Одноклеточные организмы конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Знать особенности жизнедеятельности простейших, их значении в природе и жизни человека.

Запись темы (1-й слайд).

Постановка цели урока (2-й слайд).

2. Актуализация опорных знаний. 2 мин.

Ребята! Сегодня мы поговорим о самых маленьких животных, о простейших. Почему их так называют?

Да, они просто устроены, их тело состоит всего из одной клетки. Но, несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. Назовите признаки живого.

Ранее ученые-систематики выделяли одноклеточных животных и одноклеточные растения, а теперь выделили особое царство-простейшие.

Как же устроены клетки простейших?

В строении клетки выделяют оболочку, цитоплазму, ядро, как и у растений, животных, грибов, потому что все организмы имеют единое происхождение.

3. Работа с учащимися по закреплению изученного. 35 мин.

- Сейчас мне хотелось бы повторить и закрепить ваши знания о строении изученных простейших.

Три человека будут работать у доски по карточкам (слайд № 6-8), остальные заполняют в рабочих тетрадях таблицу “Простейшие” (слайд № 5).

- А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение по некоторым вопросам (слайды № 9-10).

- Простейших на Земле – 70 тысяч видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека. Давайте попробуем составить схему-опору по вопросу о значении простейших (слайд № 11).

(Используется две схемы: одна для заполнения учащимися, другая - для проверки).

(Для проверки даны систематические группы и соответствующие им цифры на следующем слайде) 3мин.

Вопросы для подведения итогов представлены на слайде №16.

Описание мультимедийных компонентов проекта

Работа с учащимися по закреплению изученного представлена на следующих слайдах: №5.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи урока:

  • расширить представления о многообразии одноклеточных, ознакомиться с основными типами (саркожгутиконосцы, споровики, инфузории);
  • иметь представление о среде обитания, чертах приспособленности основных представителей каждого из типов к жизни в ней;
  • раскрыть роль одноклеточных в природных сообществах, жизни человека;
  • продолжить формирование умений проводить наблюдения, сравнивать одноклеточных между собой, обосновывать принадлежность к тому или иному типу, классу.

Оборудование:

табл.: "Сравнительная характеристика основных групп простейших", наглядные пособия.

Тема урока: ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Тип Простейшие. Класс Корненожки. Класс Жгутиковые. Класс Инфузории

Сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи урока:

расширить представления о многообразии одноклеточных, ознакомиться с основными типами (саркожгутиконосцы, споровики, инфузории);

иметь представление о среде обитания, чертах приспособленности основных представителей каждого из типов к жизни в ней;

раскрыть роль одноклеточных в природных сообществах, жизни человека;

продолжить формирование умений проводить наблюдения, сравнивать одноклеточных между собой, обосновывать принадлежность к тому или иному типу, классу.

Оборудование:

табл.: "Сравнительная характеристика основных групп простейших", наглядные пособия.

Всё познайте: небо, земли, воды,
За слогом слог – до самых недр природы.

Общая характеристика Простейших:

К одноклеточным или простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование и которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д.

Представители подцарства способны жить только в водной среде, поэтому, заселив Мировой океан, пресные воды и почву, они не смогли “завоевать” поверхность суши и воздух.

Подавляющее большинство простейших микроскопически малы – обычно 50-150 мк, хотя известны и “карлики” (2-4 мкм) – пироплазма, и “гиганты” (до 1 см) – пороспора гиганте.

Строение клеток простейших типично для эукариот. Они состоят из одного или нескольких ядер с хромосомами, отделённых ядерной мембраной от цитоплазмы, которая ограничена от окружающей среды цитоплазматической мембранной. У многих цитоплазма дифференцирована на два слоя – плотный наружный (эктоплазму) и внутренний подвижный (эндоплазму). В цитоплазме располагаются: митохондрии, рибосомы, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, центриоли, структуры клеточного скелета, запасные вещества (гликоген, жировые включения), вакуоли. Основная масса простейших является гетеротрофами, некоторые способны фотосинтезировать. Питание осуществляется по типу внутриклеточного пищеварения за счёт фаго- и пиноцитоза. Пищеварительной системы нет, её функции выполняют пищеварительные вакуоли. Хотя нервной системы нет, простейшие обладают раздражимостью – реагируют на внешние воздействия положительными или отрицательными таксисами (движениями). Дыхание осуществляется всей поверхностью клетки, движение цитоплазмы обеспечивает перемещение веществ в клетке. Функцию выделения выполняют сократительные вакуоли. Простейшие могут размножаться бесполым и половым путём. Бесполое размножение осуществляется главным образом путём простого и множественного (шизогония) деления. Для многих групп простейших свойственен половой процесс – копуляция и конъюгация. При конъюгации происходит слияние ядер разных клеток, а при копуляции сливаются целые клетки.

Важная биологическая особенность многих простейших – инцистирование – способность при попадании в неблагоприятные условия образовывать цисту, что обеспечивает не только переживание неблагоприятных условий, но и способствует широкому расселению.

В современной систематике на основании родства различных представителей, особенностей их внутренней организации и образа жизни простейших разделяют на самостоятельные типы – саркожгутиконосцы, споровики, инфузории

Саркожгутиконосцы

Тип саркожгутиконосцев представлен двумя классами простейших – саркодовые (от греческого “саркос” – мясо) и жгутиковые КЛАСС САРКОДОВЫЕ

1) Корненожки – это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек (псевдоподий) – выпячиваний цитоплазмы, напоминающих корни растений. Их тело заключено в однокамерную раковину, снабжённую отверстием – устьем, через которую в окружающую среду выходят псевдоподии. Раковины состоят их хитиноподобного вещества и могут иметь различную форму: куполообразную, мешковидную, блюдцевидную и т.д.

2) Есть корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Это фораминиферы, обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах. По хорошо сохранившимся раковинкам учёные определили уже более 30 тысяч ископаемых видов, а также около 4 тысяч видов, обитающих в океанах сейчас. Их раковины участвуют в образовании морского ила, морских осадков и пород. Из них образовались месторождения известняков.

Отметить: Египетские пирамиды, дворцы и храмы Владимиро-Суздальской Руси, дворцы в белокаменной Москве и Севастополе, старые здания в Париже, Риме, Вене и других городах построены из известняков, образовавшихся из раковин простейших.

В 1 кубическом метре воды из Тихого океана содержится до 800 тысяч известковых простейших, в Атлантическом океане – до 3 млрд. В отдельных районах Северной Атлантики численность простейших достигает 115 млрд на 1 кубический метр.

3) Радиолярии – одноклеточные, реже колониальные, свободноживущие простейшие, имеющие минеральный скелет в виде удивительно красивых образований и состоящим из кремнезёма или сернокислого стронция. Причудливые выросты на раковинках радиолярий значительно увеличивают поверхность тела, что способствует их передвижению в толще воды. Скопления раковин вымерших радиолярий образуют большие залежи. Их используют для шлифовки и полировки металлов, для изготовления наждачной бумаги. Радиолярии распространены преимущественно в тёплых морях.

Это интересно: В Неаполитанском заливе Средиземного моря профессор В.Т.Шевяков в течение нескольких лет проводил наблюдения за распространением радиолярий. В результате исследований было обнаружено, что радиолярии из отряда акантарий распределены преимущественно в поверхностных слоях моря. Однако после сильных дождей они опускаются на глубину 100-200 м через 1-2 суток после прекращения дождей они вновь поднимаются в поверхностные слои. В зимние месяцы акантарии опускаются на глубину 50-200 м. Так происходит, потому что после сильных дождей акантарии “спасаются” от опреснения, опускаюсь на большую глубину. В зимние месяцы температура воды на глубине 50-200 м выше, чем на поверхности.

Солнечники – одна из самых малочисленных групп простейших. В ней несколько десятков видов, обитающих в пресных водах. Тело напоминает “солнышко”, но лишено минерального скелета. Питаются животными организмами.

Типичный представитель класса саркодовых – Амёба протей.

Почему она так названа?

Широко распространённая в загрязнённых пресноводных водоёмах амёба протей названа в честь героя греческой мифологии морского бога Протея, который обладал способностью менять своё обличие, принимая образы всевозможных существ и предметов. Амёба протей не имеет постоянной формы тела, она непрерывно образует выросты (псевдоподии), в которые перетекает её цитоплазма.

Амёба – одно из наиболее просто устроенных животных, обитает в иле на дне пресных водоёмов (канав, прудов).

Строение и характеристика амёбы

Кроме обыкновенной амёбы, известно несколько других видов амёб. Дизентерийная амёба внешне похожа на обыкновенную, но отличается от неё очень короткими ложноножками. При питье грязной воды дизентерийные амёбы попадают в кишечник человека. Быстро размножаются, проникают в стенки кишок и образуют там язвы. Эти амёбы питаются разрушенными участками кишки и кровью, вызывая серьёзное заболевание – амёбную дизентерию.

КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ

Класс жгутиковые объединяет животных, органоидами движения которых служат жгутики (один или несколько). У большинства представителей наружный слой цитоплазмы уплотняется, в результате чего на поверхности тела образуется плотная эластичная оболочка, определяющая форму животного. К этому классу относятся как автотрофные, так и гетеротрофные организмы.

Древние колониальные формы простейших рассматриваются как промежуточное звено между одноклеточными и многоклеточными организмами.

Встречаются среди жгутиковых и паразитические формы (трипанасомы, лямблия и др.). Трипанасомы живут в плазме крови человека и различных домашних животных, вызывая тяжёлые заболевания (сонная болезнь в тропических странах, трихомониаз и др).

Среди жгутиковых встречаются и колониальные формы – вольвокс. В прудах и озёрах можно найти плавающие в воде зелёные шарики диаметром 1 мм. Каждый шарик состоит из множества клеток (больше тысячи), похожих по строению на эвглену зелёную.

Эвглена зелёная – наиболее распространённый представитель класса жгутиковых.

Между ботаниками и зоологами издавна ведётся спор относительно принадлежности эвглены зелёной к растениям или животным. Ботаники основываются на том, что эвглена зелёная имеет хлорофил и способна к самостоятельному синтезу органических веществ на свету. Зоологи руководствуются тем, что эвглена зелёная в темноте питается гетеротрофно, не имеет целлюлозной оболочки, активно передвигается и схожа по строению с другими жгутиковыми. Разные способы питания свидетельствуют о единстве растительного и животного мира и в то же время являют пример своеобразной специализации, возникшей в ходе эволюции простейших.

Тип споровики – это паразитические простейшие. Их жизненный цикл связан со сменой хозяев.

Представителями типа споровики являются – кровяные споровики, грегарины, кокцидии. Малярия – паразитирующая болезнь, протекающая с периодическими приступами лихорадки, изменениями в крови, увеличением печени и селезёнки.

Возбудитель – простейшие рода плазмодиев. Их размножение и развитие происходят в организме комара и человека. Источник болезни – больной малярией человек, переносчик – самка малярийного комара. Самка комара заражается плазмодиями при сосании больного малярией и через 7-45 дней (в зависимости от температуры воздуха) становится способной передавать плазмодии. Здоровый человек заражается при укусе комара. С током крови плазмодии попадают в печень, где происходит первый (тканевый) цикл развития, затем переходят в кровь и внедряются в эритроциты, это второй (эритроцитарный) цикл развития, заканчивающийся распадом эритроцитов и выходом в кровь возбудителей, что сопровождается реакцией организма в виде приступа лихорадки.

В течение 1-6 недели (иногда до года) возбудитель может находиться в организме человека, не вызывая проявлений болезни (инкубационный период). Заболевание начинается внезапно: появляется сильный озноб, повышается температура (до 41 град), печень и селезёнка увеличиваются, могут поражаться печень, почки, ЦНС. Для лечения имеются эффективные средства. Малярия, как массовое заболевание ликвидирована. Профилактика направлена на раннее выявление и лечение больных, а также на борьбу с комарами-переносчиками малярии.

Инфузории – самые высокоорганизованные простейшие. Впервые инфузории обнаружили в воде, настоянной на различных травах (“инфузум” означает “настройка”).

Строение и характеристика

Типичным представителем типа инфузорий (ресничных) является Инфузория туфелька

Таким образом, мы рассмотрели особенности строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни. В заключении необходимо отметить значение Простейших в природе и жизни человека

Говоря о заболеваниях, которые вызывают Простейшие, давайте повторим профилактические меры:

соблюдение правил личной гигиены,

добросовестное приготовление пищи,

требования к качеству сырых продуктов,

своевременное прохождение медицинских осмотров.

Задание на уроке:

А теперь мне бы хотелось увидеть, как вы запомнили особенности Простейших

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить общие признаки простейших и характерные признаки подцарства Одноклеточные.

Задачи:

- формировать знания учащихся о многообразии животного мира, обобщить, систематизировать знания об одноклеточных животных; изучить особенности строения, разнообразия одноклеточных.

- закрепить знания о внутреннем строении представителей типа Саркодовые и Жгутиконосцы, Инфузории; уметь сравнивать процессы жизнедеятельности представителей данных типов;

- закрепить знания о положении представителей данных типов в системе органического мира и их значение в природе и жизни человека.

- воспитание бережного отношения к живым организмам.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала)

Оборудование таблицы, рисунки, презентация, микроскоп и готовые микропрепараты.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности……7 мин.

3. Изучение нового материала …………20 мин.

4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся- 15мин

Домашнее задание …………………………… 1—2 мин.

Подведение итогов урока …………………………3 мин.

Ход урока

II. Проверка знаний учащихся.

III. Объяснение новой темы:

Мы ознакомимся с ними:

❖ Саркомастигофорами - (амебы, раковинная амеба, радиолярия, фораминифире) - клетки не имеют плотной оболочки, поэтому у них нет постоянной формы, у некоторых имеются внешние раковины, или минеральный скелет;

❖ Ресничные – ( инфузория туфелька, инфузория трубач, балантидий сувойка, опалина) - снаружи тело покрыто плотной оболочкой, передвигаются с помощью ресничек, имеют два ядра, клеточный рот, глотку

❖ Споровики – (малярийный паразит, кокцидии – поселяются в клетках кишечника и желудка кроликов, кур и др. животных, заболевшие животные отказываются от питания и погибают) – паразитические, паразитируют в клетках и тканях и органах животных и человека, у них нет органов захвата пищи и передвижения

Запись в тетрадь:

Органоиды — постоянные клеточные структуры, выполняющие определённые функции в клетках одноклеточных и многоклеточных организмов. К ним относятся: пластиды, митохондрии, рибосомы и др.

Среда обитания — все условия живой и неживой природы, образующие устойчивую систему, в которой существует организм. Среда обитания прямо или косвенно влияет на развитие, рост, размножение организма и целой популяции. Выделяют наземно-воздушную, водную, почвенную, организменную среды.

Ложноножки (псевдоподии) — органоиды движения, образующиеся благодаря выростам цитоплазмы. У простейших животных образуются в разных частях клетки, служат для захвата пищи, передвижения.

Циста (греч. kystis — пузырь) — временная форма существования многих одноклеточных организмов, характеризующаяся наличием защитной оболочки, которая также называется цистой. Коньюгация –особая форма полового процесса, не связанная с размножением. Во время коньюгации между двумя организмами происходит обмен генетической информацией, но новые особи не образуются.

4. Обобщение и систематизация ( заполняем 2 колонки)

Процессы жизнидеятельности

Амеба

Эвглена Зеленая

Инфузория-туфелька

Движение

При помощи ложноножек

При помощи жгутика

При помощи ресничек

Питание

Фагоцитоз, ложноножки, пищеварительная вакуоль

Рот, глотка, пищеварительные вакуоли

Дыхание

Выделение

Сократительная вакуоль и порошица

Размножение

Бесполое и половое (конюгация)

Переживание неблагоприятных условий

Сравнивая между собой представителей разных типов одноклеточных животных, что можно заметить?

- их тело состоит из одной клетки, которая выполняет все необходимые функции живого организма – передвижение, питание, дыхание, выделение и т.д. сходно у них происходит размножение и образование цист.

Все это указывает на то, что все Простейшие родственны между собой.

Самыми древними из одноклеточных животных ученые считают жгутиковых, способных подобно эвглене зеленой питаться как готовыми органическими веществами (на свету), так и органическими веществами (в темноте). Жгутиковые, имеющие хлоропласты, занимают как бы промежуточное положение между одноклеточными водорослями и одноклеточными животными.

5. Подведение итогов. 15 мин

Лабораторная работа №1

Цель: научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом, изучить особенности строения и выявить особенности передвижения одноклеточных. Сравнение увиденного, под микроскопом, с приведенным в учебнике изображением.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа каплю воды на предметном стекле.

3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.

Оформление результатов:

зарисуйте увиденных одноклеточных животных в тетрадь, подпишите части их клетки.

Сделайте вывод, перечислив признаки, характерные для одноклеточных, как представителей простейших, указав особенности их передвижения.

Образовательные: сформировать знания об истории открытия клетки, учёных внесших вклад в изучении строения клетки разобрать основные положения клеточной теории выяснить какие методы используются в цитологии для изучения клетки;

Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений;

Воспитательные: создать условия для увлеченного учения; формирование положительного отношения к занятиям.

Содержание учебного материала

II. Зна II.Проверка д/з:

Ш. Введение в тему

VI. Подведение итогов:

1.Какими царствами представлена живая природа? (растения, животные, грибы)

2.Из чего состоят представители царств живой природы? (клеток)

3.Какое еще существует пятое царство? (вирусы)

4.Какова особенность вирусов? (не имеют клеточного строения)

5.Какие существуют уровни организации жизни? (молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный).

В). Перепутанная телеграмма

Мы с вами изучили признаки живых организмов. Мы получили телеграмму, в которой говорится о признаках живых организмов, но только вот буквы в ней перепутались. Найдите и запишите в тетради эти признаки. Первые трое правильно ответившие получат отличные оценки.

Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разгадать тайны клетки смогли разгадать лишь при изобретении в конце 16 века первого микроскопа.

Используя слайд 3 , скажите: что объединяет растительную и животную клетки?

(ядро, мембрана, цитоплазма).

А). Предмет и задачи цитологии

Предметом ее изучения является клетка как структурная и функциональная единица жизни.

В задачи цитологии входит изучение:

  • строения клеток и их органоидов;
  • функции органоидов и других структур клетки;
  • размножение и развитие клеток.

Б). Методы изучения клетки их значение для других биологических наук, медицины, сельскохозяйственного производства

Для решения этих задач в цитологии используются различные методы.

1). Световая микроскопия – основной метод изучения клеток

2). Электронный микроскоп

3). Метод дифференциального центрифугирования

4). Флуорисцентная микроскопия

5). Метод культуры клеток и тканей.
В). История открытия клетки

Работа по слайдам:

1. Все организмы состоят из клеток.

2. Клетки представляют собой мельчайшие структурные единицы жизни.

3. Клетки в организме возникают путём новообразований из неклеточного вещества.

  • Ребята, как вы думаете, все ли верно в клеточной теории ученых?

Да , правильно ученые допустили ошибку в в третьем положении своей клеточной теории:

клетки возникают путём новообразования из неклеточного вещества.

Д). Основные положения современной клеточной теории

1. Клетка является структурной и функциональной единицей живого, представляющая собой элементарную живую систему. Для нее характерны все признаки живого.

(С развитием науки лишь одно положение клеточной теории оказалось не абсолютно верным – первое. Не все живые организмы имеют клеточную организацию. Это стало ясным с открытием вирусов. Это неклеточная форма жизни, но существование и размножение вирусов возможно только при использовании ферментативных систем клеток. Поэтому вирус не является элементарной единицей живой материи).

2. Клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения.

3. Размножение клеток происходит путем их деления, и каждая новая клетка образуется в результате деления материнской клетки.

4. В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым функциям и образуют ткани. Из тканей состоят органы и системы органов, которые тесно связаны между собой.

А). Р. Вирхов В) Ч.Дарвин С) Р. Гук Д). К. Бэр Е). А. Левенгук

2. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы …

А) Ч.Дарвин В) А. Левенгук С) М. Шлейден Д) Р. Вирхов Е) Р. Гук

3. Создателями клеточной теории являются:

А). Т. Шванн и М. Шлейден; С) Ч. Дарвин и А. Уоллес; Е) Г. Мендель и Т. Морган; В) Р. Гук и Н. Грю Е) Г.Мендель и М.Шлейден

4. Не имеют клеточное строение:

А) растения В) грибы В) вирусы Д) животные Е) бактерии

5. Клеточное строение всех живых организмов свидетельствует о…

А) единстве химического состава С) многообразии живых организмов

В) единстве живой и неживой природы Д) различие живой и неживой природы

Е) единстве происхождения всего живого

Ответы (слайд 16):

Исправьте ошибки и поставьте оценки, согласно критериям:

“5”- всё правильно,

Клетка является единицей строения всех живых организмов (кроме вирусов). Общность химического состава и строения говорит о единстве происхождения всего живого на Земле.

5. Домашнее задание П. 2.1 СТР 42-43

Параграф 2, стр.10- 11, конспект, используя словесную формулу Цицерона: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Составьте вопросы к параграфу.

Какие ощущения вы испытываете при изучении этой темы?

1). Световая микроскопия – основной метод изучения клеток (слайд 5).

Изучает клеточные формы и структуры: ядро, митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи. Человеческий глаз обладает разрешающей способностью около 100мкм(1 мкм = 0,001 мм). Это означает, что две точки, расположенные на расстоянии менее чем 100 мкм друг от друга, кажутся одной расплывчатой точкой. Чтобы различить более мелкие структуры, применяют оптические приборы, в частности микроскопы. Разрешающая способность микроскопов составляет 0,13—0,20 мкм, т. е. примерно в тысячу раз превышает разрешающую способность человеческого глаза. С помощью световых микроскопов, в которых используется солнечный или искусственный свет, удается выявить многие детали внутреннего строения клетки — отдельные органеллы, клеточную оболочку. Создать световой микроскоп с большим разрешением невозможно, потому что разрешающая способность связана с длиной волны световых лучей, а не только с качеством увеличительных стекол.

2). Электронный микроскоп (слайд 6).

Изобретён в 30-х годах 20 века. Для изучения ультратонкого строения клеточных структур прибегают к методу электронной микроскопии. В электронных микроскопах вместо световых лучей используется пучок электронов. Разрешающая способность современных электронных микроскопов составляет 0,1 нм, поэтому с их помощью выявляют очень мелкие детали. В электронном микроскопе видны биологические мембраны (толщина 6—10 нм), рибосомы (диаметр около 20 нм), микротрубочки (толщина около 25 нм) и другие структуры.

Современные электронные микроскопы дают увеличение до 1000000 раз. Он более детально позволяет рассматривать структуру органоидов клетки.

3). Метод дифференциального центрифугирования (слайд 6).

Основан на различной плотности органоидов и при очень быстром вращении на центрифуге органоиды располагаются в растворе слоями в соответствии со своей плотностью.

Метод дифференциального (разделительного) центрифугирования позволяет разделить с помощью центрифуги содержимое клетки на отдельные разные по массе составляющие и затем детально изучить их химический состав.

4). Флуорисцентная микроскопия (слайд 7).

Живые клетки наблюдают в ультрафиолетовом свете. При этом, одни компоненты начинают сразу светиться, другие светятся при добавлении специальных красителей. Флуорисцентная микроскопия позволяет увидеть места расположения нуклеиновых кислот, витаминов, жиров.

5). Метод культуры клеток и тканей.

Изучение клеток разных органов и тканей растений и животных, процессов деления клетки, их дифференцировки и специализации проводят методом клеточных культур — выращиванием клеток (и целых организмов из отдельных клеток) на питательных средах в стерильных условиях.

1675- 1682 гг. М. Мальпиги и Н. Грю (Италия) подтвердили клеточное строение растений

1674 г. Антонио ван Левенгук (Голландия) открыл одноклеточные организмы, в том числе бактерии (1676 г.). Он же впервые увидел и описал животные клетки – эритроциты крови, сперматозоиды.

1827 г. Русский ученый Карл Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки. Это открытие показало, что клетка – единица не только строения, но и развития всех живых организмов.

1834г Русский ученый П.Ф.Горянинов отметил, что все животные и растения состоят из соединенных между собой клеток, которые он называл пузырьками, мешочками или каморками. О предположил об общем плане строения растений и животных.

1838год. Немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу , что ткани растений состоят из клеток.

1866 г. Эрнст Геккель (немецкий биолог, основоположник филогенетического направления дарвинизма) установил, что хранение и передачу наследственных признаков осуществляет ядро.

1866-1888 гг. Подробно изучено клеточное деление и описаны хромосомы.

1876г – Александр Флеминг открыл клеточный центр.

1876 г . Открыт клеточный центр.

880-1883 гг . Открыты пластиды, в частности хлоропласты.

1894 г. Рихард Альтман открыл митохондрии.

1998 г. – Камилло Гольджи открыл органоид, названный в честь него – аппарат или комплекс Гольджи.

1887-1900 гг. Усовершенствованы микроскоп, а также методы фиксации, окрашивания препаратов и приготовления срезов. Цитология начала приобретать экспериментальный характер. Ведутся эмбриологические исследования, чтобы выяснить, каким образом клетки взаимодействуют друг с другом в процессе роста многоклеточного организма.

Читайте также: