Однозначные и многозначные слова 5 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

Провожу игру со словами; сопоставительный анализ слов, ответы на вопросы: Что объединяет эти слова с точки зрения лексического значения? Чем записанные слова различаются?

Совместно с учащимися формулируем цели и задачи.

навык самостоятельной парной и групповой работы

вариативную парную работу

интерактивный метод “Карусель” учащиеся размещаются в два круга лицом к друг другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, после чего учащиеся внешнего круга перемещаются пот кругу к следующему партнёру (закрепление понятий однозначное и многозначное слово).

Организует групповую работу, связанную с пониманием лексического значения многозначных слов (рисуем “словесное древо”) с опорой на словарь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Однозначные и многозначные слова.ppt

Слова однозначные и многозначные Урок в 5 классе Подготовила: Сакауова С.С. у.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Слова однозначные и многозначные Урок в 5 классе Подготовила: Сакауова С.С. у.

Слова однозначные и многозначные Урок в 5 классе Подготовила: Сакауова С.С. учитель русского языка и литературы

Цели урока Что узнаем? Чему научимся? Как будем работать? Что получим в резул.

Цели урока Что узнаем? Чему научимся? Как будем работать? Что получим в результате? Что такое многозначные и однозначные слова. Находить различные значения слов самосто-ятельно и в словаре. В тетради – правильно, аккуратно, красиво. На уроке – внимательно и самостоятельно. Знания о многозначных и однозначных словах. Умение находить значения слов в словаре и в тексте. Хорошую работу в тетрадях.

Слова однозначные и многозначные

Слова однозначные и многозначные

Назовите предмет РУЧКА Часть предмета, за которую берутся рукой Письменная пр.

Назовите предмет РУЧКА Часть предмета, за которую берутся рукой Письменная принадлежность Маленькая рука ручка ручка ручка

Назовите предмет ножка Маленькая нога ножка Опора, стойка мебели или какого-н.

Назовите предмет ножка Маленькая нога ножка Опора, стойка мебели или какого-нибудь устройства ножка Часть циркуля ножка Нижняя часть гриба или цветка НОЖКА

Сделайте вывод Закончи предложения: Любое слово имеет… Некоторые слова имеют….

Сделайте вывод Закончи предложения: Любое слово имеет… Некоторые слова имеют… Подумай, как можно назвать слова, которые имеют одно значение? Как бы ты назвал слова, у которых может быть много значений? Однозначные Многозначные значение несколько значений

Подумайте! Назови каждый предмет. Соедини линиями предметы, которые назвал од.

Подумайте! Назови каждый предмет. Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом. Выпиши в первый столбик многозначные слова, а во второй однозначные. лист мышь ключ телефон вертолёт кровать … 

Объясните значения слов по рисункам на странице 27. корень Подземная часть ра.

Объясните значения слов по рисункам на странице 27. корень Подземная часть растения. Часть зуба Общая часть родственных слов кисть Часть руки. Часть растения с ягодами или цветами. Инструмент маляра или художника

Подведём итоги Знания о многозначных и однозначных словах. Умение находить зн.

Подведём итоги Знания о многозначных и однозначных словах. Умение находить значения слов в словаре и в тексте. Хорошую работу в тетрадях. Хорошее настроение. Хорошие отметки.

Домашнее задание С.26 – правило И С. 28 упр. 5 – в тетрадь – разные значения.

Домашнее задание С.26 – правило И С. 28 упр. 5 – в тетрадь – разные значения слова золотой. Или Подобрать несколько многозначных слов и выписать их разные значения из толкового словаря. Или Нарисовать рисунок иллюстрирующий разные значения какого-нибудь многозначного слова.

Всем спасибо. Все молодцы.

Всем спасибо. Все молодцы.

Выбранный для просмотра документ однозначные и многозначные.docx

Ленинская основная общеобразовательная школа

Лебяжинского района

Конспект урока по русскому языку

На тему: Значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Учитель русского языка

и литературы Сакауова С.С.

Класс: 5 каз.класс

Дата: ______

Предмет: Русский язык

Тема урока: Значение слова. Однозначные и многозначные слова.

- расширение и углубление знаний по лексике; актуализация и закрепление знаний об однозначных и многозначных словах.
- повышение интереса к учебному процессу,
- формирование активного участия в процессе обучения;


Оборудование: Интерактивная доска, проектор, компьютер; электронные задания, анимации, интерактивные рисунки

1.Организационный момент.

Проверка и подготовка класса к уроку

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Здравствуйте, ребята. А начнём мы урок с загадки. Ответ на неё вы можете дать сразу, а можете и подумать, а ответить в конце урока.

Не мёд, а ко всему липнут. ( Слова )

- Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы ещё раз дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.

Как будем работать?

Что получим в результате?

Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.

Что такое многозначные и однозначные слова.

Находить различные значения слов самостоятельно и в словаре.

В тетради – правильно, аккуратно, красиво.
На уроке – внимательно и самостоятельно.

Знания о многозначных и однозначных словах.

Умение находить значения слов в словаре и в тексте.

Хорошую работу в тетрадях.

3. Работа по теме урока

1. Сегодня мы с вами поговорим о смысле слова и его лексическом значении.

ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

- А как вы думаете, какое понятие будет основой этого раздела, при помощи чего мы общаемся? (Слово)

4.Объяснение нового материала:

В словарном составе языка есть однозначные и многозначные слова.
Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением , например: береза, рюкзак.

Многозначные слова – это слова, имеющие два и более лексических значений . Значения многозначного слова связаны по смыслу. Например: корень, ручка, ножка.

Посмотрите слайды №7, 8.Назовите предметы.

- Что мы видим, ребята? Какие это слова? (многозначные).

Любое слово имеет… значение

Некоторые слова имеют… несколько значений

Подумай, как можно назвать слова, которые имеют одно значение?

Как бы ты назвал слова, у которых может быть много значений?

1.Назови каждый предмет.

2.Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом.

3.Выпиши в первый столбик многозначные слова, а во второй однозначные .

лист телефон

мышь вертолёт

ключ кровать

Облако.
Беленькое облако

(Округленные руки перед собой)

Поднялось над крышей
(Поднять руки над головой)

Устремилось облако
Выше, выше, выше
(Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.)

4. Следующее задание.

Если Вы ещё не уверены :

в своём умении определять лексическое значение слова,

отличать однозначные и многозначные слова,

правильно использовать многозначные слова в речи

Сейчас вы поработаете самостоятельно в группах.

Класс делится на две группы.

Ребятам даются задания на листках, работают в группах.

После выполнения задания ребята защищают свои работы.

5.Закрепление и систематизация изученного материала.

Прочитайте стихотворение В.Лифшица в учебнике на стр.42. Сколько предметов обозначает слово ключ? Докажите, что то слово является омонимом.

Шёл я с сумкой за плечом, Шарю я в ключе по дну,

Вижу, бьет в овраге ключ. Над водою спину гну,

Наклонившись над ключом, Если ключ я не найду,

Уронил я в оду ключ. Как домой я попаду?

6. Рефлексия.

Учитель: Что нового мы узнали сегодня?

Чему научились? (Различать слова с прямым и переносным значением).

Какие были трудности?

7.Оценивание.

Домашнее задание. Упр.100. стр.47

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 070 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.02.2016 4665
  • RAR 411.9 кбайт
  • 235 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сакауова Салтанат Саматаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


На уроке дается понятие однозначных и многозначных слов. Затем формируется умение различать у многозначных слов прямое и переносное значение, находить слова с переносным значением. Весь материал строится на текстах о маме.

Описание разработки

Цели:

1. Дать понятие о однозначных и многозначных словах; прямом и переносном значении слова;

2. Сформировать умение различать прямое и переносное значения слов, умение находить в тексте слова с переносным значением и употреблять их в речи; формировать навыки работы с толковым словарем; обогащать словарный запас учащихся;

3. Воспитывать человеческие, добрые отношения к маме, развивать чуткость ко злу, неправде, унижению человеческого достоинства.

1. Стадия вызова.

Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, начните урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Что вы почувствовали? (тепло, радость и т. д. ) (слайд 1)

Значит, вы умеете чувствовать, понимать настроение друг друга. Тогда помогите разобраться во в такой ситуации. (слайд 2)

Мне не хватает теплоты, -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: – Мерзнешь ты

И в летние денечки?

- Ты не поймешь, еще мала,

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: – Я поняла! –

Как вы думаете, что сделала дочь? Закончите стихотворение.

(ученики высказывают свои предположения)

Почему дочь не поняла свою маму?

О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).

- Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего - нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова.

- Скажите, а это важно – понимать другого человека?

Какое значение имеет слова теплота, тепло? (кластер создается вместе с учениками слайд 3)

Сколько значений у этого слова? Следовательно, мы его можем назвать …. ?

Но если есть многозначные слова, то существуют и однозначные слова.

Теперь вы можете назвать тему урока. (слайд 4)

ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА, …

Как вы думаете, какие задачи решать на уроке, опираясь на тему?

2. Осмысление.

1) Скажите, пожалуйста, а где мы можем узнать о лексическом значении слова, о количестве его значений?

Откройте толковый словарик в 5 части стр 19, найдите однозначные и многозначные слова. Как они обозначаются?

2) Работа над узнаваемостью многозначности.

презентация по русскому языку Однозначные и многозначные слова

У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:

Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

Какие словосочетания вы выписали? (слайд 6)

Что можно сказать о слове золотой?

Найдите среди них лишнее, опираясь на лексическое значение.

Работа в парах: сформулируйте и запишите значение слова золотой в каждом случае.

Весь материал - смотрите архив.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку в 5 классе. Разработка поможет обобщить знания пятиклассников по теме "Однозначные и многозначные слова", позволит подвести итог урока по данной теме.

Девятое ноября. Классная работа.

Девятое ноября.

Классная работа.

Вопросы для повторения - Что изучает лексика? - Что такое лексическое значение слова? - А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

Вопросы для повторения

- Что изучает лексика?

- Что такое лексическое значение слова?

- А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

Иголки

Назовите предмет Письменная принадлежность Часть предмета, за которую берутся рукой Детская ручка ручка

Назовите предмет

Письменная принадлежность

Часть предмета, за которую берутся рукой

Детская ручка

ручка

Назовите предмет Часть циркуля Опора, стойка мебели или какого-нибудь устройства Нижняя часть гриба или цветка Маленькая ножка НОЖКА

Назовите предмет

Часть циркуля

Опора, стойка мебели или какого-нибудь устройства

Нижняя часть гриба или цветка

Маленькая ножка

ШЛЯПКА

ГРЕБЕНЬ

Кисть

много Много значные Иголки, кисть, шляпка, гребень, ручка, ножка, тарелка.

Много значные

Иголки, кисть, шляпка, гребень, ручка, ножка, тарелка.

Все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений ? Как можно назвать слова, которые имеют одно значение? ОДНОЗНАЧНЫЕ Морковь, пальто, карандаш, берёза, осень, мальчик , девочка, алфавит, буква, портфель, тетрадь и др. На какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений? Одно значные Много значные

Все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений ? Как можно назвать слова, которые имеют одно значение?

ОДНОЗНАЧНЫЕ

Морковь, пальто, карандаш, берёза, осень,

мальчик , девочка, алфавит, буква,

портфель, тетрадь и др.

На какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений?

Одно значные

Много значные

Слова однозначные и многозначные

Слова однозначные и многозначные

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

Перепишите предложения ,вставляя пропущенные буквы и добавляя подходящие по смыслу слова . железнодорожный Москва - крупный ( . ) узел. Вася всегда завязывает шнурки в ( . ) узел. Старушка внесла в вагон ( . ) узел с вещами. Слова для справок: тугой, (железно)дорожный, тяж..лый тугой тяжёлый

Перепишите предложения ,вставляя пропущенные буквы и добавляя подходящие по смыслу слова .

железнодорожный

  • Москва - крупный ( . ) узел. Вася всегда завязывает шнурки в ( . ) узел. Старушка внесла в вагон ( . ) узел с вещами.
  • Слова для справок: тугой, (железно)дорожный, тяж..лый

тугой

тяжёлый

Составьте предложения , которые бы ясно показывали, в каком значении употреблено слово. колокольчик лисички

Составьте предложения , которые бы ясно показывали, в каком значении употреблено слово.

колокольчик

лисички

Лингвистическая задачка. Отгадайте слово по его значению Дворец 1.Здание, в котором живёт король. 2.Помещение для стоянки автомобилей. 3.Твёрдая набойка на подошве обуви под пяткой. 4.Ледяная площадка для катания на коньках. 5.Безбилетный пассажир. 6.Детеныш коровы. Гараж Каблук Каток Заяц Телёнок

Лингвистическая задачка. Отгадайте слово по его значению

Дворец

1.Здание, в котором живёт король.

2.Помещение для стоянки автомобилей.

3.Твёрдая набойка на подошве обуви под

4.Ледяная площадка для катания на коньках.

Гараж

Каблук

Каток

Телёнок

Предметам в левой колонке найдите пару в правой колонке.

Разделите слова на две группы: ЛИСТ, ЛЕД, ЛУК, РУЧКА, УДАРИТЬ, ГИТАРА, МАТЕМАТИКА, СКАКАЛКА,ЧЕРНЫЙ, КЕНГУРУ, БРАТЬ, СОСНА, МОЛНИЯ, БАБОЧКА, ЖИРАФ, ВЕСНА, КОМПЬЮТЕР, ШАР, ИДТИ, ХВОСТ, ГЛОБУС, БИЛЕТ, ИГОЛКА, КИСЛЫЙ, ЗВЕЗДА, КНОПКА.

Разделите слова на две группы:

ЛИСТ, ЛЕД, ЛУК, РУЧКА, УДАРИТЬ,

ГИТАРА, МАТЕМАТИКА, СКАКАЛКА,ЧЕРНЫЙ, КЕНГУРУ, БРАТЬ, СОСНА, МОЛНИЯ, БАБОЧКА, ЖИРАФ, ВЕСНА, КОМПЬЮТЕР, ШАР, ИДТИ, ХВОСТ, ГЛОБУС, БИЛЕТ, ИГОЛКА, КИСЛЫЙ, ЗВЕЗДА, КНОПКА.

Читайте также: