Обучение письму рки конспект

Обновлено: 05.07.2024

Выражения письменная речь – процесс выражения мыслей в графической форме. В методике: письмо – объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях

его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением.

Письменная речь – процесс выражения мыслей в графической форме. Цель обучения письму

научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке. Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста. Для конкретизации задач обучения письменной речи необходимо принимать во внимание и особенности тех умений в области письменной речи, которые предусмотрены программой.

Обучение технике письма.

Виды диктантов по целям работы: тренировочный диктант: цель — научить,

предупредительный диктант: цель — помочь учащимся обнаружить слабые места перед контрольной работой, контрольный диктант: цель — проверка знаний и навыков для оценки.

Виды диктантов по материалу: словарный, диктант из предложений, текстовый.

Виды диктантов по формам работы: списывание (самодиктант), зрительный диктант, диктант с предъявлением слов, диктант с орфографическим чтением, объяснительный диктант, творческий диктант, диктант после самостоятельной проработки нескольких текстов (шансовая работа), диктант после объяснения всех орфограмм и пунктограмм с учителем, диктант с дополнительным заданием, классический диктант.


  1. а) В чем разница между понятиямиписьмоиписьменная речь?

б) Что представляет собой письмо и письменная речь как вид речевой деятельности?

Письмо (письменная речь) — вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передается с помощью графических знаков. Результатом письма как вида речевой деятельности является письменное высказывание, письменный текст. Письменная речь во многом отличается от другого продуктивного вида речевой деятельности — говорения. Своеобразие письменной речи уже было рассмотрено нами выше. Напомним лишь некоторые особенности. В письменном тексте находят воплощение более сложные формы мышления, отражаемые в более сложных языковых формах.

г) Назовите и охарактеризуйте механизмы письма как вида речевой деятельности.


  1. а) Назовите основные задачи обучения письменной речи на различных этапах обучения. Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

б) Каким видам письменной речи обучают на различных этапах? Почему?


  1. а) Что включает содержание обучения технике письма?

б) Как проходит знакомство с алфавитом?

Традиционное обучение начинается со знакомства с буквами. Чтобы их выучить надо потратить немало времени. Нельзя заставить ребенка зубрить буквы. Он просто не будет этого делать. Учить ребенка можно только в игровой форме и непродолжительное время, ежедневно повторяя изученный материал.

в) Назовите наиболее распространенные отклонения от правил русской каллиграфии у иностранных студентов.

Система обучения каллиграфии на протяжении многих лет постоянно изменялась. На сегодняшний день объем времени, отведенный на освоение процесса письма младшими школьниками, работы с элементами букв и их соединений, методика обучения каллиграфии в целом имеют определенные особенности. Например, в первом классе на уроки письма отводится только около 115 часов. За это время учитель начальных классов должен обучить младших школьников соблюдать гигиенические правила письма, отличать элементы букв друг от друга, уметь соединять их в буквы, ориентироваться в строках прописей, тетрадей в линейку и клетку, соблюдать эстетику письма и т.д.

г) Выделяется ли орфография в самостоятельную области обучения? Почему?

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Целью изучения орфографии в школе является формирование орфографической грамотности. В школе формируется относительная орфографическая грамотность – умение применять изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словарные слова (слова с непроверяемыми гласными и согласными), включенные в школьный учебник.

д) Что такое графика? Какие упражнения могут использоваться для устранения ошибок в графике?

е) Приведите примеры упражнений для обучения технике письма (каллиграфии, графике, орфографии).

Каллиграфия связана с обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. Графические навыки предполагают владение совокупностью основных графических свойств изучаемого языка: букв, буквосочетаний, диакритических значков (дефис, надстрочные и подстрочные знаки, апостроф и др.).


  1. а) Что такое диктант? Диктант – это такой вид письменной работы, при котором учитель диктует текст. А учащиеся записывают на основе сложившегося ранее навыка письма. Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают его, уясняя содержание. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения после того, как оно прочитано учителем до конца.

1) Само диктант сводится к записи учащимися текста или стихотворения, выученного наизусть. О предстоящем диктанте следует предупреждать заранее, т. к. установка на преднамеренное запоминание правил орфографии способствует закреплению формы написания и устранению типичных для данного класса ошибок. 2) Зрительный диктант состоит в том, что на доске записывают предложения или текст небольшого объёма, который затем анализируется и стирается, учащиеся записывают диктуемый текст по памяти. Аналогичную работу можно провести с печатным текстом после чтения и анализа, книги закрываются, и учащиеся пишут зрительно воспринятый текст под диктовку так, как они его запомнили. Этот диктант выполняет предупредительную функцию. 3) Слуховой диктант должен проводиться на связном тексте, включающем известные учащимся слова продуктивного минимума и имеющем доступное содержание. Диктант начинается с чтения вслух текста, затем материал диктуется по предложениям, каждое из которых предъявляется один раз. При проведении зрительно-слухового диктанта запись текста в тетрадях сочетается с одновременной записью его на доске. После завершения работы проводятся проверка правильности текста, записанного школьниками в тетрадях, и анализ ошибок.

в) Какова задача приведенных ниже диктантов?

Диктант 1. Преподаватель читает предложения. Учащиеся записывают их, определяя, какой знак препинания необходимо поставить в конце предложения.

Это школа? Нет, это театр! Это твоя сумка. Это твой журнал? Это ваша рубашка. Это тоже ваша рубашка? Это его карта? Это её карандаш. Мама дома. Ура! Мама дома! А Катя дома? И Катя дома! Зрительно-слухового диктанта

Диктант 2. Преподаватель называет буквы русского алфавита. Один из учащихся пишет на доске, остальные – в тетради.

Аа, Оо, Уу, Ээ, Ии; Бб, Вв, Гг, Дд, Кк, Мм, Нн, Пп, Рр, Тт, Яя, Ее, Ёё, Юю. Слуховой диктант

Диктант 3. Преподаватель читает предложения с существительными в единственном числе. Учащиеся записывают предложения с существительными во множественном числе (изменяя местоимения).

Это мой журнал. Это моя газета. Это мой карандаш. Это моя тетрадь. Это мой друг. Это мой преподаватель. Это мой брат. Это моя сестра. Само диктант

Диктант 4. Преподаватель читает текст. Учащиеся слушают текст, отвечают на вопросы по содержанию, затем пишут диктант.

Вчера мы ездили на экскурсию в Мир. Мир – это древний белорусский город. В Мире


обучение русскому языку как иностранному, обучение письменной речи, виды письменных заданий, коммуникативная компетентность, Teaching Russian Language as a Foreign Language, teaching writing, kinds of writing tasks, communicative competence

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В данной статье рассматривается обучение письменной речи иностранных учащихся как один из основных этапов методики обучения русскому языку как иностранному, а также описываются некоторые виды письменных заданий, способствующих формированию и развитию письменных навыков и умений.

Текст научной статьи

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Урок по методике обучения письму Е.Н. Потаповой

Класс 1 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: Знакомство с буквой Г, овладение умением давать характеристику звукам; формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.

Развивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения.

Планируемые результаты:

-предметные: формирование знания учащихся о мягком согласном звуке [г'] и обозначении его буквой [Г], обучить правильному произношению звука [г'], формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой;

- метапредметные: развивать у учащихся речь, воображение, мышление, развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации, развивать умение высказывать своё предложение, но основе изучаемого материала;

- личностные: воспитывать у учащихся интерес к чтению, усердие, уважение к родному языку, формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.

TOP-20 пособий по письму и развитию письменной речи в РКИ

русский как иностранный письмо

Письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.).

Письмо – это процесс овладения графикой и орфографией иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала.

Программа по иностранному языку предусматривает разные задачи обучения письму на разных этапах обучения:

б) на среднем этапе главное внимание уделяется орфографии и формируются навыки письменного оформления высказывания (ответы на вопросы, описания, небольшие рассказы и т.д.);

в) на продвинутом этапе обучение письменной речи направлено на совершенствование навыков устной речи (сочинение, письмо, деловые бумаги и др.).

В этом посте мы рассмотрим пособия по письму и письменной речи, которые можно использовать на занятиях со студентами, которые изучают русский язык как иностранный.


Издательство: Русский язык Курсы

Это пособие предназначено для студентов-иностранцев, впервые приступивших к изучению русского языка.

Цель пособия — формирование языковой, речевой и коммуникативной компетенции в области письменной речи в объеме Государственного стандарта элементарного и базового уровней.

Коммуникативно-речевые задания пособия формируют различные умения в области письма. Например, умение
— написать заявление, автобиографию, поздравительную или пригласительную открытку, письмо;
— заполнить анкету;
— составить план и написать изложение прочитанного текста или собственного высказывания.
Пособие состоит из 18 уроков. Учебный материал в каждом уроке предъявляется поэтапно: вначале даны лексико-грамматические упражнения и упражнения на отработку техники письма (написание букв, слов, словосочетаний, предложений). Затем предлагается работа с фрагментами текста, корректирование текста, запись рассказа с опорой на вопросы и проч. И наконец, стилистический и структурный анализ, самостоятельное составление текста на заданную тему. Текстовой материал пособия различный. Это специально составленные тексты определенной тематической заданности, отобранные тексты культурологической направленности и адаптированные рассказы русских писателей.

Книга очень популярна, используется практически во всех университетах и на курсах. Продается во всех крупных книжных магазинах.

рки письмо

Авторы:

Элементарный уровень: Беляева Г.В., Нахабина М.М.
Базовый уровень: Беляева Г.В., Луцкая Н.Э., Горская Е.И.


Настоящее пособие предназначено для иностранцев, владеющих русским языком в объеме элементарного уровня.

Цель учебного пособия - формирование языковой, речевой и коммуникативной компетенции в области письма и письменной речи в объеме Государственного стандарта базового уровня ТРКИ-TORFL.

Книга адресована студентам подготовительных отделений вузов, обучающимся по программе дополнительного образования "Русский язык как иностранный", а также слушателям курсов по русскому языку как иностранному.

Читайте также: