Общественное движение при александре ii выступление декабристов конспект

Обновлено: 07.07.2024

Общественное движение – явление, при котором разные слои населения выдвигаются различные идеи о перестройке общества.

Первыми русскими революционерами были декабристы – представители армии, военные, дворяне.

Истоки движения декабристов:

ненависть к самодержавию, крепостничеству;

война 1812 года разбудила политическое самосознание народа;

идеи французских просветителей (Руссо, Вольтер, Монтескье);

идеи русских просветителей (Радищев, Новиков) об отмене крепостного права;

революционные события в Испании, Португалии, Греции.

Тайное общество декабристов:

Программы:

Северное общество

(Никита Муравьёв)

Западное общество

(Павел Пестель)

Общественное движение при Александре I

Отмена крепостного права.

• Земельный фонд страны.

Отмена крепостного права.

• Сохранение земель за помещиками.

• Наделение бывших крестьян небольшими наделами земли на условиях аренды у помещиков.

Предпосылки возникновения тайных обществ: рост национального самосознания, господство крепостного права, самодержавно-бюрократическая государственная система, влияние идей века Просвещения.

Движение декабристов причины

Первые организации будущих декабристов:

Общества декабристов:

Общее в программах: отмена крепостного права; равенство граждан перед законом; гражданские свободы.

Различия: Северное общество выступало за установление конституционной монархии, ограничение избирательных прав имущественным цензом, крестьян предполагалось освободить почти без земли. Южное общество выступало за установление республики, равенство избирательных прав, крестьяне должны освобождаться с землей.

Движение декабристов. Основные события:

  • 14 декабря 1825 г. — восстание на Сенатской площади (Северное общество).
  • 29 декабря 1825 г. — восстание Черниговского полка (Южное общество).

Осенью 1825 г. умер Александр I. Возникла проблема с наследованием престола. Поскольку у Александра не было сыновей, наследником должен был стать его брат Константин. Но по завещанию Александра I императором провозглашался другой его брат — Николай. Такое положение дел привело к неопределённости, поскольку страна присягнула Константину. Поэтому Николай не мог вступить на престол. Восстание было намечено на весну — лето 1826 г., однако ситуация междуцарствия подтолкнула к действиям в декабре 1825 г. Выступление Северного общества произошло 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади и было подавлено. 29 декабря 1825 г. члены Южного общества организовали восстание Черниговского полка, которое правительственные войска также пресекли в короткий срок.

Итоги, причины, значение

Причины поражения:

  • Узкая социальная база движения.
  • Несогласованность действий, пассивность восставших, недостаточная конспирация.
  • Неготовность большинства дворянства к ликвидации или ограничению самодержавия и крепостничества.

Историческое значение движения:

  • Движение декабристов стало первой попыткой изменить государственный строй и отменить крепостное право в царской России.
  • Необходимость проведения реформ получила наглядное подтверждение.

Во второй четверти XIX в. в русской общественной мысли сформировалось несколько основных, направлений: консервативное, либеральное (разделение на западников и славянофилов), революционно-демократическое и направление утопического социализма.

Движение декабристов Значение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Общественное движение при Александре II (параграф 24 – 26)

1.Консервативное:

Главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и по возможности не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Представители: граф П. А. Шувалов и М. Н. Катков.

Консерватизм как политическая сила призван придавать устойчивость обществу. Он вовсе не предполагает возврата назад. Но русские консерваторы стремились не закрепить произошедшие и необходимые для страны изменения, а пересмотреть многие из них.

2.Либеральное:

свобода от крепостного состояния

свобода выражения общественного мнения

публичность всех правительственных действий

публичность и гласность суда

но они отказались от своего основного требования – введения в России конституционного правления (так как, 1) Александр II приступив к разработке реформ, фактически стал выполнять программу либералов. Главная задача теперь – поддержка правительства. 2) в России ещё не созрели условия для введения конституции).

В России опора либерализма в обществе была довольно слабой. Развитию либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Их крупным просчётом стало то, что в момент отмены крепостного права они не добились разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников, которые могли бы стать их опорой. Они не смогли преодолеть разобщённость своих рядов, выработать общую программу и добиться единства действий.

3.Революционное:

Б) Идеи Чернышевского развивали представители радикальной интеллигенции – народники. Они рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и видели свою главную задачу в том, чтобы сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, чтобы у России появилась возможность, минуя стадию капитализма сразу перейти на новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости.

Три течения в народничестве:

Народная революция нуждалась в длительной подготовке.

Теория размышления. Идеолог анархизма, отрицающего государство. Высшим злом считал государство и взамен него предлагал создать свободную организацию, т. е. ассоциацию групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество – это общество, в котором осуществлялся бы принцип самоуправления народа. Власть следует смести революционным путём. Необходимо разрушить замкнутость организации, выявить в них вожаков и связать их между собой, наладить связи между крестьянскими и городскими работниками. В революции можно использовать энергию уголовных элементов и бродяг. Передача земли – земли фабрик, заводов капиталистическим рабочим союзам, уравнение в правах мужчин и женщин, упразднении семьи, брака, воспитание детей в духе атеизма, т. е. безверия.

Российская монархия лишена прочного социалистического фундамента. Её не поддерживают все слои населения (поддерживает армия и бюрократия). Крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию, для переворота необходимо создание законспирированной заговорщеской организации, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Захват власти. Заговор – начало революции. Но Ткачёв считал невозможным разрушение государства, по его мнению, в ходе революции должна произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

Вести пропаганду и просвещение среди народа

Революционная молодёжь должна идти в народ, чтобы поднять его на бунт.

Заговора и террора.

Организации революционеров:

Их программа включала:

1) созыв парламента и установление демократической республики

2) широкое местное самоуправление

3) равноправие женщин

4) передача крестьянам всей земли и объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины

Практическая деятельность – издание и распространение революционной литературы, содействие к побегам революционеров из тюрем, материальная помощь ссыльным.

1864 г. – принято решение о самороспуске.

2. 1863 – 1866 гг. - возникла организация Н. А. Ишутина (Москва) – И. А. Худякова (Петербург).

Главная задача – подготовка революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной безопасности и коллективного труда.

В 1866 г. Каракозов совершил покушение на Александра II , после чего революционер был казнён, организация разгромлена.

Планировал покрыть Россию сетью революционных организаций, связанных железной дисциплиной. Членам общества дозволено всё, что служит делу разрушения старого общества и осуществления революции.

Цель - переход всей земли в руки трудового крестьянства, организация жизни общества на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса.

Для подготовки народного восстания предполагалось использовать организаторские (пропаганда среди крестьянства и рабочих) и дезорганизаторские (индивидуальный террор) методы работы.

Вывод: все организации революционеров были разгромлены, а их члены либо повешены, либо отправлены на каторгу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить основные направления общественного мнения. Рассмотреть деятельность лидеров движений. Изучить реакцию властей; развивать умения систематизировать учебную информацию, строить логические суждения, анализировать исторические документы; воспитывать духовную культуру личности, интерес к истории своей страны, патриотизм.
Задачи: На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
Планируемые результаты
Предметные называть реформы, оценивать значимость их достижений.
Метапредметные: высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.
Личностные. формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания

Тест
1. Распространение какого понятия в России второй половины XIX в. связано прежде всего с ростом рабочего движения?

4.Изучение нового материала
План:

1.Причины и особенности общественного движения в пореформенной России.

3. Либеральное направление.

5.Революционные организации и кружки середине 60 – начала 70-х гг.

6.Народничество в 1870-е гг.

1.Причины и особенности общественного движения в пореформенной России.

Причины подъема общественного движения:

1)Сохранение старой социально-политической системы.

2)Нерешенность аграрного вопроса.

3)Половинчатость реформ 60-70-х гг.

4)Колебания правительственного курса.

Особенности общественного движения:

1)Активизация общественного движения.

2)Рост революционных настроений.

3)Переход от дворянской революционности к разночинской.

4)Важным фактором становится рабочее движение.

2.Консервативное направление.

Основная цель: оградить правительство от влияния либералов, сохранить привилегии дворянства, сохранить самодержавие.

- Считали реформы вредными для страны, так как они вели к разрыву между интеллигенцией и народом, росту революционного движения.

- Утверждали, что самодержавная форма правления является наиболее подходящей для России.

- Отстаивали идею о том, что только самодержавный монарх, стоящий над всеми сословиями, является истинным выразителем интересов народа.

Основные деятели:

2.Дмитрий Андреевич Толстой – обер-прокурор Синода, министр народного просвещения.


3. Либеральное направление.

Истоки: взгляды западников и славянофилов.

Основная цель: поддерживать проведение правительством либеральных реформ, склонить к проведению конституционной реформы.

Основные идеи: Численность либералов незначительна, социальная база слабая (часть интеллигенции и дворянства).

- Некоторый подъем либерального движения в 70-е годы связан с деятельностью земств.

- Не смогли выработать общую программу действий и выступать совместно. Некоторые считали, что Россия еще не доросла до народного представительства (конституции).

Основные деятели:К. Кавелин Б.Чичерин В. Спасович М.Стасюлевич И.Петрункевич д. Шаховской Ф. Родичев.

4.Радикальное направление.

Истоки: взгляды русских революционных демократов, прежде всего Александра Ивановича Герцена.

Основные идеи: в основе – теория общинного социализма А.И. Герцена; большое влияние оказали идеи Николая Гавриловича Чернышевского.

Основные деятели: Александр Иванович Герцен, Николай Гаврилович Чернышевский.

Теория общинного социализма:

- Благодаря общине Россия сможет перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

- Социалистические настроения у русских крестьян носят бессознательный характер, поэтому революционеры должны создать свою организацию и подготовить крестьян к революции.

Причины нового подъема революционного движения:

1) Радикально настроенная интеллигенция была недовольна:

- умеренным характером реформ

- сохранением помещичьего землевладения

- введением временнообязанного состояния

- тяжелыми для большинства крестьян условиями выкупной операции

2)Медлительность и непоследовательность правительства при осуществлении реформ.

5.Революционные организации и кружки середине 60 – начала 70-х гг.

1)Кружок Николая Ишутина – ставил задачу подготовки революционного переворота.

Последствия каракозовского дела:

- Дмитрий Каракозов повешен по приговору суда.

- Члены Ишутинского кружка наказаны тюремным заключением и ссылкой на каторжные работы.

- Значительно усилена власть губернаторов.

- Урезаны права земства.

5)1873 год – создан кружок А. Долгушина, в который вошли сторонники идей М. Бакунина


6.Народничество в 1870-е гг.

В 1870-е гг. в радикальном движении общественной мысли сложилось особое течение – народничество.

В народничестве выделяют три течения:

бунтарское (идеолог М.А. Бакунирн). Пропагандистское (идеолог П.Л. Лавров).

Заговорщическое (идеолог П.Н. Ткачев).


Бунтарское направление.

Идеолог: Михаил Александрович Бакунин

Задачи: русское крестьянство готово к революции, интеллигенция должна только подтолкнуть народ к выступлению.

Тактика: поднять бунт, стихийное крестьянское восстание, которое уничтожит государство – главное орудие угнетения.

Пропагандистское направление.

Идеолог: Петр Лаврович Лавров

Задачи: для подготовки революции понадобится длительный период. Интеллигенция должна терпеливо готовить народ к революции.

Тактика: вести пропаганду революционных идей среди крестьян.

Заговорщическое направление.

Идеолог: Петр Никитич Ткачев.

Задачи: крестьянство вообще невозможно поднять на революцию. Власть должна захватить хорошо организованная группа революционеров.

Тактика: создать революционную партию, расшатать государство при помощи террористических актов и захватить власть; сохранить сильное государство (революционная диктатура) для проведения социалистических преобразований.

Создатели: Марк и Ольга Натансон, братья Александр и Адриан Михайловы, Георгий Плеханов.

- Передать всю землю крестьянам.

- Переустроить жизнь общества на принципах общинного самоуправления.

- Решение национального вопроса.

- Считали, что достижение цели возможно только насильственным путем.

- Для ослабления действующего правительства использовать террор (дезорганизаторские действия).

- 6 декабря 1876 года – антиправительственная демонстрация у Казанского собора в Петербурге.

- март 1878 года – организация стачек на Новой Бумагопрядильне в Петербурге и ряде других предприятий.

- Неудача пропаганды в народе вызвала разочарование многих народников.

- Одновременно был проведен ряд громких актов террора:

* Январь 1878 г. – Вера Засулич ранила петербургского градоначальника Трепова.

*Август 1878 г. убит шеф жандармов Мезенцев.

*Февраль 1879 г.– убит харьковский генерал-губернатор Кропоткин.

*2 апреля 1879 г. – народник А. Соловьев пытался убить царя на Дворцовой площади в Петербурге.

- Власти ответили усилением репрессий.


Планы народовольцев:

- Созыв Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права.

- Передача земли крестьянам.

- Замена самодержавия народной республикой.

- ноябрь 1879 г. – третья попытка взорвать царский поезд. Народовольцы совершили подкоп под железную дорогу недалеко от Москвы, заложили мину и взорвали царский поезд (царь проехал раньше в другом поезде).

Восстание декабристов

Технологическая карта урока «Династический кризис 1825 года.

Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.

Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

ТИП УРОКА: комбинированный.

познакомить учащихся с причиной династического кризиса,

ходом восстания на Сенатской площади,

определить причины поражения, итоги и последствия выступления декабристов.

Развитие аналитического мышления.

Продолжить формирование основных компетенций:

-прослеживать причинно-следственные связи,

-аргументировано обосновывать свои выводы.

ПЛАН УРОКА. 1.Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).

2.Повторение домашнего задания

3.Изучение нового материала:

А. Династический кризис.

Б. Выступление 14 декабря 1825 г.

В. Следствие и суд над декабристами.

Г. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

4.Рефлексия.(Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетради, презентация

Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов

Урок изучения нового материала

1. Мотивация. Введение в тему (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа);

2. Опрос домашнего задания;

3. Изучение нового материала

Ø Династический кризис;

Ø Выступление 14 декабря 1825 года на Сенатской площади;

Ø Следствие и суд над декабристами;

Ø Историческое значение и последствия восстания;

5. Домашнее задание.

Педагогическая цель урока

Раскрыть сущность династического кризиса; разобрать ход восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года; показать героизм благородство, любовь к Отечеству молодого дворянства; определить причины поражения и последствия выступления декабристов.

Формы и методы обучения

Методы – объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый;

Формы – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Определения и даты

Династический кризис; 14 декабря 1825 года – выступление на Сенатской площади, 29 декабря 1825 года - восстание Черниговского полка.

Александр I , Константин Павлович, Николай I , Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Никита Михайлович Муравьёв, Кондратий Фёдорович Рылеев, Пётр Григорьевич Каховский, Сергей Павлович Трубецкой.

Оборудование

Проектор, раздаточный материал

Авторский медиапродукт

Презентация Microsoft Power Point

Планируемые образовательные результаты

Предметные компетенции

Метапредметные и личностные УУД

Научатся выделять главное в тексте, строить причинно-следственные связи, объяснять значения терминов, высказывать своё отношение к выступлению декабристов.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между событиями;

Коммутативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса

Опрос домашнего задания

Изучение новой темы

Запись домашнего задания

Оборудование:

ü Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век.8 класс. М., 2012.

ü Абдулаев Э.Н., Морозова А.Ю., Сдвижков О.В. История Отечества. Историческая география. XIX век. Картографический тренинг для работы на уроке и подготовке к экзаменам.//С D - ROM , 2013

ü Ожившая история. XIX век// CD - ROM , 2013

ü Мультимедийный проектор

1.Организация начала урока

2.Проверка домашнего задания

4.Усвоение нового материала и его первичное осознание

5.Закрепление и обобщение полученных знаний.

6 .Подведение итогов урока

7.Информация о домашнем задании

Дидактическая цель

Методы обучения

Формы обучения

Мотивация на работу на уроке

Проверка домашнего задания

Контроль за усвоением темы предыдущего урока

Изучение нового материала

Познакомить с содержанием новой темы

Беседа, самостоятельная работа с историческими источниками

Первичное закрепление событий 14 декабря 1825 года.

Беседа, самостоятельная работа

Ход урока

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

· Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина?

· Какова его главная мысль?

· В чем особенности общественного движения в первой четверти XIX века?

В ходе беседы учащиеся должны прийти к выводу, что стихотворение посвящено участникам тайных обществ – будущим декабристам, именно они стали открыто говорить о необходимости отмены крепостного права, ограничении самодержавия, проведения реформ.

Проверка домашнего задания

1. Какие причины привели к движению и недовольству офицеров, передовой части русского общества ?

2. Каковы же предпосылки возникновения движения декабристов? ( Участие в заграничном походе русской армии позволило увидеть свободную жизнь людей в Европе и русская действительность, крепостное право теперь воспринимались солдатами особенно остро.)

Мужчины с 20-летнего возраста, без имущественного ценза

(свобода слова, печати)

(свобода слова, печати)

Судьба военных поселений

Судьба крепостного права

Отмена немедленно и без выкупа

½ у крестьян, ½ у помещиков.

Земля у помещиков, крестьянам 2 десятины

8. Почему декабристы назначили выступление на 14.12.1825 года? (Предполагалось, что восстание произойдет летом 1826 года. Но 19 ноября 1825 года, когда во время поездки по стране в Таганроге заболел и умер император Александр I . Неожиданная смерть Александра I, человека со сложным характером, скрытного и непредсказуемого, сразу же породила множество слухов, суть которых сводилась к одному: царь не умер, в гроб положен был какой-то другой человек. Александр же скрылся, ушел, отрекшись от престола. Правда, слухи скоро затихли. Эта внезапная смерть привела к династическому кризису.

Подводится итог игры. Объявляется команда, победившая в данном туре.

Изучение новой темы.

Учитель: Ребята давайте с вами еще раз вспомним, кем же были декабристы. Декабристы – уникальное явление в русской истории. Молодые дворяне, хорошо образованные с блестящей военной карьерой, имеющие уважение, почет, статус. Но именно они не захотели смириться с гнетом крепостного права. Возвращаясь из Европы, они ждали перемен, а получили свертывание реформ, поэтому они стали, активно готовится к восстанию против самодержавия.

Внезапная смерть Александра I вызвала в российском обществе много различных слухов, но для либеральных дворян смерть императора стала сигналом к активным действиям. Всё перечисленное вами, было ещё при Александре I до его смерти.

Что нам предстоит узнать на уроке? Что мы пока не знаем? (Составление плана)

1. Причины династического кризиса.

2. Цели восставших.

3. Причины поражения и значение восстания.

В конце урока нам предстоит найти ответ на вопрос: Могло ли восстание декабристов закончиться победой?

Задание для группы 1 - работая с текстом выделить причину династического кризиса.

(Приложение 1)

Династический кризис - нарушение установленного порядка передачи верховной власти при наследственной монархии вследствие отсутствия прямых наследников.

Называют причины.

· Смерть Александра I , который не оставил наследников;

· Положение осложнялось огромными расстояниями, которые отделяли друг от друга главных героев этих событий. Александр I умер в Таганроге; Константин, которого все считали законным наследником престола, находился в это время в столице Царства Польского — Варшаве; а Николай, совершенно неожиданно для всех, провозглашенный наследником указом умершего царя, — в Петербурге.

· Николай познакомился с завещанием старшего брата, но не рискнул действовать по его воле. Генерал-губернатор столицы Милорадович, отвечавший за порядок в городе, во всеуслышанье заявил, что ни за что не ручается, если Николай взойдет на престол. Очевидно, и сам будущий царь хорошо сознавал свою непопулярность и ту опасность, которой она грозит. В этой ситуации Николай решил не торопиться. 27 ноября, на другой день после получения известий из Таганрога, Николай в Большой церкви Зимнего дворца сам первым принял присягу Константину и привел к ней дворцовые караулы. Константин был провозглашен императором. Фактически мы видим, что в стране установилось безвластие.

· Только когда стало окончательно ясно, что Константин ни за что не приедет в столицу, Николай рискнул провести переприсягу. В ночь на 14 декабря на чрезвычайном заседании Государственного Совета он прочел манифест о своем вступлении на престол. Узнав о переприсяге, которая была назначена на утро 14 декабря, члены Северного общества решили этими обстоятельствами воспользоваться в полной мере.

4. Задание для группы 2 – Прочитайте текст документа и определите Цели декабристов, а также события восстания.

Приложение 2.

Восстание 14 декабря 1825 г.

декабристов

События восстания

Декабря 14-го поутру Государь император извещен был начальником штаба Гвардейского корпуса, что несколько рот лейб-гвардии Московского полка отказались от должной Его Величеству присяги и, завлеченные буйством своих капитанов, овладевши знаменами, принесенными к полку для присяги, изранили своего бригадного командира генерал-майора Шеншина и полкового командира генерал-майора Фредерикса, что толпа сия в величайшем неистовстве взяла направление к Исаакиевской площади, увлекая силою встречающихся офицеров, но другая часть полка осталась покорная и в порядке.

Тогда послано от Его Величества повеление прибыть 3-м ротам лейб-гвардии Павловского полка, свободным от караула, и лейб-гвардии Саперному баталиону, которому занять Зимний дворец, а третьему баталиону лейб-гвардии Преображенского полка прибыть немедленно к Его Величеству. Между тем сам Государь император с первым баталионом Преображенского полка пошел навстречу бунтующим, дабы предупредить всякое покушение на дворец, в коем изволили находиться их императорские величества Государыни императрицы и прочие члены императорской фамилии. Прибыв против дома княгини Лобановой, государь император услышал выстрелы, и тогда же донесено Его Императорскому Величеству, что военный генерал-губернатор граф Милорадович ранен смертельно бунтовщиками; в то же время прибыл к Государю императору Конно-гвардейский полк и вслед за ним три роты лейб-гвардии Павловского полка, вскоре потом и его высочество Михаил Павлович привел баталион лейб-гвардии Московского полка, который с большим усердием просил позволения смыть кровию бунтующих срам и бесчестие мундиру своему нанесенное, но Государь император, не желая проливать крови, предпочел меры кротости и увещания, но ни уважение Его Величества, ни присутствие митрополита, ни угрозы не могли склонить их к сдаче.

Напротив того, буйство приметно возрастало и к шайке прибыли разные толпы лейб-гвардии Гренадерского полка солдат с тремя офицерами и знаменем оного и тогда же начали стрелять из среды шайки. Посему решено было Его Величеством прибегнуть к мерам строгости, тем необходимейшим, что чернь, подкупаемая деньгами и подносимым вином, начинала приставать к бунтующим. Прежде, однако ж, нежели приступить к последним мерам строгости, Государь император изволил повелеть лейб-гвардии Конному и Кавалергардскому полкам сделать покушение устрашить бунтовщиков атакою, весьма трудною, впрочем, по тесному месту и выгодному расположению мятежной шайки, усиленною уже большею частью баталиона Гвардейского экипажа, но сия мера не имела желаемого успеха, мятежники стояли твердо и, пользуясь выгодою своего места, продолжали свое неистовство, тогда Его Величество решился с душевным прискорбием вывести против мятежной толпы четыре орудия, приказав зарядить картечью, послав в последний раз им сказать, чтоб они предались милости Государя императора, но, получив решительный отказ, повелел начать стрельбу. По второму выстрелу шайка рассыпалась. Цит. по: Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. — Л., 1989.

Из воспоминаний декабриста генерал-майора М. А. Фонвизина:

13 декабря казалось, что все было приготовлено тайным обществом к решительному действию: оно считало на гвардейские полки, в которых было много членов, ручавшихся за успех, как один член Союза, адъютант начальника гвардейской пехоты генерала Бистрома, поручик Ростовцев, не из корыстных видов, а испуганный мыслию о междоусобном кровопролитии, идет во дворец и открывает великому князю Николаю намерения и надежды тайного общества воспрепятствовать его восшествию на трон. Великий князь в ту же ночь созывает во дворец начальников гвардейских полков (в числе их был один член тайного общества генерал Шипров) и льстивыми убеждениями, обещаниями наград и т. п. преклоняет их к присяге императору Николаю I, зная, что этим они свяжут совесть своих солдат. Этой счастливой проделкой Николай Павлович удачно избегает опасности, ему угрожавшей.

Тайное общество могло тогда считать на части лейб-гвардии Московского и Гренадерского полков и на баталион Гвардейского морского экипажа, которые твердо решились стоять за права великого князя Константина, полагая, что жизнь его в опасности. Декабря 14-го на рассвете этот малочисленный отряд, над которым приняли начальство военные члены тайного общества, собирается на Сенатской площади в уверенности, что гвардия его поддержит.

Но гвардейские полки, так недавно связанные присягою, данною Николаю I, хотя не с большим усердием, а по приказанию начальников, идут против отряда, собравшегося на Сенатской площади, к которому присоединилась большая толпа народа. Император посылает уговаривать солдат положить оружие. Неустрашимый генерал-губернатор граф Милорадович с тем же намерением скачет к отряду, но в ту же минуту, смертельно раненный пулей, падает. Трепеща от страха, петербургский митрополит Серафим в угождение царю, окруженный своей свитой, подходит к отряду, начинает убеждать солдат, но напрасно теряет слова. Конная гвардия идет в атаку на инсургентов, и они опрокидывают ее батальонным огнем.

Наконец подвозят шесть батарейных орудий (ultima-ratio — последний довод) и несколько картечных выстрелов с близкого расстояния расстраивают ряды инсургентов и заставляют их рассеяться. Если б отряд, вышедший на Сенатскую площадь, имел предприимчивого и отважного начальника и, вместо того чтобы оставаться в бездействии на Сенатской площади, он смело повел бы o его до прибытия гвардейских полков ко дворцу, то мог бы легко захватить в плен всю императорскую фамилию. А имея в руках таких заложников, окончательная победа могла бы остаться на стороне тайного общества. Цит. по: Гордин Я. А.Указ. соч.

- Какую историческую информацию вам удалось извлечь из этих документов?

1. Группа №3 Причины поражения и значение восстания.

Но, как показали события, у Николая был сильный союзный союзник – время. 14 декабря оно работало на царя. Большинство войск, расквартированных в Петербурге, поддержали Николая. Декабристы же эффект внезапности, который давал им серьёзные преимущества, упустили безнадёжно.

Противостояние на Сенатской площади продолжалось около 5-ти часов: с 11 до начала 5-го. Пожалуй, самым ярким и трагическим событием за эти долгие часы являлся рейд на Сенатскую площадь генерал-губернатора Милорадовича, пытавшегося убедить рядовых участников восстания в том, что их обманывают. Но он был смертельно ранен Каховским (слайд 15).

После того, как переговоры не удались, Николай приказал войскам, принесшим ему присягу, открыть огонь по мятежникам. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали.

Какие вы выделили причины поражения?

Учитель: Следствие по делу декабристов началось практически в день восстания. Некоторые из его руководителей были задержаны прямо на Сенатской площади. Вечером 14 декабря они уже давали первые показания. Пятеро были повешены в Петропавловской крепости

- Какую историческую информацию вам удалось извлечь из этих документов?

А теперь ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело!

Несмотря на разгром восстания – Николай I оказался под сильным впечатлением от этого события, стало очевидно, что жить по старым порядкам страна уже не может. Декабристы всколыхнули передовую часть российского общества, способствовали тому, что её усилия и таланты оказались направленными на борьбу с крепостничеством и самодержавием.

6. Подводятся итоги урока, звучит оценка работы групп, отдельных обучающихся.


1. Рудник, на котором работали большинство декабристов.

2. Первая из женщин-декабристок.

3. Император, который взошёл на престол в 1825 году.

4. Император, который разрешил декабристам в 1856г. вернуться в Россию.

5. В этом сибирском городе в разное время проживали до 15 декабристов и их семьи.

6. Самая большая колония декабристов проживала в …… заводе.

7. Помилование, объявленное декабристам в 1856г.

8. Этот декабрист несколько лет служил в Омске.

9. Большинство декабристов были осуждены на …… .

7. Рефлексия

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

· Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать – 4-6 баллов.

· Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.

Читайте также: