Описание повествование и рассуждение 4 класс пнш конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

Обучение детей написанию сочинения с разными видами (описание, повествование, рассуждение) на уроке русского языка.

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку и развитию речи в 4 классе.

Тема: «Обучающее сочинение с элементами

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Челябинской области

Колонюк Светлана Валентиновна

1. Обобщать и систематизировать знания, полученные на уроках и учиться применять их в практике самостоятельно.

2. Учить составлять самостоятельно текст, соединяя разные типы в сочинении.

3. Развивать устную и письменную речь.

4. Воспитывать любовь к прекрасному.

Оборудование:

Портрет П.И. Чайковского (презентация о композиторе)

Листочки для работы

Схемы – таблицы (опоры)

Организационный момент.

Психологический настрой.

Учитель начинает урок, читая эти слова:

- Пётр Ильич Чайковский часто говорил:

- Тихий зимний день

Девица – красавица отправилась в зимний лес

- Никому не верится:

Чудо из чудес – за цветочком девица

Ходит в зимний лес.

Есть один такой цветок

Не вплетёшь его в венок

На него подуй слегка –

Был цветок и нет цветка.

- Что же это за цветы необычной красоты? (снежинки)

- Я палочкой – указочкой тихонько поведу

По белому и чистому бумажному листу

И на листе распустятся волшебные цветы

Нигде, нигде на свете таких не встретишь ты!

(убирает учитель первый лист, на втором изображены снежинки)

Постановка учебной задачи.

Наша задача – правильно мыслить, общая цель – рассуждать. Мы будем учиться думать, слушать, говорить и сочинять.

Учитель показывает, обращает внимание на снежинки. Что скажете?

(высказывания детей, они могут быть разные, если дети молчат; учитель даёт серию наводящих вопросов).

- снежинки какие? (чистые, хрупкие, холодные, крупные, блестящие, серебристые, пушистые, белые, чудесные, прекрасные, голубые, воздушные, морозные, снежные, лучистые, маленькие, хрустальные, радостные, мохнатые, тонкие, резные, легкие, нежные, белоснежные).

Ваши вопросы снежинкам.

- Снежинки, откуда вы?

- Куда вы летите? (характер движения)

- О чем вы шепчетесь? (творчество)

- Зачем вы падаете на землю? (польза)

- Почему вы такие непохожие? (сравнение)

- Одинаковые ли снежинки в разную погоду (наблюдение)

2. Какие загадки знаете? (дети загадывают)

Например: На землю падают они

Как будто с яблонь лепестки

И тонут давние тропинки

И слепнут в окнах огоньки.

3. Писатель И. Тургенев приветствовал снежинок такими словами:

А как много прекрасных строк есть в поэзии.

Робкой, потревоженной пушинкой

Падает над городом снежинка

Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,

Ах, и до чего ж она красива!

Я любуюсь, и пройти не смею –

Я не знаю, что мне делать с нею:

Вот она сейчас, сию минуту,

Упадёт на сапоги кому – то

Я тянусь к ней доброю ладонью:

- У меня тебя никто не тронет!

На ладони долго ль до беды!

Крошечная капелька воды.

Я хотел спасти тебя, снежинка,

А несу в руке твою слезинку.

- В чём видит красоту поэт?

- А о чём он сожалеет?

- Как выразил он свои чувства? В каких словах их передал?

- Какие вы знаете стихи о снежинках? (по желанию дети читают стихи).

1. Мы с вами о многом сейчас рассуждали, вспоминали, рассказывали. Как можно всё это выразить одним словом? (речь).

- Что же такое речь? (всё, что мы говорим)

- Для чего она нужна? Какая бывает? Из чего состоит? (речь нужна человеку, чтобы сообщать, узнавать, говорить, общаться. Если мы разговариваем, то речь устная, записываем – письменная, состоит из слов).

- Что называется предложением? (законченная мысль)

- Что такое текст? (группа предложений, связанных по смыслу, записывается в строгом порядке).

- Что такое тема? (это о ком или о чём говорится в тексте).

- Какова наша тема? (о снежинках).

- Посмотрите на доску. Прочитайте внимательно (про себя) темы сочинений.

2. Знакомство с темами (на доске запись).

- Прочитайте темы сочинений (вслух)

3. Вспомните, какие три типа текстов вы знаете?

- Посмотрите на схемы на доске.

А) текст – повествование (глаголы)

Б) текст – описание (прилагательные)

В) текст – рассуждение (примеры, объяснение, доказательства)

- В чём особенность каждого текста?

- Как вы думаете, наши темы, каким текстам соответствуют?

- Если вы пишите сказку, то можно представить сказочный лес, с неба падают снежинки. Посмотрите на них глазами сказочника.

- Если это описание, то подберите красивые эпитеты и сравнения.

- Если рассуждение, то приведите примеры, объясните, докажите.

VI . Лексико – стилистическая и орфографическая подготовка.

Каждое слово нашего языка таит в себе особый смысл. Синонимы помогут избежать в тексте повторения одного и того же слова.

Снежинка – она крошка – пушинка – мотылёк.

Сравнение поможет нам точно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему. Сверкают, блестят, искрятся, как звёздочка, словно искорка, похожа на цветы, как будто с яблонь лепестки, как пух.

Эпитеты украшают нашу речь – серебристые, белоснежные, хрупкие, удивительная, любуюсь.

VII .Работа над сочинением.

1. Выбор темы, эпиграфа.

- Выберите ту тему, которая вам близка, понравилась.

(На доске написаны эпиграфы. Зачитывает учитель).

Зима весёлой маскою

Заходит к нам в дома

Волшебной, доброй сказкою нам кажется она.

Дремлет лес под сказку сна

Эту сказку про снежинку рассказала мне сосна.

Наши снежинки как цветы

Про них чудесную историю

Друг мой послушай ты.

- Какой эпиграф вы бы выбрали?

- Подходит ли ваше четверостишие?

(Если ученик не подобрал, предлагаю свои варианты)

- Подумайте, как вы начнёте своё сочинение?

- Запишите вступительную часть.

2. Дети самостоятельно работают (звучит тихая мелодия).

3. Через некоторое время зачитываем 2-3 сочинения (начало).

4. Работа над сочинением. (Если ученик так и не смог написать вступление, помогаю, даю карточки, которые помогут выбрать начало сочинения).

5. Проверка написания основной части. Зачитываем 2-3 работы (если кто-то не справился, даю карточки с опорными словами)

6. Запись заключительной части.

VIII . Проверка выполненной работы.

- Кто закончил писать своё сочинение?

- Зачитайте 2-3работы (по желанию учащихся).

IX . Анализ. Самооценка. Рефлексия.

1. Выразите своё отношение к уроку.

- У вас снежинки на парте разных цветов:

белая снежинка – всё понравилось на уроке, я справился с заданием;

голубая снежинка – было сложно, но увлекательно;

синяя снежинка – очень тяжело, но мне помогли схемы и карточки;

(значение цвета снежинок на экране)

- Покажите, какую снежинку выбрали вы.

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями, успехами?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Какое настроение было у вас на протяжении всего урока? Менялось ли оно?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Урок по Русскому языку

Цель: учить обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющее: описание, повествование, рассуждение;

развивать речь учащихся посредством работы над литературным и живописным произведениями.

1. Организация класса.

-Мы продолжаем работу с текстом.

Какие тексты вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

На этом уроке вы в одном тексте найдёте и элементы повествования, и элементы описания, и элементы рассуждения.

Откройте Содержание учебника и попробуйте определить страницу, где начинается эта тема (стр. 34)

- Обратите внимание на то, кто автор этого текста.

Миша говорит, что мы уже читали и обсуждали один текст этого автора. Вы с ним согласны ? Докажите.

Догадываетесь, почему городок получил такое название?

- Прочитаем текст вслух.

- В Толковом словаре найдите толкование незнакомых слов: полотно, откос, полог, слобода .

-Каким увидел волжский городок Плёс художник Исаак Левитан?

Зачитайте нужную цитату из текста. (стр. 35 1абзац «И вдруг за Кинешмой…)

-А как рассказывает о своих впечатлениях о Плёсе автор текста – Василий Песков? Он рассматривает городок, стоя на одном месте или видит его с разных сторон?

Пуза Закройте глаза и представьте город Плёс. (30 сек.)

-- Какие строчки передают уютную и спокойную атмосферу городка? Что, по мнению автора, особенно ценно в облике Плёса?

-Какие впечатления, кроме зрительных, описывает автор?

Приведите цитаты, подтверждающие ответ.

- Какая часть текста в большей мере содержит повествование?

- Где же автор рассуждает?

-Знакомы ли вам картины Исаака Левитана?

Эту работу Исаак Левитан написал под впечатлением своего пребывания в Плёсе и его окрестностях.

Обитель- это монастырь, то есть место, где живут и трудятся монахи – люди, посвятившие свою жизнь Богу.

Посмотрите, когда картина была написана. В каком музее России она сейчас находится.

- Видно ли по этой работе, что природа Плёса произвела на художника сильное впечатление?

- Что делает этот пейзаж необыкновенно красивым, праздничным?

- А что – близким и обжитым? Что в нём напоминает о присутствии людей? Какие детали картины подтверждают, что в этом сказочно прекрасном месте живут обыкновенные люди?

Попутешествуйте по картине, выделите её фрагменты и попробуйте их озаглавить.

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с произведением, в котором выделили элементы повествования, описания и рассуждения. Познакомились с картиной художника Левитана и узнали даже о том, что картины, как и литературные произведения пишутся под сильным впечатлением увиденного.

И писатели, и поэты, и художники, и композиторы хотят донести до нас красоту природы и красоту человека, а мы учимся у них эту красоту увидеть.


Урок способствует совершенствованию знаний учащихся о типах текстов, позволит выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам.

Описание разработки

Задачи:

совершенствовать знания учащихся о типах текстов; выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам; способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли.

Стимулировать познавательную активность, создавать положительную культурно – речевую среду.

Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

План и ход урока.

І. Подготовительный этап.

Организационный момент.

Добрый день, дети! Начался урок русского языка и девиз нашего урока я предлагаю такой:

Это для всех обязательно.

Дополняя наш девиз, я желаю, чтобы урок прошел организованно, а вы?

Активно, результативно, интересно, творчески, внимательно, уверенно, выразительно, дружно, эмоционально и т.д.

Мотивация обучения.

Подумайте и выскажите свое мнение относительно ситуации.

Вы знаете, в жизни мы делаем много ошибок и нужно научиться прощать. Настояний друг – это тот, котрому можно доверить тайну, тот, который подскажет, поможет, посоветует. Я думаю ваши ответы были правдивими и честными.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет.

ІІ. Основной этап.

Послушайте текст, выберите понравившееся предложение и запишите.

Конспект урока по русскому языку на тему Типы текстов: повествование, описание, рассуждение

Здоровье – ваше богатство! Чтобы сберечь его, примите совет – регулярно пользуйтесь лекарствами. Лекарства эти – слова. Слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать живой водой. Чудесные лекарства состоят из доброжелательных слов, взглядов, улыбок. Приучайтесь к ним, ребята! И тогда в вашем классе всегда все будут здоровы и добры.

- О чем говорится в тексте?

Актуализация опорных знаний учащихся.

- Каждый из вас выбрал предложение, скажите, что называется предложением?

- Какие бывают предложения?

- Составьте предложения с обращениями, которые стоят в начале, середине, конце предложения.

- Какими бывают сложные предложения?

- Какими союзами они могут соединяться?

Очень – очень странный вид: речка за окном горит, чей - то дом хвостом виляет, песик из ружья стреляет, мальчик чуть не слопал мышку, кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно, воробей схватил зерно.

- Скажите, можно это назвать текстом? Почему? (запятые стоят не правильно; так не бывает в жизни)

- Сегодня мы научимся распознавать тексты по характерным признакам и научимся работать в парах и коллективно.

Изучение нового.

- Известны три типа текстов: повествование, описание и рассуждение.

В повествовании рассказывается о последовательных действиях (что было вначале, дальше, как развивались события, действия? К такому тексту можно сделать несколько рисунков.

"Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей."


    Организовать комплексную работу с текстами разных типов; повторить пройденное.

Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.

Обратите внимание. Упражнения урока позволяют повторить пройденный материал с опорой на тексты различных типов. Форма выполнения заданий определяется учителем в зависимости от того, насколько успешно ученики усвоили признаки разных типов текстов, алгоритм (этапы) создания текста и способны ли они работать самостоятельно. Также по своему усмотрению учитель определяет объём работы и количество упражнений.

Упражнение 1 (работа в группе) в учебнике — комплексная работа с текстом-повествованием. Учитель заранее пишет на доске вопросы, ответы на которые помогут ученикам сформулировать основную мысль. (О чём говорится в тексте? Зачем написан этот текст? Что хотел рассказать автор? Как заголовок связан с основной мыслью текста?) Важно проверить, умеют ли ученики опираться на ранее выполненные упражнения: сверяют ли свои действия с рекомендациями учебника, обращаются ли к текстам, записанным в тетради, советуются ли с одноклассниками, могут ли сформулировать вопрос и т. д. (Эти навыки самостоятельной учебной деятельности как условие её успешности должны постоянно культивироваться учителем.)

При фронтальной форме работы упражнение выполняется традиционно: учитель задаёт классу вопросы об основной мысли текста и её связи с заглавием, о количестве абзацев (микротем) и ключевых словах каждого абзаца. Затем на доске записываются предложения — пункты плана. Учитель напоминает, что правильно составленный план текста — это его сжатое содержание, которое легко развернуть, опираясь на пункты плана (можно сослаться на упр. 1 урока 145, где дан план текста-повествования). Заголовок (или варианты заголовков, предложенные учениками) и план текста списываются учениками с доски в тетради.

Дополнительное задание. Если позволяет время и учитель ставит перед собой такую задачу, можно предложить ученикам ещё раз прочитать текст в учебнике, затем закрыть учебник и по составленному плану попытаться его восстановить.

В этом случае заранее следует выписать глаголы, как это делалось ранее при работе с текстом-повествованием; их можно записывать в скобках рядом с пунктом плана, например:

1. Автор увидел птиц на корме парохода (ехал, наблюдал, сидела, кружились, порхали, садились, располагались спать).

Упражнение 2 в учебнике — повторение признаков текста-описания. Рекомендуется как самостоятельное задание для учеников, испытывающих затруднения при работе с текстом-описанием.

Подобное задание ученики выполняли на предыдущих уроках, поэтому важно проверить, справятся ли они самостоятельно с аналогичным заданием, какие образные выражения выпишут (учителю необходимо проверить правильность списывания). Результаты самостоятельной работы обсуждаются всем классом.

Упражнение 3 (по выбору) в учебнике — работа с текстом, объединяющим описание (первый абзац) и рассуждение (второй абзац). Форму проведения определяет учитель. Первую часть задания — выделение описания и рассуждения — можно выполнять устно. Вторая часть — запись краткого содержания текста — предполагает предварительную работу: составление плана текста, выписывание образных выражений из первого абзаца, доказательство, что второй абзац — рассуждение (что он объясняет) и т. д.

Примерные вопросы. Чему вы учились на уроках развития речи? Что узнали? Что было интересно? Почему? Что было неинтересно? Почему? Что у тебя получается лучше всего? Что ты пока не умеешь? Какие уроки запомнились больше всего? Почему? Что бы ты хотел(а) делать на уроках развития речи в 3 классе?

В классах с высоким темпом работы и хорошим уровнем подготовки учеников можно провести работу по составлению плана будущего текста, используя предложенные вопросы. Опираясь на план, ученики должны устно (или письменно) создать собственный текст.

Примечание. Не рекомендуем предлагать самостоятельное составление текста как задание на дом.

Записать слово февраль, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради.

Читайте также: