Описание памятника архитектуры 8 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по русскому языку в 8 классе

Тип урока: урок развития речи

Вид урока: интегрированный (литература, русский язык, история, православная культура)

Образовательная: научить собирать материал и описывать архитектурный памятник культуры в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию; соблюдать структуру текста-описания, его языковые особенности; составлять собственный текст на основе увиденного и услышанного, выбирать тип речи, соблюдать нормы русского литературного языка; добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи, используя специальную лексику.

Развивающая: развивать письменную и устную речь учащихся, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус, навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой, интерес к архитектурным сооружениями и памятникам культуры.

Воспитательная: воспитывать уважительное и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры, патриотизм, интерес к предмету, уважение к националь­ ной истории, культуре.

Оборудование урока:

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий

Коммуникативные- осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в совместной деятельности, обсуждениях.

I . Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

II .Формулировка темы урока.

Откройте учебник на с.45 и прочтите выразительно текст упражнения 88 и ответьте на вопрос: о чем данный текст? Что описывается в данном тексте? ( О памятнике архитектуры , в данном тексте описывается храм)

Сформулируйте и запишите тему нашего урока по ключевым словам :

Описание памятника культуры

- Как вы понимаете значение слова памятник? (Памятник- это скульптурное или архитектурное сооружение в честь кого –чего-нибудь, выдающейся личности или исторического события) На сегодняшнем уроке речь пойдет о архитектурном памятнике, памятнике культуры

III .Формулировка целей урока

Сформулируйте цели нашего урока, помогут вам в этом речевые конструкции:

1) Познакомиться ( с чем?)

2) Собрать (что?)

3) Обогатить (что?)

4) Описать (что?) ( речевые конструкции на доске)

(Возможные ответы учащихся:

-познакомиться с памятником архитектуры ,

-собрать материалы для описания памятника культуры;

- обогатить свою речь, расширить свой кругозор знанием о памятнике культуры;

- описать памятник культуры

Упр 89 первый абзац

- На какой из них показана связь церкви с природой, а на какой более отчетливо выписаны детали церкви?

(Художник Сергей Алексеевич Баулин родился 13 сентября 1904 года в Москве, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Баулин был непревзойденным мастером пейзажа с элементами архитектуры. Он создавал грандиозные картины, на которых великолепно изображал необычные здания разного времени. Художнику удавалось четко передать особенности архитектуры различных зданий. На многих своих картинах автор очень талантливо изображает архитектурные стили разных времен. К его удивительным работам относится церковь Покрова, расположенная на реке Нерль)

IV . Сбор рабочих материалов .

Приступаем к сбору материалов для описания памятника культуры, собирать материал мы будем в соответствии с заданием упражнения 89 (второй абзац), прочтите его.

1. Словарная работа.

- Вы видите, ребята, что храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Я надеюсь, что он вдохновит и вас. Чтобы писать о церковном памятнике, необходимо знать историю его создания, архитектурные особенности.

- Ребята, сегодня на уроке нам не обойтись без спе­ циальной лексики, которая понадобится для описания храма. Давайте выясним значение слов, которые будем использовать на уроке.

Архитектура - искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений;

Фасад – передняя сторона здания;

Апсида - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

СТОЛП - высокая башня, колонна, а также любое башнеобразное сооружение.

Глава - купол собора ,храма в форме шлема или луковицы .

Фриз – это верхняя часть здания.

Пилястры - это прямоугольные выступы стены в виде вделанных в неё колонн

Возводить – сооружать, строить.

Зодчий – древний архитектор, строитель.

Луковица – церковная глава, напоминающая луковицу.

Увенчать – завершить, закончить.

Храм – собор, церковь.

Барабан - часть здания, поддерживающая купол (словарные слова на карточках)

2.Определение жанра и стиля

1) Начнем с тип речи нашего будущего сочинения. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по определенному плану. Вспомним что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описания можно задать вопрос КАКОЙ?)

- Какова стру­ктура любого описания (общее впечатление, детальное описание , личное отношение).

2)Какой стиль используем?

- Вы будете писать сочинение в публицистическом стиле. Каковы его особенности?

- Возможное наличие риторических вопросов или обращений;

- Четкость, краткость и емкость изложения;

- Ясно выраженная авторская позиция

3. Работа в группах. Мини-исследование

-Итак, задание по группам

1 группа : выяснить географическое расположение Храма Покрова на Нерли.

2 группа : выяснить историю построения храма.

3 группа : выяснить архитектурные особенности храма.

4 группа : найти стихотворения, высказывания писателей и поэтов об этом храме

4.Проверка работы в группах ,заполнение опорных карточек

1 группа : выяснить географическое расположение Храма Покрова на Нерли

2 группа : выяснить историю построения храма.

В середине ХII века во главе Суздальского княжества встал внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого князь Андрей Юрьевич. Он перенёс столицу княжества во Владимир, а недалеко от столицы построил укреплённый княжеский замок Боголюбово — основную свою резиденцию, по названию которой он и получил прозвище Боголюбский. Само же название резиденции объясняется тем, что среди прочих русских князей Андрей Юрьевич выделялся благочестием: сам сочинял проповеди и молитвы, в благодарность за победы строил храмы и устанавливал церковные праздники.

Церковь Покрова на Нерли построена по его приказу в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе сын Андрея Боголюбского, молодой князь Изяслав, получил тяжёлое ранение, от которого и скончался в 1165 году. В память об этих событиях Андрей Боголюбский и заложил Покровский храм. Место для его возведения указал сам.

3 группа : выяснить архитектурные особенности храма.

Церковь стоит на искусственном холме высотой 4 метра, который был насыпан специально, чтобы во время весеннего половодья уберечь храм от сырости. Когда воды разлившихся Нерли и Клязьмы образуют озеро, над его гладью возвышается только этот стройный белокаменный храм . Это небольшой храм (в плане 10 на 14 метров, высотой 30 метров) и очень красивый. В чём секрет его красоты? С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей конструкции чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм . . Нельзя, конечно, не сказать о том, что храм украшен луковичным куполом на высоком барабане, стены храма украшены арочным фризом , пилястрами , посредине стен проходит пояс из полуколонок, на арочном фризе расположены рельефы, изображающие псалмопевца Давида, который в окружении птиц и львов прославляет Богоматерь под звон гуслей. Храм пленяет своим изяществом. С помощью удачно выбранных пропорций и форм зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать ощущение полета, устремленности ввысь. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Если заглянуть внутрь , там тоже испытаешь ощущение устремлённости ввысь.

4 группа найти стихотворения, высказывания писателей и поэтов об этом храме

Писатели и поэты придумали много замечательных сравнений для церкви Покрова на Нерли. Одни называют её парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени, другие уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания, третьи сравнивают этот архитектурный памятник с поэмой, запечатлённой в камне .

Русский художник Игорь Грабарь сказал: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом , созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства"

Нам понравилось стихотворение Нам понравилось стихотворение Покрова на Нерли – Леонида Грайвороновского

То ли храм, то ли сказка,

То ль поклон да привет

Из старинной Руси,

То ли белая лебедь

И назвали ее – Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли –

Наша боль и отрада,

Наш привет журавлям,

Что вернутся домой.

Покрова на Нерли-

То ли храм, то ли сказка,

Наша гордость и боль

Пополам со слезой.

Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах-

Покрова на Нерли.

Лебедь - храм Покрова на Нерли(опорная карточка)

· Храм Покрова на Нерли находится (где?) во _________________________ области,

при впадении реки _______________в____________________.

· Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________

· Историки связывают это (с каким событием?) _______________________________

· На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________

· Мы видим элементы, обычные для древнерусской архитектуры (какие?): _________

· Храм (какой?)_________________________________________________________ _______________________________________________________________________.

Поэты сравнивают храм (с чем?) ________________________________________________

· (Что является фоном для храма?)_______________________________________________________________________

· (Как связан храм с окружающим пейзажем?)_____________________________________________________________

(Какие чувства вызывает у вас этот храм?) _____________________________________________________________________________.

V.Актуализация знаний

1.Лексическая работа

- Как вы могли бы озаглавить текст?

2.Подберите синонимы к словам (устно)

Храм, художник, картина, изображено

Ответы: Храм: церковь, шедевр архитектуры, памятник культуры, собор

Художник: живописец, мастер кисти, пейзажист

Картина: полотно, репродукция

Изображено: показано, нарисовано, передано

3. Орфографическая работа , направленная на предупреждение орфографических ошибок.( Синонимичный ряд в учебнике)

Задание: напишите слова, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов

4. План сочинения - описание памятника архитектуры.

5. I . Храм Покрова на Нерли – величайший памятник древнерусской архитектуры.

7. 1) общее впечатление;

8. 2) место расположения храма;

9. 3) архитектурные особенности.

10. III . Мое отношение к памятнику культуры.

5.В своем сочинении вы можете использовать рабочие материалы :

А)- Упр 88 учебника

Б)- Белокаменная церковь; храм возвышается как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм; холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как сказочное видение; благородные пропорции белого храма естественно вписываются в окружающий пейзаж; луговое среднерусское раздолье; духмяные травы; лазоревые цветы; песни жаворонков; архитектура – зодчество.

6.Устное сочинение –описание храма Покрова на Нерли

Возвратимся к заданию упр.89 – поделитесь впечатлениями, увиденными на картинах (по вариантам, один ученик устно описывает картину Герасимова, а второй – картину Баулина)

VI .Поведение итогов. Вывод:

-С чем вы познакомились на уроке?

- Чем вы занимались на уроке? (собирали материал и описывали памятник культуры)

-Какое значение для русской культуры имеют памятники? (Это память, образец культуры, связь поколений, это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное творение человеческих рук, ума)

VII . Выставление оценок.

VIII . Домашнее задание.

Написать сочинение – описание памятника архитектуры Храма Покрова на Нерли

Цель: продолжить формирование умений находить языковые средства, соответствующие стилю текста, определять тип речи, конструировать текст данного стиля и типа.

Предварительная работа:

Учитель: Создание презентации и подбор материала к комментариям

Ученики: составить небольшой словарик архитектурных терминов.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор

Время реализации занятия - 45 минут

Авторский медиапродукт: операционная среда Windows XP, редактор Microsoft PowerPoint,

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала

  • Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях по данной теме
  • Повышение эффективности усвоения учебного материала
  • Развитие наглядно-образного мышления
  • Помощь в достижении развивающих задач урока.

Ход урока

I. Погружение в тему работа над эпиграфом (слайд №1)

Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда,
когда уже молчат и песни, и предания
и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.
Н.В. Гоголь

1. Запись числа, темы.

2. Постановка цели урока. (слайд №2)

Задача урока: Как построен текст описания памятника?

3. Запись эпиграфа в тетрадь, работа над ключевыми словами архитектура, летопись и смыслом эпиграфа.

II. Основная часть.

1. Актуализация опорных знаний .

  1. Что такое текст? (слайд №3)
  2. Какие типы текста знаем? (слайд №4)
    (слайд №5) Знакомство с объектом описания
  3. Какие художественные средства будет использовать (слайд №6)

2. Работа с текстом.

1 задание: Определите тип текста (Слайд №8)

2 задание: Назовите ключевые слова, с помощью которых “нарисован” храм?

Запись слов в тетрадь

  1. Где находится храм?
  2. В честь какого события построен?
  3. Какому празднику посвящен?
  4. Какое предание существовало в языческой Руси?
  5. Как вы думаете случайно ли храм , посвященный погибшему сыну был возведён в честь Богородицы?
  6. Давайте посмотрим как выглядит Богородица (слайд № 11, 12)

III. подведение итогов урока

Запись плана в тетрадь.

Домашнее задание. Составить небольшой текст с описанием храма, используя материал наработанный на уроке. (слайд №15)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры; составить словарь слов, необходимый для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать средства выразительности для сочинения; способствовать формированию интереса к русской культуре.
Задачи урока: обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование навыков работы с различными источниками информации; развитие у учащихся интереса к истории родного города; воспитание у школьников уважения к национальной истории, культуре, интереса к изучаемому предмету
Эпиграф
Ничего не боялся я столько,
как жить в городе без истории,
преданий и памятников
Аполлон Григорьев, русский критик, поэт

Аполлон Григорьев, русский критик, поэт

Памятник - 1.Сооружение в память кого (чего)- нибудь. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Исконно русское слово. Архитектура - искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений

Памятник - 1.Сооружение в память кого (чего)- нибудь. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Исконно русское слово. Архитектура - искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений

Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры

Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры

(опорная карточка)

  • Воскресенский собор находится (где?) на _________________________ ,
  • в месте ___________________________________.
  • Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________
  • ______________________________________________________________________.
  • Историки связывают это (с каким событием?) _______________________________
  • _______________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________.
  • На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________.
  • Мы видим элементы, обычные для русской архитектуры 18 века (какие?): _________
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________________________.
  • Как храм оформлен изнутри? __________________________________________________
  • ________________________________________________________________________.
  • Как связан храм с окружающим пейзажем?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Какое сравнение при описании храма можно использовать?
  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________.

фасад – передняя сторона здания; алтарь – главная часть христианского храма в православной церкви; абсида- выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом; портал - архитектурно оформленный вход в здание; паперть – широкое крыльцо перед входом в церковь; пилястра - лопатка в форме четырехгранного столба-колонны; капитель - вершина колонны; пилоны – массивные столбы по бокам портала, служащие опорой для перекрытий; киот – застекленный ящик для икон. барабан - часть здания, на которую опускается купол купол - крыша шлемовидной формы

фасад – передняя сторона здания;

алтарь – главная часть христианского храма в православной церкви;

абсида- выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом;

портал - архитектурно оформленный вход в здание;

паперть – широкое крыльцо перед входом в церковь;

пилястра - лопатка в форме четырехгранного столба-колонны;

капитель - вершина колонны;

пилоны – массивные столбы по бокам портала, служащие опорой для перекрытий;

киот – застекленный ящик для икон.

барабан - часть здания, на которую опускается купол

купол - крыша шлемовидной формы


В восточной части храма находится потрясающей красоты иконостас в стиле барокко, выполненный предположительно по эскизу Растрелли. Иконы XVIII века, написанные в необычной манере, принадлежат кисти украинского художника Григория Стеценко и считаются одними из лучших его работ.

В восточной части храма находится потрясающей красоты иконостас в стиле барокко, выполненный предположительно по эскизу Растрелли. Иконы XVIII века, написанные в необычной манере, принадлежат кисти украинского художника Григория Стеценко и считаются одними из лучших его работ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит конспект урока по в 8 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию памятника культуры. Храм Покрова на Нерли".

Конспект урока по русскому языку 8 класс

Тип урока: урок развития речи

- учиться описывать архитектурные памятники в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;

- совершенствовать умение учащихся высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- воспитывать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества.

Планируемые результаты

Предметные результаты: актуализация знаний о типах речи, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение лексики учащихся архитектурными терминами.

Метапредметные результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.

Личностные результаты: обогащение внутреннего мира учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре.

Организационный момент

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок,

Начнем скорей урок!

(Класс делится на группы и рассаживается по посадочным рядам).

Мотивирование на учебную деятельность

Работа с эпиграфами

- Как вы думаете, ребята, с какой целью? Чем мы будем заниматься на уроке?

- Правильно, что-то описывать словами, сочинять текст. Мы будем писать сочинение.

- Обратите внимание на второй эпиграф. Почему автор боялся жить в таком городе?

(У каждой страны есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.)

Формулировка темы

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

(Учащиеся формулируют тему урока.)

Целеполагание. Постановка целей.

А умеете ли вы ставить цели урока, зная тему?

А помогут вам в этом речевые конструкции. Обратите, пожалуйста, внимание на слайд, дополните фразу.

1)Научиться (чему?) работать над сочинением-описанием памятника культуры

2)Собрать (что?) необходимый материал, информацию

3)Развивать (что?) речь, память, внимание

4) Обогатить (что?) свой словарный запас, нашу речь

5)Узнать (что?) что-то новое, расширить кругозор

6)Приобщиться (к чему?) к культуре своей страны.

Работа с толковым словарём, демонстрация словарной статьи с документ-камеры.

А что же такое памятник культуры, архитектуры? Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

-Чтобы описать памятник культуры, нужно четко понимать, что же

это такое? И тут на помощь нам приходят словари.

Посмотрите на доску. С каким языковым явлением мы столкнулись? (Многозначность.)

Слово "памятник" многозначное. Прочитайте имеющиеся значения. Какое значение мы будем использовать?

А есть ли в вашем селе памятники архитектуры, которые как молчаливые свидетели прошлого, не дают нам забыть о важных событиях в истории страны?

- ДА, это памятник Погибшим воинам, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Давайте совершим вместе с гостями экскурсию к памятникам нашего села. А экскурсоводами выступят ваши одноклассники Даниил и Евгения. Пока вы смотрите ролик, подумайте над вопросом: что нового вы открыли для себя из рассказа экскурсоводов? Для чего в каждом населенном пункте нужны памятники культуры?

А какой памятник мы будем описывать сегодня, попробуйте догадаться, слушая стихотворение.

Покрова на Нерли –

То ли храм, то ли сказка,

То ль поклон да привет

Из старинной Руси,

То ли белая лебедь

И назвали ее – Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли –

Наша боль и отрада,

Наш привет журавлям,

Что вернутся домой.

Покрова на Нерли-

То ли храм, то ли сказка,

Наша гордость и боль

Пополам со слезой.

Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах-

Покрова на Нерли.

- Какой памятник мы будем описывать?

(Храм Покрова на Нерли.)

Поиск путей решения проблемы. Сбор рабочих материалов

Этот белокаменный храм не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Я надеюсь, что он вдохновит и вас.

Как вы думаете, при работе с памятником архитектуры какой тип речи нам необходим? (описание).

А какие типы речи вы еще знаете? (ученик у доски, вспомнить особенности каждого типа речи, их признаки).

Итак, задание по группам

1 группа : выяснить географическое расположение Храма Покрова на Нерли, выяснить историю построения храма.

2 группа : выяснить архитектурные особенности храма.

3 группа : найти стихотворения, высказывания писателей и поэтов об этом храме, определить ИВС, используемые авторами.

1. В каком году был построен храм?

2. Где была воздвигнута церковь? Почему было выбрано именно это место?

(Храм был воздвигнут при впадении реки Нерли в Клязьму. Он удивительно гармонирует с окружающим пейзажем. Церковь будто вырастает из холма, на котором стоит, а во время весеннего разлива кажется, что она возвышается среди волн, как белоснежный лебедь.)

3. В честь какого церковного праздника воздвигнут храм? О чем должен был свидетельствовать этот факт?

(Храм был воздвигнут в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.)

4. Расскажите о предании, которое связано с постройкой храма.

(Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский (ок. 1111 – 1174) построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.)

1. Какой приём использовали древние зодчие, чтобы зрительно увеличить высоту здания?

(Легкий наклон стен внутрь здания.)

2. Какие архитектурные детали подчеркивают изящество храма? Выпишите определения архитектурных терминов.

(Барабан – часть здания, поддерживающая купол; пилястра – четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену; фриз – верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком; апси́да — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом.)

Для того чтобы правильно употреблять архитектурные термины в своем сочинении, придумайте и запишите словосочетания с данными словами: БАРАБАН, КУПОЛ,

1. Какие эпитеты можно использовать при описании церкви Покрова на Нерли? Какими еще словами можно передать уникальность и неповторимость храма?

(Ослепительно сверкающий, легкий, белокаменный; великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный.)

Покрова на Нерли

Покрова на Нерли –

То ли храм, то ли сказка,

То ль поклон да привет

Из старинной Руси,

То ли белая лебедь

И назвали ее – Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли –

Наша боль и отрада,

Наш привет журавлям,

Что вернутся домой.

Покрова на Нерли-

То ли храм, то ли сказка,

Наша гордость и боль

Пополам со слезой.

Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах-

Покрова на Нерли.

(Сказка, боль, отрада, гордость- метафора, белая лебедь, облако с неба-сравнение)

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь -
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.
Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров -
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков.

3. Как называют храм благодарные потомки?

(Поэма, запечатленная в камне.)

Многие известные люди описывали свои впечатления от храма, увиденного ими когда-то. Проанализируем, как характеризуют авторы церковь Покрова на Нерли. Какие сравнения, эпитеты, метафоры находят они для передачи своих чувств?

1.Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконичной красоте. Да, это такое же совершенство…, как самые высокие достижения древней Эллады. /Л.Д.Любимов

2. Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью… В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. / Ю.С.Рябцев

3. Изящная и лёгкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. Увидевший её хоть раз уже не может

сказать, что в жизни его не было счастливых минут. / Н.Н.Воронин

Каждый текст – высказывание конкретных людей -историков, писателей, художников. искусствоведов, которые делятся с нами впечатлениями от увиденного ими храма, а потому каждый текст индивидуален.

Однако в них описывается один и тот же храм, и, возможно, вы заметили что-то общее во всех текстах.

? Что же их объединяет?

Восхищение, единство храма и природы вокруг него, легкость, невесомость церкви, ее стройность и красоту, совершенство.

По мере проверки выполнения групповых заданий учащиеся заполняют опорную карту, которая поможет им составить черновик сочинения.

Беседа по картинам

Как вы думаете, почему именно этот храм изобразили художники ? (Ожидаемый ответ уч-ся: совершенно очевидно, что храм произвёл на художника сильное впечатление.)

-Что такое композиция? (Построение).

-Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон).

-Какими словами можно описать храм, изображённый здесь? (Белокаменный, ослепительно белый, красивый, изумительный, чудесный, изящный, гармоничный, устремлённый ввысь, лёгкий и др.)

Где изображена церковь? (На заднем плане, но в центре картины.)

Изящный храм, удивительный пейзаж… Да ещё можно представить свежий ветерок, который образует лёгкую рябь на воде, травяной и цветочный аромат, да нескончаемую песню жаворонка, который непременно поёт в такой солнечный день над луговым раздольем… Какие чувства вызывает эта картина? (Светлые, добрые).

-Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине).

-Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).

-Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие-то мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди? // Причём, видно, что на заднем плане люди постарше, женщина молодая, девочка совсем ещё малышка.

-Почему храм притягивает людей? что олицетворяет храм?

Готового ответа здесь нет и быть не может. Наверное, у каждого человека возникнут свои ассоциации, свои размышления. У меня, например, философские мысли возникают: более 8 веков стоит этот храм на Нерли… Сколько же воды пронесла река мимо этих стен! Сколько поколений людей сменилось, сколько событий свершилось на этой земле! А красота-то эта уцелела! Ни у кого не поднялась рука на неё. Может быть, потому, что из поколения в поколение передавались любовь и уважение к этой красоте. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом. А может быть, наоборот, эта красота спасала людей от озлобления, от потери нравственности, вселяла в души любовь, веру, надежду. И люди берегли её. Мне кажется, что эти вещи связаны друг с другом.

-Обратимся к другой картине другого автора С.Баулина . Что важным было для него показать на картине? (Для С.Баулина важна архитектура храма, его легкость, изящество, белокаменные стены, украшенный фриз).

- Ребята, представьте себе, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах. Какой из них вы отдадите предпочтение?

(При описании памятника культуры важны обе картины, так как они создают необходимую целостность восприятия.)

- С чего мы начинаем работу над сочинением?

(С составления плана.)

Один человек работает с интерактивной доской,восстанавливая правильный порядок пунктов плана, а все остальные в тетрадях.

2. История храма.

3. Архитектурные особенности церкви.

4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С. В. Герасимова и С. А. Баулина.

5. Моё впечатление от храма.

- В вашей работе обязательно должны присутствовать описание храма, его связь с окружающим пейзажем и ваши впечатления.

-Как бы вы озаглавили свое будущее сочинение?

- В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)
- Что нам для этого понадобится? (Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).

Орфографическая, лексическая работа.

Ребята, а встретились ли вам слова, которые могут вызвать затруднения при написании сочинения? давайте к ним обратимся

Орфографическая работа, направленная на предупреждение орфографических ошибок.

Важно использовать слова и словосочетания, указывающие на местонахождения предмета, расположение его элементов, деталей. Давайте их вспомним (устно).

Задание. Объясните правописание слов.

Недалеко, поблизости, вблизи, напротив, вокруг, внизу, посредине, впереди, сзади.

В своих сочинениях вы должны избегать повторов, попробуйте заменить слова-словами синонимами.

Подберите синонимы к словам и запишите:

Храм-церковь, шедевр архитектуры, памятник культуры, собор

Художник-живописец, мастер кисти, пейзажист

Изображено-показано, нарисовано, передано

- Ребята, подведем итоги. Как вы думаете, смогли ли мы достигнуть целей, которые ставили в начале урока?

- Зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли?

(Ответы учащихся.) Церковь на Нерли или любой другой памятник архитектуры – это чувство уважения к памяти предков, чувство гордости, какими талантливыми были простые русский люди. Мы в великом долгу перед теми, кто строил храмы и мы должны пронести эту память и передать будущим поколениям.

Мы пришли с тобой и замерли,

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед храмом Покрова…

Что не камень, а из света весь,

Из любовей, из молитв, -

Вот и с Вечностью сведались:

И возносит, и знобит…

Составление синквейна. Попробуйте обобщить полученные знания в форме синквейна. Работа в группах. Записываете слово и прикрепляете его на доску.

Фамилия, имя учащегося

Оценка (от 1 до 5)

-научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры;

- развить свою речь;

- узнать что-то новое, расширить свой кругозор;

- воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого.

Не понравился урок

Вы сегодня на уроке познакомились со святыней Владимирской земли. Это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное творение человеческих рук, ума, такое, как памятник церковной архитектуры. Он был создан во имя Бога и на благо людей. Мы не будем ставить точку, а продолжим работать дальше: изучать памятники культуры.

Написать сочинение в чистовик. Оценки за урок.


-75%

Читайте также: