Конспект урока права и обязанности родителей права и обязанности детей

Обновлено: 05.07.2024

Цель этапа: создание эмоционального настроя обучающихся.

Задача: воспитание доброжелательного отношения к ближнему.

Методы работы: словесный

желаю (соприкасаются большими пальцами);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Цель этапа: актуализировать имеющиеся знания, подвести обучающихся к новому материалу

повторить пройденный материал;

Методы работы: словесный.

Формы контроля: устный опрос

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная

На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с нормами одной из отраслей частного права - семейным правом, в основу которого положены два основных понятия

Давайте вспомним, какие это понятия? (семья и семейные правоотношения)

На доске высвечивается:

Семья - это группа людей, объединенная между собой кровным родством или вступлением в брак.

Семейные правоотношения - это личные и имущественные отношения между членами семьи и другими родственниками.

На прошлом уроке мы с вами изучали также положения о том, как регулируются отношения между людьми в связи со вступлением в брак и его расторжением. Повторим изученное.

Проанализируйте описанные ситуации и объясните свою точку зрения.

2) Гражданин П., 45 лет, проживающий в Краснокамске и имеющий жену и несовершеннолетнего ребёнка, подал заявление о вступлении в брак с гражданкой О, 35 лет, проживающей в Перми. В регистрации брака им было отказано. Почему? (Нельзя вступать в брак человеку, который уже состоит в браке)

- Каковы условия вступления в брак?

- Какие препятствия для вступления в брак существуют?

3) Смирнов подал в суд заявление о расторжении брака со Смирновой, в котором указал, что супружеские отношения с женой прекращены, и они живут в разных местах. Судья, выяснив, что Смирнова имеет трёхмесячного сына и согласия на расторжение брака не даёт, отказал Смирнову. Правильно ли поступил судья? (Судья поступил правильно, так как согласно ст.17 СК РФ супруг не имеет право без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течении года после рождения ребёнка )

Цель этапа: формирование знаний о правах и обязанностях родителей и детей;

развивать умения анализировать жизненные ситуации, высказывать свое мнение

развивать навыки работы с Семейным кодексом.

Методы работы: словесный, проблемный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

В определении семья сказано, что люди объединены между собой не только узами брак но и кровным родством. А между кем в семье возникают кровные узы?

Правильно, между родителями и детьми.

Сегодня на уроке речь пойдёт о том, какими правами и обязанностями обладают родители и дети.

При изучении этого вопроса мы изучим некоторые статьи Семейного Кодекса РФ.

Забота государства о будущем ребенке проявляется задолго до его рождения. Женщина получает право на постоянное наблюдение в женской консультации по месту жительства за ее здоровьем и развитием беременности.

В соответствии с ТК за два месяца до срока предполагаемых родов работающей женщине должен быть предоставлен оплачиваемый в соответствии с размером ее заработной платы отпуск. Аналогичный отпуск ей предоставляется и после рождения ребенка. Законодательством предусмотрена возможность для женщины самой ухаживать за ребенком в первые годы его жизни.

После рождения ребенка супруги получают от государства единовременное пособие для покупки необходимых младенцу вещей.

Ребенок появился на свет, он связан с родителями не только кровным родством, но и правовой связью. У супругов появляются права и обязанности по содержанию и воспитанию ребенка.

В чём же состоят отличительные особенности родительских прав?

Изучим статьи Кодекса и заполним таблицу, ответив на вопросы

Итак, каковы отличительные особенности родительских прав?

Чем они отличаются от других прав человека?

Какими правами и обязанностями обладают родители по отношению к своим детям? Как вы понимаете данные права?

Прочитайте и проанализируйте ст. 63, 64, 68, 58 СК РФ запишите в тетрадь примеры прав и обязанностей родителей и детей.

Какие права и обязанности имеют родители по отношению к своим детям?

Придумайте ситуации, в которых бы были нарушены родителями права ребёнка.

(не отдали в школу учиться, заболевшего ребёнка не ведут в больницу на приём к врачу, бьют и т. д.)

А что же может произойти, если родители будут использовать свои права во вред ребёнку? (При использовании роди­тельских прав во вред ребенку его могут временно отобрать у родителей (т. е. ограничить родительские права) либо вовсе ли­шить их родительских прав. Вовлечение родителями детей в си­стематическое употребление спиртных напитков, одурманиваю­щих средств, в занятие проституцией, бродяжничеством или по­прошайничеством рассматривается законом как уголовно наказуемое деяние.)

При каких условиях возможно лишение родителей родительских прав?

Прочитайте и проанализируйте ст. 69, 71 Семейного кодекса.

Проанализируйте описанные ситуации и объясните свою точку зрения.

1. Гражданин Гаврилов обратился в суд с иском к жене о передаче ему на воспитание двух его детей и о лишении родительских прав жены. В исковом заявлении указано, что ответчица систематически пьет, ведет аморальный образ жизни, не работает, бьет детей. За детьми ухаживает он сам и его престарелая мать.

Какое решение примет суд?

Цель этапа: формировать умение анализировать, обобщать пройденный материал, умение анализировать собственную деятельность.

Методы работы: словесный.

Формы организации деятельности: фронтальная

Проанализировав статьи Семейного кодекса РФ, давайте подведём итоги, ответьте на вопрос - какие права и обязанности имеет ребенок в семье.

Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье

Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, другими близкими родственниками

Ребенок имеет право на защиту.

Имеет право на содержание.

А теперь подумайте и скажите, что из сегодняшнего материала Вы узнали впервые?

Что вас удивило?

Цель этапа: развивать у обучающихся познавательную активность, стремление к самостоятельному добыванию информации.

Методы работы: словесный

Дома вы ещё раз прочитайте материал о правах и обязанностях родителей и детей, найдите или придумайте ситуации, связанные с нашей сегодняшней темой, запишите их в тетрадь.


Согласно Семейному кодексу, основанием для возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от родителей, удостоверенные в установленном законом порядке. При этом родительское правоотношение возникает между ребёнком и каждым из родителей. Давайте рассмотрим их более подробно.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Права и обязанности родителей и детей"

Согласно Семейному кодексу, основанием для возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от родителей, удостоверенные в установленном законом порядке.

При этом родительское правоотношение возникает между ребёнком и каждым из родителей.

Родители – это лица, ответственные за воспитание детей. Это могут быть как биологические, так и приёмные родители. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей, нужных для полноценного воспитания.


Согласно семейному кодексу, можно выделить две категории прав и обязанностей родителей по отношению к своим детям: права и обязанности по воспитанию и образованию детей и права и обязанности по защите прав и интересов детей.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Они имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия или разногласия. В этом случае орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Семейным кодексом установлены чёткие принципы осуществления родительских прав:

· Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, а обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

· При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

· Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

· Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

· Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

· Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

· При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи.

Все родительские права, предусмотренные семейным кодексом, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (то есть совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Поскольку с момента приобретения дееспособности в полном объёме гражданин может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.


Кстати, иногда бывают случаи, когда родители могут быть несовершеннолетними.

Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребёнком и участие в его воспитании.

Несовершеннолетние, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребёнка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет.

До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребёнку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребёнка. Разногласия, возникающие между опекуном ребёнка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

Несовершеннолетние родители имеют право признавать и оспаривать своё отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Как мы уже с вами говорили, супруги обретают родительские права с момента рождения ребёнка. Эти права сохраняются за ними до тех пор, пока их собственное поведение и отношение к своим родительским обязанностям соответствуют требованиям морали и права. Увы, моральный облик некоторых родителей таков, что закон вынужден ставить вопрос о лишении или ограничении родительских прав.

Родители (или один из них) могут быть лишены родительских прав в следующих случаях:

· если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

· отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

· злоупотребляют своими родительскими правами;

· жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

· являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

· совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или иного члена семьи.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).

Родители, лишённые родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребёнком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Вместе с тем лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребёнка.

При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребёнка с родителей (одного из них), лишённых родительских прав.

Алименты – это периодическая выплата денежных средств лицу, имеющему право на материальную помощь, от другого лица.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребёнка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трёх и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей.

Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учётом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.


Восстановление в родительских правах может произойти только в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребёнка.

Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишённого родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Суд вправе с учётом мнения ребёнка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребёнка.

Восстановление в родительских правах в отношении ребёнка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия. Не допускается восстановление в родительских правах, если ребёнок усыновлён или усыновление не было отменено.

Права родителей могут быть также ограничены в судебном порядке, если нахождение ребёнка вместе с родителями опасно для него по обстоятельствам, не зависящем от родителей. Например, это может быть: психическое заболевание и (или) иное хроническое расстройство.

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребёнка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребёнка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав. Согласно кодексу ребёнком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

В Семейном кодексе также содержится перечень охраняемых законом прав ребёнка, соответствующий стандартам международного права.

Давайте познакомимся с ними более подробно.

· Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

· Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приёма на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

· Ребёнок имеет права на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

· При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребёнка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

· Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками.

· Ребёнок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками.

· Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Такая защита осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

· Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

· Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

· При нарушении прав и законных интересов ребёнка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

· Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребёнка.

· Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

· Ребёнок имеет право на имя, отчество и фамилию.

Наряду с неимущественными правами, детям принадлежат и имущественные права. Так, согласно семейному кодексу:

· Ребёнок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

· Суммы, причитающиеся ребёнку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребёнка.

· Ребёнок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретённое на средства ребёнка.

· При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребёнка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного.

· Ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребёнка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

· В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

В целом стоит отметить, что большинство прав ребёнка соотносится с обязанностями родителей, ну а к основным обязанностям несовершеннолетних можно отнести:

· Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации;

· Обязанность получить основное общее образование;

· Обязанность соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

· Обязанность соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

· Обязанность выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

· Обязанность встать на воинский учёт: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство.

В 18 лет человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по обществознанию (11 класс) на тему: Права, обязанности и ответственность родителей и детей.

Разработка открытого урока в 11 классе по теме:

Права, обязанности и ответственность родителей и детей.

Подготовил и провел:

учитель истории и права

Эмиргамзаев Ш.Э.

Цель урока: ознакомить с правовыми основами взаимоотношений родителей и

детей(личными и имущественными правами); юридическими

мерами, применяемым к родителям, уклоняющимся от выполнения

своих обязанностей; формами устройства детей, оставшихся без

Задачи урока:

Образовательная: способствовать усвоению правовых основ взаимоотношений

родителей и детей(личными и имущественными правами);

юридическими мерами, применяемым к родителям,

уклоняющимся от выполнения своих обязанностей;

формами устройства детей, оставшихся без попечения

Воспитательная: формировать определенную положительную позицию к

выполнению обязанностей в семье ;

Развивающая: помочь обучающимся проектировать себя в роли «идеального

Форма урока: урок-практикум.

1.Проверка домашнего задания. Анализ домашнего задания

2.Правоотношения родителей и детей.

3.Юридические меры, применяемые к родителям, уклоняющимся от своих обязанностей.

4.Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей.

5.Закрепление нового.Тестовое задание

а) ознакомление с Брачным договором, подготовленным Абузяровой М анализ Пукаевой А.;

1.Приветствие.

2.Проверка домашнего задания.

а) ознакомление с Брачным договором, подготовленным Абузяровой М. (анализ Пукаевой А.) Будет ли подписан нотариусом составленный договор? Аргументируйте;

Примерный ответ: данный договор определяет имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения. Установлен режим совместной собственности на личное имущество друг друга, режим долевой собственности на общее имущество, режим раздельной собственности, порядок несения расходов на повседневные нужды. Предусмотрено и наказание за недостойное поведение в браке в случае расторжения его по вине одного из супругов. Нотариус подпишет, так как нет условий, ставящих одного из супругов в крайне неловкое положение, не ограничивается дееспособность и имущественная правоспособность одного из супругов.

Брачный договор в свое время заключили Наполеон Бонапарт, Амадей Моцарт.

Современная мода на брачные контракты началась на Западе в 1980-е годы. До этого вся собственность обычно отходила тому, на кого была записана. Но в один прекрасный день нью-йоркский суд постановил, что брак- это тоже форма деловых отношений и при его расторжении обе стороны имеют равные права при разделе нажитого имущества.

Такой подход к браку постепенно стал общепринятым, и чтобы обезопасить себя, состоятельные граждане принялись заключать брачные контракты.

Возможность заключения брачного контракта в России появилась в 2001 году, когда был принят новый Семейный кодекс.

Как вы считаете, Марьям сделала правильный выбор.

Примерный ответ: Бабушка свою жизнь посвятила выстраиванию взаимоотношений в семье: при совместной жизни в молодые годы со свекровью, потом с мужем во всем помогая ему, иногда поправляя, даже наставляя, делала это ненавязчиво. Так, что он эти решения считал своими, хотя он занимал ответственную на то время должность-заготовителя. Всегда в семье был порядок. Дети аккуратно одеты, приветливы, спокойны, доброжелательны, в школе активисты. После смерти мужа, во время продолжительной болезни всегда предупредительна, полностью приняла груз домашних забот и по работе на себя. Не поддалась горю ,поддержала и направила на правильный путь младшего сына, тогда еще несовершеннолетнего. И теперь у нее прекрасные отношения со снохами и внуками, в духе нашего народа: учит, что старших следует уважать, младших поддерживать, все проблемы нужно решать сообща, поэтому дочери и сыновья теперь уже в роли отцов и матерей дают своим детям должное воспитание по традиции передавая своим детям уроки жизни

3.Работа над темой.

Правоотношения родителей и детей.

- Счастье покой, доброта, тепло, тишина, умиротворение.

- Вы правы, ребята. Не всегда дети бывают счастливы в семье! Это бывает редко, но есть, к сожалению, семьи, где родители забывают о детях. Сегодня мы будем говорить о детях, оставшихся по каким-либо причинам без родителей, т. е. об институте взаимоотношений родителей и детей, об их правах и обязанностях

В основе взаимоотношений родителей и детей лежит происхождение детей от родителей(кровное родство), в органах ЗАГСА удостоверяемое на основании справки от медицинского учреждения- происхождение ребенка от матери; при рождении вне роддома- на основании свидетельских показаний.

Происхождение ребенка от отца- на основе свидетельства о браке супругов. Если супруги в разводе, то бывшего супруга, если ребенок родился в течение 300 дней (ст.48 СК),а также ст. 47,49-52 СК, сопровождается выдачей свидетельства о рождении. Права и обязанности родителей и детей разделяются на 2 группы: личные (неимущественные) и имущественные(по поводу имущества и алиментных обязательств) По ходу рассказа педагога демонстрируется презентация.(Прилагается)

Особенности прав родителей:

1.Оба родителя имеют равные права.

2.Осуществление прав должно сочетать интересы родителей и детей.

3.Ограничены во времени.

4.Родительские права являются и обязанностью.

Личные (неимущественные) права родителей и детей.

Права и обязанности родителей по отношению к детям.

Родители ответственны за воспитание своих детей.(ст.63 ч1)

Обязаны обеспечить получение детьми образования.(ст. 63ч 2)

Обязаны защищать интересы детей.(ст.64)

Родители, проживающие отдельно от ребёнка, имеют право на общение с ним, на участие в воспитании ребёнка.(ст.55)

Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В случае неисполнения родительских прав и обязанностей возможно привлечение родителей к административной и уголовной ответственности (к уплате алиментов)

Алименты -это средства, выплачиваемые на содержание определённого лица (детей, родителей) по решению суда или добровольно. Обязательный размер алиментов 1/4 часть заработной платы на 1 ребёнка; на 2-х-1/3 часть; на более-50%.)

Права несовершеннолетних детей

1. Право ребёнка жить и воспитываться в семье.(ст.54)

2. Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками.(ст.55)

3. Право ребёнка на защиту.(ст. 56)

4. Право ребёнка выражать своё мнение.(ст. 57)

5. Право ребёнка на имя, отчество, фамилию.(ст. 58)

6.Имущественные права ребёнка.(ст. 60 )

7.Право знать своих родителей.(ст. 47-52)

8.Право на обращение в суд с 14 лет, в органы опеки и попечительства .(ст.56)

9.Взрослые дети обязаны заботиться о престарелых родителях.

Имущественные права родителей и детей.

1. Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

2.Право собственности на имущество, полученное в дар, в порядке наследования,

3.Раздельность имущества родителей и детей.

Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Алиментные права. (ст.80-86)

Алименты – денежные средства на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи.

Родители обязаны содержать своих детей. Уклонение от этого влечет уголовную ответственность. Если родитель живет отдельно, то он уплачивает ¼ часть своего дохода на одного ребенка, на двух детей- 1/3 , на трех и более -50% заработка. Размер алиментов может быть уменьшен с учетом материального состояния сторон. Нетрудоспособные совершеннолетние дети тоже имеют право на алименты. Когда дети становятся взрослыми, они должны заботиться о родителях.

Юридические меры, применяемые к родителям, уклоняющимся от своих обязанностей.

Лишение родительских прав(ст.69)

Правовые последствия лишения родительских прав.(ст.71)

Порядок лишения родительских прав.(ст.70)

Основания для лишения родительских прав.(ст.69)

Ограничение родительских прав - отобрание ребенка у родителей без лишения родительских прав.

Основания ограничения, порядок ограничения, последствия ограничения, круг лиц, особенности (ст.73-76)

Восстановление родительских прав (ст. 72).

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

опеки и попечительства.(ст. 121-152)

-Что такое опека?

- Что такое попечительство?

-Кто может быть опекуном или попечителем?

-Какая новая форма попечения над детьми стала распространённой?

Ваше отношение к ней?

1.Усыновление.

2.Опека. Попечительство.

Опека- это правовая форма защиты личных имущественных прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей над детьми до 14 лет, также над лицами недееспособными.

Попечительство - это правовая форма защиты личных имущественных прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей над детьми от 14 лет до 18 лет, также над лицами с ограниченной дееспособностью.

Приемная семья.

Закрепление.

-Назовите права и обязанности родителей по отношению к детям.

-В каких случаях родителей лишают родительских прав?

-Какой правовой документ определяет права несовершеннолетних детей?

- Назовите права детей в семье.

-Назовите обязанности детей по отношению к родителям.

-Что такое алименты?

- Назовите формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

-Сейчас я вам раздам тесты по изученному кругу вопросов. Попробуйте быстро на них ответить.

- Здоровьесберегающее обучение, все приемы и методы обучения соотносятся с психлого-возрастными характеристиками учеников, а также способствует качественному освоению информации.

Необходимые технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер

Наглядность : Мультимедийная презентация, фотографии, статьи документов

Используемая литература: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Конвенция о правах ребенка

Технологическая карта урока права.

Структурные элементы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационная часть

Приветствует, проверяет отсутствующих, проверяет готовность.

Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.

Регулятивные УУД: Способность к управлению своим поведением и готовность и нацеленность на получение знаний.

2. Мотивация деятельности

Обратите свое внимание на экран, перед вам 2 фотографии, что в них не так? Почему такие ситуации могут происходить в отношениях между родителями и детьми? Допустимо ли такое поведение?

А теперь обратите внимание на 3ю фотографию, что вы на ней видите?

Действительно, каждый человек представляя семью рисует себе такую картину, но к сожалению, довольно часто из-за незнания своих прав и обязанностей родители и дети конфликтую, что негативно сказывается на их психологическом здоровье.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1

Выслушивает ответы. Корректирует тему.

Итак, тема нашего урока: Дети и родители. Взаимные права и обязанности. Слайд 2

Как вы думаете каковы цели нашего занятия?

Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе.

  1. Правовая основа семейных отношений
  2. Права и обязанности родителей
  3. Права и обязанности детей. Слайд 3.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Дают различные ответы.

Такие отношения не допустимы, хотя и не редко встречаются, в семье. Происходит это из-за незнания своих прав, не выполнения обязанностей, нехватка времени.

Полноценную семью со здоровым ребенком и счастливыми родителями!

Речь пойдет о семье, о взамоотношениях между детьми и родителями. Об их правах и обязанностях по отношению друг к другу. Предлагают различные формулировки. Слайд 1.

Записывают тему Слайд 2

Целями нашего занятия является, рассмотреть что такое права и обязанности родителей и детей по отношению друг к другу. Выяснить значимость реализации своих прав и несения обязанностей.

Слайд 3 . Знакомятся с планом.

Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные регулятивные УУД:

Способность самостоятельно формировать цели обучения и пути их достижения. Способность обобщать информацию и анализировать ее.

Метапредметные коммуникативные УУД:

Умение использовать свои речевые средства для взаимодействия с учителем и друг с другом, при определении темы и целей урока.

Метапредметные познавательные УУД: Умение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы при работе с иллюстративным материалом.

Давайте с вами вспомним, что такое семья?

А для чего человеку семья?

Верно. Мы уже говори о том, что в семье все друг другу родственники. Мама, папа, дети, бабушки и дедушки братья и сестры. А чем занимаются родственники в семье? Совершенно верно, таким образом, и дети и родители имеют и права и обязанности. Слайд 4

Мы уже знаем с вами, что каждый человек и взрослый и ребенок имеет права и обязанности вспомним что это такое. Установите соответствие. Слайд 5.

Семья – это группа людей сплоченных общими интересами, взаимоотношения которых, основаны на взаимном уважении и любви.

Семья – это группа людей, связанных кровным родством, и совместно ведущих домашнее хозяйство.

В семье человек впервые узнает новое об окружающем мире. Все члены семьи заботятся друг о друге.

Выполняют различные функции. Например, дети учатся, а родители их обеспечивают, и следят за их образованием, помогают им стать личностями. Слайд 4.

Устанавливают соответствие. Слайд 5.

Предметные УУД:

Уметь определять понятия.

Представлять мотивы и результаты осуществленных реформ. Умение определять понятия.

Метапредметные регулятивные УУД:

Умение соотносить видовые понятия с родовыми.

Какое право было у Любы? Люба прилагала усилия к учебе? Все ли дети должны учиться?

Какая проблема поднимает в тексте? И что станет проблемой нашего урока?

Проблема: Возможно, ли существование прав, без обязанностей!

У Любы было право учиться?

Нет, не прилагала усилий к учебе.

Да, все дети должны учиться и получать новые знания, это их обязанность.

В тексте поднимается проблема, того, что Люба не хотела выполнять свои обязанности. Хотя родители, обязаны были обеспечить ей получение образования.

Личностные УУД:

Формирование ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию.

Способность самостоятельно определять проблему урока.

Каждый проживающий в семье человек, как мы с вами уже знаем, имеет права и обязанности. Но где они закреплены?

В нашей стране сразу несколько документов закрепляют права родственников по отношению друг и другу. А знаете ли вы, какие это документы? У Вас на столах есть небольшая информация об этом . Обратимся к приложению №2

У нас на столах выдержки из Семейного кодекса Российской Федерации. Каждой группе, опираясь на статьи необходимо составить основные права и обязанности детей или родителей. Приложение 3. Для этого воспользуйтесь рабочими листами. Приложение 4.

Слушает выступление учащихся, корректирует ответы. Слайд 9-10.

Права и обязанности родителей и детей определены:

- в Конституции РФ.

-Конвекции о правах ребенка,

-Семейном кодексе РФ,

права и обязанности родителей

- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст.63 п.1 СК);Родители, имеют право давать и обязаны давать своему ребенку ФИО (ст. 58) ; Обеспечить получение детьми основного общего образования (ст.63 п.2 СК); Равенство прав и обязанностей родителей ( ст. 61 СК);Защита прав и интересов детей (ст.64 СК);Осуществление родительских прав (ст. 65 СК);Родители имеют преимущественное право на образование ребенка.

Права и обязанности детей :

-Жить и воспитываться в семье (ст.54 СК); На общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК); На защиту своих прав и законных интересов (Ст.56 СК); Выражать своё мнение (ст.57 СК); На имя, отчество, фамилию (ст.58 СК); Имущественные права (ст.60 СК).

Право ребенка на защиту ст. 56 СК)

- обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38. Конституции РФ). Слайд 9-10.

Личностные УУД:

Способность к самостоятельной работе и самопознанию. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к другим, по время совместной деятельности.

Формирование грамотной речи, умение осознанно представлять систематизированную информацию. Формирование целостного мировоззрения.

Метапредметные регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели и соотносить свои действия с поставленными результатами.

Формирование навыка самостоятельно оценивать правильность выбранных задач.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Метапредметные познавательные УУД.

Умение формировать понятия, обобщения, выводы, причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения умозаключения.

Предметные УУД:

Умение определять и формулировать понятия, определять права и обязанности. Умение отличать права от обязанностей.

Приложение 5. Слайд 11.

Выполняют разминку. Слайд 11.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Формирование умения концентрировать внимание, использовать полученные знания при выполнении деятельности.

  1. А. С. Пушкин. Сказка о Царе Салтане Слайд 13.
  1. Братья Гримм. Бабушка Метелица Слайд 14.

Действительно, вы совершенно правы, поэтому не стоит забывать: «Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Анализируют проблемные ситуации. Определяют, какое право ребенка было нарушено, с какое статье СК РФ соотносится данное право.

1. Жаба нарушила право Дюймовочки, жить и воспитываться в семье. (СК РФ Ст. 54. п.2) Слайд 12

2. Право жить с обоими родителями и на их воспитание. Родители несут равную ответственность за ребенка. (СК РФ Ст. 63.п.1 ) Слайд 13

3. Право на обеспечение интересов ребенка, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. (РФ Ст. 54. П.2) Слайд 14.

5. Лиса и кот Базилио нарушили право ребенка на материальное обеспечение от своих родителей, они хотели украсть его деньги. (СК РФ Ст.60. П.1) Слайд 15.

5. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. (СК РФ Ст.63. П.2). Слайд 16.

Нет, прав без обязанностей не существует. Дети имеют свои права, которые обеспечиваются обязанностями родителей. Но и дети имеют обязанностями перед своими родителями. Поэтому от того, насколько правильно родители смогут выстроить отношения со своим ребенком зависит, будут ли права и обязанности будут реализованы. Слайд 17.

Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства, для успешного закрепления.

Предметные УУД:

Определять и объяснять, почему необходимо соблюдать права ребенка. Уметь определять, какое право ребенка было нарушено

Метапредметные познавательные УУД:

Умение работать с средствами передачи информации, выделять главное, определять проблему. Анализировать документы, определять соответствие. Соотносить ситуацию со статьей СК РФ.

У Вас на столах есть 2 листа формата А4 и цветные карандаши. Группа родителей нарисуйте какими вы видите ваших детей во взрослом возрасте, и ответе, почему необходимо соблюдать их права.

Группа детей сделает тоже самое, но нарисует родителей и ответит на вопрос: Какими родителями вы себя видите в будущем?

Сегодня, мы разобрали с вами очень важную тему, так как ежегодно во всем мире нарушаются права детей. Дети не могут защитить себя сами, они еще не умеют этого делать поэтому, уважаемы родители, соблюдайте права детей и любите их, а они вам несомненно ответят тем же! Слайд 18. (Видео ролик права ребенка)

Демонстрируют рисунки и ответы.

Объясняют свою точку зрения, делают логические выводы.

Метапредметные познавательные УУД:

Умения обобщать и делать логические умозаключения.

Всем спасибо за урок. Будьте счастливыми детьми и родителями.

Получают информацию о домашнем задание.

Коммуникативные УУД: Правильно понимать смысл задания, использовать средства коммуникации для разъяснения.

Приложение 1.

Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться

Жила-была царевна Люба. У нее были родители, которых она очень любила и которые баловали и лелеяли ее, как только могли, с тех самых пор, как она появилась на свет. Люба росла девочкой умной, красивой и живой, однако, привыкнув, что весь мир, который ее окружает, создан только для нее и зависит от ее желаний, она привыкла никогда и к чему себя не принуждать…. Когда Любе исполнилось шесть лет, ее родители решили, что пора ей приниматься за учебу, и пригласили Любе шесть профессоров — один должен был обучить царевну письму, другой — чтению, третий — арифметике, четвертый — французскому языку, пятый — рисованию, шестой — танцам. И хотя Люба очень любила рисовать и танцевать, учиться ей не понравилось вовсе. се профессоры показались Любе злыми волшебниками, которые только притворяются добрыми, и она пожаловалась на них родителям. Те очень удивились, так как знали сами всех шестерых с детства и сами учились у них в Любином возрасте…

Какое право было у Любы?

Люба прилагала усилия к учебе?

Все ли дети должны учиться?

Какая проблема поднимает в тексте?

Что станет проблемой нашего урока?

Приложение 2.

Правовая основа семейного законодательства.

Конституция РФ занимает особое место в системе источников семейного права. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ содержит отправные положения правового регулирования семейных отношений; закрепляет основополагающие права и свободы человека; провозглашает принцип государственной защиты семьи, материнства и детства; устанавливает, что забота о детях, их воспитание являются одновременно правом и обязанностью родителей; закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях; относит семейное законодательство к совместной сфере ведения РФ и ее субъектов.

Семейный кодекс РФ является ведущим источником семейного права. В соответствии с СК РФ должны приниматься другие федеральные законы и законы субъектов РФ.

Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка .

Закон об образовании в Российской Федерации закрепляет особое право ребенка на получение бесплатного общеобязательного основного общего образования.

Приложение 3

Права и обязанности ребенка

Семейный кодекс Российской Федерации

Ст. 54. П.2 Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ст. 55. 1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

Ст. 56 Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Ст. 57 Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Ст. 58. 1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

Ст. 60. П. 1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи

П.3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Ст. 38 . Дети, достигшие возраста 18 лет должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Читайте также: