Состав и жанры библии конспект урока 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

2 Спасибо – спаси Боже! Спасибо – спаси Боже! Божественно – Божественно – Бог Бог Богатство Богатство Богатый Богатый Обожать Обожать убогий убогий

3 Первоначально Библия была создана на древнееврейском и греческом языках. Первоначально Библия была создана на древнееврейском и греческом языках. На славянский впервые переведена в девятом веке святыми Кириллом и Мефодием. На славянский впервые переведена в девятом веке святыми Кириллом и Мефодием. Библия была первой книгой, которую напечатал Иван Фёдоров. Библия была первой книгой, которую напечатал Иван Фёдоров.

4 Крылатые выражения, пришедшие из Библии. Камень преткновения. Камень преткновения. Запретный плод. Запретный плод. Козёл отпущения. Козёл отпущения. Блудный сын. Блудный сын. Тридцать сребреников. Тридцать сребреников. Не мечите бисер перед свиньями. Не мечите бисер перед свиньями. Соль земли. Соль земли. Строить дом на песке. Строить дом на песке.

5 Содержание и стиль Библии. Рассказ о Сотворении мира. Рассказ о Сотворении мира. В начале сотворил Бог небо и землю. В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы; И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы; И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Быт., 1:1-5). И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Быт., 1:1-5).

6 Особенности текста. Вопросы: 1. На что разделён текст? 2. Есть ли ритм? Чем он подчёркивается? Найти повторы, какова их роль? 3. Какова интонация? Создаёт ли она ритм?

8 Отличие Библии от мифов. Беседа: Беседа: Что такое мифы? Что такое мифы? Как объясняли древние индийцы происхождение мира? Как объясняли древние индийцы происхождение мира? Греки? Греки? Скандинавы? Скандинавы?

10 Понимание человека в Библии. Человек – подобие Бога: 1)он получил в дар способность творить, продолжить начатое Богом Творение, 2)Он получил свободу выбирать свой путь, понимать последствия своего выбора, т.е. ответственность.

11 Человека и природы. Человек и история. Человека и природы. Человек и история. Человек обязан возделывать и хранить землю. Человек обязан возделывать и хранить землю. История – это процесс духовного восхождения человека к Богу. История – это процесс духовного восхождения человека к Богу. История человечества – это стремление людей восстановить утраченную гармонию, т.е. это движение к высшей цели. История человечества – это стремление людей восстановить утраченную гармонию, т.е. это движение к высшей цели.

12 Завет – это союз Бога и человека. 10 заповедей - учение Бога, как быть человеком, это объяснение, как надо и как нельзя поступать. 10 заповедей - учение Бога, как быть человеком, это объяснение, как надо и как нельзя поступать.

13 Заповеди Божьи 1. Я Господь, Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме меня. 2. Не сотвори себе кумира. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Помни день субботний. 5. Почитай отца своего и мать свою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

15 Сия есть повесть Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Сия есть повесть Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положил жизнь свою за друзей своих. Нет больше той любви, как если кто положил жизнь свою за друзей своих.

16 Обобщим сказанное. Своеобразии Библии в том, что Своеобразии Библии в том, что она не просто произведение словесности, но и Откровение, которое Бог дал людям. она не просто произведение словесности, но и Откровение, которое Бог дал людям. В ней открывается Истина о Сотворении мира и человека, о назначении человека и его месте в мире, о смысле истории. В ней открывается Истина о Сотворении мира и человека, о назначении человека и его месте в мире, о смысле истории. Откровение даётся человеку по мере того, как он становится способным постичь эти Истины. Поэтому Библия – это ещё и история духовного восхождения человечества. Откровение даётся человеку по мере того, как он становится способным постичь эти Истины. Поэтому Библия – это ещё и история духовного восхождения человечества. Стиль Библии – стиль образного иносказания. Стиль Библии – стиль образного иносказания.

17 Домашнее задание. Параграфы 57-58, упр.2, стр.180. Параграфы 57-58, упр.2, стр.180.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты уроков разработаны к теме "Библия как произведение словесности". На уроках рассматриваются текстовые жанры Библии (притча, псалмы, евангелие и пр.), акцентируется внимание на связи литературного творчества и библейских сюжетов.

Библия как произведение словесности.

Тема: Содержание и стиль Библии. Жанры Библии.

1. Знакомство с Библией, ее содержанием.

2. Развитие интереса к Библии.

Формирование нравственных качеств. Расширение кругозора

Знакомство с содержанием и стилем Библии.

Формирование умений и навыков чтения библейских текстов.

Тип урока – вводный.

Вид урока - беседа.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал, иллюстрации икон, Библия; толковые словари русского языка (Даля, Ожегова, литературоведческий, лингвистический).

Организационный момент.

Повторение изученного на уроках литературы.

Для того чтобы приступить к изучению новой темы, нам нужно вспомнить понятия стиля и жанра произведения.

Учащиеся работают со словарями и приходят к выводу, что стиль – это:

в языкознании – 1) исторически сложившаяся разновидность употребления языка; 2) разновидность литературного языка (функциональные стили); 3) качество текста.

В литературе стиль – это единство всех элементов художественной формы произведения, выраженной средствами языка. Можно говорить о стиле произведения, индивидуальном стиле писателя, стиле литературного направления, стиле народной поэзии, стиле эпохи

Жанр – это разновидность вида произведений, в которых есть общие свойства: тема, особенности идейно-эмоциональной оценки, художественной формы.

Новый материал.

Значение Библии для русской литературы.

На уроках литературы вы читали некоторые фрагменты из Библии. Сейчас мы постараемся взглянуть на этот памятник словесности в целом и выяснить, чем это произведение отличается от всех других.

А сколько крылатых выражений, пришедших из Библии, живет в нашей речи: камень преткновения, запретный плод, козел отпущения, блудный сын, тридцать сребреников, не мечите бисер перед свиньями, соль земли, строить дом на песке – всех их не перечесть.

(Слайд №3) Библия органически вошла в русскую культуру, так же, как в немецкую, английскую, французскую и другие культуры мира. Первоначально она была создана на древнееврейском и греческом языках, на славянский впервые переведена в девятом веке святыми Кириллом и Мефодием. Библия стала первой книгой, которую напечатал Иван Федоров, а до того ее любовно переписывали на лучшем пергаменте от руки, украшали переплет серебряной чеканкой, драгоценными камнями, сине-золотой финифтью. Так наши предки выражали преклонение перед Святым Писанием.

Содержание и стиль Библии.

Посмотрим же, о чем рассказывает Библия и что такое стиль Библии.

Открыв Библию, мы прежде всего встретимся с рассказом о Сотворении мира:

В начале сотворил Бог небо и земле.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы;

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт., 1:1-5).

Вы заметили, что текст разделен на отрезки, стихи. Речь ритмична, упорядочена, ритм подчеркивается повторами, неторопливой певучей интонацией. И еще заметьте: в цитатах из Библии указывается сокращенно название книги (здесь Быт., то есть Книга Бытия) и цифры, означающие главу (1) и стих (1-5).

Но это возражение основано на том, что мы не умеем читать Библию. А давайте рассмотрим библейский текст в соответствии с его природой, а именно как художественное, образное повествование, слова которого надо понимать не буквально.

День один – это вовсе не наши сутки, а этап Творения, который мог длиться миллионы лет.

Такое небуквальное значение слов – характернейшее свойство библейского стиля. Говорится о сеятеле, о господине, об отце – а следует понимать – о Боге. Говорится о воде живой – а следует понимать – о вере. Это язык иносказаний. За тем, о чем рассказывается, встает другой смысл. Человек, природа, история изображаются здесь с точки зрения Вечности, и это делает Библию не просто литературным памятником, а чем-то гораздо большим.

Вы говорите: обыкновенный миф. Но вспомните, как объясняли происхождение мира известные вам мифы. Ведь этот вопрос волновал все народы, и они создавали космогонические мифы (т.е. о происхождении мира). Древние индийцы рассказывали, что мир появился из яйца, которое зародилось в океане. Греки говорили о рождении мира из вечного Хаоса. Скандинавы – что мир родился из тела великана. Везде: родился, возник. И только Библия открывает, что мир не родился, не возник сам собой, а был сотворен Богом. Такое понимание коренным образом отличается от древних мифов, это Откровение.

Библия не сообщает о том, как конкретно появилась жизнь, как одни виды существ сменяли другие – об этом говорит наука. Библия же открывает смысл того, что происходило. Прочитав о всех шести днях Творения, мы поймем, что стоит за словами. А смысл этого повествования таков.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле (Быт., 1: 26-28).

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт., 2: 7).

Такое понимание человека отличает Библию от древних мифов. Мифы обожествляли стихии и животных, человек должен был им поклоняться. Библия же утверждает, что человек – любимое создание Бога, наделенное даром мысли, речи, творчества, свободы, особыми правами, властью над всем живым и обязанностью возделывать и хранить землю. И об этом говорилось в то время, когда реальный человек был беспомощен перед природой. До той же поры, когда он и в самом деле заставит силы природы служить себе, лежали еще века и века. Неведомые писатели совершили прорыв от того, что они видели, к высшей Истине, им открылся смысл взаимоотношений человека и природы. И здесь мы убеждаемся, что Библия – это Откровение.

Раскрывается в Библии и смысл истории. При чем это не научный труд историка, а повествование о жизни многих поколений с точки зрения Вечности. И это также отличает Библию от мифов. Греки представляли движение человеческой истории как отражение той борьбы, которую ведут между собой боги. Как ни могуч Геракл, не в его власти преодолеть ненависть ревнивой Геры. Как ни прекрасен Ахилл, но и он гибнет, когда ему предопределили боги. Да и сами боги бессильны перед Роком.

В Библии же открывается, что история – не отражение прихотей богов и не цепь повторяющихся заблуждений, а процесс духовного восхождения человека к Богу. Создав человека, Бог хотел обрести в нем друга. Но Адам вознамерился утвердить свою волю. Из-за его предательства люди утратили близость к Богу и глубоко страдали от этого, потому что без Бога жизнь не полна. История человечества – это стремление людей восстановить утраченную гармонию. То есть история – это движение к цели.

Человек не смог стать другом. Тогда Бог стал учить человека добру. Он заключил с ним союз – завет, дал ему 10 заповедей, в которых объяснил, как надо и как нельзя поступать. Бог, конечно, мог просто заставить человека подчиниться Своей воле, но Он хотел, чтобы человек свободно выбрал путь добра. Человек же много раз предавал Бога, потом снова шел к Нему. В этом трудном пути человек учился быть человеком. И когда он достаточно созрел, Бог заключил с ним Новый Завет, о котором сказал Иисус Христос в последний вечер своей земной жизни:

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих (Ин., 15 : 12-13).

Заключение. Давайте обобщим услышанное и еще раз подумаем, в чем же своеобразие Библии?

(Слайд №4) Своеобразие Библии в том, что она не просто произведение словесности, но и Откровение, которое Бог дал людям. В ней открывается Истина о Сотворении мира и человека, о назначении человека и его месте в мире, о смысле истории. Откровение дается человеку по мере того, как он становится способным постичь эти Истины. Поэтому Библия – это еще и история духовного восхождения человечества. Стиль Библии – стиль образного высказывания.

Выделим черты библейского стиля:

- ритмичность, деление на отрезки – стихи;

- специфическая лексика, связанная с тематикой и проблематикой изображаемого;

- иносказание, слова-символы, в которых за конкретным явлением встает иной, богословский смысл;

- применение синтаксических поэтических фигур: антитезы, инверсии, анафоры, параллелизмы.

Домашнее задание: 1. Прочитать Ветхий Завет, Бытие, главы 1,2. Приготовить пересказ, близкий к тексту.

2. Найти информацию о поэтических фигурах.

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так.

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и

размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод

древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

1 Так совершены небо и земля и все воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю

Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон Геон: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель Тигр: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего.

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План открытого урока родного русского языка в 7 классе

Тема. Библейские темы в русской литературе

Цель: продолжить знакомство учащихся с Библией, научить школьников читать и понимать библейские тексты, развитие умения замечать использование библейских тем в различных произведениях словесности, обучение анализу произведений художественной литературы, основанных на библейских темах, мотивах, образах.

- Библия – самая распространенная книга в мире, переведена на все языки мира. Библия – первое произведение мировой литературы, которое было переведено на другие языки, это была первая напечатанная книга: и Иоганн Гутенберг, и Иван Федоров напечатали прежде всего Библию.

Библия играла огромную роль в истории славянских народов. Перевод Библии святыми Кириллом и Мефодием на славянский язык стало поворотным пунктом в истории славянских народов.

Существует Библия для слепых, для детей (даже комиксы), есть Библия в аудиозаписи, на библейские сюжеты написано множество картин, сняты фильмы и мультфильмы по эпизодам из Библии, и , конечно, библейские темы , мотивы, образы, жанры можно встретить в произведениях художественной литературы, как русской, так и мировой.

- Как вы думаете, ребята, почему Библия, которой уже более 2000 лет до сих пор читаема, популярна?

(В ней говорится о вечных нравственных и духовных ценностях, о принципах морали, о нормах поведения, что всегда было важно для человека и общества)

- Верно, в книгах Библии заложены основы морали и нравственности, понятие о добре и зле, о совести и грехе.

В каких жанрах Библии это особо ярко проявилось?

(Притчи, проповеди, афоризмы, повести)

- В каких эпизодах Библии говорится о нравственных принципах? Назовите некоторые.

(10 заповедей, которые Бог дал Моисею, Нагорная проповедь Иисуса Христа)

- Перечислите заповеди, данные Богом людям.

(Почитай родителей своих, не убивай, не развратничай, не кради, не лги, не завидуй)

- Учит ли Библия чему-то плохому?

(Нет. Это нормы поведения, которые должен соблюдать каждый.)

- О чем говорится в Нагорной проповеди Иисуса Христа?

(Счастливы скромные, не превозносящие свой разум и добродетели, счастливы незлобивые, добрые и милосердные. Счастливы люди, чистые в своих мыслях и чувствах, счастливы те. Кто стремится к миру. Иисус также говорил, что грех убивать, развратничать. Нужно любить ближних своих.)

- О значимости Библии для людей говорят и слова известных писателей Ф.М.Достоевского и И.В.Гете и Библии (эпиграф).

Проверка домашнего задания.

-С библейскими образами мы встречаемся в разговорной речи, когда используем фразеологические обороты. Домашним заданием было найти фразеологизмы библейского происхождения. Зачитаем их и запишем в тетрадях те фразеологизмы, которых у вас нет.

(Вавилонское столпотворение- полная неразбериха, беспорядок, шум, суматоха

всемирный потоп- наводнение, сильный дождь, затопление

манна небесная- что-либо ценное, редкое, неожиданная удача, чудесная помощь

нести крест свой- тяжелая судьба, страдания

питаться акридами и диким медом- жить впроголодь, недоедать

поцелуй Иуды- предательство, лицемерие

тридцать сребреников- образное обозначение цены предательства

да минует меня чаша сия- пожелание себе избежать горя. несчастья

альфа и омега- начало и конец, самое главное

блудный сын- непослушный ребенок, беспутный, но раскаявшийся

Содом и Гоморра- распущенность, беспорядок, шум и суматоха

ставшие нарицательными имена Ирод, Каин, Иуда и т.д.)

3.Работа по теме урока

- На сегодняшнем уроке мы посмотрим, как библейские темы, духовно-нравственные понятия отразились в русской литературе.

Своеобразное переосмысление библейских тем, образов, мотивов мы видим в различных произведения литературы, в прозе и поэзии. Многие писатели и поэты обращаются к этим вечным сюжетам и жанрам, символам, именам.

- Вспомните, в каких произведениях, прочитанных нами на уроках литературы, мы встречались с библейской тематикой?

- Случайно ли сюжет притчи показан в повести? Что общего в судьбе дочери Самсона Вырина Дуни и блудного сына?

( Оба оставляют отчий дом против воли отца…., обоих отец прощает)

- Что объединяет произведения Достоевского, Куприна, Гоголя, Чехова, Жуковского?

(Они относятся к жанру рождественского, святочного рассказа)

- В чем особенность рассказов этого жанра?

(Действие происходит под Рождество или на Святки, в ходе действия совершается чудо)

- Действительно, в святочных рассказах сохраняется рождественское мировоззрение: мечты о доброй и радостной человеческой жизни, о милосердии, о любви, о вере в лучшее, о победе добра над злом вопреки обстоятельствам)

(Просмотр отрывка из фильма.)

- Какой эпизод из Евангелия по-своему интерпретировал писатель?

(В фильме показана казнь Иисуса)

Поэма написана в тяжелые сталинские времена. Сама поэтесса пережила смерть мужа, арест сына. Не только она, но многие в те страшные годы испытали подобное.

- Прочитаем это стихотворение. (стр. 179 учебника читает ученик)

- Что помогают передать библейские образы в стихотворении?

(Библейские образы помогаю передать трагедию тех лет.)

- В трагические, трудные моменты к какому жанру Библии обращается любой из нас?

- Да, одним из жанров Библии является молитва. Какая самая известная молитва приведена в Евангелии?

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.

- А.С.Пушкину принадлежит поэтическое переложение этой молитвы

(Читает ученик наизусть)

Отец людей, Отец Небесный,

Да имя вечное Твое

Святится нашими устами,

Да придет Царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли,

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою.

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Твоих детей.

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

- Тоже очень светло и красиво. Но в чем разница этих двух текстов?

-Другая известная молитва – это молитва к Божьей Матери, образ которой также является одним из главных в Библии.

(Читает ученик наизусть)

- Так же, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов по–своему интерпретирует этот жанр. С нежностью и любовью обращается он Богоматери с искренними словами.

-О чем просит лирический герой в этой молитве?

(Он молится не за себя, он просит за другую душу, просит для нее счастья, хороших друзей, спокойствия).

- У Лермонтова есть другое стихотворение с таким же названием 1839г.. Но это уже не интерпретация молитвы, а произведение о молитве.

- Когда человек обращается к молитве?

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой…

- Итак, многих поэтов и писателей вдохновляли темы, жанры, образы Библии, они неоднократно обращались к ним, создавая свои произведения. Говорить об этом можно еще долго.

-Запишите домашнее задание.

- У этой современной группы есть и другие песни, содержание библейские образы. Это говорит о том, что и в наши дни эта тема актуальна, она интересует и молодое поколение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с библейскими традициями в литературе, музыке, живописи, отзвуками библейских историй в русской фразеологии.

2. Развивать у школьников чувство прекрасного, повышать уровень эрудиции, совершенствовать навык обобщать информацию, работать с опорным конспектом по литературе, расширять словарный запас учеников.

3. Воспитывать толерантное отношение к людям, придерживающимся иных взглядов.

Оформление урока:

Ход урока

1. Вступительное слово

-Как называется эта книга?

2. Беседа

-Как вы думаете, о каком документе идёт речь?

В Библии, ребята, содержатся правила нашей с вами жизни.

А ещё Библия - древнейший памятник письменности.

В нём собраны разнообразные религиозные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода - с XII века до н. э. по II век н. э.

Библия - это выдающийся памятник мировой культуры.

На ее основе более двух тысяч лет формировались история, искусство, литература, нормы поведения значительного числа народов.

-Что означает слово "Библия"?

-Как появилась эта необычная книга?

4. Беседа

- Кто и когда написал Библию?

- Из каких разделов состоит Библия?

Слово "ветхий" можно пояснить словами "старый", "устаревший", "древний").

- На каком языке написан Ветхий Завет и какие истории Ветхого Завета вам знакомы?

1). За сколько дней Бог сотворил Землю?

2). В каком порядке был создан мир?

1). Как звали первых людей и что означают их имена?

2). За что они были изгнаны из рая?

- Кто такой Соломон? Чем он прославился?

- Назовите героев притчи.

- С какой просьбой обратились женщины к царю?

- В чём заключается мудрость разрешения спора?

6. Пока мы, в основном, говорили о Ветхом Завете.

- Почему же вторая часть Библии характеризуется как "новая"?

Послушайте стихотворение И. Никитина о Новом Завете.

Измученный жизнью суровой,

Не раз я себе находил

В глаголах Предвечного Слова

Источник покоя и сил.

Как дышат святые их звуки

Божественным словом любви,

И сердца тревожного муки

Как скоро смиряют они!

Здесь все в чудно-сжатой картине

Представлено Духом Святым:

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им,

И сущего в мире значенье,

Причина, и цель, и конец,

И вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец…

Как сладко читать эти строки,

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души!

- О чем повествует эта часть Библии?

- Имена многих библейских героев нам хорошо известны. Назовите их. (Мария, Иосиф, Иоанн Креститель, Ирод, Иисус)

- Мать Иисуса Христа- одна из самых почитаемых фигур. Почему?

- О храме Успенской Божьей Матери в Атырау (Гурьеве).

Мама – человек, который дал нам жизнь.

Первое слово, которое произносит ребенок – мама! Это самое главное слово в нашей жизни. Для каждого из нас мама – самое дорогое, что есть.

-Когда родился Иисус, на небе зажглась незнакомая звезда. Как ее назвали люди?

9. Поэтическая минутка

10. Библия и искусство. История одного шедевра

Николай Ге. Христос в Гефсиманском саду.

1880-е. Холст, масло.

Полученные вами знания о Библии помогут постичь смысл песни. В чем он?

12. Библия- кладезь мудрости. Фразеологизмы

Библейские выражения давно и прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче и выразительнее. Я напомню вам некоторые из них, а вы объясните их значение. (Слайд 17)

Всякой твари по паре

Содом и Гоморра

13. Проверка домашнего задания

1). - Какие библейские выражения записали вы? Прочитайте, объясните.

Мусульмане верят, что Коран — это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом.

Мусульмане считают Коран основным чудом пророка Мухаммеда, доказательством его пророчества.

Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Мусульмане верят, что передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).

Человек – словно крохотная песчинка в великом океане мироздания. Чтобы не утонуть в этом океане, человеку нужно следовать его законам, соблюдать определенные “правила”, но, главное, идти дорогою добра и справедливости.

- Чему учит Коран?

14. Заключение

- Нужно ли изучать Библию? Зачем? Чему учит Библия?

Резец, и карандаш, и кисти,

И струны, и певучий стих —

Еще светлей, еще лучистей

Творят ряд образов твоих!

Какой поэт, какой художник

К тебе не приходил, любя:

Еврей, христианин, безбожник,

Все, все учились у тебя!

И сколько мыслей гениальных

С тобой невидимо слиты:

Сквозь блеск твоих страниц

Нам светят гениев мечты.

Ты вечно новой, век за веком,

За годом год, за мигом миг,

Встаешь — алтарь пред

О Библия! о книга книг!

Ты — правда тайны сокровенной,

Ты — откровенье, ты — завет,

Всевышним данный всей

Для прошлых и грядущих лет!

15. Подведение итогов урока. Иди всегда дорогою добра.

Фамилия, имя, отчество: Боброва Татьяна Дмитриевна

Название проекта: Урок русской словесности(6 класс) «Бессмертная, книга

Предмет преподавания: Русский язык и литература

Должность: учитель русского языка и литературы

Адрес и телефоны организации образования: Казахстан, г. Атырау, ул. Муканова, 3

Наименование: школа №20 имени А.С. Пушкина, т. 45-30-90

Адрес, телефон, e-mail автора: г. Атырау, ул. Ауэзова, д. 61, кв. 63;

Тема: Библия- книга вечной истины, вечной

Задачи и цели урока:

1.Расширить представления учащихся о Библии как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике;

познакомить с библейскими традициями в литературе, музыке, живописи, отзвуками библейских историй в русской фразеологии.

2. Развивать у школьников чувство прекрасного, повышать уровень эрудиции, совершенствовать навык обобщать информацию, работать с опорным конспектом по литературе, расширять словарный запас учеников.

3. Воспитывать толерантное отношение к людям, придерживающимся иных взглядов.

Оформление урока:

1. Вступительное слово

-Как называется эта книга?

-Как вы думаете, о каком документе идёт речь?

В Библии, ребята, содержатся правила нашей с вами жизни.

А ещё Библия - древнейший памятник письменности.

В нём собраны разнообразные религиозные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода - с XII века до н. э. по II век н. э.

Библия - это выдающийся памятник мировой культуры.

На ее основе более двух тысяч лет формировались история, искусство, литература, нормы поведения значительного числа народов.

-Что означает слово "Библия"?

-Как появилась эта необычная книга?

- Кто и когда написал Библию?

- Из каких разделов состоит Библия?

Слово "ветхий" можно пояснить словами "старый", "устаревший", "древний").

- На каком языке написан Ветхий Завет и какие истории Ветхого Завета вам знакомы?

1). За сколько дней Бог сотворил Землю?

2). В каком порядке был создан мир?

1). Как звали первых людей и что означают их имена?

2). За что они были изгнаны из рая?

- Кто такой Соломон? Чем он прославился?



- Назовите героев притчи.

- С какой просьбой обратились женщины к царю?

- В чём заключается мудрость разрешения спора?

6. Пока мы, в основном, говорили о Ветхом Завете.

- Почему же вторая часть Библии характеризуется как "новая"?

Послушайте стихотворение И. Никитина о Новом Завете.

Измученный жизнью суровой,

Не раз я себе находил

В глаголах Предвечного Слова

Источник покоя и сил.

Как дышат святые их звуки

Божественным словом любви,

И сердца тревожного муки

Как скоро смиряют они!

Здесь все в чудно-сжатой картине

Представлено Духом Святым:

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им,

И сущего в мире значенье,

Причина, и цель, и конец,

И вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец…

Как сладко читать эти строки,

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души!

- О чем повествует эта часть Библии?

- Имена многих библейских героев нам хорошо известны. Назовите их. (Мария, Иосиф, Иоанн Креститель, Ирод, Иисус)

- Мать Иисуса Христа- одна из самых почитаемых фигур. Почему?

- О храме Успенской Божьей Матери в Атырау (Гурьеве).

Мама – человек, который дал нам жизнь.

Первое слово, которое произносит ребенок – мама! Это самое главное слово в нашей жизни. Для каждого из нас мама – самое дорогое, что есть.

-Когда родился Иисус, на небе зажглась незнакомая звезда. Как ее назвали люди?

9. Поэтическая минутка

10. Библия и искусство. История одного шедевра

Николай Ге. Христос в Гефсиманском саду.

1880-е. Холст, масло.

Полученные вами знания о Библии помогут постичь смысл песни. В чем он?

12. Библия- кладезь мудрости. Фразеологизмы

Библейские выражения давно и прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче и выразительнее. Я напомню вам некоторые из них, а вы объясните их значение. (Слайд 17)

Всякой твари по паре

Содом и Гоморра

13. Проверка домашнего задания

1). - Какие библейские выражения записали вы? Прочитайте, объясните.

Мусульмане верят, что Коран — это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом.

Мусульмане считают Коран основным чудом пророка Мухаммеда, доказательством его пророчества.

Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Мусульмане верят, что передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).

Человек – словно крохотная песчинка в великом океане мироздания. Чтобы не утонуть в этом океане, человеку нужно следовать его законам, соблюдать определенные “правила”, но, главное, идти дорогою добра и справедливости.

- Чему учит Коран?

14. Заключение

- Нужно ли изучать Библию? Зачем? Чему учит Библия?

Резец, и карандаш, и кисти,

И струны, и певучий стих —

Еще светлей, еще лучистей

Творят ряд образов твоих!

Какой поэт, какой художник

К тебе не приходил, любя:

Еврей, христианин, безбожник,

Все, все учились у тебя!

И сколько мыслей гениальных

С тобой невидимо слиты:

Сквозь блеск твоих страниц

Нам светят гениев мечты.

Ты вечно новой, век за веком,

За годом год, за мигом миг,

Встаешь — алтарь пред

О Библия! о книга книг!

Ты — правда тайны сокровенной,

Ты — откровенье, ты — завет,

Всевышним данный всей

Для прошлых и грядущих лет!

15. Подведение итогов урока. Иди всегда дорогою добра.

Читайте также: