Одноклеточные водоросли конспект урока биология 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

особенности строения одноклеточных водорослей, их роль в природе.

Образовательные : начать формировать представления о различных отделах

растительного мира; выделить особенности строения одноклеточных водорослей,

познакомить с многообразием, средой обитания и особенностями жизнедеятельности

Воспитательные : обратить внимание на красоту природы и одноклеточных растений ,

подвести к пониманию необходимости заботы о природе.

Развивающие : развивать навыки работы с микроскопом, дополнительными источниками

информации, ведения конспективных записей, выполнения тестовых заданий; развивать

Водоросли — это низшие содержащие хлорофилл растения, не расчлененные на стебель, корень и листья. Гетерогенная экологическая группа преимущественно фотоавтотрофных одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, обитающих, как правило, в водной среде.

Общая характеристика водорослей:

водоросли

К водорослям относят различное число (в зависимости от классификации) отделов эукариот , многие из которых не связаны общим происхождением. Также к водорослям часто относят синезелёные водоросли или цианобактерии, являющиеся прокариотами . Традиционно водоросли причисляются к растениям.

Отдел зеленые водоросли.

Зеленые водоросли делятся на одноклеточные и многоклеточные формы, содержат хлорофилл. У них встречаются все виды бесполого и полового размножения. Зеленые в. встречаются в соленых и пресных водоемах, в почве, на коре деревьев, на камнях и скалах. Этот отдел насчитывает до 20 тыс. видов и включает пять классов:

  • Класс волосковые — наиболее примитивные одноклеточные в. со жгутиками. Некоторые их виды представляют собой колонию.
  • Класс протококковые — одноклеточные и многоклеточные безжгутиковые формы
  • Класс улотриксовые — имеют нитчатое или пластинчатое строение слоевища.
  • Класс жаровые — строением напоминают высшие растения — хвощи.
  • Класс сифоновые — внешне похожи на другие в. или на высшие растения, состоят из одной многоядерной клетки, достигая размеров до 1 м.

Одноклеточная зеленая пресноводная водоросль — хламидомонада. Имеет овальную или круглую форму тела, на вытянутом переднем конце два жгутика. Хроматофор чашевидный, с пиреноидом, содержащим зерна крахмала. В передней части клетки красный глазок — это светочувствительный орган. Ядро одно, с маленьким ядрышком. Две пульсирующие вакуоли смещены к переднему концу клетки. Хламидомонада питается автотрофно, но при отсутствии света может перейти на гетеротрофное питание, если в воде присутствуют органические вещества. Размножается бесполым и половым путем. При бесполом размножении содержимое клетки (спорофит) делится на 4 части и образуются 4 гаплоидных зооспоры. С наступлением холодов 2 зооспоры сливаются, образуя диплоидную зиготоспору. Весной она делится митозом, вновь образуя гаплоидные в.

Спирогира — пресноводная зеленая многоклеточная нитчатая водоросль. Нити составлены одним рядом одноядерных цилиндрических клеток со спиралевидными хлоропластами и пиреноидами. Рост нити в длину происходит бесполо за счет поперечного деления клеток. Размножается частями нити или половым путем. Половой процесс называется конъюгацией.

отделы водорослей

Отдел бурые водоросли

Многоклеточные морские водоросли. Насчитывается ок. 1500 видов. Имеют желтовато- бурую окраску, обусловленную большим количеством желтых и бурых пигментов. Размер и форма их различны. Встречаются нитевидные, корковидные, шаровидные, пластинчатые и кустообразные растения. Слоевища (тела) многих видов содержат газовые пузырьки, удерживающие в. в вертикальном положении. Вегетативное тело расчленено на подошву или ризоиды, служащие органами прикрепления, и на простую или рассеченную пластину, соединяющуюся с подошвой черешком. Пигменты, придающие им бурый цвет, сосредоточены только в поверхностных слоях клеток, внутренние клетки талома бесцветны. Это свидетельствует о дифференциации клеток по функциям: фотосимтетической и загасающей. У бурых водорослей нет настоящей проводящей системы, однако, в центре слоевища имеются ткани, по которым передвигаются продукты ассимиляции. Всасывание минеральных веществ осуществляется всей поверхностью слоевища.

У бурых водорослей встречаются все формы размножения: вегетативное (при случайных отделениях частей слоевища), споровое, половое (три формы: изогамная, гетерогамная и моногамная).

Отдел красные водоросли (багрянки)

Встречаются обычно на больших глубинах теплых морей. Насчитывают ок. 4000 видов. Имеют расчлененное слоевище, ризоидом или подошвой крепятся к субстрату. Помимо обычных хлорофиллов и каротиноидов, в пластидах багрянок содержатся фикобилины. Другая их особенность — сложный половой процесс. Гаметы и споры красных водорослей лишены жгутиков и неподвижны. Оплодотворение происходит при пассивном переносе мужских половых клеток к женскому половому органу.

многообразие водорослей

Значение водорослей

Водоросли — первичные продуценты с высокой продуктивностью. С них начинаются большинство пищевых цепей морей, океанов и пресных водоемов Одноклеточные в. являются главным компонентом фитопланктона, который служит кормом многим видам водных животных. В. обогащают атмосферу кислородом.

Из водорослей получают много ценных продуктов. Например, из красных водорослей получают полисахариды агар-агар и карраген (используются для получения желе, в косметике и как пищевые добавки); из бурых водорослей получают альгиновые кислоты (применяют в качестве отвердителей, желеобразующих веществ в пищевой, косметической промышленности, для изготовления красок и паков).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «БИОЛОГИЯ. РАСТЕНИЯ.

Урок - путешествие.

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности одноклеточных водорослей как наиболее просто организованных представителей растительного мира, с их экологической ролью в составе Мирового океана; продолжить отрабатывать навыки и умения работы с микроскопом.

I . ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

ПРОВОДИТСЯ БЕСЕДА ПО СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ.

1. Что, такое водоросли? (Самые древние растения на Земле).

2. Где живут водоросли? Где вы их видели?

3. Что такое пластиды?

4. На какие две большие группы в зависимости от строения делятся растения?

МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ . Внимание, внимание! Отправляется корабль в страну одноклеточных водорослей.

УЧИТЕЛЬ. Водоросли – низшие растения, обитающие преимущественно в воде, а также на сырой почве, камнях и стволах деревьев. Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОДОРОСЛЕЙ .

отдел ЗЕЛЕНЫЕ отдел БУРЫЕ отдел КРАСНЫЕ

(хламидомонада, (ламинария, (порфира,

спирогира, микроцистис) родомела)

Тело многоклеточных водорослей не имеет нестоящих корней, стеблей и листьев и называется слоевищем (талломом). Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы, а размеры многоклеточных водорослей могут достигать десятков метров.

hello_html_m4eedaeaa.jpg

ПРИЧАЛ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ.

Мы приближаемся к первой станции. На этой станции мы познакомимся с одноклеточными водорослями. Мы узнаем, какое строение имеют хламидомонада и хлорелла, плеврококк и др.

ПРИЧАЛ ЛАБОРАТОРНЫЙ.

Инструктивная карточка стр. 36.

hello_html_23976c78.jpg

ПРИЧАЛ ЭКОЛОГО-ПРАКТИЧЕСКИЙ .

НА этом причале у нас в гостях ученые- экологи, инженеры – технологи .

Самые мелкие представители – наннопланктон – имеют размер 4,76 мкм. Основную часть морского и пресноводного планктона представляют хризофиты, в том числе золотистые водоросли и диатомовые водоросли с уникальным двустворчатым панцирем из кремнезема.

Фитопланктон представляет собой огромный запас биомассы и служит первым звеном в пищевой цепи морских обитателей. Водорослями питается зоопланктон; мелкие и некоторые крупные рыбы, а также усатые киты питаются зоопланктоном.

УЧЕНЫЙ – БИОЛО Г . Одноклеточных водорослей много и в пресной воде средних и северных широт. К ним относятся хламидомонада и хлорелла из отдела зеленых водорослей. Хламидомонада развивается в любой луже, а снежная хламидомонада также на поверхности льда и снега, окрашивая их в красный цвет. Это подвижная микроскопическая клетка рода вольвокс округлой или грушевидной формы. Обладают бесполым и половым способами размножения. Бесполое размножение осуществляется специальными клетками – спорами и зооспорами, которые образуются в особых органах или внутри вегетативных клеток. Споры неподвижны, зооспоры имеют жгутики и подвижны. Этим способом водоросли размножаются в условиях благоприятных для роста.

В основе полового способа лежит слияние двух половых клеток – гамет. Мужские и женские гаметы могут развиваться на одной особи или на разных. После слияния гамет формируется зигота, из которой после прорастания образуется слоевище.

hello_html_m4b3d8d94.jpg
hello_html_4f50af7f.jpg

Они образуют совместно единую биохимическую систему, где каждый представитель выполняет свою роль в общей последовательности редукции органики до СО2 и Н2О, выступая также в виде хищника, жертвы или симбионта и сапробионта.

ЭКОЛОГ. Хлорелла – еще более мелкая водоросль, чем хламидомонада, без сократительных вакуолей и без глазка. В основном все, что сказано о хламидомонаде, относиться полностью и к хлорелле. Кроме очистки стоков ее используют для восстановления, регенерации воздуха в замкнутых экосистемах: космических кораблях и подводных лодках. Благодаря быстрому размножению и неприхотливости хлорелла известна и как источник витаминов и полноценного белка.

БИОЛОГ. В свежей хлорелле столько же витамина С, сколько в лимоне. А ста граммов ее порошка хватит, чтобы удовлетворить суточную потребность организма в разного вида витаминах.

ПРИЧАЛ ИТОГОВЫЙ.

УЧИТЕЛЬ . Вот и закончилось наше плаванье, давайте подведем итоги. Для этого ответим на следующие вопросы.

1. Почему водоросли относятся к низшим растениям?

2. Где обитают зеленые одноклеточные водоросли?

3. Какое строение имеет хламидомонада?

4. Какое значение в природе имеют одноклеточные водоросли?

5. Где используются одноклеточные водоросли?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать параграф 12, стр. 54-57.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек урока по биологии в 6 классе " Водоросли.Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека." Урок проводиться как обобщающий.

Урок биологии для 6 класса в рамках ФГОС

Тема: Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.

Цель: изучить группу растений – водоросли, среду обитания, характерные особенности одно- и многоклеточных водорослей.

Образовательные: узнать о водорослях, среде их обитания, роли водорослей в природе и жизни человека;

Развивающие: анализировать, сравнивать факты, устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовывать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли;

Воспитательные: осознанно достигать своей поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду;

Тип урока: обобщение темы водоросли.

Предметные результаты: 1) формировать умение отличать водоросли от других известных растений;

2) формировать умения объяснять особенности строения и жизнедеятельности водорослей;

3) формировать умения понимать смысл биологических терминов: слоевище, ризоиды, водоросли.

Добрый день! Я рада приветствовать Вас на уроке. Давайте посмотрим на друг друга и улыбнемся. Присаживайтесь на свои места.

Ребята, как часто мы сталкиваемся в жизни с явлениями природы, причину которых объяснить не можем?

Что мешает нам это сделать?

Что же может нам помочь?

Давайте, сегодня на уроке, попробуем найти причины известного природного явления и обосновать его (слайд 1)

Посмотрите на фотографию горящей воды, арбузного снега, который выпадает в горах , какое явление часто мы наблюдаем в небольших водоемах со стоячей водой?

Задумывались ли вы, а с чем связано это явление?

Какой цвет приобрела вода? (зеленый)

Чем же можно это связать? (наличием в воде водорослей)

Верно, значит о чем мы будем говорить?

По нашей теме выделите цель урока : ВОДОРОСЛИ

А для достижения цели мы поставим перед собой следующие задачи:

Изучить строение водорослей;

Узнать о многообразии и особенностях жизнедеятельности водорослей;

Выяснить роль водорослей в природе и жизни человека;

Изучение нового материала.

Давайте вернемся к нашему явлению. Сегодня вы будете в роли ученых биологов, мы попробуем найти водорослей в аквариуме. Выполняем Лабораторную работу по инструктивным карточкам.

Хорошо поработали молодцы! Теперь давайте отдохнем и проведем физкультминутку:

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

Рисуй восьмерку вертикально

Ты головою не крути

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец

Хорошо! с этим явлением вы справились.

Есть змеи стометровые,

Есть бурые, бордовые,

А капитану в море

От них большое горе. (Водоросли)

Оказывается, водоросли в зависимости от глубины их обитания делятся на отделы. Распределение на отделы совпадает с характером их окраски: слайд

Учащиеся 1 ряда – первая группа, 2- ряда – вторая группа.

У вас на партах уже имеются инструктивные карточки, в которых предлагается выполнить ряд заданий. Ваша задача самостоятельно используя источник информации (учебник) поработать 15 минут, а затем поделиться информацией друг с другом. За каждый ответ на вопрос мы будем получать баллы Всем понятно задание, помните, что время ограничено.

Приступайте к работе.

1 группа: задание Бурые водоросли

2. Интересные факты о представителях

3.Значение для человека

4. Значение для животных и природы.

5. Рисунок представителя.

Молодцы! За каждый ответ на вопрос мы будем получать баллы

2 группа: Красные водоросли

2. Интересные факты о представителях

3.Значение для человека

4. Значение для животных и природы.

5. Рисунок представителя.

А) все участники группы.

Б) некоторые не умеют слушать и перебивают собеседника.

А) все участники группы предлагали различные пути решения заданий.

Б) некоторые не проявляли инициативы.

А) все участники группы помогали друг другу и работали активно.

Б) некоторые не участвовали в работе группы.

4. Работать в соответствии с планом:

А) все участники группы.

Б) некоторые не справились.

5. Находить ответы на вопросы:

А) все участники группы.

Б) некоторые не справились.

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой.

Удалось ли нам решить, поставленные задачи? Смогли ли мы приоткрыть тайну одной природной загадки?

Самые активные учащиеся сегодня получат оценки.

В тропических водах океана живут одноклеточные организмы, способные к люминесценции. Они называются ночесветками и живут колониями. Интересно, что многие из них начинают светиться только при механическом воздействии. Например, если по воде ударить веслом – в том месте, где ударило весло, возникает небольшое свечение.

- Предположите, как можно использовать такой эффект в практических целях. При прохождении подводной лодки ночесветки, присутствующие вокруг, начинают светиться. За судном тянется светящийся шлейф. Наблюдая со спутника за этим сиянием, можно примерно определить не только сам факт прохождения корабля, но так же тип, тоннаж и скорость судна

Необычное природное явление наблюдали жители штата Колорадо (США) 10 мая 2010 года. В высокогорной части штата выпал розовый снег, вкус которого напоминал арбуз.

Столь непривычный цвет объясняется продуктами жизнедеятельности распространенных там одноклеточных водорослей под названием “хламидомонада снежная”, в её клетках содержится красный пигмент астаксантин. Аборигены ещё называют их “арбузный снег”, так как по вкусу они очень напоминают эту ягоду.

Отдел Зеленые водоросли. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные. К ним относят хлореллу, ульву, спирогиру, хламидомонаду, улотрикс. В роде хламидомонада — более 500 видов. Почти все они обитатели мелких, хорошо прогреваемых и сильно загрязненных водоемов. Наряду с автотрофным способом питания все хламидомонады способны и к гетеротрофному питанию. При этом они всасывают всей поверхностью растворенные в воде органические вещества, способствуя очищению загрязненных вод. Такая способность этих водорослей позволяет использовать их в очистных сооружениях.

В прудах, озерах, заводях рек часто можно увидеть плавающую на поверхности воды скользкую зеленую тину. Если рассмотреть тину под микроскопом, то можно увидеть, что она образована большим скоплением тончайших зеленых нитей. Это — многоклеточная нитчатая водоросль спирогира. В слегка загрязненных водах морских побережий, например Черного моря, произрастает ярко-зеленая водоросль ульва, плоский волнистый таллом которой в ширину достигает 20 см. Многие народы используют ульву в пищу под названием "морской салат". Преимущественно в пресных водах часто встречаются колониальные формы зеленых водорослей — вольвокс и пандорина.

Отдел Бурые водоросли. К этой группе относятся крупные многоклеточные растения. Свое название они получили из-за окраски таллома. В клетках этих водорослей помимо хлорофилла присутствуют и другие пигменты.

Они обитают во всех морях с теплыми и холодными водами, образуя там большие заросли, подобные подводному лесу. Среди бурых водорослей есть гиганты (макроцистис грушевидный может достигать 60 м в длину) и есть микроскопически малые — до 1 мм (среблонема). В наших северных и дальневосточных холодных морях произрастает много разных видов рода ламинария, имеющих слоевище в виде длинной ленты, растущей на коротком стволике. Большинство видов ламинарии имеют таллом длиной 2-6 м, а у ламинарии японской он вырастает до 12 м. Произрастает ламинария на глубине 10-80 м. Она употребляется человеком в пищу под названием "морская капуста".

В большинстве своем бурые водоросли прикреплены к твердому грунту или к другим водорослям, отличаясь этим от других водорослей. Для прикрепления к грунту им служат особые выросты слоевища — ризоиды, представляющие собой длинные корнеподобные разрастания. Бурые водоросли бывают однолетними и многолетними. Например, у ламинарии многолетними являются ризоиды и стволик, а длинная лентовидная (пластинчатая) часть таллома — однолетняя. Она ежегодно отрастает вновь от стволика.

Бурые водоросли — один из основных источников органических веществ в прибрежной зоне океанов и морей.

В их зарослях, подобных подводному лесу, укрываются, находят пищу и кислород многочисленные животные. Многие бурые водоросли идут в пищу человеку, используются в промышленности, применяются на корм скоту и как удобрение.

Отдел Красные водоросли (Багрянки). Набор разных пигментов в сочетании с хлорофиллом определяет окраску багрянок — от ярко-красной до голубовато-зеленой и желтой

Это очень древняя группа водорослей. Преобладающее большинство красных водорослей — крупные растения, достигающие в длину одного метра. Но есть и очень мелкие багрянки. Таллом багрянок растет много лет. Он имеет различные формы: от сильно разветвленных, кустистых до тонких полосовидных и широких пластинчатых. Багрянки — обитатели всех океанов планеты. Некоторые из них обитают в пресных водах и на почве.

В морях красные водоросли обитают на самых больших глубинах (до 200 м), куда проникает свет. Красные водоросли (порфиру, грациллярию) люди употребляют в пищу. Из многих видов багрянок добывают ценное гелеобразующее вещество агар-агар, используемое в кондитерской промышленности.

Читайте также: