Оформить конспект выписать ключевые моменты по материалам темы жанр басни в мировой литературе

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Повторить основные особенности басни как литературного жанра; Познакомить с русскими и зарубежными баснописцами.

- расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;

- дать представление о возникновении и развитии басенного жанра;

- познакомить учеников с именами известных баснописцев.

- развивать познавательные интересы учащихся

- развивать навыки выразительного чтения

- развивать уменияе строить устное высказывание, развивать связную речь.

- воспитывать интерес к литературе;

- воспитывать неравнодушное отношение к темам, затронутым в баснях.

I. Оргмомент

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

II. Актуализация знаний

- Изучение какого раздела мы с вами завершили?

- Чем литературная сказка отличается от народной?

III . Работа над н/м

- А сейчас я хочу, чтобы вы помогли разгадать мне слово

- Это литературный жанр, произведения этого жанра чаще всего в стихотворной форме, но могут быть и в прозе; имеет мораль, которая м.б. в начале или в конце произведения; чаще всего герои этих произведений – животные; цель данных произведений – осмеяние человеческих пороков; повествование представлено в аллегорической форме; очень много диалогов. Самый известный представитель – И.А.Крылов, родоначальник – Эзоп.

(Оформляется на доске

- Как вы думаете, так о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (тема)

Называем тему, записываем. Определяем цели.

- А какие задачи мы поставим перед собой?

(задачи: на сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Об истоках этого жанра. Узнаем, много ли было на свете баснописцев)

- Итак, давайте вспомним, что же такое басня и постараемся дать определение этому литературному жанру.

Басня – это небольшое произведение в стихах или прозе нравоучительного характера, имеющее мораль.


- Чтение статьи в учебнике, запись определения в тетрадь.

- Используя записи на доске и статью в учебнике, найдите мне ответ на вопрос: Что делает басню оригинальным жанром?


Басня-- очень древний литературный жанр. Начало ему положено в глубокой древности около VI века до нашей эры. В это время жил родоначальник басенного творчества и самый известный баснописец у древних греков – Эзоп. Вы, наверно, слышали такие выражения, как “эзопов язык”, “эзопова басня”. Эзоп жил в древней Греции в 6 веке до Рождества Христова. О нем известно очень мало. Историк Геродот писал, что Эзоп был рабом, потом был отпущен на волю. Жил на острове Самосе и по ложному обвинению был убит жрецами в Дельфах. По некоторым сведениям у него была уродливая внешность. Мало того, что он был рабом, так он еще посредством своих басен высмеивал людские пороки, и, конечно же, пороки знатных людей, за что они его не любили. Можно себе представить, какой тяжелой была жизнь Эзопа, но зато, благодаря своим произведениям, которые до сих пор актуальны, он приобрел всеобщую известность и признание на все века. Его басни были настолько популярны, что потом еще долгие столетия перерабатывались и переводились разными баснописцами из разных стран. Басни Эзопа не были стихотворными.

- Найдите в учебнике информацию, с чем были связаны основные мысли эзоповских басен?

Послушайте одну из его басен “Лев и мышь”.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.

- Какова мораль этой басни? ( Судьба изменчива )

- Поработайте со статьей учебника на стр.118 и найдите ответ на вопрос: в чем особенность текстов басен Эзопа?

- Найдите в учебнике информацию о том, кто еще после Эзопа обращался к жанру басни.

- Назовите имя самого известного русского баснописца.

2) Чтение и обсуждение басен Эзопа

- Что хотел сказать нам Эзоп своей басней? Какие человеческие пороки он высмеивает?

4) Чтение и обсуждение басен Ж.де Лафонтена

В 18 веке во Франции при дворе короля Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые сочинял Эзоп 23 столетия назад продолжают оставаться интересными и актуальными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами.

Подведение итогов урока

Беседа: - Что нового о баснях вы сегодня узнали?

- Что такое басня?

- Что такое мораль?

- (Заметьте, она не бывает навязчивой, длинной, скучной. Мораль всегда короткая, но мудрая, меткая, как пословица)

-Что высмеивает басня?

- С именами каких баснописцев мы познакомились?

-Что значит эзопов язык? Аллегория?

Рефлексия (Светофор)

6 Домашнее задание:

а) Всем: стр 116-118 чтение и пересказ статьи

б) Всем: написать басню (неважно в прозе или стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки. Например: жадность, лживость, глупость, злоба, зависть,лень ит.п.)

в) индивидуально: доклад о Крылове.

________________________________________________________________________________

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

- Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.- В басне обязательно есть мораль.

Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Древняя Греция: Гесиод, Эзоп

Франция: Жан де Лафонтен (18 век)

Россия: И.А.Крылов, М.В.Ломоносов, Василий Майков , Сумароков Александр П . , Дмитриев Иван.И , И.И.Хемницер.

Иносказание-- переносное значение, выражение, заключающее в себе скрытый смысл. (аллегория в широком смысле)= Эзопов язык

Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты

Нажмите, чтобы узнать подробности

— Сегодня мы переходим к изучению литературы 19 века, большой раздел в нашем курсе литературы. На сегодняшнем уроке мы поговорим о таком литературном жанре, как басня.

– Что вы знаете о баснях? Какие басни вы читали?

– Кто или что обычно изображается в баснях? Слайд 2

III. Работа по теме урока

1) – Итак, как мы можем определить, что такое басня? (Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл).

– Что такое мораль басни? (Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом).

– Как вы понимаете, что такое олицетворение?

– Что такое аллегория? (Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты). Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд). Слайд 3

Спросить Бойко, Ковалюк, Рысева, Яркова

Про Эзопа рассказывают – слайд 4

Лафонтен – слайд 5

Один из самых известных баснописцев — Эзоп — жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными.

Сейчас мы о языке басен, о языке иносказаний говорим: эзопов язык.

Записать: Эзопов язык – язык иносказаний.

В XVIII в. во Франции при дворе короля Людовика XIV жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами.

3) Чтение, обсуждение басен

Слайд 8, 9, 10, 11

– Кто является героями басен?

– Есть ли развития в действии?

– Какие качества высмеиваются и изображаются иносказательно в баснях?

IV. Домашнее задание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Жанр басни в мировой литературе

Перечень рассматриваемых вопросов :

– характерные стилистические особенности басни.

Басня – жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.

Мораль – это краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде басни.

Список литературы:

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2 ч.: Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019.— 307 с.

Дополнительная литература:

1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. Ч. 1— 80 с.

2. Полухина В. П.Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 5 кл. – М.: Просвещение, 2018. — 240 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного освоения:

Вы все наверняка слышали про знаменитого древнего баснописца Эзопа. Однако, как считают исследователи, первые басни были написаны задолго до его рождения. Первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод, живший в конце IX начале VIII веков до нашей эры, и Стесихор (VI-й век до нашей эры). В древности басни различали по действующим лицам. Это были сибаритские (носившие название от города Сибариса) – в них действовали люди. И эзоповы басни, героями которых были животные.

Эзоп, живший в середине VI века до нашей эры, наиболее известный древний баснописец. Его произведения, или те, что считаются принадлежащие ему, стали классикой басенного жанра. Их сюжеты дали основу для творчества следующих поколений литераторов.

Эзоп – полулегендарная личность. Его жизнь окутана многочисленными историями, в которых правда часто смешивалась с вымыслом. Он был рабом, несколько раз его продавали и покупали. Он сменил немало хозяев. И его злоключения и невзгоды и нашли дальнейшее отражение в баснях.

Как видим, и у Крылова, и у Эзопа мораль одна – не надо вестись на лесть.

Впервые басни стали стихотворными благодаря древнегреческому поэту Бабрию, который зарифмовал басни Эзопа стихами. С его лёгкой руки басни и поныне существуют в поэтической форме.

В Древнем Риме прославился своими баснями поэт Федр, живший примерно в с 15 до 70 гг. нашей эры. Как и Эзоп, он был рабом. Его хозяином был император Октавиан Август.

Не смевшая сказать того, что хочется,

Все чувства изливала в этих басенках,

Где были ей защитой смех и выдумки, –

так объяснил Федр выбор жанра басни для своей поэзии. За талант император освободил своего раба.

Для нас это не имеет особого значения, но для французского читателя того времени это был важный момент, учитывая что и Гасконь и Нормандия были в оппозиции юному королю. Таким образом, басня Лафонтена имеет более глубокий смысл, чем просто рассказ про лисицу, которая не смогла съесть лакомство.

И ты, певец любезный,
Поэзией прелестной
Сердца привлёкший в плен,
Ты здесь, лентяй беспечный,
Мудрец простосердечный,
Ванюша Лафонтен!

Заслуга Лафонтена в том, что он расширил выразительные средства поэзии. Язык его басен обогащается как за счёт языка старинных авторов, особенно Франсуа Рабле, так и за счёт провинциальных наречий и живой народной речи.

Если говорить об английской литературе, то в основном басни здесь писались в XVII веке на политические темы, то есть в форме памфлетов. Часто обличительные произведения были не аллегоричны и анонимные. Из тех же, кто прибегал к аллегории и мог подписать свои произведения не опасаясь преследования, нам известен Роджер л'Эстранж, который написал пятьсот прозаических басен, впервые опубликованных в 1692 году и потом неоднократно переиздававшихся. Сюжеты он заимствовал у своих предшественников, но размышления, которыми заканчивалась каждая басня, выражали его личные мнения, в основном по политическим вопросам.

В XVIII веке необычайный интерес к этому жанру появился в России.

Первым российским литератором, написавшим шесть басен в подражании Эзопу, был современник Петра Первого Антиох Кантемир.

Позже и Василий Кириллович Тредиаковский переложил несколько басен Эзопа на стихи. После первопроходцев в этой области Кантемира и Тредиаковского басня стала одним из любимейших жанров поэтов XVIII века.

Александром Петровичем Сумароковым было создано 334 прозаических басни. Сам автор считал их баснями-притчами. Часть – это вольные переводы Лафонтена, но большинство – оригинальные произведения. Сумароков создавал целые поэтические зарисовки, с диалогами, бытовыми и языковыми оригинальными подробностями. Изложенные вольным стихом на основе разностопного ямба, его произведения очень легко читаются и запоминаются. При этом, следуя традициям, в стихах автор употребляет нарочито грубую лексику, ибо тогда басня относилась к низкому жанру.

Басни Ивана Дмитриева, по мнению исследователей, менее красочные и менее экспрессивные, чем у Сумарокова. Однако, Дмитриев совершил просто революционной прорыв: он позволил себе в творчестве отойти от жёсткого деления жанров на высокие и низкие. Таким образом, начал создаваться единый литературный язык, который, по мнению Ивана Дмитриева, мог бы использоваться в произведении любого жанра. Он первый, кто в своих стихотворных произведениях использовал светскую разговорную речь.

Триумф русской басни связан с именем Ивана Крылова. Но, об этом поговорим на следующем уроке.

Необходимо запомнить

Всплеск популярности жанра басни в обществе происходил в момент социальной напряжённости.

Например, в VIII— VII вв. до н. э. в греческих городах-государствах происходило крушение старой системы господства землевладельческой знати и закладывалась основа нового демократического управления.

В XVII веке в Европе происходили общественные процессы, которые впоследствии приводили либо к упразднению монархии, как во Франции, либо к существенному ограничению её влияния, как в Англии.

А в конце XVIII века и в начале XIX века в России так же началось движение в поддержку необходимых, давно назревших реформ, что вызывало интерес к басням.

Разбор заданий тренировочного модуля

Подчёркивания элементов

Подчеркните верные ответы. Лафонтен при написании басни привнёс следующие изменения в форму и содержание:

Конечно, невозможно представить басню без завершающей текст морали. Другие перечисленные характеристики отражают новаторство Лафонтена. Следовательно, правильный ответ:

Множественный выбор

Выберите из списка баснописцев, которые не только переводили известные басни, но и создавали свои оригинальные произведения:

На уроке мы узнали, что русский поэт-баснописец XVIII века Василий Кириллович Тредиаковский переложил несколько басен Эзопа на стихи. Иван Иванович Дмитриев перевёл в стихотворной форме басни с французского. Так поступали и Александр Петрович Сумароков, и Иван Андреевич Крылов, однако они создавали и собственные произведения. Французский баснописец Жан де Лафонтен в сочинениях опирался на известные древнегреческие басни, но стал автором принципиально нового жанра. Поэтому правильный ответ:

Цели: углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников – познакомить учеников с предшественниками Крылова в жанре басни; обучить элементам сравнительного анализа текстов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

А) Повторение теории:

– Дайте определение басни.

– Из каких частей состоит басня? (Зачин, мораль, небольшой рассказ о событии)

– Что такое мораль?

– В баснях часто встречается аллегория. Что это такое?

– Какие ещё художественные приемы могут встречаться в баснях? (звукоподражания, эпитеты)

Б) Выразительное чтение понравившихся басен с кратким анализом.

– Почему свинья не поняла, в чем её упрекают?

– Аллегорией чего является осел?

– Какова мораль этой басни?

II. Изучение нового материала.

Учитель: Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры. Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В 17 веке древний жанр был возвеличен французским писателем Ж.. де Лафонтеном. Развивали жанр басни и русские баснописцы 18 века Хемницер И.И., Сумароков А.П., Дмитриев И.И.

– Итак, это была басня Эзопа. А теперь вашему вниманию предлагается произведение Жана де Лафонтена на эту же тему.

III.Обучение сравнительному анализу басен.

План сравнительного анализа.

(Запись на доске)

  1. Тема басни.
  2. Герои басни.
  3. События, действия героев.
  4. Цель басни.
  5. Мораль.
  6. Художественные особенности.

Беседа с детьми, что общего и чем различаются басни.

IV. Закрепление изученного материала.

– Какие басни вы приготовили для чтения в классе? Кто смог найти краткую историю создания этой басни? (Заслушивание выразительного чтения басен, приготовленных дома детьми)

V. Викторина по прочитанным дома басням.

Класс делится на 2 команды, за правильный ответ команда получает 1 балл.

  • Задание 1 (Слайд 4)
  • Задание 2 (Слайд 5)
  • Задание 3 (Слайд 6)
  • Задание 4 (Слайд 7)
  • Задание 5 (Слайд 8)
  • Задание 6 (Слайд 9)
  • Задание 7 (Слайд 10)

Учитель: – А теперь последнее задание: рассмотрите иллюстрации художников к басням Крылова, попробуйте угадать их.

Задание 8 (Слайды 11-20)

Учитель: – Итоги викторины. Кто больше всех получил жетонов, тот получает приз: зеркальце (ребята угадывают, из какой сказки этот предмет), очки, жёлудь, кусочек сыра и т.д.

Читайте также: