

Для чего проветривают помещение после уроков?

( При дыхании состав воздуха изменяется: количество кислорода уменьшается, а углекислого газа становится больше. Проветривают помещение для того, чтобы увеличить количество кислорода и удалить избыток углекислого газа).

Почему если на человеке загорелась одежда, на него надо сразу же набросить одеяло, пальто или другую плотную одежду?

( Плотная ткань прекращает доступ воздуха).

Подводим итоги. Ученики, которые правильно выполнили свои задания, получают красные жетоны.


У: Если согласны с утверждением, то поднимаете - жёлтый жетон, если нет – синий.

Учитель фиксирует правильные ответы визуально и сразу поправляет тех, кто ошибся.

Пластилин - упругое тело. (С)

Газы занимают весь предоставленный им объём. (Ж)

Текучесть - это свойство жидкостей. (Ж)

Твёрдые вещества не сохраняют форму и объём. (С)

Свойства тел не зависят от их строения. (С)

Жидкости сохраняют объём, но не сохраняют форму. (Ж)

Вещества состоят из молекул. (Ж)

Вода - это органическое вещество. (С)

Периодическую таблицу химических элементов создал - Ф.Магеллан. (С)

Ю.Горение - это химическое явление. (Ж)


11. Распространение запаха краски - это диффузия в газах. (Ж)

12. С ложное вещество - образовано атомами одного химического элемента. (С)

13. Соль - это неорганическое вещество. (Ж)

14. Кусок мягкого картона способен деформироваться. (Ж)

15. Воск - обладает пластичностью. (Ж)

16. Тление свечи - биологическое явление. (С)

17. Бензин - гасят водой. (С)

18. Химические реакции происходят в живых организма. (Ж)

III. Итог урока. Д/3. Сдаются жетоны и рабочие карточки. Оценки за урок, а также кто получит звание юного знатока природы, учащиеся узнают на следующий урок.

^ Рефлексивно - оценочный этап.

У: До свидания. Я рада что, дерево настроения у нас такое же яркое, как солнышко.

^ Д/3: К следующему уроку ознакомьтесь со следующей главой, которую мы будем изучать на последующих уроках.


Выпишите в таблицу, распределив по соответствующим колонкам, следующие слова: свинец, свист, рельс, ракета, алюминий, прыжок, буран, смерч, Луна, спирт, пожар, ножницы, испарение, ртуть, снегопад, стол, град, мёд, самолёт, мел (слова заранее выписаны на доске, а в рабочих карточках дана готовая таблица).

Читайте также: