План конспект семинарского занятия по возрастной психологии

Обновлено: 06.07.2024

Тема:Условия, механизмы и закономерности развития и формирования психики в процессе онтогенеза.

Продолжительность – 2 часа.

Цель:сформировать у студентов представление о предмете и методах возрастной психологии, условиях, движущих силах и закономерностях развития психики в процессе онтогенеза.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Предмет, объект и задачи возрастной психологии. Теоретическое и прикладное значение возрастной психологии.

2. Специфика методов возрастной психологии.

3. Понятие развития. Процессы и области развития. Основные механизмы научения.

4. Влияние среды на развитие человека. Взаимодействие биологических и социальных факторов развития.

5. Проблема движущих сил и источников психического развития.

6. Предпосылки и условия развития психики.

Основная литература:

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

Дополнительная литература:

3. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 240с.: ил. – (Серия «Учебное пособие).

7. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междуна­родное издание. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

11. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. /Обл. ред. А. М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987 – 272 с.: ил..

12. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с. – (Высшее образование).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема:Основные закономерности психического развития в трудах зарубежных психологов

Цель: сформировать у студентов представление об основных теориях психического развития в зарубежной психологии.

Вопросы для обсуждения:

Основная литература:

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

Дополнительная литература:

3. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 240с.: ил. – (Серия «Учебное пособие).

7. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междуна­родное издание. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

11. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. /Обл. ред. А. М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987 – 272 с.: ил..

12. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с. – (Высшее образование).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема:Основные закономерности психического развития в трудах отечеств. психологов

Цель: сформировать у студентов представление об основных теориях психического развития в отечественной психологии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Культурно-историческая концепция психического развития Л. С. Выготского.
  2. Закон формирования высших психических функций (Л.С. Выготский).
  3. Социальная ситуация развития и новообразования. Неравномерность психического развития: периоды критический, литический, сензитивный.
  4. Деятельностный подход к анализу психики (А.Н. Леонтьев). Понятие ведущего типа деятельности.
  5. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

Основная литература:

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

Дополнительная литература:

3. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 240с.: ил. – (Серия «Учебное пособие).

7. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междуна­родное издание. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

11. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. /Обл. ред. А. М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987 – 272 с.: ил..

12. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с. – (Высшее образование).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема:Новорожденность. Младенчество. Раннее детство

Цель:сформировать у студентов представление об особенностях психического развития в период новорожденности, младенчества и раннего детства.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологическое содержание каждого возраста (хронологические рамки, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, психологические новообразования).
  2. Родовой кризис. Стадия новорожденности. Комплекс оживления.
  3. Становление эмоционального общения. Специфика развития восприятия, памяти, речи, движений и действий в младенчестве.
  4. Кризис 1 года.
  5. Ранний возраст. Основные психологические закономерности познавательного и эмоционально-личностного развития.
  6. Закономерности в развитии предметно-орудийных действий.
  7. Кризис 3-х лет.

Основная литература:

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

Дополнительная литература:

3. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 240с.: ил. – (Серия «Учебное пособие).

7. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междуна­родное издание. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

11. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. /Обл. ред. А. М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987 – 272 с.: ил..

12. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с. – (Высшее образование).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема:Дошкольник. Психологическая готовность к школе

Цель:сформировать у студентов представление об особенностях психического развития в дошкольном возрасте.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологическое содержание дошкольного возраста (хронологические рамки, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, психологические новообразования).
  2. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
  3. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками.
  4. Развитие личности в дошкольном возрасте. Самосознание дошкольника.
  5. Кризис 7-ми лет.
  6. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению. Личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая зрелость.
  7. Диагностика психологической готовности к школе.

Основная литература:

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

Дополнительная литература:

3. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 240с.: ил. – (Серия «Учебное пособие).

7. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междуна­родное издание. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

11. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. /Обл. ред. А. М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987 – 272 с.: ил..

12. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с. – (Высшее образование).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема:Психология младшего школьника

Цель:сформировать у студентов представление об особенностях психического развития младшего школьника.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологическое содержание младшего школьного возраста (хронологические рамки, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, психологические новообразования).
  2. Познавательное развитие младшего школьника.
  3. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
  4. Особенности общения младшего школьника.
  5. Проблема психологической адаптации ребенка к школе.

Основная литература:

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

Дополнительная литература:

3. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 240с.: ил. – (Серия «Учебное пособие).

7. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междуна­родное издание. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

11. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. /Обл. ред. А. М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987 – 272 с.: ил..

12. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с. – (Высшее образование).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема:Организация учения младшего школьника как ведущего типа деятельности

Цель:сформировать у студентов представление об особенностях учебной деятельности младших школьников.

Вопросы для обсуждения:

  1. Игровая и учебная деятельность у младших школьников.
  2. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания младших школьников.
  3. Характеристика компонентов учебной деятельности, их становление у младших школьников.
  4. Источники умственного развития младшего школьника. Причины неуспеваемости.
  5. Диагностика особенностей познавательной сферы младших школьников.

Основная литература:

7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

Дополнительная литература:

14. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 240с.: ил. – (Серия «Учебное пособие).

18. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междуна­родное издание. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

21. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. /Обл. ред. А. М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987 – 272 с.: ил..

22. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с. – (Высшее образование).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема:Психология подростка

Цель:сформировать у студентов представление об особенностях психического развития подростка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологическое содержание подросткового возраста (хронологические рамки, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, психологические новообразования).
  2. Качественные изменения в познавательной сфере подростка (произвольный характер познавательной деятельности, метапознание, теоретическое мышление, монологическая речь).
  3. Формирование личности подростка (развитие самосознания, самооценка, уровень притязаний, саморегуляция, потребность в самовыражении).
  4. Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками.
  5. Кризис подростничества. Профилактика конфликтного протекания кризиса.

Основная литература:

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

Дополнительная литература:

3. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 240с.: ил. – (Серия «Учебное пособие).

7. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междуна­родное издание. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

10. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с. – (Высшее образование).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема:Психологические особенности юношеского возраста

Цель:сформировать у студентов представление об особенностях психического развития в юношеском возрасте.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологическое содержание юношеского возраста (хронологические рамки, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, психологические новообразования).
  2. Интеллектуальное развитие в юности.
  3. Развитие личности в юношеском возрасте.
  4. Общение в юношеском возрасте.
  5. Юность. Осознание себя как личности. Кризис юности.
  6. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Методы диагностики профессиональных предпочтений личности.

Основная литература:

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. – 1999. - 442 с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

Дополнительная литература:

3. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 240с.: ил. – (Серия «Учебное пособие).

7. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междуна­родное издание. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

11. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. /Обл. ред. А. М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987 – 272 с.: ил..

12. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с. – (Высшее образование).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема:Особенности психического развития в периоды возрастных кризисов

Цель:сформировать у студентов представление об особенностях психического развития в периоды возрастных кризисов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие кризиса в возрастной психологии.
  2. Основные положения концепции возрастных кризисов в отечественной психологии.
  3. Развитие концепции критических периодов в отечественной психологии.
  4. Общий анализ возрастных новообразований. Двухактность формирования новообразований.
  5. Содержание критического возраста: субъективация способности. Механизм субъективации.
  6. Переход в новый возраст.
  7. Социальная ситуация развития в кризисе. Структура возрастного кризиса.

Основная литература:

Дополнительная литература:

3. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 240с.: ил. – (Серия «Учебное пособие).

5. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междуна­родное издание. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

  • актуализировать знания педагогов по детской возрастной психологии;
  • рассмотреть основные возрастные особенности детей 3-18 лет;
  • рассмотреть особенности педагогического взаимодействия с детьми 3-18 лет.
  1. Составление план-конспекта семинара-практикума.
  2. Подготовка материалов для проведения семинара-практикума.
  • Столы, стулья по количеству участников.
  • бумага А3 для групповой работы;
  • маркеры, ручки;
  • конфеты.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, устанавливаются обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяется наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Когда ребенок приходит заниматься впервые, мы знакомимся с ним, узнаем друг друга, строим концепцию воспитания, обучения, общения.

Т акже мы заново открываем для себя ребенка, который рядом с нами уже не первый год. Он вырос, повзрослел, следовательно – изменился. Его интересы, мотивы, отношения стали другими – и нам придется по-другому с ним взаимодействовать.

Дети растут и изменяются, каждый ребенок по-своему, с присущим только ему темпом и результатом. Однако существуют обобщенные особенности каждого возраста, зная которые, педагогу легче построить образовательный и воспитательный процесс, т.к. каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приёмов и методов обучения и воспитания.

1 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАР 1. Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии. 1. Определение предмета возрастной психологии. 2. Структура возрастной психологии. Система взаимосвязей с другими науками. 3. Задачи возрастной психологии Теоретические задачи Прикладные задачи. 4. Методы возрастной психологии. 5. Проблемы психологии возрастного развития 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М., с. 2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М.В. Гамезо [и др.]; под общ. ред. М.В. Гамезо. М., С Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. Минск, Ч.1. Введение. 239 с. 4. Немов, Р.С. Психология: уч. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Т. 2. С Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. М., Панько, Е.А. Проблема психического развития в современной возрастной и педагогической психологии / Е.А. Панько // Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Ф.И. Иващенко [и др.]; под общ. ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинского. Минск: Выш. школа, С Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. М., С Эксперимент и особенности его применения в возрастной психологии. 2. Основные направления исследований в возрастной психологии в нашей стране и за рубежом. СЕМИНАР 2. Тема 2. Основные категории возрастной психологии. 1. Развитие как одна из основных категорий возрастной психологии.

2 1.1. Факторы, условия и движущие силы развития Созревание, рост и старение Научение и социализация Психическое развитие и развитие личности. 2. Категория обучения в возрастной психологии. 3. Воспитание как категория возрастной психологии. 4. Взаимосвязь категорий друг с другом Обучение и развитие Воспитание и развитие. 5. Принципы возрастной психологии. 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М., с. 2. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. Минск, Ч.1. Введение. 239 с. 3. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг / Пер. с англ. Мальгиной Н. и др.; под общ. ред. Алексеева А.А. 7-е междунар. изд. СПб.: Питер, с. 4. Немов, Р.С. Психология: уч. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Т с. 5. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. М., Панько, Е.А. Проблема психического развития в современной возрастной и педагогической психологии / Е.А. Панько // Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Ф.И. Иващенко [и др.]; под общ. ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинского. Минск: Выш. школа, С Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. М., С , Анцыферова, Л.И. Принцип развития в психологии / Л.И. Анцыферова // Методологические проблемы психологии развития. М., С Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы психологов периода гг.; под ред. И.И. Ильясова, В.Л. Ляудис. М.: Издательство Московского университета, С Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, С Рубинштейн, С.Л. Обучение и развитие / С.Л. Рубинштейн // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы

3 психологов периода гг.; под ред. И.И. Ильясова, В.Л. Ляудис. М.: Издательство Московского ун-та, С Система научных психологических понятий, описывающих процесс развития. 2. Теория культурно-исторического развития высших психических функций по Л.С. Выготскому. 3. Классификация и характеристика сензитивных периодов развития в жизни ребенка. СЕМИНАР 3. Тема 3. Теории психического развития. 1. Общие требования к теории развития. 2. Традиционные теории развития Эндогенные теории развития Экзогенные теории развития. 3. Современные теории развития Психоаналитическое направление Гуманистические теории развития Структурно генетическое направление Теории социализации. 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М., с. 2. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. Минск, Ч.1. Введение. С Карандашев, Ю.Н. История психологии развития / Ю.Н. Карандашев // Адукацыя i выхаванне , 4, 9, Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг / Пер. с англ. Мальгиной Н. и др.; под общ. ред. Алексеева А.А. 7-е междунар. изд. СПб.: Питер, с. 5. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. М., Немов, Р.С. Психология: уч. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Т с. 7. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. М., С Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы психологов периода гг.; под ред.

4 И.И. Ильясова, В.Л. Ляудис. М.: Изд-во Московского университета, С Пиаже, Ж. Психология интеллекта. Интеллект и сенсомоторные функции / Ж. Пиаже // Избр. психологич. труды. М., С Влияние среды и наследственности на развитие в разных психологических теориях: сравнительный анализ. 2. Движущие силы и направление развития в разных психологических теориях: сравнительный анализ. СЕМИНАР 4. Тема 4. Возрастная периодизация психического развития. 1. Основные подходы к построению периодизации. 2. Периодизация психического развития (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной). 3. Периодизация развития личности (Л.И. Божович, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна). 4. Периодизация всего жизненного пути (Э. Эриксон). 1. Ананьев, Б.Г Возрастная периодизация жизненного цикла человека / Б.Г. Ананьев // Избр. психологич. труды: в 2 т. М., Т. 1. С Карандашев, Ю.Н. Психология развития: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. Минск, Ч.1. Введение. 239 с. 3. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг / Пер. с англ. Мальгиной Н. и др.; под общ. ред. Алексеева А.А. 7-е междунар. изд. СПб.: Питер, с. 4. Моргун, Т.Ф., Ткачева, Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии: уч. пособие / Т.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. М., Немов, Р.С. Психология: уч. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Т с. 6. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. М., С Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы психологов периода гг.; под ред. И.И. Ильясова, В.Л. Ляудис. М.: Изд-во Московского университета, С

5 8. Валлон, А. Психическое развитие ребенка: [пер. с франц.] / А. Валлон / Акад. пед. наук СССР. М.: Просвещение, с. 9. Запорожец, А.В. Основные проблемы онтогенеза психики / А.В. Запорожец // Избр. психологич. Труды: в т. М., Т. 1. С Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М.И. Лисина // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы психологов периода гг.; под ред. И.И. Ильясова, В.Л. Ляудис. М.: Изд-во Московского университета, С Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика, С Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Раздел 1 / Д.Б. Эльконин // Избр. психологич. труды. М., С Кризисы возрастного развития. 2. Сравнительный анализ эмпирических и теоретических представлений о периодизации развития. СЕМИНАР 5. Тема 13. Развитие личности в пожилом и старческом возрасте. 1. Проблема изучения развития человека в пожилом возрасте. 2. Общая характеристика пожилого и старческого возраста. 3. Структура и возрастные границы возраста. 4. Смерть и умирание Стадии приспособления к умиранию Смерть как окончательная стадия онтогенетического развития человека. 1. Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М.Д. Александрова. Л., Анциферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анциферова // Психологический журнал С. 3. Бороздина, Л.В. Геронтопсихологические исследования в США / Л.В. Бороздина // Психологический журнал С. 4. Карсаевская, Т.В. Философские аспекты геронтологии / Т.В. Карсаевская, А.Т. Шаталов. М., 1978.

6 5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг / Пер. с англ. Мальгиной Н. и др.; под общ. ред. Алексеева А.А. 7-е междунар. изд. СПб.: Питер, с. 6. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. М., С Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. Л., Личные и профессиональные отношения в пожилом возрасте. 2. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию. 3. Проблемы психологической и социальной работы с пожилыми людьми.

11 1. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. Л., С Основные тенденции и подходы к периодизации взрослых возрастов. 2. Профессиональная реализация взрослых людей: гендерные различия. 3. Исследование психологии взрослых в трудах Б.Г. Ананьева. 4. Кризисы взрослого возраста. ЗАНЯТИЕ 9. Тема 13. Развитие личности в пожилом и старческом возрасте. 1. Проанализируйте проблемы психологической и социальной работы с пожилыми людьми и сформулируйте пути их разрешения. 1. Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М.Д. Александрова. Л., Анциферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анциферова // Психологический журнал С. 3. Бороздина, Л.В. Геронтопсихологические исследования в США / Л.В. Бороздина // Психологический журнал С. 4. Карсаевская, Т.В. Философские аспекты геронтологии / Т.В. Карсаевская, А.Т. Шаталов. М., Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг / Пер. с англ. Мальгиной Н. и др.; под общ. ред. Алексеева А.А. 7-е междунар. изд. СПб.: Питер, с. 6. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. Л., 1990.

Критерии оценки конспектов: наличие конспектов по всем темам семинарских занятий; соответствие текста рассматриваемой теме, полнота ее освещения в рамках предложенных вопросов; логичность, аргументированность и последовательность изложения; самостоятельная переработка текста: сокращение, перефразирование; язык и стиль работы.

Критерии оценки выступления на семинарском занятии: логичность, аргументированность и последовательность; способность анализировать и излагать собственный взгляд на проблему на основе приобретенных знаний; язык и стиль работы.

Темы семинарских занятий

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Психическое развитие

1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

2. Проблема развития в психологии. Биологические и социальные факторы развития. Концепции психического развития ребёнка.

3. Движущие силы, условия и факторы развития. Социальная ситуация развития.

4. Основные закономерности психического развития ребёнка. Понятие сензитивного периода развития.

Литература:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Академ. проект : Альма Матер, 2006.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер , 2009. - 398 с.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд. - М. : Пед. о-во России, 2009.

4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : развитие ребенка от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2006.

5. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / В. С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

6. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник по дисциплине "Возрастная психология" для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт : МГППУ, 2010.

7. Психология развития : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Под ред. Т.Д. Марцинковской . - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. - 528 с.

Тема 10. Особенности развития в период геронтогенеза

План:

1. Периодизация геронтогенеза. Старение как внутренний противоречивый процесс.

2. Старость как социальная и психологическая проблема.

3. Психологические особенности адаптации к выходу на пенсию.

4. Факторы долголетия и социальная активность. Творческая деятельность.

Литература:

Приложение 2

Критерии оценки: количество понятий в словаре; наличие альтернативных определений понятий; понимание и анализ определения понятия.

Основные понятия:

- развитие, возраст, ведущая деятельность, кризис, кризис развития, психологические новообразования, социальная ситуация развития, возрастная субкультура, интериоризация;

- онтогенез, филогенез, генезис, возрастная периодизация, личность, индивид, индивидуальность, человек, активность, рефлексия, самосознание, Я - концепция, идентичность, образ Я, идентификация, интеграция, адаптация, акмеология, геронтогенез;

Приложение 3

Таблица 1

Приложение 4

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития.

Тема 2. Периодизация развития человека.

Тема 3. Развитие в младенчестве и раннем детстве.

Тема 4. Психическое развитие дошкольника.

Тема 5. Особенности развития младшего школьника.

Тема 6, 7. Особенности развития подростка. Особенности развития в ранней юности.

Приложение 5

Контрольная работа по результатам изучения дисциплины и анализа психологической литературы по следующим аспектам:

1. Предмет, задачи и методы психологии развития.

2. Периодизация развития человека.

3. Развитие в младенчестве и раннем детстве.

4. Психическое развитие дошкольника.

5. Особенности развития младшего школьника.

6. Особенности развития подростка.

7.Особенности развития в ранней юности.

Критерии оценки: понимание и усвоенность психологических явлений, логичность, аргументированность и последовательность; способность анализировать и излагать собственный взгляд на проблему на основе приобретенных знаний; язык и стиль работы.

Контрольная работа проводиться на консультационном занятии в письменной форме по каждому из разделов по следующим вопросам:

1.Предмет, задачи и методы психологии развития:

- Предмет и методы исследования в психологии развития.

- Понятие развития в психологии. Основные факторы, движущие силы, условия, закономерности развития.

- Возраст и его социально-психологические особенности.

2.Периодизация развития человека:

3.- Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии (Выготский Л.С., Пиаже Ж., Фрейд З, Эльконин Д.Б., Эриксон Э. и др.).

4.Ведущая деятельность. Ее признаки и роль в формировании личности ребенка.

5.Особенности развития самосознания детей на разных этапах психического развития.

6.Особенности познавательной сферы детей на разных этапах психического развития.

7.Возрастные особенности общения ребенка со сверстниками и со взрослыми на разных этапах психического развития.

Приложение 6

Итоговая аттестация по курсу завершается устным зачётом, на котором проверяются следующие компоненты содержания учебной дисциплины и умения:

1. знание теоретического материала (понятия, идеи, концепции, подходы);

2. умение раскрывать на теоретическом уровне ключевые понятия дисциплины: возраст, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, движущие силы развития, кризисы возрастного развития, психические новообразования).

3. умение дать оценку эмпирическим явлениям с теоретической точки зрения;

4. умение обобщать факты, явления; делать выводы - умение использовать различные источники информации по предмету, чтобы раскрыть научную проблему, идею, понятие, описать психологическое явление, входящее в данный курс.

1. Предмет, задачи, методы психологии развития.

2. Понятие развития в психологии. Основные факторы, движущие силы, условия, закономерности развития.

3. Норма и отклонение в развитии человека. Причины аномалий развития человека.

4. Проблема взаимосвязи обучения и психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

5. Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии (Выготский Л.С., Пиаже Ж., Фрейд З, Эльконин Д.Б., Эриксон Э. и др.).

6. .Возраст и его социально-психологические особенности.

7. Понятие субкультура. Структура субкультуры и ее особенности.

8. Ведущая деятельность. Ее роль в формировании личности ребенка.

9. Особенности психического развития в младенческом возрасте и раннем детстве. Субкультура раннего детства.

10. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура дошкольника.

11. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

12. Проблема адаптации ребенка к обучению в школе, школьные неврозы.

13. Развитие личности младшего школьника. Субкультура младшего школьника.

14. Общая характеристика возрастных особенностей личности подростка. Подростковая субкультура.

15. Психосексуальное развитие подростка и особенности его эмоционально-волевой сферы.

16. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Соотношение биологической и социальной зрелости.

17. Особенности становления личности старшеклассника. Юношеская субкультура.

18. Социальное и профессиональное самоопределение в ранней юности.

19. Особенности развития самосознания детей на разных этапах психического развития.

20. Особенности познавательной сферы детей на разных этапах психического развития.

21. Возрастные особенности общения ребенка со сверстниками на разных этапах психического развития.

22. Возрастные особенности общения ребенка со взрослыми на разных этапах психического развития.

23. Акмеологический период развития (период взрослости). Геронтогенез.

Приложение 7

Студентам предлагается набор ситуаций (см. отдельный электронный файл).

Приложение 1

Критерии оценки конспектов: наличие конспектов по всем темам семинарских занятий; соответствие текста рассматриваемой теме, полнота ее освещения в рамках предложенных вопросов; логичность, аргументированность и последовательность изложения; самостоятельная переработка текста: сокращение, перефразирование; язык и стиль работы.

Критерии оценки выступления на семинарском занятии: логичность, аргументированность и последовательность; способность анализировать и излагать собственный взгляд на проблему на основе приобретенных знаний; язык и стиль работы.

Темы семинарских занятий

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Психическое развитие

1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

2. Проблема развития в психологии. Биологические и социальные факторы развития. Концепции психического развития ребёнка.

3. Движущие силы, условия и факторы развития. Социальная ситуация развития.

4. Основные закономерности психического развития ребёнка. Понятие сензитивного периода развития.

Литература:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Академ. проект : Альма Матер, 2006.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер , 2009. - 398 с.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд. - М. : Пед. о-во России, 2009.

4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : развитие ребенка от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2006.

5. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / В. С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

6. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник по дисциплине "Возрастная психология" для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт : МГППУ, 2010.

7. Психология развития : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Под ред. Т.Д. Марцинковской . - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. - 528 с.

1. Предмет, задачи и проблемы возрастной психологии. Связь с другими науками.

2. Стратегии исследования психического развития.

3. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки.

4. Детство как предмет психологического исследования.

5. Классификация и характеристика методов исследования в возрастной психологии: наблюдение, экспери­мент, биографический метод, тестирование, анализ продуктов деятельности, сравнительное исследование нормы и патологии как метод изучения психиче­ского развития.

Задания для обсуждения и размышления:

1. Проанализируйте связь возрастной психологии с педагогикой и педагогической психологией.

2. Проанализируйте основные достоинства и недостатки исследования методов эмпирической группы.

3. Задачи возрастной психологии и перспективы её развития.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ.для студ.вузов, обуч. по направ.и спец."Психология".-М.:Академия, 2004 .-539с.-(Высшее образование).

3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

7. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

11. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991 - N 2.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998 - N 6. – С. 3-18.

15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971 - N 4.

Семинарское занятие №2

Семинарское занятие № 4

Тема: Проблема периодизации психического развития.

1.Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития в культурно-исторической концепции. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

2. Критерии периодизации возрастного развития: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психологические новообразования. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину. Характеристика ведущих видов деятельности.

3. Психологические механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Кризисы развития.

4. Периоды и стадии развития по В.И.Слободчикову (оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация).

5. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. Отклонения в психическом развитии.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ.для студ.вузов, обуч. по направ.и спец."Психология".-М.:Академия, 2004 .-539с.-(Высшее образование).

3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

7. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

11. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991 - N 2.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998 - N 6. – С. 3-18.

15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971 - N 4.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Вставьте пропущенные слова:

3. Сравните основные взгляды на развитие психики ребенка представителей биологизаторского и социологизаторского направлений и проанализируйте их. Дайте критический анализ этих направлений.

4. Раскройте основные подходы к проблеме соотношения обучения и развития. В чем сущность положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития?

5. Как вы кратко сформулировали бы, применительно к возрастной психологии, суть культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развиваемой ныне московской школой психологов – учеников и последователей Выготского?

Семинарское занятие № 5

Тема: Периодизации психического и личностного развития в зарубежных психологических теориях

1. Периодизация психического развития в психоанализе. Психоаналитические стадии как стадии психического генеза в течение жизни ребенка (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии).

3. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта как смена трех больших периодов (сенсомоторный интеллект, репрезентативный интеллект и конкретные операции, формальные операции). Эгоцентризм детского мышления.

4. Развитие морального сознания как последовательный процесс (по Л.Колбергу). Стадии и уровни развития (доморальный уровень, конвенциональная мораль, автономная мораль).

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ.для студ.вузов, обуч. по направ.и спец."Психология".-М.:Академия, 2004 .-539с.-(Высшее образование).

3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

10. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991 - N 2.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998 - N 6. – С. 3-18.

14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971 - N 4.

Семинарское занятие № 6

Семинарское занятие № 7

Семинарское занятие № 8

Семинарское занятие № 9

Семинарское занятие № 10

Тема: Психологические особенности развития в подростковом возрасте

1. Теории подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон и др.).

2.Социальные факторы как ведущие детерминанты психического развития и формирования личности подростков.

3. Биологические факторы как условия, влияющие на особенности психического развития подростка. Физиологическая основа пубертатного кризиса.

4. Основные новообразования подросткового возраста. Чувство “взрослости”. Способность к сопереживанию и эмпатии.

5. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам.

6. Особенности развития познавательных процессов и их учет в учебной деятельности. Сравнение характеристики памяти, внимания, мышления с младшим школьным возрастом.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Назовите и охарактеризуйте внешние и внутренние предпосылки изменения социальной ситуации развития в этот период.

2.Заполните пробелы. Кризис личности подростка связан с_________ изменениями __________ созреванием, поиском_______ среди других, потерей __________.

Практическая часть:

Познакомиться с банком диагностических методик:

- Школьный тест умственного развития

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264 с.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

3. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

Основные понятия: чувство взрослости, агрессивность, пубертат, акселерация, акцентуации характера, аффективное поведение, гипер­сексуальность, девиантное поведение, дисморфофобия, дружба, иден­тичность, референтная группа, эмансипация, теоретическое мышление, Я- концепция.

Семинарское занятие № 11

Семинарское занятие № 12

Семинарское занятие № 13

Тема: Юность как стадия жизненного пути

1.Психофизиологическая характеристика юношеского возраста.

2. Социальная ситуация развития старшеклассника. Кризис юности.

3. Развитие личности в юношеском возрасте. Типы личностного развития. Развитие самосознания, ценностных ориентаций.

4. Основные новообразования в юношеском возрасте.

5. Самовоспитание в юношеском возрасте. Формирование жизненной позиции и этических убеждений. Воспитание чести, совести, чувства собственного достоинства. Юношеские дневники и их значение, формирование мировоззрения.

6.Особенности эмоциональной сферы. Различия с эмоциональной сферой подростка.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1.Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.

2. Изучите работы И.С. Кона по проблеме психологии ранней юности. Основные характеристики в юношеском возрасте отразите схематично.

Практическая часть:

Познакомиться с банком диагностических методик:

- Измерение мотивации достижения,

- Диагностика инте5ресов и склонностей. Анкета интересов.

- Профессионально-диагностический опросник (ПДО).

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264 с.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989. - 255 с.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

9. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

Семинарское занятие № 14

Семинарское занятие № 15

Семинарское занятие № 16

Практическая часть

Познакомиться с банком диагностических методик:

- Определение направленности личности (ориентационная анкета),

- Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири

- Тест супружеских отношений.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.,1996.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

7. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

Семинарское занятие № 17

Семинарское занятие № 18

Практическая часть.

Проведите диагностику, используя приведенные ниже методики:

Основная литература

1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: Учеб. по дисц. "Возрастная психология" для студ. вузов/Л.Ф. Обухова.-М.: Юрайт: МГППУ,2010.-460с

2. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека/Под ред. А.А. Реана.-М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-651с.

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература

2. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности// Психологический журнал. – 1996.- № 6.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до зрелости: учеб. пособ. для студ. высш. спец. учеб. завед. /И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий .-М. :Сфера, 2008.-464с

6. Ливерхуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. – Калуга, 1994.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

9. Практикум по возрастной психологии:Уч. пособ./Л.А. Головей и др. ; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-2-е изд. ,доп. и перераб .-СПб. : Речь,2008.-693с. :ил .-(Психологический практикум).

10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб.пособие. – М., 2001.

Основные понятия: акмеология, молодость, взрослость, генеративность, жизненный кризис, кризис середины жизни, социальная зрелость, инволюция, одиночество, образ жизни, личностное самоопределение, самоактуализация, кризис идентичности, половая идентификация, опыт, персонализация, предстарческий психоз, старение, суицид, смерть, эвтаназия

Тематика семинарских занятий по возрастной психологии

Семинарское занятие № 1

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.




Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: