Обстоятельство определение дополнение конспект
Обновлено: 06.07.2024
Тема: Какие бывают главные и второстепенные члены предложения.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – научиться разбирать предложение по составу.
- Узнать, какие бывают члены предложения, какая у них функция и как они выделяются при разборе.
- Научиться находить основу предложения.
- Порассуждать, какие бывают предложения.
- Узнаем, что такое основа предложения, главные и второстепенные члены.
- Научимся находить и выделять члены предложения, определять, какой частью речи они выражены.
- Потренируемся выделять предложения в тексте.
Главные члены предложения – это грамматическая основа предложения.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы: кто? или что?
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет? кто такой?
Второстепенными называют все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место (где? куда? откуда?), время (когда? с каких пор? до каких пор?), причину (почему? отчего?), образ действия (как? каким образом?) и пр.
Список литературы
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сегодня на уроке мы поговорим о строительстве. Но не домов, а предложений. В качестве строительных материалов мы будем использовать члены предложения.
Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.
Чтобы построить дом, сначала нужно залить фундамент – главную часть, на которой будет держаться вся постройка. В предложении роль такого фундамента выполняет грамматическая основа: подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает человека или предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое обозначает действие в предложении.
Дома бывают разные: высокие и малоэтажные, большие и маленькие. Это зависит от стен. В предложении стены – это второстепенные члены предложения: определение характеризует предмет или человека, обстоятельство рассказывает о времени, месте, причине и способе действия, дополнение сообщает дополнительную информацию.
Чтобы дом был готов нужна ещё крыша. В предложении крыша – это знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Многоточие.
Конечно, от интонации.
Подлежащее и сказуемое называются основой предложения, а определение, дополнение и обстоятельство – второстепенными членами предложения.
Давайте подставим в схему реальные слова:
Умные ребята быстро строят предложения.
Посмотрите, как они связаны между собой. Подлежащее обычно выражено именем существительным обязательно в именительном падеже. Сказуемое зависит от подлежащего и обычно выражено глаголом, определение может зависеть от любого существительного и обычно выражено прилагательным или притяжательным местоимением, обстоятельство зависит от сказуемого и обычно выражено наречием или существительным с предлогом, дополнение часто зависит от сказуемого или других членов предложения и обычно выражено существительным в косвенном падеже.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Предложения, которые состоят только из подлежащего и сказуемого называются нераспространенными: Наступила зима.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов называются распространёнными: Сегодня наступила настоящая снежная зима.
Познакомьтесь со схемой разбора предложения на странице 149 учебника:
Пользуясь этой схемой, сделайте разбор предложения в тетради:
Скоро в саду распустятся красивые белые лилии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Соедините члены предложения и части речи, которыми они чаще всего выражены.
Определение, дополнение, обстоятельство — это второстепенные члены предложения. Объясним, как найти в предложении эти второстепенные члены, на какие вопросы они отвечают и как их подчеркивать при синтаксическом разборе предложения.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью, называются второстепенными.
Наличие второстепенных членов предложения делает предложение распространенным. По грамматическим значениям и синтаксической функции второстепенные члены предложения делятся на следующие виды:
- определение
- дополнение
- обстоятельство
Таблица с вопросами и примерами
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Обычно в предложении определение поясняет подлежащее или другой второстепенный член со значением предмета. Этот второстепенный член обозначает различные признаки предметов (какой?) или принадлежность (чей?). В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Крупные мохнатые (какие?) снежинки закружились в воздухе (Г. Скребицкий).
Способы выражения определения
Определения выражаются словами разных частей речи:
- прилагательными (солнечный луч, мамина дочка);
- одиночными причастиями (облетевшие листья) и причастными оборотами;
- порядковыми числительными (первый ответ);
- местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
- существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из шерсти, еголицо);
- словосочетаниями (стол из красного дерева).
- наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск);
- инфинитивом (жажда выжить, привычка шептать).
Зеленоватый сумрачный воздух , наполненный дымом и жёлтыми отсветами скал , струился над нами (К. Паустовский).
Медведь (какой?) средней величины возился около липы (В. Арсеньев).
Дополнение
В двусоставном простом предложении существует обычно два состава:
- состав подлежащего (подлежащее + определения);
- состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).
Вот почему такое предложение называется двусоставным в отличие от односоставных предложений.
Дополнение характеризует сказуемое. Этот второстепенный член обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Шорник Антип Калачиков уважал (в ком?) в людях душевную (что?) чуткость (В. Шукшин).
Под зеленевшими дубами земля была усыпана (чем?) листьями (В. Вересаев).
При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
Прямое и косвенное дополнение
В зависимости от того, какой падежной формой существительного (местоимения) выражен рассматриваемый второстепенный член и какой глагол (переходный или непереходный) управляет им, в предложении различают прямое или косвенное дополнение.
Если действие, обозначенное сказуемым, переходит непосредственно на предмет, то такое дополнение является прямым. Грамматически это выражается следующим образом: переходный глагол управляет существительным (местоимением) в форме винительного падежа без предлога или родительного падежа, если слово имеет значение части от целого.
Горные хребты пересекали приморскую (что?) долину (К. Паустовский).
Остальные дополнения являются косвенными. Сравним:
Я пишу (что?) книгу . Разумеется, я пользуюсь при этом (чем?) языком , (чем?) словами (Ю. Смирнов).
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
За мостом (где?) я поднялся (куда?) на взгорье , вошел (куда?) в город мощеной дорогой (И. Бунин).
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
- растут где? в поле;
- ведут куда? вдаль;
- тянет откуда? из подвала;
- случилось когда? утром;
- известно с каких пор? с давних пор;
- побледнел почему? от страха;
- вышел с какой целью? встретить;
- смеяться как? заразительно;
- смешной до какой степени? очень;
- гуляем несмотря на что? на проливной дождь;
- звоните при каком условии? в случае высокой температуры;
- свернулся подобно чему? колобком.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает условия совершения действия или степень проявления признака, поясняет слова со значением действия, состояния и признака и отвечает на вопросы: где? куда? когда? как? почему? зачем? с какой целью? несмотря на что? вопреки чему? при каком условии?
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
На реке (где?) еще было прохладно и тихо (И. Бунин).
Зимой (когда?) Балтика пустынна и угрюма (К. Паустовский).
Виды обстоятельств
-
(пошел куда? в лес); (решим когда? сегодня); (ослабел почему? из-за болезни); (идти как? бесшумно); (при желании при каком условии? можно встретиться); (документ необходим с какой целью? для получения сертификата); (легкий, как пух, снег); (быстрый в какой степени? очень); (несмотря на головную боль).
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
Быстро (как?) поднималось и росло белое облако (откуда?) с востока (С. Аксаков).
Но стаи тетеревов вылетали (как?) с шумом из любимой рощи ( с какой целью?) искать ночлега (где?) на высоких и открытых местах … (А. Аксаков).
Военный, (как?) придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели , взбежал (куда?) на крыльцо (И. Бунин).
Этот второстепенный член выражается также
Примеры:
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Однообразная трескотня убаюкивает , как колыбельная песня (А. П. Чехов).
Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Видеоурок
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Русский язык 5 класс.
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство.
Распространенные и нераспространенные предложения
( с использованием идей 7 модулей Программы Кембриджского университета)
Цели :
Результаты обучения:
Ключевые идеи:
Знают главные и второстепенные члены предложения,
знают что такое грамматическая основа предложения.
Понимают различие между главными и второстепенными членами предложения.
Умеют определять в предложении главные и второстепенные члены.
Оценивают синтаксическую значимость грамматической основы
и второстепенных членов предложения.
Знают распространённые и нераспространённые предложения
Умеют находить и отличать в тексте распространённые
и нераспространённые предложения
Знание синтаксических особенностей второстепенных членов предложения,
распространённых и нераспространённых предложений
Понимание усвоенного материала, побуждение к дальнейшему расширению знаний.
Выбор стратегий на уроке и разные формы способствуют усвоению
и осмыслению теоретического материала урока и применение его на практике; развитию у учащихся критического мышления, речевых и коммуникативных навыков, интереса к предмету
Модули программы: Талантливые и одарённые, новые подходы в обучении,
Формы работы : групповая, парная
Тип урока: комбинированный
Конспект урока
Организационный момент. Создание коллаборативной среды.
Пожелаем друг другу успеха!
( становятся в круг и передают приветствия и пожелания)
2. Творческая работа (Деловая игра)
5. Актуализация прежних знаний. Вызов.
Достаю разрезанные полоски с опорными понятиями
главные и второстепенные члены предложения
грамматическая основа предложения.
Подумайте, о чем пойдет речь на уроке?
О каких понятиях у вас уже есть представление? Расскажите о них.Итак, сегодня мы будем говорить о членах предложения.
6. Введение в замысел урока
Сказкотерапия.
В одном замечательном селе под названием Любимовка жил-был король Синтаксис. Он был очень строг и требовал, чтобы все знали его правила. Но случилось так, что дети не выучили их. А далеко- далеко за морями и горами в своём ледяном замке жила Снежная королева и она часто смотрела в своё ледяное зеркало, которое и подсказало ей, что дети не выучили правила. И она решила наказать детей. Обрушился шквальный ветер, налетело огромное количество снежинок, и в один миг осень превратилась в зиму. Спасти положение можем только мы, ребята. Мы должны разобраться в правилах и хорошо их запомнить. Чем больше заданий мы выполним, тем меньше снежинок останется.
Здравствуй, мой друг. Меня зовут Вася – почемучка! Почему Вася – почемучка? Надеюсь, ты догадался. Я очень люблю задавать вопросы, а особенно те, которые касаются моего любимого предмета — русского языка. Обожаю этот родной мне язык и хочу знать о нём больше. Весь год мы будем вместе исследовать его законы и правила! Ты готов?
Подлежащее и сказуемое грамматически не зависят от других членов предложения и составляют грамматическую основу. Однако необходимо помнить, что к сказуемому задаётся вопрос от подлежащего, а к подлежащему — ни от какого другого слова.
К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение и обстоятельство. Если они есть в предложении, то оно называется распространённым.
Читайте также: