Огневая подготовка росгвардии конспект

Обновлено: 07.07.2024

Огневая подготовка - имеет целью обучить личный состав поддержанию вооружения в постоянной боевой готовности и умелому использованию его для эффективного поражения противника в различных условиях боевой обстановки.

В огневой подготовке обычно применяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, самостоятельная работа и практические занятия. Выбор методов обучения зависит от темы, цели и содержания занятия и степени подготовленности обучаемых. На каждом занятии могут применяться несколько методов. Так, например, при обучении приемам стрельбы (действиям при вооружении) могут быть применены показ, объяснение и тренировка.

На занятие подразделение выводится в полном составе. Занятие проводится на огневом городке приказарменной учебной материально-технической базы (войскового стрельбища) в сложной, быстро меняющейся тактической обстановке. Личный состав на занятие выходит с оружием, средствами индивидуальной защиты и шанцевым инструментом. Занятие проводится, как правило, под руководством командира обучаемого подразделения.

Выход обучаемых в район занятия, передвижение в ходе занятия и возвращение их в расположение могут проводиться в тактической обстановке с отработкой действий подразделения на марше, при ядерном, химическом, воздушном нападении противника, преодолении зараженных и разрушенных участков местности.

Учебно-материальная база, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов (нормативов) и достижению поставленных учебных целей. Руководитель занятия должен хорошо ознакомиться с местом проведения и умело использовать его в целях достижения поучительности занятия.

Во вводной части занятия руководитель занятия организует получение оружия, индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевый инструмент. Затем выводит подразделение к месту проведения занятия. При проверке внешнего вида он обращает особе внимание на внешний вид обучаемых, правильность подгонки снаряжения, проверяет оружие на его наличие и комплектность. Контрольный опрос обучаемых должен состоять из вопросов по предыдущим темам и охватывать: теоретический – не менее 3-4 человек, практический – 100% личного состава. По результатам контрольного опроса руководитель выставляет оценки.

Руководитель занятия объявляет обучаемым тему, занятие и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Он доводит до обучаемых требования безопасности при обращении с оружием и средствами имитации, указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия. Объявляет сигналы взаимодействия, управления и тревоги на время предстоящего занятия.

В ходе занятия руководитель контролирует работу руководителей на учебных местах; методические приемы, которые они применяют; достигнутый уровень учебных и воспитательных целей, эффективность использования тренажеров и других средств материального обеспечения занятия; точность выполнения требований Курса стрельб; организованность замены учебными местами и другие вопросы обучения личного состава.

Отрабатывая каждый элемент в медленном темпе, руководитель добивается четкого и правильного его выполнения от каждого обучаемого. Обнаружив ошибки в действиях личного состава, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.

После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит заключительную часть занятия. В первую очередь он проверяет оружие на его наличие и комплектность, состояние индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевого инструмента. При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях личного состава, подробно разбирает характерные ошибки. Затем он объявляет оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и отмечает лучших по результатам опроса и отработки вопросов текущего занятия. Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему следующего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку личного состава в подразделение для сдачи оружия, средств индивидуальной защиты, экипировки и шанцевого инструмента.

от 23 ноября 2017 года N 880

(с изменениями на 25 января 2021 года)

___________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
письмо Минюста России от 07.02.2018 N 16500-ЮЛ.

Документ с изменениями, внесенными:

В целях дальнейшего совершенствования уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, -

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарата МВД России, организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций, редакций печатных и электронных средств массовой информации, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение требований Наставления, утвержденного настоящим приказом, и обеспечить реализацию его положений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

Приложение
к приказу МВД России
от 23 ноября 2017 года N 880

Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации

(с изменениями на 25 января 2021 года)

I. Общие положения

1. Наставлением по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации определяются организация и проведение занятий по огневой подготовке, нормативы и упражнения стрельб.

2. Основными задачами огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации являются:

Далее - "огневая подготовка".

2.1. Приобретение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации знаний материальной части огнестрельного оружия и боеприпасов (патронов, запалов, выстрелов, гранат, в том числе ручных осколочных гранат), их тактико-технических характеристик, мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

2.2. Формирование у сотрудников необходимых умений и навыков правомерного применения оружия и боеприпасов; ведения огня в различной обстановке; быстрого обнаружения цели и определения исходных установок для стрельбы и гранатометания; умелых и эффективных действий с оружием и боеприпасами во время стрельбы и гранатометания.

3. Огневая подготовка включает в себя:

3.1. Теоретический раздел.

3.2. Практический раздел.

4. В ходе освоения теоретического раздела огневой подготовки изучаются:

4.1. Правовые основы применения оружия и боеприпасов, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника.

4.2. Материальная часть и тактико-технические характеристики оружия и боеприпасов, меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

4.3. Задержки при стрельбе и способы их устранения.

4.4. Основы баллистики.

4.5. Правила выполнения упражнений стрельб из различных видов оружия, а также гранатометания.

4.6. Порядок и условия проведения стрельб и гранатометания.

4.7. Вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами.

4.8. Правила хранения оружия и боеприпасов, а также ухода за ними.

5. В ходе освоения практического раздела огневой подготовки осуществляются:

5.1. Практические тренировки по отработке:

5.1.1. Нормативов по огневой подготовке.

5.1.2. Изготовки к стрельбе и гранатометанию.

5.1.3. Производства выстрела без использования боевых патронов.

5.1.4. Упражнений стрельб из различных видов оружия вхолостую, а также метания учебных гранат.

5.2. Стрельбы и гранатометание для формирования умений и навыков выполнения:

5.2.1. Упражнений стрельб из различных видов оружия и гранатометания.

5.2.2. Тактических задач применения оружия и боеприпасов при осуществлении оперативно-служебной деятельности.

6. Изучение теоретического раздела огневой подготовки, формирование необходимых двигательных умений и навыков владения табельным оружием и имуществом вооружения осуществляются в рамках обучения по основным и дополнительным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России.

Под организациями, осуществляющими образовательную деятельность и находящимися в ведении МВД России, в Наставлении понимаются образовательные организации МВД России, а также центры профессиональной подготовки территориальных органов МВД России.

7. Поддержание и совершенствование знаний, умений и навыков сотрудников по огневой подготовке осуществляются в рамках занятий по профессиональной служебной и физической подготовке.

8. При поступлении на вооружение новых видов (типов, моделей) оружия и боеприпасов организуется изучение материальной части, тактико-технических характеристик и мер безопасности при обращении с данными видами оружия и боеприпасов с принятием у сотрудников зачета.

II. Организация огневой подготовки

9. В начале каждого учебного года с сотрудниками организуются и проводятся занятия по повторению (изучению) правовых основ применения оружия и боеприпасов, правил проведения стрельб и гранатометания, материальной части и тактико-технических характеристик оружия и боеприпасов, мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, задержек при стрельбе и способов их устранения с принятием зачетов. Сотрудник, не сдавший зачет, до стрельб и гранатометания не допускается.

10. В ходе отработки изготовки к стрельбе, правильного хвата оружия и способов прицеливания, выполнения стрельбы вхолостую, техники быстрого приведения оружия к бою и производства первого прицельного выстрела, устранения задержек при стрельбе могут применяться электронные технические средства и устройства, а также гражданское, служебное и учебное оружие.

11. Стрельбы и гранатометание являются основной формой проведения занятий по огневой подготовке и направлены на формирование, поддержание и совершенствование навыков владения оружием и боеприпасами сотрудниками.

12. В подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарате МВД России, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях, редакциях печатных и электронных средств массовой информации, а также в иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, в которых отсутствует собственная учебно-материальная база огневой подготовки, занятия по огневой подготовке по согласованию могут проводиться на базе иного органа, организации, подразделения МВД России, подразделения (части, организации) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, а также иных ведомств и организаций.

Далее - "органы, организации, подразделения МВД России".

13. В органах, организациях, подразделениях МВД России стрельбы организуются и проводятся:

13.1. С сотрудниками полиции - не реже одного раза в две недели.

13.2. С сотрудниками, не являющимися сотрудниками полиции, - не реже одного раза в месяц.

14. Контрольные стрельбы организуются и проводятся не реже одного раза в год.

15. В зависимости от специфики выполняемых оперативно-служебных и служебно-боевых задач с сотрудниками полиции ежеквартально проводятся стрельбы с использованием средств индивидуальной бронезащиты (в том числе бронежилета и специального шлема). Стрельбы также могут проводиться в противогазах.

16. Стрельбы в противогазах проводятся без изменения условий упражнений стрельб. Противогазы надеваются личным составом по команде "Газы", которая подается руководителем (помощником руководителя) стрельб на исходном рубеже, и снимаются по команде "Отбой газам" по окончании стрельбы. Контрольные стрельбы в противогазах не проводятся.

17. Результаты выполнения сотрудниками упражнений стрельб и гранатометания заносятся в журнал учета посещаемости занятий и успеваемости по профессиональной служебной и физической подготовке.

18. Стрельбы проводятся в тирах, на стрельбищах и полигонах.

19. Для проведения стрельб устанавливаются:

19.1. Место ведения огня, которое определяется условиями выполняемых упражнений стрельб, - огневой рубеж.

19.2. Место построения и подготовки очередной смены, которое размещается в тылу на безопасном расстоянии (не менее 5 м) от огневого рубежа, - исходный рубеж.

19.3. Место учета, выдачи и сдачи боеприпасов, которое размещается в тылу на некотором удалении (3-10 м) от исходного рубежа, - пункт боевого питания.

19.4. Место осмотра мишеней и оценки результатов стрельбы, которое размещается на расстоянии 1-2 м от мишеней - рубеж осмотра мишеней.

19.5. Место для производства выстрелов вхолостую в безопасном и исключающем рикошет пуль направлении.

20. Исходный и огневой рубежи, рубеж осмотра мишеней, а также пункт боевого питания должны обозначаться линиями шириной 5-10 см и (или) соответствующими указателями.

21. На командном пункте стрельбища и полигона (при необходимости в открытом или полуоткрытом тире) должно быть оборудовано устройство для подачи сигнала, запрещающего (белого цвета) или разрешающего (красного цвета) стрельбу.

22. В тире, на стрельбище, полигоне:

22.1. Должны вестись журнал инструктажей по мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами и журнал учета стрельб (приложение N 1).

22.2. Должны быть в наличии:

22.2.1. Инструкция по мерам безопасности.

22.2.2. Инструкции для лиц, организующих и обеспечивающих стрельбы (гранатометание), разработанные органами, организациями, подразделениями МВД России.

22.2.3. Схема тира (стрельбища, полигона) с указанием его границ, размеров, запретной зоны, имеющегося оборудования, расположения постов оцепления (при их выставлении).

В соответствии с частью шестой статьи 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 2016, N 27, ст. 4160)* - приказываю:

Утвердить прилагаемое содержание программы подготовки работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.

Директор Федеральной службы
войск национальной гвардии Российской Федерации -
главнокомандующий войсками национальной гвардии
Российской Федерации
генерал армии

* Пункт 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 41, ст. 5802; 2018, N 24, ст. 3503).

Регистрационный N 63020

УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации
от 01.03.2021 N 68

Содержание программы подготовки работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия

1. Программа подготовки работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия (далее - программа), предназначена для организации и проведения подготовки работников юридических лиц с особыми уставными задачами, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации имеют право приобретать гражданское и служебное оружие либо на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации получать во временное пользование в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия в целях исполнения возложенных на них законодательством Российской Федерации обязанностей 1 .

2. Содержание программы не регулирует правоотношения, связанные с разработкой и утверждением в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063) образовательных программ.

3. Срок подготовки по программе составляет не менее 40 учебных часов.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут).

4. Программа включает в себя общие положения и ее содержание (в том числе примерный учебный план программы, примерные тематические планы и примерные рабочие программы по дисциплинам).

5. Примерный учебный план программы изложен в таблице N 1.

Проверка теоретических знаний

Проверка практических навыков

6. Примерный тематический план дисциплины "Правовая подготовка" изложен в таблице N 2.

Правовые основы деятельности юридических лиц с особыми уставными задачами

Действия работников юридических лиц с особыми уставными задачами и порядок применения ими огнестрельного оружия в пределах необходимой обороны и в состоянии крайней необходимости

Ответственность за преступления, административные правонарушения, связанные с оборотом оружия. Дисциплинарная ответственность.

Промежуточный контроль (зачет)

7. Примерная рабочая программа дисциплины "Правовая подготовка" состоит из следующих тем.

Тема 1. Правовые основы деятельности юридических лиц с особыми уставными задачами.

Основные понятия, задачи и принципы деятельности юридических лиц с особыми уставными задачами. Законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность юридических лиц с особыми уставными задачами. Права, обязанности и гарантии личной безопасности работников юридических лиц с особыми уставными задачами.

Тема 2. Действия работников юридических лиц с особыми уставными задачами и порядок применения ими огнестрельного оружия в пределах необходимой обороны и в состоянии крайней необходимости.

Федеральный закон "Об оружии", другие нормативные правовые акты, регламентирующие порядок применения и использования оружия.

Понятия "необходимая оборона", "причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление", "крайняя необходимость" в соответствии с положениями статей 37 - 39 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2021, N 41, ст. 1472). Условия правомерности необходимой обороны и крайней необходимости. Действия работников юридических лиц с особыми уставными задачами и порядок применения ими оружия в пределах необходимой обороны и в состоянии крайней необходимости при исполнении своих должностных обязанностей. Порядок получения разрешения на право хранения и ношения оружия.

Тема 3. Ответственность за преступления, административные правонарушения, связанные с оборотом оружия. Дисциплинарная ответственность.

Понятия "преступление", "административное правонарушение" в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2021, N 11, ст. 1703). Дисциплинарная ответственность.

Ответственность за преступления, административные правонарушения, связанные с оборотом оружия. Дисциплинарная ответственность за нарушения, не содержащие состава преступления или административного правонарушения. Материальная ответственность за нанесенный материальный ущерб при использовании, небрежном хранении оружия.

Тема 4. Промежуточный контроль (зачет) - 1 час.

8. Примерный тематический план дисциплины "Огневая подготовка" изложен в таблице N 3.

1. Требования безопасности при обращении со стрелковым оружием и боеприпасами.

Методические рекомендации по организации и проведению занятий по огневой подготовке

І. Перечень литературы, используемой при подготовке опорного конспекта:

Наставление по стрелковому делу: автомат, ручной пулемет, ПКТ, ручные гранаты. М; Воениздат, 1983 г.

Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Воениздат, 1990 г.

Курс стрельб из стрелкового оружия.

Руководство по 5,45 мм автомату и пулемету Калашникова.

Огневая подготовка подразделений РВ. Методическое пособие. 1990 г.

Сборник нормативов по боевой подготовке (общевойсковая подготовка).

ІІ. Методика подготовки руководителя к занятию:

Уяснение темы, занятия и их целей.

Изучение содержания данного занятия.

Изучение наставлений, инструкций и руководств.

Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения.

Определение методических приемов проведения занятия.

Составление плана-конспекта (плана, опорного конспекта).

Подготовка материального обеспечения занятия и места проведения занятия.

Определение требований безопасности при проведении занятия.

Утверждение плана-конспекта (плана) у непосредственного начальника.

Проведение ИМЗ (инструктажа) с помощниками руководителя занятия.

Организация самостоятельной подготовки помощников руководителя занятия.

III. Методические указания по проведению занятия.

Проведение занятия по огневой подготовке, как правило, организуется и проводится в масштабе роты (группы). На занятие подразделение выводится в полном составе. Занятие проводится на огневом городке приказарменной учебно-материальной базы (войскового стрельбища) в сложной, быстро меняющейся тактической обстановке. Личный состав на занятие выходит с оружием, средствами индивидуальной защиты и шанцевым инструментом. Занятие проводится, как правило, под руководством командира обучаемого подразделения.

Выход обучаемых в район занятия, передвижение в ходе занятия и возвращение их в расположение могут проводиться в тактической обстановке с отработкой действий подразделения на марше, при ядерном, химическом, воздушном нападении противника, преодолении зараженных и разрушенных участков местности.

Учебно-материальная база, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов (нормативов) и достижению поставленных учебных целей. Руководитель занятия должен хорошо ознакомиться с местом проведения и умело использовать его в целях достижения поучительности занятия.

Во вводной части занятия руководитель занятия организует получение военнослужащими оружия, индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевый инструмент. Затем выводит подразделение к месту проведения занятия. При проверке внешнего вида он обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных, проверяет оружие на его наличие и комплектность. Контрольный опрос военнослужащих должен состоять из вопросов по предыдущим темам и охватывать: теоретический – не менее 3-4 человек, практический – 100% личного состава. По результатам контрольного опроса руководитель выставляет оценки.

Руководитель занятия объявляет обучаемым тему, занятие и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Он доводит до военнослужащих требования безопасности при обращении с оружием и шанцевым инструментом, указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия. Объявляет сигналы взаимодействия, управления и тревоги на время предстоящего занятия.

Основную часть занятия руководитель начинает с построения личного состава на огневом городке приказарменной учебно-материальной базы (войскового стрельбища) в развернутом, двухшереножном строю.

Главное внимание на стрелковых тренировках руководитель занятия уделяет обучению военнослужащих умелому применению оружия днем и ночью, в любых условиях обстановки. На тренировках солдаты, используя штатное оружие, учебные приборы и тренировочные средства.

В ходе тренировки руководитель занятия контролирует работу руководителей на учебных местах; методические приемы, которые они применяют; достигнутый уровень учебных и воспитательных целей, эффективность использования тренажеров и других средств материального обеспечения занятия; точность выполнения требований Курса стрельб; организованность замены учебными местами и другие вопросы обучения личного состава.

При изучении 1-го учебного вопроса руководитель занятия доводит требования безопасности при обращении со стрелковым оружием и боеприпасами в соответствии с Курсом стрельб и Наставлением по стрелковому делу.

2-й учебный вопрос по снаряжению магазина патронами и осмотру боеприпасов отрабатывается практически с использованием учебных патронов. Снаряжение магазина изучается, в том числе и с использованием переходника и обоймы.

Отрабатывая каждый элемент в медленном темпе, руководитель добивается четкого и правильного его выполнения от каждого обучаемого. Обнаружив ошибки в действиях личного состава, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.

3-й учебный вопрос отрабатывается практически с учетом нормативного времени. Для этого руководитель занятия подает команды для двух-трех военнослужащих и фиксирует для них время выполнения норматива. Остальной личный состав выполняет норматив без учета времени в качестве тренировки.

В ходе тренировки руководитель занятия определяет характерные недостатки у более отстающих обучаемых и применяет индивидуальный способ обучения лично или закрепляет за отстающими военнослужащими сержанта (наиболее подготовленного солдата) для дополнительной тренировки по устранению вскрытых недостатков.

После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит заключительную часть занятия. В первую очередь он проверяет оружие на его наличие и комплектность, состояние индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевого инструмента. При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях личного состава, подробно разбирает характерные ошибки. Затем он объявляет военнослужащим оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и отмечает лучших военнослужащих по результатам опроса и отработки вопросов текущего занятия. Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему следующего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку личного состава в подразделение для сдачи оружия, средств индивидуальной защиты, экипировки и шанцевого инструмента.

проведения занятия
по огневой подготовке

Читайте также: